Тарифы на содержание и текущий ремонт

С 1 января 2020 года установлены новые цены на содержание многоквартирных домов Москвы и ставки социального найма жилья

В Москве с 1 января 2020 года вырастают цены на Содержание жилых помещений (содержание общего имущества многоквартирного дома) и ставки социального найма жилья. Рост составит примерно 5 и 10% соответственно.

Новые тарифы установленыпостановлением Правительства Москвы от 03 декабря 2019 года N 1596-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. N 848-ПП» .

Публикуем новые цены на Содержание жилых помещений и напоминаем, что так называемой муниципальной ставки больше нет — одинаково платить будут и те, у кого единственное жильё, и те, у кого несколько квартир:

Ставки платы за наём для нанимателей жилых помещений, которым предоставляются меры социальной поддержки (в скобках — рост в %):

N
п/п

Категории многоквартирных домов

Ставки платы за социальный наем жилого помещения и наем специализированного жилого помещения (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц)

Зона

Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом независимо от материала стен и наличия мусоропровода

5,48 (+10,0%)

4,25 (+10,1%)

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта независимо от материала стен и наличия мусоропровода

2,41 (+10,0%)

1,79 (+9,8%)

Ставки платы за наём для нанимателей жилых помещений, которым не предоставляются меры социальной поддержки (в скобках — рост в %):

N
п/п

Категории многоквартирных домов

Ставки платы за социальный наем жилого помещения и наем специализированного жилого помещения (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц)

Жилые дома со всеми удобствами независимо от материала стен и наличия лифта и мусоропровода, расположенные в I зоне

28,08 (+10,0%)

Жилые дома со всеми удобствами независимо от материала стен и наличия лифта и мусоропровода, расположенные во II зоне

25,53 (+10,0%)

Одновременно был увеличен минимальный размер взноса в фонд капитального ремонта общего имущества МКД, который с 1 января 2020 года составит 18,86 руб. с кв.м. (рост 3.7% — постановление Правительства Москвы № 1597-ПП от 03.12.2019 «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 833-ПП»).

Все остальные тарифы на 2020 год можно увидеть в разделе Тарифы и цены на ЖКУ в материале » Цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги с 1 января и 1 июля 2020 года для населения Москвы «.

Частное учреждение

Частное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Определение из нормативных актов

Статья 9 «Частные учреждения» Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

«1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».

Частное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником. В зависимости от собственника, учреждения бывают:

— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;

— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник муниципальное образование.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Частное учреждение регулируется ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ответственность частного учреждения и его собственника регулируется ст. 120 ГК РФ:

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Налогообложение и бухгалтерский учет

На частные учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Частные учреждения ведут бухгалтерский учет на коммерческом плане счетов (см. План счетов бухгалтерского учета).

Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 41 «Товары» и т.д.). План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления. С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).

Статья 20. Виды уголовного преследования

1. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

2. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116 частью первой, 128.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159-159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

4. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны .
5. Уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Комментарий к статье 20 УПК РФ

1. Уголовное преследование, как можно уяснить из содержания части первой данной статьи и пункта 55 статьи 5, есть процессуальная деятельность по осуществлению функции обвинения. Оно имеет три разновидности, или формы: по делам публичного, частно-публичного и частного обвинения. Дела частного обвинения — это дела об указанных в ком. статье преступлениях небольшой тяжести, наказание за которые не связано с лишением свободы. Дела частного обвинения возбуждаются лишь по заявлению потерпевшего (или его законного представителя), который считается в этом случае частным обвинителем, и прекращаются в связи с примирением сторон. Производство по делам частного обвинения — это производство у мирового судьи, обладающее существенными особенностями (см. ком. к главе 41).

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются также лишь по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК (см. ком. к ней). После возбуждения такого дела производство по нему осуществляется в общем порядке.

2. Уголовное дело о данных преступлениях может быть возбуждено также следователем и дознавателем с согласия прокурора в случаях, когда потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. При этом следователь приступает к производству предварительного следствия, а дознаватель — дознания.

3. Если в ходе предварительного расследования появляются основания для переквалификации ранее предъявленного публичного обвинения на частно-публичное или частное обвинение, то следователь, дознаватель должны выяснить у потерпевшего, намерен ли он подавать соответствующее заявление. При его подаче производство по делу частно-публичного обвинения продолжается в общем порядке. Дела же частного обвинения прекращаются, и материалы их вместе с заявлением потерпевшего направляются в суд.

4. Под зависимым состоянием, о котором идет речь в части четвертой данной статьи, следует понимать личную, служебную и любую иную зависимость пострадавшего от обвиняемого, которая реально заставляет пострадавшее лицо опасаться возможности наступления для себя серьезных отрицательных последствий в случае подачи им заявления о возбуждении дела. По смыслу закона к лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены тяжелобольные, престарелые лица, малолетние дети и лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. Иные причины, по которым лицо не может защищать свои права и законные интересы, могут состоять в отказе близких родственников умершего потерпевшего от защиты его интересов в рамках уголовного процесса <1>. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны. На наш взгляд, иные причины, по которым лицо не способно защищать свои права и законные интересы и которые могут повлечь за собой возбуждение уголовного дела в порядке публичного обвинения, могут быть также связаны и с трудной жизненной ситуацией, в которую оно было поставлено: например, когда пострадавшее лицо, находясь в отъезде, стало жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, террористических действий, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий либо оказалось в иных экстремальных условиях и в силу этого не имеет возможности вернуться в предсказуемые сроки на территорию, подпадающую под соответствующую юрисдикцию.

———————————
<1> См.: Определение ВС РФ от 28.04.2003 N 46-о03-11 // БВС РФ. 2004. N 2.

Другой комментарий к статье 20 УПК РФ

1. Комментируемая статья определяет три вида уголовного преследования. Связывая такую классификацию с характером и тяжестью преступлений, законодатель вместе с тем не ограничивается этим постулатом, не отсылает к нормам УК, а перечисляет уголовные дела о преступлениях, преследуемых в порядке частного обвинения (пять составов преступлений), и дела о преступлениях, преследуемых в порядке частно-публичного обвинения (девять составов преступления). Дела об остальных преступлениях преследуются в публичном порядке.

Понятие «уголовное преследование» дано в п. 55 ст. 5 УПК. Оно представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения с целью изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Сообразно сказанному уголовные дела принято разделять на дела публичного обвинения, дела частно-публичного обвинения и дела частного обвинения.

2. К делам частного обвинения комментируемая статья относит дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129, ч. 1 (клевета без отягчающих обстоятельств), 130, ч. 1 (оскорбление), 130, ч. 2 (оскорбление, содержащееся в публичном выступлении или СМИ). Все они относятся к преступлениям небольшой тяжести.

Дела частного обвинения — это такие дела, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (его законного представителя) и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (см. коммент. к ст. 318, 319, 321).

Имевшие место на практике тенденции переложить бремя обеспечения привлечения к уголовной ответственности по этим делам на пострадавших признаны ошибочными. КС РФ признал не соответствующими Конституции положения ч. 2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318 УПК в той части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или ст. 116 УК, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке (см. Постановление КС РФ от 27.06.2005 N 7-П).

3. Уголовными делами частно-публичного обвинения закон считает такие дела, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Все производство по делу после его возбуждения осуществляется в таком же порядке, как и по делам публичного обвинения.

К делам о преступлениях, производство по которым осуществляется в порядке частно-публичного обвинения, отнесены дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 (изнасилование без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ч. 1 ст. 136 (нарушение равноправия граждан), ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременных женщин или женщин, имеющих детей до трех лет), ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав), ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав). Все перечисленные преступления, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

4. Уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 2 и 3 комментируемой статьи (дела частного, частно-публичного обвинения), могут быть возбуждены и при отсутствии заявления потерпевшего, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими правами (преклонный возраст, состояние недееспособности, болезнь потерпевшего и т.п.). В отличие от ранее действовавшего УПК дела частно-публичного обвинения вправе возбудить не только прокурор, но с его согласия также следователь и дознаватель.

5. Дела публичного обвинения — это дела, возбуждаемые уполномоченными органами (прокурором, следователем, дознавателем) в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.
В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, — о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту — Верховному совету. «Да, да, нет, да» — известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.
7 октября 1993 г. председатель Конституционного суда Валерий Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» уходит в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи были вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей Конституционного суда, однако, в последний момент, по некоторым данным — по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало).
В итоге, 12 декабря 1993 года, был принят высший нормативный правовой акт Российской Федерации — Конституция Российской Федерации. При этом за ее принятие проголосовало никак не «подавляющее большинство» граждан России — 58,43 %, тогда как против предложенного основного закона высказалось 41,57 %. За два месяца до этого, 15 октября 1993 года, президент Борис Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» — термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Об отношение россиян к Конституции – к 21-летию документа
— 41% россиян никогда не читал Конституцию. 39% считают, что граждане России в основном соблюдают Конституцию, 36% ответили, что отчасти. О том, что 12 декабря в стране отмечается день Конституции, знают 75% опрошенных. Таковы данные опроса «Левада-центра», проведенного накануне праздника.
— За 2014 год в Конституцию были внесены три поправки. Первая (от 5 февраля) предусматривала объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, а также расширение полномочий президента России по кадровым назначениям в прокуратуре. Вторая (от 21 марта) закрепляла принятие Крыма в состав России. Третья (от 21 июля) дает возможность президенту вводить своих представителей в Совет Федерации; число их не должно превышать 10% общего количества членов.
— 8 декабря президент России поздравил судей Конституционного суда с предстоящей памятной датой. Говоря об изменениях в Конституции, Владимир Путин заявил, что «конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным», а сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы.
— В преддверии юбилея председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил: «Я всегда говорил одно и то же. Первое: не вносите в Конституцию того, чего не нужно вносить. Если нельзя не вносить — только тогда вносите. А второе: Конституция — это не священная корова, и не нужно на нее молиться, не притрагиваясь, или наоборот — поскольку мы не готовы к священному — взять и все отбросить: сегодня одно, завтра — другое». Стоит отметить, что ранее Зорькин уже призывал не относиться к Основному Закону как к «священной корове».

Геннадий Бурбулис, известный деятель из команды либерал-реформаторов, который в 1992 году занимал должность руководителя группы советников Президента Российской Федерации, высказался тогда по этому поводу предельно откровенно и даже цинично: «Конституция, принятая 12 декабря, пусть через ухо, пусть через задницу принятая, – она есть и она является той правовой основой, которая необходима для продвижения вперед» (Русская мысль. 1994. 2–8 июня. С. 9). Как говорится, без комментариев…

По мнению Виктора Шейниса (член партии «Яблоко»), одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трёх человек — Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая (естественно, что все они, включая и некогда изгнанного из комсомола Шейниса, в советские времена были членами КПСС, т.е. официально принадлежали к авангарду строителей коммунизма и соответственно должны были учить этому других, в том числе и личным примером беззаветного служения идеалам истинной, а не буржуазно-либеральной свободы).
Они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.
Что касается содержательной части, то принятая Конституция также вызывает немало справедливых нареканий. В первую очередь, обращает на себя внимание, что отличительной особенностью ельцинской конституции является ее преимущественно декларативный характер. В этом отношении она не только конкурирует, но даже выигрывает «за явным преимуществом» у своих советских предшественниц. Можно сказать, что Основной закон в редакции 1993 года фиксируют скорее предельно общие принципы и цели (списанные под копирку с аналогичного законодательства стран «цивилизованного Запада» и почти не считающиеся с тысячелетней традицией и укладом Русской цивилизации), чем существующую реальность.
Также бросается в глаза характерное для начала 1990-х годов расшаркивание российских властей перед своими западными «друзьями и партнерами». Очевидно, что ельцинский политический режим после разгона законно избранного парламента особенно нуждался в международной легитимации своих конституционных инициатив. Видимо, этим обстоятельством в значительной мере объясняется решение включить в Основной закон положение, устанавливающее приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом (если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права). При том, что конституции большинства государств, считающих себя независимыми субъектами мировой политики, предполагают приоритет отечественного законодательства перед нормами международного права.
Многие критики принятой наспех Конституции 1993 года также указывают на то, что статья 13, постулирующая, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной», как минимум противоречит самой природе государства, которое по определению не может существовать без идеологии. Также как нормальная жизнедеятельность отдельного человека не мыслима вне рамок рационального целеполагания и мысленного выстраивания образа желаемого будущего, а также определения эффективных средств его достижения (с учетом имеющихся в наличии средств и ресурсов, а также внешнего окружения).
Еще одним существенным «родовым пороком» действующей Конституции является отсутствие какого-либо упоминания о роли в формировании российского государства русского народа. Ни в качестве государствообразующего, ни даже, как составной части РФ.
Кстати говоря, это обстоятельство подчеркивает генетическую связь с большевистскими конституциями, в которых игнорировалось, а зачастую просто беспардонно вымарывалось, всякое упоминание о роли русского народа в строительстве «многонационального дома» на «одной шестой части суши». Разница состоит лишь в том, что если отцы-основатели советского государства прикрывали этот исторический подлог соображениями «пролетарского интернационализма» и планами построения в будущем «всемирного государства рабочих и крестьян», то «младореформаторы» 1990-х гг., вскормленные на западных грантах, уже явно думали о победе в глобальном масштабе сил «либерально-олигархического интернационала».

Но всё же. Конституция в стране, как ОСНОВНОЙ ЗАКОН есть. В отличие от Мелкобритании, у которой её отродясь не было. Что нам даёт этот закон?
С точки зрения юридической природы, социального содержания и назначения ныне действующая российская Конституция выделяется следующими специфическими чертами и особенностями.
Во-первых, это Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного закона, свойственного государству с высокоцентрализованной системой управления экономической и другими сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свойственного государству с рыночной экономикой.
Переходный характер Конституции 1993 прослеживается практически во всех её главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в исходных положениях, касающихся различных форм собственности, природных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конституции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный характер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приоритетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993, отражая переходный характер экономики от государственно-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет одинаковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Конституции «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8, п. 2). Действующая Конституция, закрепляя «единство экономического пространства, 431 свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» и поддерживая конкуренцию и свободную экономическую деятельность, устанавливает также положение, в соответствии с которым «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 8, п. 1; ст. 9, п. 2).
Во-вторых, действующая Конституция, так же как и Основной закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Это означает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией РФ, не должны ей противоречить. Это означает также, что Конституция как юридический акт имеет несомненный приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми актами. Согласно статье 4-й она вместе с федеральными законами обладает верховенством на всей территории РФ. Определяя и закрепляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы РФ и механизма правового регулирования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.
В-третьих, современная Конституция Российской Федерации является юридическим актом прямого действия. Данная её особенность специально выделяется и закрепляется в статье 15, где прямое действие Конституции по своей значимости ставится в один ряд с её высшей юридической силой. При этом подчёркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в частности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и общественной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства.
В-четвёртых, Конституция РФ, как свидетельствует уже её название и 432содержание, является актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках – конституции, а в остальных субъектах РФ – уставы. Кроме того, Конституция РФ предусматривает издание по ряду указанных в самом её тексте вопросов федеральных конституционных законов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является исчерпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам принятие федеральных конституционных законов исключается.
Среди вопросов, по которым предусматривается издание федеральных конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъектов РФ (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых субъектов); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации – их описания и порядка официального использования (ст. 70, п. 1); порядка назначения и проведения референдума (ст. 84 п.в); режима военного положения (ст. 87, п. 3); обстоятельств и порядка введения на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядка деятельности правительства РФ (ст. 114, п. 2); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128, п. 3).
В-пятых, действующая Конституция России, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важнейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксированы в её преамбуле. Это: сохранение исторически сложившегося государственного единства России; «возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости её демократических основ»; утверждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России.
Данные цели пронизывают всё содержание Конституции и лежат в основе всех её глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направления деятельности российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.

В-шестых, Конституция России, будучи многогранным и многоаспектным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государственной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только сугубо юридические функции, выступая в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства и (как правовой акт прямого действия) непосредственно регулируя общественные отношения, но и иные функции – экономические, политические, социальные, идеологические.
***
Порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, поправок к главам 3–8, определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется поддержка (одобрение) большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной 433 думы. Все поправки к главам 3–8 Конституции РФ должны оформляться и приниматься в виде особых федеральных законов. Такое требование содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 31.10.1995 по делу, касающемуся толкования статьи 136 Конституции РФ.
Процедура одобрения поправок к главам 3–8, принятых палатами Федерального собрания и оформленных в виде особого федерального закона, на уровне субъектов РФ устанавливается их конституциями (уставами) и регламентами их законодательных (представительных) органов.
Наконец, третья часть положений главы 9 Конституции РФ относительно порядка принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции касается изменения статьи 65. Согласно статье 137 (п. 1) Конституции РФ изменения в статью 65, «определяющую состав Российской Федерации», вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Проблема ныне действующей Конституции в том, что мы не видим проекта развития страны. Потому что Конституция не задает желаемого образа будущего. Что, вообще-то говоря, должен делать основной закон. Конституция должна определять базовые ценности — что мы считаем добром, а что злом, и как мы будем строить государство и общество, понемногу приближаясь к идеалу. Данная Конституция принципиально уходит от этих вопросов.
Остается лишь полностью согласиться со словами президента РФ В.В.Путина, произнесенными 8 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге на встрече с судьями Конституционного Суда РФ:
«…конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным. Иногда сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы. Очевидно, что конституционные нормы необходимо постоянно анализировать, примерять к стремительно меняющейся реальности, изучать правоприменительную практику, уметь смотреть за горизонт…»
PPS
Действующая Конституция — это не мёртвый закон. В неё вносились, и будут вноситься поправки, продиктованные временем и изменением политики государства. Например: