Юрист в строительной компании обязанности

Интервью первого заместителя руководителя Аппарата Национального объединения изыскателей Гусейнова Юрия Александровича электронному журналу «Жилищное право: актуальные вопросы законодательства».

— Какое значение в настоящее время имеет юридическая служба в организациях сферы строительства?

— Статус юридических служб в строительстве в советское время был очень низок, учитывая то, что в социалистической системе каких бы то ни было споров в этой области было не так много. С переходом на новую экономику этот статус резко возрос, так как организации строительной сферы, как и любой другой, начали вступать в определенные конфликты в области гражданского оборота и, естественно, пошли судебные прецеденты. Несмотря на это многие руководители в строительной отрасли до сих пор считают, что юристы не очень нужны, чтобы осуществлять цели и задачи, поставленные перед организацией. В этом, на мой взгляд, их большая ошибка. Такие руководители все еще думают, что можно использовать стандартные договоры подряда и стандартные схемы и что никаких негативных последствий это не принесет. Это далеко не так. Поскольку законодательство развивается, следовательно, есть необходимость в новых формах договоров, учитывающих все изменения законодательства. К тому же каждая сделка сама по себе уникальна и в ней есть свои определенные нюансы, которые может прописать в договоре только опытный юрист. Многие руководители все еще считают, что, прочитав закон, они могут сами изложить на бумаге договор со всеми его нюансами и т.д. Между тем такая ситуация аналогична той, при которой любой человек скажет, что не очень сложно построить здание: взять кирпичи, цемент, раствор и т.д. — и что-то получится. А получится конструкция, в которой в скором времени появятся трещины, дыры и которая затем и вовсе развалится. То же самое и в данной ситуации происходит, когда руководитель организации, почитав немножко Гражданский кодекс и наработав определенный опыт, считает, что может полностью заменить юриста. Но это совсем не так. И зачастую это приводит к определенным негативным последствиям для организации, в том числе и к дополнительным финансовым рискам, и возможным финансовым потерям.

📌 Реклама Отключить

С другой стороны, юридическое обслуживание — это достаточно дорогое дело. И содержание собственного юриста, и привлечение на аутсорсинг юридических компаний стоит определенных денег, но при грамотном подборе кадров или обслуживающих юридических компаний эффективность от такого использования юридических знаний специалистов достаточно большая. Более того, значение юридической службы на сегодняшний день подкрепляется еще и тем, что опытный юрист, который хорошо разбирается не только в гражданском законодательстве, но и в налоговом и финансовом праве, сможет подсказать руководителю, как правильно построить схемы договоров. Во-первых, это защита организации от возможных коммерческих рисков, а во-вторых, выстраивание схемы таким образом, чтобы оптимизировать налогообложение. Не надо бояться термина «оптимизация налогообложения». На мой взгляд, это в первую очередь не какие-то «черные» или «серые» схемы, как думают многие, — это совершенно не так. Само налоговое законодательство на сегодняшний день предлагает использовать нам различные формы деятельности, каждая организация может выбирать определенные формы договоров и формы юридического лица для того чтобы оптимизировать свою налогооблагаемую базу. В качестве примера можно привести упрощенную систему налогообложения, при которой объектом налогообложения могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом применяются различные налоговые ставки. Налоговое законодательство показывает юридическим лицам, что можно оптимизировать свое налогообложение. То же самое происходит в работе юриста, который готовит для руководителя финансово-правовые схемы, причем, еще раз отметим, абсолютно законные, для того чтобы оптимизировать затраты, в том числе на налогообложение. Об этом многие не задумываются, действуют по шаблонным схемам и подвергают свою деятельность дополнительным рискам. В связи с этим, на мой взгляд, на современном этапе развития строительной отрасли юридическая служба имеет большое значение, в особенности для среднего и крупного бизнеса. Хотя и малому бизнесу какие-то затраты на юридическое обслуживание нести просто необходимо, это только повлияет на их деятельность в лучшую сторону.

📌 Реклама Отключить

— Какова роль юридической службы в саморегулируемых организациях?

