Унитарное государство как форма государственного устройства

Унитарное государство как форма территориального устройства: виды, признаки и специфика.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Унитарное государство – простое по строению государство, которое не имеет в своем составе административных территориальных единиц, обладающих признаками государственности и имеющих статус и его субъект.

В зависимости от степени концентрации властных полномочий на высшем уровне выделяют следующие виды унитарного государства:

1. Централизованное – государство, в котором все должностные лица в административном аппарате назначаются из центра.

Примеры:

Казахстан, Швеция, Индонезия.

2. Децентрализованное – государство, в котором региональные органы формируются независимо от центрального управления.

Примеры:

Португалия, Япония, Новая Зеландия.

3. Относительно централизованное – государство, в котором избрание органов местного самоуправления сочетается с назначением на некоторые должности представителем центральной власти.

Примеры:

Великобритания, Польша, Египет.

Согласно другой классификации унитарное государство разделяют в зависимости от наличия или отсутствия автономных образования:

1. Сложный (существует автономное образование). Китай, Украина.

2. Простое (нет автономных образований). Белоруссия, Колумбия.

Выделение автономий связано с поддержкой культурной и языковой идентичности компактно проживающих национальных меньшинств.

Признаки:

1) В унитарном государстве существует единая конституция и единая система законодательства, а также и единое гражданство.

2) На территории унитарного государства действует единая система высших представительных, исполнительных и судебных органов.

3) Компетенция центральной власти распространяется на всю территорию страны и не ограничивается ни юридическими, ни фактическими полномочиями местных органов.

4) В государстве существует одноканальная система налогообложения, формируется единый бюджет и имеет хождение единой валюты.

5) Унитарное государство предполагает существование единой системы военизированных формирований и единого руководства международными делами.

Федерация как форма территориального устройства: виды, признаки и специфика.

Федерация – сложная форма политики территориального устройства государства, которая предполагает наличие отдельных государственных образований, являющихся субъектами Федерации и обладающих некоторыми признаками государственности.

Первой Федерацией классического типа стала возникшая в 16в. Республика Соединенных Провинций на территории современных Нидерландов.

Наиболее известной из первых Федераций стали США, которые приобрели независимость в конце 18в.

В целом Федераций гораздо меньше, чем унитарных государств. Из, примерно, 200 современных государств Федерациями являются 24. Но по площади и количеству населения в среднем они крупнее, чем унитарные государства.

Федерациями являются: Россия, Канада, Китай, США, Австралия, Бразилия, Индия.

Виды Федераций:

В зависимости от правового положения

1) Симметричные (Мексика, Эфиопия), в которых субъекты равны между собой в правах и по статусу как юридически, так и фактически.

2) Ассиметричные (Индия, Танзания), в которых субъекты не равны между собой.

В зависимости от принципа основания Федерации

1) Национальными (Бельгия, Нигерия)

2) Территориальные (Германия, США)

3) Национально – территориальные, смешанные (Россия, Канада)

Признаки:

1) Территории Федерации формируются из территорий ее субъектов.

2) Существуют параллельно две системы законодательства и две системы органов государственной власти, на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации.

3) В федеральном парламенте, который имеет двухпалатную структуру, верхняя палата формируется путем представительства от субъектов Федерации, что позволяет им участвовать в принятии государственных решений.

4) На ряду с общефедеральным гражданством допускается установление гражданства субъектов Федерации.

5) У субъекта Федерации отсутствует право сецессии, т.е. произвольного выхода из состава государства. Этим достигается принцип территориальной целостности государства.

15. Конфедерация как союз государств: признаки и варианты развития.

Конфедерация (государством не является) – союз суверенных государств, созданных для достижения определенного круга их общих интересов (экономические, военные, торговые и иные вопросы).

Примеры:

Священная Римская Империя Германской нации (Чехия, часть Польши)

Из суверенных: Европейский союз, внутри: Бенилюкс; Британское содружество: Великобритания; Россия: СНГ и союзное государство России и Белоруссии.

Виды:

1. Кондоминиум – политический союз, основанный на совместном управлении двумя или большим количеством государств некоторых внешних территорий (Франция и Испания осуществляют свою власть над Андоррой).

