Юриспруденция изучает

Неудобоваримый текст.

«Державы Антанты решили созвать в Генуе (Италия) международную конференцию будто бы «с целью содействовать экономическому возрождению Европы». На нее была приглашена и Советская Россия. Советское правительство дало согласие участвовать в конференции. Все советские республики специальными решениями передали РСФСР защиту на ней своих интересов. В Геную была направлена представительная делегация во главе с народным комиссаром иностранных дел Г. В. Чичериным. На Генуэзскую конференцию, которая проходила в апреле—мае 1922 г., империалистические державы пришли с планом превращения Советской страны в полуколонию международного капитала. Перед Советским правительством были выдвинуты требования признания «финансовых обязательств всех бывших доныне в России властей», возвращения бывшим иностранным владельцам национализированных предприятий, отмены государственной монополии советской внешней торговли, установления для иностранных подданных в советских республиках режима экстерриториальности по примеру того, который был навязан колониальным странам Востока. Советская делегация отвергла эти притязания и представила свою, конструктивную программу, основанную на ленинском принципе мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Впервые в практике международных отношений на Генуэзской конференции от имени Советского правительства было внесено реальное предложение о всеобщем сокращении вооружений и запрещении наиболее варварских средств ведения войны, в том числе применения химических отравляющих веществ. В ходе конференции была предпринята попытка создать против Советской России единый фронт капиталистических держав, в который вошли бы как страны Антанты, так и другие капиталистические государства, включая Германию. Однако Советское правительство прорвало этот фронт, сумев использовать межимпериалистические противоречия и заключив 16 апреля 1922 г. в Рапалло (Италия) договор с Германией. Рапалльский договор устанавливал между двумя государствами нормальные дипломатические отношения, основанные на равноправии договаривающихся сторон. Договор знаменовал конец дипломатической изоляции Советской страны. Вместе с другими международными актами он убедительно свидетельствовал о том, что советской дипломатии удалось разорвать кольцо политической блокады. Создав основу для взаимовыгодных торгово-экономических связей, договор способствовал также разрыву кольца экономической блокады вокруг Советской России. В мировых дипломатических отношениях наступал новый период— период дипломатического признания первого социалистического государства. Сначала лейбористское правительство Великобритании в ноте на имя народного комиссара иностранных дел СССР от 2 февраля 1924 г. известило о том, что «признает Союз Советских Социалистических Республик как правительство де-юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть». В тот же день II съезд Советов СССР, проходивший в Москве, заслушав внеочередное сообщение Наркоминдела, принял резолюцию, в которой приветствовал этот акт. В резолюции отмечалось, что «сотрудничество народов Великобритании и СССР неизменно останется одной из первых забот союзного советского правительства». В течение февраля—марта 1924 г. признали СССР де-юре и установили с ним дипломатические отношения Италия, Австрия, Норвегия, Греция, Швеция. К концу 1925 г. СССР имел дипломатические отношения с большинством стран Европы, рядом стран Америки и Азии. Все чаще послы иностранных держав поднимались по ступенькам Большого Кремлевского дворца, чтобы вручить руководителям Советского государства свои верительные грамоты.» http://www.ref.by/refs/56/12894/1.html

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199.1 УК РФ

1. О понятии налогового агента см. ст. 24 НК РФ. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст. 286 НК)).

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

3. При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в комментируемой статье, следует руководствоваться правилами, содержащимися в примеч. к ст. 199 УК, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

4. Субъективная сторона включает прямой умысел, а также мотив в виде личного интереса. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

6. Если предусмотренные комментируемой статьей действия налогового агента совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

7 декабря 1991 года в правительственной резиденции Вискули в Беловежской пуще собрались лидеры России, Белоруссии и Украины. 8 декабря после четырехчасового обсуждения они подписали Беловежское соглашение — документ о кончине СССР и о создании Союза Независимых государств — СНГ.

Один из авторов проекта того исторического документа, Сергей ШАХРАЙ, ответил на вопросы «Комсомолки».

МИНУ ЗАЛОЖИЛ СТАЛИН

— Приглашение Ельцина в Белоруссию, сделанное Шушкевичем 20 октября 1991 года на Госсовете в Ново-Огарево — это точка отсчета для Беловежья?

— Это не начало, а почти финал длинной цепочки событий, точку которому поставило Беловежье.

— Так почему распался СССР?

— Три фактора: жесточайший экономический кризис, «вирус зависти» (когда все республики стали говорить, что больше не хотят «кормить соседей»), и право на свободный выход из состава СССР, записанное в конституции. По науке это называется «право на сецессию». А я всегда называл «миной замедленного действия».

В 1924-м в первой советской конституции записали право республик на свободный выход из Союза вплоть до создания самостоятельного государства. Эта норма «спала» 65 лет. Про нее вспомнили сначала три Прибалтийские республики, затем все остальные.

Но по большому счету, все идет от статьи 2 Конституции РСФСР 1918 года. Где записана формулировка Сталина, что Россия учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация национальных республик. Эта сталинская идея нам потом еще аукнулась в конце 1990 – начале 1991 годов парадом суверенитетов российских автономий.

— Разве не российская Декларация о гос суверенитете дала толчок распаду СССР?

— Нет. В этом документе написано, что Россия остается в составе СССР. И это была реакция на то, что автономии в составе РСФСР стали — с подачи ЦК КПСС — объявлять себя самостоятельными союзными республиками. Дело кончилось проблемами с Татарстаном и чеченской войной.

А через два месяца после российской декларации о суверенитете случился августовский путч. После него не стало КПСС и фактически — СССР.

— Это умозаключение на каких фактах основано?

— На исторических. На анализе хронологии событий. После путча Горбачев, вернувшись из Фороса, был очень обижен на своих однопартийцев. Объявил о сложении полномочий Генсека ЦК КПСС и призвал всех честных коммунистов выйти из партии. В результате с конца августа и до начала октября все 15 республик приняли решение о ликвидации или приостановке деятельности союзных компартий. КПСС – «становой хребет» Советского Союза – развалилась за месяц. Дальше уже все покатилось к финалу.

— Понять Горбачева можно?

— По-человечески, наверное да.. Но с точки зрения того, что он руководитель крупнейшей страны мира и Президент СССР — это был призыв к коллективному самоубийству. Вдобавок, Горбачев еще принял указы о лишении КПСС имущества и запрете политической деятельности в госаппарате, армии и силовых структурах. 29 августа 1991 года Верховный Совет СССР приостановил деятельность КПСС по всей стране. А перед этим союзные депутаты ликвидировали союзное же правительство.

Взамен были созданы некие координационные органы – Госсовет СССР, Межреспубликанский экономический комитет, Межреспубликанская служба безопасности и тому подобные рыхлые структуры. Власть распалась вместе с распадом КПСС.

ДО 1 ДЕКАБРЯ УШЛИ ПОЧТИ ВСЕ

— Но ГКЧП, объявившее о себе 19 августа, не дало подписать Союзный договор 20 августа, который бы прикончил СССР уже тогда?

— Не дало. Но дело не в бумаге! Работа над Союзным договором началась потому, что у нас к началу лета 1991 года уже было три независимых государства, семь суверенных республик, а вдобавок еще восемь президентов! И еще была субъективная причина — внутрипартийная борьба и противостояние «ястребов» и «голубей». Горбачев видел, что попытки силой задавить политические движения в союзных республиках ведут к обратному результату. И в начале апреля 1991 года на заседании Совбеза СССР он заявил, что отказывается от жестких мер и берет курс на выработку новой программы действий вместе с популярными лидерами республик, выступающих за сохранение обновленного Союза.

— Так начался Ново-Огаревский процесс?

— Да. Но уже через пару недель его противники провели объединенный Пленум ЦК и ЦКК КПСС. Обвинили Горбачева в развале страны, потребовали введения в стране чрезвычайного положения. Горбачев смог их переиграть, но ненадолго. В сентябре на съезде его должны были сместить с поста Президента СССР и Генсека КПСС. Он не стал ждать. Провел переговоры с лидерами крупнейших республик — Казахстан, Белоруссия, Украина и РСФСР.

— Попробовал сыграть на опережение?

— Предложил, по сути, не союз, а конфедерацию. Обещал, что все полномочия будут у республик, а за центром останется лишь оборона и внешняя политика.. Против этого и выступил ГКЧП. Но самая главная неосторожность – пообещал, что не будет главы КГБ Крючкова. А все разговоры прослушивались и записывались!

— Вы говорили про то, как республики побежали из Союза.

— В моей книге про распад СССР есть точная хроника, как 13 из 15 союзных республик воспользовались статьей 72 Конституции СССР 1977 года и ушли еще до 1 декабря 1991 года. Последней стала Украина со своим референдумом.

Сергей Шахрай в студии Радиостанции «Комсомольская правда».Фото: Иван МАКЕЕВ

— То есть 8 декабря в Беловежье…

— Уже нечего было распускать. Остались РСФСР, которая не собиралась выходить, и Казахстан в непонятном статусе — декларацию о независимости он принял, но о выходе не сказал. Надо было думать, что делать дальше.

— Вам надо было юридически оформить фактическое положение дел?

— Именно так.

— А проект союзного договора, который Горбачеву подготовили известные правоведы Кудрявцев и Шахназаров?

— После путча любой Союзный договор был нежизнеспособен. Союзного центра уже не было. Шел торг союзной элиты с элитами республик — как жить дальше. А республики, видя, что центр потерял авторитет, уже не понимали, почему надо кому-то подчиняться.

Считаю, прими Горбачев новую Конституцию СССР, как сначала собирался, и не ввяжись в этот мучительный Ново-Огаревский процесс — все могло бы быть иначе. А история с Союзным договором была «подброшена» эстонцами. Такой «троянский конь».

ЭСТОНСКИЙ СЛЕД

— Почему эстонцы?

— 16 ноября 1988 года у Горбачева была делегация Верховного Совета ЭССР. Речь шла примерно в таком ключе. В 1940-м Эстонию — как и Литву с Латвией — присоединили к СССР силой на основании пакта Молотова- Риббентропа. Дескать, все это — исторически, эстетически, политически — было некрасиво, нелегитимно и недемократично. А Вы же у нас, Михаил Сергеевич, демократ. Давайте, подпишем Союзный договор, — и наши отношения станут юридически и политически оформлены.

— Эстонцы не говорили «мы уходим»?

— Нет. Они предлагали оформить вхождение Эстонии в СССР юридически красиво. А потом тему Союзного договора, но уже как основы для переформатирования всего государства, подняли депутаты СССР на своем I Съезде. В те времена наш народ смотрел выступления депутатов, не отрываясь от экранов. Сюжет пошел в массы. При этом у Горбачева был готов проект новой Конституции СССР. Его, кстати, готовил все тот же академик Кудрявцев.

— Но Горбачев осенью 88-го загорелся идеей Союзного договора?

— Тогда — да. Но после путча идея вообще свернула не туда. В октябре 1991-го в Ново-Огарево в обсуждении Союзного договора участвовали… лишь 7 из 15 союзных республик. А к ним стучались в двери главы российских автономий.

— Чего хотели?

— Стать равноправными учредителями нового Союза. И это – еще одна причина распада СССР — заигрывание с национальным вопросом и с автономиями. Всем 20 автономиям (из них 16 – были в РСФСР) союзный центр за лояльность обещал дать статус союзных республик.

— Не многовато ли союзных республик?

— Получалось 35 республик в составе СССР. Но условием повышения статуса автономных республик был их отказ от права свободного выхода из Союза. Одним махом – двух зайцев убить. И Ельцина ослабить – ведь из России уходили сильнейшие регионы с 20 миллионами населения, половиной территорий и всеми стратегическими ресурсами — от нефти и газа до урана с золотом и алмазами. И голосами автономий протащить ту конструкцию нового Союза, что задумал Центр.

— Юридическая ловушка?

— И таких ловушек было много. Помимо «плана автономизации» были и другие. 14 июля 1991-го «Известия» опубликовали документ в рамках подготовки к сентябрьскому заседанию Политбюро и Пленума ЦК. Предлагалось создать в РСФСР семь союзных республик. Почти как наши федеральные округа.

— То есть Горбачев делал все возможное для сохранения Союза?

— Не Союза. Он делал все возможное для сохранения власти – своей и союзного центра.

— Но получается, автономии могли стать союзными республиками уже в августе 1991-го?

— Да. Партийные лидеры всех 16 российских автономий 20 августа 1991-го сидели в приемной у Геннадия Янаева. Он 19 августа провозгласил себя и.о. президента СССР. Они все приехали за статусом союзных республик. Получить подтверждение, что обещанный статус ГКЧП у них не отберет. Если бы путч не провалился, то уже 21 августа РСФСР могла стать конфедерацией. В лучшем случае. Процесс распада продолжался.

УКРАИНСКИЙ ФАКТОР

— Кто первым побежал?

— В нашей истории первый шаг всегда делала Украина — и последний тоже. В августе они заявляют о независимости на Верховном Совете УССР. 1 декабря выбирают президента и на референдуме голосуют за независимость 92 процентами. Поставили точку на союзном государстве. При том союзные силовые структуры на территории Украины в этот период фактически были захвачены.

— То есть российская делегация ехала в Белоруссию 7 декабря встречаться с Кравчуком как с главою независимой Украины и с Шушкевичем, тоже желавшим независимости?

— Юридически – да. Но будет неправдой сказать, что наша делегация и я лично ехали именно с таким пониманием ситуации. Но события осени и начала декабря позволили без иллюзий смотреть на ситуацию. Механизм власти у КПСС уже был отобран. Союзное управление развалилось. Фактически произошел развал страны.

— Официальный повод визита в Вискули был какой?

— Подписание соглашения о социально-экономическом сотрудничестве (я был советником президента РСФСР по правовым вопросам). О чем накануне говорили Ельцин, Шушкевич и Кравчук — мне уже потом рассказали. Они созвонились и пригласили Кравчука после 1 декабря в Минск. Причем звонок ему, по-моему, был уже из Минска.

Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин после подписания соглашения о создании СНГ, 8 декабря 1991 г. Фото Дмитрия Соколова /Фотохроника ТАСС/.

— Вы с Ельциным до вылета в Белоруссию обсуждали , что именно там придется проработать и подписать?

— Никакого проекта договора до вылета не было. Все делегации готовили свои предложения ночью с 7 на 8 декабря. Работали эксперты, рабочие лошадки. Очень важна была формула. Был риск вообще ни о чем не договориться и скатиться к югославскому сценарию. Кавказ-то уже полыхал. И республики на Волге уже говорили о суверенитете.

— И какова была формула?

— В итоге мы работали по формуле: из четырех государств, создавших СССР в 1922 году— РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР — остались три и были представлены в Беловежье первыми и вторыми лицами. А Закавказье уже ушло — Грузия, Армения и Азербайджан приняли декларации о независимости. Потому мы были вправе констатировать распад прежнего Союза. И создать основу для нового. Появилась формула: СССР умер – да здравствует СНГ! Хотели оставить слово «Союз», но Кравчук категорически его не принимал. Придумали «Содружество».

— А вариант ССР…

— Это в Вискулях уже не обсуждалось. Создание СНГ имело две цели. Упростить бракоразводный процесс, чтобы без войны. И сохранить возможность будущей интеграции.

Свидетельство о смерти фактически развалившегося СССР выдали эти три лидера. Правда, сразу пригласили Казахстан — чтобы не говорили об этническом, славянском союзе.

АРСЕНАЛЫ И ГРАНИЦЫ

— Главными в группе экспертов были вы с Гайдаром?

— Гораздо более активной была украинская делегация. Скажем, их эксперт Крыжановский имел свои варианты. И только мы — я и Гайдар — возражали. Так активно, что меня чуть не лишили права въезда на Украину. Я в статье 10-й написал, что границы признаются между странами Содружества, пока страна внутри содружества. А если выходит — границы исчезают.

— Это было про что?

— Это было про Крым. Почему Украина ненавидит СНГ, но не уходит оттуда — потому что сразу де юре ситуация с Крымом для нее становится проигранной.

— Вопрос про Крым обсуждался при выработке 18 статей соглашения?

— Обсуждался вопрос границ. Не было отдельной дискуссии по Крыму — тогда бы все остановилось. Вопрос был такой — что является границами между союзными республиками? Ответ — нынешняя административная граница. Она и оформляется как госграница. Она не дискутируется и не оспаривается, пока страна находится в СНГ. А выход из Содружества открывает ящик Пандоры — надо о границе договариваться.

— Перспективы того, о чем вы говорите — в декабре 1991-го было понятно всем в Вискулях?

— Нет, конечно. Потом уже украинская делегация поняла, что это для них как раз гарантия по Крыму. Крым обсуждался где-то через год, при заключении договора с Украиной. А 8 декабря 1991-го глава нашего МИДа Козырев, которого поддержал Ельцин, сказал: «Да ладно с вашим Крымом, все равно же вместе живем!»

— Сразу согласились, что ядерное оружие — все в России?

— Практически да. В 1992-м Назарбаев, кажется, не исключал варианта остаться среди ядерных стран. Но в декабре 1991-го решили быстро — у ядерного оружия должен быть один хозяин.

— Единые вооруженные силы и единая валюта — это записали, но это ж было нереально?

— Это были базовые статьи. Их писал Егор Гайдар. Они выступали основой реинтеграции — пусть и не смогли реализоваться. С вооруженными силами уже тогда все становилось понятно. Они в республиках уже создавались собственные — особенно в Закавказье. Как были понятны и перспективы с единой валютой.

— Как поделили имущество?

— У кого что находится — у того и остается. По зарубежному имуществу спорят и сегодня. Было записано, что вопрос по имуществу дипломатических миссий — это вопрос будущих переговоров. Потому Украина оспаривает до сих пор.

ПОЛЕТ НАЗАРБАЕВА

— Вы слышали, как Ельцин 7 декабря звонил Назарбаеву, летевшему из Алма-Аты в Москву?

— Я слышал приглашение Назарбаеву. Причина того, что он остался в Москве и не прилетел к нам — Горбачев ему предложил высокий пост — кажется, пост премьера СССР. Но как можно обещать то, чего нет…

— Назарбаев мог изменить ситуацию в Вискулях?

— Ситуацию – нет. А текст, наверное, да. Появились бы еще одна-две статьи, уменьшающие атмосферу славянского союза. И, кстати, перед Назарбаевым все равно надо снять шляпу. Он приложил титанические усилия, чтобы через полмесяца, 22 декабря в Алма-Ате собрать все республики — дабы присоединились к СНГ.

21 декабря 1991 года, Нурсултан Назарбаев во время подписания протокола к Соглашению об образовании СНГ. Фото Александр Сенцов, Дмитрий Соколов /ИТАР-ТАСС

Думаю, что участие Назарбаева в переговорах в Вискулях поменяло бы юридическую конструкцию — сделало бы договор более федеративным. Но он мог и просчитать непопулярность решения, принятого 8 декабря, — чтобы не присоединиться к нему.

