Выдача медицинской карты на руки пациенту

Должна ли медицинская организация выдавать амбулаторную медицинскую карту на руки пациенту, который планирует пойти на прием к врачу в другую больницу, или можно предоставить выписку из медицинской карты с результатами анализов и обследования?

18 ноября 2019

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов (ч. 5 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).
Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 22, п. 3 ст. 78 Закона N 323-ФЗ).
Так, согласно п. 2 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 N 441н (далее — Порядок), справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Учетная форма N 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях»*(1) (далее — Медицинская карта), а также порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 834н (далее — Приказ N 834н).
Согласно Порядку заполнения учетной формы N 025/у (приложение N 2 к Приказу N 834н) медицинская карта является одним из основных учетных медицинских документов, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Она служит документальным подтверждением проводимых лечебно-диагностических мероприятий, поскольку в ней отражаются характер течения заболевания (травмы, отравления), а также все диагностические и лечебные мероприятия, проводимые лечащим врачом, записанные в их последовательности. Сведения, содержащиеся в медицинских картах, необходимы для составления отчетности по всем видам и формам, которые установлены для медицинских организаций, которую они обязаны предоставлять в сроки и в объеме, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 11, п. 12 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ, п. 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, медицинская организация обязана в установленном порядке вести медицинскую документацию, а также обеспечивать ее учет и хранение. Сроки хранения первичной медицинской документации учреждений здравоохранения утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030.
В письме Минздравсоцразвития России от 04.04.2005 N 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты» разъяснено, что медицинская карта пациента хранится в регистратуре: в поликлиниках — по участкам и в пределах участков — по улицам, домам, квартирам; в центральных районных больницах и сельских амбулаториях — по населенным пунктам и алфавиту. Карты граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, маркируются литерой «Л». Выдача медицинской карты на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения.
Исходя из изложенного, полагаем, что медицинская организация вправе, но не обязана выдавать медицинскую карту на руки пациенту.
В случае принятия решения об отказе в выдаче медицинской карты на руки пациенту считаем, что медицинская организация может выдать пациенту выписку из медицинской карты с результатами анализов и обследования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

Арбитражный суд Республики Хакасия

  • Обжалование судебных актов в апелляционном порядке
  • Обжалование судебных актов в кассационном порядке
  • Оспаривание судебных актов в порядке надзора

Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, вправе обжаловать решение или иной судебный акт в апелляционной и (или) кассационном порядке, а также оспорить судебный акт в порядке надзора.

Порядок и сроки обжалования судебных актов, требования к оформлению жалоб и т.д. — все это предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

1. Обжалование судебных актов в апелляционном порядке (глава 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Согласно статье 33.1. Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» судебные акты, принятые Арбитражным судом Республики Хакасия проверяются Третьим арбитражным апелляционным судом.

Апелляционные жалобы на судебные акты Арбитражного суда Республики Хакасия подаются в Третий арбитражный апелляционный суд через отдел производства (канцелярию) Арбитражного суда Республики Хакасия.

Статья 257. Право апелляционного обжалования

1. Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

2. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

3. В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.

Статья 259. Срок подачи апелляционной жалобы

1. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен Кодексом.

2. Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

3. Ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 Кодекса.

4. На восстановление срока подачи апелляционной жалобы указывается в определении арбитражного суда о принятии апелляционной жалобы к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы — в определении о возвращении апелляционной жалобы.

5. До истечения срока, установленного Кодексом для подачи апелляционной жалобы, дело не может быть истребовано из арбитражного суда.

Статья 260. Форма и содержание апелляционной жалобы

1. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В апелляционной жалобе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;

2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;

3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

3. Лицо, подающее апелляционную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим лицам, участвующим в деле, или их представителям лично под расписку.

4. К апелляционной жалобе прилагаются:

1) копия оспариваемого решения;

2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.

К апелляционной жалобе на определение арбитражного суда о возвращении искового заявления должны быть также приложены возвращенное исковое заявление и документы, прилагавшиеся к нему при подаче в арбитражный суд. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Статья 262. Отзыв на апелляционную жалобу

1. Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд.

К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.

2. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.

3. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание отзыва.

