Юридические газеты и журналы в России

В течениЕ или в течениИ (года, месяца, недели, дня)?

Производный оты­мён­ный пред­лог «в тече­ние» (года, меся­ца, неде­ли, часа) пишет­ся с окон­ча­ни­ем -е. Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа «в тече­нии» (реки) пишет­ся с окон­ча­ни­ем -и.

В пись­мен­ной речи может доста­вить затруд­не­ние напи­са­ние оди­на­ко­во зву­ча­щих слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. Выясним, в каких слу­ча­ях пра­виль­но пишет­ся «в течениИ» или «в течениЕ».

Правописание слова «в течении»

Чтобы опре­де­лить, как пра­виль­но «в течениЕ» или «в течениИ», вос­поль­зу­ем­ся кон­крет­ным кон­тек­стом.

После весен­не­го павод­ка в тече­нии быст­ро­го ручья замет­ны изме­не­ния.

Заметны в чём? в тече­нии.

Слово «в тече­нии» обо­зна­ча­ет пред­мет. К нему от ска­зу­е­мо­го зада­ет­ся вопрос. Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки помо­гут понять, что эта лек­се­ма явля­ет­ся падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го «тече­ние», кото­рое обо­зна­ча­ет направ­ле­ние пото­ка воды, напри­мер, от исто­ка к устью. Рассматриваемая сло­во­фор­ма обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния.

Существительное сред­не­го рода един­ствен­но­го чис­ла «тече­ние» изме­ня­ет­ся по паде­жам:

Понаблюдав за изме­не­ни­ем инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва, сде­ла­ем вывод:

суще­стви­тель­ное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла «в тече­нии» пишет­ся с окон­ча­ни­ем -и.

Эту сло­во­фор­му суще­стви­тель­но­го научим­ся отли­чать от про­из­вод­но­го оты­мён­но­го пред­ло­га.

Написание предлога «в течение»

Орфографическую труд­ность вызы­ва­ет пра­во­пи­са­ние пред­ло­га, кото­рый часто пута­ют с омо­ни­мич­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го в пред­лож­ном паде­же + пер­во­об­раз­ный пред­лог «в» — «в тече­нии».

От фор­мы вини­тель­но­го паде­жа «в тече­ние» обра­зу­ет­ся про­из­вод­ный пред­лог, кото­рый уте­рял лек­си­че­ское зна­че­ние суще­стви­тель­но­го и слу­жит для свя­зи слов в пред­ло­же­нии. Сравним:

В тече­нии Лены неза­мет­ны глу­бо­кие ому­ты.

В тече­ние всей доро­ги Касьян сохра­нял упор­ное мол­ча­ние (И. Тургенев).

Отсутствуют где? в тече­нии. Эта сло­во­фор­ма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го обла­да­ет лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния.

Сохранял мол­ча­ние когда? в тече­ние всей доро­ги. Предлог «в тече­ние» не явля­ет­ся само­сто­я­тель­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Он при­над­ле­жит обсто­я­тель­ству вре­ме­ни, выра­жен­ным сло­во­со­че­та­ни­ем.

Отымённый пред­лог упо­треб­ля­ет­ся все­гда в паре с суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа и выра­жа­ет вре­мен­ные отно­ше­ния (как дол­го?), напри­мер:

  • в тече­ние часа;
  • в тече­ние суток;
  • в тече­ние меся­ца;
  • в тече­ние года;
  • в тече­ние дня;
  • в тече­ние неде­ли;
  • в тече­ние вре­ме­ни;
  • в тече­ние лета (зимы, осе­ни, вес­ны).

В тече­ние мно­гих часов мож­но сидеть на бере­гу и наблю­дать, как игра­ет море.

Производный оты­мён­ный пред­лог «в тече­ние» (фор­ма вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го) пишет­ся с окон­ча­ни­ем -е.

Страховая сумма

Под страховой суммой понимается денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая (ст. 10 Закона РФ «Об организации страхового дела РФ»). Иными словами, страховая сумма в страховании – это размер ответственности страховщика перед страхователем.

В зависимости от вида страхования в законодательстве установлены различные правила определения страховой суммы. Так, ст. 947 ГК РФ закрепляет, что при страховании иму-щества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость). Такой стоимостью считается:

1) для имущества – его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования (страховщик имеет право произвести осмотр и оценку страхуемого имущества для установления такой стоимости);

2) для предпринимательского риска – убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

В договорах личного страхования и договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению.

При накопительном личном страховании (например, на случай достижения ребенком совершеннолетия) страховая сумма назначается и рассчитывается по воле страхователя, страхователь сам определяет сумму, какую он желает получить при наступлении в его жизни предусмотренного договором события (страхового случая).

Страховая сумма является обязательным условием договора страхования, следовательно, она должна быть прямо указана в договоре, и ей как правовой категории присущи некоторые особенности:

1) страховая сумма выступает в качестве предела ответственности страховщика по выплате суммы страхового возмещения;

2) указанный предел устанавливается сторонами договора страхования при его заключении;

3) критерием определения предела страховой суммы является оценка страхового риска, предусмотренная страховым и гражданским законодательством, а также стоимость конкретного страхового интереса.

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них. Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам. Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.