2. Ассоциативное государство – конфедерация, функционирование на основе союзов, заключенных до момента достижения одним из этих государств. Определяется уровнем развития, после чего такие конфедерации распадаются. (Маршалловы острова и США; острова Кука и новая Зеландия).

3. Договорные союзы – конфедерация, основанная на том, что более крупные государства односторонне влияют на более мелкое и защищают его от внешней угрозы (Индия по отношению к Бутану).

Признаки:

1) Правовой основой образования конфедерации является не конституция, а международный договор, поэтому отношение между ее членами регулируется не внутригосударственным, а международным правом.

2) Государство, входящее в конфедерацию сохраняет свой суверенитет.

3) У конфедерации отсутствует право непосредственно налогообложения и формирование бюджета происходит за счет добровольных взносов стран – участниц.

4) Как правило, не устанавливается единого гражданства, и население сохраняет гражданство отдельных государств, входящих в конфедерацию.

5) Конфедерация, как правило, существует не продолжительное время, т.к. при достижении общих целей или потери их актуальности конфедерации либо распадаются, либо объединяются в единое государство (Швейцария).

6) Государство, входящее в конфедерацию сохраняет право сецессии.

Демократия как политический режим: ее признаки и специфика.

Демократия – тип политического режима, при которой народ юридически признается и фактически является главным источником власти в государстве. Т.о. население имеет возможность реализовать свою волю в политической сфере либо непосредственно, либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия (Древние полисы Древней Греции: Афины).

Тип/критерии:

Кому принадлежит верховная власть

Единственным источником власти является народ и в реальности эти полномочия осуществляются.

Избрание высших органов власти

Путем всенародных выборов на основе всеобщего, равного и прямого голосования при тайной системе.

Система разделения властей

Действует в полной мере, является эффективной системой «издержек и противовесов».

Средство классовой информации

Полностью свободны, запрещены лишь призывы к национальной розни и насильственному свержению национального строя. Цензура отсутствует.

Местные самоуправления

Муниципальные органы независимы от органов государственной власти, население активно участвует в решении местных вопросов.

Партийная система

Существует реальная многопартийность и конкуренция между партиями в борьбе за власть.

Государственная идеология

Провозглашается идеологическое многообразие и свобода политической агитации.

Права и свобода человека

Полностью реализуется законом и судом.

Экономическая система

Рыночная система, свобода предпринимательства, многоукладная экономика с различными формами собственности, широкие социальные гарантии.

Бездоговорное потребление электроэнергии. Правовые и экономические риски потребителя.

Автор Пронина Елена практикующий юрист в области электроэнергетики, эксперт права

Негативные тенденции взыскания сетевыми организациями стоимости бездоговорного потребления электроэнергии с потребителей увеличиваются с каждым днем. Судебная практика по данному предмету спора, как правило, складывается не в пользу потребителя. Напомню, что в соответствии с действующим законодательством, стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается сетевыми организациями в порядке неосновательного обогащения. Поэтому, стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в разы превышает стоимость фактического потребления электроэнергии.

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли

Подписаться

Следовательно, при заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии необходимо заранее знать все возможные «подводные камни» и предотвратить риски бездоговорного потребления электроэнергии.

1. Понятие и случаи бездоговорного потребления электроэнергии.

Бездоговорное потребление электрической энергии – это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствии заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии (п.2 Основных положений №442 от 04.05.2012).

Таким образом, бездоговорное потребление электроэнергии содержит в себе два состава правонарушения:

  1. Самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства
    и (или)
  2. Потребление электроэнергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения.

Не будет являться бездоговорным потребление электрической энергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей. Речь идет о том случае, когда энергосбытовая организация лишается статуса гарантирующего поставщика на территории какой-то области, и статус гарантирующего поставщика передают другой энергосбытовой организации. В этом случае у потребителей есть два месяца, чтобы перезаключить договор энергоснабжения с новым гарантирующим поставщиком.

Соответственно, при истечении установленного законом срока и при отсутствии заключенного договора энергоснабжения с новым гарантирующим поставщиком у потребителей возникает период бездоговорного потребления электроэнергии. Со всеми вытекающими отсюда негативными правовыми и экономическими последствиями.

