Таблица политические режимы и их характеристики

4.4. Типология политических режимов

Основные политические режимы.

Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.
Политический режим определяется:

  • уровнем развития и интенсивностью общественно политических процессов
  • структурированностью правящей элиты
  • состоянием отношений с бюрократией(чиновничьим аппаратом)
  • развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением.
  • доминирующим в обществе типом легитимности

Политический режим обеспечивает:

  • стабильность политической власти
  • управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений
  • достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты

Основные политические режимы:
1) Тоталитаризм
2) Авторитаризм
3) Демократия

Тоталитаризм

Тоталитаризм – (от лат. «totalis» – «весь», «целый», «полный») один из видов политического режима, который характеризуется всеохватывающим (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.
Несмотря на то, что вопросы о полном подчинении людей государству рассматривался философами и мыслителями еще в древности, сам термин впервые ввел Б. Муссолини, назвав так сложившийся строй в Италии.
Признаки тоталитарного режима:
1) Господство единой идеологии.
Идеология – система взглядов и идей, политических лозунгов и философских концепций, на которые опирается политический лидер для создания необходимого общественного мнения.
2) Однопартийная система. Массовая партия пронизывает все сферы жизнедеятельно- сти общества, контролирует и хозяйственный механизм, и политические процессы, и духов- ную сферу.
3) Культ вождя. Как правило, руководство партией осуществляет политический лидер – вождь, личность которого впоследствии становиться культом.
4) Террор и репрессии (наказания), с помощью которых обеспечивается полное под- чинение общества.
5) Жесткая цензура и полный контроль над СМИ.
6) Милитаризация страны (наращивание военной силы), проведение агрессивной внешней политики.
7) Централизованный контроль над всеми сферами жизни общества.
Тоталитарный политический режим был установлен в ХХ веке в Италии, Германии, СССР, Китае и ряде других государств. Сегодня о существовании тоталитарных режимов можно говорить в отношении КНДР, Ирана, некоторых арабских государств, а также некоторых африканских стран, где до сих пор сохраняются военные режимы.

Авторитаризм

Авторитаризм – это политический режим, при котором верховная власть в государстве сосредоточена у одного лица (авторитета) или небольшой группы лиц, не допускающих вмешательства в процесс управления других.
Авторитаризм – это и особо организованная политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Зачастую авторитаризм сочетается с диктатурой, деспотизмом, тиранией, так как власть опирается на неправовые способы и жесткие методы управления и подчинения. Происходит отказ от народовластия и принципа разделения властей.

Такой режим зачастую устанавливается путем военного или государственного переворота, что приводит к установлению власти диктатора, тирана, деспота. Правитель опирается на военную силу (армию).
Важной особенностью, отличающей авторитарный режим от тоталитарного, является то, что политическая власть авторитаризма не стремиться к полному контролю общества, а контролирует лишь те сферы, которые так или иначе связаны с политикой. Так, государственный контроль не распространяется на неполитические сферы – культуру, религию, частную жизнь. Деятельность политических партий и оппозиции, как правило, запрещена.
Права и свободы граждан ограничены и исключается любая возможность свободного, самостоятельного и сколько-нибудь значительного влияния граждан на государственную политику. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «Все, что не разрешено, то запрещено».
В государстве также принята государственная идеология, но допускаются и другие не оппозиционные идейные течения. В СМИ действует цензура.
Авторитаризм имеет ограничения своей власти: экономические (допускает многообразие форм собственности), политические (зачастую имеет опору в блоке партий или движений), социальные (не претендует на введение единообразия, уничтожая враждебные слои, классы и т. п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей).
Коновалов В. Н. Политология. Словарь.
В настоящее время в той или иной мере авторитаризм сохранился в десятках стран мира, подавляющее большинство которых относится к числу развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Иордания, Тунис, Малайзия, Нигерия, Кения, Перу и др.).

Демократия

Демократия – (от греч. «demos» – «народ») «власть народа», форма правления, при которой органы верховной власти избираются из народа, и действует в интересах народа.
Более подробно о демократии в следующей теме.

Другие политические режимы.

Помимо основных режимов некоторые политологи выделяют:

  • аристократия (власть знатных, избранных)
  • олигархия (форма аристократии, при которой власть в государстве принадлежит небольшому кругу лиц, роду, семье и группе, захватившей власть)
  • деспотизм (правитель обладает абсолютной властью и является не только главой государства, но и господином своих подданных),
  • диктатура (политический режим, при котором, не смотря, на форму правления и законодательство правитель осуществляет свою власть прямым, директивным способом)
  • тирания (более жесткая форма диктатуры, отличительной особенностью которой являются насильственные и жестокие методы осуществления власти)
  • охлократия (власть толпы, настроения которой могут постоянно меняться, в результате чего с ее помощью осуществляются государственные перевороты)
  • бюрократия (правление несменяемых чиновников)
  • теократия (власть духовенства, жречества), и др.

