Унитарная страна, что это?

ОЭСР

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation — OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира в Париже (Château de la Muette).

Генеральный секретарь (с 2006) — Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран — членов организации. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

Члены ОЭСР

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 30 государств, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская Комиссия (орган Евросоюза).

На долю ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

  • Австралия (7 июня 1971)
  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Венгрия (7 мая 1996)
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Люксембург
  • Мексика (18 мая 1994)
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия (29 мая 1973)
  • Норвегия
  • Польша (22 ноября 1996)
  • Португалия
  • Словакия (14 декабря 2000)
  • США
  • Турция
  • Финляндия (28 января 1969)
  • Франция
  • Чехия (21 декабря 1995)
  • Швейцария
  • Швеция
  • Южная Корея (12 декабря 1996)
  • Япония (28 апреля 1964)

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Планы расширения организации

В 1996 г. заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом

В июле 2005 генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонсон в интервью газете Financial Times призвал принять в организацию КНР, поскольку, по его мнению, вступление в ОЭСР крупных развивающихся стран необходимо, если организация хочет оставаться эффективной структурой, влияющей на формирование глобальной экономики: «Китай — крупнейший производитель стали в мире и оказывает серьезное влияние на другие международные рынки сырья. Эта страна может стать крупнейшей экономикой в мире». Джонсон призвал исключить политические характеристики государств из рассмотрения при решении вопросов расширения ОЭСР: «Мы являемся экономической организацией, и мы должны иметь дело с экономическими вопросами. В прошлом у нас были диктатуры в ОЭСР — Португалия и Испания, нам приходилось иметь дело с военным режимом в Греции». Китай уже получил приглашение к участию в проводимом ОЭСР исследовании его экономики, что обычно является первым шагом к вступлению в организацию.

16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Россия, Эстония, Словения, Израиль и Чили. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южно-Африканская Республика.

Чёрные списки

Подобно ФАТФ, ОЭСР также ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В список несотрудничающих налоговых гаваней 2007 года входили Андорра, Лихтенштейн и Монако.

2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовило Текущий доклад (См. текст на русском в переводе А.С. Захарова) о юрисдикциях наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементированию налоговых стандартов, принятых на международном уровне.

Согласованные на международном уровне налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами ОЭСР, которые были утверждены на Встрече министров финансов «Большой двадцатки» (G20) в Берлине в 2004 году, которые предусматривают обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена.

В этом Докладе ОЭСР разделил все государства на три категории:

  • Юрисдикции, которые в достаточной степени имплементировали налоговые стандарты, принятые на международном уровне:

Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова США, Германия, Гернси (коронное владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (коронное владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (не включая Гонконг и Макао), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Остров Мэн, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшельские Острова, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Французская Республика, Швеция, Япония.

  • Юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне, но пока еще не в достаточной мере их имплементировавшие:

Налоговые гавани:

Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские Острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские Острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские Острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика (Содружество Доминика), Каймановы Острова (заморская территория Великобритании), Острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монтсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские Острова (территория в составе Нидерландов), Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Туркс и Кайкос(заморская территория Великобритании).

Иные финансовые центры:

Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария.

  • Юрисдикции, которые не приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне:

Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Уругвай (ходит информация, что после определенных возражений 06.04.2009 ОЭСР исключил из списка), Филипины

Примечания

  1. OECD invites five countries to membership talks, offers enhanced engagement to other big players

Ссылки

  • Вебсайт ОЭСР
  • Вебсайт ОЭСР на русском языке

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD)

«Ввиду» или «в виду» − правильное написание «парных» словоформ часто вызывает затруднения. Оба варианта корректны и используются в разном контексте. Слитное или раздельное написание зависит от используемой части речи. Для полного понимания следует разобрать все случаи употребления более подробно.

В каких случаях пишется предлог «ввиду»

В конструкции предлог не имеет смысловой нагрузки и не используется в самостоятельном употреблении. Он устанавливает причинные связи между членами предложения.

Определить этот предлог можно с помощью вопросов: по какой причине? Из-за чего? Благодаря чему?

Другим способом определения предлога «ввиду» служит его замена синонимами:

  • из-за;
  • благодаря;
  • по причине;
  • на основании;
  • вследствие;
  • в силу.

При замене словоформы синонимом смысл сказанного не искажается. Предлог «ввиду» употребляется с существительным в родительном падеже.

Примеры предложений

Для наглядности следует рассмотреть несколько примеров:

  1. Ввиду постоянных опозданий на работу он получил последнее предупреждение (из-за чего получил?).
  2. Он отменил все назначенные консультации ввиду плохого самочувствия (по причине чего отменил?).
  3. Ввиду его похвального прилежания в этом учебном году он был награжден дважды (благодаря чему награжден?).
  4. Ввиду заключения поспешных выводов изучение этого деликатного вопроса было остановлено (на основании чего было остановлено?).
  5. Ввиду неожиданно испортившихся погодных условий было решено отложить выезд (в силу чего было решено отложить?).

Из приведенных примеров видно, что предлог требует после себя вопроса «чего?» − родительный падеж.

В каких случаях пишется существительное с предлогом «в виду»

Существительное «вид» с предлогом «в» употребляется в пространственном значении и означает «находиться в видимости, поле зрения».

В этом контексте существительное всегда стоит в родительном падеже и отвечает на вопрос «чего?». Предлог с существительным всегда пишутся раздельно.

Данное словоупотребление является редким, встречается больше в литературно-художественных текстах.

Несколько примеров для полного понимания:

  1. В виду гор туристы разбили палаточный лагерь (в виду чего?).
  2. Приходилось несколько километров плыть в виду берегов.
  3. В виду хвойного леса гулять было не только интересно, но и полезно.
  4. Рядом с поселком останавливаться было нельзя, они сделали привал в виду этого интересного поселения.
  5. В виду скал они остановились и приняли решение вернуться.

Для проверки использования предлога с существительным его следует заменить на синоним – «вблизи». Смысл сказанного при этом не изменится.

Иметь в виду или иметь ввиду?

Устойчивое словосочетание «иметь в виду» имеет несколько значений:

  • думать, подразумевать;
  • принимать во внимание, учитывать;
  • предполагать;
  • запоминать;
  • знать.

Слово «вид» здесь применяется в переносном значении, подразумевается некое информационное поле.

Конструкция требует после себя существительное в винительном падеже и отвечает на вопросы: кого? что? Существительное с предлогом пишутся всегда раздельно.

Слитное написание «иметь ввиду» является неправильным.

Для полного понимания следует рассмотреть несколько примеров:

  1. Назвав одного, он имел в виду совсем другого (кого?).
  2. Каждый студент должен иметь в виду, что сроки сессии не меняются (что?).
  3. Имей в виду, он настроен категорически против этой поездки (что?).
  4. При расчете нужно постоянно иметь в виду задержки транспорта, которые происходят по непредвиденным обстоятельствам (что?).
  5. Она имела в виду тех самых молодых людей, которые встретились ей в пути (кого?).

Для того чтобы определить, как писать правильно, следует установить, какой частью речи выступает словоформа в предложении:

  1. Предлог «ввиду».

В контексте говорится о причине или обстоятельствах совершенного действия. Написание слитное.

  1. Предлог с существительным «в виду».

Передает значение пространства, доступное глазу, в прямом смысле. И в переносном значении в словосочетании «иметь в виду».

Несмотря на созвучность, словоформы образованы разными частями речи, применяются в разных контекстах и имеют различное написание.

Федеральные суды

Смотреть что такое «Федеральные суды» в других словарях:

  • Федеральные суды РФ — 3. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,… … Официальная терминология

  • Федеральные суды Российской Федерации — по законодательству РФ Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и… … Финансовый словарь

  • Специализированные федеральные суды — (англ. specialized federal courts) в РФ федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, которые могут учреждаться путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**. Полномочия, порядок… … Энциклопедия права

  • Специализированные федеральные суды — (англ. specialized federal courts) в РФ федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, которые могут учреждаться путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**. Полномочия, порядок… … Большой юридический словарь

  • Суды в Санкт-Петербурге — Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории Санкт Петербурга. Содержание 1 Конституционный суд 2 … Википедия

  • Федеральные органы власти — органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Россия В соответствии с Конституцией РФ власть представлена тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в РФ представлена высшим … Википедия

  • Суды в Москве — Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории города Москвы. Содержание 1 Федеральные суды общей юрисдикции (кроме военных судов) 2 Военные суды … Википедия

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАДЗОРЫ — (РОСТЕХНАДЗОР) специально уполномоченные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах. Федеральный горный и промышленный надзор России… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Федеральные арбитражные суды округов — 1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях,… … Официальная терминология

  • ВОЕННЫЕ СУДЫ — федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В.с. входят в судебную систему… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Теории возникновения государства

Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.

Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.

Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.

Общие понятия

Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.

Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:

  • Определенная территория, имеющая границы и население, подлежащее его юрисдикции.
  • Суверенитет — другие страны не имеют права влиять на его внутренние дела и внешнюю политику.
  • Наличие институтов, через которые осуществляется государственная власть — армии, судов и прокуратуры, органов налогообложения и правопорядка.
  • Существование аппарата, наделенного полномочиями для выполнения государственных функций и совершения определенных принудительных действий в отношении своих граждан.

Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.

По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.

Унитарная форма

До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.

Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».

Причины формирования

Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.

Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.

Главные признаки

Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:

  • единый государственный язык и Конституция;
  • общее гражданство;
  • отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
  • единая денежная единица;
  • распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
  • единое правовое пространство.

Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.

Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.

Основные виды

Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:

  • простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
  • сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).

Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.

Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).

Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).

География стран

УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:

Название Географические особенности
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу Пересекаются экватором
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь Находятся в Европе
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам Азиатские страны
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер Страны Африканского континента
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити Островные страны
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия Не сообщающиеся с Мировым океаном
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея Омываются водами Тихого океана
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш Имеют выход к Индийскому океану
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия Лежат на побережье Атлантического океана
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль Выходят на берега двух океанов

На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.

Федеративное устройство

Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:

  • симметричные;
  • асимметричные.

В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.

Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.

На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.

9. Судебный состав, осуществляющий правосудие

Понятие «судебный состав, осуществляющий правосудие», дает от­вет на вопрос, кто осуществляет правосудие.

Непосредственное рассмотрение дел в судах во всех видах судопро- изводств и во всех инстанциях осуществляют судьи.

Количественный и организационный состав судей при осуществлении правосудия может быть разный, но он обязательно определяется законом.

Судебный состав, осуществляющий правосудие, — это преду­смотренный действующим законодательством численный и должност­ной подбор судей и (или) заседателей, наделенных полномочиями осу­ществлять правосудие в установленных судебных инстанциях по кон­кретным спорам и делам.

Судебный состав зависит от вида судопроизводства, в рамках кото­рого слушается конкретное дело (конституционное, гражданское, ар­битражное, административное, уголовное), а также от судебной инстан­ции, в которой оно рассматривается.

Анализ нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в различных судопроизводствах и судебных инстанциях, позволил определить общую схему судебных составов, осуществ­ляющих правосудие: 1) судья единолично; 2) коллегия из трех профес­сиональных судей; 3) судья и коллегия присяжных заседателей; 4) судья и два арбитражных заседателя; 5) большинство членов президиума су­да; 6) кворум от числа членов палат Конституционного Суда РФ; 7) кворум от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Мировые судьи единолично рассматривают все дела, отнесенные законом к их компетенции (уголовные, гражданские дела, дела об ад­министративных правонарушениях).

В федеральных судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично судьей.

Статья 30 УПК РФ предусматривает также два вида коллегиального состава при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции: а) кол­легия из трех профессиональных судей; б) один судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседа­телей.

Так, в составе трех профессиональных судей рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства об­виняемого.

Уголовные дела, подсудные областному и равным ему судам, при наличии ходатайства обвиняемого, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

Гражданские дела по первой инстанции в федеральных судах общей юрисдикции рассматриваются судьей единолично. В случаях, преду­смотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессио­нальных судей (ст. 14 ГПК РФ).

Судья единолично рассматривает и некоторые категории дел, воз­никающих из административных правоотношений, дела об администра­тивных проступках, разрешает вопросы, возникающие в ходе исполне­ния уголовного наказания, отнесенные к компетенции суда.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако есть и исключения из этого правила. Законом предусмотрено два коллегиальных судебных состава: а) три профессиональных судьи и б) судья и два арбитражных заседате­ля, а также случаи, когда дела рассматриваются коллегиально.

Так, в составе трех судей-профессионалов рассматриваются: дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; дела об оспаривании нормативно-правовых актов; дела о несостоятельности (банкротстве); дела, направленные в арбитражный суд первой инстан­ции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (ст. 17 АПК РФ).

Второй коллегиальный судебный состав — судья и два арбитражных заседателя — рассматривает дела в том случае, если какая-либо из сто­рон заявит ходатайство об этом.

Конституционный Суд РФ вправе рассматривать дела, отнесенные к его компетенции только коллегиально. Он принимает решения в тех случаях, когда в заседаниях палаты участвовало не менее трех четвер­тей ее состава от 9 или 10 судей, а в пленарных заседаниях — при нали­чии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Су­да РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ»).

Рассмотрение дел в апелляционной и кассационной инстанции осу­ществляется, как правило, в составе трех членов суда. Лишь рассмотре­ние дел по апелляционным жалобам и представлениям на решения и приговоры мировых судей осуществляется единолично судьей районно­го суда.

В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе не менее трех членов суда. Президиум соответствующего суда рассматривает дела в порядке надзора при наличии большинства членов президиума. Присяжные и арбитражные заседатели в рассмотрении дел в апелляци­онной, кассационной и надзорной инстанции не участвуют.