Юр право

Система российского права. Отрасли права.

4.1. Система и отрасли российского права.

4.2. Правоот­ношение.

Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т.д.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

Гражданское право – самое большое по охвату регулирования общественных отношений — содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

1) гражданское и арбитражное процессуальное право;

2) административно-процессуальное право;

3) уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права.

Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

а) по предмету – что регулируется;

б) по методу – как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов – чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права». Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина.

Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Источники отраслей права – официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

Формы систематизации законодательства:

— кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта.

Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

1) основы законодательства;

2) кодексы;

3) уставы (положения).

Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

— инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

Инкорпорация бывает:

а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства.

Обычно выделяют три отрасли законодательства:

1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о предпринимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым законодательством, так как регулируют отдельные области гражданско-правовых отношений.

3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.

Список стран по государственным устройством

Список стран по форме государственного правления по состоянию на Апрель 2006 г. — Президентская Республика — Президентская республика с широкими полномочиями парламента — Парламентско-президентская республика — Страны с парламентской системой правительства — Страны с парламентской конституционной монархией — Страны с конституционной монархией — Страны с абсолютной монархией — Страны с однопартийной системой — Страны с военной диктатурой

1. Страны с президентской системой правительства

Страны, где Президент является главой исполнительной ветви власти и правительства и независимый от законодательной власти.

1.1. Президентские республики

В президентских республиках президент является главой государства и правительства. В таких государствах как правило не существует премьер-министра.

Афганистан Гвинея Республика Конго Мозамбик США
Аргентина Гвинея-Бисау Корея Намибия Таджикистан
Азербайджан Гаити Кипр Науру Танзания
Беларусь Гондурас Кот-д’Ивуар Никарагуа Того
Бенин Коморские острова Нигер Тунис
Боливия Коста-Рика Нигерия Туркменистан
Бразилия Доминиканская Республика Камерун Палау Уганда
Буркина Фасо Эквадор Колумбия Панама Уругвай
Бурунди Экваториальная Гвинея Либерия Парагвай Узбекистан
Венесуэла Замбия Мадагаскар Перу Филиппины
Армения Зимбабве Малави Руанда ЦАР
Грузия Индонезия Мальдивы Сальвадор Чад
Габон Казахстан Мали Сейшельские острова Чили
Гамбия Кения Маршалловы острова Сьерра-Леоне Ботсвана
Гана Кирибати Мексика Судан Южный Судан
Гватемала Кыргызстан ФШМ Суринам .


1.2. Парламентско-президентские республики

В парламентско-президентских республиках есть президент и премьер-министр. В таких странах президент имеет действительную исполнительную власть в отличие от парламентской республики, но часть из функций главы правительства выполняет также премьер-министр, который очень часто является председателем законодательного органа.

Алжир Монголия Украина
Ангола Пакистан Франция
Босния и Герцеговина Румыния
Египет Россия Черногория
Йемен Сан-Марино Шри-Ланка
Гаяна Сан-Томе и Принсипи Молдова
Ливан ЮАР Тайвань


2. Парламентские республики

В некоторых странах премьер-министр — действующий глава исполнительной ветви власти или правительства, а также большинство в парламенте страны. Однако, в некоторых странах существует также президент, который является символическим главой государства и не имеет реальной власти.

Австрия Израиль Республика Македония Словакия
Албания Индия Мальта Восточный Тимор
Бангладеш Ирак Непал Тринидад и Тобаго
Болгария Ирландия Германия Турция
Вануату Исландия Польша Венгрия
Греция Италия Португалия Финляндия
Доминика Латвия Сербия Хорватия
Эстония Литва Сингапур Чехия
Эфиопия Маврикий Словения Швейцария


3. Конституционные монархии

В государствах с конституционной монархией премьер-министр возглавляет исполнительную власть в стране и является лидером правящего большинства в парламенте. Официально главой государства есть конституционный монарх, который выполняет свои обязанности по согласованию с правительством и парламентом. В странах Британского Содружества король или королева Великобритании является королевой стран Содружества также и назначает по согласованию с правительствами стран своего представителя в стране — конечно генерал-губернатора. В некоторых странах с таким политическим строем монарх также играет несколько большую роль и имеет некоторые руководящие функции, закрепленные законодательством.

Австралия Гренада Малайзия Сент-Люсия
Андорра Дания Марокко Соломоновы острова
Антигуа и Барбуда Испания Монако Тувалу
Багамские острова Иордания Нидерланды Швеция
Барбадос Камбоджа Новая Зеландия Ямайка
Бахрейн Канада Норвегия Япония
Белиз Кувейт Папуа-Новая Гвинея
Бельгия Лесото Самоа
Бутан Лихтенштейн Сент-Винсент и Гренадины
Великобритания Люксембург Сент-Китс и Невис


4. Абсолютные монархии

Государственный строй, где монарх объединяет исполнительную и законодательную ветви власти и имеет абсолютную власть в стране.

Бруней Саудовская Аравия Оман
Ватикан Свазиленд Тонга
Катар Объединенные Арабские Эмираты


5. Однопартийные системы

Государства, где отсутствует демократическая система правительства и власть находится в руках одной политической партии.

Эритрея Лаос КНДР Сирия
Вьетнам КНР Куба Туркменистан

6. Страны с военной диктатурой

Страны, где вооруженные силы контролируют правительство страны и власти принадлежит высшим офицерам армии.

  • Фиджи
  • Ливия
  • Мавритания
  • Мьянма

Неустойка по договору подряда — порядок расчета и взыскания

Понятие неустойки по ГК РФ и ее виды: законная или договорная

Расчет неустойки по договору подряда: строительного, бытового и иных видов

Досудебное урегулирование

Исковое заявление о взыскании неустойки по договору подряда

Случаи уменьшения неустойки

Судебная практика о взыскании неустойки

Итоги

Понятие неустойки по ГК РФ и ее виды: законная или договорная

Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) неустойка — это мера гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе за просрочку исполнения. Она может быть предусмотрена законом или договором.

В последнем случае соглашение о неустойке должно быть оформлено в письменной форме (ст. 331 ГК РФ), иначе данная мера не будет считаться установленной.

Рассмотрим, какая неустойка возможна в подрядных отношениях. Подряд бывает:

  • бытовым;
  • строительным;
  • на проектные и изыскательские работы;
  • для государственных и муниципальных нужд.
  • удержание результатов работ в случае просрочки платежа;
  • безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение цены, возмещение расходов на устранение недостатков;
  • взыскание убытков;
  • взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.

Законная неустойка по договору подряда предусмотрена только для государственных (муниципальных) контрактов (чч. 6–9 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Для остальных видов подрядных отношений действующим законодательством такая мера не прописана. Следовательно, неустойка по договору подряда по ГК РФ может быть только договорной, и только при этом условии она взыскивается с виновной стороны.

Расчет неустойки по договору подряда: строительного, бытового и иных видов

В любых договорах подряда неустойка устанавливается в виде штрафа или пени. В зависимости от этого осуществляется ее расчет:

  1. Штраф — это единовременная сумма, которая может быть установлена в твердом размере или в процентном отношении. Условие о штрафе считается согласованным, если в тексте говорится о его размере и случаях уплаты.

Когда штраф имеет конкретный размер, рассчитывать его не надо. Если же он указан в процентном отношении, то определяется по формуле:

Сумма штрафа = Сумма расчета × Процент / 100,

где сумму расчета необходимо уточнить в договоре.

  1. Пеня рассчитывается, как правило, в процентном отношении к размеру невыполненного обязательства за каждый день или иной период нарушения обязательств. Пеня признается установленной, когда в тексте определены ее размер, условия выплаты и период просрочки, за который она начисляется. При отсутствии последнего условия — о периоде просрочки — пеня может быть квалифицирована как штраф и выплачиваться единожды.

Если пеня установлена в процентах годовых, она рассчитывается по формуле:

Пеня = (Сумма расчета × Дни просрочки × Проценты) / (Количество дней в году × 100).

Если пеня определена как проценты за каждый день, используют формулу:

Пеня = (Сумма расчета × Дни просрочки × Процент) / 100.

Сумма расчета определяется исходя из условий договора. Период просрочки — со следующего дня после последнего дня исполнения обязательства до дня его фактического выполнения включительно (п. 65 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами…» от 24.03.2016 № 7, далее — постановление № 7).

Досудебное урегулирование

Если дело о взыскании неустойки рассматривается в арбитражном суде, перед подачей искового заявления в императивном порядке нужно соблюсти процедуру досудебного решения спора путем направления претензии (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее — АПК РФ). В противном случае суд:

Претензия составляется в свободной форме. При этом рекомендуется указать:

  • дату и место составления претензии;
  • полные данные о ее получателе и отправителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • ссылку на статью договора, предусматривающую неустойку;
  • расчет суммы неустойки;
  • срок добровольной оплаты;
  • реквизиты для перевода;
  • данные лица, подписывающего претензию.

Направить претензию можно несколькими способами:

  • вручить лично под расписку;
  • направить ценным письмом с описью вложения по указанному в договоре адресу или адресу из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (п. 63 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами…» от 23.06.2015 № 25).

Если виновная сторона не получила письмо, иск можно подавать по истечении срока хранения письма в почтовом отделении. Хранится корреспонденция на протяжении 30 дней с даты поступления в отделение связи.

Исковое заявление о взыскании неустойки по договору подряда

Перед подачей заявления необходимо определиться с подсудностью. По общему правилу иск о взыскании неустойки по договору подряда подают в арбитражный суд по месту нахождения или жительства ответчика. Хотя договором может быть определен другой суд (ст. 37 АПК).

Иск составляется в соответствии с положениями ст. 125 АПК РФ. Как правило, требование о взыскании неустойки по договору строительного подряда и иных видов подряда является дополнительным к основному — о выполнении каких-то условий (оплате договора, осуществлении работ и др.). Но может носить и самостоятельный характер.

К исковому заявлению прикладываются документы согласно перечню из ст. 126 АПК РФ. В обязательном порядке должен быть договор и расчет неустойки. Как мы уже говорили, размер неустойки рассчитывается в соответствии с условиями договора.

После оплаты госпошлины и отправки соответствующего пакета документов ответчику и иным участникам процесса исковое заявление со всеми приложениями может быть подано в суд.

Виновная сторона будет выплачивать неустойку по договору подряда независимо от того, заявил истец это требование в суде или нет (постановление Девятого апелляционного арбитражного суда от 24.04.2007 № 09АП-4374/2007-ГК по делу № А40-79402/06-62-233). В то же время признание основного долга ответчиком не будет автоматическим признанием неустойки.

Случаи уменьшения неустойки

Ст. 333 ГК РФ дает виновному лицу право просить у суда уменьшения неустойки. Для этого необходимо соблюсти некоторые условия:

  1. Если нарушитель — ИП или организация, суд может рассмотреть вопрос о снижении мер воздействия только после поступления заявления или ходатайства от виновного лица. При этом такое обращение не считается доказательством или признанием ответчиком факта нарушения договора (п. 71 постановления № 7).
  2. В то же время возражения ответчика не могут считаться ходатайством о соразмерности мер ответственности (постановления Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 № 1850/14 по делу № А40-140910/12-134-1087, от 22.10.2013 № 801/13 по делу № А40-118783/11-59-1052).
  3. Кроме того, в своем заявлении нарушитель обязан доказать, что удовлетворение требований о неустойке приведет к неосновательному обогащению истца (п. 77 постановления № 7).
  4. Если ответчиком будет иное лицо, суд может снизить неустойку и по своей инициативе (п. 71 постановления № 7).
  5. Суд не может уменьшить неустойку за денежные обязательства ниже процентов по банковским вкладам физических лиц в регионе, где рассматривается дело (п. 72 постановления № 7).

Ограничение права или отказ от права просить снижения неустойки являются ничтожными (п. 69 постановления № 7).

Судебная практика о взыскании неустойки

Рассмотрим самые интересные случаи из судебной практики, иллюстрирующие распространенные проблемы взыскания неустойки по договору подряда:

  1. Стороны могут оговорить в сделке условие об удержании неустойки заказчиком при окончательном расчете за работу. В этом случае в суд обращаться не надо. Такую возможность поддержала и высшая судебная инстанция (постановления Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 № 1394/12 и от 10.07.2012 № 2241/12). Эта судебная практика по взысканию неустойки по договору подряда может быть использована компаниями в своей деятельности.
  2. Если выполнение договора подряда разделено на промежуточные этапы, истец не имеет права считать неустойку со всей суммы, а обязан уменьшить ее на стоимость уже выполненных работ (постановление АС Дальневосточного округа от 01.09.2017 № Ф03-3172/2017 по делу № А73-15641/2016).
  3. Если ранее неустойка за просрочку оплаты работ начислялась без учета НДС, то теперь она рассчитывается с полной суммы, в том числе с НДС (постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2011 по делу № А12-3382/2011).
  4. Согласно сложившейся судебной практике в договоре можно предусмотреть условие о неустойке в пользу отказавшейся от сделки стороны, если отказ произошел по вине другой стороны. Такое условие не противоречит законодательству (постановление Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 № 1396/12 по делу № А55-25605/2010).
  5. Положения контракта о наложении штрафных санкций за каждый недочет в отдельности не считаются противозаконными. Суды рассматривают такие меры как неустойку (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.06.2010 по делу № А33-20347/2009).

Итоги

Итак, неустойку по договору подряда можно взыскать, только если она специально установлена в соглашении. Данная мера ответственности определяется в виде штрафа или пени. Неустойку рассчитывают согласно условиям договора, однако суд может уменьшить ее размер, руководствуясь принципом разумности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО

Смотреть что такое «ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО» в других словарях:

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО — определенная законом мера возможного поведения участника данного (конкретного) правоотношения носителя этого права. Синоним субъективное право … Юридический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО — субъективное право, определенная законом мера возможного поведения участника конкретного правоотношения носителя этого права … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО — см. Субъективное право … Энциклопедия юриста

  • юридическое право — определенная законом мера возможного поведения участника данного (конкретного) правоотношения носителя этого права. Синоним субъективное право … Большой юридический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО — возможность определенного поведения, действия, закрепленная в нормативном юридическом акте. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПРАВО ЮРИДИЧЕСКОЕ — ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО … Юридическая энциклопедия

  • ПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий… … Юридический словарь

  • Право на задержание имущества — юридическое право, по которому имущество может удерживаться одной из сторон договора до тех пор, пока другая сторона не выполнит перед первой обязательств, вытекающих из условий договора или законодательства. По английски: Lien См. также:… … Финансовый словарь

  • право — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий… … Большой юридический словарь

  • ПРАВО ЮРИДИЧЕСКОЕ — (см. ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО) … Энциклопедический словарь экономики и права