Уголовная ответственность за разглашение конфиденциальной информации

Содержание

Применимое право

Для разрешения любого спора коммерческим арбитражем большое значение имеет соглашение о применимом праве, поскольку именно оно определяет критерии для оценки правомерности позиций истца и ответчика и может существенно влиять на исход рассмотрения спора. Согласно п. 1 ст. 1186 ГК РФ, особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже. Общие положения правил определения применимого права сформулированы в ст. 28 Закона о международном коммерческом арбитраже.

Закон устанавливает, что третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора.

Практика свидетельствует, что партнеры довольно часто уже в самом договоре указывают, нормами какого материального права должен руководствоваться арбитраж при разрешении спора, включая, например, это положение в арбитражную оговорку. Арбитражный суд должен следовать воле сторон и при разрешении спора обязан основывать свое решение на нормах права, которые согласовали стороны в качестве подлежащих применению по вопросам, не урегулированным в договоре, заключенном между ними.

Параграф § 26 Регламента МКАС также предусматривает порядок определения применимого права, при котором основополагающим является соглашение сторон о применении норм права. При этом указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.

Следует обратить внимание, что выражение «нормы права», содержащееся в п. 1 § 26 Регламента МКАС, толкуется шире, чем нормы права конкретного государства, поскольку может включать также и нормы, которые не входят в какую-либо правовую систему. В российской и зарубежной литературе неоднократно указывалось, что такое толкование выражения «нормы права» следует из рабочих материалов Типового закона ЮНСИТРАЛ, на котором основаны национальные законы 67 стран (включая Россию) о международном коммерческом арбитраже. Такое использование выражения «нормы права» дает возможность сторонам предусмотреть в качестве применимого права не только право конкретного государства, но и нормы права, разработанные на международном уровне, относящиеся к вненациональному (транснациональному) праву или к современному lex mercatoria, например, Принципы УНИДРУА, созданные с учетом особенностей международного характера договорных отношений. Возможность предусмотреть в качестве применимого права Принципы УНИДРУА значительно облегчает задачу согласования применимого права, поскольку стороны ставятся в этом случае в равное положение. Современной практике МКАС при ТПП РФ известны неоднократные случаи применения к существу спора по соглашению сторон Принципов УНИДРУА.

Регламент МКАС (§ 26) не предусматривает каких-либо требований к форме выражения такого соглашения. Наличие указания о применимом праве будет определяться арбитражем. Соглашение сторон о применимом праве может быть как ясно выраженным, так и следовать (быть выведенным) из какого-либо указания сторон. Известно, что в практике МКАС при ТПП РФ наличие соглашения о применимом праве нередко устанавливалось на основе анализа состязательных документов, которыми обменивались истец и ответчик и которые свидетельствовали о совпадении мнения истца и ответчика по этому вопросу. Имеются и примеры согласования вопроса о применимом праве непосредственно в заседании арбитража.

Однако на практике нередки случаи, когда этот вопрос остается открытым во взаимоотношениях сторон до тех пор, пока между ними не возникает спор, который впоследствии передается на разрешение в арбитражный суд. При отсутствии какого-либо указания сторон о нормах права, применимых к существу спора, арбитраж применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми (п. 2 ст. 28 Закона о международном коммерческом арбитраже). Следует подчеркнуть, что закон не обязывает арбитраж применять коллизионные нормы, действующие в месте его нахождения (lex arbitri), а предоставляет ему достаточно широкие полномочия решить этот вопрос, не будучи связанным нормами коллизионного права по месту рассмотрения спора. В данном случае мы видим особенность определения применимого права международным коммерческим арбитражем, состоящую в свободе выбора коллизионных норм, на основе которых определяется применимое право.

В отличие от государственных судов, которые применяют только национальные коллизионные нормы, МКАС при ТПП РФ не связан этими нормами. Однако, как свидетельствует практика, при разрешении споров обычно применяется коллизионная норма российского законодательства, действовавшая на момент заключения договора, из которого возник спор.

Кроме того, во всех случаях арбитражный суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к сделке, из которой возник спор.

При определении применимых процессуальных норм МКАС применяет к процедуре ведения разбирательства положения Регламента с учетом соглашения сторон, если таковое не противоречит императивным нормам применимого законодательства о международном коммерческом арбитраже и принципам Регламента МКАС.

  • Такое же положение содержит § 26 Регламента МКАС.
  • Розенберг М. Г. Международный договор и иностранное право в практике Международного коммерческого арбитражного суда. М.: Статут, 1998. С. 51.

Ответственность за разглашение документов, содержащих конфиденциальную информацию

  • Виды охраняемых тайн
  • Установление режима коммерческой тайны
  • Работа с персоналом
  • Ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации

Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Не отстают от законодателя и правоприменители: все чаще в различных договорах можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.

Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» понятие «конфиденциальная информация» характеризируется, как сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Какие сведения могут охраняться законом? Разглашение информации, содержащей:

  • государственную тайну;
  • коммерческую тайну;
  • служебную тайну;
  • персональные данные;
  • и иные тайны

является основанием для увольнения.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну указан в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». В основном к ним относятся определенные сведения из военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Под коммерческой тайной в силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) понимают режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческую тайну составляет информация любого характера (производственного, технического, экономического и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые неизвестны третьим лицам и к которым у них нет свободного доступа на законном основании, также относятся к коммерческой тайне, если их обладателем введен в отношении к ним режим коммерческой тайны.

К служебной тайне на основании ст. 1470 ГК РФ относятся секреты производства, которые стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.

К иным видам тайн, за разглашение которых предусмотрена ответственность, причем не только трудовым законодательством, относится информация, связанная с профессиональной деятельностью.

Чтобы секретные сведения не повлияли на взаимоотношения с деловыми партнерами, не привели к потере выгодных сделок, снижению цен и объемов продаж, необходимо заранее позаботиться об охране конфиденциальной информации. В частности, согласно ст. 10 Закона о коммерческой тайне работодатель должен:
— определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

  • установить правила доступа к тайной информации (исключить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя);
  • вести учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • определить порядок использования тайных сведений работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • наносить на документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» (или «КТ») с указанием обладателя этой информации.

Только после принятия данных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным. Лучше всего разработать локальный нормативный акт (например, положение о коммерческой тайне и ее защите), в котором необходимо учесть все виды информации и сведений, не подлежащих разглашению, а также порядок их обработки, хранения и передачи.

Чтобы знать, с кого из работников «спросить» за разглашенные сведений, то есть привлечь к ответственности или вовсе уволить, работодатель обязан (ст. 11 Закона о коммерческой тайне):

  • ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем такой информации;
  • ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
  • создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.

Нужно ли прописывать в трудовом договоре условие о неразглашении коммерческой тайны? Полагаем: если уже при заключении трудового договора известно, что работник будет иметь дело с такой информацией, соответствующее условие включить в трудовой договор необходимо. В противном случае нельзя будет впоследствии заставить работника принудительно исполнять данное условие. Он вправе вовсе отказаться выполнять работы, не определенные трудовым договором.

Только при соблюдении работодателем вышеуказанных условий работник обязан:

  • выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
  • не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
  • передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

В свою очередь, трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Ограничение в трудоустройстве на работу в коммерческие организации допустимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами и только в отношении отдельных категорий граждан. Например, на основании ст. 64.1 ТК РФ такое ограничение установлено в отношении бывших государственных гражданских служащих. Для лиц, трудящихся в коммерческих организациях, таких ограничений не установлено, поэтому подписание работником соглашения о запрете трудоустройства в аналогичные организации не будет иметь никакой юридической силы.

В отношении защиты персональных данных действует Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Главой 14 ТК РФ установлены правила обработки персональных данных, гарантии их защиты.

Можно назвать следующие документы, персональные данные из которых не подлежат разглашению:

  • документы, предъявляемые при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ);
  • справки медицинского обследования (ст. ст. 69, 213 ТК РФ);
  • документы, подтверждающие право работника на определенные гарантии, компенсации и льготы, установленные трудовым законодательством, например справка об инвалидности и др.;
  • документы о составе семьи, возрасте ребенка, беременности, представляемые для улучшения условий труда;
  • сведения о членстве работника в профессиональных союзах.

Работник, который по роду своей деятельности получил доступ к секретной информации, в случае умышленного или неосторожного разглашения таковой может нести дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Уточним, что понимать под разглашением коммерческой тайны. На основании ст. 3 Закона о коммерческой тайне это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Конечно, для работника самым существенным наказанием будет увольнение, которое относится к мерам дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ1. В соответствии со ст. 57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания, определенные ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 ТК РФ.

Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». В соответствии с подпунктом 6 указанной статьи трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей.

Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 ТК РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 ТК РФ разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.

Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ2. Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Напомним, что пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к соблюдению всех процедур, установленных ТК РФ.

Кроме этого, работодателю необходимо соблюдать порядок, установленный ст. 193 ТК РФ, и помнить, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев с момента совершения. В этот срок не включаются периоды болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников.

Также на основании п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель обязан представить доказательства того, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной деятельности.

Если работодатель обнаружил факт разглашения охраняемых сведений, нужно составить акт. Унифицированной формы для него не предусмотрено, он составляется в произвольной форме с указанием:

  • фамилии, имени, отчества работника, обнаружившего факт разглашения;
  • сведений, которые были разглашены;
  • обстоятельств, при которых произошли разглашение и обнаружение этого факта;
  • даты и времени разглашения и обнаружения.

По факту нарушения режима коммерческой тайны нужно провести проверку специально созданной комиссией, которая создается приказом из не менее трех компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников, имеющих допуск к сведениям, разглашение которых произошло.
Комиссия:

  • запрашивает объяснение у лица, разгласившего информацию; -фиксирует иные доказательства факта нарушения режима коммерческой тайны (документы, копии электронных писем или страницы сайта в Интернете, видеозаписи и т.д.);
  • по итогам расследования составляет акт, в котором отражает время, место и обстоятельства нарушения, причины и условия его совершения, виновных лиц и степень их вины, размер причиненного ущерба и предложения по его возмещению, предлагаемые меры наказания.

С результатами проведенного расследования необходимо ознакомить работника, виновного в разглашении информации. В случае его отказа или уклонения от ознакомления составляется соответствующий акт.

По итогам расследования и до оформления приказа о применении дисциплинарного взыскания за разглашение охраняемой законом тайны от работника следует потребовать письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Если он готов представить объяснительную записку, письменное требование можно не оформлять. Если же ситуация носит явно конфликтный характер, то данное требование лучше оформить письменно и вручить работнику под роспись.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. После установления вины работника, оценки тяжести совершенного проступка -разглашения тайных сведений — работодатель в случае принятия решения об увольнении издает об этом приказ и в последний рабочий день производится запись в личной карточке и трудовой книжке работника о его увольнении.

Подводя итоги, следует упомянуть о том, что известно множество случаев, когда фирмы (не только зарубежные) ведут между собой настоящие «шпионские войны», вербуя сотрудников конкурента с целью получения конфиденциальной информации. Ущерб, причиненный разглашением конфиденциальной информации, зачастую имеет весьма значительные размеры (если их вообще можно оценить). Наличие норм об ответственности, в том числе уголовной, может послужить работникам предостережением от нарушений в данной области, поэтому целесообразно подробно проинформировать всех сотрудников о последствиях нарушений. Хотелось бы надеяться, что создающаяся в стране система защиты информации и формирование комплекса мер по ее реализации окажется эффектиной.

Что случилось?

Президент России подписал Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чем суть документа?

В ГПК РФ и АПК РФ внесены существенные корректировки, касающиеся групповых исков. Стоит отметить, что для гражданского процесса это совершенно новый институт. Закон вводит в ГПК РФ новую главу 22.3 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц». Арбитражный процесс ранее уже предусматривал возможность подачи таких исков, однако рассматриваемым законом в этот механизм внесены важные уточнения.

Зачем потребовались такие поправки?

Закон призван усовершенствовать правовое регулирование судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. По сути, речь идёт о том, чтобы усилить гарантии защиты наших граждан в различных спорах. Это могут быть споры, связанные с нарушением прав потребителей, возмещением вреда, нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и пр. Поскольку аналогичный правовой институт уже в течение нескольких лет успешно применяется в арбитражном процессе, новым законом вводится единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд, арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц. 📌 Реклама Отключить

Нововведение позволит унифицировать процессуальный порядок рассмотрения подобных дел, что должно способствовать формированию единообразной судебной практики.

Какие условия должны выполняться для подачи группового иска по ГПК РФ?

Гражданин или организация смогут обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии совокупности следующих условий:

  • имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;
  • предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
  • в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;
  • использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Какова должна быть численность группы, чтобы суд принял дело к рассмотрению?

Рассмотрение «группового» дела по ГПК РФ допускается в случае, если ко дню обращения в суд к иску присоединились не менее двадцати лиц — членов группы лиц. В АПК РФ численность группы лиц должна составлять не менее 5 лиц. 📌 Реклама Отключить

Кто будет вести дело о защите прав и законных интересов группы лиц?

Вести групповое дело будет конкретное лицо, которое укажут в исковом заявлении. Оно должно быть членом данной группы лиц (с некоторыми исключениями). В общем случае этот «ведущий» наделён всеми процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по уплате судебных расходов. За различные нарушения суд может наложить на «ведущего» судебный штраф. Также суд может прекратить его полномочия, если «ведущий» сам откажется от иска или если того потребует большинство группы.

Можно ли заменить лицо, ведущее дело в интересах группы лиц?

Да, можно. Замена лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, допускается в случае прекращения его полномочий по причинам, о которых сказано выше. 📌 Реклама Отключить

А имеют ли какие-либо права рядовые члены группы?

Рядовые члены группы имеют право:

  • знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;
  • ходатайствовать в суде о замене «ведущего»;
  • присутствовать в судебном заседании, в том числе если оно объявлено закрытым;
  • отказаться от поданного заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.

Кроме того, члены группы лиц, несогласные с предъявленным требованием, вправе вступить в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В какой срок будет рассмотрено групповое дело по ГПК РФ?

Дело о защите прав и законных интересов группы лиц суд рассмотрит в срок, не превышающий восьми месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. 📌 Реклама Отключить

Какие поправки внесены в АПК РФ?

Изменения, внесённые в АПК РФ, направлены на унификацию гражданского и арбитражного процессов в части рассматриваемой категории споров, поэтому многие поправки аналогичны тем, что были внесены в ГПК РФ.

К примеру, введена новая статья 225.10-1, предусматривающая наличие лица, которому должно быть поручено ведение соответствующего дела в интересах группы лиц (по аналогии с гражданским процессом). Этот «ведущий» также пользуется всеми процессуальными правами и несёт обязанности истца, в том числе по уплате судебных расходов.

Когда закон вступит в силу?

Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ вступит в силу 1 октября 2019 года.

Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)

19 апреля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «республика» хорошо знакомо людям во всем мире, это самый распространенный политический режим на Земле.

Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.

В этой статье мы узнаем:

  1. Кто же на самом деле придумал термин республика?
  2. Что такое республика?
  3. Какие виды республик представлены в современном обществе?

Определение термина — что такое республика

Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.

Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:

«В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».

Генрих Гейне.

Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».

Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.

Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:

  1. президентская,
  2. парламентская,
  3. смешанная (полупрезидентская),
  4. советская,
  5. теократическая.

История возникновения термина

Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».

Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.

Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.

Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.

Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.

Президентская республика

При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.

  1. Президент является и главой государства, и главой исполнительной власти.
  2. Президент избирается независимо от парламента (что это?):
    1. прямым народным голосованием,
    2. коллегией выборщиков.
  3. Президент самостоятельно формирует правительство. Это его кабинет министров, который не подчиняется парламенту.
  4. Законодательная и исполнительная власть (что это?) жестко разделены, при этом парламент и правительство во главе с президентом взаимозависимы и имеют рычаги влияния друг на друга. По этой причине президентскую республику еще называют дуалистической.

Эта форма политического строя родилась в США в 1789 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном она характерна для стран Латинской Америки.

Нужно отметить, что в некоторых случаях президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.

Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (это как?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти носит условный характер, а по факту вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств. По своей сути это аналог абсолютной монархии.

Основным маркером такого злокачественного перерождения республики в монархию является либо отсутствие президентских выборов вообще, либо иллюзорные безальтернативные выборы. При этом стирается правило ограничения президентства одного человека по срокам, возникает так называемый феномен «пожизненного президента».

По этому пути идут многие латиноамериканские и африканские страны, на нашем континенте яркие образчики – Туркмения и Беларусь. Ряд политологов вносит в этот список Казахстан.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.

Примеры смешанных республик — Финляндия, Австрия, Франция и др. Российская Федерация официально также принадлежит к этому типу.

Советская республика

Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

«Чего кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
Одному – бублик, другому дырка от бублика.
Это и есть демократическая республика».

В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.

Теократическая республика (исламская)

Основной признак такого устройства государства – это придание духовенству статуса полноправной государственной власти.

Теократия сегодня встречается только в исламских странах, поэтому ее также называют исламской республикой. Эта форма правления соединяет традиционный исламский Халифат и признаки современной республики. Пример такого государства – Иран.

Краткое резюме

Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка