Вакцинация работников

Вопрос:

Сколько дней предоставляется работнику для прохождения обязательного периодического медосмотра?

Какими нормативными документами это подтверждается?

Оплачивается ли это время?

Ответ:

Работнику для прохождения обязательного периодического медосмотра предоставляется от нескольких часов до одного дня (в зависимости от графика прохождения медосмотра конкретной организации). На время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется средний заработок по месту работы.

Обоснование:

Статья 185 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации». Пункт 28 приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».опасными условиями труда».

Всегда Ваш, Эксперт365.

Понравился материал, поделитесь с друзьями. 0

6. Обязанности и права сотрудника дорожно-патрульной службы

6. Обязанности и права

сотрудника дорожно-патрульной службы

6.1. Сотрудник ДПС при несении службы обязан:

6.1.1. Знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации <*> и законодательства об ответственности за их нарушения.

<*> Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

6.1.2. Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.

6.1.3. Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.

6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.

6.1.5. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.

6.1.6. Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить.

6.1.7. При получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать дежурному или непосредственному начальнику и принимать меры к его предотвращению.

6.1.8. При получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств.

6.1.9. При прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить своему дежурному.

6.1.10. Оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

6.1.11. Знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса.

6.1.12. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

6.1.13. Регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (приложение 1).

6.1.14. Производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений правил дорожного движения и ДТП.

6.1.15. Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств.

6.1.16. Оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах.

6.1.17. Выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемые в противоправных целях.

6.1.18. Контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

6.1.19. Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.

6.1.20. Изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

6.1.21. Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.

6.1.22. Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.

6.1.23. Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог.

6.1.24. Докладывать по окончании несения службы дежурному по подразделению о результатах работы.

6.2. По прибытии на пост (маршрут патрулирования) сотрудник ДПС должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на улицах и дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ.

О принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках докладывает в дежурную часть строевого подразделения.

Во время несения службы сотрудник ДПС должен принять меры к устранению помех в движении, освобождению проезжей части от оставленных на ночь транспортных средств, обозначению опасных участков на посту или маршруте патрулирования.

6.3. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда.

6.4. Старший наряда обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы и обязан:

6.4.1. Организовывать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать командиру, дежурному по подразделению о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки.

6.4.2. Осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении задач по контролю за дорожным движением.

6.4.3. Проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов по ДТП и административным правонарушениям, принимать меры по устранению выявленных недостатков.

6.4.4. Контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.

6.4.5. Докладывать дежурному о своем местонахождении и обстановке на участке несения службы не реже одного раза в час.

6.5. Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:

6.5.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений (пункт 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения (пункт 2 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт И пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>).

<*> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2897).

6.5.4. Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.

6.5.5. Утратил силу. — Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

6.5.6. Запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (пункт 23 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.7. Проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (пункт 19 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.8. Задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам (пункт 12 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.9. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках (пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.10. Применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств (подпункт М пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).

6.5.11. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств (подпункт Н пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).

6.5.12. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (пункт 5 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.13. Ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий (пункт 22 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.14. Ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (пункт 23 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.15. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения (подпункт Ж пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).

6.5.16. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам (пункт 29 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.17. Использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту происшествия или сбора по тревоге, в не терпящих отлагательства случаях, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами (пункт 28 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

6.5.18. Применять и использовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оружие, специальные средства и физическую силу (раздел IV Закона Российской Федерации «О милиции»).

Расскажем существует ли сегодня реальная статья за распространение личных фотографий в интернете…

Дорогие читатели Мир Доступа! Вместе — мы сила! Вместе — мы легион! Если каждый из Нас переведет хотя бы один рубль мы сможет оплатить услуги корректора и хостинг на год вперед! Мы также сможем поднять зарплату нашим постоянным авторам и эффективнее поощрять их работу! Мы высоко ценим труд наших авторов!

Мы хотим радовать Вас и дальше! Благодаря Вам наш проект продолжает оставаться независимым и полезным. Без Ваших пожертвований мы бы никогда не справились. Спасибо Вам и низкий поклон!

С Уважением, главный редактор Мир Доступа

Использование фотографии человека недопустимо без его личного согласия — справедливо это заявление не только для фотографических изображений, но и для рисунков, художественных портретов и карикатур. За публичное обнародование личной фотографии гражданин имеет право потребовать возмещение морального вреда от нарушителя законодательства.

