Высшая судебная инстанция по уголовным делам

Высшие судебные инстанции в РФ

В России действуют суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные и административные дела), арбитражные (разбирают коммерческие споры между субъектами), а также квазисудебные органы, не являющиеся в полной мере судами, – конституционные и уставные суды (проверяют соответствие нормативных актов конституциям или уставам).

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К судам общей юрисдикции относятся мировые, районные, городские, областные, краевые, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, республиканские Верховные суды. Во главе всех этих организаций как раз и стоит Верховный суд РФ.

Высший Арбитражный Суд (ВАС) Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС возглавляет арбитражное судопроизводство в стране, представленное на местах окружными арбитражными судами, в ведении которых находится, как правило, территория субъекта федерации.

Конституционный суд РФ не возглавляет никакую систему судов, это самостоятельный орган, который решает лишь два вопроса:

? о соответствии нормативных актов разных уровней Конституции РФ. Обратиться с заявлением могут как высшие органы государственной власти (федеральные органы или органы субъектов федерации), так и организации и обычные граждане;

? дает толкование норм Конституции РФ по запросам тех же лиц.

Такие же полномочия имеют и конституционные суды республик в составе РФ, и уставные суды иных субъектов федерации. Только они проверяют соответствие нормативных актов не федеральной Конституции, а Основному закону своего субъекта федерации. В республиках в составе РФ Основными законами являются Конституции, а в остальных субъектах федерации – уставы.

Конституционные и уставные суды самостоятельны и не образуют единой вертикальной системы, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Иск является средством возбуждения процесса, процессуальным средством защиты субъективного права. Это средство состоит в том, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса. Такое обращение в суд за защитой права и принято называть иском.
Суть иска как средства защиты права состоит в том, что суд в соответствии с исковым заявлением должен проверить в строго определенном процессуальном порядке законность и обоснованность спорного материально-правового требования истца к ответчику. По любому делу требование истца, адресованное суду, сопровождается указанием на требование, адресованное ответчику. Без такого требования не может быть иска и не, будет предмета для судебного рассмотрения. Для того чтобы называться исковым, эти два требования должны выступать в неразрывном единстве.
Иск есть процессуальное средство защиты права, поскольку рассмотрение заявленных истцом к ответчику требований всегда протекает в силу закона в определенном процессуальном порядке — процессуальной форме. Эта форма обеспечивает участникам спора о праве широкие гарантии по выяснению всех обстоятельств, связанных с заявленным требованием и с вынесением законного и обоснованного решения по существу возникшего спора.
Как уже отмечалось выше, в неразрывном единстве находится материально-правовое требование истца к ответчику и процессуально-правовое требование истца к суду. Для того чтобы выяснить природу иска, необходим комплексный анализ материально-правовых и процессуально-правовых начал иска. В теории гражданского процессуального права были выработаны четыре концепции определения понятия и сущности категории «иск».
Материально-правовая концепция
Ее представители — А. А. Добровольский (ранние работы), С.А. Иванова, Н.М. Кострова, М.Г. Шаламов — определяют иск как материально-правовое требование истца к ответчику, рассматриваемое судом. Суть материально-правовой концепции состоит в том, что каждому субъективному гражданскому праву присущ иск как право на его осуществление. Иск же не является чем-либо самостоятельным, вне права стоящим, он присущ праву как составная часть или свойство самого права.
Процессуально-правовая концепция
По мнению сторонников «процессуальной» теории иска, таких ученых, как В.М. Гордон, А.Х. Гольмстен, К.С. Юдельсон, В.М. Семенов, Н.И. Авдеенко, Н.Б. Зейдер (ранние работы), П.Ф. Елисейкин, Г.Л. Осокина, П. Воложанин, К.И. Комиссаров , В.Н. Щеглов, иском является обращение в суд первой инстанции с требованием к суду о защите спорного гражданского субъективного права или охраняемого законом интереса, обращение за разрешением спора о праве гражданском. Представители процессуально-правовой концепции определяют иск как специфическое средство судебно-правовой защиты, основную форму возбуждения процессуальной деятельности по разрешению гражданско-правовых споров или как обращение заинтересованного лица к юрисдикционному органу за защитой нарушенного или находящегося под угрозой нарушения со стороны конкретного лица субъективного права.
Концепция двух самостоятельных правовых категорий: иска в материально-правовом
и иска в процессуальном смысле.
Суть этой концепции сводится к тому, что в гражданском и гражданском процессуальном праве не может быть одного понятия иска. Применительно к гражданскому праву следует употреблять термин «иск» в материально-правовом смысле, а к гражданскому процессуальному праву — в процессуальном. Так, М.А. Гурвич, Н.Б. Зейдер определяли иск как категорию, присущую двум отраслям права — материальному (гражданскому) и процессуальному, т.е. обосновывали два самостоятельных понятия иска — в материально-правовом и процессуальном смыслах.
Представители данной концепции М.А. Гурвич, С.Н. Абрамов, Л.А. Грось, Н.Б. Зейдер (поздние работы), Н.А. Чечин; и др. полагают, что по понятию иска вообще не может был достигнуто единого понимания.
Сторонники данной концепции, разделяя иск на два раз-личных понятия, говорят не только о праве на иск в материально-правовом и процессуальном смыслах, но и о том, что истец и ответчик также могут выступать в материальном и процессуальном смыслах.
По мнению вышеназванных авторов, иск в гражданском праве является действием субъекта, чье право нарушено или оспорено, направленным на восстановление и защиту этого права. В процессуальном праве он представляет собой совершенно другое — требование заинтересованного лица к суду, направленное на получение судебного решения о защите права.
Иными словами, под иском в материально-правовом смысле понимается обращенное к ответчику материально-правовое требование истца, притязание. В процессуальном же смысле иск — требование к суду о защите нарушенного права или охраняемого законом интереса, само процессуальное действие истца по возбуждению процесса.
Концепция единого понятия иска, имеющего две стороны: материальную и процессуальную
По мнению А.Ф. Клейнмана3, А.А. Добровольского, иск — единое понятие для материального и процессуального права, но имеющего две стороны — материально-правовую и процессуальную. Требование к суду о защите права составляет процессуальную сторону иска, а требование истца к ответчику — материально-правовую сторону. Причем в едином понятии иска акцентирует внимание материально-правовая сторона.
Только наличием материально-правовой стороны иска, т.е. правового требования истца к ответчику, можно объяснить существование таких институтов процесса, как признание иска, отказ от иска, мировое соглашение и т.д. Следовательно, материально-правовая сторона иска — это неотъемлемый признак для определения сущности любого иска.
Отличие двухсторонней концепции понятия иска от остальных в том, что здесь иск понимается как сложное явление, суть которого определяется:

  • во-первых, характером защищаемого материально-правового требования к ответчику;
  • во-вторых, формой, которую эта защита принимает в процессе.

Суть концепции в том, что иск, являясь единым понятием, внутреннее содержание которого изложено в исковом заявлении, соединяет в себе два требования: одно, материально-правовое, направленное к ответчику и являющееся одновременно предметом иска, и второе — требование процессуального характера о защите права, направленное к суду. При этом оба требования выступают в неразрывном единстве, раздельное их существование невозможно. Обращение в суд без указания спорного требования и правоотношения, из которого оно вытекает, является беспредметным, а требование, не подлежащее рассмотрению в процессуальном порядке, не может быть исковым.
Таким образом, рассмотрев четыре концепции теории иска, остановимся на концепции о признании за понятием «иск» двух значений.

Первое и основное значение понятия «иск» — определение его как средства защиты прав. При этом следует разграничивать анализируемое понятие с понятием «исковое заявление» и не отождествлять иск в этом понимании с самим процессуальным действием по его предъявлению.

Второе значение понятия «иск» — это институт гражданского процессуального права.

Элементы иска
Вопрос об элементах иска — один из самых спорных в науке гражданского процессуального права. Ученые спорят как о количественном составе, так и о качественной определенности элементов иска.
Одни ученые выделяют три элемента иска: предмет, основание, а также содержание (М.А. Гурвич, Н.Б. Зейдер, А.Ф. Клейнман, К.И. Комиссаров, Г.Л. Осокина и др.).
Другие ученые считают, что иск состоит из двух элементов: предмета и основания. Обоснованию такого взгляда уделялось внимание во многих трудах А.А. Добровольского.

Предмет иска
В исковом заявлении должно быть обязательно, указано требование истца (ст. 131 ГПК РФ). Это требование адресовано не к суду, а к ответчику, поэтому предметом иска и является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу. Так, например, в исках о присуждении это будет требование о возврате долга, передаче имущества, выселении, восстановлении на работе и т.д.
В исках же о признании это будет требование о признании наличия или отсутствия определенного правоотношения, требование о том, чтобы ответчик признал спорное право за истцом. В преобразовательных исках предметом иска будет требование об изменении или прекращении спорного правоотношения. Так, например, в исках о признании авторства на изобретение истец требует, чтобы ответчик признал это право за истцом, в исках о разделе общего имущества истец требует, чтобы ответчик признал за истцом право на определенную долю спорного имущества.
От предмета иска следует отличать предмет спора, его еще принято называть объектом иска. Это то материальное благо, получения которого добивается истец (например, конкретное имущество, сумма денег, жилое помещение и др.). С предметом спора связано право истца уменьшить или увеличить размер исковых требований уже после подачи искового заявления, а право суда — на выход за пределы заявленных истцом требований.

Рай (гор) суд. Место в системе общих судов. Состав, компетенция. Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.В наст.время в РБ функционирует 154 районных (гор) суда, это 96 процентов всех судов общей юрисдикции.

Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона). Таким образом, к одному звену судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской области, города Борисова, Минской области, Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска.Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (слуцк).Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска.В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.Районный (городской) суд общей юрисдикции выступает только как суд первой инстанции.В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Дела о преступлениях, за которые мера наказания не превышает 10 лет лишения свободы, рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о преступлениях несовершеннолетних, правосудие по которым возложено на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух народных заседателей.На судей районных (городских) судов возложено обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания.К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды.Если возникает спор между гражданином и государственным административным органом, то он разрешается в районном (городском) суде( в основном по жалобам).Дела особого производства: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим(суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов).В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления о взыскании денежной суммы или истребования имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон.(например взыскание налога).(Дела об админ правонаруш)В районных (городских) судах имеется аппарат суда, обеспечивающий его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, исполнению иных функций суда.СОСТАВ: заведующий канцелярией, секретарь судебного заседания, судебный исполнитель, делопроизводитель, консультант, архивариус, помощник председателя.При наличии в районном (городском) суде нескольких судебных исполнителей один из них назначается старшим судебным исполнителем. Обязанности между ними распределяются, как правило, по зональному принципу.В судах, где предусмотрена должность консультанта, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизации законодательства; участие в обобщении судебной практики

25. Среднее звено судов общей юрисдикции.Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Особенностиправового статуса судов второго звена судебной системы:

· действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной;

· осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства;

· имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

· обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебных коллегий по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции РБ.

Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор. Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет

Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью.

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (ч. 1 ст. 30 Закона).Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против гос-ва, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. председательствующий и два народных заседателя. Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений гражданРассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично.Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях председателем суда образуются составы судей для разрешения в качестве суда второй инстанции дел.

Председатель областного, Минского городского судов прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях коллегии при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке;

Как руководитель органа судебной власти среднего звена председатель областного (Минского городского) суда:

· руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий;

· созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

· распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

· образует из числа судей составы судебных коллегий и представляет их на утверждение президиуму суда;

· организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.

Заместители председателя:

  • осуществляют руководство работой судебных коллегий;
  • могут председательствовать в судебных заседаниях либо назначают председательствующими членов коллегии;

· организуют работу судебных составов коллегии; представляют отчеты президиуму суда о работе коллегий;

  • ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;
  • участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса.

Состав и компетенция президиума и судебных коллегий областного, (Минского городского) суда.

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом РБ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского гор. судов.

Заседания президиума проводятся по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

1)К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или его заместители.

2)Организационные полномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов.

К ним относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя суда принимать участие остальные судьи данного суда, председатели и судьи районных (городских) судов, руководители органов юстиции, научные работники.На заседаниях президиума рассматриваются и вопросы об организации работы по жалобам, поступающим в данный суд (о деятельности канцелярии суда по приему посетителей, ведению делопроизводства и т.д.)