— Почему звонили из Беловежской Пущи Горбачеву — понятно, а президенту США Джорджу Бушу-старшему зачем?

— Ядерное оружие. Если вместо СССР появляется нечто другое, первый вопрос для американцев: у кого боеголовки? И звонок Ельцина Бушу говорил о том, что вопрос управления ядерными силами решен, кнопка остается у Москвы. Иначе была бы катастрофа.

— Ельцин давал вам с Гайдаром советы?

— Он проект, который мы готовили всю ночь, увидел утром 8 декабря. Трое глав республик заседали отдельно, три премьера — отдельно. Тогда не было сегодняшних копировальных машин. Поэтому тексты размножали через факсовые аппараты. И наши руководители сидели с этими длиннющими рулонами факсовой бумаги. Правили так — в основном вычеркивали.

— Как вы с Гайдаром разделили обязанности?

— Мы вместе работали. То, что касается экономики устройства органов, процедуры — у него, а вся юридическая составляющая у меня.

— Страх был, что Горбачев пришлет «Альфу» чтобы вас всех арестовать?

— Не было страха, была опустошенность. А Горбачев звонил главе Минобороны СССР Шапошникову и командующим округами: «Ну, давай!». А что — «давай»? Ситуация оказалась схожа с положением Николая II в феврале 1917-го — его не поддержал никто из генералов. А поддержи глава Минобороны Горбачева 8 декабря 1991-го, президент СССР попытался бы всех вернуть за стол Союзного договора.

— Почему так легко Верховный Совет РСФСР 12 декабря ратифицировал Беловежские соглашения?

— Как раз потому, что на тот момент все четко видели, что Союза уже нет, а 13 республик уже становятся членами ООН. И депутаты, помимо прочего, увидели, что роль России — главная и в ООН, и в ядерном потенциале. Обсуждалось еще, что это соглашение позволит не создавать экономические барьеры. Ведь ситуация тогда была аховая, с продовольствием особенно — запасов в стране на три дня было. Да и Белоруссия и Украина уже ратифицировали Соглашение о создании СНГ.

Это сейчас все говорят, что СССР развалили три мужика в Беловежском лесу. А тогда депутаты четко понимали, что распад был остановлен. Оттолкнувшись от СНГ, можно начинать новую интеграцию.

СССР забили, как кабанчика: 28 лет назад были подписаны Беловежские соглашения

Почему в декабре 1991 года лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии — Ельцин, Кравчук и Шушкевич — подписали документ, похоронивший Советский Союз

Не прошло и четырех месяцев после «попытки госпереворота» — создания в Москве частью советской элиты Госкомитета по чрезвычайному положению — как в Беловежской пуще, у польской границы, главы России, Украины и Белоруссии денонсировали союзный договор от 1922 года. Так они распустили СССР. И заявили о создании Союза Независимых Государств. (подробности)

Что такое юриспруденция — три значения слова

19 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если спросить у простого обывателя, что такое юриспруденция, он ответит: «Наука, изучающая право». В некоторых словарях русского языка и энциклопедиях так и написано.

Но это неправильный ответ. На самом деле у слова «юриспруденция» три значения. И в этой статье вы узнаете, какие именно.

Юриспруденция — это совокупность юридических наук

Латинская фраза «jūris prūdentia» пришла в языки разных стран из римского частного права. «Jūris» переводится как право, «prūdentia» – знание. Получается, какое первоначальное значение у слова?

Юриспруденция – это совокупность знаний о праве.

Но правовая сфера слишком многогранна, затрагивает отношения между гражданами, деятельность государственных органов, экономику и бизнес, экологию и даже семью. Какой толк от изучения всего подряд в хаотичном порядке?

Так вот, юриспруденция – не каша из знаний, а стройная система. Она объединяет в себе несколько отраслей, каждая из которых изучает отдельный кусочек правовой сферы.

Юридические науки делятся на три категории:

  1. теоретические;
  2. отраслевые;
  3. прикладные.

Теоретические изучают самые общие вопросы, работают с абстрактными понятиями (что это?). Что такое право, когда оно возникло и как развивалось на протяжении истории? Какие функции выполняет?

Примеры теоретических систем знаний: общая теория государства и права, история политических и правовых учений, философия права.

Отраслевые науки изучают правовое регулирование отдельных сфер в жизни общества. Их ещё называют отраслями права.

Главная задача – совершенствование законодательства: исправление ошибок, устранение пробелов и противоречий.

Примеры отраслей права и объектов, которые изучает этот раздел юриспруденции:

  1. Гражданское – частные отношения между людьми: сделки, обязательства, наследство;
  2. Семейное – имущественные отношения в семье, обязанности по воспитанию и содержанию детей, регистрация брака, развод;
  3. Конституционное – деятельность и полномочия госорганов, высших должностных лиц, суверенитет, территориальное устройство;
  4. Уголовное – преступления и наказания;
  5. Административное – структура государственного аппарата, функции и полномочия отдельных органов власти;
  6. Административно-деликтное – административные правонарушения и наказания;
  7. Международное публичное – заключение соглашений между разными государствами, борьба с терроризмом, решение военных конфликтов;
  8. Экологическое – защита окружающей среды.

Прикладные юридические науки помогают решать практические задачи в сфере права. Криминалистика и судебная экспертиза – раскрывать преступления, юридическая психология – работать с клиентами (что полезно для адвокатов, нотариусов, медиаторов).

Таким образом, изначально юриспруденция была совокупностью разрозненных знаний о праве, но постепенно превратилась в систему юридических наук.

И в этом есть заслуга юристов из разных эпох и регионов.

Юриспруденция — это еще и учебная специальность

Там, где есть науки, обязательно появятся студенты, желающие их изучать.

В российских ВУЗах синоним юриспруденции – правоведение. После 5-летнего срока обучения на дневной форме студенты получают диплом юриста. Так они становятся специалистами по юриспруденции.

При желании можно продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре и стать учёным.

Юриспруденция как специальность не совпадает на 100% с системой юридических наук по двум причинам.

  1. Будущим юристам преподают не только отрасли права, но и другие дисциплины: историю, философию, экономику, политологию, социологию.
  2. В рамках 5-летней программы обучения полностью изучить юриспруденцию невозможно.

Студент получает заветную корочку по специальности «правоведение». Теперь ему предстоит столкнуться с третьим значением понятия юриспруденции.

Значение третье — практическая деятельность

Если спросить у юриста, чем тот занимается по жизни, он может сказать: «Юриспруденцией». И ответ окажется верным. Знания о праве можно не только получать из книг и актов законодательства, но и применять на практике.

Третье значение юриспруденции – это повседневная деятельность юристов.

Примеры юридической практики из разных профессий:

  1. следователь расследует преступление;
  2. судья оценивает доказательства и выносит решение по делу;
  3. адвокат консультирует клиента о заключении договора;
  4. прокурор проверяет, соблюдает ли руководство предприятия законодательство;
  5. нотариус заверяет сделку личной подписью;
  6. медиатор призывает людей решить конфликт мирным путём;
  7. инспектор ГИБДД выписывает штраф за неправильную парковку.

Все эти лица используют знания в области права и решают юридические вопросы. К юриспруденции не относится их частная и личная в жизнь в свободное от работы время.

Краткое резюме

Итак, юриспруденция – это совокупность знаний о праве (объединённая в юридические науки), специальность в ВУЗе и работа юриста.

Теперь вы не спутаете это слово со смежными понятиями. Чтобы окунуться в юриспруденцию, необязательно идти учиться на юрфак. Кодексы, законы и другие акты законодательства есть в открытом доступе.

Постигайте юриспруденцию, чтобы применять знания на практике, находить лазейки и защищать свои права.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка