Таблица компетенция судов различных видов

Компетенция судов различных звеньев

Районный (городской) суд — рассматривает в качестве суда первой инстанции практически все гражданские дела и большинство уголовных дел. К его подсудности относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и военным судам.

Районный (городской) суд рассматривает уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение), по месту содержания подозреваемых и обвиняемых рассматривает жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия.

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качества суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу.

Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстанции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Верховный Суд РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций. По первой инстанции он рассматривает граждан ские и уголовные дела исключительной важности и общественного значения. По кассационной инстанции проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов. В надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.

К компетенции военных судов относятся:

1)гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2)дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

3)дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Жалоба в Верховный суд РФ

Верховный суд РФ является судом высшей инстанции. Это государственное судебное учреждение обладает особой компетенцией для решения уголовных, гражданских, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции. Также среди полномочий Верховного суда — надзорные функции над деятельностью судов общей юрисдикции, изучение и аналитика судебной практики (хотя именно Верховный суд и выступает создателем этой самой практики), он также предоставляет разъяснения по отраслевым вопросам.

Несмотря на то, что Верховный суд является, по сути, истиной в последней инстанции, есть определенная категория дел, для которых ВС может стать первичным органом: за разбор обстоятельств Верховный суд берется в случае особой сложности или «громкости» дела.

Как обратиться в Верховный суд

Вопреки расхожему мнению, что Верховный суд – совершенно недоступная для рядовых граждан инстанция, в этот орган судебной власти может обратиться любой, кто рассчитывает на его помощь. Единственный момент: тщательное соответствие регламенту – начиная от соблюдения очередности процессуальных этапов и заканчивая всеми нюансами оформления документов и процедуры их подачи. Люди обращаются в ВС в случае, когда все нижестоящие инстанции пройдены, но удовлетворительный для гражданина ответ или решение проблемы так и не были получены.

Точное соблюдения всех правил повысит вероятность благоприятного результата при рассмотрении вашего обращения.

  • Желательно изучить порядок обжалования судебных решений, который размещен на сайте Верховного суда РФ. Правильно подготовить полный пакет документов, необходимый для передачи в Верховный суд, в том числе обращение, в котором внятно и аргументировано описана ваша ситуация.
  • Отправить подготовленные документы по почте или прибыть в суд в отведенное для посещений время с требуемыми документами и удостоверением личности. Работники аппарата ВС примут вашу жалобу или заявление и проверят предоставленные вами документы на соответствие требованиям регламента.

В течение суток все поданные вами документы передаются в соответствующее судебное подразделение.

Как написать жалобу в Верховный суд

Для того чтобы подать жалобу в Верховный суд, повод должен быть очень веским, даже исключительным. И, как уже было сказано выше, только после того, как отрицательный результат вы получили во всех нижестоящих судах.

Жалобу в ВС можно подать на решения, вступившие в законную силу, или в связи с тем, что в деле появились новые или вновь открывшиеся обстоятельства.

В Верховный суд можно подать следующие виды жалоб: апелляционную, кассационную и надзорную.

Апелляционная жалоба – это жалоба на решение суда первой инстанции, которое не успело вступить в законную силу. Она рассматривается в пределах тех доводов, которые составляют ее фактическую базу – в апелляционную жалобу не могут быть внесены требования, которые не были заявлены в суд первой инстанции. Поэтому так важно, чтобы содержание и формулировки, представленные в этом документе, были максимально убедительны для ВС.

Цель кассационной жалобы в Верховный суд РФ – защита интересов участников судебного разбирательства за счет изменения или отмены решения нижестоящего суда (первой и апелляционной инстанции). Данная жалоба подается на решение судебного органа, вступившее в законную силу, а задача вышестоящего суда – проверить законность приговора и любого другого судебного решения.

Если Верховный суд оставил, например, вашу кассационную жалобу без изменений и вернул ее, то подавать ее повторно уже не имеет смысла – регламент этого не позволит.

Еще один шанс – подать жалобу на имя Председателя ВС РФ. Цель этой процедуры – оспорить отказ в передаче кассационной жалобы в кассационную инстанцию, который вынес судья Верховного суда.

Председатель Верховного суда вправе не согласиться с решениями других судей ВС, и ваша жалоба может достичь поставленной вами цели.

Жалоба в порядке надзора (надзорная жалоба) подается в Президиум ВС РФ, который располагает более широкими полномочиями, чем суд кассационной инстанции. Надзорные жалобы в Верховный суд РФ подаются на вступившие в законную силу приговоры судов субъектов федерации, если эти приговоры обжаловались в апелляционном порядке в ВС РФ.

В жалобе в порядке надзора должны быть указаны все вступившие в силу постановления, принятые судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, так как именно эти постановления являются предметом для пересмотра по надзорной жалобе.

Если вы дошли до этапа подачи жалобы в порядке надзора, значит, за спиной у вас долгий и сложный путь, отнявший много сил, времени и нервов. И так важно сделать этот последний шаг уверенно и правильно!

К сожалению, именно на этом, предельно ответственном этапе случаются просто фатальные по своей неосмотрительности ошибки и упущения. И допускают их чаще всего нанятые защитники. Вот самые распространенные причины для отклонения Верховным судом надзорной жалобы.

  • Защитник, который предлагает отправить в ВС надзорную жалобу, лично подписанную осужденным, попросту «подставляет» своего подопечного… Такой документ нарушает правила внутреннего распорядка исправительного учреждения и является незаконным. Осужденный имеет право подавать жалобы исключительно через спецчасть учреждения, в котором он отбывает наказание. Если для адвоката принципиально важно предоставить в суд высшей инстанции надзорную жалобу от заключенного, то к ней в обязательном порядке должно быть приложено сопроводительное письмо от руководителя исправительного учреждения.
  • Попытки, что называется, «прыгнуть через голову» и обратиться сразу в Верховный суд, минуя судебный орган субъекта Федерации, заведомо обречены на неуспех. Чтобы не тратить драгоценное время (а зачастую в судебном процессе оно на вес золота), необходимо соблюдать имеющийся порядок обращения в суды различных инстанций.

Это только малая толика тех подвохов, ошибок и упущений, которые негативно скажутся на процедуре подачи надзорной жалобы. А ведь она – тот самый последний шанс, который никак нельзя упустить! И если практикующие юристы допускают такие досадные ошибки, то что говорить о рядовых гражданах, которым не знакома и сотая доля всех особенностей работы защитника.

Поэтому на стадии надзора так важно найти не просто хорошего, а очень хорошего адвоката.

Профессиональная помощь адвоката при обращении в ВС

Участие адвоката в процедурах обращения в Верховный суд – это во многом залог положительного результата подачи жалобы в эту инстанцию.

Несмотря на то, что сегодня очень просто ознакомиться с регламентами составления необходимых документов (заявлений, обращений, жалоб) и с требованиями к их подаче в Верховный суд, именно навыки и практический опыт адвоката помогут избежать досадных недочетов, которые рядовой гражданин может допустить с большой вероятностью. К тому же крайне важна веская и убедительная мотивация при составлении жалобы. Так как Верховный суд рассматривает по-настоящему запутанные и проблемные вопросы, то именно профессиональный, аргументированный и фактически обоснованный текст обращения или жалобы будет принят к рассмотрению.

К тому же, любой образец жалобы – это всего лишь образец, не учитывающий всех нюансов именно вашей ситуации.

Участие компетентного адвоката на всех этапах обращения в Верховный суд – это ответственный и эффективный подход к решению проблемы.

Наши адвокаты защитят Вас на любой стадии дела.

Звоните прямо сейчас по телефону горячей линии и запишитесь на БЕСПЛАТНУЮ консультацию: +7 (812) 903-41-46 или задайте вопрос адвокату онлайн.

Задать вопрос

Президентско-парламентская республика.

Система правления, которую называют президентско-парламентской, в настоящее время существует во Франции, Австрии, Польше, Ирландии, Португалии, Египте и г.д.

Классической моделью президентско-парламентской республики считается система власти Пятой республики во Франции, установленная Конституцией 1958 г. Ее формирование было вызвано стремлением преодолеть недостатки парламентской республики, существовавшей с 1946 г. и оказавшейся неэффективной в условиях острого политического кризиса. По этой причине создатели Пятой республики стремились соединить в президентско-парламентской форме правления наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. В связи с этим данную форму правления еще называют смешанной. Она позволила соединить в себе сильную президентскую власть, что является достоинством президентской республики, и эффективный контроль за правительством со стороны парламента, составляющим одно из преимуществ парламентской республики.

К юридическим признакам президентско-парламентской республики относятся:

  • • двойная инвеститура правительства, т.е. двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом;
  • • внепарламентский способ избрания главы государства;
  • • президент республики является главой государства и главой исполнительной власти;
  • • концентрация значительных властных полномочий в руках президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • • заметно ограниченные полномочия парламента;
  • • достаточно широкие полномочия правительства, и в сфере законодательной включительно.

Президентско-парламентская республика (на примере Франции). Конституция 1958 г. установила во Франции смешанную форму правления — президентско-парламентскую республику. Взаимоотношения ветвей власти основаны па смешанном режиме взаимодействия: с одной стороны, разделение власти, а с другой — их сотрудничество, которое обеспечивает президент, стоящий над ветвями власти. Президент республики одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается на всеобщих выборах на семь лет (с 2000 г. — на пять лет).

Президент наделен широким перечнем полномочий в законодательной, исполнительной, судебной сферах. Согласно Конституции за ним закрепляется обязанность обеспечивать своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений и договоров. Во Франции весьма заметна авторитарная тенденция, которая выражается в концентрации политической власти в руках президента и правительства.

Как глава государства президент обладает правом роспуска парламента — Национального собрания, введения чрезвычайного положения. Президент практически вправе устанавливать единоличную диктатуру при определенных условиях (ст. 16). Он формирует исполнительную власть на всех уровнях, является главой вооруженных сил, наделен правом помилования и назначения трех членов конституционного совета.

Как глава исполнительной власти он председательствует в совете министров, подписывает декреты и ордонансы правительства, обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, назначает послов, военачальников. Все эти полномочия он осуществляет по совету председателя правительства. Президент участвует в формировании правительства, подбирая кандидатуру премьер-министра и утверждая ее. Затем премьер должен представить президенту состав правительства, который утверждается им. Однако правительство должно получить поддержку в парламенте — Национальном собрании. Поэтому президент предлагает в качестве премьер-министра лишь лидера победившей на парламентских выборах партии, поскольку она обладает большинством мест в парламенте.

Парламенту состоящий из двух палат — Национального собрания и Сената, играет ограниченную роль. Полномочия парламента четко очерчены конституцией. По вопросам, не включенным в этот перечень, законодательные акты принимает правительство. Среди полномочий парламента наряду с законодательными, экономическими, судебными, внешнеполитическими следует особенно отметить контрольные. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства путем принятия резолюции порицания либо отказа в доверии правительству. Правда, отставка правительства может привести к роспуску президентом Национального собрания.