Законы СССР и РСФСР не утратившие силу

Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»

Установлено, что акты высших органов государственной власти СССР, акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР, действуют на территории РСФСР непосредственно. Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации.

В иных случаях акты высших органов государственной власти СССР, Президента СССР вступают в действие после их ратификации Верховным Советом РСФСР, акты Совета Министров СССР и акты министерств и ведомств СССР — после их подтверждения Советом Министров РСФСР или уполномоченными государственными органами РСФСР.

Закон определяет порядок действия актов органов СССР, изданных до его принятия, и устанавливает ответственность за принятие решений и совершение сделок на основании нератифицированных или неподтвержденных актов.

Закон вводится в действие с момента принятия.

Что охраняется авторским правом?

Эта колонка на «kadis.ru» будет посвящена авторскому праву, а также «интеллектуальной собственности» вообще: базам данных, товарным знакам, изобретениям, и прочим вещам, описанным в четвертой части Гражданского кодекса. Эта часть, или, как ее называют, «ГК4Ч» – наиболее «молодая» из всего Кодекса. Однако, те же самые отношения регулировались и до этого несколькими разными законами. Принципиально с принятием ГК4Ч это регулирование изменилось очень мало.
А начнем мы с разбора вопроса о том, что же охраняется авторским правом, а что – нет. Несмотря на кажущуюся легкость, он порождает большое количество заблуждений, и некоторым из них подвержены даже юристы.
Согласно первому пункту статьи 1259 Гражданского кодекса, объектами авторских прав являются:

  • «литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения».

Как мы видим, этот перечень – не исчерпывающий, то есть, возможно существование и других их видов. Вновь появившееся произведение, прямо не предусмотренное ГК, должно соответствовать другим пунктам статьи 1259, чтобы быть причисленным к объектам авторских прав.
Кроме этого, согласно седьмому пункту той же статьи, охрана может предоставляться и частям произведений:
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3, в свою очередь, требует, чтобы произведение объективно существовало:
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Нельзя получить охрану «неизвестно на что»: до тех пор, пока произведение не создано, его «идея» не может охраняться авторским правом. Периодически делаются попытки защитить копирайтом «идеи», «образы», «форматы телепередач», и прочие эфемерные сущности, не все из которых могут охраняться. Однако, их можно попробовать запатентовать, распространить на них режим коммерческой тайны или охранять как другой вид «интеллектуальной собственности» – главное правильно определить, что в «идее» можно рассматривать как охраняемые части.
Но перед тем, как попытаться заняться чем-то подобным, стоит внимательно перечитать ту же 1259 статью: в ней (п. 6) говорится и о том, что не подлежит охране:
«6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».
Отечественными судами неоднократно выносились решения, которыми отказывалось в охране гербам и информационным сообщениям. Что же касается официальных документов и народного творчества, то предметом судебных споров они становятся крайне редко.
Определения официальных документов в законе не дано. На практике под ними понимается любой документ, составленный каким-либо государственным учреждением при исполнении своих функций. Видимо, по аналогии с такими документами иногда ошибочно считается, что копирайтом не охраняются и обычные договоры, составленные самыми обычными юристами. Разумеется, это не так: даже если документ и подается официально в суд, «официальным» это его не делает.
Что касается «информационных сообщений», то сейчас крупнейшими информагенствами развернута кампания, направленная на то, чтобы все-таки их «закопирайтить». Для этого предлагается принять изменения в Гражданский кодекс, внеся в перечень «объектов гражданских прав» информацию. Она уже была в этом перечне, но пропала из него после вступления в силу четвертой части ГК.
Кроме этого, инициаторами поправок планируется ввести для информационных сообщений особый правовой режим, с правом предоставления их по «лицензионному договору», в общем, приблизить их к обычным произведениям, охраняемым авторским правом . Хотя целесообразность таких изменений – под большим сомнением.
Кроме этого, пятый пункт статьи выводит из-под охраны идеи, концепции и прочие фундаментальные понятия:
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Возможность «застолбить» за кем-то одним «права на идею» была бы просто губительной для культуры. К тому же, авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание. Поэтому создать на основе одной и той же идеи какие угодно произведения никому не возбраняется.
Во втором пункте 1259 статьи к объектам авторских прав причисляются также:
«1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда».
«Производными произведениями» называются работы, в которых было использовано в той или иной форме другое произведение. Слова «в той или иной форме» – в данном случае не просто фигура речи: под «переработку» попадают именно такие случаи, когда используется «форма произведения». А вот если используется содержание – это не переработка, и авторских прав такие действия не нарушают. Однако, вопрос о том, где же пролегает граница между «формой» и «содержанием», должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально.
Существует мнение о том, что при переработке текста достаточно переписать в нем тридцать процентов для того, чтобы получить «новый текст». Никаких оснований в законе эта точка зрения не имеет. Откуда она появилась, трудно сказать – возможно, это «калька» с какого-нибудь зарубежного правового обычая. От переработки следует отличать так называемое «нарушение права на неприкосновенность произведения». Право это закреплено в статье 1266 ГК:
1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.
Представляют ли собой действия переработку произведения, или это просто «нарушение неприкосновенности» – также определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По мнению высших судов, высказанному в одном из недавних постановлений, посвященных четвертой части ГК, основным критерием, по которому переработка отделяется от нарушения права на неприкосновенность, является то, создается ли при изменениях новое произведение.
А основным критерием, которому должно удовлетворять произведение для того, чтобы попасть под охрану авторским правом, является его творческий характер. Это закреплено в статье 1257 ГК.
И здесь мы подходим к одному из самых важных вопросов авторского права, вопросу творчества. Под «творческой» традиционно понимается деятельность, порождающая нечто, качественно новое, оригинальное. Если два разных человека выполняют одну и ту же работу, предполагающую творчество, то получат они, скорее всего, разные результаты. Это – один из косвенных критериев, позволяющих судить о творческом характере. Первая часть 1259 статьи устанавливает, что объекты авторских прав охраняются «независимо от достоинств и назначения произведения». То есть, что творческий характер произведения предполагается, пока не доказано обратное.
Еще одно широко распространенное неверное мнение – будто бы копирайтом охраняются только те произведения, которые зарегистрированы. Это не так: в законе говорится о регистрации только программ для ЭВМ, причем регистрация эта не имеет обязательного характера. Это отдельно отмечено в той же статье 1259:
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Однако, благодаря широкому распространению представлений о «необходимости регистрации», многие организации предоставляют такую услугу, не бесплатно, естественно. Ее полезность – под большим сомнением: все, что подтверждает факт такой регистрации – то, что у зарегистрировавшего на ее момент был экземпляр произведения. Авторства она не подтверждает и подтвердить не может. А наиболее действенным способом подтвердить свое авторское право является обычная публикация произведения под своим именем.
Еще одна из необязательных «формальностей» – это знак охраны авторского права, всем известная буква «с», обведенная окружностью. Ее отсутствие не означает, что произведение не охраняется, а использование ее – право, а не обязанность автора.

Об авторском праве и смежных правах

Закон Республики Казахстан Об авторском праве и смежных правах от 10 июня 1996 года № 6 Содержание

Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 11.05.2020

  • Статья 1. Предмет регулирования
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
  • Статья 3. Законодательство Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах
  • Статья 4. Международные договоры
  • Статья 5. Сфера действия авторского права
  • Статья 6. Объект авторского права. Общие положения
  • Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права
  • Статья 8. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
  • Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
  • Статья 9-1. Государственная регистрация прав на произведения, охраняемые авторским правом
  • Статья 9-2. Экспертная организация
  • Статья 10. Соавторство
  • Статья 11. Авторское право на составные произведения
  • Статья 12. Авторское право на производные произведения
  • Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения
  • Статья 14. Авторское право на служебные произведения
  • Статья 15. Личные неимущественные права
  • Статья 16. Имущественные права
  • Статья 16-1. Минимальные ставки авторского вознаграждения
  • Статья 17. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования
  • Статья 18. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения
  • Статья 19. Использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения
  • Статья 20. Использование произведений путем репродуцирования
  • Статья 21. Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения
  • Статья 22. Публичное исполнение произведений во время официальных и иных церемоний
  • Статья 23. Воспроизведение произведений для судебных и административных целей
  • Статья 24. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ
  • Статья 25. Записи краткосрочного пользования произведений, осуществляемые организациями эфирного вещания
  • Статья 26. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения
  • Статья 27. Вывоз произведений за границу в личных целях
  • Статья 28. Срок действия авторского права
  • Статья 29. Переход произведений в общественное достояние
  • Статья 30. Переход авторских прав
  • Статья 31. Передача имущественных прав. Авторский договор
  • Статья 32. Условия и форма авторского договора
  • Статья 33. Авторский договор заказа
  • Статья 34. Объекты смежных прав
  • Статья 35. Субъекты смежных прав
  • Статья 36. Сфера действия смежных прав
  • Статья 37. Права исполнителя
  • Статья 38. Права производителя фонограмм
  • Статья 39. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя
  • Статья 40. Права организации эфирного и кабельного вещания
  • Статья 40-1. Передача исключительных прав. Лицензионный договор
  • Статья 40-2. Минимальные ставки вознаграждения исполнителям и производителям фонограмм
  • Статья 41. Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания
  • Статья 42. Срок действия смежных прав
  • Статья 43. Цели и сферы коллективного управления имущественными правами
  • Статья 44. Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 45. Функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 46. Обязанности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 46-1. Аккредитация организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 46-2. Порядок проведения аккредитации организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 47. Контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 47-1. Отзыв свидетельства об аккредитации организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 47-2. Прекращение действия свидетельства об аккредитации организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
  • Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав
  • Статья 48-1. Контроль за деятельностью физических и юридических лиц, использующих объекты авторского права и смежных прав
  • Статья 49. Защита авторских и смежных прав

Другие нормативные акты

Об информатизации О Государственной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы О железнодорожном транспорте О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан О статусе педагога

Как краудфандинг-платформы помогают привлекать инвестиции на бизнес и личные нужды

Начинающие предприниматели, артисты и общественные деятели часто сталкиваются с необходимостью поиска денег. Чтобы получить поддержку от людей, которые разделяют их идеи, появился краудфандинг.

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг – способ получить инвестиции от многих людей для реализации бизнес-идеи. В широком смысле слова – это народное финансирование.

Предприниматели по всему миру публикуют свои проекты на специальных интернет-площадках. Они просят помощи у тех, кто заинтересовывается их предложением. Любой пользователь платформы может стать инвестором и сделать взнос на нужную или произвольную сумму.

Механизм краудфандинга

Как работает краудфандинг

Например, вы придумали экономичный способ цветной печати на тканях. Чтобы реализовать задумку, можно взять кредит в банке или найти частных инвесторов. Но есть другой сценарий.

Вы идёте на краудфандинговую площадку и создаёте объявление. Заявляете свою цель (к примеру, внедрить технологию на производство, чтобы в два раза снизить себестоимость одежды с принтами), называете сумму стартового капитала. Потом вы должны предложить людям, которые будут инвестировать в вашу идею, что-то взамен: долю в бизнесе, процент с прибыли или упоминание в СМИ.

Всё, что будет происходить дальше, зависит от вас в меньшей степени. Пользователи на портале (их называют донорами, спонсорами или инвесторами) начинают вкладывать деньги, а информация о сборе отображается в режиме открытого доступа. Если удалось набрать нужную сумму, вам перечислят все средства (за вычетом налогов и комиссий), а вы будете отчитываться за них перед инвесторами и отдавать вознаграждения.

Краудфандинг помогает малому бизнесу привлекать много инвесторов. В США стартапы получают на платформах до $1 млн.

Ещё можно собирать деньги на помощь людям, поддержку разных движений, творческие начинания, даже на доставку пиццы домой.

Виды и модели краудфандинга

Есть три типа краудфандинга. Они зависят от того, какое вознаграждение получает инвестор

  • Reward crowdfunding – за бонусы (публичное упоминание имени, реклама в СМИ, будущая продукция бесплатно).
  • Debt crowdfunding – за долю прибыли (процент с продаж).
  • Equity crowdfunding – за долю в проекте (акции компании).

