Является ли ФСБ органом предварительного следствия?

Следственные органы Российской Федерации. Справка

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:
– Главное следственное управление
– Главное управление процессуального контроля
– Главное организационно‑инспекторское управление
– Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

– выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
– организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

– осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:
– организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
– разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;
– участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;
– осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;
– организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;
– представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;
– координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;
– организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими органами государственной власти;
– организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;
– обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;
– организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

– участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно‑розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Следственная служба Федеральной службы РФ по контролю за оборот наркотиков является головным структурным подразделением Управления в вопросах организации и осуществления предварительного расследования преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов Управления, в связи с чем:
– принимает и рассматривает в порядке и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством, сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;
– осуществляет предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов Управления;

– осуществляет контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следственных подразделений служб по округам, сроками и результатами следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, за законностью и обоснованностью процессуальных решений.

Структура ФСКН России:
– Следственный департамент
– Зонально-следственное управление,
– Отдел организационного и методического обеспечения правоприменительной практики,

– Следственное управление.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Несмотря на то, что институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно, четкого понимания его правовой природы и нюансов у многих бухгалтеров, к сожалению, до сих пор нет. А сталкиваться с проблемой регистрации объектов недвижимого имущества приходится практически всем. Надеемся, что наша сегодняшняя статья поможет бухгалтерам самарских предприятий избежать метода «самостоятельных проб и ошибок».Дмитрий Самигуллин, специально для ИА «Клерк.Ру»

Перечень объектов недвижимости является открытым

Согласно статье 130 Гражданского кодекса, все объекты недвижимости делятся на три группы:

  1. объекты недвижимости, которые недвижимы по своей природе (земля, участки недр, обособленные водные объекты);
  2. объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых влечет несоразмерный ущерб их назначению;
  3. объекты, которые по своей физической природе являются движимыми, но законодатель отнес их к недвижимости (морские, воздушные суда, космические объекты).

Специфика недвижимого имущества состоит в том, что его можно использовать только в условиях более или менее постоянного нахождения на определенном земельном участке. Соответственно, для объектов, не связанных с землей и предназначенных для перемещения людей и грузов, особым условием использования является водное, воздушное или космическое пространство. 📌 Реклама Отключить

Чисто юридически перечень недвижимых объектов, указанных в статье 130 Гражданского кодекса РФ, не является исчерпывающим. К недвижимым вещам может быть отнесено и другое имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Яркие примеры такой «недвижимости по закону» — предприятия (ст. 132 ГК РФ), а также морские или воздушные суда.

Перечень недвижимого имущества постоянно расширяется. Так, относительно недавно в него вошли объекты незавершенного строительства. Еще один пример — жилые помещения, которые теперь прямо указаны в качестве разновидности недвижимого имущества в новом Жилищном кодексе РФ.

Регистрация – это не основание, а подтверждение права на объект недвижимости

В статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. указано, что государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По сути, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оспорить которое возможно только в судебном порядке.

📌 Реклама Отключить

Если при совершении сделки с движимым имуществом переход права осуществляется в момент передачи вещи, то для недвижимых вещей аналогичную функцию выполняет именно государственная регистрация права.

В то же время государственную регистрацию, которая осуществляется в форме записи в ЕГРП, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного юридического основания права на недвижимость. В любом случае таким юридическим основанием выступает титул, приобретаемый на основании сделки, судебного решения, административного акта, юридического факта и т.д.

На это обстоятельство обратил внимание Конституционный Суд РФ, указав на то, что, например, госрегистрация договора аренды здания или сооружения, равно как и государственная регистрация права его аренды не могут подменять собойдоговор аренды. Именно сам договор является основанием возникновения, изменения или прекращения права аренды (Определение КС РФ от 5 июля 2001 г. № 132).

📌 Реклама Отключить

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. В свою очередь государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, который отражает содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Внесена запись в ЕГРП? С этого момента право зарегистрировано

Обратите внимание, что право считается зарегистрированным и соответственно возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю. Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно и не получать, поскольку оно выдается по ходатайству правообладателя.

📌 Реклама Отключить

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права. Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве. Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

Госрегистрация прав (обременения прав)на недвижимое имущество и госрегистрациясделок с недвижимостью – это не одно и тоже

К сожалению, в понимании бухгалтеров (и даже юристов) многих предприятий происходит смешивание таких понятий, как «госрегистрация прав (обременения прав) на недвижимое имущество» и «госрегистрация сделок с недвижимостью».

📌 Реклама Отключить

Напомним, что государственной регистрации подлежат следующие вещные права на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 131, статью 216 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон «О государственной регистраци прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  • право собственности;
  • право хозяйственного ведения имущества;
  • право оперативного управления имуществом;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • частный сервитут.

Согласно статье 164 Гражданского кодекса РФ, государственной регистрации подлежат также обязательственные правоотношения.

К сделкам, подлежащим государственной регистрации относятся:

  • договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на указанные объекты недвижимости (ст. 251 ГК РФ), в том числе соглашение о приобретении заложенного жилого помещения залогодержателем (п. 3 ст. 55 Закона об ипотеке);
  • договоры мены жилых домов, квартир и их частей (п. 2 ст. 567 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ);
  • договоры дарения недвижимости (независимо от вида объекта) (п. 3 ст. 574 ГК), доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ), в том числе пожертвование (ст. 582 ГК РФ);
  • договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ренты, в том числе договоры пожизненного содержания с иждивением (ст. 584, п. 2 ст. 601 ГК РФ);
  • договоры аренды с выкупом (ст. 624 ГК РФ);
  • договоры продажи предприятия как имущественного комплекса (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
  • договоры аренды:
  • — зданий, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, участков лесного фонда на срок не менее 1 года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
  • — предприятий как имущественных комплексов (п. 2 ст. 658 ГК);
  • договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 Лесного кодекса РФ, п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224);
  • договоры о залоге недвижимости (об ипотеке), в том числе залог права аренды недвижимости (п. 3 ст. 339 ГК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об ипотеке»);
  • договоры концессии участков лесного фонда (Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденная Приказом Минюста России от 23 января 2002 г. № 18);
  • договоры участия в долевом строительстве (ст. 4, 17, п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»).

Обратите внимание на важный момент: далеко не все договоры, право на недвижимое имущество по которым подлежит государственной регистрации, могутрегистрироваться. В данном случае действуют следующие правила: 📌 Реклама Отключить

1. В отличие от нотариального удостоверения, которое может быть установлено соглашением сторон (п. 2 ст. 163 ГК РФ), обязательность государственной регистрации сделки устанавливается только законом.

2. Законодательство, устанавливающее государственную регистрацию договора, должном быть федеральным. Поэтому изданный субъектом РФ или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, суды будут рассматривать как противоречащий нормам Гражданского кодекса РФ.

3. Участники сделки не вправе установить или отменить обязательную государственную регистрацию в соответствии с условиями договора.

Данные правила закреплены в том числе законодательной практикой, а именно: пунктами 1, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

📌 Реклама Отключить

Налоговые моменты госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним одним из спорных вопросов является следующий: когда при продаже объекта в налоговом учете продавца возникает доход от реализации — при передаче объекта по акту или в момент регистрации перехода права собственности (регистрации договора)? Попробуем разобраться.

Как мы уже говорили, переход права собственности на недвижимость по договору подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ) и происходит после такой регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 556 Гражданского кодекса РФ, передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего акта приема-передачи.

📌 Реклама Отключить

Для оформления соответствующего акта используются унифицированная форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», утвержденная Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7.

Для целей налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), из которой исключается НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ).

В случае признания доходов методом начисления датой получения дохода от реализации объекта недвижимости признается дата его реализации, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в его оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Если руководствоваться данными нормами, напрашивается вывод о том, что в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском учете, доход от продажи недвижимого имущества признается на дату перехода права собственности на объект недвижимости, т.е. на дату регистрации права собственности покупателя на имущество.

📌 Реклама Отключить

Однако на деле все оказывается не так однозначно. Дело в том, что позиция Минфина РФ по этому вопросу иная, мало того, она все время меняется.

Так, в письме от 26 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/85 Минфин РФ говорил следующее: «Согласно пункту 3 статьи 271 Кодекса для доходов от реализации… датой получения дохода признается дата реализации товаров… определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса». В результате финансовое ведомство делало вывод, что «в налоговом учете доход от продажи объекта основного средства признается на дату перехода права собственности на объект, то есть на дату регистрации права собственности покупателя на имущество». Казалось бы, все в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Однако спустя некоторое время Минфин РФ свою позицию изменил, причем кардинально, дав прямо противоположный ответ (письма Минфина РФ от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301, от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/1/554). Чиновники по-прежнему констатируют тот факт, что, согласно статье 271 Налогового кодекса РФ, при методе начисления датой получения дохода для доходов от реализации признается дата реализации товаров. А вот вывод на этот раз делается совершенно иной, а именно: «у организации-продавца… возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств и подачи документов на государственную регистрацию… вне зависимости от даты государственной регистрации таких прав».

📌 Реклама Отключить

Любопытно, что в письме от 28 сентября 2006 № 07-05-06/241 (правда, заметим, что это письмо касается продажи жилых помещений (квартир)) Минфин РФ категорично утверждает, что доходы от продажи квартир признаются для целей налогообложения прибыли на дату перехода прав собственности на объект, то есть на дату государственной регистрации прав собственности покупателя на квартиру.

Какое мнение Минфина РФ по этому вопросу является самым правильным, налогоплательщикам остается лишь гадать.

Таким образом, на наш взгляд, доход должен признаваться на дату государственной регистрации перехода права на имущество, подтвержденной свидетельством о государственной регистрации прав. Во-первых, такой подход наиболее соответствует положениям Налогового кодекса РФ, а во-вторых, является самым удобным, поскольку освобождает налогоплательщиков от необходимости платить налог на прибыль гораздо раньше государственной регистрации перехода права собственности.

📌 Реклама Отключить

Автор — генеральный директор консалтинговой компании «РосБизнесЛегис»(www.rbl-samara.ru ), к.ю.н., налоговый консультант