Сравнительная таблица основных режимов

Линии сравнения Типы режимов
Демократический Тоталитарный Авторитарный
1. Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных (от нем. — лохмотья) слоёв населения Опора на традиционные социальные институты — бюрократию (от фр. — бюро, канцелярия и гр. — власть), армию, церковь
2.Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок
путём жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни
3. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
4. Оппозиция Действует легально Отрицается Её деятельность ограничена жёсткими рамками
5. Правовой принцип Разрешено
всё, что не запрещено законом
Запрещено всё, что не разрешено законом Всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
6. Права и свободы граждан Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически.
Закон защищает права и свободы граждан
Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
7. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жёсткая производственная дисциплина Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
8. Идеология Политический плюрализм (от лат. — множественный) Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
9. Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата
10. Примеры Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий националсоциализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота и др. От буржуазных, социалистических до военнодиктаторских , например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока

Публицианов иск

Смотреть что такое «Публицианов иск» в других словарях:

  • ПУБЛИЦИАНОВ ИСК — в Древнем Риме разновидность виндикационного иска. Изобретен претором Публицием для защиты (бонитарной собственности). По П.и. добросовестный владелец (но не собственник) получал право истребования вещи на том же основании, как если бы он был… … Юридический словарь

  • ПУБЛИЦИАНОВ ИСК — в Древнем Риме название разновидности виндикационного иска. Данный вид иска был изобретен претором Публицием для защиты бонитарного собственника (БОНИТАРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ), почему либо утратившего фактическое обладание владельческой вещью. По П.и … Юридическая энциклопедия

  • ПУБЛИЦИАНОВ ИСК — в Древнем Риме название разновидности синдикационного иска. Данный вид иска был изобретен претором Публицием для защиты бонитарного собственника (см БОНИТАРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ), почему либо утратившего фактическое обладание владельческой вещью. По… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • публицианов иск — в Древнем Риме разновидность виндикационного иска. Изобретен претором Публицием для защиты (бонитарной собственности). По П.и. добросовестный владелец (но не собственник) получал право истребования вещи на том же основании, как если бы он был… … Большой юридический словарь

  • Иск — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Иск применительно к российскому законодательству это требование … Википедия

  • Иск Публицианов — в римском праве основанный на фикции способ защиты претором добросовестного приобретателя вещи в том случае, если истец не может использовать цивильные способы защиты … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • Негаторный иск — (от лат. negaterius «отрицательный») это иск, представляющий собой внедоговорное требование владеющего вещью собственника к третьим лицам об устранении препятствий, связанных с осуществлением правомочий по пользованию и… … Википедия

  • Виндикационный иск — Виндикационный иск, виндикация (от лат. vim dicere «объявляю о применении силы») иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск это иск не владеющего собственника к… … Википедия

  • Вещный иск — это иск, представляющий собой внедоговорное требование собственника к третьим лицам об устранении нарушения его права на вещь. В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие вещных исков, что, однако, не является безусловным… … Википедия

  • Петиторный иск — в римском праве форма иска, которая давала защиту невладеющему собственнику вещи против владеющего им несобственника. Петиторными исками в Древнем Риме называли все иски, посредством которых достигалась защита гражданских прав по существу, с… … Википедия

Законодательством предусмотрены различные варианты права на земельный участок, включая и такие виды, которые предоставляют исключительно возможность временного пользования землей. Одним из таких прав является сервитут. Простыми словами, что означает это слово: такое право как сервитут представляет собой ограниченное вещное право на определенный участок земли. Далее в тексте рассказано, что такое сервитут в каких целях устанавливается.

Определение: что это такое простым языком и для чего он нужен?

Порядок установления этого права полностью регулируется на законодательном уровне. Так, под значением слова сервитутом понимается право лица, не являющегося собственником земли, пользоваться определенным ее участком в ограниченном режиме (ст. 23 ЗК РФ, ст. 274 ГК РФ).

Чаще всего суть и необходимость в его оформлении возникает для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. Нередко такое правомочие требуется для проведения ремонтных или строительных работ, реконструкции или эксплуатации объектов, расположенных на земельном участке (подробнее об основаниях, по которым может возникать сервитут, мы рассказываем ).

  1. При необходимости использования лицом участка, собственником которого он не является, передача ограниченного права на землю происходит по договоренности. Такого рода соглашение между двумя лицами является частным сервитутом.
  2. Если право пользования землей устанавливается в интересах государства или местных органов власти, то в этом случае сервитут считается публичным.

Подробное сравнение и разница между публичным и частным сервитутами приведена .

Право пользования землей может быть получено в следующих целях:

  • проход или проезд через участок;
  • проведение дренажных работ;
  • забор воды при наличии на участке водных объектов;
  • обеспечение сельскохозяйственных нужд (выпас скота, прогон животных, заготовка сена и прочее);
  • прокладка линии электропередач, водопровода и прочих удобств;
  • проведение ремонтных или строительных работ.

Цель можно прописать в соглашении между сторонами, чтобы четко обозначить для чего предоставляется право пользований землей.

Отличие от аренды земли

Еще одним видом права ограниченного пользования земельным участком является аренда. Земельно-правовой сервитут имеет целый ряд отличий от аренды:

  • может быть установлен как в добровольном порядке, так и принудительном, а договор аренды можно заключить исключительно по добровольной договоренности между сторонами;
  • предоставляется по решению суда, путем заключения письменного соглашения между сторонами или на основании нормативного акта, а для передачи в аренду объекта стороны просто заключают между собой договор;
  • большая часть прав остается у законного собственника земли, а при аренде основная часть прав на участок переходит арендатору;
  • может устанавливаться как на платной, так и на бесплатной основе, а договор аренды всегда подразумевает оплату за пользование имуществом, так как сделка является возмездной;
  • арендатор вправе извлекать прибыль с земельного участка, а сервитут такой возможности не предусматривает.

Оба права могут быть получены на один участок. Так сервитут может быть установлен на арендованном участке земли, но при этом не исключено нарушение прав арендатора.

Более подробно, все различия между арендой и сервитутом, были рассмотрены нами в этой статье.

Правовое регулирование: понятие и признаки в гражданском и публичном праве

Понятие сервитута и порядок его установления относительно земельных участков раскрывается в ряде нормативно-правовых актов:

  1. Частный вид регулируется нормами гражданского права. Этому вопросу в Гражданском кодекса РФ посвящены ст. 216, ст. 274-277.
  2. Публичный – устанавливается в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ (ст. 23, ст. 39.23—39.26). Больше информации о том, как происходит установление публичного сервитута, найдете .

Право ограниченного пользования лесными участками устанавливается с соблюдением норм Лесного кодекса РФ (ст. 9 ЛК РФ). Обременение может использоваться при межевании территории, а также для проведения строительных работ, которые регулируются Градостроительным кодексом РФ (ст. 43, ст. 51 ГрК РФ).

Также учитываются нормы следующих законов:

  • № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
  • № 126-ФЗ «О связи»;
  • № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»;
  • № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
  • № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»;
  • №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Виды обременения

Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитуты разделяют на два вида – частный и публичный:

  • Установление первого происходит в соответствии с нормами гражданского законодательства. Необходимость в нем возникает, если лицо, в собственности которого имеется недвижимость, не может выполнить работы, перечисленные в ст. 274 ГК РФ, не воспользовавшись участком, принадлежащим другому лицу. При установлении такого вида ограниченного пользования землей третьему лицу сам собственник территории продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
  • Установление публичного сервитута происходит на основании закона, нормативного акта РФ или какого-либо субъекта страны, органа местного самоуправления, если необходимость в использовании территории возникала в государственных интересах. Публичный сервитут может быть предоставлен только в случаях, перечисленных в п.3 ст. 23 ЗК РФ.

Больше информации о существующих видах сервитута и про их особенности найдете .

Особенности в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности

Необходимость в предоставлении возможности права ограниченного пользования может возникнуть как к частной земельной территории, находящейся в собственности юридического или физического лица, так и относиться к участку, который находится в собственности государства.

  1. Если земля находится в частной собственности, то заключить соглашение о передачи в пользование определенного участка третьему лицу может только сам собственник. Такими полномочиями не обладают арендаторы земли, землевладельцы или временные пользователи участка.
  2. Если земля находится в федеральной собственности, то в роли собственника выступает Росимущество (Постановление Правительства от 05.06.2008 № 432).

Как частные лица, так и Росимущество могут требовать плату за пользование землей:

  • В первом случае полученные средства будут личным доходом собственника.
  • Во втором случае – средства будут поступать в федеральный бюджет.

Собственник земли может самостоятельно устанавливать размер оплаты за проведение работ на его частной территории. Если же земля находится в собственности государства или муниципалитета, то размер оплаты устанавливается:

  • в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1461;
  • согласно порядку, действующему в определенном субъекте РФ относительно земель, находящихся в собственности такого субъекта;
  • в соответствии с порядком, назначенным местными органами управления, для территорий муниципальной собственности.
  1. Если муниципальная собственность была предоставлена в постоянное бессрочное пользование сроком более 1-го года, то заключить соглашение о том, что ЗУ может быть обременен, имеет право и землепользователь.
  2. Если территория передается в пользование муниципальному или государственному предприятию, то для заключения соглашения требуется письменное разрешение органа власти, в ведении которого находится данное предприятие.

Если лицо пользуется муниципальным земельным участком на правах арендатора, то при установлении ограничения в пользовании землей его срок не должен превышать срок текущего договора аренды.

Обладатели

Законодательством установлено, что обладателями сервитута являются лица, которые получили право ограниченного пользования территорией, находящейся в собственности иного лица (ст. 5 ЗК РФ). Другими словами, обладатели – это участники земельных отношений, в пользу которых был установлен сервитут.

Чаще всего эти лица получают право пользоваться только определенным участком территории, случаи с предоставлением в пользование всей территории собственника встречаются довольно редко.

Как правило, обладателем является собственник соседнего участка, но в целом удаленность участков роли не играет.

Кто такие обладатели сервитута и каковы их права читайте .

Как оформить?

Частный сервитут устанавливается на основании соглашения, сторонами которого выступают собственник земли и лицо, требующее получения права пользования участком. В таком соглашении указывается:

  1. цель предоставления участка;
  2. сроки;
  3. размер платы за пользование.

Если стороны не могут договориться самостоятельно, то решение принимается в судебном порядке. Истец (лицо, нуждающееся в получение права пользования) подает заявление в суд об установлении сервитута на земельный участок.

Основанием для оформления публичного сервитута являются законодательные акты, принятые федеральными, муниципальными или региональными властями в интересах государства. Решение об установлении права ограниченного пользования территорией принимается на общественных слушаниях, при этом согласование с собственником или владельцем земельного участка не требуется.

Больше информации о правилах оформления сервитута найдете в отдельном материале.

Что значит государственная регистрация?

Чтобы сделка имела юридическую силу, соглашение о предоставлении сервитута должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Соответственно, для проведения этой процедуры территория земли или ее часть должна быть поставлена на кадастровый учет.

Основанием для регистрации является соглашение между сторонами, решение муниципальных органов или суда.

Регистрация обременения требуется не всегда. Исключением являются случаи, когда право ограниченного пользования устанавливается относительно земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности, на срок, не превышающий 3-х лет, о чем стороны договорились в соответствующем соглашении (п.4 ст. 39.25 ЗК РФ).

Более подробно о том, как происходит регистрация сервитута, мы рассказываем

Плата

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Законодательство не запрещает собственнику земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, получивших возможность использовать территорию (п.12, п.13 ст. 23 ЗК РФ).

Если стороны договорились об оплате за пользование территорией, то соответствующий пункт следует внести в договор. Плата должна быть обоснованной. В нее могут быть включены:

  • расходы, связанные с реализацией права пользования;
  • стоимость создания охранно-пропускного режима и прочее.

Оплата может осуществляться разово или частями. Соглашение может быть заключено и на безвозмездной основе, если стороны пришли к такому решению.

Каким образом обычно происходит оценка сервитута мы писали в этом материале, а вы сможете узнать как определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом.

На какой срок устанавливается?

По сроку обременение на пользование землей может быть:

  1. Срочным (временным) – срок устанавливается в документе, на основании которого был установлено право пользования.
  2. Бессрочным (постоянным) – устанавливается на постоянной основе и прекращает свое действие по вынесению соответствующего судебного решения.

Временное соглашение автоматически перестает действовать после окончания указанного в нем срока.

О том, каким может быть срок сервитута, читайте , а из этой статьи вы узнаете о существующих видах сервитута, в том числе о классификации по срокам.

Может ли быть бессрочным?

В соглашении может и не быть указан конкретный срок пользования земельным участком. Такие права на ограниченное пользование ЗУ называются бессрочными. Прекращают свои действие они исключительно по решению суда. Основанием для подачи иска в суд о снятии обременения может быть нарушение правил пользования чужим земельным участком или отсутствие обстоятельств, которые стали причиной установления права пользования землей (об основаниях для прекращения сервитута мы рассказывали ).

При возникновении необходимости использования чужой земли законодательство позволяет оформить право ограниченного пользования путем установления зоны сервитута. В зависимости от обстоятельств он может быть:

  • частным и публичным;
  • срочным и бессрочным;
  • платным и безвозмездным.

Во всех случаях порядок установления регулируется нормами законодательства, только при соблюдении которых сделка приобретает юридическую силу.