— В саморегулировании юридическая служба имеет первостепенное значение в связи с тем, что саморегулирование — это новое направление деятельности, оно до конца не изучено. Более того, законодательство, которое сейчас регулирует эту деятельность, только формируется и постоянно изменяется, поскольку его необходимо совершенствовать, чем мы и занимается ежедневно. В связи с тем, что практики комментариев и пояснений этого законодательства на сегодняшний день нет, соответственно нет судебной практики, а потому присутствует большая необходимость наличия в саморегулируемых организациях знающих юристов, в том числе имеющих опыт работы в строительных, проектных, изыскательских организациях. Бесспорно, для саморегулирования наличие грамотной юридической службы — жизненно необходимо.

📌 Реклама Отключить

— Как обстоят дела с юридической службой в изыскательских организациях?

— Изыскательские организации, учитывая, что большинство из них — это средний и малый бизнес, и что на сегодняшний день строительная отрасль еще не вышла из кризиса, который особенно сильно ударил как раз по малому и среднему бизнесу, просто не могут в большинстве своем содержать юридическую службу. Это негативно сказывается на их юридической защищенности, они подвергаются большим юридическим и финансовым рискам. Но ситуация такова — только крупные организации могут позволить себе юристов.

— От чего зависит статус юридической службы в организации?

— Вообще статус и значение юридической службы в первую очередь зависит от руководителя организации, от его отношения к юридической службе. Если руководитель считает, что юрист — это только человек, который должен подготовить договор и принести его на подпись, то это один результат и одна отдача. Если руководитель привлекает знания юриста и его опыт для стратегического планирования, для выработки правовых схем работы организации, — то это совершенно другая отдача от юридической службы. Соответственно, по моему мнению, юристы в строительных организациях должны участвовать непосредственно в планировании тех или иных сделок. В идеале руководитель должен сказать, что он хочет видеть в итоге, а юрист должен подготовить для него несколько вариантов решений реализации поставленной задачи, и используя эти варианты, руководитель принимает окончательное решение, в соответствии с которым он и будет действовать. Юрист же должен рассказать ему обо всех плюсах и минусах по каждому из этих вариантов решений, о возможных финансовых и налоговых рисках, платежах, которые последуют за этими схемами, и т.д.

📌 Реклама Отключить

— Какова специфика работы юристов строительных организаций?

— Специфика работы юристов в строительстве состоит в том, что юристы в этой сфере в большей мере работают с договорами подрядов и соответственно каждый из них должен досконально понимать, что это такое, знать все нюансы этих договоров. Плюс сейчас необходимо понимание системы саморегулирования. В любом случае юрист в строительстве должен обладать опытом работы с договорными схемами, которые наработаны в этих организациях, — в каждой из них есть свои нюансы, которые необходимо знать, для того чтобы наиболее эффективно организовать и проводить работу.

— Как организована работа юристов в Национальном объединении изыскателей? Каковы основные задачи, стоящие перед правовой службой НОИЗ?

— В Национальном объединении изыскателей для юристов, кроме общехозяйственной деятельности, очень много направлений. Одна из основных задач НОИЗ — участие в совершенствовании государственной политики в части разработки законодательства и нормативно-технических документов. Юристов-правоведов, которые могут готовить проекты постановлений правительства или законов не так много, существует определенная юридическая техника подготовки этих документов, которой владеет не каждый специалист. Кроме того, для этого требуется опыт. Мы свою юридическую службу выстроили еще не до конца, хотя уже в настоящее время у нас имеется полноценный юридический отдел, в котором между специалистами распределены обязанности, во-первых, непосредственно по хозяйственному сопровождению и по подготовке документов к съездам и советам НОИЗ, и, во-вторых, другое направление деятельности — участие в разработке проектов нормативных правовых актов, законодательства о саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий. В настоящее время наши юристы участвуют в работе над проектами изменений к Градостроительному кодексу, федеральным законам «О саморегулируемых организациях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и т.д.

📌 Реклама Отключить

— Как должно быть организовано повышение квалификации работников правовых служб?

— Благодаря тому, что человек какое-то время работает в строительной организации, он нарабатывает опыт и практику и получает дополнительные знания для работы в этой сфере. С другой стороны, есть курсы повышения квалификации, которые нацелены на юристов в строительстве. Но, к сожалению, далеко не всегда они дают положительный эффект для строительства. Однако имеются вузы, которые серьезно подходят к своей работе, и где с помощью повышения квалификации можно действительно получить дополнительные знания. На курсах повышения квалификации опыт можно получить и в результате общения с людьми, которые работают в этой отрасли и рассказывают случаи из практики и о вариантах выхода из каких-то конкретных ситуаций. Так тоже нарабатывается опыт, но это не самый лучший способ образования юристов в этой области. Хотелось бы, чтобы кроме знаний общей направленности в вузах давали и специализацию по строительству.

📌 Реклама Отключить

— Какие бы Вы могли отметить типичные ошибки, которые допускают строительные компании при организации правовой службы?

— Первая ошибка — это ошибка руководителя в его отношении к юридической службе, если он не понимает, для чего она нужна организации. Другая ошибка, которая вытекает из первой, — если он не понимает как работать с юристом, как и кого набирать и привлекать для этой работы. Если такое понимание есть, то в компании будет обеспечено достойное юридическое сопровождение.

Самое главное — правильно организовать юридическую службу и поставить опытных людей.

Еще одна ошибка может быть допущена в связи с тем, что по каким-то вопросам, требующим правового консультирования, не посоветовались с юристами и потому просмотрели всю схему взаимоотношений, что может повлечь дополнительные финансовые издержки.

📌 Реклама Отключить

— Сейчас многие суды буквально завалены исками граждан, с которыми строительными организациями уже после вступления в силу закона об участии в долевом строительстве были заключены договоры инвестирования и которые в связи с этим не могут зарегистрировать право собственности на купленное жилье. Это в большей степени происходит из-за ошибки законодателя или же недостатков работы самих строительных компаний и их правовых служб?

— После того, как вступил в силу закон об участии в долевом строительстве, должно было быть понимание руководителей строительных организаций, что гражданам-дольщикам все эти документы и договоры необходимо будет представлять в регистрационные органы, чтобы получить право собственности. Если схема взаимоотношений построена неправильно, то регистрационные органы не имеют права вообще регистрировать право собственности. С того дня, когда данный закон вступил в силу, нельзя было использовать инвестиционные схемы. И многие организации стали заключать предварительные договоры купли-продажи, у которых есть свои минусы. Но в большей степени при заключении предварительных договоров пострадали те люди, которые приносили свои деньги — дольщики — физические лица, так как если договор инвестирования все понимали, то в случае с заключением предварительного договора защищенность физических лиц упала. Что же касается самого закона об участии в долевом строительстве, то работать с ним для строительных организаций достаточно сложно, там есть много нюансов, которые они выполнить просто-напросто не могут. Представьте себе, что для регистрации всех договоров требуется два-три специалиста, которые будут этим заниматься, а это дополнительные расходы строительной организации. Схема этого закона много обсуждалась на различных уровнях, и признать ее эффективной и рабочей сложно. Соответственно, если она и применяется, то в единичных случаях.

📌 Реклама Отключить

— В связи с принятием законодательства о медиации не считаете ли Вы необходимым, чтобы юристы в качестве повышения квалификации прошли подготовку по курсу медиации?

— Медиация — достаточно новое направление, поэтому практика применения закона о медиации пока не наработана, поэтому нет и понимания того, как эффективно он будет применяться. Например, при проведении переговоров медиатор не нужен. Дело в том, что сам медиатор не имеет права принимать никаких решений. Работа медиатора по урегулированию конфликта заканчивается соглашением, в котором стороны спора должны сами прийти к какому-то решению по сути конфликта. Получается, что две конфликтующие стороны по гражданско-правовому договору, привлекая медиатора, который не является специалистом в области, например, строительства, должны сказать друг другу, что они сами не того уровня лица, чтобы договориться без привлечения стороннего человека, и потому надо пригласить медиатора, который им разъяснит, что они делают неправильно. Притом, что медиатору необязательно иметь юридическое образование, а споры возникают в основном именно в сфере права. Думается, наш менталитет не таков, чтобы институт медиаторов стал быстро развиваться, да и сами люди, скорее всего, не пойдут к медиатору в ближайшие несколько лет, чтобы их рассудили. Что же касается повышения квалификации и обучения юристов медиативным технологиям по разрешению споров, то это направление, наверное, можно использовать. Мы ведь раньше и о саморегулировании не думали. Но пока трудно быть уверенным, что медиация заработает. Хотя в плане демократизации общества это хороший вектор направления. И обучиться медиативным технологиям никому не помешает, если будет организовано достойное обучение медиаторов. Это должны быть в основном юристы, так как споры возникают в основном по юридическим вопросам.

