Возмещение экологического вреда

Фиктивная несостоятельность предприятия

Фиктивным банкротством юридического лица именуется ложное заявление о мнимой неплатежеспособности предприятия. Оно делается от имени владельца или администрации, не имея ничего общего с реальным состоянием дел. В действиях лиц имеется прямой умысел, целью выступает полный или частичный отказ от уплаты долга, получение рассрочки платежей или скидки. В этом случае закон усматривает состав преступления. Санкции за фиктивное банкротство фирмы носят административный и уголовный характер, исходя из суммы ущерба, нанесенного государству и заемщикам.

Признаки фиктивного банкротства

Главным признаком фиктивного банкротства юридического лица, является возможность организации выполнять финансовые обязательства в момент обращения в арбитражные органы. Данный факт устанавливается в ходе аудиторского анализа хозяйственной деятельности компании, предусматривающего определенную последовательность шагов:

1. Аудиторы фиксируют общую сумму активов организации. Из нее высчитывается государственный налог на добавленную стоимость продукции, приобретенной для дальнейшей реализации;

2. Определяется суммарный объем кредитных обязательств банкрота, выступающих источником его финансовой и хозяйственной деятельности. Из полученного числа вычитают:

  • Финансы будущего периода, уже перечисленные на счета предприятия;
  • Денежный резерв заработной платы, пособий и компенсаций для сотрудников;
  • Долгосрочных расчетов, проходящих по пункту общих производственных издержек.

3. В ходе арифметического расчета результаты соотносятся. Итог демонстрирует реальный либо фиктивный характер банкротства предприятия.

Практика аудита предусматривает следующие критерии несостоятельности:

  • Если коэффициент соотношения активов и обязательств ниже единицы, бизнесмен может считаться фактическим банкротом, имея законные основания для упразднения организации и отказа от обязательств;
  • Если результат превышает единицу, предприниматель не может считаться банкротом. Положительное решение арбитража аннулируется, объявившее о несостоятельности лицо, преследуется по закону.

Цель

Объявляя о фиктивном банкротстве собственник предприятия имеет цель уйти от долговых обязательств перед частными, юридическими лицами, Налоговой службой, Пенсионным фондом. Другим стимулом выступает вывод активов и финансовых средств из текущего оборота для личного обогащения. Кредиторы вводятся в заблуждение, а предприятие нередко распродается за бесценок третьим лицам или аффилированным структурам.

Информация Доказать корыстный умысел руководителя проблематично, в связи с чем уголовное преследование за фиктивную несостоятельность юридического лица, встречается крайне редко. Чаще всего организаторов привлекают по признакам, указанным в статьях о мошенничестве и причинении вреда имуществу в особо крупных размерах.

Иногда владелец компании объявляет себя банкротом, не желая продолжать заниматься бизнесом. Финансовый остаток выходит гораздо больше, нежели при выполнении всех денежных обязательств перед кредиторами.

Судебная практика знает массу примеров, когда фирмы регистрируются исключительно с целью дальнейшего банкротства и присвоения кредитных средств. Подобные действия основателей и других участников, закон однозначно трактует как мошенничество.

Отличия фиктивного банкротства предприятия от преднамеренного

Наряду с фиктивной несостоятельностью юридического лица в финансовой терминологии и законодательстве действует понятие преднамеренное банкротство. Здесь речь также идет о мнимой невозможности выполнять кредитные обязательства. Однако если в первом случае имеет место прямая ложь, то ситуация преднамеренного разорения предполагает перечень действий. Предприниматель намеренно заключает невыгодные сделки, халатно ведет дела, принимает неадекватные решения. В итоге формируется невозможность оплачивать текущие счета, предприятие признается банкротом, избавляется от долговых обязательств или идет с молотка.

Несмотря на технические отличия в обоих преследуется схожая цель, связанная с заблуждением кредиторов и личным обогащением. Квалификация преднамеренной неплатежеспособности предусматривает анализ действий и бездействия фигурантов. Особое внимание вызывают следующие факторы:

  • На момент подачи заявления о банкротстве в арбитражный суд, организация имеет возможность удовлетворять требования кредиторов. Тем не менее, руководители затягивают процедуру, прибегая к техническим проволочкам.
  • Параллельно утаивается информация о денежных активах компании. Информация искажается, документы подделываются, портятся, теряются;
  • Имущество организации без всяких оснований или под надуманным предлогом передается третьим лицам;
  • Наблюдается деловая активность с непропорциональным ростом количества сделок. Способ используется для вывода как можно большего объема денег в оффшоры;
  • Расчеты с контрагентами не носят денежного выражения. Это могут быть непогашенные векселя, учтенные в документах как инвестиции;
  • Привлечение заемных денег принимает масштабы, превышающие кредитные возможности организации;
  • Дебиторская задолженность скапливается на счетах сторонних компаний. В процессе аудита она не учитывается, итоговый индекс оказывается ниже единицы.

Ответственность за фиктивное банкротство юридического лица

Фиктивное и преднамеренное банкротство юридического лица предусматривают правовые последствия, включая возбуждение уголовного дела. Большинство фигурантов предпочитает уладить обязательства перед кредиторами и, погасив долги, избежать ответственности.

К сведению На практике виновными зачастую оказываются лица, непричастные к совершению фиктивной несостоятельности фирмы. В группу риска входят заместители руководителя, бухгалтеры, представители, подвергающиеся санкциям наряду и вместо (инициатора) банкротства.

Административная ответственность

Выявив признаки правонарушения, аудитор обращается с заключением в государственные органы. Если сумма ущерба не превышает 1,5 млн. рублей, возбуждается административное дело. Перечень обстоятельств и последующее наказание, определяет пункт 12. Ст.14 КОАП РФ. Его санкции предусматривают штраф в размере 1-3 тыс. рублей за преднамеренное и фиктивное банкротство.

Уголовная ответственность

На практике сумма ниже 1,5 млн. рублей практически не встречается и по превышении указанного порога, проверяющий обращается в органы предварительного расследования, где принимается решение о возбуждении уголовного дела. Его фигурантам, совершившим действия, подпадающие под признаки преднамеренного банкротства, грозит:

  1. 196 статья УК РФ. Наказание составляет штраф 200 – 500 тыс. рублей, принудительные работы в срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в 600 тыс. рублей либо доходом осужденного за 18 месяцев;
  2. Фиктивное банкротство юридического лица регулирует 197 статья УК РФ. Осужденный по ней выплачивает штраф 100 – 300 тыс. рублей, отправляется на принудительные работы сроком до 5 лет, либо лишается свободы на период до 6 лет с выплатой штрафа 80 тыс. рублей либо в размере суммы дохода за 6 месяцев.

Анализ фиктивной несостоятельности предприятия

Незаконная деятельность банкрота определяется с помощью анализа хозяйственных операций юридического лица, произведенных за отчетный период. Аудиторы рассчитывают финансовые показатели, проверяют выполнение обязательств должника перед кредиторами:

  • -Если сумма оборотных средств на момент подачи заявления превышает кредитные обязательства, например коэффициент 1,3 — признаки фиктивного банкротства имеются;
  • Когда сумма активов предприятия на момент подачи заявления о банкротстве меньше кредитных обязательств, например коэффициент 0,7 — признаки мнимой несостоятельности отсутствуют.

При выявлении преступления тщательно анализируется каждая сделка, повлекшая негативные последствия с точки зрения платежеспособности организации. Подход необходим, поскольку во избежание проблем с законом, собственники совершают ряд умышленных действий, добиваясь нужных коэффициентов:

  • Если за отчетный период, возможность компании выполнять кредитные обязательства не ухудшилась, аудиторы фиксируют отсутствие признаков мнимой неплатежеспособности;
  • Если обеспеченность кредитных требований существенно ухудшилась, но совершенные потенциальным банкротом сделки адекватны ситуации и нормам делового оборота, признаки правонарушения отсутствуют;
  • Если же платежеспособность существенно ухудшилась, но заключенные сделки неадекватны рыночной ситуации и нормам оборота, аудиторы фиксируют преднамеренные действия

Пример

Одним из признаков отсутствия состава преступления выступает подача заявления о банкротстве той или иной организации со стороны кредиторов. Они стремятся вернуть хотя бы часть денег за счет продажи имущества должника. В остальных случаях проверка способна выявить серьезные нарушения.

Пример

Одним из ярких примеров фиктивного банкротства юридического лица является деятельность нижегородской фирмы ЗАО АЛТЕКС. Компания занималась реализацией офисной техники, мебели и канцтоваров. В период 2007 – 2009 годов организация взяла в долг у Сбербанка 528 млн. рублей, после по инициативе главного акционера в арбитраж было подано заявление о банкротстве. Его рассмотрели положительно, однако затем стало ясно, что платить компания не намерена.

Расследование выявило перевод крупных сумм на счета третьих компаний, связанных с должностными лицами ЗАО АЛТЕКС. Общий ущерб с учетом налоговых нарушений превысил 600 тыс. рублей, явившись основанием для возбуждения уголовного дела. Тогда менеджеры организации были отпущены под залог, а незаконно выведенные из оборота средства были возвращены кредиторам.

Многим предпринимателям фиктивное банкротство представляется заманчивым способом избавиться от долгов, скрыть нарушения, добиться личного обогащения. Сегодня признаки правонарушения легко квалифицируются, а судебная практика насчитывает не одну сотню рассмотренных дел. В свою очередь кредиторы, не желающие навсегда расставаться с одолженными средствами, прибегают к защитным мерам, стороннему аудиту и помощи правоохранительных органов.

Председатель ВАС вылетит, как «голубая пробка», из российской судебной системы (видео)

Президент Владимир Путин не стал сохранять пост в Объединенном суде для председателя Высшего Арбитражного Суда Антона Иванова, который вскоре станет «простым безработным». Об этом информирует The Moscow Post.
По сообщениям СМИ, президент РФ был недоволен серией скандалов, связанных с подчиненными Антона Иванова и, в частности, с Дмитрием Плешковым.
Антон Иванов «вылетит» из ВАС?
Как известно, президент Владимир Путин уже внес в Госдуму законопроект об объединении Верховного суда и ВАС. Как выяснилось, согласно этому закону Высший Арбитражный Суд (ВАС) будет упразднен, а его функции передадут Верховному суду.
Известно, что Кремль хотел сделать главой Объединенного суда Дмитрия Медведева и «отправить его в почетную ссылку» в Петербург, а новым премьер-министром назначить Сергея Собянина. Однако по целому ряду причин этот план не осуществился.
Также стало ясно, что Владимир Путин решил почти полностью «ликвидировать» нынешнее руководство ВАС. Ведь бессмысленное с точки зрения обычной логики создание специальной квалификационной коллегии позволит минимизировать влияние ВАС при отборе судей, что в итоге позволит избавить Объединенный суд не только от самого нынешнего главы ВАС Антона Иванова, но и от его «ставленников».
В сущности, считается, что это именно «ставленники» Антона Иванова испортили ему всю репутацию, создав в ВАС «систему кумовства и коррупции».
Антон Иванов потеряет свой пост из-за Дмитрия Плешкова?
И ключевым «ставленником» Иванова считается скандально известный председатель Самарского арбитражного суда Дмитрий Плешков, который ранее руководил арбитражем Московской области, а до этого был руководителем секретариата председателя ВАС.
Отметим, что когда Плешков был «главным секретарем Иванова», он вместе с нынешнем заместителем председателя правления Ассоциации юристов России Яном Пискуновым смог создать в российском арбитраже настоящую «коррупционную систему».
Напомним, что когда Плешков руководил секретариатом председателя ВАС, то он, по информации СМИ, сумел создать эффективный механизм по влиянию на принятие решений местных арбитражных судов.
Так, еще в декабре 2009 года писали, что Дмитрий Плешков регулярно обзванивал российских судей из арбитражных судов и фактически навязывал им принятие выгодных ему решений по самым разным делам.
Как выяснилось, Дмитрий Плешков считается «очень близким другом» председателя ВАС Антона Иванова. Именно эта «близкая дружба» Иванова и Плешкова и скомпрометировала главу ВАС в глазах Путина.
Дружба с «голубым оттенком»?
Для того чтобы понять истинный характер «дружбы» Иванова и Плешкова, стоит вспомнить, как знаменитый политолог Станислав Белковский прокомментировал назначение Плешкова главой Арбитражного суда Московской области в 27 лет: «Это вполне объяснимо близостью отношений между господином Плешковым и его основным покровителем, председателем Высшего арбитражного суда РФ Антоном Ивановым.
Известно, что Антон Иванов покровительствовал изначально группе молодых, талантливых студентов Санкт-Петербургского университета, где Иванов преподавал. Известно, что Иванов, еще будучи простым преподавателем, собирал молодых талантливых студентов у себя дома и устраивал сигарные вечеринки, в которых принимал активное участие и Дмитрий Плешков. Из этих сигарных вечеринок и вышло новое поколение российских судей, которые, возможно, приложат максимальные усилия для демократизации и либерализации современной России».
Кстати, о глубокой природе отношений между господами Ивановым и Плешковым» писали многие блогеры. Так, в блоге Арсения Смоляка в статье «Про судейский корпус» публично обсуждается характер отношений Плешкова и Иванова.
«Вот это Антон Иванов, товарищ Путина и Медведева, ныне глава Высшего Арбитражного Суда РФ. Сегодня его 27-летний помощник стал председателем Московского областного арбитражного суда. Дмитрия Плешкова с Антоном Ивановым связывает долгая дружба. С двадцати лет молодой юрист рядом с опытным доцентом Ивановым. Плешков никогда не был судьей, экзамены сдал только в прошлом году, но зато он тесно дружит с Ивановым. Кто-то говорил про голубую мафию. Я ничего не буду утверждать, но Иванов, например, не женат, о его семье ничего не известно. А толстый человек в очках, как говорят ученые, типичный портрет т. н. папиков», – пишет Арсений Смоляк.
Более того, поговаривают, что Плешков и Иванов регулярно летали вместе за границу. При этом можно только догадываться, чем они там могли заниматься. Плешков за последние пять лет 41 раз выезжал за границу, причем только четыре раза – в командировки. Неужели на зарплату «скромного судейского работника»?
Плешков «поссорился» с ФСБ и «подставил» Иванова?
Известно, что на одной из VIP-вечеринок с «друзьями» Антона Иванова был и руководитель УФСБ по Москве и области Виктор Захаров. Сложно сказать, что именно они там обсуждали, но, по слухам, после этих дискуссий «силовик» Виктор Захаров, который очевидно не является «близким другом» Антона Иванова, устроил драку с самим Дмитрием Плешковым, который был в тот момент в изрядном подпитии.
Как и ожидалось, после драки с руководителем УФСБ по Москве и области Виктором Захаровым Плешков потерял свою должность и через некоторое время был «сослан в Самару».
Однако дело на этом не закончилось, ведь, по слухам, сотрудники ФСБ, так сказать, «пожаловались» на «проделки Плешкова» своему высокому начальству, а оттуда уже доложили Путину. Поговаривают, что президент РФ после этого пришел в ярость, узнав, чем именно занимается глава ВАС Иванов и его «близкий друг» Плешков.
Впрочем, разумеется, подозрения в гомосексуализме были не единственной причиной «вывода» Иванова из российской судебной системы. Ведь Плешков якобы создал в подмосковном арбитраже систему «договорного правосудия», а Иванов, по слухам, за «откаты» этот процесс «крышевал».
Кстати, ранее о коррупции в подмосковном арбитраже его сотрудники уже писали в прессу и в СКР. В частности, письма с жалобами на Плешкова председатель Совета судей РФ Юрий Сидоренко уже направил в Следственный комитет с просьбой провести проверку и принять меры.
В итоге эту «голубятню» решено было разогнать. Кстати, если Иванову светит только отставка, то Плешкову грозит уголовное дело.

Судебная система РФ. Звенья судебной системы федеральных судов

Судебная система — совокупность судов, существующих в государстве и реализующих на его территории судебную власть.

Признаки судебной системы:

1. В судебную систему входят только те суды, которые указаны в Конституции и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; создание иных судов, в том числе чрезвычайных, не допускается.

2. Единство судебной системы:

— установление судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

— соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применение всеми судами Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательное закрепление единства статуса судей;

— финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

3. Наличие в судебной системе федеральных судов, мировых судей и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам закон относит:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ

Судебное звено — это суд или совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией, а также схожими составом и структурой.

Подведомственность — это совокупность наиболее значимых признаков дела, согласно которым это дело рассматривается в определенной подсистеме судов.

Подсудность — это совокупность наиболее значимых признаков дела (предметный, территориальный и персональный признак), согласно которым это дело рассматривается в определенном звене судебной системы по определенной инстанции.

Судебные полномочия —- установленное законом право суда каждого звена судебной системы рассматривать определенные категории гражданских, уголовных, административных дел, дел об административных правонарушениях по первой инстанции в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по новым, вновь открывшимся обстоятельствам, то есть компетенция определенного суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел, дел об административных правонарушениях.

Инстанционная связь — возможность пересматривать решения непосредственно вышестоящим судом.

Схема 4. Судебная система Российской Федерации (звенья суд.системы)

Возмещение экологического вреда

Экологический вред — это материальный вред, причиненный государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни либо повреждении здоровья человека, утрате природных ресурсов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсации потерпевшим, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты природных ресурсов.

Существуют два способа возмещения экологического вреда — путем восстановления поврежденного природного объекта либо при помощи возмещения причиненных убытков в денежной форме.

В первом случае причинитель вреда обязан своими силами и за свой счет выполнить работы по физическому оздоровлению природной среды: очистить территорию, восстановить популяцию животных, рекультивировать ландшафт. На практике такое физическое возмещение происходит крайне редко в силу разнообразных объективных и субъективных причин (невозможности восстановления природного объекта, отсутствие технической способности предприятия провести специальные работа, скажем, по восстановлению популяции животных).

Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации причиненного ущерба. По общему правилу, суммы, полученные в качестве денежной компенсации, должны быть направлены на восстановление нарушенных природных объектов. Однако реально это происходит далеко не всегда.

Определение размера ущерба является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что в большинстве случаев природные объекты не имеют заранее зафиксированной цены. Поэтому используется два способа определения размера ущерба и размера его компенсации.

Нормативный или таксовый способ компенсации вреда решает две задачи — компенсировать понесенные потери и наказать причинителя вреда. Данный способ применяется в целях компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира и лесов. Его смысл состоит в том, что в нормативных правовых актах определяется фиксированная сумма за незаконное использование каждого экземпляра незаконно добытого животного или растения. Таксы учитывают экологическую ценность таких природных объектов и специальные условия их охраны (например, добыча животных в заповедниках).

Наиболее распространенным является второй, — калькуляционный способ возмещения экологического вреда. Его смысл заключается в том, что применительно к каждому случаю причинения ущерба производится индивидуальный экономический подсчет путем сложения стоимости утерянного или поврежденного имущества.

Возмещение экологического вреда на практике сталкивается с огромными трудностями, главным образом, связанными с доказыванием причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями. Не всегда возможно убедительно доказать, что состояние природной среды изменилось в негативную сторону как следствие действий конкретных лиц, а имущественный вред возник как следствие изменения состояния окружающей среды.

Вред возмещается добровольно либо по решению суда по иску потерпевшей стороны.

Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности является особой мерой воздействия на поведение субъектов экологических правоотношений и не относится к мерам юридической ответственности. Решение о приостановлении либо ограничении экологически вредной деятельности применяется по решению должностных лиц органов государственного экологического контроля в случаях, если данная деятельность оказывает или способна оказать вредное воздействие на окружающую среду. Порядок приостановления экологически вредной деятельности установлен административным, гражданским и экологическим законодательством. Прекращение эксплуатации экологически вредных промышленных и иных объектов осуществляется по решению суда по иску государственных контрольных органов, общественных организаций или граждан в порядке, установленным гражданским и экологическим законодательством.