4. Отзыв может быть представлен в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Статья 272. Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции

1. Определения арбитражного суда первой инстанции обжалуются в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 188 Кодекса.

2. Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции подаются в арбитражный суд апелляционной инстанции и рассматриваются им по правилам, предусмотренным для подачи и рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда первой инстанции, с особенностями, предусмотренными в части 3 статьи 39 Кодекса и статье 272 АПК РФ.

Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.

3. Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, обжалование которых предусмотрено статьями 46, 50, 51 и 130 Кодекса, а также на определения о возвращении искового заявления и другие препятствующие дальнейшему движению дела определения рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции.

4. Арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе:

1) оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения;

2) отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции;

3) отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Статья 272.1. Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства

1. Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.

2. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела поправилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

2. Обжалование судебных актов в кассационном порядке (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Согласно статье 24. Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Хакасия и судебных актов Третьего арбитражного апелляционного суда осуществляет Арбитражный суд Восточно – Сибирского округа.

Статья 273. Право кассационного обжалования

1. Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных Кодексом.

2.1. Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.1 Кодекса.

Статья 275. Порядок подачи кассационной жалобы

1. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

2. Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Статья 276. Срок подачи кассационной жалобы

1. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено Кодексом.

2. Срок подачи кассационной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статьей 42 Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

3. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы рассматривается арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 Кодекса.

4. На восстановление пропущенного срока подачи кассационной жалобы арбитражный суд указывает в определении о принятии кассационной жалобы к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы — в определении о возвращении кассационной жалобы.

5. До истечения срока, установленного АПК РФ для подачи кассационной жалобы, дело не может быть истребовано из арбитражного суда.

Статья 277. Форма и содержание кассационной жалобы

1. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В кассационной жалобе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;

2) наименования лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства;

3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

В кассационной жалобе могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, заявлены имеющиеся ходатайства.

3. Лицо, подающее кассационную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим участвующим в деле лицам или их представителям лично под расписку.

4. К кассационной жалобе прилагаются:

1) копия обжалуемого судебного акта;

2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;

3) документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.

5. Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Статья 279. Отзыв на кассационную жалобу

1. Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд.

К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.

2. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.

3. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

4. Отзыв может быть представлен в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Статья 290. Кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций

1. Кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, поданные по правилам, установленным Кодексом, рассматриваются арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном настоящей главой для рассмотрения кассационных жалоб на решения и постановления соответствующего арбитражного суда.

2. Кассационные жалобы на определения арбитражного суда апелляционной инстанции о возвращении апелляционной жалобы и на другие препятствующие дальнейшему движению дела определения рассматриваются арбитражным судом кассационной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции.

3. Пересмотр судебных актов в порядке надзора (глава 36.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Статья 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержит прямое указание на право лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, оспорить этот акт в порядке надзора.

Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 Кодекса.

Исчерпывающий перечень указанных дел содержится в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обращение в Верховный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Кассационная жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации

Право на обращение с жалобой (представлением)

  • Вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; постановления и определения арбитражных апелляционных судов; решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции; решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции; определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если указанные судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы), могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, если в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Лицо, полагающее, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, вправе подать в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации кассационную жалобу, в которой также могут быть изложены требования о присуждении ему компенсации.

Срок подачи кассационной жалобы, представления

Кассационная жалоба, представление подаются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен судьей Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — судья Верховного Суда Российской Федерации), рассматривающим кассационные жалобу, представление, при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано одним из лиц, указанных в статье 42 Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Порядок обращения с жалобой (представлением)

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, адрес или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 Кодекса, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Субъекты, имеющие право доступа к банковской тайне

Сведения, составляющие банковскую тайну в узком смысле, могут быть предоставлены без каких-либо ограничений только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Перечень таких органов исчерпывающим образом определен в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». При этом круг субъектов, имеющих доступ к информации по счетам и вкладам физических лиц, с одной стороны, и юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с другой стороны, различен. Различие подхода в этом вопросе вполне обоснованно, поскольку потребность государственного вмешательства в интересах общества в экономическую деятельность объективно выше, чем в личную или семейную жизнь граждан.

Информацию о счетах и вкладах физических лиц, кроме самих владельцев счетов и вкладов и их представителей, могут получить суды, а при наличии санкции прокурора — органы предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, нотариальные конторы по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков (ст. 15 Основ законодательства о нотариате), а в отношении счетов иностранных граждан — иностранные консульские учреждения (ст. ст. 38 и 105 Основ законодательства о нотариате).

В случае принятия мер к охране наследственного имущества органами исполнительной власти, в соответствии со ст. 37 Основ законодательства о нотариате, они также вправе запрашивать указанную информацию. Этот вывод следует из того, что в рассматриваемом случае должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, выполняют функции органов нотариата. Кроме того, охрана наследственного имущества предполагает его опись, что невозможно без доступа к банковской тайне.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кроме владельцев счетов и их представителей, выдаются судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии санкции прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Особо следует обратить внимание, что указанным органам банковская тайна раскрывается в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Наибольший интерес с этой точки зрения представляет право на доступ к банковской тайне Счетной палате РФ, органам МНС РФ, правоохранительным органам, включая ФСНП и ГТК РФ.

Деятельность Счетной палаты РФ регулируется ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Из его ст. 13 следует, что Счетная палата РФ вправе требовать от кредитных организаций всю необходимую ей информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ и кредитные организации обязаны представлять все необходимые документы, подтверждающие операции и состояние счетов проверяемых объектов. При этом следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 2 Закона одной из задач Счетной палаты является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации.

Наибольший интерес к банковской тайне, по сложившейся практике, проявляют налоговые органы и органы налоговой полиции. Налоговые органы имеют право доступа к банковской тайне при реализации своих прав, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Как правило, налоговые органы становятся обладателями банковской тайны в процессе осуществления налогового контроля.

Так, в соответствии со ст. 86 НК РФ кредитная организация обязана сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в течение пяти дней. Кроме того, кредитная организация обязана выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. К органам, осуществляющим налоговый контроль, также относятся таможенные органы и внебюджетные фонды в пределах своей компетенции.

Вся информация, полученная при осуществлении налогового контроля, представляет собой налоговую тайну, за исключением сведений:

  • — разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  • — об идентификационном номере налогоплательщика;
  • — о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • — предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Таким образом, после того, как информация, являющаяся банковской тайной, была получена органами, осуществляющими налоговый контроль, внутри соответствующих ведомств она меняет свой статус, трансформируясь из банковской тайны в налоговую тайну. Органы налоговой полиции могут стать носителями такой трансформированной банковской тайны, например, при проведении совместных с налоговыми органами проверок.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу информации, ставшей известной должностному лицу указанных органов, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ и федеральных законов.

Правоохранительные органы, включая органы налоговой полиции, могут получить доступ к банковской тайне при выполнении ими функций органа предварительного следствия. При этом информация, подпадающая под режим банковской тайны, может быть получена только по возбужденному уголовному делу, находящемуся в производстве соответствующего органа.

Необходимым условием для получения доступа к банковской тайне является наличие санкции прокурора. В связи с этим в правоприменительной практике довольно актуальным был вопрос о необходимости санкции прокурора при проведении органами налоговой полиции и другими органами предварительного следствия выемки документов, содержащих информацию, охраняемую банковской тайной.

В соответствии со ст. 167 УПК выемка производится по мотивированному постановлению следователя. При производстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, необходима санкция прокурора или его заместителя. Таким образом, уголовно — процессуальное законодательство не требует санкции прокурора при производстве выемки документов, содержащих банковскую тайну. Однако эта коллизия нашла довольно быстрое разрешение. Кредитная организация при раскрытии банковской тайны должна руководствоваться ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», которая прямо предусматривает, что раскрытие банковской тайны органам предварительного следствия осуществляется только с санкции прокурора. В связи с тем, что при производстве выемки документов, содержащих банковскую тайну, органы предварительного следствия получают к ней доступ, то и наличие санкции прокурора для производства такого следственного действия является обязательным. Также следует отметить, что ФЗ «О банках и банковской деятельности» более поздний по дате принятия, чем соответствующие нормы УПК, и специальный в отношении порядка раскрытия информации, содержащей банковскую тайну.

Таможенные органы вправе запрашивать информацию, являющуюся банковской тайной, в процессе выполнения своих функций (например, при осуществлении валютного контроля). Основные функции таможенных органов перечислены в ст. 10 ТК РФ. В соответствии со ст. 16 ТК РФ информация, составляющая банковскую тайну, полученная таможенными органами в процессе выполнения ими своих функций, может использоваться исключительно в таможенных целях. Такая информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Отдельно стоит остановиться на вопросе о полномочиях по получению информации, охраняемой банковской тайной, судебными приставами — исполнителями в процессе исполнительного производства. ФЗ «О банках и банковской деятельности» не предоставляет право судебным приставам — исполнителям, на которых законом возложено непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов, доступа к информации, содержащей банковскую тайну. Как правило, контраргументом против такого факта является ссылка на ст. ст. 12 и 14 ФЗ «О судебных приставах». В соответствии с этими статьями судебный пристав — исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки. При этом информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

Круг обязанных в данном случае лиц очерчен весьма широко. Требования судебного пристава — исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан. Но, несмотря на формулировки ФЗ «О судебных приставах», на первый взгляд «абсолютизирующие» права судебных приставов — исполнителей на получение информации, все же следует признать, что нормы ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не допускают расширения круга лиц, имеющих доступ к банковской тайне, иначе как путем внесения в данную статью соответствующих изменений. Да и нормы ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат прямого указания на право судебных приставов — исполнителей запрашивать информацию, подпадающую под режим банковской тайны.

Если сведений о наличии или об отсутствии у должника — организации счетов и вкладов в кредитных организациях нет, то в соответствии со ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав — исполнитель вправе запросить соответствующую информацию у налоговых органов. Информацию же о денежных остатках на счете, сумме вклада судебный пристав — исполнитель может получить только при осуществлении ареста денежных средств.

Следует признать, что расширение перечня лиц, имеющих право запрашивать информацию, на которую распространяется режим банковской тайны, за счет включения туда приставов — исполнителей является вполне логичным. Это изменение будет значительно способствовать повышению эффективности приведения в исполнение судебных актов, а следовательно, и действенному осуществлению права на судебную защиту законных прав и интересов юридических лиц и граждан. Но юридически верно реализовать данное предложение возможно только путем внесения соответствующих изменений в ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Ответственность за нарушение банковской тайны. Право на охрану информации банковской тайной представляет собой разновидность нематериальных благ, примерный перечь которых дан в ст. 150 ГК РФ. Защита нематериальных благ осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также в тех случаях и в тех пределах, в каких использование защиты вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характера последствий этого нарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 857 ГК РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент вправе потребовать от банка возмещения убытков. Убытки включают в себя реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

ФЗ «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что за разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Из этого закона следует, что непосредственную ответственность перед клиентом в виде возмещения ущерба, но, не ограничиваясь им, могут нести кредитные организации, Банк России и аудиторские организации. Работники указанных организаций обязаны хранить банковскую тайну в связи с тем, что состоят в трудовых отношениях с указанными субъектами и соответственно несут ответственность перед ними, как перед своими работодателями. В соответствии со ст. 1068 ГК кредитные организации, Банк России, аудиторские организации будут обязаны возместить вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых (служебных) обязанностей.

Доказать в судебном процессе наличие причинно-следственной связи между несанкционированным разглашением банковской тайны и возникшими у клиента убытками чрезвычайно сложно. Да и убытки у клиента при таком нарушении его прав могут и не возникнуть. В связи с этим можно рекомендовать клиентам кредитных организаций стремиться к включению в соответствующие банковские договоры условий об ответственности кредитных организаций за нарушение банковской тайны в виде уплаты штрафа.

В плане же совершенствования законодательства целесообразно установить ответственность за несанкционированное разглашение банковской тайны как для кредитных организаций, так для Банка России и аудиторских организаций в виде зачетной неустойки. Такое решение вопроса позволило бы создать более действенные рычаги защиты интересов клиентов в области охраны информации банковской тайной.

Тема: ООО хочет быть учредителем другого ООО

Быстрый переход Регистрация Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники