Виды издаваемых актов федерального министерства

Содержание

Правовые акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств

В соответствии со ст.104 Конституции РФ среди субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, федеральных органов исполнительной власти нет. Тем не менее, участвовать в процессе создания норм права они могут. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер.
Приказ, распоряжение

Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы федерального органа исполнительной власти. Приказ (распоряжение) имеет следующие реквизиты:
— Наименование федерального органа исполнительной власти;
— Наименование вида документа;
— Дата и номер.
Приказ может иметь заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание. Распоряжения, как правило, заголовка не имеют. В констатирующей части приказа кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Если приказ изменяет или отменяет ранее изданный документ, то текст должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Приказы (распоряжения) подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти, а в его отсутствие — лицо, его замещающее. Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект.
Положение, правила, инструкция

Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти. В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов. Положения, правила и инструкции применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем, или как акты, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти; утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

С 5 июня 1996 года по настоящее время — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах имеют особенный порядок вступления в силу. Подробнее см. Справку «Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах».
Об особенностях вступления в силу актов таможенного законодательства см. справку.

Об особенностях вступления в силу актов МСФО и МСА см. справку.
Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его (п.17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009).
Официальные источники опубликования:
— с 18.08.98 по настоящее время — «Российская газета»; дополнительно с 01.01.2015 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru);
— с 05.06.96 по 17.08.98 — газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
* с 29.05.2017 «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» исключен из списка источников официального опубликования.

Основание: Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763.
Указом Президента РФ от 16.05.97 N 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.97 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте России, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Стоит отметить, что похожая норма содержалась еще в Постановлении Правительства РФ от 13.04.93 N 307, которое было отменено после вступления в силу ныне действующего Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763. Однако в новый Указ она сначала не вошла и была внесена позже, с 19.05.97.

Органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), находящиеся в ведении Президента РФ

Органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), находящиеся в ведении Президента РФ

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации (МВД России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— приказы
— директивы
— положения
— уставы
— инструкции
— правила
— наставления
— иные нормативные правовые акты.
(Приказ МВД России от 27.06.2003 N 484)

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
Нормативные правовые акты МВД России, за исключением нормативных правовых актов, направленных в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России, вступают в силу с момента их официальной регистрации в ДДО МВД России, если в самом нормативном правовом акте МВД России не указан иной срок.
Основание: приказ МВД России от 27.06.2003 N 484.
2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их признания Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Основание: Приказ МВД России от 27.12.2016 N 897.
Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.
Источники опубликования:

Приказ МВД России от 07.05.2008 N 405
Приказ МВД России от 03.10.97 N 642

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— приказы
— правила
— инструкции
— положения
(Приказ МЧС России от 23.03.2004 N 140)
— иные акты (см. указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868)

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
2) МЧС России не установлен порядок вступления в силу актов, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, соответствующий п.17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.
Источники опубликования:

Приказ МЧС России от 23.03.2004 N 140

Министерство иностранных дел (МИД России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— приказы
— распоряжения
(Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865)

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), если самими актами не установлен более поздний срок вступления в силу.
Основание: Приказ МИД России от 04.10.2016 N 19180.
Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.
Источники опубликования:

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающи х за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— приказы
(Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1315)

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
2) Россотрудничеством не установлен порядок вступления в силу актов, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, соответствующий п.17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.
Источники опубликования:

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— приказы
— директивы
— положения
— наставления
— инструкции
— уставы
— иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты
(Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082).

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня его размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации»
(www.pravo.gov.ru), если самим актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.
Основание: Приказ Минобороны России от 25.12.2015 N 845.
Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.
Источники опубликования: www.mil.ru

Приказ Минобороны России от 18.02.2014 N 88
Приказ Минобороны России от 30.11.2006 N 100
Приказ Минобороны России от 12.01.2006 N 10
Приказ Минобороны России от 30.11.97 N 450

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— приказы
— распоряжения
(Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1083)

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.
Основание: Приказ ФСВТС России от 16.09.2016 N 67-од.
Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.
Источники опубликования: www.fsvts.gov.ru

Приказ ФСВТС России от 17.05.2011 N 33-од

Какие законы РФ противоречат Конституции?

«Все равны перед законом и судом»…

12:02, 13 декабря 2016 Политика

Фото: Фото: taganrogtv.ru

Точное количество российских законов, не соответствующих Конституции, затрудняются назвать даже эксперты. При помощи профессора кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики» Елены Лукьяновой портал Griffon собрал законы, которые вызвали наибольший общественный резонанс из-за своего несоответствия конституционным нормам, сообщает РИА VladNews.

«Довольно много законов входит в конфликт с положениями Конституции России. Но их число обозримо, и в принципе, при желании, всё это можно достаточно быстро привести в порядок. В основном, это поправки к разным нормативно-правовым актам», — объяснила профессор кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики» Елена Лукьянова.

Свобода собраний

Статья 31

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Что противоречит. С этой статьёй Конституции входит в противоречие резонансный «Закон о митингах», подписанный Владимиром Путиным 8 июня 2012 года. Закон представляет собой пакет поправок в Федеральный закон о митингах и Кодекс об административных правонарушениях.

Чем противоречит.Многократно усиливает ответственность за нарушение правил поведения на митингах и публичных мероприятиях, несоразмерно любым другим видам правонарушений. Законодательно разрешает гражданам собираться только в отведённых для этого местах, так называемых «гайд-парках». Для всех остальных случаев нужны длительные процедуры согласования с городскими властями.

Тайна переписки

Статья 23

1. «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

2. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Что противоречит.Так называемый «пакет Яровой». Президент России 7 июля 2016 года подписал пакет антитеррористических поправок в российские законы.

Чем противоречит. Личные переговоры россиян будут храниться в специальных хранилищах баз данных сотовых операторов. При использовании дополнительного кодирования электронных сообщений интернет-компании должны предоставлять ФСБ ключи для декодирования этих сообщений. Сокрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей. О тайне переписки и речи не идёт.

Защита чувств верующих

Статья 28

1. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Статья 17

3. «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Что противоречит. Закон о защите чувств верующих в сочетании с отсутствием закона о защите чувств неверующих. Закон был подписан 30 июня Владимиром Путиным и представляет собой поправки в статью 148 Уголовного кодекса РФ.

Чем противоречит.Конституция РФ гарантирует равную защиту прав всех граждан. Законодательство вступает в конфликт с Конституцией — чувства неверующих законодательно не защищены.

Досудебная блокировка сайтов

Статья 29

1. «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Что противоречит.Закон о досудебной блокировке сайтов Роскомнадзором. Был подписан Владимиром Путиным 30 декабря 2013 года.

Чем противоречит.Наделяет прокуроров полномочиями судей, даёт широкие возможности для нарушения свободы слова.

Некоммерческие организации «под колпаком»

Статья 13

1. «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие».

Статья 19

1. «Все равны перед законом и судом».

Что противоречит. Закон, обязывающий некоммерческие организации регистрироваться как «иностранные агенты» в случае получения финансирования из-за рубежа. Закон был подписан Путиным 21 июля 2012 года.

Чем противоречит. Для занимающихся политической деятельностью организаций, финансируемых из-за рубежа, ввели более строгие режимы отчетности и проверок. Это вступает в прямое противоречие со статьёй 19 Конституции. А попытка снизить «идеологическое многообразие», которое предлагали зарубежные НКО, не сочетается со статьёй 13 Конституции. Эксперты президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека признали закон антиконституционным.

Закон о шпионаже

Статья 29

4. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Что противоречит.Поправки в закон о госизмене и шпионаже. Закон вступил в силу 14 декабря 2012 года.

Чем противоречит.Обвиняемыми в шпионаже после вступления в силу нового закона стали люди, которые никакой шпионской деятельностью не занимались, поскольку закон ввёл уголовную ответственность за любую помощь иностранному государству или международной организации, если их деятельность направлена против России. 21 января 2015 года правоохранительные органы задержали многодетную мать Светлану Давыдову, которая позвонила на горячую линию посольства Украины с вопросом, не опустела ли воинская часть около её дома в Вязьме из-за отправки солдат в Донецк. Правда, 13 марта 2015 года дело против неё прекратили из-за «отсутствия состава преступления». Президентский совет по правам человека просил отклонить законопроект, но успеха правозащитники не добились.

Закон «Димы Яковлева»

Статья 17

1. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Что противоречит.Закон «Димы Яковлева» о запрете усыновления российских детей гражданами США. Был подписан Путиным 28 декабря 2012 года.

Чем противоречит.Не соответствует международным нормам, соблюдение которых гарантирует Конституция. Президентский совет по правам человека выступал с требованием отклонить законопроект за противоречие Основному закону.

Президентские полномочия

И самое главное. Как заметила Елена Лукьянова, Конституция не соблюдается даже в части президентских полномочий (вся четвёртая глава Конституции).

«У президента России кратно больше полномочий, нежели предусмотрено Конституцией. Эти полномочия дополнительно и внеконституционно введены самыми разными нормативными актами, правовыми обычаями и деловыми обыкновениями. С этого начинается конституционный перекос — нарушается баланс ветвей власти», — рассказала она.

По данным «Левада-центра», лишь 12% граждан считают, что власти не соблюдают Конституцию, а 37% уверены, что Основной закон соблюдается лишь отчасти. 35% думают, что власти в основном выполняют предписанное Конституцией, а 9% уверены в полном её соблюдении. 70% опрошенных знают, что именно надо праздновать 12 декабря, но хорошо помнят написанное в Конституции только 11% россиян, а 41% участников опроса вообще никогда не читали Основной закон страны.

Составы недействительности сделок, конкурирующие между собой: что выбрать?

Продолжая тему недействительных сделок…

Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса (кстати, немного откорректированного ФЗ от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ) опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Норма императивна, ее несоблюдение влекло ничтожность сделки (по ст. 168 ГК РФ – до вступления с 1.09.2013 г. измененной редакции этой статьи), поскольку сделка по распоряжению имуществом подопечного без разрешения (согласия) органа опеки и попечительства, являлась нарушающей требования закона. Она таковой, нарушающей требования закона, остается и после 1.09.2013 г.

Изменен вектор ст. 168 ГК РФ, закрепляющей составы недействительности сделок, нарушающих требования закона или иного правового акта: общее правило – оспоримость (п. 1), специальное правило – ничтожность (п. 2), если сделка посягает на публичные интересы либо права и охраняемые интересы третьих лиц.

Применение п. 2 ст. 37 ГК РФ (не соблюдение требования закона) не исчерпывается решением проблемы в пользу п.1 или п. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ.

В параграфе 2 главы 9 ГК РФ появился новый состав недействительной сделки, являющейся оспоримой, предусмотренный ст. 173.1 – недействительность сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления.

Орган опеки и попечительства – это орган государственной власти субъекта РФ (при передаче государственного полномочия – может быть орган местного самоуправления).

Получается, что согласно ст. 173. 1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом (п. 2 ст. 37 ГК РФ), является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия.

Условие оспоримости данного состава сформулировано в п.2 ст. 173.1 ГКРФ следующим образом: оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого органа. Т.е. получается, что контрагент по сделке с имуществом подопечного может не знать об императивном требовании п.2 ст.37 ГК РФ либо быть безразличным к его исполнению (не знать об отсутствии разрешения органа опеки и попечительства)?

Специальный состав недействительной сделки, предусмотренный ст. 173.1. ГК РФ, в свою очередь, по правовым последствиям недействительности, иным, чем оспоримость, например ничтожность, отсылает к закону – п. 1 ст. 173.1 ГК РФ «если из закона не следует, что она (сделка) ничтожна».

Может ли в силу данного правила на сделку, для совершения которой требуется согласие органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК РФ) распространяться состав ст. 173.1. ГК РФ (с оговорками п. 2 и п. 3), но последствиями ничтожности в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ – публичные интересы…

Фантазируем.

Далее. Есть еще один специальный состав, под который успешно попадает сделка с имуществом подопечного, совершенная без согласия (разрешения) органа опеки и попечительства – ст. 174.1 ГК РФ (последствия совершения сделки в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено).

Согласно п. 1 ст. 174.1 ГК РФ сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в частности из законодательства о<span .=»» _title=»Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2013) » dst=»4294967295″ fld=»134″ id=»r» nd=»157160″ tid=»3″ title=»»> несостоятельности (банкротстве), ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом (статья 180). В нашем случае — из законодательства об опеке и попечительстве (есть такой специальный закон ФЗ № 48-ФЗ), и кончено из п. 2 ст. 37 ГК РФ – из которых следует прямой запрет на распоряжение имуществом подопечного без разрешения органа опеки и попечительства или ограничение распоряжения имуществом подопечного обязательным условием получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В результате анализа новых, измененных составов недействительности сделок, получается — иди туда сам не знаю куда.

При квалификации сделки по уменьшению имущества подопечного, совершенной без согласия (разрешения) органа опеки и попечительства могут быть с одинаковым успехом применены:

— п. 1 ст. 168 ГК РФ,

— п. 2 ст. 168 ГК РФ,

— ст. 173.1 ГК РФ,

— ст. 174.1 ГК РФ.

Может быть еще и ст. 169 ГК РФ добавить?

Мне кажется, что возможность такого выбора не являлась желаемым результатом реформирования положений гражданского законодательства о сделках.

МГИМО: повышение квалификации юристов

Проректор по научной работе, МГИМО
Подберезкин Алексей Иванович

Какое дополнительное образование можно получить в настоящее время в МГИМО?

На данный момент в Институте дополнительного профессионального образования МГИМО реализуются программы МВА по направлению «Международный нефтегазовый бизнес», «Стратегическое управление персоналом», «Связи с общественностью», «Международный бизнес и деловое администрирование в индустрии спорта», а также программа профессиональной переподготовки по специальности «Международный маркетинг». К категории постдипломного относится и второе высшее образование. Могу сказать, что в области международных отношений, мировой экономики, международного права и энергетики наши специалисты являются ведущими в стране.

Для тех, кто решит получить дополнительно к уже имеющейся специальности диплом магистра, МГИМО предлагает пройти обучение по одной из 27 функционирующих магистерских программ, 8 из которых реализуются совместно с крупнейшими университетами мира — Франции, Германии, Италии, Норвегии. Научными руководителями магистратур являются признанные в России и за ее пределами ученые.

Какие новые программы появились в МГИМО в последнее время?

Среди самых последних инновационных программ — следующие: во-первых, мы выиграли конкурс и стали одним из базовых вузов Университета ШОС по направлению «регионоведение»: дополнительно к основному потоку студентов по данной программе будут учиться студенты из базовых (головных) вузов стран-участниц ШОС; во-вторых, появилась новая магистерская программа «Внешняя политика и дипломатия в России», также мы будем готовить магистров по программе «права человека» — это новая для России специализация. Готовится к реализации первая полностью англоязычная магистерская программа «Politics and Economics in Eurasia».

Кого бы вы хотели видеть в качестве слушателей ваших программ?

Здесь у нас требования очень высокие. Во-первых, требуется солидная общая подготовка. Во-вторых, конечно, приличная языковая. Для тех, кто поступает к нам в магистратуру, важно сразу же выбрать свою специализацию. Подготовка в этом направлении дается с первого же дня. Причем у нас идет почти что индивидуальная специализация благодаря очень небольшим аудиторным группам.

Также я хотел бы отметить, что у нас очень много аудиторных занятий — больше, чем в среднем в университетах. Далеко не все выдерживают такой напряженный режим обучения.

Насколько образовательные программы МГИМО ориентированы на практику?

Помогает ли институт с трудоустройством?

У наших выпускников обычно не возникает проблем с трудоустройством. Правда, в этом году МИД впервые вернул нам примерно 20 нетрудоустроенных выпускников. Но это связано не с отсутствием спроса, а с тем, что не всем подходят некоторые страны в силу их культурных или климатических особенностей. Девушку-дипломата, например, трудно послать работать на Ближний Восток, в Африку и т.п. Но в целом проблем нет, у человека всегда есть выбор.

Насколько развиты контакты с зарубежными вузами?

В МГИМО действует около 140 соглашений о сотрудничестве с вузами-партнерами из 44 стран, каждое из которых предусматривает программу сотрудничества в области обучения и проведения научных исследований.

Сейчас нет проблемы в том, чтобы поехать учиться за границу. Наоборот, желающих даже меньше, чем есть таких возможностей. Вот, например, только что мы получили предложение из Лондонской школы экономики проводить для наших студентов научные стажировки.

Приезжают ли в МГИМО студенты из других стран?

Да, конечно. В системе международных связей важное место занимают различные программы образовательных студенческих обменов, осуществляемые совместно с зарубежными партнерами. Проблема в одном — в расселении, не хватает мест в общежитии. Для некоторых также проблемой является обучение на русском языке, но у нас блестящая кафедра русского языка для иностранных учащихся, на которой разработаны уникальные образовательные программы, а также подготовлены очень хорошие учебники. Кроме того, у нас активно действует ассоциация выпускников.

Выпускники МГИМО, добившиеся успеха в бизнесе, участвуют в трудоустройстве вчерашних студентов?

Естественно, причем очень активно. Есть даже специальные стипендии от бизнесменов, выпускников МГИМО. Многие бизнесмены преподают у нас, некоторые являются заведующими кафедрой. У наших студентов вообще есть отличная возможность пообщаться с известными бизнесменами и политиками.

На программе «Дипломатический модуль» преподает очень много практиков высокого ранга, заместителей министров, начальников департаментов. Не буду скрывать, к нам на вручение дипломов и на другие мероприятия приезжают первые лица как России, так и других государств.

Что бы вы хотели пожелать потенциальным слушателям ваших программ?

Я хотел бы пожелать пользоваться теми интересными наработками, которые у нас есть сегодня — это книги, учебные курсы и т.д. Это уникальные знания, которые находятся в открытом доступе. Самое большое богатство человека — это знание и общение, и мы это даем. Кроме того, студент сможет приобщиться в МГИМО к активной социальной жизни, что называется, обзавестись «горизонтальными связями». Мы предлагаем — пользуйтесь всем этим! МГИМО — это, наверное, единственный вуз в стране, который полностью обеспечен своей собственной литературой по всем курсам. Поэтому у нас действительно уникальные программы.

Школа бизнеса МГИМО

Школа бизнеса и международных компетенций MBA МГИМО даёт дополнительное образование для повышения квалификации руководителей российских компаний. Дистанционное обучение, широкая узнаваемость и отличные отзывы являются одними из преимуществ.

Пару слов о школе бизнеса и международных компетенций

Бизнес-школа МГИМО стала первым подобным учебным учреждением, открытым в России. Она была учреждена в середине 90-х, а в 2012 году после серьёзного преобразования приняла нынешний облик и название.

Сегодня школа бизнеса считается одним из лучших вузов в РФ, готовящих управленческих кадров высшей квалификации. В её стенах трудятся признанные преподаватели и эксперты, а курсы ориентированы на изучение современной экономики с акцентом международные компетенции и происходящие социальные процессы.

Программы

Одним из преимуществ бизнес-школы является огромный выбор программ и форм подготовки студентов.

Наибольший интерес среди поступающих вызывает программа МБА, которая в отличие от аналогов обеспечивает подготовку управленцев широкого профиля. Ещё одним преимуществом MBA является выделение большого количества часов на практическую подготовку. Это весомое отличие от магистратуры и второго высшего часто становится основной причиной выбора именно МБА.

Кстати, в отличие от многих западных вузов, в которых практикуется концепция контролируемого самообучения, слушатели школы получают серьёзную аудиторную нагрузку. Это положительно сказывается на уровне знаний выпускников.

В настоящее время реализуются модульные и weekend-программы по следующим специальностям:

  • Международные транспортные операции. Готовятся специалисты в сфере повышения экономичности и качества перевозок, оптимизации процессов, организации и планирования перевозок.
  • Финансовый директор. Обучение позволит улучшить имеющиеся знания и получить новые навыки в сфере финансового менеджмента.
  • Менеджмент в индустрии моды. Программа направлена на изучение технологий и методологии управления процессами в современной fashion-индустрии.
  • Цифровая экономика. Осуществляется подготовка профессионалов в сфере информационных технологий, на которых строится в настоящее время либо будет строиться в перспективе цифровая экономика.
  • Международный нефтегазовый бизнес. Программа разработала с учётом специфики отечественного и международного нефтегазового бизнеса.
  • Экономика и управление в международном бизнесе. Слушатели получают навыки управления компаниями в условиях выхода на глобальный рынок.

Executive MBA

Эта программа помогает слушателям научиться реализовывать лидерский потенциал, а также получить более глубокие знания в сфере управления процессами и стратегического планирования. По сути, Executive MBA – это полноценное дополнительное образование.

Продолжительность подготовки составляет 2 года. Занятия проходят раз в месяц в течение двух дней. В рамках программы изучаются как базовые дисциплины, так и специальные, такие как Управление предприятиями с использованием IT-технологий, а также выездные модули, которые проводятся в РФ и в рамках заграничных стажировок.

Если обычные программы МБА ориентированы на подготовку менеджеров среднего звена, то EMBA – топ-менеджеров. Основную массу слушателей составляют состоявшиеся руководители, обладающие неплохими теоретическими знаниями. Поэтому получение практических навыков здесь играет ещё большую роль чем в стандартной MBA. Упор делается на деловые игры, семинары, разбор кейсов и тренинги. Такой подход обеспечивает выработку особого типа мышления, присущего управленцам высшего уровня.

Профессиональная переподготовка

Осуществляется подготовка специалистов в сфере коучинга, международных отношений, синхронного перевода и деловых коммуникаций. Выпускники получают диплом установленного образца о прохождении переподготовки, позволяющий вести легальную деятельность в сфере менеджмента.

Повышение квалификации в МГИМО

На базе школы проходят курсы по следующим направлениям:

  • Международные отношения;
  • Реклама и маркетинг;
  • Управление персоналом;
  • Менеджмент;
  • Экономика и право.

Курсы реализуются в рамках очной формы обучения, а их продолжительность составляет от одного месяца до полугода. По окончании курса учащимся выдаётся диплом установлено образца.

Также в университете проходят курсы для преподавателей. Их продолжительность составляет всего 5 рабочих дней (проходят в июне или январе).

Дистанционное обучение

География желающих получить дополнительное образование постоянно расширяется. Поэтому преподавательским составом были разработаны дистанционные курсы для тех, кто не имеет возможности посещать очные занятия.

Программы составлены в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов и затрагивают наиболее актуальные проблемы, связанные с управленческой деятельностью: взаимодействие с органами власти, взаимодействие со СМИ в условиях кризиса, выстраивание антикризисных коммуникаций, роль информационной составляющей в развитии кризисов, корпоративная социальная ответственность, особенности деятельности современных PR-служб и т. д.

В процессе обучения рассматриваются как теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, так и разбираются конкретные кейсы. Длительность подготовки, в зависимости от выбранного курса, составляет от 80 до 24 академических часов.

Особенности поступления

Приём ведётся в течение года. Поступление осуществляется на основании собеседования. Желающие пройти MBA-программу должны соответствовать следующим критериям:

  • иметь диплом об оконченном высшем образовании;
  • стаж работы на управляющей должности от 3-х лет;
  • возраст от 25 лет.

Преимущества

Школа располагает широкой сетью партнёрских учебных учреждений в Монако, Великобритании, Греции, Франции, Швейцарии и других странах мира. Это значит, что студенты могут отправляться за рубеж для прохождения стажировок и участия в научных конференциях.

Приятным бонусом является возможность получения двойного диплома.

  • Программы МБА МГИМО реализует высококлассный преподавательский состав, аккредитованный международной организацией АМВА. При этом упор делается на аудиторную подготовку, благодаря которой слушатели получают более глубокие знания по сравнению с контролируемым самообучением, практикуемым в зарубежных вузах.

Выпускники становятся бизнес-лидерами, профессиональными управленцами, способными работать на разных уровнях от корпоративного до глобального. По окончании обучения они обладают всеми необходимыми навыками, что высоко ценится потенциальными работодателями.

Отзывы об MBA и обучении

На сегодня все больше и больше людей пытаются постичь основы бизнеса для регулирования своих расходов и будущего блага.
Данная школа на мой взгляд способна превратить любого человека в знающего специалиста по ведению бизнеса.
Надеюсь все выпускники усвоили ценные уроки из данной школы.

Мы здесь учились с моим другом пару лет назад,
воспоминания о учебе только хорошие,
преподователи здесь хорошие, отзывчивые и добрые.
Нам здесь очень понравилось

Лайфхак 1 — как получить материалы для подготовки к ДВИ

Найти информацию о том, как готовиться к ДВИ МГИМО сейчас нереально сложно. Поэтому в помощь всем абитуриентам я подготовил бесплатные вебинары и полезные пособия в виде рассылке в ВК.

Лайфхак 2 — как поступить в МГИМО

Сначала выбираем Не секрет, что поступить в МГИМО – это грандиозная задача. Узнать больше о том, как готовиться и где взять варианты ДВИ прошлых лет, можно подписавшись на нашу группу в ВК.

МГИМО откроет курсы повышения квалификации юристов в сфере блокчейна

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) откроет первые в стране курсы повышения квалификации для юристов в сфере блокчейна. Информацией об этом поделилась с журналом ForkLog руководитель рабочей группы Госдумы по оценкам риска оборота криптовалют Элина Сидоренко.

“МГИМО готовится стать центром анализа новых блокчейн-технологий. 25 сентября 2017 года будут запущены первые в истории России курсы повышения квалификации по правовым основам блокчейн-технологий, где будет предусмотрена выдача дипломов государственного образца. Эти курсы в первую очередь рассчитаны на юристов, но могут быть интересны и для экономистов”, — рассказала она.

Как заверили создатели этих курсов, проблема современной цифровой экономики заключается в том, что многие серьезные продукты не могут получить надлежащего правового оформления. Даже при отсутствии правового регулирования уже сейчас можно предоставить хорошие правовые механизмы для осуществления работы смарт-контрактов и для использования криптовалюты и проведения ICO на основе существующих моделей.

Эти курсы будут интересны и госслужащим, так как серьезное внимание в них будет уделено так называемому сервисному или инфраструктурному блокчейну. Лекторами курса выступят ведущие специалисты в этой области, прежде всего из Центрального банка РФ, представители официальных министерств и ведомств (Госдумы, Генпрокуратуры, Росфинмониторинга), а также такие крупные игроки, как Сбербанк, ассоциация “Финтех” и т. д.

“Курсы продлятся одну неделю. Набор на них будет объявлен в ближайшее время. Кроме того, в ближайшие дни начнет официально работать Центр цифровой экономики и финансовых инноваций при МГИМО. Помимо образовательной и научной части, этот центр станет той самой давно ожидаемой площадкой, где экспертное сообщество сможет сформировать свою позицию и предоставить ее на рассмотрение рабочей группы Госдумы по оценкам риска оборота криптовалют, в части оценки регуляторики”, — добавила Сидоренко.

Кроме того, центр будет осуществлять правовую экспертизу отдельных проектов, проводить онлайн- и реальные встречи, так называемые ситуативные тренинги, посвященные изучению новых технологий, а также заниматься созданием финансовых моделей проведения ICO и т. д.

Структура курсов:

Первый блок — юридическая природа и технические параметры блокчейна;
Второй блок — блокчейн-реестры в публичной и частной сферах;
Третий блок — смарт-контракты;
Четвертый блок — криптовалюта;
Пятый блок — ICO.

На завершающем этапе курса защищаются проекты юридического сопровождения финансовых технологий.

Вся официальная информация будет доступна в ближайшее время на сайте МГИМО.

Напомним, ранее Элина Сидоренко анонсировала проведение первого в российской юрисдикции ICO с правовой экспертизой.

Подписывайтесь на новости ForkLog в VK!

Подписаться на новости Forklog

Свободное копирование и распространение материалов с сайта ForkLog разрешено только с указанием активной ссылки на ForkLog как на источник. Указание ссылки также является обязательным при копировании материалов в социальные сети или печатные издания.