При рассмотрении первого состава правонарушения бездоговорного потребления, а именно потребления электроэнергии при самовольном подключении потребителем энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, санкции за данное деяние в виде стоимости бездоговорного потребления объективны и справедливы. Так как в этом случае прослеживается явный корыстный умысел потребителя незаконным путем потреблять электроэнергию и не платить за нее. Это уже подпадает под ст.158 УК РФ (кража) и соответственно такое поведение потребителя добросовестным быть не может.

На основании ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного поведения.

При самовольном подключении энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства потребитель должен осознавать последствия своих действий и нести за это ответственность, установленную законом РФ.

2. Потребление электроэнергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Рассмотрим теперь второй состав правонарушения бездоговорного потребления – потребление электроэнергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения. Для начала, хотелось бы пояснить кто такой гарантирующий поставщик электроэнергии.

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.

Даже из смысла указанного выше определения, следует, что гарантирующий поставщик – это в буквальном смысле гарант создания и заключения договорных отношений с потребителем, а значит, в этом случае, риски бездоговорного потребления нивелируются, ведь так как заключать договоры энергоснабжения является его прямой обязанностью. Но, к сожалению, современный гарантирующий поставщик ничего не гарантирует.

Договор энергоснабжения является публичным по правилам статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Стоить отметить, что гарантирующий поставщик все-таки вправе отказать потребителю в заключении договора, но только в случаях, определенных в п. 32 Основных положений № 442. К таким случаям относятся:

  • отсутствие возможности поставки электроэнергии в отсутствии надлежащего технологического присоединения;
  • если энергопринимающие устройства организации расположены вне зоны деятельности этого гарантирующего поставщика.

Договор энергоснабжения должен содержать существенные условия, определенные в пункте 40 Основных положений №442. Основополагающим существенным условием договора энергоснабжения является дата и время начала исполнения договорных обязательств сторонами.

При намерении заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком у потребителя существует два способа реализации своих намерений:

  1. Направить заявку на заключение договора энергоснабжения, указав в ней всю необходимую для заключения такого договора, информацию, в том числе, указав в ней предполагаемую дату начала исполнения взаимных обязательств по нему (п. 39 Основных положений №442);
  2. Распечатать с сайта гарантирующего поставщика оферту договора энергоснабжения и направить ему, подписанный договор со стороны потребителя.

Гарантирующий поставщик может не согласиться с датой начала исполнения договора, которую потребитель указал в заявке на его заключение. При этом, гарантирующий поставщик может сослаться на публичность договора энергоснабжения и на условия ст. 433 ГК РФ.

Возникает конфликт интересов. С одной стороны, потребитель является слабой стороной данных правоотношений, а значит весы таких интересов должны превалировать в его сторону. А с другой стороны, условие гарантирующего поставщика о дате начала исполнения договора в соответствии со ст. 433 ГК РФ напрямую не противоречит нормам гражданского законодательства. Но противоречит нормам в области электроэнергетики и самой логике взаимоотношений: «Сильная сторона» (гарантирующий поставщик) + «слабая сторона» (потребитель) = договор энергоснабжения (гарантированно заключенный).

Тем не менее, гарантирующие поставщики включают в свои договоры фразу, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ). И зачастую такая дата может не совпадать с датой, с которой потребитель намеревался заключить договор.

Необходимо иметь ввиду, что потребление электроэнергии в отсутствие договора либо потребление до даты начала исполнения договорных отношений, которая указана в самом договоре, является бездоговорным.

Поэтому, перед заключением договора энергоснабжения с поставщиком электричества, важно заранее определить, кто является гарантирующим поставщиком на территории, где расположены энергопринимающие устройства потребителя. А уже после этого инициировать процесс заключение договора с этим гарантирующим поставщиков. Т.е. все процедурные договорные вопросы должны быть проделаны заранее, до начала потребления электроэнергии.

3. Правовая природа бездоговорного потребления электроэнергии

Стоимость бездоговорного потребления взыскивается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление. Объем, выявленного бездоговорного потребления определяется расчетным способом в соответствии с нормами Основных положений № 442.

По факту выявления бездоговорного потребления сетевая организация составляет акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который впоследствии будет являться основанием и главным доказательством факта бездоговорного потребления электроэнергии.

При этом стоит обратить внимание, что бездоговорное потребление электроэнергии взыскивается в порядке неосновательного обогащения (по статье 1102 Гражданского кодекса Российской федерации), А это означает, что доказательства наличия вины потребителя не имеет правового значения. Для взыскания неосновательного обогащения, потерпевшая сторона должна всего лишь доказать, что приобретатель сберег имущество за счет другого лица без законных на то оснований.

В результате этого, в последнее время существует обширная негативная судебная практика для потребителей. Суды зачастую не принимают во внимание индивидуальные фактические обстоятельства дела каждого потребителя и идут по проторенной дорожке сложившейся судебной практики. Тем самым они формируют еще более нежелательные последствия для добросовестных потребителей в виде взыскания с них высокой стоимости электроэнергии.

4. Основные способы хеджирования рисков бездоговорного потребления электроэнергии

Чтобы не допустить бездоговорное потребление электроэнергии необходимо придерживаться следующей стратегии:

1. При приобретении объекта недвижимости, которое уже надлежащим образом технологически присоединено к сетям электросетевого хозяйства сетевой организации:

  • А) заключить с предыдущим собственником соглашение о компенсации затрат на энергоснабжение до момента заключения с новым собственником договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком либо энергосбытовой организацией.

При этом, необходимо уведомить гарантирующего поставщика, что оплату по приобретенным вами объектам будет производить третье лицо (то есть предыдущий собственник). Таким образом, вы избежите временного разрыва, который всегда образуется при согласовании и подписании договора энергоснабжения с новым собственником. Этот временной разрыв и будет периодом бездоговорного потребления электроэнергии.

  • Б) заключить соглашение о замене стороны по договору энергоснабжения.

Вариант «Б» теоретически самый «безболезненный» вариант заключения договора, но и здесь может поджидать опасность. Гарантирующий поставщик может на это не пойти, сославшись на его внутренний порядок делопроизводства и направить вам оферту договора. Время, которое вы потратите на доказывание своего права выбора заключения договора именно посредством замены стороны в договоре с предыдущим собственником, будет период бездоговорного потребления электроэнергии.

2. При приобретении объекта недвижимости при незавершенном технологическом присоединении энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, например объекта незавершенного строительства необходимо:

— при направлении в сетевую организацию заявки на заключение договора оказания услуг по технологическому присоединению ваших энергопринимающих устройств, указать в ней с кем вы хотите заключить договор энергоснабжения (наименование гарантирующего поставщика/энергосбытовой организации).

Таким образом, вы минимизируете риск предъявления вам стоимости бездоговорного потребления за период с даты приемки приборов учета до завершения технологического присоединения (в случае приемки приборов учета ранее завершения процедуры технологического присоединения).

3. Самый важный пункт в стратегии недопущения бездоговорного потребления посвящен оплате стоимости электроэнергии, фактически потребленной потребителем вне зависимости от статуса заключенности договора энергоснабжения.

Самое главное, не нужно ждать когда вы наконец-то договоритесь с гарантирующим поставщиком обо всех существенных условиях договора энергоснабжения и к вам вернется ваш экземпляр подписанного с обеих сторон. Необходимо производить платежи за потребленную электрическую энергию и передавать показания приборов учета гарантирующему поставщику.

Такими конклюдентными действиями вы подтверждаете свою волю на заключение договора и исполняете его. Тем самым вы закрепляете «принцип эстопеля». Поэтому, в случае предъявления сетевой организацией вам стоимости бездоговорного потребления, вы сможете в суде доказать, что между вами и гарантирующим поставщиком фактически сложились договорные отношения, а значит, бездоговорное потребление электроэнергии отсутствует.

Заблаговременное и грамотное выполнение пунктов, изложенных выше, предотвратит риски взыскания бездоговорного потребления, долгосрочных судебных тяжб и значительных материальных потерь для потребителя.