Заочное производство и заочное решение

102. Заочное производство и заочное решение.

  • •91. Третейская форма защиты гражданских прав.
  • •92. Положение иностранцев и лиц без гражданства в Российском гражданском процессе.
  • •93. Признание и исполнение в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей.
  • •94. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Основания и основные правила пересмотра.
  • •95. Апелляционное производство по гражданским делам. Полномочия апелляционной инстанции.
  • •96. Исполнительное производство по гражданским делам. Основные правила исполнительного производства.
  • •97. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора. Полномочия надзорной инстанции.
  • •98. Производство по делам из публичных правоотношений. Круг рассматриваемых дел и основные особенности судебного разбирательства по ним.
  • •99. Кассационное производство в гражданском процессе. Полномочия кассационной инстанции.
  • •100. Судебный приказ и приказное производство.
  • •101. Пересмотр решений третейских судов и исполнение их решений.
  • •102. Заочное производство и заочное решение.
  • •103. Особое производство. Круг рассматриваемых дел и основные особенности судебного разбирательства.
  • •104. Законная сила судебного решения (понятие и правовые последствия).
  • •105. Форма и содержание искового заявления. Исправление недостатков заявления. Принятие искового заявления, последствия возбуждения дела.
  • •106. Предпосылки права на предъявление иска и условия его реализации.
  • •107. Понятие иска и его элементы. Виды исков.
  • •108. Определения суда первой инстанции, их виды.
  • •109. Обеспечение доказательств до и после возбуждения дела. Судебные поручения.
  • •110. Сущность и значение судебного решения, его составные части. Исправление недостатков решения вынесшим его судом.
  • •111. Основания к отказу в принятии искового заявления. Возвращение искового заявления. Последствия отказа и возвращения заявления.
  • •112. Судебное разбирательство, его составные части. Осложнения судебного разбирательства. Окончание дела без вынесения судебного решения.
  • •113. Подготовка дела к судебному разбирательству, ее задачи и действия судьи в стадии подготовки. Предварительное судебное заседание.
  • •114. Обеспечение иска.
  • •115. Защита ответчика против иска. Встречный иск.
  • •116. Судебные расходы, их виды. Освобождение от судебных расходов и распределение расходов между сторонами.
  • •117. Участие органов государства, местного самоуправления организаций и граждан в гражданском процессе в защиту прав других лиц, их процессуальное положение.
  • •118. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Критерии определения подведомственности и последствия несоблюдения подведомственности.
  • •119. Процессуальные сроки, их значение и виды. Порядок восстановления и продления процессуального срока.
  • •120. Представительство в суде, его виды. Процессуальное положение представителя (объем и оформление полномочий).
  • •121. Классификация доказательств на виды и ее значение. Относимость, допустимость доказательств, их оценка судом.
  • •122. Процессуальное принуждение в гражданском судопроизводстве и его виды. Судебные штрафы, сложение и уменьшение штрафов.
  • •123. Предмет доказывания по гражданским делам. Факты, освобождаемые от доказывания.
  • •124. Понятие и признаки судебных доказательств. Виды средств доказывания.
  • •125. Распределение между сторонами обязанностей по доказыванию. Роль презумпций и суда в доказательственной деятельности.
  • •126. Принципы независимости судей и подчинения их только закону. Принципы законности и истины в правосудии.
  • •127. Принципы гласности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства.
  • •129. Формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Понятие гражданского судопроизводства и его виды.
  • •130. Участие прокурора в гражданском процессе, его процессуальное положение.
  • •131. Подсудность гражданских дел (понятие и виды). Передача дела из одного суда в другой.
  • •132. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их классификация. Содержание процессуальных правоотношений.
  • •133. Третьи лица в гражданском процессе, их процессуальное положение и отличие от других участников процесса.
  • •134. Стороны в гражданском процессе, их процессуальное положение. Соучастие, правопреемство.
  • •135. Понятие судебной власти и ее роль в условиях формирования правового государства. Судебная система рф. Система судов гражданской юрисдикции.

Жалоба в ФАС: порядок подготовки и подачи жалобы в контрольный орган + образцы (шаблоны) жалоб

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о том, как самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС, а главное, как это сделать ПРАВИЛЬНО.

В настоящее время интернет просто разрывается от предложений консалтинговых и юридических фирм, которые предлагают свои услуги по консультированию, составлению жалобы, а также её дальнейшему сопровождению в контрольных органах. Однако услуги эти отнюдь не дешевые. Стоимость одного лишь составления жалобы колеблется в пределах от 3000 до 5000 рублей, а иногда и выше. Все зависит от региона, фирмы, оказывающей услуги, и прочих условий.

Но, на самом деле, подготовить и подать жалобу в ФАС не такое уж и сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Помните это крылатое выражение — «Не Боги горшки обжигают»? Действительно, в этом нет ничего сложного и этому легко можно научиться. Изучив эту статью до конца, вы будете в состоянии самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС. И так, давайте начнем…

1. Порядок подачи жалобы в ФАС
2. Сроки подачи жалобы в ФАС
— Сроки по 44-ФЗ
— Сроки по 223-ФЗ
3. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС
— Рассмотрение по 44-ФЗ
— Рассмотрение по 223-ФЗ

1. Порядок подачи жалобы в ФАС

В этой части статьи мы с вами рассмотрим последовательность действий при подаче жалобы в ФАС. Эта последовательность состоит из 7-ми простых шагов, которые вам необходимо будет выполнить:

Шаг №1 — Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС;
Шаг №2 — Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться;
Шаг №3 — Скачать образец (шаблон) жалобы;
Шаг №4 — Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства;
Шаг №5 — Определить, куда подать жалобу;
Шаг №6 — Выбрать форму подачи жалобы;
Шаг №7 — Подать жалобу в установленный срок.

А теперь давайте рассмотрим с вами каждый шаг более подробно.

Шаг №1 – «Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вы должны четко знать какие действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки вы будете обжаловать.

Если жалоба подается на закупочную документацию, то вам необходимо внимательно изучить размещенную заказчиком документацию, выделяя её сомнительные положения. А затем определить, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства.

Если же жалоба подается на действия комиссии заказчика, то необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности решения. Не редки случаи, когда протокол рассмотрения заявок не позволяет определить положения заявки, не соответствующие требованиям документации о закупке или положения документации о закупке, которым противоречит заявка. Подобное обстоятельство образует самостоятельное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно КоАП РФ), о чем также необходимо указать в жалобе. Таблицу с ответственностью должностных лиц за нарушения 44-ФЗ и 223-ФЗ вы сможете скачать на этом сайте в разделе “Инструкции”.

Шаг №2 – «Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться»

Для того чтобы грамотно обеспечить защиту своих прав и интересов в ФАС вам необходимо хорошо знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или по крайней мере уметь в них ориентироваться. Для этого рекомендую вам достаточно глубоко изучить Главу 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», а также ч. 9-10 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Шаг № 3 – «Скачать образец (шаблон) жалобы»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вам будет необходим образец (шаблон) для составления такой жалобы. Для этого рекомендую вам зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru/). В верхней части сайта перейдите по вкладке «Контакты». В выпадающем меню выберите раздел «Обращения в ФАС России».

В левом столбце выберите пункт «Образцы документов».

В центральном окне откроются образцы документов, в нем вам будет нужно выбрать пункт «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

После того, как вы перейдете по данному пункту, перед вами откроется краткая справка ФАС о содержании и сроках подачи письменной жалобы, а ниже этой справки вы найдете ссылку «Образец жалобы», при нажатии на которую вы сможете скачать данный образец на свой компьютер.

Данный образец вы также сможете скачать . Кстати, этот же шаблон можно использовать и для составления жалоб по 223-ФЗ. Помимо этого рекомендую вам зайти в Реестр жалоб (http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/complaintQuickSearch/search.html) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/) там вы сможете ознакомиться с уже рассмотренными или находящимися в рассмотрении жалобами от участников закупок, а также с решениями и предписаниями ФАС.

Вся информация находится в свободном доступе. Если вы новичок, то это будет большим подспорьем в работе, т.к. вы сможете найти в данном реестре жалобу на аналогичные действия или бездействие Заказчика, УО, СО и т.д. Как говориться, зачем изобретать велосипед? Мыслите шире! Да, бывают нестандартные ситуации, но большинство нарушений очень и очень похожи и наверняка уже были обжалованы кем-то другим до вас. Главное уметь находить нужную вам информацию. Также рекомендую вам посмотреть небольшой видеоурок по подготовке жалобы в ФАС:

Шаг № 4 – «Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства»

И так… вы определились с тем, какие именно пункты закона были нарушены, вы собрали все имеющиеся доводы жалобы воедино, скачали образец (шаблон) жалобы или, если вам удалось, то нашли аналогичную жалобу в реестре жалоб. Теперь вам нужно очень внимательно и скрупулёзно составить свою жалобу.

Требования к содержанию жалобы по 44-ФЗ

В ч.8 ст.105 44-ФЗ указаны все сведения, которые должны содержаться в жалобе, а именно:

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).

Рекомендация: Все вышеизложенные данные имеются в информационной карте документации, извещении или протоколе. Вам просто необходимо скопировать слово в слово эти сведения.

2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).

Рекомендация: Очень внимательно указывайте сведения о себе и свой e-mail, т.к. его отсутствие, может послужить формальным поводом для отказа в рассмотрении вашей жалобы.

3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

Рекомендация: В данном пункте вам нужно обязательно указать номер извещения, наименование заказа, где и когда он был размещен.

4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Рекомендация: В данном пункте вам необходимо без лишних эмоций и «воды» по существу изложить те пункты, которые были нарушены, а в доводах жалобы указать на те документы или пункты документации, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки и т.д. Жалоба должна содержать полный перечень документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

Очень важно: Жалоба должна быть подписана и скреплена печатью (при её наличии). К жалобе, поданной представителем участника закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. А также должны быть приложены и перечислены в приложении все документы, на которые вы ссылаетесь в доводах жалобы.

Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ

Согласно требованиям ч.6 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа должна содержать:

1) Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) Указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

4) Указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также соответствующие доводы;

5) Перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Шаг № 5 – «Определить, куда подать жалобу»

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

В случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и т.д. при осуществлении закупки путем проведения совместных конкурсов или аукционов, заказчики которых находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.

Вы можете подать жалобу в ФАС России на действия (бездействие) оператора электронной площадки или в другие территориальные подразделения по месту нахождения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС. Чтобы ознакомиться с полным перечнем территориальных органов ФАС и их контактными данными, зайдите на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (http://fas.gov.ru/). В верхней части сайта нажмите по вкладке «Территориальные органы». В центральном окне сайта откроется список всех территориальных органов ФАС.

При нажатии по названию необходимого территориального органа, откроется сайт данного территориального органа ФАС с контактной информацией для подачи жалобы.

Шаг № 6 – «Выбрать форму подачи жалобы»

Жалоба в ФАС подается либо в письменной форме (лично, по почте или курьером), либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.

Рекомендация: Если вы подаете жалобу в форме электронного документа, то не поленитесь, обязательно сделайте телефонный звонок и уточните номер входящего документа, чтобы ваша жалоба была зафиксирована. Потому как техника иногда дает сбои и ваша жалоба может попросту не дойти до адресата.

Шаг № 7 – «Подать жалобу в установленный срок»

Сроки подачи жалобы в ФАС подробно рассмотрены во 2-ой части данной статьи.

Вот и весь порядок подачи жалобы в ФАС. Как видите, ничего сложного в этом нет.

2. Сроки подачи жалобы в ФАС

Сроки по 44-ФЗ

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки по 223-ФЗ

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

3. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Рассмотрение по 44-ФЗ

ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение 5-и рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Датой поступления жалобы является дата её регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Рассмотрение по 223-ФЗ

Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение 7-ми рабочих дней со дня поступления жалобы. Однако если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно ещё на 7-мь рабочих дней.

На этом моя статья подошла к концу. Пользуйтесь данной последовательностью при составлении своих жалоб на действия (бездействие) заказчиков, изучайте практику ФАС по 44-ФЗ (223-ФЗ) и тогда ни один заказчик не сможет нарушить ваши законные права и интересы. Желаю вам удачи!

Статья 5. УПК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

95. В другом случае законодатель употребил термин «специальное» (специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Происхождение же слова «специальный» такое же, как и термина «специализированный». «Специальный» означает «особый, предназначенный для» какой-либо «определенной цели». Специальное учреждение — это то же самое, что и специализированное учреждение. Именно поэтому мы обе группы рассматриваемых учреждений отнесли к числу тех, о которых идет речь в п. 44 коммент. ст., ст. ст. 105, 424 и др. статьях УПК.

96. Закрепленный в п. п. 46 и 47 ст. 5 УПК перечень субъектов, составляющих ту или иную сторону, нельзя признать исчерпывающим. Уголовное преследование и функцию защиты (правда, несомненно, не от обвинения, а от осуществляемого в отношении лица уголовного преследования) осуществляют не только те субъекты, которые здесь указаны. Функция защиты от осуществляемого в отношении лица уголовного преследования присуща также по меньшей мере подозреваемым, а также их законным представителям. Исходя из изложенного Конституционным Судом РФ подхода к понятию уголовного преследования, защиту от такового осуществляет также лицо, подозреваемое в совершении преступления, подозреваемым или обвиняемым не являющееся, а значит, и его законный представитель.

97. Согласно редакции п. 45 ст. 5 УПК к стороне обвинения следует относить всех тех участников уголовного судопроизводства, которые выполняют на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования). Уголовному процессу известен такой субъект, как законный представитель потерпевшего (п. 12 ст. 5 УПК). О нем ничего не сказано в п. 47 коммент. ст. Здесь речь идет о представителе потерпевшего. Между тем редакция ст. ст. 5, 22, 119 и некоторых других статей УПК позволяет утверждать, что законодатель не считает законного представителя разновидностью представителя (как не относит близких родственников к числу родственников). Поэтому, перечисляя субъектов, составляющих сторону обвинения, среди таковых законодателю необходимо было бы указать и законного представителя потерпевшего.

98. В п. 47 ст. 5 УПК к тому же дан неполный перечень лиц, которые могут осуществлять уголовное преследование. Таковыми также являются:

99. Что орган дознания, руководитель и члены следственной группы (группы дознавателей) осуществляют уголовное преследование, думается, ни у кого сомнений не вызовет. Другое дело — два последних из названных субъектов уголовного процесса.

100. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания отнесены нами к стороне обвинения не только потому, что их назначение в уголовном процессе во многом аналогично назначению руководителя следственного органа. В основном же их место в системе участников уголовного процесса предопределено правовым статусом. Так, начальник органа дознания вправе утверждать обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК), решать вопрос о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 147 УПК), поручать дознавателю производство дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК), давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 3 ст. 41 УПК) и др. Начальник подразделения дознания, более того, может сам возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы (ч. 2 ст. 40.1 УПК).

101. К числу субъектов, реализующих уголовное преследование, нами отнесено лицо, которому преступлением причинен вред. Указанный участник уголовного процесса не обязательно должен осуществлять уголовное преследование. Исходя из положений п. п. 47 и 55 ст. 5 УПК, пока нет подозреваемого и обвиняемого, нет и уголовного преследования. Лицо же, которому преступлением причинен вред, по большинству дел в это время уже есть. Пока нет уголовного преследования, названный вид деятельности никто не осуществляет. Не может его реализовывать и лицо, которому преступлением причинен вред.

102. Как только в уголовном процессе появляется подозреваемый или обвиняемый, в отношении указанных лиц осуществляется уголовное преследование. Реализовываться же оно не может без существенного вклада в эту деятельность лица, которому преступлением причинен вред. Данное обстоятельство позволяет отнести указанного субъекта (лицо, которому преступлением причинен вред, в отношении которого пока еще не вынесено постановление о признании его потерпевшим) к стороне обвинения, а значит, одновременно считать его, к примеру, самостоятельным субъектом, наделенным правом заявлять отвод переводчику.

103. Лицо, еще не признанное потерпевшим, в литературе принято называть пострадавшим. Поэтому в п. 47 ст. 5, ст. 20 и некоторых других статьях УПК правильнее было бы говорить не только о потерпевшем, но и о пострадавшем.

104. Может возникнуть мнение, что к числу субъектов, осуществляющих уголовное преследование, должен быть также отнесен и близкий родственник умершего потерпевшего. В соответствии с ч. 2 ст. 318 УПК именно ему предоставлено право подачи заявления по делам частного обвинения. Но эту позицию нельзя признать бесспорной. Уголовное преследование осуществляется только в отношении подозреваемого или обвиняемого. На момент же подачи заявления подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе еще нет. Подозреваемый и (или) обвиняемый могут появиться только после возбуждения уголовного дела. Согласно же ч. 1 ст. 43 УПК после возбуждения уголовного дела частного обвинения лицо, по заявлению которого дело возбуждено, будет обладать правовым статусом частного обвинителя. Частный же обвинитель указан в перечне п. 47 ст. 5 УПК и поэтому, безусловно, является стороной обвинения.

105. В п. 48 дано определение понятию «суд» через употребление термина «суд общей юрисдикции». Суды общей юрисдикции подразделяются на федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

106. Впервые в уголовном процессе суд появляется с момента:

  • принятия им заявления о преступлении;
  • обращения к нему с ходатайством о принятии предусмотренного ч. 2 ст. 29 УПК процессуального решения на стадии предварительного расследования;
  • принесения в его адрес жалобы на незаконное и (или) необоснованное действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.);
  • передачи в суд уголовного дела (материала).

107. В судопроизводстве суд не всегда обладает одним и тем же правовым статусом. Статус различается не только в зависимости от стадии уголовного процесса (подготовка к судебному заседанию, кассационному производству и др.), в которой он реализуется, но и от того, какого рода дела судом разрешаются (проверка законности и обоснованности действия или решения следователя (дознавателя и др.), дела частного или публичного обвинения и т.д.).

108. Несмотря на формулировку, использованную в п. 50 коммент. ст., правосудие — это деятельность суда. Органы, производящие досудебную деятельность, правосудия не осуществляют.

109. Судебным разбирательством (п. 51 коммент. ст.) именуется судебное заседание, осуществляемое судами не только по первой, второй и надзорной инстанциям, но и в связи с возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

110. Суд первой инстанции (п. 52 коммент. ст.) — это суд, правомочный впервые постановить приговор по делу.

111. При рассмотрении уголовного дела по первой инстанции возможно осуществление допросов, осмотров вещественных доказательств (местности и помещений), следственных экспериментов, предъявления для опознания, освидетельствования, оглашение показаний, данных во время предварительного расследования, а равно протоколов следственных действий, заключений экспертов (специалистов), приобщенных к уголовному делу или представленных в судебном заседании документов, воспроизведение звукозаписи показаний, назначение и производство судебной экспертизы.

112. Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд общей юрисдикции.

113. Под понятием «судья» (п. 54 коммент. ст.) в уголовном процессе подразумеваются председатель, заместитель председателя и члены любого суда общей юрисдикции по должности, то есть судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе. Полномочия судьи различаются в зависимости от стадии уголовного процесса и вида осуществляемой им деятельности. Помимо этого права и обязанности судей одного состава суда также неодинаковы. У судьи, председательствующего в судебном заседании, более широкий круг полномочий, чем у остальных членов состава суда.

114. Уголовное преследование (п. 55 коммент. ст.) — это процессуальная деятельность, осуществляемая прокурором, а также следователем, руководителем следственного органа, руководителем и членом следственной группы, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, руководителем (членом) группы дознавателей, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим (пострадавшим), гражданским истцом и их законными представителями, представителями, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

115. Комплексный характер уголовного преследования предопределяется возможностью его осуществления одновременно или последовательно друг за другом несколькими субъектами уголовного процесса.

116. Уголовное преследование начинается в следующих случаях:

  • уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица;
  • лицо задержано по подозрению в совершении преступления;
  • к лицу применена мера пресечения до предъявления обвинения;
  • лицо уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК;
  • в отношении лица вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (если до этого не было того, что указано в п. п. 1 — 3);

По делам частного обвинения — когда по заявлению не проводилось досудебного производства с момента:

  • констатации наличия в распоряжении мирового судьи оснований для назначения судебного заседания (ч. ч. 3, 4 ст. 319 УПК);
  • соединения встречного заявления с первоначальным (ч. 3 ст. 321 УПК).

117. Частью уголовного судопроизводства, о котором идет речь в п. 56 коммент. ст., является деятельность по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлении, когда уголовное дело еще не возбуждено (уголовного дела еще нет).

118. Термин «уголовное дело» в УПК без какой-либо оговорки употреблен в трех значениях:

  • уголовное дело — это совокупность процессуальных документов и не являющихся документами доказательств, собранных (подшитых, пронумерованных, упакованных и т.п.) после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. 140 УПК повода к возбуждению уголовного дела, вместе с материалами предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Таково значение словосочетания, к примеру, во фразе «направление уголовного дела в суд» (п. 9 коммент. ст.);
  • уголовное дело — это сам факт (группа обстоятельств), исследование которого осуществляется вначале на стадии предварительного расследования, а затем и на судебных стадиях. Например, в словосочетании «рассмотрение уголовного дела» (п. 56 коммент. ст.);
  • уголовное дело — осуществляемая после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. ст. 140 — 143 УПК источника таковых, уголовно-процессуальная деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению возбужденного уголовного дела. Таким образом может быть истолкован смысл рассматриваемого словосочетания в выражении «участие в уголовном деле» (ч. 1 ст. 53 УПК).

119. С позиции теории права участник уголовного процесса (п. 58 коммент. ст.) — это субъект, реализовавший (реализующий) либо свое уголовно-процессуальное право, либо уголовно-процессуальную обязанность.

120. Частным обвинителем является субъект, участвующий лишь в делах частного обвинения. Таковым может быть пострадавший или же родитель, усыновитель, опекун или попечитель несовершеннолетнего (по своему физическому и (или) психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы) пострадавшего, представитель учреждения или организации, на попечении которой указанный пострадавший находится, либо соответствующий орган опеки и попечительства, а в случае смерти пострадавшего и его близкие родственники, но только если именно они подали заявление о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 или ст. 130 УК, в суд в установленном УПК порядке.

121. Частным обвинителем данное лицо остается и при поддержании им обвинения в суде.

122. В п. 59 коммент. ст. подразумевается:

  • под потерпевшим — пострадавший, которому предусмотренным ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и (или) ст. 130 УК преступлением причинен физический и (или) моральный вред;
  • под законным представителем — родитель, усыновитель, опекун или попечитель несовершеннолетнего (совершеннолетнего, который по своему физическому и (или) психическому состоянию не может самостоятельно защищать свои права, законные интересы) пострадавшего, представитель учреждения или организации, на попечении которой указанный пострадавший находится, либо соответствующий орган опеки и попечительства;
  • под представителем — близкий родственник рассматриваемого пострадавшего в случае смерти последнего.

123. Следуя логике изложения ч. 7 ст. 318 УПК, частным обвинителем одно из указанных лиц становится лишь с момента принятия мировым судьей поданного им заявления о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и (или) ст. 130 УК, к своему производству.

124. Разъясняя дефиницию, закрепленную п. 61 коммент. ст., следует заметить, что досудебное соглашение о сотрудничестве — это всегда письменный документ, отвечающий процессуальной форме, и прежде всего требованиям, предъявляемым к таковому ст. 317.3 УПК.

125. В п. 61 ст. 5 УПК под стороной понимается не то, определение чего приведено в п. п. 46 и 47 той же статьи закона. Частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель не имеют никакого отношения с заключению такого соглашения. Под стороной обвинения здесь подразумевается прокурор, надзирающий за соблюдением законов при осуществлении предварительного расследования по делу. Досудебное соглашение о сотрудничестве заключается им по ходатайству следователя, в производстве которого находится уголовное дело, согласованному с руководителем следственного органа.

126. Согласно п. 46 ст. 5 УПК стороной защиты являются обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его представитель. Почему-то в этом перечне отсутствует подозреваемый. В то же время досудебное соглашение о сотрудничестве не подписывается гражданским ответчиком и его представителем. От стороны защиты правильность записанных в искомом соглашении сведений удостоверяет сам подозреваемый (обвиняемый), обратившийся к прокурору с соответствующим ходатайством. Дополнительной гарантией соблюдения законности, а равно охраны законных прав и интересов подзащитного является требование подписания названного процессуального документа также защитником подозреваемого (обвиняемого). Таким образом, под стороной защиты в п. 61 ст. 5 УПК подразумевается подозреваемый (обвиняемый). Именно с ним ч. 5 ст. 21 УПК позволяет прокурору заключать досудебное соглашение о сотрудничестве.

127. Но уголовное дело может быть возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. А лицо, совершившее преступление, после этого, возможно, явится с повинной. Вправе ли такое лицо заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве? Может ли следователь направить прокурору данное ходатайство вместе со своим постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве? И главное, вправе ли прокурор заключить досудебное соглашение о сотрудничестве с таким лицом, если:

  • нет оснований задержать лицо в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК и, соответственно, оно не задержано;
  • нет оснований избрать в отношении его меру пресечения, и посему таковая к нему в соответствии со ст. 100 УПК не применена;
  • имеет место производство предварительного следствия, и поэтому лицо не может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК?

128. В деле нет ни подозреваемого, ни обвиняемого, но есть лицо, явившееся с повинной, которое желает активно содействовать органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. Последовательно ли строить препоны на пути такого рода инициативы? Думается, нет. Именно поэтому мы бы рекомендовали расширительное толкование как понятия «сторона защиты» в п. 61 ст. 5 УПК, так и термина «подозреваемый», употребленного законодателем в ст. ст. 317.1 — 317.3, ч. 4 ст. 317.6, ст. 317.9 УПК.

129. Более широкое толкование названных понятий позволило бы заключать досудебное соглашение о сотрудничестве и с лицом, подозреваемым в совершении преступления, которое, строго говоря (исходя из редакции ч. 1 ст. 46 УПК), подозреваемым не является. Недаром законодатель в некоторых статьях УПК ведет речь именно о лице, подозреваемом в совершении преступления, а не о подозреваемом (п. п. 15, 38 ст. 5, ст. 25, ч. 1 ст. 28, п. 3 ч. 3 ст. 49 и др. УПК). Думается, и в ст. ст. 317.1 — 317.3, ч. 4 ст. 317.6, ст. 317.9 УПК правильнее было бы говорить о лице, подозреваемом в совершении преступления. Тогда мы бы избежали вышеописанной искусственной преграды на пути активизации работы по раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию лиц, совершивших таковое, розыску имущества, добытого в результате преступления.

130. Почему мы не считаем необходимым расширительно толковать и понятие «подозреваемый», использованное законодателем в ст. 317.4 УПК? Потому что в ней речь идет о производстве предварительного расследования по выделенному уголовному делу. Нам же представляется, что для выделения уголовного дела по п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК необходимо, чтобы лицо, в отношении которого уголовное дело выделяется, обладало статусом подозреваемого или обвиняемого. В ситуации, которую мы привели выше, основания выделения уголовного дела наступят в случае вынесения в отношении лица, явившегося с повинной, постановления о привлечении в качестве обвиняемого или же когда до этого состоится событие, наделяющее его статусом подозреваемого. Если нет ни того ни другого, не может быть и фактических оснований разделения материалов одного уголовного дела на две части. Такое разделение в любом случае не будет способствовать полноте, объективности и всесторонности предварительного расследования. Поэтому это исключительный случай, который не может реализоваться лишь в связи с тем, что кто-то написал явку с повинной и якобы изъявил желание активно содействовать органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

131. Упоминание в п. 61 ст. 5 УПК об условиях ответственности подозреваемого несколько условно. С подозреваемым может быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Но «условия ответственности», о которых идет речь в соглашении, касаются обвиняемого, а не подозреваемого, так как они связаны лишь с пределами назначения наказания, а таковое не может быть назначено подозреваемому. В соглашении о сотрудничестве не могут оговариваться условия уголовно-процессуальной ответственности подозреваемого, так как ответственность наступает за правонарушение, а совершение подозреваемым уголовно-процессуальных правонарушений не может быть предметом соглашения о сотрудничестве. Уголовно-процессуальные правонарушения могут быть лишь одним из обстоятельств, подтверждающих нарушение условий данного соглашения.

132. В п. 61 ст. 5 УПК речь идет о действиях «подозреваемого или обвиняемого» «после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения». Обвиняемый появляется в уголовном процессе после подписания постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а не после предъявления обвинения. О предъявлении обвинения в данном случае законодатель упоминает, скорее всего, предполагая, что сразу после этого с обвиняемым может быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Однако оно будет действовать не с момента предъявления обвинения и даже не сразу после допроса обвиняемого по предъявленному ему обвинению, а после того, как его ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве вместе с постановлением следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве будет рассмотрено и в связи с этим будет заключено само досудебное соглашение о сотрудничестве.

133. Точно так же обстоят дела и с подозреваемым — и он дает обязательства, касающиеся его действий, после заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а не до этого. К тому же подозреваемым лицо становится не только после возбуждения в отношении его уголовного дела. Исходя из редакции ч. 1 ст. 46 УПК подозреваемый при производстве предварительного следствия появляется также после задержания лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК либо применения к лицу меры пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК.

134. Так что представляется более точным в конце п. 61 ст. 5 УПК речь вести не о возбуждении уголовного дела или предъявлении обвинения, а о заключении такового (заключении досудебного соглашения о сотрудничестве).

135. И последнее, что хотелось бы отметить. Редакция п. 61 ст. 5 УПК, а равно ст. ст. 317.1 — 317.4 УПК указывает на то, что досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть вне стадии предварительного расследования. Нельзя заключать таковое на стадии возбуждения уголовного дела, а равно по делам частного обвинения, по которым досудебного производства не осуществлялось.