Уполномоченный по правам человека конституция РФ

79. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определяется Конституцией РФ и ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

— анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

— развитие международного сотрудничества в области прав человека;

— правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

— подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору РФ;

— анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

— направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Кальво и Драго доктрины

КАЛЬВО И ДРАГО ДОКТРИНЫ — Принцип недопустимости дипломатического или вооружённого вмешательства государств для взыскания международных долгов их подданным был впервые провозглашён аргентинским юристом и дипломатом Кальво в 1868 году, а затем развит и несколько видоизменён министром иностранных дел Аргентины Драго.

В течение 19 века наблюдались неоднократные случаи интервенции европейских держав в странах Латинской Америки под предлогом взыскания долгов их подданным с правительств этих стран (например, Мексиканская экспедиция 1861-1867 годов).

Частые гражданские войны и перевороты в латиноамериканских республиках, во время которых обычно причинялся ущерб иностранным подданным, служили предлогом для этой политики. Кальво и Драго хотели дать латиноамериканским странам законное и пользующееся международным признанием средство для предотвращения подобных интервенций. Согласно доктрине Кальво «правительство страны не может отвечать за ущерб и убытки, нанесённые иностранцам в результате внутренних смут или гражданской войны» (за исключением того случая, когда они являются прямым результатом деятельности самого правительства). Признать в подобных случаях принцип обязательного возмещения за ущерб и ответственности правительств означало бы создать привилегию злоупотребления силой для могущественных держав в ущерб слабым нациям и «установить ничем не оправдываемое неравенство между своими и иностранными подданными».

«Дипломатическое вмешательство и требование возмещения иностранцам за ущерб, понесённый ими во время гражданской войны, не признавались ни одной из наций Европы или Америки… Единственное, чего могут ожидать иностранцы, — это, чтобы правительство страны, в которой они находятся, наказало виновных. Но они не должны надеяться на какое-либо возмещение». Принцип юридического равенства всех наций, по мнению Кальво, делает совершенно недопустимым как дипломатическое вмешательство, так, и тем более, вооружённую интервенцию какой-либо из держав, имеющие целью принудить государство-должника возместить убытки или выплатить долги её подданным. Принципы Кальво были включены в ряд договоров, заключённых латиноамериканскими странами между собой и с европейскими державами (напр., итало-парагвайский договор 1893 года, франко-мексикано-никарагуанский 1894 года и др.).

Доктрина Драго была впервые сформулирована им в связи с Венесуэльским конфликтом 1902-1903 годов (…) в письме аргентинскому послу в Вашингтоне от 29. XII 1902 года: «Государственный долг не может быть причиной вооружённой интервенции, ни, тем более, оккупации территории американских наций европейской державой». Доктрина Драго несколько уже доктрины Кальво, так как она касается только взыскания долгов, созданных благодаря выпуску государственных займов, и отвергает вооружённую интервенцию, но не дипломатическое вмешательство иностранных правительств. Государство, выпустившее облигации, указывает Драго, не вступает ни в какие договорные отношения со своими кредиторами-капиталистами, приобретающими эти облигации на открытом рынке за свой собственный риск и страх. А поэтому суверенная власть государства позволяет ему самому определить сроки выплаты своего долга по государственным займам и даже временно прекращать платежи по ним. В последнем случае иностранные держатели облигаций должны прибегать только к прямым переговорам с правительством-должником.

Драго считал свою доктрину развитием доктрины Монро, указывая, что «взыскание займов с помощью вооружённой силы заключает в себе оккупацию территории, которая предполагает подавление или подчинение правительств. Подобная ситуация… прямо противоречит доктрине Монро».

В отличие от доктрины Кальво доктрина Драго в известной мере получила юридическое оформление в виде международного закона, касающегося не только американских стран, но и всех стран-участниц второй Гаагской конференции (см. Драго-Портера конвенция). Однако эта конвенция до сих пор фактически не применялась в международной дипломатической практике.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии России Николай Булаев ответил в прямом эфире Радио «Комсомольская правда» на острые вопросы — зачем нужен такой закон. И почему он принят именно сейчас.

— Скажите, насколько уместно именно сейчас принимать закон об электронном голосовании в России?

— Говорить о том, что это все делается под сегодняшний день, по крайней мере, не смешно, — ответил зам. главы ЦИК. — О дистанционном голосовании говорят уже не первый год. Эксперимент в Москве был задолго до пандемии. Кроме этого, у нас с прошлого года контракт с Ростелекомом на проведение работ по технологии. И не одной. Они должны нам дать не менее четырех вариантов, из которых потом будут выбираться наиболее оптимальные. Эта работа не сегодня начиналась. А закон, который сегодня принят, он ничего не вводит. Он просто создает возможность. Да, если вы (в конкретном регионе, — ред.) готовы, если у вас есть техническая готовность, то, пожалуйста, вы можете организовать дистанционное голосование, если люди пойдут к вам.

— А в чем необходимость электронного голосования?

— 50% людей, которые голосуют, говорят, что хотели бы голосовать дистанционно и электронно. Вместе с тем, если мы возьмем выборы в Москве (имеются ввиду выборы в Мосгордуму в сентябре 2019-го, — ред.), то голосующих дистанционно было немало. А явка их на голосование была 92%! Это люди политически активные. Они хотят голосовать. Туда ведь насильно никого не ведут.

— Не дает ли такое голосование возможность для фальсификаций? Например, человек может проголосовать дистанционно, а потом прийти на участок и отдать голос еще раз…

— Список голосующих на электронном участке известен для наблюдателей и членов комиссии, как минимум, за двое суток до голосования. Вы должны записаться. И в момент вашей записи с вашего родного участка вас вычеркнут. У вас пропадает возможность прийти и проголосовать классическим способом. Здесь все неплохо отработано.

— Где-то еще в мире есть похожее? Или это чисто наше изобретение?

— Вот то, что мы называем «мобильный избиратель», это изобретение сугубо российское, ни в одной стране мира больше такого нет. Это абсолютный контроль за возможностью проголосовать дважды. И эта система три года работает в России. На выборах президента более 6 миллионов избирателей воспользовались этой системой. Нареканий — никаких, кроме придуманных.

— Не логичнее ли с удаленным голосованием для начала потренироваться, допустим, на депутатах Госдумы?

— Мне кажется, мы о разном. Вы ведете речь о принятии законов?

— В принципе о голосовании. Оно же поименное. В Госдуме конкретный человек нажимает зеленую кнопку или красную.

— В Думе нет ни зеленой, ни красной, есть «за», «против» и «воздержался». Я даже не улыбаюсь, я уже смеюсь над тем, на каком уровне мы пытаемся вести дискуссию на столь уважаемом канале как Радио «Комсомольская правда».

— Подобные формы электронного голосования в крупных демократиях где-то существуют?

— Не один год голосует Эстония. У нас в крупных демократиях есть голосование по почте. И в этих крупных демократиях голосуют до 50-70% граждан по почте. Это хорошо или плохо? У нас, кроме Москвы, экспериментов нигде не было. Заявок из других регионов пока нет. И пока не будет технической возможности, которая убедительно для всех будет говорить о том, что это придумка не для фальсификации, а избирателю удобно этим пользоваться. Вместо того, чтобы к нему участковые комиссии ездили, если он не может выйти из дома, с ящиком для голосования толпой вваливались в квартиру. Нам нужно создавать условия и возможности для того, чтобы у избирателя был выбор, как ему проголосовать.

СПРАВКА КП

За поправки в Конституцию будем голосовать по-старому

1. Как пояснили в Госдуме, закон об электронном-дистанционном голосовании не будет распространяться на Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию.

2. Кроме того, предусмотрен дистанционный сбор подписей в поддержку кандидатов на выборах через портал Госуслуг (но не более 50% от общего числа подписей в поддержку кандидата)

3. На самом деле в Совете Федерации с началом пандемии уже раздали сенаторам планшеты, с которых они могут проголосовать дистанционно. Даже находясь в своем регионе. Об этом «КП» рассказал уральский сенатор Эдуард Россель.

4. На общенациональном уровне на сегодняшний день единственная страна, которая внедрила систему дистанционного электронного голосования — это Эстония. Там граждане, имеющие удостоверение личности с чипом, могут проголосовать с любого компьютера.

Уже во время пандемии коронавируса решение о дистанционном голосовании на выборах принято в Польше.

Кроме Эстонии и Польши электронное голосование ограниченно опробовано в Швейцарии, Великобритании, Франции, Канаде и Индии (в отдельных регионах или для граждан, находящихся в момент выборов за рубежом). А так же в США (для военнослужащих, находящихся за пределами страны).