📌 Реклама Отключить

— Существует ли практика поддержки юридической службой Национального объединения членов НОИЗ?

— В НОИЗ систематически идут запросы: и в электронном виде, и телефонные звонки. На нашем сайте есть раздел «Ответы на вопросы». Каждый может задать свой вопрос и получит ответ — идет постоянное юридическое консультирование, разъяснение законодательства. В связи с тем, что наши юристы работают не только по консультированию, но и по совершенствованию правовой базы, мы общаемся с членами НОИЗ, выявляем их мнение, систематизируем, обобщаем и формулируем общее мнение представителей всей отрасли по тем или иным вопросам и, исходя из этого вносим предложения в правительство. Таким образом, мы отстаиваем интересы всех членов НОИЗ. Поэтому направлениями работы нашей юридической службы является не только юридическое обслуживание членов НОИЗ, но и участие в разработке нормативных правовых актов, совершенствование законодательства, в том числе в области саморегулирования.

📌 Реклама Отключить

— Какая работа проводится сейчас НОИЗ в плане подготовки нормативных правовых актов?

— Работа НОИЗ в плане подготовки нормативных правовых актов складывается следующим образом: сначала выявляется проблема, либо административный барьер, либо несогласованность нормативных правовых актов, либо необходимость внесения новой нормы; затем это обсуждается на селекторном совещании членов НОИЗ, и если большинство поддерживает, то сами члены НОИЗ еще обсуждают этот вопрос в своих саморегулируемых организациях, и таким образом аккумулируется определенное мнение, т.е. в результате выявляется общее мнение, которое потом превращается в проект нормативного правового акта.

Минэкономразвития России подготовлен серьезный доклад по состоянию саморегулирования, в том числе в строительной отрасли, в нем отражен ряд выявленных недостатков, которые необходимо устранять. Этот доклад обсуждался всем сообществом, всеми членами НОИЗ. Следует отметить, что с частью выводов, сделанных в докладе, Национальное объединение не согласилось, им был подготовлен ряд документов, который направлен в Минэкономразвития, в результате чего доклад был исправлен.

📌 Реклама Отключить

Правительством РФ был подготовлен протокол, в котором указано, по каким направлениям, в какие нормативные правовые акты и какие изменения необходимо внести. Мы с ним ознакомились и подготовили к нему ряд предложений о том, в какие еще нормативные правовые акты необходимо вносить изменения: в закон о саморегулируемых организациях, в постановление о платных госуслугах и пр. В частности, мы предлагаем внести изменения в закон о некоммерческих организациях в части определения организационно-правовой формы национальных объединений. Национальные объединения как некоммерческие организации значительно отличаются от других некоммерческих организаций по ряду признаков В связи с этим, на наш взгляд, нужно внести новую организационно-правовую форму в этот закон. Отличие это заключается в том, что в национальных объединениях — обязательное членство. Это не присуще ни одной некоммерческой организации. По общему правилу, для вступления в некоммерческую организацию сначала нужно провести общее собрание, принять решение о вступлении в какую-то другую некоммерческую организацию, а после этого на основании данного решения вступить в другую организацию. В отличие от этого общего порядка членами национальных объединений саморегулируемые организации становятся автоматически, исключение из национального объединения также происходит автоматически, сразу после утраты статуса саморегулируемой организации. Соответственно, учитывая все эти производные, мы можем сделать вывод, что это новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, которую необходимо прописать в законе для того, чтобы устранить ряд белых пятен, которые следуют за отсутствием этой правовой формы.

📌 Реклама Отключить

— Как осуществляется контроль за деятельностью строительных организаций и саморегулируемых организаций?

— НОИЗ не имеет контрольно-надзорных функций. Проверку саморегулируемых организаций должен проводить Ростехнадзор, который, на наш взгляд, недостаточно эффективно осуществляет эту работу. Между тем контроль за членам саморегулируемых организаций в настоящее время значительно выше по сравнению с тем периодом, когда были федеральные лицензионные центры. Минэкономразвития признает это в своем докладе. В изыскательской отрасли, например, контроль за членами саморегулируемых организаций по сравнению с лицензированием повысился кратно. Так, саморегулируемой организацией «Центризыскания» проведено более 600 проверок, т.е. все члены этой саморегулируемой организации проверены по одному разу, а некоторые организации — и по два раза, что связано обменом свидетельств и необходимостью еще раз их проверять. Это и документарные проверки, и выездные, которых проведено более 60. Таким образом, за год проверены все организации. Да и сами организации почувствовали, что к ним проявляется серьезное внимание. Кроме того, сейчас у нас введена новая программа учета членов саморегулируемых организаций, каждый должен заполнить на сайте в «личном кабинете» информацию о своей организации, которая должна своевременно изменяться. Но эта программа закрытая, так как в ней содержится конфиденциальная информация.

📌 Реклама Отключить

— Учитывается ли сейчас в государственных структурах мнение профессионального сообщества при принятии нормативных правовых актов?

— Ранее государство почти не использовало опыт профессионалов при подготовке законодательства. Здесь имеются в виду не те профессионалы, которые работают в министерствах и ведомствах, а практики, которые непосредственно выполняют работы. Сейчас в системе саморегулирования национальные объединения в обязательном порядке аккумулируют мнение саморегулируемых организаций, а саморегулируемые организации — мнения своих членов. Фактически выстраивается схема, которая позволяет собрать информацию об административных барьерах, о недостатках законодательства, о тех проблемах, которыми живет отрасль. И когда все это собирается в едином месте, в штабе — Национальном объединении, оно соответственно разрабатывает пути решения проблемы. Эти предложения транслируются в органы федеральной власти, которые формируют законодательство. Таким образом, уже работает система привлечения профессионального сообщества к разработке нормативных правовых актов, законов, постановлений Правительства, приказов Минрегиона, инструкций — это очень положительный момент саморегулирования.

📌 Реклама Отключить

Всем известно, что в строительстве те нормативно-технические документы (СНиПы, ГОСТы), которые были приняты еще в советское время, фактически утратили свое значение в связи с изменением законодательства. Сейчас у государства практически нет возможности подготовить новые нормативно-технические документы. И в этих условиях именно национальные объединения посредством своих инструментов фактически выступают заказчиком и принимают участие в разработке документов технического регулирования отрасли.

— Каковы положительные моменты введения системы саморегулирования?

— Несмотря на то что система саморегулирования находится еще в начале пути, уже достигнуты серьезные положительные моменты: значительно повысился контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций, снята часть избыточных административных барьеров, практически закончена разработка трех основополагающих в инженерных изысканиях нормативно-технических документа. Планы, которые составлены по совершенствованию законодательства и разработке нормативно-технических документов, поистине грандиозные. Только в плане совершенствования законодательства по самым животрепещущим вопросам в проекте основных мероприятий на 2011 г. у нас 14 пунктов. Очень плодотворно мы работаем с Министерством регионального развития. Подписано соглашение о сотрудничестве между Минрегионом и Национальными объединениями изыскателей, проектировщиков и строителей. Постоянно проводится обсуждение законов в рабочих группах. Кроме того, есть программа актуализации и гармонизации нормативно-технических документов, в ней 57 документов, в которых мы должны поучаствовать. Учитывая, что Россия стремится вступить в ВТО, уже проводится работа по приведению наших стандартов к европейским нормам. В конечном счете это будут документы, которые позволят работать в части международного сотрудничества и будут способствовать улучшению качества продукции.

📌 Реклама Отключить

Сегодня благодаря саморегулируемым организациям мнение профессионалов учитывается, нас слышат, наши предложения прорабатываются и находят свое отражение в регламентирующих отраслевых документах. Многие вопросы мы решаем совместно с министерствами, Аппаратом Правительства России, комитетами Государственной Думы. Я считаю, что это важнейший показатель качественной работы саморегулируемых организаций и залог дальнейшего развития всей отрасли.

Порядок получения исполнительного листа по решению суда

Многие считают, что если суд вынес решение в пользу определенного гражданина или юридического лица, то можно сложить руки и ждать, пока обязанное лицо произведет выплату. Однако на практике это зачастую оказывается не так. Должник, проигравший в суде, редко когда торопится распрощаться со своими деньгами. Поэтому после вступления в силу судебного решения выдается исполнительный лист, на основании которого появляется право требования долга с конкретного должника.

Понятие

Под данным документом понимается официальный стандартный бланк со специальными водяными знаками и печатями, содержащий в себе информацию о вынесенном решении суда, реквизиты судебного документа и наименование суда.

На основании этого листа взыскатель получает право требовать с должника исполнения возложенных судом обязательств. Исполнительный лист составляется в том же суде, где было принято решение. Он выдается только после вступления судебного решения в законную силу. Так как после принятия решения у сторон всегда есть возможность его оспорить. И если подается апелляция, то дело отправляется на повторное рассмотрение судом высшей инстанции. В этом случае уже после вынесения решения другим судом будет составляться новый исполнительный лист.

Однако бывают случаи, когда данный документ выдают сразу же. К таким делам обычно относятся судебные процессы по вынесению решений о начислении алиментов, восстановлении на рабочем месте и прочие дела, которые обычно не оспариваются.

Право на получение исполнительного листа принадлежит самому взыскателю, а также его доверенному лицу при наличии у него нотариальной доверенности.

Порядок предоставления

Для получения листа нужно подать соответствующее заявление в суд, который вынес решение по данному делу. Его может подать от своего имени истец либо представитель, имеющий на это доверенность. Порядок действий будет следующий:

  1. Необходимо подготовить само заявление.
  2. Подать его одним из возможных способов в канцелярию суда.
  3. Получить лист тем способом, который был указан в заявлении.

Соответственно, самое важное в данной процедуре – это правильно и юридически грамотно составленное заявление.

Заявление

Готовые бланки заявлений обычно всегда можно взять в канцелярии суда. Лучше всего это сделать сразу после вынесения судебного решения. Но также можно их скачать в интернете или заполнить самостоятельно. Самое главное, чтобы в заявлении была указана вся необходимая информация. Алгоритм его составления следующий:

  1. Указывается полное название суда, вынесшего решение. Это пишется в правом верхнем углу.
  2. Ниже указываются персональные данные заявителя, его регистрационный адрес. И также желательно указать номер телефона для быстрой связи в случае необходимости.
  3. Далее прописывается название документа.
  4. В теле заявления указываются все реквизиты вынесенного судебного решения, дата его принятия, персональные данные истца и ответчика.
  5. Ниже нужно указать, что должник отказывается или не может добровольно исполнить судебное решение, поэтому его исполнение возможно только в принудительном порядке.
  6. На основании этого нужно изложить просьбу предоставить исполнительный лист. Здесь важно указать, каким способом заявитель желает получить этот документ и нужное количество документов.
  7. Далее важно сослаться на законодательные статьи 428-429 ГПК РФ.
  8. Ниже указывается пункт «Прошу», где конкретно излагается необходимое количество листов и способ получения.
  9. Внизу ставится дата подачи заявления и подпись заявителя.

Следуя данному алгоритму, составить данный документ не составит труда. Важно знать, что можно потребовать несколько экземпляров исполнительных листов, но обязательно нужно обосновать, для чего необходимо столько документов.

Также важным моментом является способ получения этого листа. Можно потребовать направить его почтовым письмом самому заявителю по определенному адресу. А можно потребовать направить данный документ сразу судебным приставам для возбуждения исполнительного производства. В этом случае взыскателю не придется самостоятельно отправлять этот документ в ФССП.

Направить заявление в канцелярию суда также можно несколькими способами:

  • личным визитом;
  • по почте заказным письмом с уведомлением.

При личном посещении канцелярии суда нужно иметь 2 экземпляра составленного заявления. Это потребуется для того, чтобы на одном из них сотрудник, принявший документ, поставил отметку о дате принятия.

При отправке по почте достаточно будет одного экземпляра, но важно послать письмо с уведомлением. Вернувшееся подтверждение о получении заявления и будет подтверждением принятия документа.

Сроки получения

По законодательству данный документ должен быть выдан сразу после вступления решения суда в законную силу. Но на практике зачастую составление этой бумаги занимает от 2 до 4 недель. В большинстве случаев причиной этому является большая загруженность судебных работников либо отсутствие необходимого количества бланков.

Несмотря на то, что это является прямым нарушением законодательства, не стоит сразу писать жалобы, так как в этом случае данное разбирательство может затянуться на большее время. А исполнительное производство начнется не с того момента, когда им поступит исполнительный лист, а с того периода, когда решением вступило в силу.

Но если сроки действительно затянуты или нет времени ждать, то следует писать жалобу на имя председателя районного или городского суда. В жалобе нужно подробно изложить все обстоятельства задержки, а также приложить копию заявления с отметкой о дате принятия его в канцелярию.

При получении листа важно проверить всю информацию, отраженную в документе. Нередко случаются опечатки либо ошибки. В этом случае лист может быть признан недействительным и придется повторно писать заявление на его выдачу.

Повторное получение

Данный документ имеет большое значение при взыскивании долга. Без него не может быть открыто исполнительное производство. Поэтому в случае утери придется его восстанавливать.

Для восстановления потребуется повторно написать заявление в канцелярию аналогичным способом. Но в теле документа нужно будет указать причины утери. Они должны быть вескими, иначе суд может отказать в повторной выдаче.

После получения заявления о повторной выдаче будет созвано заседание, на котором сотрудники суда примут решение о выдаче или отказе исполнительного листа.

Открытие исполнительного производства

После получения листа на руки взыскатель должен направить его судебным приставам. Также это можно сделать сразу, указав об этом в заявлении на выдачу документа. После получения судебным приставом данного листа он попросит взыскателя написать заявление с просьбой открыть исполнительное производство.

Образец заявления всегда можно найти в самой службу судебных приставов. Обычно он заполняется там же во время личного визита, но может быть направлен по почте письмом с уведомлением.

В нем можно указать дополнительно все сведения, которые известны о должнике. С момента получения заявления и листа пристав должен в течение 3 дней открыть исполнительное производство, о чем выносится постановление.

После этого судебный пристав начинает свою работу. В первую очередь, он обязан известить самого должника об открытии данного производства. Существует несколько способов уведомления:

  • телефонные звонки;
  • отправка по почте письма с уведомлением по адресу проживания или регистрации гражданина;
  • телефонные сообщения;
  • визиты и звонки родственникам гражданина.

После получения документального подтверждения о том, что человек извещен или отказался от получения извещения, наступает пятидневный срок, который отводится для добровольного исполнения должником решения. А далее начинаются мероприятия по принудительному взысканию задолженности.

Акт о недостатках выполненных работ

Акт о недостатках выполненных работ – важный документ при урегулировании недопонимания, претензий со стороны, осуществляющей услуги, и принимающей организации как в досудебном порядке, так в суде. Обычно выявленные огрехи компенсируются уменьшением оплаты работы.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о недостатках выполненных работ .docСкачать образец акта о недостатках выполненных работ .doc

Кем составляется

Иногда для составления документа созывается комиссия и назначается ее председатель. Но это не является обязательным условием составления акта. Когда недостатки работы очевидны и не оспариваются, акт может быть заполнен просто двумя представителями двух организаций.

К каким выводам может привести

Если одна организация выявила недостатки в работе другой, то такое положение может привести к:

  • Отказу от исполнения условий существующего договора. Заказчик вправе не оплачивать работу в предусмотренных законом случаях, в частности если имеющиеся недостатки существенны и неустранимы. Под неустранимыми понимаются регулярно проявляющиеся, требующие несоизмеримо большого количества средств для устранения изъяны.
  • Уменьшению оплаты выполненных услуг на оговоренную сумму (процент от общей стоимости выполнения работ или предоставления услуг). Здесь все зависит от способности договориться сторонам процесса. Если этого сделать не удается, решение о сумме выплаты принимает суд.
  • Обоснованному требованию со стороны заказчика устранить недостатки.

Важный момент при этом – сроки. Подрядчик (тот, кто выполняет работы) может не уложиться в срок, оговоренный в договоре между сторонами. Этот факт тоже может быть основанием для составления акта о недостатках выполненных работ.

Элементы документа

Акт состоит из нескольких частей. Шапка документа стандартна. В ней прописываются название компании, дата и место подписания акта, его полное наименование. С основной частью сложнее, т.к. в ней в относительно свободной форме должно быть изложено:

  • Какие обязательства на себя взял подрядчик. Для подтверждения изложенных фактов приводятся дата заключенного договора, его номер, условия относительно сроков и оплаты.
  • Какие недостатки выявлены. Если возможно, по пунктам и с цифровыми значениями.
  • Как выявленные недостатки влияют на возможности использования объекта заказчиком. Какие он понесет убытки в связи с эксплуатацией объекта в существующем виде и возможна ли она в принципе.

  • Какими документами подтверждается факт наличия недостатков и их объем. Если есть, то будет нелишней ссылка на заключение специально созванной для этого случая комиссии. Согласно законодательству в состав последней обязательно должны входить представители обеих сторон.
  • Если в договоре между сторонами (например, договоре подряда) были предусмотрены действия в случае выявления недостатков этого характера, то приводится ссылка на конкретный пункт договора.
  • К каким договоренностям удалось прийти сторонам в ходе ведения диалога. Возможна констатация факта отсутствия соприкосновения в точках зрения оппонентов.
  • Если речь идет о компенсационных механизмах за выявленные недостатки и стороны пришли к фиксированной их оплате, то в акте может присутствовать фраза, лишающая заказчика на дополнительные требования возмещения убытков, связанных с перечисленными в акте недостатками.

В конце акта обе стороны ставят свои подписи. Представители заказчика и подрядчика обязательно должны указать должности, на которых они состоят во взаимодействующих организациях.

Исправления и помарки в документе не приветствуются. Однако возможно незначительное исправление части текста с подписями рядом с исправлением.

Если подрядчик отказывается подписывать акт и мотивирует это отсутствием недостатков или другим их объемом, то есть основания для проведения специализированной экспертизы.

Если договориться не удается

В случае если в договоре подряда не предусмотрены имеющиеся недостатки или если сторонам не удалось договориться о том, есть они или нет, то в дело вступает Гражданский кодекс. Согласно ему (а именно 5 пункту 720 статьи) стороны проводят экспертизу.

Кто будет оплачивать экспертизу, в большинстве случаев зависит от ее результата.

  • Если недостатки выявлены, а тем более если они признаны существенными, то платит за экспертизу и подписывает все соответствующие документы подрядчик.
  • Если же недостатков по результату экспертизы не выявлено, то оплачивает ее заказчик. Также в этом случае заказчик обязан оплатить всю причитающуюся исполнителю стоимость выполненных работ.

Сроки выявления недостатков работ

Заказчик имеет право на выявление недостатков в совершаемых работах на любых стадиях процесса. В начале, конце или по завершении. Даже если заказчик проверил и уже подписал окончательный акт сдачи-приемки работ. Судебная практика рассматривает случаи с претензиями по качеству, которые касаются:

  • Строительных работ любого характера. Об этом сказано в Информационном письме №51 Президиума ВАС от 24.01. 2000, в пунктах 12 и 13 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».
  • Скрытых недостатков, проявляющихся по мере эксплуатации.
  • Если при подписании акта сдачи-приемки работ заказчиком было предложено (в письменной форме) устранить существующие недостатки, но исполнитель этого не сделал.
  • Если заказчик подписал акт сдачи-приемки работ, но не произвел оплату из-за того, что в последний момент заметил недостатки.

Таким образом, заказчик свободен в выборе срока предъявления претензий в достаточно большом спектре ситуаций. Другое дело – являются ли они обоснованными. Если сторонам не удается достигнуть договоренностей, то обращение в судебные инстанции неизбежно.

Юристы утверждают, что чем раньше предъявляются претензии и составляются акты о недостатках выполненных работ, тем лучше для заказчика. Он получает возможность частичной оплаты выполненных работ или отказа от подобных выплат вообще. Однако на практике гораздо быстрее и выгоднее договариваться и находить общие точки соприкосновения без обращения в суд.