Третейские суды рассматривают споры возникающие из правоотношений

Дела, рассматриваемые в процессе Третейского разбирательства

Третейский судебный орган – это негосударственная организация, осуществляющая судебное рассмотрение споров, возникающих по экономическим и хозяйственным договорам, между юридическими лицами или гражданами. Представляет собой альтернативный вариант урегулирования гражданских споров, основывающийся на свободном волеизъявлении обоих сторон.

Третейский суд обладает полномочиями по разрешению следующих дел, возникающих на основании:

  • контрактов;
  • договоров аренды;
  • инвестиционных соглашений в сфере долевого строительства;
  • договоров строительного и иных видов подряда;
  • договоров дарения, купли-продажи, обмена, поставки;
  • договоров оказания различных услуг;
  • оценочные договоры недвижимого имущества;
  • договоров товарищества;
  • кредитных займов и договоров;
  • договоров хранения;
  • договоров поручительства и комиссии;
  • договоров, определяющих границы земельных участков;
  • договоров, регулирующих условия процедуры залога, наложения штрафных санкций, другие виды соглашений;

На основании федерального законодательства Российской Федерации к полномочиям Третейского органа отнесено разрешение любых спорных ситуаций, возникающих на основе гражданско-правовых отношений, это касается и споров с гражданами иностранного государства и юридическими лицами, возникающими при проведении коммерческих операций. Отечественные Третейские суды в большинстве случаев рассматривают дела, основанные на экономических взаимоотношениях. Исключение составляют споры, определенные в ФЗ «О третейских судах в РФ», так, например, дела о процедуре банкротства, учреждении, слиянии, ликвидации хозяйственных обществ и защите деловой репутации, рассматриваемые непосредственно арбитражным судом.

Для того, чтобы передать иск на рассмотрение в Третейский суд нужно предварительно достигнуть соответствующего соглашения между участниками конфликтной ситуации. Оно может быть заключено в виде самостоятельного третейского соглашения или же путем внесения в общий договор пункта о возможности рассмотрения спорной ситуации в Третейском суде.

Третейский суд рассматривает споры с участием различных организаций, предпринимателей и граждан, предъявивших исковые требования для защиты своих прав. Передать дело на разрешение можно даже в случаях его нахождения в производстве арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Что такое третейский суд?

Становление и развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации



В данной статье рассматриваются основные этапы становления и развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России в ретроспективе. Изложены основные идеи несостоятельности должника с допетровских времен и в дореволюционный период. Освещены этапы развития института несостоятельности, включая современный период.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, конкурсный процесс, конкурсное производство, нормативно-правовое регулирование.

Keyword: insolvency, bankruptcy, competitive process, bankruptcy proceedings, legal regulation

Тема несостоятельности (банкротства) достаточно актуальна на современном этапе и обусловлена значимостью правового регулирования несостоятельности (банкротства) в связи с тем, что оно направлено, главным образом, на восстановление платежеспособности должника и справедливое соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) является одной из древнейших экономических и юридических категорий, которые были известны еще правовой системе Древнего Рима, так как банкротство с древнейших времен предполагало стечение требований нескольких кредиторов к одному и тому же должнику. Данный институт повсеместно выступал в качестве одного из ключевых регуляторов происходящих в обществе экономических процессов, обеспечивая тем самым стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.

История законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России ведет свое начало с XVIII века и в своем развитии прошла несколько этапов, обладающих рядом особенностей, которые предопределялись характером развития российского общества. В связи с этим становление института банкротства можно подразделить на дореволюционный, советский, современный. Несмотря на то, что в странах Европы становление института несостоятельности возникло гораздо раньше, чем в России, стоит отметить, что элементы нормативно-правовых основ несостоятельности, направленные на регулирование конкурсных отношений, содержатся в Русской Правде, Псковской Судной грамоте, Судебниках XV-XVI вв., Соборном уложении 1649 г.

Так, в одном из древнейших отечественного права Русской Правде, статьях 68 и 69 отражены постановления о несостоятельности купцов, которые раскрывают понятия несостоятельности дворян, произошедшей по вине должника, указаны способы ее предупреждения, описывается порядок распределения имущества должника между кредиторами.

Судебник Ивана III, датированный 1497 годом, содержит постановление, в котором указывается возможность выдачи должника кредитору с целью продажи его имущества для предотвращения наступления несостоятельности ответчика.

В Русской Правде, одном из основных письменных источников и более раннем источнике русского права, датированном 1016 годом, содержался подход к несостоятельности, который был использован в Российском Соборном уложении. Менялись только первенствующие значения, усложнялось и расширялось само нормативно-правовое регулирование.

Таким образом, законодательство допетровской эпохи не было целостным, в нем отсутствовало правовое регулирование экономических отношений, вследствие чего принципы конкурсного процесса не были закреплены и не имели системного характера.

Изменение экономической ситуации в стране в конце XVII и начале XVIII породило проблемы, связанные с отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы банкротства. Данный период развития отечественного конкурсного права имел три направления: иностранное, национально-самобытное и канцелярско-кодификационное. Иностранное направление проявлялось в применении и приспособлении иностранных конкурсных законов к российским особенностям. Проблема заключалась лишь в том, что такая адаптация могла быть актуальной лишь в торговых конгломератах, где имелись иностранные кредиторы: если участники конкурсного производства не были подданными иного государства — применение норм иностранного права становилось невозможным. На смену иностранного права пришло право национально-самобытное, получившее свое закрепление в Купеческом уставе 1727 г. и Указе 1736 г., в соответствии с которым должник передавался кредитору для полного погашения долга. Фактически, такое несовершенство законодательства дало толчок к развитию третьего направления в российском конкурсном праве — канцелярско-кодификационного, в котором были разработаны конкурсные уставы, внесшие значительный вклад в регулирование конкурсных отношений в дореволюционной России: Устав о банкротах 1800 г., а после него Устав о несостоятельности 1832 г.

Стоит отметить, что в целом российская законодательная база о банкротстве в XIX в. имела разрозненный и сложный характер, но в тоже время законодательство о несостоятельности представляло собой систему правовых норм, отвечающую требованиям одной из передовых экономик мира в начале XX в. — российской экономики. Кроме того, научные труды отечественных цивилистов дореволюционного периода представляют собой образец полноты и глубины научного исследования.

Таким образом, в дореволюционный период, по мнению цивилистов права, институт несостоятельности представлял собой важный элемент торгового процесса и относился к конкурсному праву, так как обладал комплексным характером, включая в себя элементы, как частного, так и публичного права. Прежде всего, это связано с применением совокупности норм, регулирующих отношения несостоятельного должника и кредиторов по соразмерному удовлетворению требований последних за счет имущества должника в определенной законом последовательности, в то время как конкурсный процесс, по мнению В. Ф. Попондопуло, представлял собой институт публичного права, определяя непосредственно порядок судебного дела о банкротстве .

Совершенствование конкурсного законодательства велось вплоть до революции 1917 года, после которой было прекращено действие всех дореволюционных правовых актов. Данный период являлся первым этапом развития российского законодательства о несостоятельности.

После свершения революции начался второй этап развития отечественного законодательства о несостоятельности — советский. Данный период достаточно непродолжительный, так как уже с 1930 годов правоотношения, связанные с несостоятельностью, не регулировались. Институт несостоятельности на протяжении нескольких десятилетий не получал своего развития в силу своей неактуальности.

Третий этап развития института несостоятельности — современный –начался с внедрением рыночной экономики в нашей стране. По сути, конкурсное право в Российской Федерации началось с опубликования 14 июня 1992 г., Указа Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Указанный нормативно-правовой акт являлся законодательной основой поддержки государственных предприятий, оказавшихся банкротами, а также своей целью имел обеспечение наиболее эффективного использования государственного имущества, защиту прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий. Указ не был проработан и содержал достаточное количество ошибок и неточностей. Именно поэтому на смену Указу Президента 19 ноября 1992 г. был принят более актуальный и содержательный Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», целью которого была подготовка предприятий к рыночной экономике. В данном законе была предпринята попытка регулирования вопросов несостоятельности в российских условиях. Однако, как показала практика, несмотря на приобретаемый опыт и навыки в практическом управлении предприятий-должников, ввода арбитражных управляющих и пополнения судебной практики, при всей сыгранной положительной роли в становлении конкурсного права, данный закон не был совершенным.

Пересмотр законодательства о несостоятельности (банкротстве) стал следующим шагом в развитии института несостоятельности. 8 января 1998 г. Государственной Думой Федерального собрания РФ был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Юридическая категория мер по предупреждению банкротства давно известна мировой и отечественной юридической науке и используется при построении нормативных конструкций регулирования отношений по банкротству, тем самым не являясь новым правовым изобретением. Меры по предупреждению банкротства в современной российской истории в общем виде были закреплены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В истории отечественного законодательства впервые было предпринято включение в массив нормативных актов о банкротстве отдельной группы норм, регулирующих меры по его предупреждению. До недавнего времени российское законодательство не предусматривало возможности использования подобного рода процедур. Это был новый концептуальный подход к дальнейшему развитию законодательства о банкротстве, учитывающий потребности современных условий развития российской экономики. Указанный закон преследовал своей целью устранить существующие недостатки и выработать более строгий системный подход к проблеме несостоятельности (банкротства). В законе были изменены все основополагающие положения ранее действующего законодательства, которые регламентировали критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства. Одним из существенных недостатков закона являлось отсутствие гарантий интересов должника от криминального банкротства, что привело в дальнейшем к деформации функций института несостоятельности, и, как следствие, к изменению его социального назначения.

Таким образом, вышеизложенные недостатки закона привели к неотложному реформированию законодательства о несостоятельности и 26 октября 2002 года был принят ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором более полно урегулированы общественные отношения в сфере банкротства и исправлены некоторые недостатки .

Новшеством в законодательстве является институт конкурсного права, в котором достаточно полно раскрыта процедура финансового оздоровления, определены основания возбуждения дел о банкротстве, обязательность судебной проверки обоснованности требований заявителя к должнику; переход от конкурсного производства во внешнее управление; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; замещение активов должника; особенности несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий и некоторые другие.

1 октября 2015 года вступили в силу поправки к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ о банкротстве физических лиц. Данные изменения имеют ряд положительных моментов в прохождении личного банкротства физического лица. Одно из них заключается в точном формулировании процедуры урегулирования вопросов с кредиторами. Физическому лицу дается возможность прекращения долгового бремени и аннулировании долгов, которые в рамках проведения процедуры банкротства невозможно закрыть в свет распроданного с торгов имущества.

Банкротство представляет собой цивилизованный способ урегулирования долговых проблем, что является главным достоинством решения вопроса в случае незаконных действий коллекторов или неправомерных действий кредитора. Помимо этого, процедура реализуется в судебном порядке, что служит дополнительным механизмом правовой защиты прав и интересов гражданина-должника.

Неоднозначность процедуры банкротства, по крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас, легко прослеживается по статистическим данным. На фоне очень большого количества физических лиц и индивидуальных предпринимателей, чье финансовое положение подпадает под признаки банкротства, проходить процедуру решаются единицы. Не демонстрируют заинтересованности в инициировании судебного процесса о несостоятельности должника и кредиторы, даже банковская сфера, где сосредоточены, пожалуй, главные обязательства граждан-должников. Однако, за три года существования процедуры личного банкротства — 2018-й — продемонстрировал ощутимый рост числа судебных решений о признании граждан несостоятельными — в 1,5 раза, до 43984, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве . Количество завершенных процедур реализации имущества увеличилось в 1,7 раза, до 21358, а объем выплат кредиторам — в 3 раза, до 5,185 млрд рублей. По данным Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ в I полугодии 2018 года суды рассмотрели 15,3 тыс. дел о банкротстве граждан (остаток неоконченных дел — 47,7 тыс.). Это наполовину больше, чем за аналогичный период 2017 года (тогда было рассмотрено 10 тыс. дел, остаток составлял — 33,7 тыс. дел). Тем не менее, принятие данного закона положительно сказывается на решении вопроса о банкротстве физических лиц .

Итак, в новейшей истории России правовое регулирование несостоятельности (банкротства) можно назвать одним из самых активных законотворческих направлений. Подобная активность обуславливается, с одной стороны, сложностью и социально-экономической значимостью предмета правового регулирования, с другой стороны — имеющими место серьезнейшими ошибками, позволяющими неэкономическими способами перераспределять рычаги управления собственностью.

Литература:

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Продление патента

Один из важных вопросов, которые волнуют обладателей интеллектуально собственности – это «как продлить патент?». И хотя длительность обычно строго регламентированы, в некоторых случаях существует возможность продлить действие документа.

Изобретение – согласно ГК РФ, срок действия патента на изобретения составляет 20 лет и не продлевается за одним исключением. Если ваше интеллектуальная собственность относится к сфере лекарственных препаратов, агрохимикатам, пестицидам, для которых необходимо специальное разрешение для применения, то срок действия может быть продлен, но не более чем на 5 лет.

Полезная модель – срок действия патента на полезную модель, на сегодняшний день, составляет 10 лет, без права продления.

Промышленный образец — один из случаев, который за последнее время немного усложнился. Сегодня различают т.н. «старые» (со сроком подачи до 2015 года) и «новые». Срок действия патента на промышленный образец, если заявка подана после 01.01.2015 года, составляет 5 лет, с возможностью продления еще на 5 лет, вплоть до максимального 25 летнего срока. Для заявлений, поданных до 2015 года, где срок действия – 15 лет, возможно лишь однократное заявление о продлении, сроком на 10 лет.
Товарный знак – период исключительного права на товарный знак составляет 10 лет, с момента подачи заявки. По истечению срока, может быть продлено также на 10 лет, суммарно неограниченное число раз.