Требования к кассационной жалобе по гражданским делам

Комментарии статьи 378 ГПК РФ в новой редакции

Новая редакция комментируемой статьи 378 ГПК РФ практически ничем не отличается от предыдущей, за исключением указания на необходимость приложения к кассационной жалобе документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, или доказательств, подтверждающих право на льготы или отсрочку, рассрочку ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

В ч. 1 комментируемой статьи 378 ГПК РФ перечислены сведения, которые обязательно должны содержаться в кассационной жалобе. Следует обратить внимание на то, что основанием для возврата кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ является невыполнение заявителем требований какого-либо из пунктов ч. 1 этой же статьи, за исключением п. 6 — сведений о том, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях.

Следовательно, обосновывать кассационную жалобу и ссылаться на конкретные существенные нарушения норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций необязательно. Такое решение законодателя является не идеальным, особенно в свете положений ГПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Таким образом, в случае подачи кассационных жалобы или представления без указания на то, в чем конкретно заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального или процессуального права, у суда кассационной инстанции (и у судьи, рассматривающего вопрос о передаче дела на рассмотрение в суд кассационной инстанции) фактически будут отсутствовать пределы, в рамках которых он должен рассмотреть жалобу, представление. Суд кассационной инстанции обязан будет выявить наличие или отсутствие таких нарушений самостоятельно, что на практике трудно реализуемо и ранее применительно к надзорному производству приводило к отказу в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции.

Также необходимо отметить, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями к отмене судебных актов в порядке кассационного производства являются не просто нарушения норм материального и процессуального права, а существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Обратите внимание!

Заявление о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы

Указанные основания желательно приводить в кассационной жалобе со ссылками на судебную практику Верховного Суда РФ (определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ), подтверждающую возможность оценки нарушения норм права как существенных (подробнее см. комментарий к ст. 387 ГПК РФ).

При формулировании просьбы лица, подающего жалобу, представление, следует руководствоваться положениями ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, устанавливающей полномочия суда кассационной инстанции в отношении объекта обжалования.

Следует добавить, что никакие новые доказательства к кассационной жалобе прилагаться не могут. Применительно к надзорному производству Верховный Суд РФ разъяснил следующее: судам следует иметь в виду, что приобщенные к надзорной жалобе документы, которые не были исследованы и оценены судом первой инстанции, а в определенных случаях и судом второй инстанции, не могут учитываться при принятии решения по надзорной жалобе. Указанные разъяснения могут быть применены по аналогии и к новому кассационному производству.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи 378 ГПК РФ лицо, не участвовавшее в деле, права и обязанности которого нарушены, заявляющее кассационную жалобу, должно указать, какие его права или законные интересы были нарушены обжалуемым судебным актом. Такое указание имеет существенное значение на этапе принятия кассационной жалобы к производству, поскольку в случае, если заявитель не указывает, какие конкретно его права и законные интересы нарушены и какой процессуальный статус он должен был иметь в рассмотренном деле, суд может возвратить кассационную жалобу.

Следует обратить внимание на положения ч. 4 комментируемой статьи, согласно которым в случае подписания кассационной жалобы представителем к ней должна быть приложена доверенность. Необходимо прикладывать оригинал или нотариально заверенную копию доверенности, поскольку кассационная жалоба изучается без дела, и даже если в деле имеется оригинал или надлежащим образом заверенная копия, суд кассационной инстанции не сможет с ней ознакомиться.

На копиях судебных постановлений, прилагаемых к кассационным жалобе, представлению в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи 378 ГПК РФ, обязательно должен стоять штамп суда о вступлении судебного акта в силу.

Обратите внимание!

Кассационная жалоба по гражданскому делу

В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи 378 ГПК РФ к кассационной жалобе должны быть приложены доказательства уплаты госпошлины. Регулирование вопросов размера госпошлины и льгот по ее уплате в НК РФ не изменилось. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается.

В отношении указания на необходимость представления судебного акта, которым предоставлена отсрочка, рассрочка уплаты госпошлины или уменьшен ее размер, можно отметить, что такой судебный акт может быть принят только судом первой инстанции. Такой же порядок действовал до внесения изменений в ГПК РФ применительно к надзорному производству.

Суды руководствовались разъяснениями Верховного Суда РФ, согласно которым с учетом того, что ГПК РФ не определил порядок решения указанного вопроса при подаче надзорных жалоб, следует руководствоваться требованиями, установленными в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ (аналогия закона). Таким образом, вопрос об отсрочке, рассрочке или уменьшении размера государственной пошлины при подаче надзорных жалоб по делам решается судом первой инстанции, рассмотревшим данное дело.

Дополнительный комментарий к статье

Исходя из редакции ст. ст. 376 и 387 ГПК РФ в кассационной жалобе лица, не участвовавшего в деле, должно быть отражено, какие его права и законные интересы нарушены судебным постановлением. Иначе из кассационной жалобы нельзя будет сделать вывод о наличии у лица, обжаловавшего решение, определение, полномочий на обращение в суд кассационной инстанции, а также оснований ее принесения.

Без изложения в жалобе существа нарушенных прав и законных интересов трудно установить существенный характер того нарушения норм материального или процессуального права, которое имело место при вынесении обжалуемого решения, определения, а равно возможность восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов (охраняемых законом публичных интересов).

Отсутствие в кассационной жалобе просьбы об отмене апелляционного определения, оставляющего решение 1 инстанции без изменения, а апелляционную жалобу (представление) без удовлетворения, не является препятствием для рассмотрения судьей кассационной инстанции по существу жалобы на решение, поскольку самостоятельного значения не имеет.

Однако в случае изменения апелляционной инстанцией решения мирового судьи и принятия нового решения, а также при отмене решения полностью или в части и прекращении производства по делу либо оставлении заявления без рассмотрения кассационная жалоба (представление) на решение без указания просьбы об отмене судебного постановления апелляционной инстанции должна быть возвращена с указанием причин возврата.

В таких случаях постановление суда апелляционной инстанции заменяет полностью или в части решение суда, и вследствие этого кассационная жалоба должна содержать требование об отмене постановления апелляционной инстанции и соответствующее обоснование этого требования.

Существенность нарушения норм процессуального права, о котором упоминается в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи 378 ГПК РФ, суд кассационной инстанции устанавливает по правилам ч. ч. 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ. Здесь указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления. Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Нарушение норм материального права суд кассационной инстанции устанавливает по правилам ч. 2 ст. 330 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом кассационной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

В ч. ч. 1, 2, 5 и 7 комментируемой статьи 378 ГПК РФ понятие «судебное постановление» понимается в широком смысле этого слова. Таковым может быть и решение (судебный приказ мирового судьи), и определение любого суда общей юрисдикции, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ.

Копии судебных постановлений, принятых по делу, заверяются по общим правилам оформления подобного рода документов (см. комментарий к ст. 227 ГПК РФ).

Судебная практика к статье 378 ГПК РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» о ст. 378 ГПК РФ

11. Отсутствие в кассационных жалобе, представлении просьбы об отмене или изменении судебных постановлений либо иной просьбы, которая должна соответствовать полномочиям суда кассационной инстанции, установленным частью 1 статьи 390 ГПК РФ, является основанием для возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу (пункт 7 части 1 статьи 378, пункт 1 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ).

12. При решении вопроса о соблюдении лицом, подавшим кассационную жалобу, требования об уплате государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере судам следует, в частности, руководствоваться положениями подпункта 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Исходя из содержания части 7 статьи 378 ГПК РФ вопросы об уменьшении размера государственной пошлины либо о предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты (пункт 2 статьи 333.20, статья 333.41 НК РФ) подлежат рассмотрению судом первой инстанции независимо от того, какое судебное постановление является объектом кассационного обжалования (например, апелляционное определение областного суда). Определение суда первой инстанции, вынесенное по указанным вопросам, в силу статьи 104 ГПК РФ может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Если кассационная жалоба подана без приложения документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в необходимом размере, либо документа, подтверждающего наличие льготы по ее уплате, или определения суда об уменьшении размера государственной пошлины либо о предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты, то такая жалоба не может быть принята к рассмотрению судом кассационной инстанции и в силу пункта 1 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ подлежит возвращению, как не отвечающая требованиям части 7 статьи 378 ГПК РФ.

20. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность подачи лицом, по кассационной жалобе которого вынесено определение судьи о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, дополнений к кассационной жалобе.

Вместе с тем исходя из необходимости соблюдения права заявителя на справедливое судебное разбирательство, гарантированного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в случае подачи лицом, по кассационной жалобе которого вынесено определение судьи о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и назначено судебное заседание, дополнений к этой жалобе они приобщаются судом к поданной ранее кассационной жалобе.

Исходя из дополнительных доводов относительно того, в чем заключаются допущенные судом существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке, суд кассационной инстанции решает вопрос о необходимости направления копий поданных дополнений лицам, участвующим в деле, а также о необходимости отложения рассмотрения кассационной жалобы с делом в судебном заседании и назначения новой даты и времени судебного заседания.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
Постановление
№ 53 от 12.10.2006

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
В целях обеспечения единообразия судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать следующие разъяснения.
1. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны. Под налоговой выгодой для целей настоящего постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
2. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган. В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
3. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности,в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
4. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
5. О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов,складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета. В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
6. Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций. Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
7. Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел «операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
8. При изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок(пункт 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации) судам следует учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ПС РФ)), мнимые и притворные сделки (статья 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений статьи 166 ГК РФ.
9. Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано. Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.
10. Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет
доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности и 1085 налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
11. Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением. При этом судам следует иметь в виду, что признание налоговой выгоды необоснованной не должно затрагивать иные права налогоплательщика, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Исключительная подсудность

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Исключительная подсудность

Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает четкое понятие исключительной подсудности.

Исключительная подсудность: понятие и правило

Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает четкое понятие исключительной подсудности. В соответствии с требованиями данного законодательного акта под понятием исключительной подсудности подразумевается подсудность, руководствуясь которой дело может быть допущено к рассмотрению только в строго определенном судебном органе, осуществляющем арбитражное судопроизводство. Правило исключительной подсудности заключается в том, что данный вид подсудности представляет возможность исключить вариант по определению применения прочих правил подсудности, за исключением тех, которые были установлены и урегулированы в рамках арбитражного процессуального законодательства.

В целом нормы об исключительной подсудности представляют собой изъятие территориальной подсудности из общего правила. При этом отдельно стоит отметить тот факт, что выбор судебного органа для осуществления рассмотрения дела не зависит:

  • от воли, заявленной истцом;
  • от желания заявителя.

Также стоит акцентировать внимание на том, что предъявление исков по прочим, не предусмотренным статьей Арбитражного процессуального кодекса России категориям дел, не допускается. Данное правило относится и к предъявлению исков в определенные арбитражные судебные органы, которые могут устанавливаться только в рамках соблюдения всех действующих требований законодательства.

Категория дел, на которую может быть распространена исключительная подсудность

В рамках действия арбитражного процессуального законодательства устанавливается определенная категория дел, на которые может быть распространено правило об исключительной подсудности. В соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами, исключительная подсудность может быть применена для рассмотрения споров:

  • о признании права собственности на различные объекты недвижимого имущества, такие как здания, сооружения, земельные участки, при условии, что такие объекты находятся в чужом незаконном пользовании. Также исключительная подсудность распространяется на разрешение споров, направленных на устранение нарушений прав собственника или любого другого законного владельца недвижимого имущества. Подобные категории дел подлежат рассмотрению непосредственно по месту нахождения спорного имущества. Следовательно, подсудность таких дел напрямую зависит от того, где именно располагаются спорные здания, сооружения и прочие объекты недвижимости.
  • о вопросах, вытекающих из договора о перевозке. В Арбитражном процессуальном кодексе России предусмотрено требование об исключительной подсудности при рассмотрении иска к перевозчику, который может выступать в качестве одного или единоличного ответчика, дело должно рассматриваться судом непосредственно по месту нахождения транспортного органа.
  • возникших в результате совершения административных правонарушений. В рамках законодательства установлено ограничение, в соответствии с которым иски к государственным и муниципальным органам власти, которые вытекают в результате совершения какого-либо административного правонарушения, должны быть предоставлены непосредственно в арбитражный суд данного субъекта государства, но не по месту нахождения соответствующего органа.

При рассмотрении дел, направленных на установление фактов, имеющих какое-либо юридическое значение, рассмотрение дел о несостоятельности физических или юридических лиц, изменение подсудности не допускается. В соответствии с требованиями вышеназванного Кодекса подсудность данных дел признается в качестве исключительной, и такие дела должны рассматриваться непосредственно по месту нахождения заявителя. Исключение составляют только дела об изъятии, что предусмотрено в законодательном акте. Подобные дела могут быть рассмотрены исключительно по месту нахождения должника, у которого планируется проведение изъятия.

Особенности, которые следует принимать во внимание при подаче иска в суд

Арбитражное процессуальное законодательства устанавливает ряд особенностей, в соответствии с которыми должна осуществляться подача искового заявления в суд.

Заявление, в котором содержится просьба об установлении фактов, имеющих какое-либо юридическое значение, обязательно должно подаваться по месту жительства истца.

Исключение составляют только случаи, в которых в заявлении содержится требование об установлении фактов, имеющих значение для внесения любых изменений в правах на недвижимость. В подобных случаях исковое заявление должно быть подано в судебный орган, располагающийся непосредственно по месту нахождения запрашиваемого имущества. Иск об оспаривании бездействия пристава-исполнителя или, напротив, незаконности совершенных им действий, должно быть подано в судебный орган, осуществляющих арбитражное судопроизводство и находящийся непосредственно по месту нахождения данного пристава. Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит в себе требование об установлении подсудности в отношении заявления по спорам, возникающим между организациями, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства или имеющими там свое имущество. Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц должна осуществляться на территории российского государства непосредственно по месту нахождения организации-ответчика. В отдельных случаях, когда подается заявление о рассмотрении спора, возникшего между двумя отечественными организациями, осуществляющими деятельность на территории России или имеющими здесь свое недвижимое имущество, но не имеющими государственной регистрации на территории страны, исключительная подсудность допускает его подачу только в арбитражный суд по Московской области.

Правила осуществления изменения исключительной подсудности

Арбитражное процессуальное законодательство содержит в себе определенный перечень норм, касающихся правил установления и использования исключительной подсудности. Отдельная статья Кодекса также содержит в себе требования, касающиеся процедуры изменения исключительной территориальной подсудности.

В соответствии с требованиями АПК РФ изменение исключительной подсудности не может быть осуществлено ни при каких обстоятельствах.

В частности, для подачи заявления не будет иметь никакого значения воля истца, а также изъявленное им желание о переносе рассмотрения дела в любой другой арбитражный суд. Исключительная подсудность представляет собой уникальный вид подсудности, который не может быть изменен ни при каких обстоятельств. Нарушение данного требования законодательства не допускается и при выявлении факта совершения подобных деяний, нарушающих нормы Арбитражного процессуального кодекса России, заявителю будет предъявлено обвинение в административном нарушении, а решение суда будет признано недействительным.

Дорожная карта проекта: 2 примера (шаблон) + 4 сервиса

Дорожная карта – наглядный пошаговый план достижения конечных целей компании.

Как правило, в ней указываются участники команды, внешние или внутренние клиенты, для которых карта создается, цели проекта и различные визуальные части – схемы, графики, таблицы и другие элементы.

Карта может быть простой в исполнении, например, в виде таблицы. Пример ниже – типичная дорожная карта, реализована под выпуск продукта.

Дорожная карта под выпуск продукта

А еще при создании карты можно дать волю фантазии, и получить нечто вроде примера ниже. Это необычная дорожная карта перехода к цифровой экономике. Хотя и выглядит, как схема Московского метро:).

Карта перехода к цифровой экономике

Кстати, дочитайте статью до конца, специально для читателей блога я приготовила шаблон простой дорожной карты. Скачивайте и пользуйтесь, как говорится. Но об этом позже. Сначала база знаний.

Когда нужна карта

Обычно эксперты, делающие такие карты, говорят “Она нужна всем”. Их понять можно, они болеют свои делом. НО я скажу иначе и приведу примеры, по реализации каких целей и задач дорожная карта должна внедряться в 9 из 10 случаев:

Продуктовые (новый продукт). Например, при выпуске новой кредитной карты в банке. В дорожной карте продукта будут описаны такие необходимые детали, как сроки запуска, обучение консультантов преимуществам продукта, рекламные компании и акции, техническое обеспечение, тестирование и т.д.

Технологические. Используют для сравнений, когда нужно обойти конкурентов или показать разницу. Например, если Вы хотите закупить новые кофе-машины в кофейню, выбирайте поставщика, у которого в карте описаны действия при рисках, поэтапные сервисные проверки кофе-машин и все сроки.

Отраслевые. Это сложные схемы-стратегии развития больших секторов промышленности. Может использоваться для оценки влияния рынка. Например, если Вам нужно разработать стратегию предприятия, исходя из условий рынка.

Корпоративные. Используют, если нужна стратегия развития корпоративной культуры или когда в компании произошла реорганизация. Например, Вы продаете кроссовки в Азии. Новое руководство решает завоевать рынок Европы. В карте указывается, какой объем продаж, доход, охват есть сейчас, какие варианты и сколько времени и трудозатрат будет нужно и т.д.

Образовательные. Такие карты идеальны для составления сотрудниками отдела кадров системы мотивации или постановки индивидуальных планов развития и совершенствования личных качеств. Например, карта может пригодиться сотруднику, получившему глобальную задачу от руководителя.

Карта проекта. Может использоваться практически в любой области. Цель может быть как и личная (например, пробежать марафон – почему бы и нет?), так и от руководителя (который настаивает на том, что компания обязана обойти конкурента по объему продаж в этом месяце).

Про то, что карта должна быть визуально понятной, распинаться не буду. Вы это и так знаете. Но вот в ее наполнении, помимо общих элементов вроде контрольных дат и ответственных, есть и специфические.

Что показывать

Все зависит от аудитории, которой Вы ее покажете, поэтому привожу таблицу для сравнения (боссу ведь не интересно знать про мотивацию отдела кадров?).

Кому показывать Что показывать
Руководителям – Свое видение стратегии;
– Сроки достижения результата;
– Количество необходимых ресурсов.
Инвесторам, партнёрам – Преимущества проекта/продукта/услуги;
– Основные выгоды от
сотрудничества.
Менеджерам по продажам – Обучающий материал;
– Выгоды для целевой аудитории.
Тех. исполнителям, разработчикам – Основные релизы и материалы, сроки их реализации;
– Функции, которые они будут реализовывать;
– Материально-техническую базу.
Отделу кадров – Сроки, от которых зависят все мотивационные программы и денежные выплаты премий и бонусов.

Кстати, если Вам нужна для карты информация по клиентам, будет проще её “доставать” и применять, если у Вас налажена система работы с клиентами – есть crm (Битрикс24 или Мегаплан, например).

Где создавать

Оформление карты зависит от проекта, задач и целей. Согласитесь, при запуске продукта красивая картинка будет привлекательней для инвесторов, чем скучная таблица в Excel. Впрочем, решать Вам, я только расскажу про самые популярные способы создания дорожных карт проекта.

1. Microsoft Excel или Google Таблицы

Если у Вас есть навыки работы с электронными таблицами, можете создавать дорожную карту в них. При этом карта будет отображать основные моменты ключевой цепочки “цели – задачи – команда – сроки – подходы”, которую Вы составите заранее.
Плюсы: простой, дешевый и доступный для всех способ разработки дорожной карты.
Минусы: нет автоматического обновления, отсутствие визуализации.

2. Презентации

Подойдет любая программа для создания презентаций, например, Power Point или Google Презентации. Здесь визуализация целиком зависит от навыков автора.

Плюсы: простое использование всеми участниками
процесса, творческая работа.
Минусы: нет автоматического обновления и синхронизации между участниками.

3. Сервисы

Очевидно, что для работы понадобится, собственно, сервис и желание его освоить. А вообще, именно такой вид карт можно и нужно демонстрировать для удачной презентации своей стратегии.

Плюсы: возможности для создания интересной визуализации, экономия временных и человеко- ресурсов, синхронное обновление у участников (важное отличие от других способов!).
Минусы: денежные затраты на платные сервисы, время и мозговые ресурсы для изучения программы и всех ее преимуществ.

Спешу Вас обрадовать, ниже я составила список наиболее популярных и рекомендованных сервисов для создания дорожных карт. Какой выбрать, решать Вам.

Сервис 1. GanttPRO

Самый популярный сервис. Онлайн-диаграмма Ганта для планирования и управления проектами. Есть бесплатная версия, минимальный тариф $5,90, максимальный $15.

Преимущества: функция делегирования задач между участниками, отслеживания общего прогресса, понятный интерфейс, возможность экспорта в разные форматы. Возможность совместной работы команды, откат по действиям (изменениям), доступные языки: русский, английский, широкий выбор фильтров и меток.

Недостатки: нет мобильного приложения, с телефона в браузере не очень удобно работать.

Сервис 2. Roadmunk

Это онлайн-сервис для реализации и создания красивых дорожных карт. Есть бесплатная версия, минимальный тариф $19 в месяц, а максимальный – $99.

Преимущества: задачи с наглядным распределением времени, позволяет оперативно планировать дела, проводить спринты, фильтры и цвета для удобной работы, интеграция с различными сервисами, простой в использовании, есть подключение команды.

Недостатки: доступный язык только английский, отсутствует отслеживание загруженности.

Сервис 3. Hygger

Это полнофункциональная система управления проектами для Agile команд. Есть бесплатная версия, минимальный тариф $7, максимальный – всего $14.

Преимущества: систематизация проектных досок, отслеживание времени и прогресса, интеграция с различными сервисами, возможно подключение команды, доступен в веб-версии и в качестве мобильного приложения.

Недостатки: доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нет учета затрат и шаблонов.

Сервис 4. Taskworld

Веб-сервис для управления задачами и проектами в командах любых размеров. Есть бесплатная версия, профессиональный тариф $10,99 в месяц.

Преимущества: отличная визуализация, работа проектной группы, есть мобильное приложение и система оповещений.

Недостатки: доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нестабильная работа мобильного приложения (долго грузится и иногда зависает).

Как создать карту

Чтобы сделать дорожную карту, весь процесс по ее разработке важно разделить на несколько этапов и пошагово все распланировать. И, как обещала, привожу шаблон карты. Вы можете использовать мой и следовать инструкции ниже, либо придумать свой вариант карты проекта.

Шаг 1. Цели и задачи

Здесь Вы можете исходить из видов дорожных карт и определить соответствующие цели. А от их постановки уже будете “танцевать”. То есть определите основные задачи и подзадачи на разных этапах реализации плана.

Шаг 2. Ответственные и сроки

Теперь выберите коллег/участников для взаимодействия, обсудите все этапы, расставьте приоритеты. Не забудьте согласовать нюансы, проговорить зоны ответственности, выявить белые пятна.

Установите контрольные даты и конкретные сроки исполнения. Они должны быть, непременно, с запасом, чтобы избежать срывов дедлайнов. Это идеальный вариант, так Вы ничего не упустите и не потеряете время.

Шаг 3. Выбор инструментов

Обсудите все с участниками процесса и определитесь с инструментами для исполнения Ваших задач. Сформулированный и согласованный список инструментов будет отвечать на следующие вопросы:

  1. За счет каких подходов будут достигнуты цели?
  2. Что сделать, чтобы выполнить подзадачу в срок?
  3. Что изменить/автоматизировать для ускорения процесса?
  4. Сколько трудозатрат и человеческих ресурсов нужно?

… и так до бесконечности, в зависимости от того, что Вы выявили на аудите. Таким образом, получится заполненная карта, с учетом всех нюансов. Останется только отмечать ход выполнения.

Коротко о главном

Дорожная карта проекта позволяет сэкономить время на исполнение действий и обдумывание следующих шагов. Вы можете использовать ее при запуске продукта или когда нужно донести до каждого сотрудника, что в этом месяце кровь из носу нужно обскакать конкурента.

Подводя итоги, хочу отметить сильные и слабые стороны такого метода как Roadmap или Дорожная карта:

  • Применение. Карту можно использовать практически в любом процессе (но не во всех);
  • Картина в целом. При взгляде на карту становится понятно все, что необходимо сделать;
  • Распределение задач. Карта дает понимание, на каком этапе, кем и какие подзадачи будут решаться параллельно основной;
  • Без упущений. При подготовке карты сразу видны белые пятна и риски процесса.
  • Согласование. Необходимо по каждому процессу среди большого количества участников из разных сфер управления;
  • Выбор. Если способ создания выбран неверно, Вы можете не добиться визуально понятного плана;
  • Ответственность. Участники проекта должны двигаться строго по карте, иначе срывы сроков Вам гарантированы.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 32 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ вконтакте facebook

И, наконец, приятный бонус: несколько советов по составлению карты, чтобы не переделывать ее сотню раз впустую.

  1. Репетируйте. Перед созданием нарисуйте шаблон дорожной карты на стене кабинета, используя стикеры и маркеры;
  2. Упрощайте. Не усложняйте и не загромождайте карту, детализация не нужна;
  3. Контролируйте. Не ставьте сроком последний день сдачи проекта, назначьте дедлайн заранее;
  4. Страхуйтесь. Сотрудники уходят в отпуска и болеют, поэтому сразу продумайте запасных ответственных;
  5. Обновляйте. Раз в 3 мес (если карта, например, на год) посмотрите на карту свежим взглядом и адаптируйте.