Существует ли конкретная статья за распространение личных фотографий без согласия в соц сетях? Нет, но существует статья N137 УК РФ, которая гласит, что распространение любой информации о личной жизни человека без его ведома облагается штрафом. Штраф — это минимум, максимум — исправительные работы.

Таким образом, даже если статья за распространение личных фотографий без согласия в соц сетях пока что не существует, наказание для злоумышленника, в случае публикации фотографии другого гражданина, всё равно будет реальным.

Штраф за распространение личных фотографий без согласия в соц сетях может составить до 200 000 рублей, либо — до размера заработной платы за 18 месяцев. Если злоумышленник занимался распространением личных фотографии в соц сетях используя свое служебное положении он может лишиться работы

Статья N150 ГК РФ гласит — личная жизнь каждого человека приравнивается к нематериальным благам и охраняется государством. Вмешательство в личную жизнь человека может повлечь ответственность в виде компенсации материального ущерба.

Статья за распространение личных фотографий без согласия в соц сетях не существует только пока, но она может быть прописана в соответствующем реестре в ближайшем будущем

Таким образом, реальная статья за обнародование чужих фотографий в социальных сетях — лишь вопрос времени.

Если гражданин РФ обнаружил своё изображение на каком-либо сайте (без должного разрешения на размещение) он вправе потребовать у администрации сайта удалить эти фотографии. Потерпевший также вправе донести до общественности решение суда об этом нарушении.

Существуют ситуации когда публикация фотографий не повлечет за собой административной ответственности:

  • Использование фотографии гражданина в государственных и общественных целях, например — использовании фотографии для поиска человека находящегося в розыске, либо — для поиска гражданина пропавшего без вести;
  • Фотография в публичном пространстве — когда снимок сделан в публичном месте и человек не является главной фигурой фотографии, например — на концерте, ярмарке, конференции;
  • Если фотография была продана другому лицу изображённый на ней человек теряет право её использования.

Если один из вышеперечисленные случаев как раз Ваш кейс, то статья за распространение личных фотографий без согласия в соц сетях действовать не будет.

Если человека сфотографировали на публичном мероприятии, например — крупным планом и в неприглядном виде, то публикацию такой фотографии также можно рассматривать как вмешательство в личную жизнь. Справедливо это заявление и для тех случаев когда человек случайно посмотрел в объектив камеры и был заснят без разрешения

Таким образом, наказать злоумышленника, который занимается публикацией чужих фотографий, возможно и сегодня — такие кейсы не составят никакой сложности даже для начинающих юристов.

Что-то сломалось или не работает? Расскажите нам о своей проблеме с ТВ, смартфоном, приложением или другим устройством и мы решим её — пишите свой вопрос в комментариях к этой статье, либо — на электронную почту capatob.homep@gmail.com — мы обязательно ответим на Ваш вопрос и решим его в течении одной недели. Для наших постоянных читателей скоро будем проводить блиц с необычными призами — следите за сайтом каждый день.

Понравилась статья? Поддержите наш IT-журнал любым удобным способом! Пока что мы держимся на чистом энтузиазме, но зато не делаем заказных обзоров 🙂

У работника нет прививки? Ответит работодатель

Сергей Слесарев

Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»

специально для ГАРАНТ.РУ

Сегодня о вакцинации говорят часто. В основном бои идут вокруг пользы или вреда прививок, то есть сугубо в медицинской плоскости. Однако у вопроса есть и юридический аспект. Недавно один знакомый работодатель рассказал, что после очередной проверки его оштрафовали за… отсутствие профилактических прививок от гриппа и ревакцинации от кори у персонала. Штраф был не очень высоким – в пределах 30 тыс. руб., но неожиданным. Анализ судебной практики показал, что за последние пять лет назначение подобных штрафов стало нормой. Разберемся, действительно ли работодатель обязан отслеживать «прививки» у работников, и, если да, то в каком случае?

Прививаться не обязан, но пройти вакцинацию должен?

Возможно, вы спросите, а какая связь между вакцинаций и работодателем – разве это не право каждого человека самому решать делать ему прививку или нет?

И будете правы, поскольку п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено право гражданина на отказ от профилактических прививок. Никто не вправе заставить человека делать прививку от гриппа, кори или иной болезни. О какой ответственности для работодателя в этом случае может идти речь?

Возможно, таким вопросом задавались и в ЗАО «Москва-Макдоналдс» после получения предписания Роспотребнадзора, который требовал от общества соблюдения санитарных норм и проведения вакцинации сотрудников. В ходе проверки было выявлено свыше 30 работников, у которых отсутствовали сведения о проведении иммунизации против кори и дифтерии, что и требовалось «исправить». Общество обратилось в арбитражный суд, оспаривая предписание, но суд встал на сторону контролирующего органа (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. № 09АП-3737/2015 по делу № А40-151960/14).

Действительно, работники, как и любые другие граждане, вправе отказаться от проведения вакцинации, но, с другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

А это невозможно без вовлечения работодателя в проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью предотвращения массовой заболеваемости инфекционными болезнями, которые могут причинить значительный вред здоровью и жизни граждан. Потому на юридические лица и ИП возложена обязанность разрабатывать и проводить названные мероприятия, включающие в себя и проведение вакцинации как составной части иммунопрофилактики инфекционных болезней (ст. 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Так наличие или отсутствие прививки из «личного пространства» работника превращается в проблему и заботу для работодателя, который должен отследить прохождение работником вакцинации. Если сотрудник такого работодателя находится в зоне риска заражения опасным заболеванием из-за отказа вакцинации, то под угрозу ставится жизнь и здоровье других работников (что создает опасные условия труда), клиентов и третьих лиц, которые могут быть связаны с работодателем, под сомнение ставится и качество производимой им продукции, услуг или работ.

И тут перед нами сразу встает дилемма – с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой – работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации?

Нежелание не освобождает от вакцинации или все ли работники обязаны делать прививки?

Прежде всего, стоит отметить, что все-таки далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают «под действие» вакцинации.

На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах. Речь идет, прежде всего, о:

а) перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который установлен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825;

б) национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Данные НПА дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ «попадают под прививки» только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п., см. для примера, СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила).

К таким отнесены, например, работы:

а) по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения;

б) в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, а также по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям;

в) сельскохозяйственные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы и др.

Другие виды работ попадают под вакцинацию независимо от территории их осуществления. Например, работы:

а) по отлову и содержанию безнадзорных животных;

б) по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;

в) с больными инфекционными заболеваниями;

г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.

Календарь прививок, в отличие от перечня, конкретно указывает какой вид прививки должен быть у определенной категории работников. Национальный календарь профилактических прививок – общий, касается определенной категории работников независимо от территории проживания. Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок, которые делаются работникам, в зависимости от территории осуществления работ; или, если работа связана с повышенным риском заражения конкретным заболеванием.

Так, например, «общими» являются прививки против гриппа и кори.

Вакцинации против гриппа, подлежат работники:

а) образовательных и медицинских организаций;

б) транспорта и коммунальной сферы.

Вакцинации и ревакцинации от кори работники:

а) образовательных и медицинских организаций;

б) транспорта и коммунальной сферы;

в) занятые в торговле, социальной сфере;

г) работающие вахтовым методом;

д) а также сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Вакцинация и ревакцинация против кори проводится только в случае, если работник не болел ранее корью, не прививался, прививался однократно, или у работника нет сведений о проведении иммунизации.

Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок в зависимости от территории проведения работ и категории работ (есть ли риск заражения конкретным заболеванием).

Так, прививка от клещевого вирусного энцефалита, а также туляремии, делается лицам, которые работают на неблагополучной по энцефалиту или туляремии территории, и заняты на:

а) строительных и сельскохозяйственных работах;

б) работах по выемке и перемещению грунта;

в) лесозаготовительных работах и работах по благоустройству зон оздоровления и отдыха населения и др.

Против бешенства прививаются ветеринары, егеря, лесники, работники, выполняющие работы по содержанию животных.

Против вирусного гепатита А – медицинские работники, работники сферы обслуживания населения, занятые на предприятиях пищевой промышленности, а также обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети.

Игнорирование работодателем прививок по эпидемическим показаниям может послужить основанием для привлечения к административной ответственности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2014 г. по делу № А60-16173/2014), хотя встречается и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии, был отнесен строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013).

Между тем при любом раскладе судебной практики (а все зависит от конкретных обстоятельств в деле), работодатель может оказаться в зоне риска привлечения к ответственности. Ориентируйтесь поэтому, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т.п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре и ГИТ.

Отказ под страхом наказания

Однако, как быть с правом на отказ от прививок? Вправе ли работодатель заставлять работника сделать прививку?

Нет, заставить не вправе, но при этом может и даже должен отстранить такого работника от работы, а соискателю отказать в приеме на работу (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). То есть работодатель обязан принять меры по соблюдению требований закона, именно поэтому обычно работодатели при оспаривании предписаний или привлечения к административной ответственности контролирующими органами проигрывают.

Так, например, суд в вышеприведенном примере с Макдональдсом, указал, что предписание не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников вакцинации против дизентерии и гепатита, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом права граждан на отказ от профилактических прививок. Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не было представлено.

То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

а) потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);

б) получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;

в) отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы. Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение «из-за прививки» при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

Но учтите, что далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под «календарь прививок» может быть отстранен от работы. Так, например, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, так как хотя она и работает в поликлинике, но в ее должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а, значит, она «не попадает» в перечень, утвержденный правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

Отмечу, правда, что, на мой взгляд, решение суда было «на грани», поскольку помимо перечня работ, где просто указаны виды деятельности, при осуществлении которых делаются профилактические прививки, руководствоваться надо и национальным календарем профилактических прививок, где медицинские работники указаны без разбивки на подвиды их деятельности. Между тем работодателю следует учитывать подобную судебную практику, и ориентироваться, прежде всего, на перечень.

При несоблюдении работодателем выше указанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 КоАП и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений. Такой вывод подтверждает судебная практика (Постановление ФАС Уральского округа от 31 марта 2014 г. № Ф09-805/14 по делу № А50-17156/2013, Решение Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016). При этом на работодателя могут возложить обязанность организовать вакцинацию на рабочем месте (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014).

Более того, работодатели, у которых трудятся работники, подлежащие обязательной вакцинации, обязаны направлять списки работников ежегодно (в сентябре-октябре) в лечебно-профилактические организации для целей планирования мероприятий по вакцинации (п. 5.6 СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»), а за уклонение от этого организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2017 г. № 12-402/2017 по делу № 5-28/2017).

Итак,

1. На работодателя возложена обязанность отслеживать, подлежат ли его работники обязательной вакцинации. В этом поможет как изучение законодательства, в частности национального календаря профилактических прививок, так и обращение за разъяснениями в территориальные отделения Роспотребнадзора или ГИТ.

2. При наличии таких работников необходимо организовать условия для прохождения их вакцинации (предоставление свободного оплачиваемого дня, организация вакцинации на рабочем месте, организованная доставка в медицинскую организацию для вакцинации и т.п.). Для этого либо издается письменный приказ о проведении массовой вакцинации в организации или же работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию, например, от гриппа. Работникам при этом гарантируется сохранение среднего заработка (ст. 185 ТК РФ применяется по аналогии) при предоставлении специального дня работникам или организованной вакцинации в медицинской организации. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно по государственным программам. Впрочем, работодатель, вправе приобрести для сотрудников более дорогую вакцину по договору с медицинской организацией.

3. В случае отказа работника проходить вакцинацию, получить от него в письменном виде (заявление, отказ) с указанием причины (например, «нежелание» или «наличие медицинского противопоказания»). Помните, что работник не обязан подробно расписывать свои мотивы.

4. После этого отстранить сотрудника от работы (ст. 76 ТК РФ) при этом вы не вправе привлекать его к дисциплинарной ответственности. С согласия работника его можно перевести на выполнение иной работы (или в иную местность), если в этом случае не требуется проведения вакцинации (в порядке ст. 72.1-72.2 ТК РФ). При отсутствии такого согласия перевод не осуществляется.

ТОТАЛИТАРИЗМ, АВТОРИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ — МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ИНДИВИДОВ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • сущность и основные свойства авторитаризма, тоталитаризма и демократии как способов организации общественной жизни;
  • • модели реализации прав и обязанностей индивидов в социальных системах;

уметь

  • • ориентироваться в различных подходах к изучению природы авторитаризма, тоталитаризма и демократии;
  • • видеть различия моделей реализации прав и обязанностей индивидов в неодинаковых политических режимах;

владеть

• навыками оперирования основными понятиями при обращении к вопросам прав и обязанностей индивида в тех или иных социально-политических системах.

Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в социальной системе

Сначала обратим внимание на несколько стереотипов мышления, навязанных обществу в последние десятилетия средствами массовой информации.

