Внесение взноса в уставный капитал

1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

2. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

3. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

5. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

6. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

7. Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

8. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.

9. В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.

10. Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 настоящего Федерального закона содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 статьи 66 настоящего Федерального закона, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, не требуется.

  • Статья 44 Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах 22. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты получения протокола, указанного в части 6 статьи 54.5, части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, направляет в банк информацию об отказе участнику закупки в допуске к участию в соответствующей электронной процедуре. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в указанной процедуре. Открыть статью
  • Статья 63 Извещение о проведении электронного аукциона 2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 64 Содержание документации об электронном аукционе 4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 71 Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся 2. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником: Открыть статью

Когда вы по каким-то причинам не можете согласиться с решением, принятым судом, тогда у вас есть возможность оспорить такое решение. Данное право предоставлено каждому гражданину нашей страны.

При этом существует несколько этапов оспаривания решений, принятых судом: апелляционная, кассационная и надзорная инстанция.

При оспаривании нужно соблюдать определённые сроки. Есть также определенные правила обращения с жалобой в инстанции, перечисленные выше. О сроках обжалования решения суда по гражданским и административным делам поговорим в этой статье.

О порядке возврата госпошлины при отказе от иска в арбитражном суде читайте .

Порядок обжалования

В каком порядке принято обжаловать судебные решения:

  1. Апелляция. 1-ым этапом обжалования судебного акта считается обращение в апелляционную инстанцию. Подать апелляцию можно до того момента, когда судебное решение вступит в силу.

    На этом и последующих этапах обжалования необходимо соблюдать все сроки. Только так вы избежите рисков утраты прав, позволяющих пройти процедуру обжалования. В российской системе арбитражных судов представлен 21 апелляционный суд.

    Какие-то из них изучают решения конкретных арбитражных судов, а другие в этом плане могут объединять суды в нескольких регионах. Апелляционный суд, где вы сможете обжаловать судебное решение, указан в конце обжалуемого решения.

  2. Кассация является следующим этапом обжалования судебного решения. Ее рассматривает Президиум суда конкретного субъекта федерации. При этом с даты вынесения определения должно пройти не меньше, чем 6 месяцев.
  3. Для начала жалобу лично рассматривает судья кассационной инстанции, а затем решает, нужно ли передавать ее в президиум суда. Судья сможет приостановить обжалование судебных актов.

  4. Вторая кассация – так именуется Судебная коллегия по Гражданским делам Верховного суда. Чтобы подать заявление с жалобой в эту инстанцию необходимо пройти первый этап кассационного обжалования. Для передачи жалобы во 2-ую кассацию предоставляется полгода с даты принятия апелляционного определения.
  5. Надзорная инстанция – это президиум Верховного суда, куда возможно обратиться, если 2-ой кассационной инстанцией уже составлено определение.

    Срок для передачи жалобы в надзорную инстанцию – 3 месяца с вынесения судом указанного определения.

Как написать отзыв на заявление о взыскании судебных расходов? Узнайте об этом из нашей статьи.

Сроки оспаривания решений

Арбитражного суда

В апелляционных инстанциях возможно обжаловать только те решения, что еще не успели вступить в законную силу.

Существует общее правило, по которому судебное решение становится законным в течение одного месяца.

Из этого правила имеются и свои исключения:

  • решения суда о привлечении лица к административной ответственности вступает в силу по закону по истечении 10-ти дней;
  • решение об оспаривании решений органов администрации вступает в силу по истечении 10-ти дней с даты принятия;
  • решения суда, касающиеся интеллектуального права, вступают в силу по истечении 10-ти дней.

Заинтересованное лицо в общем порядке в течение 1-го месяца сможет подать жалобу в арбитражный суд апелляционной инстанции. Возможно сделать это через арбитражный суд, принявший решение. Срок в 1 месяц на подачу апелляции начинают отсчитывать с даты изготовления судебного акта.

Чтобы определить, был ли соблюден заявителем срок для обращения с жалобой в суд апелляционной инстанции, нужно ориентироваться по дате на квитанции на отправленную в адрес суда корреспонденции, а также на штемпель на конверте, в котором жалобу отправили в суд.

При отправке жалобы через интернет в системе «Мой арбитр» дата определяется на момент поступления жалобы в систему.

Заочных решений

На оспаривание заочного судебного решения предоставляется один месяц.

Отличие от обжалования прямого решения состоит в том, с какого момента начинает отсчитываться этот срок.

Важную роль играет то, подавал ли ответчик заявление на отмену заочного решения и получил отказ, либо он этого не делал.

Если ответчик уже реализовал свое право и пошел в суд с заявлением на отмену заочного решения, на подачу апелляционной жалобы имеется 1 месяц с того дня, когда был вынесен отказ в удовлетворении такого заявления.

Отсчитывать срок можно со дня, который следует за днем, когда было вынесено данное определение. Так, если определение об отказе вынесли 20 сентября, то первый день срока на обжалование – 21 сентября.

Последним днем подачи апелляционной жалобы будет 20 октября. Если ответчик не стал подавать заявление в суд об отмене заочно принятого решения, то апелляционную жалобу возможно писать в течение 1-го месяца с момента, как истечет срок на подачу такого заявления.

Cуда общей юрисдикции

Срок обжалования решений, принятых в судах общей юрисдикции составляет 1 месяц с даты, когда напечатали судебный акт.

Жалобу нужно подавать в районный суд, когда решение было вынесено мировым судом либо в городской суд, когда решение выносилось районным судом.

Мирового судьи

С даты оглашения вердикта по рассматриваемому делу отсчитывается пять дней на то, чтобы окончательно оформить его с юридической точки зрения, так как на момент оглашения обычно оформляется только резолютивная часть решения.

Поэтому сразу после принятого судебного решения подать заявление о пересмотре дела нельзя.

Необходимо подождать пять дней, когда судебный акт будет надлежащим образом оформлен, составлена его мотивировочная часть.

По истечению 5 дней после принятия судебного решения начинается отсчет 30 дней для обжалования судебного акта. Данный срок предусмотрен для жилищных и гражданских дел.

Для административных дел срок, предусмотренный для подачи заявления на пересмотр дела составляет 10 дней. При подаче апелляции по уголовному делу, которое рассматривал мировой судья, срок для обжалования составляет 10 дней.

Районного

Согласно ст. 321 Гражданско-процессуального Кодекса, на обжалование решения районного суда 1-ой инстанции дается ровно 30 дней.

Жалоба подается в тот же суд, где было принято решение. При подаче заявления на пересмотр дела в суд апелляционной инстанции оно передаётся в судебный орган, где принималось решение по этому делу.

Апелляционного определения

Апелляционное определение также возможно обжаловать, просто обратившись в вышестоящий суд.

Когда дело рассмотрят в суде общей инстанции, определение суда вступает в законную силу, что и происходит в день его вынесения.

Для обжалования такого решение потребуется обратиться в вышестоящий суд с кассационной жалобой, пока не истекло 6 месяцев со дня вступления определения в законную силу.

Как составить заявление о взыскании судебных расходов на услуги представителя? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Налогового органа

Решение налоговой службы оспаривается в соответствии со статьями 137, 138 НК России. Для обжалования решений, приняты налоговой инспекцией, необходимо обратиться в арбитражный суд, что находится на территории, где распространяется юрисдикция налогового органа.

При этом важно соблюсти установленный на законодательном уровне трехмесячный срок, который предоставляется на обжалование решения налогового органа.

Апелляционную жалобу на не вступившее в силу решение о том, что гражданин привлечен к налоговой ответственности потребуется подать в течение 10-ти дней с момента вручения текста решения налогового органа налогоплательщику.

Когда вы не успели подать апелляционную жалобу, то написать заявление на рассмотрение уже вступившего в силу решения налогового органа можно в течение 1-го года.

Прокуратуры

Для обжалования решений прокуратуры нет сроков, четко установленных законом.

Но, если речь идет об уголовном деле, обратиться с жалобой на определение прокуратуры необходимо до истечения срока давности по привлечению к уголовной ответственности.

Согласно статьям 124 и 125 УПК России обжаловать решение прокурора возможно и через вышестоящего прокурора либо через суд.

Пенсионного фонда России

Оспорить какие-либо решения ПФР можно, обратившись, как в вышестоящий орган, так и в арбитражный суд.

Обратиться в суд вы сможете в течение 3-х месяцев с момента, когда гражданин узнает о том, что ваши права были нарушены.

Федеральной антимонопольной службы

Оспорить решение ФАС можно, обратившись в арбитражный суд. Сделать это необходимо в течение 3-х месяцев с даты, когда гражданин узнал, что его права были нарушены. Течение срока отсчитывается с даты получения на руки решения Федеральной антимонопольной службы.

Дополнительного решения

Срок подачи апелляционной жалобы на решение суда исчисляется с момента принятия дополнительного решения, которым основное решение приведено в соответствие с законом.

Пропущенный по уважительной причине срок для постановки вопроса о принятии дополнительного решения может быть восстановлен судом в порядке, предусмотренном статьей 112 ГПК РФ.

Дополнительное решение вступает в силу в срок, установленный ГПК РФ для решений суда, то есть по истечении 10 дней со дня принятия, и может быть обжаловано в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции вместе с основным решением или отдельно от него.

Восстановление сроков

Как восстановить сроки обжалования решения суда? В случае пропуска срока для обжалования судебных решений в связи с форс-мажорными обстоятельствами либо же иными уважительными причинами, необходимо восстановить пропущенные сроки.

Для этого нужно обратиться соответствующим письменным заявлением в суд, который рассматривал дело.

Апелляция, переданная по истечению времени на обжалование, не повлечёт за собой возбуждение дела о пересмотре судебного решения.

Суд не может произвольно отказать в восстановлении процессуального срока. Процессуальные нормы запрещают судам восстанавливать сроки для обжалования в следующих случаях:

  1. Апелляция была подана позднее, чем через 6 месяцев с момента вынесения судебного решения.
  2. Кассационное оспаривание судебного решения происходит больше, чем через 12 месяцев с момента вступления в законную силу акта правосудия.

Восстановить срок для обжалования возможно тогда, когда есть уважительные причины позднего обращения в суд.

К обстоятельствам, которые позволяют пользоваться правом на восстановление пропущенных сроков для обжалования относится: продолжительная командировка, тяжелая болезнь и другие ситуации.

Для восстановления сроков нужно подать соответствующее ходатайство. Срок его подачи в судебные инстанции общей юрисдикции не устанавливается.

Для обращения с ходатайством в надзорную и кассационную инстанцию есть срок — не больше одного года с момента вступления постановления суда, которое необходимо обжаловать, в законную силу.

Подавать ходатайство в арбитражный суд нужно не позже, чем через 6 месяцев с даты принятия судебного решения, подлежащего обжалованию.

Образец ходатайства о восстановлении срока обжалования решения суда.

Важно соблюдать сроки, которые представляет законодательство для обжалования судебных решений. Шансы оспорить судебный акт уменьшаются от инстанции к инстанции.

Поэтому целесообразно приложить максиму усилий и, при необходимости, обратиться за помощью к профессионалу на этапе составления заявления в апелляционную инстанцию.

О сроках обжалования решения суда вы можете узнать из видео:

Сговор и картель

Риск обострения конкуренции, начала ценовых войн толкает фирмы к сговору с целью поддержания цен, достижения стабильности и согласованности действий. Формой такого сговора считается картель.

Картель это группа самостоятельных фирм, которые согласуют свои решения по поводу цен и объемов производства так, как если бы они представляли собой единую монополию.

Картель создается с целью поддержания цен на высоком уровне и обеспечения сто участникам сверхприбыли. Наиболее слабое звено в деятельности картеля – проблема согласования решений между его членами.

Для образования картеля необходимы следующие условия.

  • 1. Вход на рынок должен быть закрыт для новых, не входящих в картель, компаний. В противном случае, после того как участники картеля поднимут цену, начнется приток новых фирм в отрасль, которых привлекут более высокие цены. Предложение возрастет, и цена упадет ниже монопольного уровня.
  • 2. Руководители всех участников картеля должны оценить рыночный спрос и определить, какой общий объем выпуска продукции должен соответствовать установленной высокой цене.
  • 3. Установить квоты для каждого члена картеля с тем, чтобы суммарный объем производства всеми членами картеля не превысил установленный.
  • 4. Определить правила и контроль над соблюдением установленных квот.

Самый известный пример международного картеля – Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Он контролирует объемы выпуска сырой нефти, устанавливает квоты для своих членов с целью контролировать цепы и увеличивать прибыли.

Существуют и другие группы компаний, функционирующие по типу картеля. Например, соглашение картельного типа прослеживается в практике международного линейного морского судоходства. На протяжении более 50 лет основой организации рынка линейного судоходства были морские линейные фрахтовые конференции, которые регулярно обслуживали устойчивые потоки между крупнейшими портами мира на всех континентах.

Компании, входившие в ту или иную конференцию, договаривались о совместной эксплуатации регулярных морских линий. Они устанавливали единое расписание движения судов, правила для клиентов (букирования тоннажа и расчетов), определяли цены на перевозки и устанавливали квоты для участников картеля. Цены на перевозки подлежали открытой публикации. Однако в соответствии с антимонопольным законодательством ЕС на основании положения Еврокомиссии № 4056/86 с 18 октября 2008 г. все фрахтовые конференции подлежат ликвидации. Это, однако, не ликвидировало сговор компаний, которые ранее юридически входили в те или иные фрахтовые конференции. Формально «независимые» компании продолжают работать по близким по уровням тарифам и на практически одинаковых условиях, хотя им теперь сложнее договариваться друг с другом о квотах (разделе рынка – грузовой и клиентской базы).

В большинстве стран мира действуют антимонопольные законы, ограничивающие возможность крупных компаний контролировать рыночные цены. Однако это не служит препятствием осуществления крупными компаниями ценового сговора, заключенного тайно в устной форме. Главное – создать видимость рыночной конкуренции, обойти тем самым антимонопольные законы. При этом участники тайных соглашений вынуждены идти на взаимные уступки в целях обеспечения общих интересов, развивать формы неценовой конкуренции (дополнительные услуги, послепродажное обслуживание и т.п.).

Соглашения присутствуют и на рынке международных воздушных перевозок как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Согласно двусторонним межправительственным соглашениям о международном воздушном сообщении правительства государств «назначают» уполномоченных воздушных перевозчиков, которые будут работать на основных линиях, связывающих главные пассажиропотоки указанных стран. Эти назначенные перевозчики заключают «соглашения о пуле», т.е. оговаривают расписания полетов, их регулярность и ценовые тарифные ограничения. Например, в «не сезон», купив билет на рейс Аэрофлота и направляясь в Мадрид, пассажир, подходя к стойке регистрации в аэропорту, вдруг узнает, что полетит совместным с авиакомпанией Иберия рейсом. Хотя самолет будет всего один, например, воздушное судно Аэрофлота. И экипаж будет российским. Но в «соглашениях о пуле» авиакомпаниям, в них участвующим, придется делиться частью заработанных прибылей и убытков, а также всем объявлять, что пассажиры летят объединенным рейсом. На рынке воздушных перевозок такая организация рынка называется кодшерингом (англ. code share agreement).

Многосторонние воздушные союзы хорошо известны пассажирам, много и часто летающим на зарубежных рейсах. Все они «зарабатывают и экономят мили», так как получив соответствующую карточку, участвуют в программах тех или иных международных авиаальянсов. Участники авиационных альянсов не называют их формой картельного сговора, хотя по экономическим и организационным признакам они таковыми, безусловно, являются. К наиболее известным альянсам сегодня относятся: Star Alliance, Sky Team, Oneworld. Например, Аэрофлот, участвующий в альянсе Sky Team, обязан использовать совместные со своими партнерами рейсы, согласовывать с ними расписания полетов, применять разработанную альянсом единую систему бронирования. Формально тарифного сговора между членами альянса не существует, но по сути он, безусловно, присутствует. Об этом свидетельствуют бонусные программы, когда сэкономленные мили одного перевозчика могут быть использованы на рейсах других перевозчиков, входящих в альянс. Кроме того, альянсы помогают авиакомпаниям проникать на новые рынки. Например, на воздушный рынок США, доступ на который имеют право только авиакомпании, оговоренные в международных соглашениях между США и европейскими странами, могут проникнуть и другие члены альянсов посредством того же код-шеринга.

Как уже отмечалось, картель выступает на рынке как единая монополия. Он устанавливает картельную цену и объем производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки. На рис. 12.8, а максимальная прибыль картеля в целом достигается при цене Р и объеме производства Q. Если бы картель не существовал, то все фирмы, в него входящие, действовали бы автономно и цены и объем выпуска установились бы на конкурентном уровне. На рис. 12.8, а это, соответственно, Р1 и Q1.

Рис. 12.8. Цена и объем производства картеля в целом (а) и входящей в него фирмы (б)

Вместе с тем для каждой фирмы, входящей в картель, картельная цена Р воспринимается как данная извне. На рис. 12.8, б изображена ситуация с позиций каждой фирмы. Мы видим, что при картельной цене Р выпуск продукции фирмой ограничен объемом q. Однако фирме выгодно увеличивать собственный объем производства, поскольку равенство предельного дохода и предельных издержек при цене Р достигается при большем объеме, а именно q2. Здесь возникает противоречие между интересами фирмы как участницы картеля (максимизация прибыли картеля в целом и всех фирм, в него входящих) и индивидуальными интересами фирмы, которая может еще больше увеличить свою прибыль, нарушив картельное соглашение первой. Если все фирмы нарушат правила картеля, то цена установится на конкурентном уровне и составит P1. Поэтому центробежные силы внутри картеля экономически вполне обоснованы.

Как мы видим, поведение фирм на рынках олигополии носит весьма противоречивый характер. Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности фирм в этих условиях.

Юристы будущего: пять перспективных идей для специализации

Фото: law2business.ru

Согласно данным Министерства образования, в конце 2015 в Казахстане было больше 180 тыс. людей с юридическим образованием. Учитывая, что высшие учебные заведения по всей стране продолжают выдавать дипломы юристов, по состоянию на сегодняшний день количество людей с высшим юридическим образованием в стране превышает 200 тыс. человек.

Это огромная цифра. Даже с учетом того, что большая часть выпускников юридических факультетов никогда не будет работать по специальности, эта цифра означает огромную конкуренцию на рынке вакансий юристов, особенно тех, для которых не требуется опыта, или требуется небольшой опыт. Такая конкуренция, в свою очередь, означает девальвацию размера вознаграждения, которое готовы предложить потенциальные работодатели. Поэтому даже те юристы, у которых работа есть, зачастую недовольны своим доходом, который едва позволяет покрыть основные потребности, такие как еда, транспорт, крыша над головой. Меньше 1% юристов на казахстанском юридическом рынке можно отнести к высокооплачиваемым.

Добавляют неопределенности и апокалиптические предсказания, согласно которым целый ряд юридических функций со временем будет выполнять искусственный интеллект. Эти предсказания не лишены основы. Для выполнения некоторых технических задач, которые на нашем юридическом рынке традиционно выполняют младшие юристы или помощники юристов, действительно можно создать цифровые алгоритмы – к примеру, для анализа большого массива стандартных документов в рамках процедуры due diligence.

Вместе с тем, по целому ряду специализаций очень сложно найти опытного юриста, и работодатели готовы предложить опытным кандидатам достойное вознаграждение. Проблема только в том, что опытных кандидатов на рынке нет.

Ключ к высоким доходам на юридическом рынке – узкая специализация. Большая часть юристов не осознает эту истину в полной мере. Рынок перенасыщен юристами «общего профиля», которые сегодня могут сделать несложный договор, завтра подготовить доверенность, а послезавтра – корпоративные решения. Вместе с тем, есть целый ряд очень перспективных отраслей, в которых ощущается существенный недостаток квалифицированных юристов. Получив специализацию и опыт работы в любой из этих отраслей, юрист может гарантировать себе востребованность и высокий доход в очень продолжительной временной перспективе.

В этой статье описаны пять интересных и перспективных направлений юридической деятельности, которые наверняка будут востребованы на рынке в ближайшее время, и по которым уже ощущается недостаток квалифицированных юристов. Эти направления либо показывают активный рост, либо ощущают серьезный недостаток регулирования, который нужно будет компенсировать с учетом международного опыта. Молодым юристам, которые только определяются с направлением своей деятельности, эта статья может помочь выбрать для себя специализацию.

Коммерческие споры

Конечно, коммерческие (гражданские) споры не являются сами по себе каким-то новым направлением деятельности. Эти споры существуют столько же, сколько существуют коммерческие отношения – на нашем юридическом рынке есть уважаемые юристы, которые вели коммерческие споры еще в советский период. Но есть ряд обстоятельств, которые позволяют включить коммерческие споры в перечень наиболее перспективных направлений юридической работы.

Первое – количество коммерческих споров в стране неуклонно растет. По данным Верховного суда Республики Казахстан, в 2014 в районные и приравненные к ним суды поступило 761 533 гражданских дел и заявлений, а в 2016 – уже 809 689 гражданских дел и заявлений. Количество рассматриваемых в Казахстане в судебном порядке дел – как гражданских, так и уголовных – ежегодно возрастает примерно на 10%.

У этого явления две причины. Первая – продолжающаяся стагнация в экономике. Многие юристы, представляющие клиентов в коммерческих спорах на протяжении десяти и более лет, отмечают, что активный рост числа крупных коммерческих споров начался в 2009-2010, то есть к моменту, когда кризисные явления в отдельных отраслях (к примеру, строительной и финансовой) подошли к своему пику. При растущей экономике бизнес неохотно вкладывает финансовые ресурсы в судебные споры с контрагентами, потому что есть более интересные сферы применения этих ресурсов. Когда экономика находится в состоянии стагнации, количество проектов падает, а конкуренция между компаниями обостряется, всегда наблюдается рост числа судебных процессов, поскольку бизнес пытается компенсировать падение доходов за счет судебных требований по уже завершенным (или находящимся на стадии завершения) проектам.

Вторая причина в том, что казахстанцы стали в целом чаще использовать суд как инструмент разрешения споров, в первую очередь в предпринимательской деятельности. Бизнес становится более цивилизованным, «понятийные», внедоговорные, внеюридические договоренности уходят в прошлое. Поэтому сейчас самый очевидный инструмент разрешения коммерческого спора, возмещения убытков по коммерческому контракту – гражданский иск. У этого инструмента множество недостатков, но почти нет альтернатив.

Поэтому юристы, которые специализируются на представлении интересов клиентов в коммерческих спорах, востребованы всегда. Более того, увеличение количества коммерческих споров привело к тому, что само направление «коммерческие споры» уже перестало быть специализацией. В рамках этого направления сложились свои специализации – к примеру, строительные споры; или реабилитация и банкротство юридических лиц; или налоговые споры. Есть юридические компании, которые активно специализируются только в одном из этих направлений, и являются в нем лидерами рынка. Опытные юристы со специализацией в одной из указанных выше отраслей вряд ли останутся без работы.

Государственно-частное партнерство

На сегодняшний день можно констатировать, что государство в общих чертах завершает программу форсированного индустриально-инновационного развития, которую оно реализовывало на протяжении последнего десятилетия. Это не означает, что не будет новых крупных инфраструктурных проектов в этой сфере (например, активно развивается проект будущего расширения Тенгиза), но строительство новых крупных инфраструктурных объектов как главный драйвер экономики страны – это тенденция, которая близится к завершению. Причина этого явления проста – государство исчерпало источники финансирования таких проектов, в том числе путем заимствования.

Юридическое сопровождение крупных инфраструктурных проектов было и остается привлекательной сферой деятельности для юристов, но основные команды, которые таким сопровождением занимаются, к данному моменту на рынке уже сформировались. Вместе с тем, есть сфера юридической работы, которая, на мой взгляд, недооценена – это сопровождение строительства объектов инфраструктуры средней и небольшой величины с привлечением частных инвестиций, но в партнерстве с государством. Иначе говоря, государственно-частное партнерство (ГЧП).

В развитых странах, к примеру, в Великобритании, с использованием механизмов ГЧП строится и работает огромное количество объектов социальной инфраструктуры, от детских садов и до тюрем. В нашей стране, по данным Казахстанского центра государственно-частного партнерства, с использованием схем ГЧП в основном возводятся и реконструируются объекты в сфере образования (школы, детские сады) и предоставления коммунальных услуг (котельные, тепловые пункты, электроподстанции и так далее).

Это сфера юридической работы на стыке финансового, строительного, экологического и некоторых других областей права. Она требует досконального знания разрешительных процедур, связанных с процессом строительства; а также опыта работы с международными банками развития, которые обычно финансируют такие проекты. Это сложная и перспективная сфера работы, и специалисты с опытом работы в сфере ГЧП явно будут активно востребованы в ближайшие годы.

Экология, «чистая энергия», «зеленое строительство»

По данным Всемирного банка, одной из наиболее привлекательных сфер для инвестиций все последние годы остаются виды бизнеса, объединенные аббревиатурой ESG (Environmental, Social and Governance), то есть те виды деятельности, в рамках которых уделяется повышенное внимание экологическим и социальным аспектам. Эта тенденция приходит и в Казахстан. Исследования показывают, что казахстанцев, в особенности жителей крупных городов, с каждым годом все сильнее волнуют экологические проблемы.

Это означает неизбежный рост направлений бизнеса, связанных с улучшением экологической ситуации – возобновляемые источники энергии, системы очистки воды и воздуха. А такой рост, в свою очередь, означает потребность в юридическом сопровождении такого бизнеса. Такая потребность возникнет еще и потому, что сферы, которые упомянуты выше, казахстанским законодательством в настоящее время урегулированы очень поверхностно. На юридическом рынке, к примеру, ощущается недостаток специалистов, которые понимают специфику определения цен на электричество (тарификации), с учетом того, что для производителей электрической энергии от возобновляемых источников предусмотрены специальные тарифы.

Экологические требования к деятельности бизнеса, которые вводит государство, вообще могут время от времени создавать целые направления юридической деятельности. К примеру, несколько лет назад очень популярными среди клиентов были обращения за консультациями в связи с требованиями по выбросам парниковых газов, введенными в рамках Киотского протокола. Специалистов в области экологического права на рынке очень немного, и эта деятельность тесно связана для юристов с опытом работы в области разрешений и согласований.

Перспективы для юристов в этой сфере есть еще и потому, что, как подчеркнуто выше, отсутствует детальное законодательное урегулирование целого ряда вопросов. Перед юристами стоит задача не только учиться самим, но и обучать клиентов и, в какой-то мере, самим создавать для себя рынок, на котором им предстоит работать.

Защита авторских и смежных прав

Как и в ситуации с коммерческими спорами, деятельность по защите авторских и смежных прав существует на юридическом рынке очень давно, и в этой области есть свои корифеи и признанные эксперты. Однако до недавнего времени вопрос защиты авторских прав не носил какой-то масштабный характер.

Все изменилось после того, как был детально определен механизм аккредитации компаний по защите авторских прав на коллективной основе. Такие компании, в числе прочего, представляют в Казахстане международных мейджоров («Уорнер», «Сони»), и, таким образом, могут защищать авторские права как казахстанских, так и зарубежных исполнителей. За последние два года имело место несколько довольно резонансных судебных дел, в рамках которых такие компании обращались с исками к операторам кабельного телевидения и иным организациям, и в рамках этих исков требовали компенсацию за проигрывание произведений известных исполнителей.

Это новое, интересное, активно развивающееся направление деятельности. Для работы в рамках этого направления необходимо сочетать опыт представления интересов в суде со знанием законодательства в области интеллектуальной собственности. Пример России, на рынке которой компании по защите авторских прав работают очень агрессивно, говорит о том, что это направление юридической работы будет развиваться и у нас.

Налоговое консультирование физических лиц

С 1 января 2020 ожидается введение всеобщего декларирования доходов и имущества. Это нововведение вызывает целый ряд вопросов даже у юристов-налоговиков, не говоря уже о людях, далеких от юридической профессии.

Традиционно казахстанские юристы, работающие в сфере налогового права, консультируют главным образом компании. С 2020 эта ситуация может измениться. Появится огромное количество людей, которые будут нуждаться в техническом сопровождении декларирования имущества и доходов (ведь большая часть экономически активного населения в стране даже не будет знать, каким образом заполнять эти декларации). Появится необходимость в консультациях по нестандартным ситуациям (крупное личное имущество, вопросы налогообложения при передаче имущества, налоговое структурирование и оптимизация, имущество за рубежом). И, закономерно, появится необходимость в представлении интересов клиентов в судах против налоговых органов.

Готовиться к этой работе нужно уже сейчас. Юристы, заинтересованные в работе в этой сфере, могут, например, уже сейчас активно начинать взаимодействовать с регулятором при разработке механизмов декларирования. Это поможет как регулятору в выработке более эффективных предложений, так и самим юристам в получении необходимого опыта и знаний.

В статье не упомянуты некоторые сферы деятельности, которые тоже могут быть очень перспективными, но в оценке которых автор затрудняется из-за отсутствия соответствующей практики. Например, представление интересов клиентов по уголовным делам, или в семейных спорах. Интересно было бы услышать мнения коллег о перспективах развития этих направлений.

В заключение отмечу, что вопрос востребованности, профессионального роста и высокого личного дохода юриста – это всегда вопрос личной активности. Активной работы, активного поиска клиентов, активного обучения, активного взаимодействия с государственными органами.

Некоторые сферы юридической деятельности с течением времени неизбежно исчезнут. Регистрация новых юридических лиц, которая десятки лет кормила многие небольшие юридические компании, сейчас осуществляется в электронном виде за считанные часы – целое направление юридического бизнеса, технически несложное, но востребованное, за последние несколько лет просто исчезло. Так будет происходить и дальше. От юристов зависит, будут ли они развиваться вместе с рынком и вместе с бизнесом, или будут стагнировать, цепляясь за привычные формы работы.

Международные договоры

Главная — Статьи

Комментарий к статье 36 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Международные договоры

1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Международный договор Российской Федерации — международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Комментируемая статья, основываясь на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», устанавливает приоритет норм международных договоров по сравнению с нормами национального законодательства о страховании: если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что Российская Федерация является правопреемницей по международным договорам бывшего СССР. По крайней мере, что касается заключенных СССР в период его существования международных договоров, не утративших своей силы на момент распада Союза ССР, то Министерством иностранных дел РФ было сделано заявление, в соответствии с которым Российская Федерация уведомила иностранные государства о своем правопреемстве в отношении международных договоров. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве (от 13 января 1992 г.), и аналогичном письме N 11/Угп, датированном тем же числом, было сказано, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства Союза Советских Социалистических Республик. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР. Отсюда и возникло понятие «государство-продолжатель СССР». С такой концепцией согласилось и мировое сообщество, и участники Содружества Независимых Государств. Подобного рода заявление было продиктовано прежде всего тем, что традиционное правопреемство государств по отношению к России не вписывалось в систему международных отношений, затрагивающих такие важные проблемы, как безопасность, сокращение вооружения, участие в международных организациях. Обычный статус правопреемника не мог удовлетворить ни саму Россию, ни вновь образованные государства, ни международное сообщество. Кроме того, правопреемство не распространяется на членство в международных организациях (СССР на момент распада был и участником ООН, и членом СБСЕ), в связи с этим России пришлось бы вновь вступать в них. Сделанное Российской Федерацией заявление разрешило многие проблемные вопросы. Россия официально приняла на себя основные права и обязанности бывшего СССР, заняв тем самым его место в международной системе.

Помимо вышеуказанного заявления Министерством иностранных дел РФ на имя Генерального Секретаря ООН была направлена нота от 26 декабря 1991 г. «О продолжении участия Российской Федерации вместо СССР в ООН, ее органах и международно-правовых документах» (см. ноту постоянного представительства Российской Федерации при ООН от 27 декабря 1991 г. N 1089/н). В этой ноте МИД России сообщил о том, что участие СССР в Организации Объединенных Наций, всех ее органах, а также во всех заключенных в ее рамках или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах, включая Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., продолжается Российской Федерацией. В связи с этим в ООН вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» должно использоваться наименование «Российская Федерация». Далее было изложено, что Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязанности СССР в ООН, включая финансовые обязательства. МИД России также уведомил, что настоящая нота является свидетельством полномочий представлять Российскую Федерацию в органах ООН всем лицам, имеющим в данное время полномочия представителей СССР в ООН.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

2. С государствами — участниками СНГ в сфере пенсионного и медицинского страхования Россией заключены, в частности, такие международные договоры:

1) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.);

2) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.);

3) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ашхабад, 24 декабря 1993 г.);

4) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о медицинском страховании граждан Российской Федерации, временно находящихся в Украине, и граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации (г. Москва, 28 октября 1999 г.);

5) Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (г. Минск, 15 марта 2011 г.).

27 марта 1992 года в городе Алма-Ате (Республика Казахстан) в соответствии с Соглашением, подписанным главами парламентов-учредителей была создана Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) — консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. Основное внимание в своей деятельности МПА СНГ уделяет вопросам, связанным со сближением и гармонизацией законодательств государств — участников СНГ. Результатом этой работы являются принимаемые МПА СНГ модельные законодательные акты и рекомендации, при создании которых учитывается опыт парламентов стран Содружества и международных парламентских организаций.

Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. Поэтому принятие парламентами стран СНГ национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ не только обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран Содружества, но и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права.

В рамках деятельности МПА СНГ были разработаны, в частности:

1) Модельный закон о государственном социальном страховании (принят в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г. Постановлением 10-4 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ), который в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определяет правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, являющегося частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков. Государственное социальное обеспечение заключается в материальном обеспечении застрахованных лиц, оказании им социальной, медицинской и реабилитационной помощи;

2) Модельный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. Постановлением 11-7 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ), который устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Законом случаях.

По решению Совета глав правительств СНГ были созданы: Межгосударственный координационный совет руководителей органов страхового надзора государств — участников СНГ (решение принято в г. Тбилиси 3 июня 2005 г.). Основными задачами Совета являются:

1) реализация Концепции координации страховой политики государств — участников Содружества, утвержденной решением Экономического совета СНГ от имени Совета глав правительств СНГ от 19 декабря 2003 года;

2) принятие мер по гармонизации страхового законодательства в государствах — участниках СНГ согласно принципам и стандартам Международной ассоциации страховых надзоров;

3) активизация взаимодействия и взаимопомощи органов страхового надзора государств — участников СНГ;

4) подготовка предложений по совершенствованию страховых систем государств — участников СНГ;

5) определение приоритетов создания общего страхового пространства на территории Содружества, гармонизированного в соответствии с рекомендациями международных финансовых организаций и требованиями межгосударственных соглашений, принятых в рамках Содружества;

6) разработка мер по обеспечению обмена опытом, информацией и эффективного контроля за страховыми рынками государств — участников СНГ;

7) содействие установлению взаимовыгодных связей между страховыми организациями государств — участников СНГ и формирование механизмов сотрудничества;

8) координация действий по формированию механизма противодействия страховому мошенничеству, недобросовестной конкуренции, умышленному банкротству страховщиков.

Совет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

  • разрабатывает предложения по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ в страховой сфере с учетом рекомендаций Международной ассоциации страховых надзоров и других международных организаций;
  • принимает участие в подготовке межведомственных соглашений, относящихся к компетенции Совета;
  • разрабатывает предложения по основным направлениям страховой политики государств — участников СНГ;
  • подготавливает предложения и организует реализацию мер по созданию и развитию страхового рынка Содружества;
  • разрабатывает и принимает в установленном порядке решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
  • рассматривает позиции и предложения государств — участников СНГ и национальных объединений страховщиков и страховых организаций и компаний по вопросам страховой политики;
  • осуществляет взаимодействие с органами СНГ, ведомствами и организациями государств — участников СНГ в пределах своей компетенции;
  • проводит анализ состояния страховых рынков государств — участников СНГ;
  • содействует формированию инфраструктуры страхового рынка;
  • участвует в подготовке проектов международных договоров в страховой сфере.

3. 27 ноября 2009 г. в г. Минске государства — члены Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (в т.ч. и Россия, как одна из его участниц) подписали Протокол о создании общего страхового рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества. Целями данного Протокола являются создание общего страхового рынка сторон, разработка и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите прав и интересов участников общего страхового рынка.

В целях указанного Протокола общий страховой рынок — часть экономического пространства, ограниченная территорией сторон, где законодательством сторон гарантируются соблюдение и защита прав и интересов всех участников страховых рынков сторон; участники общего страхового рынка — страховые (перестраховочные) организации, страховые агенты и брокеры, актуарии, страхователи, а также иные лица, определенные в соответствии с законодательством каждой из сторон; потребитель страховой услуги — страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, страховой интерес которых выступает объектом страховой защиты.

В соответствии с положениями Протокола стороны принимают согласованные меры по созданию общего страхового рынка; регламентируют деятельность органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности; внедряют единые подходы к системе перестрахования рисков страховыми организациями сторон; гармонизируют законодательство сторон, регулирующее страховую деятельность. Создание общего страхового рынка осуществляется поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий каждой из сторон. Перечень приоритетных задач каждого этапа и сроки их реализации устанавливаются по согласованию сторон.

В целях создания общего страхового рынка стороны реализуют комплекс задач, направленных на гармонизацию законодательства сторон, регулирующего страховую деятельность, формирование общей системы страховой защиты прав и интересов участников общего страхового рынка сторон, а также разработку единых требований к проводимой сторонами государственной политике в области регулирования страховых рынков и надзора за страховой деятельностью. В этих целях стороны:

1) приводят положения законодательства сторон, регулирующего страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и международной практики страхового надзора;

2) координируют свои действия, в том числе посредством совместных действий по надзору за деятельностью расположенных на территории одной стороны дочерних страховых (перестраховочных) организаций, учрежденных страховыми (перестраховочными) организациями другой стороны;

3) устанавливают:

  • общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций;
  • общие подходы к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • единые требования к порядку формирования уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций;
  • единые требования к формированию страховых резервов;
  • единые требования к классификации видов (классов) страхования;
  • единые требования по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;
  • единые принципы определения требований к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций;
  • единые требования к порядку передачи рисков в перестрахование нерезидентам сторон.

Координация работы по реализации настоящего Протокола возлагается на Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Россией также подписаны:

1) Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества (г. Душанбе, 27 апреля 2003 г.). В соответствии с данным Соглашением стороны, обладая полной независимостью в вопросах реализации государственной политики в области страхования, принимают совместные меры по:

  • гармонизации нормативно-правовой базы сторон, регулирующей и обеспечивающей деятельность страховых организаций с учетом интересов страхователей и иных заинтересованных лиц;
  • установлению и развитию деловых контактов и взаимодействию между страховыми организациями сторон;
  • оказанию помощи страховым организациям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков;
  • совместной выработке и обеспечению эффективной деятельности механизмов проведения сострахования и перестрахования в рамках Евразийского экономического сообщества;
  • разработке форм и методов взаимодействия между органами страхового надзора и регулирования страховой деятельности;
  • совершенствованию порядка лицензирования деятельности, осуществляемой страховыми организациями;
  • сотрудничеству в области создания единой информационно-статистической базы для органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности, обмену опытом в области создания и функционирования информационных систем, используемых в деятельности этих органов, страховых организаций, и объединений страховщиков;
  • сотрудничеству и обмену опытом в области обучения, переподготовки и повышению
  • квалификации кадров органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности государств-членов ЕврАзЭС на базе учебных заведений, научно-исследовательских и учебных центров Сторон, а также проведению совместных научных исследований, научно-практических конференций и семинаров по актуальным вопросам страховой деятельности.

Для координации взаимодействия по реализации указанного Соглашения стороны создают при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности;

2) Соглашение об обмене информацией между органами страхового надзора и регулирования страховой деятельности государств — членов ЕврАзЭС (г. Бишкек, 30 сентября 2004 г.). По данному Соглашению стороны оказывают друг другу, в соответствии с законодательством их государств, всемерное содействие в исполнении ими их контрольных и надзорных функций и гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС, регулирующих деятельность на рынках страховых услуг. В соответствии с данным Соглашением запрашиваемая сторона предоставляет доступ к имеющейся в ее распоряжении информации запрашивающей стороне. В содействии стороне может быть отказано в случае:

а) если исполнение запроса противоречит государственному суверенитету, безопасности, экономическим интересам запрашиваемой стороны;

б) если запрос или его исполнение противоречит условиям настоящего Соглашения;

в) если в отношении лиц, по которым направлен запрос, возбуждено уголовное дело или они привлечены к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны по тем же основаниям, которые указаны в запросе;

г) если исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой стороны в части раскрытия охраняемой законом тайны.

В случае запроса информации о конкретных лицах или в случае, когда процессуальные нормы не позволяют передавать информацию о совершенных правонарушениях, запрашиваемая сторона предпримет все необходимые шаги в целях оказания содействия запрашивающей стороне. В случае наличия препятствий для предоставления соответствующей информации, стороны будут проводить консультации.

По любому запросу о содействии информация будет предоставляться в соответствии с законодательством государства запрашиваемой стороны. Отказ в содействии не отменяет права сторон на проведение консультаций. Стороны без направления запроса передают друг другу имеющуюся у них информацию, которую считают полезной для исполнения другой стороной своих функций и в целях, указанных в сообщении, сопровождающем предоставление этой информации. Положения указанного Соглашения применяются, если сторона, предоставляющая информацию, указывает, что она предоставляется в соответствии с этим Соглашением. Информационный обмен в рамках данного Соглашения осуществляется в письменной форме, а также в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством государств — членов ЕврАзЭС.

Международной организацией труда (МОТ) в области социального страхования принято солидное количество конвенций, например, Конвенция N 24 МОТ «О страховании по болезни трудящихся промышленных и торговых предприятий и домашней прислуги» (принята в г. Женеве 15 июня 1927 г. на 10-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 25 МОТ «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» (принята в г. Женеве 15 июня 1927 г. на 10-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 35 Международной организации труда «Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги» (принята в г. Женеве 29 июня 1933 г. на 17-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 48 МОТ «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (принята в г. Женеве 22 июня 1935 г. на 19-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 56 Международной организации труда «О страховании моряков по болезни» (принята в г. Женеве 24 октября 1936 г. на 21-ой сессии Генеральной конференции МОТ) и другие, однако Российская Федерация не является их участницей.