В деле о банкротстве участвуют

Лица, участвующие в деле о банкротстве и арбитражном процессе по делу о банкротстве гражданина (физического лица)



Участие гражданина в отношениях имущественного характера уже связана с определённой долей риска. Безусловно, чаще всего это выражается в невозможности или неспособности гражданина выплатить свой долг перед кредитором и исполнить свои обязательства по платежам. Данное положение в теории гражданского права квалифицируется как несостоятельность должника, что при совокупности определенных условий, согласно действующему законодательству, дает основания признать данного гражданина банкротом.

Так как гражданин — это полноправный участник гражданского оборота, следовательно, он обязан нести риски, которые относятся к банкротству. Не так давно в российском законодательстве произошли существенные изменения в части включения граждан в процедуру банкротства. А в законодательстве зарубежных стран уже давно предусматриваются возможности признания должника — физического лица банкротом, что связано, в том числе и с институтом потребительского банкротства. К примеру, в США возбуждается большое количество дел, которые связаны с потребительским банкротством, что в своей массе составляет абсолютное большинство дел о банкротстве .

Основная необходимость внедрения такого вида банкротства — это развитие уровня экономики сраны, которая в счет роста потребления гражданами напрямую увеличивает и объем их обязательств перед кредиторами. В последние два десятилетия объемы кредитования российского населения росли достаточно активно, что повлекло значительное увеличение просроченных платежей, задолженностей по кредитам и других негативных факторов. Это, в свою очередь, вызвало внесение в декабре 2014 года в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменений, связанных с реальным механизмом осуществления института банкротства граждан .

Любое дело о несостоятельности (банкротстве) включает в себя достаточно широкий круг участвующих в нем лиц. Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Согласно пункту 1 статьи 35 указанного закона в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также вправе участвовать: саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих; орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих; кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам .

Разделение лиц, которые участвуют в деле о банкротстве, и лиц, которые участвуют в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является важным, т. к. последние обладают присущими их процессуальному статусу правами и обязанностями, позволяющими реализовывать задачи в рамках всей процедуры банкротства, а также в рамках иных споров в деле о банкротстве.

Многие авторы, в частности В. А. Гуреев констатирует тот факт, что дела о признании должника несостоятельным (банкротом) представляют собой очень сложную разновидность особого производства в арбитражных судах, так как оно направлено на подтверждение неплатежеспособности должника и тем самым с оказанием содействия заинтересованным лицам в реализации их прав и охраняемым законом интересов . Также он указывает, что круг лиц, которые могут обратиться с заявлением, законом ограничен, так как с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

К основным участникам в деле о банкротстве лицам (основным участникам дела о банкротстве), в судах всех инстанций, Пленум ВАС относит: гражданина-должника — во всех процедурах банкротства; арбитражного управляющего; представителя собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании); представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия или представителя учредителей (участников) должника (при наличии у суда информации о его избрании) .

Новеллы, принятые с 2015 года были связаны и с тем, что действующий закон не разделяет применяемые процедуры банкротства к гражданам, имеющим статус индивидуального предпринимателя и без так такового. Обосновывается это на наш взгляд тем, что согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя . Тем самым закон гласит о том, что индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрированное в качестве такого в установленном законом порядке. И такой статус в процессе банкротства индивидуальных предпринимателей регулируется установленными нормами для банкротства граждан с учетом особенностей банкротства индивидуальных предпринимателей.

Однако данное положение на наш взгляд является не во всех частях обоснованным. Положение о том, что физическое лицо (гражданин) и индивидуальный предприниматель имеют одинаковые основания для банкротства даже в части суммы требований к ним: «не менее чем пятьсот тысяч рублей» , по нашему мнению, противоречит норме, закрепленной в пункте 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, в которой указывается, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций , что и приводит к выводу о необходимости внести изменения в части требований о сумме долга и установить ее для индивидуальных предпринимателей, как это предусмотрено по отношению к юридическим лицам — «не менее чем триста тысяч рублей» .

Интересным моментом выступает правило того, что дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено и после его смерти, и в данном случае заявление подают следующие лица: кредитор, уполномоченный орган, наследники должника. Между тем наследники должника — это субъекты, которые не указаны ни в статье 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» как лица, участвующие в деле о банкротстве, ни в статье 35 закона как лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

С учетом изложенного следует отметить, что закон различает лиц, участвующих в деле о банкротстве и лиц, участвующих арбитражном процессе по делу о банкротстве. Сообразно тому необходимо различать лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина (физического лица) и лиц, участвующих арбитражном процессе по делу о банкротстве гражданина (физического лица). При этом важно иметь в виду то обстоятельство, что правовой статус, круг прав и обязанностей указанных категорий лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина и в арбитражном процессе по делу о банкротстве гражданина, имеет свои особенности.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: ред. от 3 августа 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2018. № 32 (Ч. II). Ст. 5133.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: ред. от 3 августа 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 32 (Ч. II). Ст. 5132.
  3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ: ред. от 1 июля 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; 2018. № 28. Ст. 4139.
  4. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ: ред. от 29 июня 2015 г. // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (Ч. I). Ст. 29; 2015. № 27. Ст. 3945.
  5. Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ: ред. от 29 июля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 3945; 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4815.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» // Российская газета. 2015. 19 октября.
  7. Попондопуло В. Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Проспект, 2016.
  8. Гуреев В. А. Банкротство физических лиц. Часть 1. Основные изменения в законодательстве о несостоятельности // Журнал «Библиотечка «Российской газеты». 2015. Вып. 19. С. 213–232.

Кассационная жалоба подается на решение или определение суда после апелляционного обжалования.

Что такое кассационная жалоба

Кассационная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление.

Кассационная инстанция предназначена для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе разбирательства гражданского дела и повлиявших на исход дела, в случае, когда без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

При рассмотрении кассационных жалобы суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права (часть 2 статьи 390 ГПК РФ).

Обратите внимание!

Апелляционная жалоба на решение суда

Судебные постановления, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке

В кассационном порядке могут быть обжалованы следующие, вступившие в законную силу, судебные постановления:

  1. решения, определения районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей, принятые ими по первой инстанции, судебные приказы;
  2. апелляционные определения, вынесенные судами по результатам рассмотрения дел по апелляционным и частным жалобам, представлениям, за исключением апелляционных определений Верховного Суда Российской Федерации (пункты 4 — 5 части 2 статьи 391.1 ГПК РФ);
  3. определения, вынесенные судами апелляционной инстанции, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 320.1 ГПК РФ, об оставлении без рассмотрения по существу апелляционных жалобы, представления на основании пункта 4 статьи 328 ГПК РФ и другие определения;
  4. постановления президиумов областных и равных им судов

Кассационная инстанция

Кассационная жалоба по гражданскому делу подается в кассационную инстанцию. Кассационными инстанциями являются:

  • на апелляционные определения; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
  • на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — президиум окружного (флотского) военного суда;
  • на постановления и апелляционные определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Составление кассационной жалобы

При составлении кассационной жалобы по гражданскому делу следует придерживаться требований статьи 378 ГПК РФ и взять за основу представленный образец кассационной жалобы.

Кассационная жалоба должна содержать следующие сведения:

  1. полное наименование суда кассационной инстанции
  2. процессуальное положение, наименование и адрес лица, подающего жалобу
  3. наименование и процессуальный статус других лиц, участвующих в гражданском деле, их адреса
  4. наименование документа — Кассационная жалоба
  5. реквизиты всех обжалуемых в кассационном порядке судебных постановлений
  6. доводы и основания по которым судебные постановления являются незаконными и подлежат отмене
  7. требования об отмене судебных постановлений
  8. перечень прилагаемых к кассационной жалобе документов
  9. дата и подпись подающего жалобу лица

При обжаловании судебных постановлений кассационная инстанция имеет полномочия отменить или изменить судебные постановления по делу или оставить их в силе. Требования в кассационной жалобе должны отвечать полномочиям кассационного суда. Полный перечень приведен в статье 390 ГПК РФ.

Приложенные к жалобе копии судебных постановлений должны быть заверены надлежащим образом. Ксерокопии документов не принимаются.

Срок подачи кассационной жалобы

Срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу составляет 6 месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу (статья 376 ГПК РФ).

Течение указанного срока начинается для решений и определений суда первой инстанции с момента вынесения апелляционного определения. Для обжалования апелляционных определений срок начинается с момента их принятия. Для судебного приказа срок начинает течь с момента истечения времени на подачу возражений.

Срок кассационного обжалования рассчитывается со следующего дня с момента вступления судебного постановления в законную силу и истекает в соответствующее число через 6 месяцев. При пропуске срока подачи кассационной жалобы он может быть восстановлен по основаниям указанным в статье 112 ГПК РФ. Для этого в суд первой инстанции подается соответствующее заявление.

Обратите внимание!

Заявление о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы

Подача кассационной жалобы по гражданскому делу

Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции. Обычно это делают посредством почтовой связи. При подаче кассационной жалобы с нарушением сроков, обязательно необходимо приложить копию определения суда о восстановлении этого срока.

К жалобе прилагаются копии обжалуемых судебных постановлений. Обратите внимание, что копии судебных постановлений прилагаемые к кассационной жалобе должны быть надлежащим образом заверены судом 1 инстанции.

Как правильно заверяются копии судебных актов

Порядок заверения копия установлен Инструкцией по судебному судопроизводству.

Выдаваемые судом копии судебных актов должны быть заверены подписями судьи, секретаря суда, а также гербовой печатью суда. На лицевой стороне последнего листа под текстом проставляется штамп «Копия верна» и печать суда. В правом верхнем углу первого листа документа проставляется штамп «КОПИЯ».

Если копия судебного постановления состоит из нескольких листов, то все листы должны быть пронумерованы, прошиваются прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа копии документа, или скрепляются скобой с использованием степлера; на оборотной стороне последнего листа в местах скрепления накладывается наклейка с заверительной надписью «пронумеровано и скреплено печатью ____ листов, подпись ______» с указанием суда, которым выдается копия документа, подпись скрепляется гербовой печатью суда. Печать ставят таким образом, чтобы частично захватить отрезок бумаги, заклеивающий концы нити либо место скрепления.

При подаче кассационной жалобы оплачивается госпошлина, за исключением случаев, когда у заявителя есть льготы по ее уплате.

актуальный размер оплаты госпошлины, льготы по оплате на сегодняшний день:

госпошлина в суд

Образец кассационной жалобы

Шаблон кассационной жалобы по гражданскому делу с учетом последних изменений законодательства. Скачать образец жалобы.

Кассационная жалоба

Допущенные нарушения существенным образом повлияли на судебное постановление по делу, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов _________ (ФИО заявителя).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 376, 387, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

Перечень прилагаемых к жалобе документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г. Подпись заявителя _______

Скачать образец кассационной жалобы:

Кассационная жалоба по гражданскому делу

Кассационная жалоба на апелляционное определение

Кассационная жалоба на судебный приказ

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет. Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции. Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ. Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее. Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности. При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Ответственность

При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением. К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников. В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты. Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров. В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Судебная практика

Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде.

В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции.

Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.