Стереотип первый: демократия лучше, чем тоталитаризм и авторитаризм. При всей внешней привлекательности утверждения оно не может быть безоговорочно верным, так как демократия на практике воплощается в различных вариантах, а тоталитаризм с авторитаризмом бывают неодинакового толка. Мы постараемся показать, что суть проблем, с которыми сталкиваются человек и общество, заключается не столько в анализируемых формах правления, сколько в политических системах, и насколько они выражают интересы народного большинства.

Стереотип второй: демократия несовместима с социализмом. Нередко в рассуждениях по этому вопросу происходит смешение понятий. Демократия — это форма государства, политический режим, а социализм является, с одной стороны, социальным строем и, с другой стороны, идеологическим направлением. Необходимо различать форму власти и тип социального строя, форму государства и идеологию, на которой, возможно, и держится эта форма. Как социальный строй социализм может развиваться в форме демократии, авторитаризма или тоталитаризма. Демократия может опираться на марксистско-ленинскую или иную идеологию, может объединять приверженцев различных идеологических подходов. Если реальный опыт социалистического строительства больше известен в форме тоталитаризма и авторитаризма, то этот факт еще не доказывает, что исключается демократическая форма.

Стереотип третий: человечество идет от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Этот прогноз слишком оптимистичен и опирается скорее на субъективные устремления, чем на объективный анализ. Демократия выступает результатом упорной борьбы и кропотливой работы всего общества. Здесь немалую роль играет энтузиазм, жертвенность и самоотдача людей. Готово ли к этому современное общество потребления, где граждане ориентированы на индивидуальные достижительные установки и материальное обогащение? Вопрос не праздный.

Из нашего краткого рассмотрения стереотипов массового сознания можно вывести следующие предположения: 1) демократия имеет привлекательность в глазах большинства, а поэтому мало кто будет открыто, за исключением убежденных монархистов и некоторых религиозных фундаменталистов, выступать против нее; 2) анализируемые политические режимы нередко интерпретируются как оценочные категории, их классовый характер никак не акцентируется.

Рассмотрим интересующие нас понятия.

Авторитаризм трактуется как политический режим, где власть осуществляется одним человеком или узкой группой лиц. Власть тирана, деспота, монарха, хунты или семибоярщины реализуется чаще всего в интересах меньшинства, на которое она (власть) и опирается. Здесь неизбежно подавление сопротивления проводимой политической линии. Оппозиция, если она имеется, действует в условиях подполья и всячески преследуется, либо соответствующим образом «приручается» и используется для канализации протестных настроений в безопасное для режима русло. Автономию от государства имеет бизнес, религия, искусство, частная жизнь людей. Справедливо предположить, что какие-либо авторитарные режимы практикой правления могут быть направлены на интересы большинства, где руководящий слой придерживается опекунской линии, считая, что условия для широкого народного участия еще не созрели или сложная обстановка пока нс позволяет запустить демократические процессы. Возможно, например, что многие меры, предпринятые современным белорусским руководством авторитарны, однако благодаря этим действиям республика сумела восстановить промышленность и сельское хозяйство, поднять уровень жизни граждан.

Тоталитаризм — такой политический режим, где осуществляется максимально возможный контроль над общественной жизнью со стороны государства и правящей группы. Считается, что при тоталитаризме все сферы жизни общества подчинены единой цели, которую провозгласило руководство. На эту цель работает идеологический аппарат и вся мощь государственного механизма, в котором значительную роль играют репрессивные органы. Американские исследователи К. Фридрих и 3. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) назвали характерные черты тоталитаризма. Ими являются господство одной партии, моноидеология, монополия массовой информации, монополия на вооружения, террористический полицейский контроль, централизованный контроль над экономикой. Другие ученые расширили перечень свойств, характеризующих тоталитарную систему. Многими авторами главными считаются первые два признака. По мнению X. Арендт, автора труда «Истоки тоталитаризма» (1951) анализируемое явление отличается, прежде всего, террором и массовой поддержкой.

Тоталитаризм в многочисленной публицистической литературе изображается как абсолютное зло, возникшее по воле безответственных и фанатичных лидеров, использующих народы всего лишь как материал для реализации чудовищных и бесчеловечных планов. Ряд ученых рассматривают тоталитаризм и теории, посвященные его изучению, как сугубо идеологические и политические феномены. С этой точки зрения тоталитаризм — есть условный термин, образное выражение, а не научное понятие, требующее эмпирической операционализации и встраивания в систему понятий и категорий, выполняющих инструментальную роль в соответствующей сфере. Теория тоталитаризма в таком понимании выступает всего лишь обоснованием идеологической конструкции, направленной против СССР сначала как элемент в арсенале «холодной войны», теперь как средство дискредитации советского прошлого и «лекарство» от ностальгии для граждан СНГ.

Принято различать правый и левый тоталитаризм и авторитаризм в соответствии с традиционным делением частей политического спектра. Наглядным примером правового тоталитаризма служит фашистская Германия. Тоталитаризм левого толка иллюстрирует эпоха сталинского правления в СССР. Некоторые авторы, прежде всего публицисты, тоталитаризм толкуют весьма расширительно и применительно к нашей стране фактически отождествляют его с социализмом, невольно примыкая к предвзятой позиции, заведомо рассчитанной на подрыв доверия к советскому строю.

Демократия трактуется как форма правления, где народ выступает источником и субъектом власти, которая осуществляется непосредственно и через представительные органы. Непосредственное правление народа реализуется на референдумах, всеобщих выборах, народных сходах и иных формах, где решения принимаются всеми гражданами. Представительное правление предусматривает функционирование каких-либо структур (парламентов, советов), которые полномочны решать важные вопросы от имени народа.

Как форма государственного правления демократия в ее конкретном воплощении выстраивается исходя из традиций и сложившихся условий на определенном историческом этапе развития общества. Формы демократии могут быть весьма разнообразными. Недаром в литературе обсуждаются особенности таких ее видов, как реальная, суверенная, управляемая, делегативная, элитарная, народная и др. При попытке упорядочить и соотнести между собой столь многообразные формы уместно, на наш взгляд, прибегнуть к общепринятому делению политических сил на правый и левый спектры. Как правило, если не вникать в детали, различают два основных вида демократии: либеральную (правую) и левых сил.

Рассмотрев в общих чертах авторитаризм, тоталитаризм и демократию, попытаемся теперь их соотнести и соединить единой логической связью. Анализируемые политические режимы являются такими способами организации общественной жизни, которые различаются степенью контроля. В этом смысле тоталитаризм и демократия находятся на разных полюсах, поскольку объем государственного, в частности полицейского, контроля в них несопоставим. Вместе с тем ни тоталитаризма, ни демократии как таковых в «чистом» виде в реальной действительности ни прошлого, ни настоящего нет. Если тоталитаризм — это максимально возможный контроль государства за жизнью человека и общества, а демократия — есть столь же полная реализация свободного волеизъявления граждан и общества, то конкретно взятая политическая система имеет всего лишь некоторую степень приближения к ним. Как не было в истории и нет пока еще нигде полностью демократической политической системы, где бы «демос» осуществлял власть беспрепятственно, так и невозможно представить себе всеохватный государственный контроль каждого действия, каждой мысли индивида или какого-нибудь сообщества. Тоталитаризм и демократия являются понятиями настолько условными, насколько сложны и противоречивы феномены, которые они обозначают.

Анализируемые явления можно рассматривать под иным углом зрения, а именно, как тенденции социально-политических процессов. Одновременно могут пробивать дорогу противоположные тенденции. Авторитаризм и его крайняя форма — тоталитаризм вполне могут уживаться с демократическими тенденциями. Недаром одни аналитики обнаруживают в обществе характерные черты авторитаризма, а другие — черты демократии. В этом смысле каждый из них имеет основания назвать общественно-политическую систему демократической или авторитарной. Вот почему столь часто возникают споры о реальной, а не декларируемой властью форме правления в конкретном обществе. Возможно, правы те ученые, которые характеризуют отдельные политические режимы как демократический тоталитаризм или тоталитарную демократию. Полюса соединяются там, где прямая линия, на которой они располагаются, трансформируется в окружность.

Авторитарные и демократические тенденции не только сосуществуют одновременно в одном и том же обществе. Меняется их соотношение. Преобладающая тенденция со временем может утратить свои позиции вследствие ряда неблагоприятных факторов, а противоположная тенденция — занять лидирующее место. Такой процесс означает трансформацию демократии в авторитаризм или наоборот.

Теперь обратим внимание, что авторитаризм и демократия реализуются, по крайней мере, в двух видах: правом и левом, что еще более усложняет представления об обществе и его политической жизни. Каковы основы социальной системы, которые приводят общество не к авторитаризму или демократии как таковым, а к их правому или левому толку?

Рассмотрим природу либеральной демократии, которая формировалась на Западе с XIX столетия. Тогда была эпоха становления индустриального общества, а правящим классом являлись капиталисты, столкнувшиеся с проблемой протестного движения рабочего класса и других угнетенных групп общества. Американский социолог И. Валлерстайн назвал классы и социальные группы, обладающие протестным потенциалом, «опасными классами», подразумевая, что с их стороны проистекает реальная угроза существующим капиталистическим порядкам. Репрессивные меры со стороны правительства не приводили к ожидаемым буржуазией результатам. Революционное движение только нарастало. Тогда правящий класс, как утверждает И. Валлерстайн, прибег к мягкому, либеральному способу обуздания «опасных классов», предоставив им «ограниченный доступ к политической власти и ограниченную долю экономической прибавочной стоимости, в тех пределах, которые бы не угрожали процессу постоянного накопления капитала или государственной системе, на которую он опирался». Правящему классу нужно теперь одной рукой предоставлять политические права и свободы, а другой рукой делать так, чтобы эти права и свободы не затронули его интересы, а следовательно, оставались по преимуществу иллюзиями для широких слоев населения. Например, предоставляется избирательное право, но таким образом, чтобы в конечном итоге народ выбрал тех кандидатов, которые удобны правящему классу.

М. Паренти, ссылаясь на высказывания и переписку авторов Конституции США, пришел к аналогичному выводу. Изначально американский демократический проект был обусловлен нарастающими массовыми протестными настроениями и действиями. Крупные собственники поставили себе задачу: «как сохранить “форму”, т.е. внешнюю видимость народного правления (курсив наш — Е. К.) при минимуме соответствующего содержания; как создать систему правления, способную добиться народной поддержки, но которая бы не пыталась изменить существующую классовую структуру общества?»

Как видим, либеральная демократия является следствием страха буржуазии перед нарастающим революционным движением трудового народа. Соответственно, ее основание (либеральной демократии) находится в области политического маневрирования правящего класса. Демократия явилась производным элементом социальной системы и оказалась на службе капитала в ущерб интересам народного большинства, поскольку изначально проектировалась для имитации народовластия.

Демократию левого толка необходимо рассматривать в контексте левых сил, организующихся в процессе протестного движения народных масс. Стихийные выступления, с которых начиналось движение, с одной стороны, продемонстрировали ограниченность возможностей протеста, с другой стороны, выдвинули лидеров и активистов, составивших костяк будущих более слаженных акций. Разумеется, в протестном движении не исключена практика авторитарных методов управления, однако особенность протеста заключается как раз в живой заинтересованности его участников добиваться цели сообща. Соответственно, инициатива и энергия действия рождаются не столько на верхних «этажах» движения, сколько у его основания, поэтому лидеры, концентрирующие всеобщее стремление, институционализируют демократические тенденции. Таким образом, основы демократии левого спектра заложены самим народом и находятся в нем как источнике власти.

Возьмем в качестве примера Советы как форму народовластия, появившуюся в России в ходе революций 1905 и 1917 гг. Советы возникли по инициативе политически активной части рабочего класса, крестьян и солдат, осознавших необходимость социальных перемен. Основы демократии настолько прочны и надежны, насколько самые массовые слои общества верны ее принципам, заинтересованы и способны отстаивать и воплощать ее в жизнь. Вместе с тем в толще народных масс сосуществуют и действуют противоречивые тенденции, разнящиеся предпочтения, наличествуют всевозможные пласты опыта. Противоречивость тенденций, несхожесть видения жизненных перспектив определяют неустойчивость демократии. В 1917 г. до Октябрьской революции в Советах как многопартийном органе верх взяли так называемые соглашатели, фактически ведущие линию в русле интересов верхних слоев общества, что приводило к принятию таких решений, которые не могли устраивать большинство. В результате революция развивалась вне зависимости от решений меньшевистских Советов, а подчас и вопреки им. Этот пример свидетельствует, что та форма демократии, которая создана снизу, существует только при широкой поддержке населения. Если же представительный орган отрывается от своих корней, то рискует превратиться в фиктивную структуру, где решения лишь принимаются, но не выполняются.

В зависимости от конкретных обстоятельств и степени радикализма народного движения демократия левого спектра может быть оформлена в одном из двух основных видов: социальном и социалистическом. Первая носит умеренный, реформистский характер и совпадает с идеей так называемого социального государства, обремененного заботой о поддержании непривилегированных слоев общества. Здесь частный капитал вынужден финансировать (чаще всего через высокую ставку налога на прибыль) социальные проекты до тех пор, пока сильны левые силы общества. Социалистическая демократия опирается на общественную собственность, на средства производства как на свой экономический базис. Финансовое обеспечение работы демократических структур и социальных проектов, принимаемых ими, осуществляется самим обществом, имеющим в этом прямую заинтересованность. Такая форма демократии наиболее устойчива, а проблемой остается возможный отрыв верхних эшелонов управления от декларируемых и реализуемых целей и задач общества.

В качестве промежуточного итога нашего анализа можно сказать, что демократия носит инструментальный характер и не обладает самостоятельной ценностью. Ее функционирование зависит от социально-экономического устройства общества и подчинено в первую очередь интересам правящего класса. Сохраняющееся символическое значение демократии в массовом сознании способно как на мобилизацию созидательной энергии общества, так и на распространение бесплодных иллюзий относительно перспектив жизни людей.

Что касается правого и левого тоталитаризма, то их природа аналогична. Там, где либеральная демократия вследствие внутренних противоречий заходит в тупик и ситуация начинает уходить из-под контроля правящего класса, берутся на вооружение испытанные когда-то авторитарные методы. Наиболее наглядные примеры представлены историческим опытом Германии 1930-х гг. и Украины 2014 г. Германия после Первой мировой войны находилась в глубоком экономическом кризисе, основное бремя которого несли рядовые граждане. Крупные промышленники и банкиры оказывали финансовую помощь Гитлеру, способствуя установлению нацистского режима. Компрадорская буржуазия Украины XXI в. финансировала экстремистские группировки, с помощью которых была свергнута законная власть, а страна в результате оказалась под контролем неонацистов. Когда в юго-восточных областях началось движение сопротивления хунте, олигархический капитал организовал карательные отряды, фактически направленные против народа собственной страны.

Тоталитаризм левого толка связывают с эпохой правления И. В. Сталина. В этот период все «классические» признаки тоталитаризма проявили себя наиболее рельефно. Однако экономическая основа тоталитаризма в СССР иная, чем в Германии, так как существовала общественная собственность на средства производства. С одних идеологических позиций эту собственность называют государственной, находящейся в распоряжении высших чиновников и партийной номенклатуры. С других позиций ее называют народной собственностью. Каким бы ни было оценочное отношение к общественной собственности, при всех ее недостатках, она служила интересам народного большинства, нуждалась в развитии и защите. В непростой ситуации, которая сложилась в 1920—1930-е гг., народное достояние отстаивалось весьма жесткими, непопулярными мерами, поскольку решался вопрос: быть или не быть народному строю.

В конце 1980-х гг., когда в стране началась реставрация капитализма, возрождалась буржуазная идеология, стало принято негативно оценивать и преувеличивать жесткость сталинских приемов руководства. Некоторые преувеличения были доведены до абсурда. Например, усиленно муссировалось мнение А. И. Солженицина о 60 млн. репрессированных, высказывались суждения о том, что, якобы, промышленный потенциал СССР создан преимущественно трудом заключенных и т.п. Очевидно, что подобные утверждения явились элементами манипуляционных технологий идеологического аппарата нового привилегированного класса. Тоталитаризм левого толка стал жупелом в борьбе за умы людей.

Чтобы вывести общую оценку тоталитаризма, мы должны исходить из двух вопросов: 1) в чьих интересах создается столь жесткий политический режим; 2) насколько оправдана цена, которую платит общество, испытывая на себе груз тоталитарной системы? Правый тоталитаризм устанавливается для мобилизации ресурсов общества в интересах крупного капитала. Компенсация потерь рядовых граждан при этом не гарантирована и, скорее всего, не предусмотрена. Тоталитаризм левого толка возникает как ответ на вызов времени и служит крайним средством защиты народного достояния. Степень оправданности издержек решает сам народ, выбирая собственное будущее.

Краткий анализ тоталитаризма, авторитаризма и демократии показывает, что они не являются самодостаточными сущностями и так или иначе встроены в социальную систему, которая носит классовый характер и определяется природой правящего класса. Политический режим — это всего лишь форма государственного правления, устанавливаемая в интересах доминирующих социальных сил. Поэтому противопоставление тоталитаризма и авторитаризма демократии малопродуктивно без учета классовых основ, на которых они установлены. Основами современного общества являются капитализм или социализм (коммунизм). Именно они порождают правый и левый тоталитаризм и демократию. Капитализм и социализм имеют больше отличий, чем тоталитаризм и демократия, возникшие на одной основе.