Сбор денег бывает с материальной отдачей и без. Второе характерно для личных проектов или пожертвований в благотворительные фонды. Дарение денег возможно в социально полезных бизнес-идеях: защита беженцев, утилизация мусора, поиск экологичных источников энергии.

Доля бизнеса или роялти с продажи продуктов называется краудинвестингом – самый популярный способ работы. Правда, такую модель инвестирования придумали только 15 лет назад – пока она осложнена законодательным регулированием. Ещё на краудфандинге можно просто брать взаймы под проценты.

Краудфандинг-площадки для бизнеса

Kickstarter

• Сайт

Одна из первых международных платформ с большим авторитетом. Среди плюсов – гарантии для спонсоров и безопасность (деньги не уходят со счетов доноров до окончания срока проекта). За 10 лет существования площадка помогла 150 тысячам предпринимателям и собрала больше $4 млрд.

Kickstarter хороша и для бизнеса, и для творческих идей. Креативные проекты заходят лучше, поэтому музыку, гаджеты, независимое кино, комиксы поддерживают активнее, чем обычные IT-предложения. Здесь получали помощь игровая приставка OUYA и умные часы Pebble.

Проекты создаются бесплатно, а комиссия равна 5%. Авторы могут попасть в отдельные категории рекомендаций от команды платформы и получить дополнительный приток заинтересованных спонсоров.

Среди минусов – комиссия за вывод, работа только с американскими/британскими банками. Отсутствие благотворительных, политических, медицинских проектов.

RocketHub

• Сайт

Площадка для предпринимателей, которые хотят продавать свои идеи и улучшать их в «Комнате финансирования капитала». Отдельный плюс платформы – сотрудничество с каналом A&E, который отбирает проекты для своего телеэфира.

У сервиса простые правила: комиссия 4% и столько же – процент с переводов. Если цель не будет достигнута, комиссия увеличится вдвое.

Преимущество платформы – помощь новичкам с подачей заявки и открытии сбора. На RocketHub просят деньги на бизнес, научные разработки, произведения искусства, социальные проекты.

Fundable

• Сайт

Fundable помогла предпринимателям собрать $377 млн. У неё особая структура ежемесячных отчислений: вы не платите процентный сбор, а отдаёте $179 на регулярной основе. Здесь создают не столько проекты, сколько страницы организаций, ищущих аудиторию.

На Fundable собирают деньги как на новые стартапы (инвестиции не могут превышать $50 000) так и на развитие существующих компаний (до $10 млн), например, на массовый запуск новых товаров в производство.

CrowdFunder

• Сайт

Крупные краудфандинг-проекты для долгосрочного вложения денег встречаются именно здесь. CrowdFunder – профессиональное сообщество из 200 тысяч предпринимателей. Акции компаний могут продавать как новички, так и опытные бизнесмены. Аккредитованные доноры CrowdFunder – это целая сеть из 12 тысяч венчурных инвесторов, вложивших уже $150 млн.

Boomstarter

• Сайт

Если вы ищете для бизнес-краудфандинга российские площадки, то зайдите на Boomstarter.

Больше поддержки здесь получают развлекательные проекты: настольные или компьютерные игры, кино, приложения для смартфона. Тут помогли проекту надувного дивана без насоса «Биван» и мобильной игре «Империя». Всего есть 15 направлений для стартапов.

На Boomstarter есть услуга краудгифтинга – совместной покупки товаров имениннику или нуждающемуся человеку.

Минусы сервиса – сотрудничество по схеме «всё или ничего» и ограничения по минимальным пожертвованиям. Платформа работает для российских граждан с рублёвым счётом в банке.

Краудфандинг на личные нужды

Indiegogo

• Сайт

Indiegogo появился 10 лет назад и собрал десятки миллионов взносов от доноров из 200 стран. Сюда приходят со своими идеями даже если нет конкретных сроков по реализации.

В Indiegogo можно получить инвестиции на свадьбу, операцию, путешествие. Есть отдельный раздел для меценатов в благотворительность.
Можно реализовывать разные бизнес-идеи, фильмы, клипы, поддерживать приюты, проекты по защите прав человека или природы. Рейтинг проектов рассчитывается по автоматическому алгоритму, который учитывает число доноров и комментариев.

Сбор за пользование Indiegogo – 5% (но если цель не достигнута, то в два раза больше). Есть дополнительные расходы на обработку платежей. Аудитория скромнее, чем на Kickstarter, но требований к авторам меньше.

«Планета»

• Сайт

«Планета.ру» – краудфандинг российского происхождения. Творческие, образовательные, благотворительные и социальные проекты – горячо приветствуются. Здесь можно собрать деньги на выпуск книги, реставрацию городского памятника или спектакль.

На «Планете» почти нет минусов, но проекты нельзя одновременно размещать на других площадках. Регистрация для спонсоров обязательна, а срок денежных сборов можно продлевать только один раз.

Комиссия ресурса – стандартные 5%, ещё 13% – налог государству.

GoFundMe

• Сайт

GoFundMe поддерживает восстановление природных или общественных объектов в городах и просто исполняет чьи-то мечты. Идеальная площадка для частных проектов, благотворительных сборов для больного родственника или организации предложения руки и сердца. 40 млн пользователей ежедневно рассказывают здесь свои личные истории.

Преимущество – получение денег даже если установленная сумма не была накоплена к концу проекта.

Риски краудфандинга

Мошенничество

Для тех, кто инвестирует есть серьёзная угроза – мошенничество или неисполнение обязательств со стороны авторов. О любой идее на платформах вы получаете ограниченную информацию. Нет личного контакта между авторами и инвесторами.

К счастью, сайты краудфандинга выявляют мошеннические проекты. Модераторы проверяют идеи на адекватность и реализуемость, запрашивают документы. Они могут заблокировать доступ к проекту на любой стадии. Некоторые платформы планируют страховать финансы инвестора. А ещё можно найти автора в соцсетях и обсудить вопросы с ним лично, либо просто изучить его профайл.

Плохой бизнес-план

Возникают проблемы с расчётом инвестиций в бизнес и прогнозируемой прибыли. Бывает, что сумма, выставленная автором, не совпадает с практикой. Здесь некоторые платформы придерживаются гибкой политики – разрешают менять точную сумму по мере выполнения плана.

Плагиат

Если вы автор идеи и описываете весь бизнес-план на платформе в деталях, то рискуете столкнуться с плагиатом.

Недостаточное финансирование

Даже если вы подойдёте к оформлению внимательно, предложив интересную идею, нет никаких гарантий, что соберёте нужную сумму. Ещё необходимо учитывать комиссию, налоги, риски прекращения работы площадки, если вы доверяетесь не раскрученному ресурсу.

Поддержка со стороны краудфандинговой платформы не означает, что вам не придётся дополнительно вкладывать деньги на раскрутку своего проекта и уделять ему много времени.

Закон о краудфандинге

В России отрасль краудфандинга должен регулировать Федеральный закон «Об альтернативных способах привлечения инвестиций«, но он всё ещё находится на рассмотрении. Его подготовила та же группа депутатов, которая сделала закон «О цифровых финансовых активах», предлагающий регулирование для криптовалют и ICO.

Закон определяет правила работы для операторов платформы, инвесторов и авторов. Операторы должны обеспечивать конфиденциальность данных, устанавливать порядок и сроки передачи денег участникам, свой размер вознаграждения, сохранность и достоверность записей в реестре договоров, а также могут менять правила платформы в одностороннем порядке.

Закон называет четыре способа вложения денег:

  • Предоставление займов.
  • Покупка ценных бумаг.
  • Покупка доли бизнеса.
  • Покупка токенов проекта.

На пользователя платформы, у которого нет статуса квалифицированного инвестора или индивидуального предпринимателя закон накладывает ограничения. Он не может инвестировать в один проект больше 50 000 рублей или больше 500 000 рублей в несколько проектов за один год. Авторам бизнес-идеи нельзя привлекать в свой проект больше 200 000 млн рублей. Оператор обязан следить за этими ограничениями.

Банк России также ведёт реестр операторов инвестиционных платформ. Он должен контролировать их, проводить проверки и устанавливать формы отчётности. Пользователи могут пожаловаться в Банк России на действия или бездействия оператора.

Читайте: Всё об ИИС: как получать до 52 000 рублей от государства каждый год