Течение сроков ГПК

Термин «одиночный пикет» часто встречается в РФ на фоне ограничений в проведении массовых митингов и других сборов людей для выражения несогласия. Это законная форма протеста, в которой принимает участие только один человек. По действующему законодательству для проведения одиночных пикетов разрешение не нужно. В зависимости от региона меняются требования к расстоянию между участниками. К примеру, в Москве это 50 м, в Приморском крае — 30 м и так далее. Ниже рассмотрим правовые особенности такой акции, а также приведем пример одиночного пикета с большим количество людей, как в случае с Голуновым.

Что говорит закон

В ФЗ №54, принятом 19.06.2004 года, указано определение и особенности массовых сборов людей (митингов, демонстраций и т. д.). В ФЗ прописано, что пикетирование — одна из форм выражения мнения, которая осуществляется без перемещения и применения звукоусиливающей аппаратуры. Участник пикета вправе использовать плакат, транспарант или другой способ выражения позиции.

Иными словами, одиночный пикет — акция мирного характера, инициатором которой является гражданин или организация, где он состоит. Цель таких действий заключается в публичном выражении мнения для влияния на общество или конкретных его элементов. Пикетирование может иметь разную тематику — политика, экономика, культурная и социальная сфера, взаимодействие с другими странами и т. д.

По законам РФ согласование пикета не требуется. В остальных случаях организаторы акции обязаны письменно оповестить местную власть о шествии, демонстрации или других планах. Во время пикетирования должны соблюдаться принципы ФЗ, Конституции РФ, а также действующих законодательных актов. Чтобы избежать ответственности за одиночный пикет, человек должен знать его особенности и выполнять требования действующих законов.

В законодательстве четко разграничивается пикет и митинг. В первом случае запрещено перемещение и применение аппаратуры (магнитофона, усилителей). Что касается ситуации с митингом, использование техники разрешается, а также допускается перемещение участника.

Общие рекомендации и запреты

При проведении одиночного пикета важно соблюдать ряд правил, чтобы избежать конфликта с правоохранительными органами. Выделим главные моменты:

  1. Возьмите с собой паспорт или удостоверение личности. В документе должно быть фото, подтверждающее принадлежность документа пикетируемому лицу.
  2. Не принимайте алкоголь за сутки до акции или в день ее проведения. При возникновении конфликтных ситуаций наличие спиртного в крови может иметь негативные последствия.
  3. Во время пикета можно стоять или сидеть возле плата или транспаранта. Разрешается раздача листовок и общение с журналистами для пояснения причин своих действий. Кроме того, на вопросы или реплики прохожих можно выкрикивать лозунги с применением возможностей голоса. Но здесь имеются противоречия. В вопросе выкрикивания позиция представителей власти расходится. Одни утверждают, что одиночный пикет должен сопровождаться молчаниям, а другие допускают возможность высказывания своей позиции. Чтобы избежать проблем, лучше ничего не говорить.

В процессе одиночного пикетирования нельзя:

  • применять техническую аппаратуру
  • перемещаться
  • танцевать
  • показывать трюки
  • вести разъяснительные беседы с прохожими
  • мешать перемещению транспорта и прохожих
  • повреждать или уничтожать материальные ценности
  • отказываться от выполнения требований полиции
  • сопротивляться работникам правоохранительных структур
  • оставлять после себя мусор
  • распивать спиртное
  • стучать
  • произносить речи и т. д.

Кроме того, после внесения правок в ФЗ №65 во время одиночного пикета и других аналогичных мероприятий нельзя:

  • закрывать лицо или использовать предметы, усложняющие идентификацию гражданина представителями правоохранительных органов
  • приносить с собой оружие или предметы, которые могут использоваться в этом качестве (в том числе взрывчатку, горючие вещества и т. д.)
  • распространять и демонстрировать нацистскую атрибутику
  • озвучивать экстремистские лозунги
  • ложно обвинять представителей власти и т. д.

Нарушение указанных запретов может привести к задержанию участника одиночного пикета.

Вопрос согласования

Если в пикетировании участвует только один человек, согласовывать акцию не нужно. При этом группа лиц может провести одиночный пикет с привлечением большого количества людей при условии нахождения на определенном расстоянии. Для столицы и СПб этот параметр равен 50 метрам.

При участии в пикетировании более одного человека и применении разных конструкций, организатор обязан проинформировать уполномоченный орган о будущем мероприятии, количестве участников, особенностях проведения и других моментах. Ответственная структура рассматривает обращение и принимает решение о согласовании. По закону уполномоченный орган вправе отказать.

Место для проведения одиночного пикета

В ФЗ 54 (ст. сказано, что публичное мероприятие можно проводить в любом месте, где его организация не создаст какой-либо опасности для других людей или объектов. При этом точки проведения одиночных пикетов или других мероприятий могут ограничиваться действующим законодательством. Проведение пикетов и других акций запрещено в таких местах:

  • участки возле производственных объектов или сооружений, использование которых требует соблюдения правил ТБ
  • приграничные участки, где требуется одобрение уполномоченных органов
  • ж/д магистрали, путепроводы, различные полосы отвода и ЛЭП
  • зоны возле резиденции главы государства, судов, а также зданий, где люди отбывают наказание в виде лишения свободы.

В случае проведения мероприятия на объектах, относящихся к культурным и историческим памятникам, необходимо соблюдение требований ФЗ и особенностей эксплуатации таких зон. Это же касается и объектов транспортной инфраструктуры.

Время проведения

Одиночный пикет, как и мероприятия публичного характера, должны проводиться в период с 7.00 утра до 22.00 вечера. Исключением являются события, касающиеся памятных дней и проводимых на государственном уровне, а также согласованных событий культурного характера.

В каких случаях могут запретить пикет

Пикетирование может быть прекращено в любой момент в случае нарушения участником требований законодательства. Выделим главные причины:

  1. Нарушение порядка с риском для окружающих или участника, а также имущества граждан или компаний.
  2. Совершение противоправных деяний.
  3. Неисполнение требований уполномоченных органов об устранении нарушений, указанных в ФЗ №54 и этой статье. После устранения замечаний проведение мероприятия можно продолжить.

Если отклонение от требований законодательства не устранено, пикет прекращается по требованию правоохранительных органов.

В ситуации, когда решено прекратить пикетирование, органы власти РФ (на местном или региональном уровне) дают указание о прекращении мероприятия с последующим вручением соответствующего указания организатору. Также устанавливается временной промежуток, в течение которого необходимо выполнить предписание.

Если требование не выполнено, представители полиции принимают законные меры по прекращению такой деятельности. При организации беспорядков, погромов или других ситуаций, противоречащих нормам законодательства, мероприятие прекращается правоохранителями с учетом законов РФ. Неисполнение требований полиции или сопротивление влечет за собой последствия в административной и уголовной ответственности.

Когда полиция вправе задержать человека на одиночном пикете

Задержание во время пикетирования возможно в нескольких ситуациях. Выделим основные:

  1. Представители власти считают, что человек нарушает правила проведения пикета. К примеру, участник находится в запрещенном месте.
  2. Полиция нуждается в установлении личности. Чтобы предотвратить задержание, необходимо иметь при себе удостоверение (паспорт, права).
  3. При нападении противников. При появлении угрозы жизни пикетчику полиция вправе вмешаться и остановить акцию для защиты человека.

Важно помнить, что задержание во время пикета является нарушением закона. Чтобы защитить себя от произвола правоохранителей, важно знать права и уметь их отстаивать во время общения с полицией.

Примеры акций одиночного пикетирования

На практике существует много примеров, когда люди проводили акции одиночного пикетирования. Выделим основные:

  1. Антон Долин (кинокритик, журналист) в конце 2018-го провел одиночный пикет возле администрации главы государства в поддержку Сенцова. В дальнейшем к одиночному пикетированию присоединились и другие представители интеллигенции. Полиция в проведение мероприятия не вмешивалась.
  2. Алена Попова (общественный деятель, правозащитница) провела одиночный пикет, чтобы обратить внимание на неудовлетворительную работу Госдумы и ее неспособность найти нарушение этики в действиях Слуцкого (депутата Госдумы). Во время акции использовались изображения «виновника» на плакате. Представители правоохранительных органов подошли к женщине и потребовали от нее удалиться. Ей указали на нарушение ФЗ №54 и применение разборной конструкции. Через несколько часов ее освободили из-за отсутствия оснований для ареста.
  3. Ильдар Дадин (активист) провел одиночный пикет и был осужден по уголовной статье. В дальнейшем суд отменил приговор. Через некоторое время в 2017-м активист требовал отставки А. Тереха (руководителя УФС Карелии). Представители полиции потребовали у участника документы, которые тот не смог предоставить. В дальнейшем И. Дадин был арестован за пикетирование возле ФСБ, за что он получил штраф в размере 20 000 рублей.

Наибольший ажиотаж вызвала ситуация с задержанием Ивана Голунова (журналиста Медузы). По сведениям правоохранителей при нем были найдены наркотические средства, которые задержанный якобы хранил для дальнейшего распространения. На защиту журналиста вышло 50 коллег, которые стали на разрешенном расстоянии и раздавали листовки прохожим. Акция продолжалась около двух часов. Работники правоохранительных органов проверили документы участников, но никаких действий не предпринимали.

Кроме того, одиночные пикеты при участии около 400 человек проходили возле управления МВД на Петровке. До этого десять журналистов проводили аналогичную акцию возле здания полиции, но были задержаны. В дальнейшем их отпустили.

Итоги

Одиночный пикет — мирное выражение своей позиции, не требующее предварительного согласования. Но перед проведением такой акции важно учесть требования законодательства, чтобы не оказаться в полицейском участке.

Информирование юристов по поводу проведения одиночного пикета

Советы профессиональных юристов и адвокатов для проведения одиночного пикета можно получит у нас. Для этого заполните форму ниже и наш первый свободный консультант свяжется с Вам в ближайшее время.

Раздел 4.1 Понятие, признаки, виды правовых символов

Проблема правовой символики в научной литературе традиционно рассматривается в связи с общим понятием символа и той ролью, которую социальные символы играют в общественной жизни.

Символ — это некоторая знаковая структура, служащая для обозначения идеального содержания, отличная от ее непосредственного предметного бытия, открывающегося органам чувств. Считается, что символы возникают в первобытном обществе, когда у людей появляется потребность каким-либо образом координировать совместную деятельность, фиксировать и быстро, понятно передавать последующим поколениям приобретенный опыт. При таком подходе символы рассматриваются как средство преодоления первобытного невежества людей, неразвитости естественного языка, отсутствия письменной речи путем создания наглядных образов и стимулирования привычного реагирования в определенной ситуации.

B узком смысле, правовой символ рассматривается как символ, установленный или санкционированный действующим законодательством. Такие правовые символы также могут носить название нормативных или законодательных символов, и именно они, как правило, подразумевается в классических определениях. Понятие «правовой символ» в широком смысле охватывает все символы, являющиеся частью правовой культуры данного общества, интегрированные в его правовую систему. K ним относятся как символы, закрепленные законодательно, так и те, которые подобного закрепления не имеют, но воспринимаются людьми в качестве правовых, так как символизируют в общественном правосознании определенные правовые ценности (например, изображение Фемиды как символ правосудия).

Помимо этого, можно выделить и категорию юридически значимых символов, включающую в себя все символы, так или иначе

опосредованные позитивным правом: как охраняемые им, так и запрещенные. Необходимость обособления данной категории связана с тем, что определенная группа символов не может рассматриваться в качестве правовых, так как несет в себе отрицание общепризнанных правовых ценностей. B тоже время, само существование подобных противоправных символов не только признается правом, но и приобретает юридическое значение. Так, использование нацистской символики служит основанием применения юридической ответственности, т.е. влечет за собой конкретные юридические последствия (например, ст. 20.3 КоАП РФ «Демонстрирование фашистской атрибутики или символики»). Факт законодательного регулирования сближает противоправные символы с правовыми (нормативными).

Наглядно продемонстрировать соотношение между указанными группами символов позволяет следующая схема фис. 1).

Рис. 1. Юридические символы

B теории права реализация правового символа связывается с его способностью обеспечивать:

а) отражение природы государства, национально-культурной самобытности страны;

б) использование субъективных прав, исполнение юридических обязанностей, соблюдение запретов;

в) наглядность, доступность и лаконичность внешнего выражения

— 1

нормативного материала и индивидуальных юридических решении.

Правовые символы реализуются через призму различных предписаний акта. Например, реализация такого правового символа как государственный флаг России происходит путем осуществления предписанных юридическим документом процедур поднятия государственного флага в дни торжественных событий, его при спускание в день траура, размещение его на строго определенных зданиях, документах, автомобилях высших должностных лиц государства, и регламентирующих поведение людей в отношении этих действий и предметов.

Причем правовые символы могут воплощаться в жизнь путем реализации предписаний различных отраслей права и различной юридической силы. Уже упомянутый флаг государства может в соответствующей ситуации реализовываться через предписания Федерального конституционного закона «О флаге РФ», а в том случае, когда соблюдается запрет его осквернения — через норму Уголовного Кодекса РФ.

Правовой символ может служить условным заменителем целого нормативного предписания или важного компонента его содержания. Выступая его сжатым, наглядным эквивалентом в повседневной жизни, он способствует целостному восприятию регулируемой ситуации. Самым наглядным примером являются знаки, регулирующие дорожное движение. B ситуации, когда необходимо быстро принять решение, но нет возможности непосредственно обратиться к правовому предписанию, правовой символ становится незаменим. Здесь избыточность информации будет сказываться и на ее доступности. Если гипотетически представить себе, что текст предписания будет продублирован на дорожном знаке, то можно представить к какому хаосу на дороге это приведет. B таких и аналогичных ситуациях правовой символ делает возможным представить информацию, заключенную в нормативных предписаниях, в виде целостного образа, а не по частям. При этом абстрактное предписание 1 посредством правового символа привязывается к конкретной ситуации его реализации.1

Некоторые правовые символы способствуют реализации

индивидуальных правовых предписаний. Например, подпись

должностного лица и печать, проставленные на решении суда, делают правовой акт юридически значимым. Специфика соотношения реализации нормы права и реализации правового символа выражается в следующем. Правовой символ, замещая собой правовое предписание, становится своего рода связующим звеном между этим предписанием и субъектами, на которых направлена норма. Осуществляемое им правовое воздействие фактически запускает механизм действия нормы права. Правовой символ способствует формированию вторичной правовой информации,

дополнительно к той, которая отражена в тексте правового акта, «правовой символ как бы отрывается от текста и самостоятельно регулирует

о

психофизическое поведение людей, их поступки».

Символы, так или иначе связанные в своем существовании и действии с правом, далеко не однородны. B их числе можно выделить как минимум три группы:

1. Символы, закрепленные в официальных источниках права и

охраняемые государством. Именно эта группа традиционно

а

рассматривается под наименованием «правовые символы». И именно в этом контексте можно говорить о «символических предписаниях» как особой группе нетипичных правовых предписаний.

2. Символы, используемые в праве. Речь идет о тех условных образах, которые не получили юридического закрепления, HO их смысл имеет K праву непосредственное отношение (например, изображение Фемиды как символ правосудия). C точки зрения позитивистского правопонимания юридического значения подобные явления не имеют, но, символизируя собой те или иные правовые ценности, они, безусловно, выступают составным элементом правовой системы общества.

3. Символы, которые упоминаются в законодательстве, не приобретая при этом правового характера. B частности, такими являются символы, использование которых запрещается действующим правом. B отличие от предыдущей эта группа отторгается правовой системой в связи с тем, что выражает негативные, чуждые ей явления и ценности. Ho, с другой стороны, само существование подобных символов не только признается правом, но и приобретает юридическое значение.

Итак, помимо собственно правовых символов, закрепленных правом и имеющих определенное юридическое значение, существуют, C одной стороны, символы, не признанные официально, но являющиеся правовой ценностью, а с другой — символы, не игнорируемые позитивным правом, но и правовыми не являющиеся. Следует отметить, что четкая граница между данными группами проводится в литературе не всегда. Так, A.B. Никитин, давая жестко позитивистское определение правовых символов, в то же время говорит о таких их примерах, как изображение тюремной

л

решетки или соединенных брачных колец. Подобные символы, однако, ни юридическим закреплением, ни тем более правовой охраной или процессуальным порядком применения не характеризуются, поэтому и авторскому определению не соответствуют.3

Правовой символ выступает в роли «катализатора», дающего толчок к реализации нормы права. H.H. Вопленко отмечает, что «основное функциональное назначение правовых символов состоит в том, чтобы констатировать факт или предупреждать о юридической значимости каких-либо действий, отношений. B этой связи они являются особыми юридическими фактами». Таким образом, реализация правового символа в ряде CnyiIaeB предшествует реализации норм права, гипотеза которых указывает на необходимость наличия или отсутствия таких символов для того, чтобы сработала диспозиция или санкция нормы. Например, в ст. 41 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» говорится о том, что «до приведения к военной присяге (принесения обязательства): военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста», в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» , говорится, что «уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги». После произнесения присяги сам субъект и окружающие воспринимают факт официального принятия им на себя прав и обязанностей. Действительный их переход и то, что только после присяги субъект вступает в отношения уже в новом качестве говорит о том, что данная символическая процедура реализована.

Следовательно, с точки зрения реализации правового символа важно, чтобы передаваемое им предписание воплотилось в действительных конкретных отношениях между людьми.

Сказанное позволяет определить понятие «реализация правового символа» как претворение (воплощение) выраженных посредством него государственно-властных нормативных и индивидуальных установлений в правомерном поведении субъектов права.

Из числа признаков правового символа, выделяемых в литературе, самыми значимыми представляются следующие:

1. Символ — это искусственный знак, имеющий условную (конвенциональную) природу, его форма чаще всего не связана сущностно с выражаемым ею содержанием.

2. Символ признается государством и поддерживается силой государственного воздействия.

3. Символ служит для закрепления и выражения юридически значимого содержания. A.B. Никитин в качестве признака указывает на то, что правовой символ закрепляет социально значимое юридическое содержание. Следует заметить, что социальная значимость правовых символов представляет собой самостоятельную проблему. C одной стороны, социальная значимость, наряду с символами, присуща всем правовым явлениям, равно как и праву в целом. C другой стороны, по степени социальной значимости символы существенно различаются между собой, и далеко не все из них выражают ценности, актуальные для всего общества. Бланки документов, их официальные реквизиты, безусловно, имеют символическую природу, но их социальное значение проявляется гораздо менее явно, чем сугубо юридическое. Поэтому, применительно K правовым символам, закрепленным и охраняемым в законодательном порядке, правильнее говорить именно о юридически значимом содержании.

Таким образом, первый признак является общим для всех символов. Второй — отличает правовые символы от неправовых, то есть противоречащих праву, запрещенных им. A третий — позволяет отграничить собственно-правовые (нормативные) символы от правовых символов в широком смысле, то есть тех, использование которых не влечет определенных юридических последствий, хотя смысл их, безусловно, носит правовой характер.

ГПК РФ Глава 9. Процессуальные сроки

Статья 107 ГПК РФ — Исчисление процессуальных сроков

1. Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

2. Процессуальные сроки определяются датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.

3. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статья 108 ГПК РФ — Окончание процессуального срока

1. Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае, если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.

2. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

3. Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

4. В случае, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Статья 109 ГПК РФ — Последствия пропуска процессуальных сроков

1. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока.

2. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы.

Статья 110 ГПК РФ — Приостановление процессуальных сроков

1. Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу.

2. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.

Статья 111 ГПК РФ — Продление процессуальных сроков

Назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены судом.

Статья 112 ГПК РФ — Восстановление процессуальных сроков

1. Лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

2. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.

3. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.

4. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационных жалобы, представления соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, установленного частью второй статьи 376 настоящего Кодекса, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

Пропущенный процессуальный срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, установленный частью второй статьи 376 настоящего Кодекса, и пропущенный процессуальный срок, установленный соответственно частью второй статьи 391.2 и частью второй статьи 391.11настоящего Кодекса, могут быть восстановлены судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Пропущенный процессуальный срок, установленный соответственно частью второй статьи 376, частью второй статьи 391.2 и частью второй статьи 391.11 настоящего Кодекса, может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

5. Определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть обжаловано.