Суды российской федерации схема

Содержание

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Комментарий к Ст. 137 ГК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей животные относятся к объектам гражданских прав и субъектами быть не могут. Норма о завещательном возложении на одного или нескольких наследников обязанности содержать принадлежавших завещателю домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними (ст. 1139 ГК РФ) не изменяет данного положения вещей.

2. Правовой режим животных определяется федеральными законами от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» , от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими нормативными правовыми актами. Согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире» под животными понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Объектом животного мира являются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и т.д., на которые распространяются требования закона об их использовании и охране. Домашние животные не подпадают под действие вышеназванного Закона. При этом нормы комментируемой статьи распространяются на все виды животных.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 32. Ст. 3199.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

3. Первое предложение комментируемой статьи предусматривает применение к животным общих правил об имуществе, например, правил, определяющих особенности перехода права собственности на движимые вещи, об отдельных видах договорных отношений, в частности, купли-продажи, аренды и др. Так, при возникновении спора относительно права собственности на приплод скота, переданного по договору купли-продажи, ФАС Восточно-Сибирского округа подтвердил, что к продаже животных применяются положения ст. ст. 136, 218, 223, 454 и других статей ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором, а в соответствии со ст. 136 ГК РФ поступления, полученные в результате использования имущества (в данном случае приплод), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

4. Животные относятся к категории одушевленных вещей, что предопределяет некоторые особенности их правового режима. Например, содержание животных требует расходов на их жизнеобеспечение, что целесообразно учитывать в договорах. Так, на основании договора (правовая природа которого в Постановлении Федерального арбитражного суда точно не определена, но, исходя из толкования, представляет собой договор аренды) ответчик возвратил по окончании срока действия договора часть животных, в связи с чем с него были взысканы причиненные истцу убытки. Поскольку договор не содержит условий о передаче имущества в собственность ответчика, а предполагает временное содержание скота, то арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что по окончании срока действия данного договора у ответчика возникла обязанность по возврату истцу всего скота, полученного по договору .

———————————
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 августа 2006 г., от 22 августа 2006 г. N Ф03-А59/06-1/2525 по делу N А59-6355/05-С16.

В другом судебном Постановлении животные были признаны объектами, входящими в состав цирковой программы наряду с цирковым реквизитом, технической документацией по эксплуатации реквизита, костюмами в надлежащем состоянии и животными. При этом дело было направлено на новое рассмотрение, в том числе по причине неопределенности предмета договора .

———————————
Постановление ФАС Московского округа от 16 июня 2008 г. N КГ-А40/10634-07-2 по делу N А40-2531/07-105-26.

Признаки животных как одушевленных вещей имеют значение для приобретения и осуществления права собственности, а также иных прав на животное. Так, ст. 230 ГК РФ предусматривает обязанность лица, задержавшего безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Особый порядок обращения с животными предусмотрен до установления собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляет милиция или орган местного самоуправления.

Особая обязанность по содержанию животных закреплена за лицом, задержавшим безнадзорных животных, и лицом, которому они переданы на содержание и в пользование. Более того, при наличии вины они отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

При приобретении права собственности на безнадзорных животных лицом, у которого безнадзорные животные находились на содержании и в пользовании, в случае явки прежнего собственника последний вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения — судом.

5. Второе предложение настоящей статьи запрещает при осуществлении прав жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Последствия жестокого обращения с животными определены как ГК РФ, так и УК РФ. Так, согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения данных требований суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В соответствии со ст. 241 ГК РФ в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.

Статья 245 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.

6. В то же время на практике возникают проблемы и иного характера, связанные с причинением вреда жизни, здоровью людей со стороны животных, в том числе имеющих собственника — прежде всего физическое лицо, и бесхозяйных животных, обитающих в населенных пунктах, в том числе тех, от которых собственник отказался.

В связи с этим немало споров возникает относительно возможности решения данных проблем с помощью механизмов, предлагаемых гражданским правом, а именно ст. 1079 ГК РФ, согласно которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Вопрос относительно понятия источника повышенной опасности издавна вызывал споры у цивилистов. Сложившиеся на этот счет позиции могут быть сведены к трем основным. Согласно первой позиции под источником повышенной опасности понимается деятельность, которая, будучи связана с использованием определенных вещей, не поддается непрерывному и всеобъемлющему контролю человека, вследствие чего обусловливает высокую степень вероятности причинения вреда.

Согласно второй позиции под источником повышенной опасности понимаются свойства вещей или силы природы, которые при достигнутом уровне развития техники не поддаются полностью контролю человека и, не подчиняясь полностью контролю, создают высокую степень вероятности причинения вреда жизни или здоровью человека либо материальным благам.

Согласно третьей позиции под источником повышенной опасности понимаются предметы, вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. Т. 2. Полутом 2.

Животные, имеющие владельца, как объект гражданских прав не могут быть в полной мере подконтрольны человеку, в связи с чем целесообразно применять нормы об источнике повышенной опасности и в отношении животных. Этот вывод вытекает из положений ст. 1079 ГК РФ и не требует внесения каких-либо изменений в данную статью. В то же время в некоторых странах законодатель прямо указывает в числе источников повышенной опасности некоторые виды животных. Так, Гражданский кодекс Украины среди источников повышенной опасности предусмотрел некоторые породы собак (ч. 1 ст. 1187 ГК Украины).

7. Для некоторых видов животных законодательством установлены особенности гражданско-правового оборота, например, в отношении животных, занесенных в Красную книгу, которых следует относить к категории объектов, ограниченных в гражданском обороте. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования предоставлено право выдавать разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 9. Ст. 807.

Особый режим установлен Федеральным законом «О племенном животноводстве» в отношении племенных животных, к которым относятся сельскохозяйственные животные, имеющие документально подтвержденное происхождение, используемые для воспроизводства определенной породы и зарегистрированные в установленном порядке. Племенная продукция (материал), к которой относятся и племенные животные, может находиться в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), в собственности субъектов Федерации (собственность субъектов Федерации), в собственности муниципальных образований (муниципальная собственность), в собственности граждан (крестьянских (фермерских) хозяйств) и юридических лиц, осуществляющих разведение и использование племенных животных. Отнесение находящейся в государственной собственности племенной продукции (материала) к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Племенная продукция (материал) может принадлежать лишь участникам оборота — гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных. Реализация племенной продукции (материала) возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство. Отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию (материал) разрешается при наличии сертификата (свидетельства), выдаваемого в соответствии с положениями вышеназванного Федерального закона.

Правовой статус в РФ «Соглашения (договора) о неконкуренции (Non-Compete Agreement)»

В настоящее время в ходе хозяйственно-экономической деятельности многие компании сталкиваются с такой проблемой, как уход из компании ценных сотрудников и устройство их на работу к конкурентам.

Естественно, что работодатель, вырастивший «ценный кадр», давший ему необходимые знания и опыт, не хочет, чтобы такой сотрудник ушел работать в конкурирующую фирму и приносил ей прибыль за счет бывшего работодателя.

В этих целях наши работодатели стали внедрять в свою деятельность такой способ защиты своих интересов как «соглашение о неконкуренции».

Соглашение о неконкуренции призвано защитить права работодателя и конкурентоспособность компании на рынке, но при этом оно является несколько дискриминационным по отношению к наемному сотруднику.

Такие соглашения широко используются многими западными странами (Франция, США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Испания и прочие).

Как правило, соглашение о неконкуренции подписывается работодателем и сотрудником при приеме на работу, и действие соглашения распространяется на период работы сотрудника в компании и на несколько лет после увольнения.

В соглашение о неконкуренции принято включать обязательства сотрудника не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в процессе работы в компании, соблюдать лояльность по отношению к компании, не распространять негативную информацию о компании,в течение определенного срока не устраиваться на аналогичные должности, а также не заниматься собственной практикой в данной области.

Обратите вниманиеУказанное соглашение не может распространяться на всех сотрудников и касается только тех, которые так или иначе связаны с конфиденциальной или иной ценной информацией, которая может повлиять на положение компании на рынке.

Пределы действия соглашения ограничиваются определенными временными рамками (время работы в компании и несколько лет после увольнения), территорией действия (город, государство) и хозяйственно-экономической сферой деятельности компании (лизинг, банковская деятельность и прочее).

Взамен обязательства сотрудника соблюдать условия соглашения ему работодателем производятся денежные выплаты в определенной таким соглашением сумме, например, ежемесячно. При этом выплачиваемые суммы не могут быть символическими.

Законодательство стран, где применяются соглашения о неконкуренции, предоставляет работодателю возможность привлечения сотрудника за нарушение условий соглашения к ответственности. Например, работодатель может обратиться в суд с требованием об обязании сотрудника прекратить действия, нарушающие требования соглашения, вернуть все ранее уплаченные денежные средства, а также потребовать возмещения убытков, причиненных работодателю такого рода действиями.

Надо отметить, что законодательство западных стран допускает заключение подобных соглашений, но вместе с тем устанавливает, что такое соглашение не должно противоречить действующему законодательству и нарушать законные права сотрудников. При этом условия соглашения должны иметь разумные пределы и могут ограничивать право сотрудника лишь в той мере, в которой это необходимо для защиты законных предпринимательских интересов работодателя.

Обратите вниманиеРоссийское законодательство не содержит такого понятия как «соглашение о неконкуренции».

Кроме этого исходя из анализа норм действующего законодательства РФ следует, что сам факт заключения подобного соглашения будет нарушением, как Конституции РФ, так и законодательства о труде.

Так, статьей 37 Конституции РФ за всеми гражданами РФ закреплено свободное право на труд и на распоряжение своими способностями. А потому любые ограничения таких прав не допустимы.

Как следует из положений ст.168 ГК РФ, соглашение о неконкуренции будет являться ничтожной сделкой по причине его не соответствия требованиям закона, а потому не может повлечь юридических последствий.

Единственным последствием заключения такого соглашения будет являться обязанность сторон возвратить всё полученное по сделке.

Российское законодательство в плане защиты интересов работодателя предусматривает лишь такой способ обязания сотрудника не разглашать полученную в ходе исполнения служебных обязанностей информацию, как защита коммерческой тайны.

Однако режим коммерческой тайны имеет свои особенности и ограничения и не является синонимом соглашения о неконкуренции.

Таким образом, соглашения о неконкуренции в нашем государстве могут являться лишь своеобразным моральным стимулом для сотрудников и не могут гарантировать работодателю выполнение сотрудником условий такого соглашения и тем более не влекут никакой ответственности сотрудника за невыполнение условий соглашения о неконкуренции.

Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СУДЕБНОГО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Судебное правоприменение — опора правовой жизни общества

Для современной юриспруденции характерно увеличение информации о праве и государстве, а также о связанных с ними явлениях. При этом качество знаний повышается не так интенсивно, как бурный рост информационных потоков, что связано с противоречивым развитием юриспруденции, борьбой идей в ней. Уйдя от многих идеологических и политических стереотипов, юриспруденция оказалась в новой для нее ситуации. Она вынуждена заново решать многие уже, казалось бы, решенные задачи и вместе с тем, отвечая вызовам современности, должна находить надежные и эффективные решения новых проблем. Сегодня наблюдается изменение образа юриспруденции: она становится более свободной и активной. Но неустойчивое соотношение традиционного и инновационного в правовых знаниях требует известной осторожности в оценках, выводах и предложениях. Все это вместе взятое ведет к актуализации теоретико-правовой проблематики судебного правоприменения как части общей проблемы правоприменения, правореализации.

С практической точки зрения актуальность рассматриваемой темы напрямую связана с правовой реформой, частью которой является судебная реформа. Проводимая в России правовая реформа кардинальным образом затрагивает все стороны жизни общества, и, пожалуй, в первую очередь судебную. Насколько целенаправленно, последовательно и глубоко будет проведена судебная реформа, от этого в значительной степени будет зависеть глубина самих социальных преобразовании в обществе. И здесь без теоретических разработок не обойтись. Совершенно очевидно, что для того, чтобы в практическом плане продвигаться по пути становления судебной власти как влиятельной и авторитетной силы, необходимы теоретические разработки, обосновывающие, для чего это нужно, ради каких целей необходима судебная реформа, призванная утвердить судебную власть в государственном механизме в качестве самостоятельной, влиятельной и независимой силы.

Судебное правоприменение — сердцевина и опора правовой жизни общества. При этом в условиях современных коренных экономических, политических, социально-культурных и иных преобразований в России, формирования в ней гражданского общества и правового государства, роль суда, в том числе судебного правоприменения, возрастает. Однако в рамках общей теории права и государства все еще отсутствует цельный, комплексный анализ этой проблемы.

Российское право относится к романо-германской правовой семье, правовым методом которой, в сущности, является метод толкования, развития и совершенствования сформулированного права. Единственным субъектом, осуществляющим правосудие, в странах этой правовой семьи является суд, который действует только в правоприменительной сфере.

По своим наиболее общим признакам судебное правоприменение сходно с иными типами правоприменения: управленческим и административным. Вместе с тем, оно имеет и отличия от других типов правоприменения. Существенной его особенностью является то, что оно основано на конституционном праве на судебную защиту: каждому заинтересованному лицу гарантировано беспрепятственное обращение в суд за защитой своих прав и свобод, субъективных прав и законных интересов, рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено, и исполнение судебного решения (ст.ст. 46, 47 Конституции РФ).

По признаку содержания судебное правоприменение представляет собой специфическую разновидность юридической деятельности, которая сложна, многопланова, полифункциональна, имеет временные и пространственные характеристики, носит официальный, публичный характер и осуществляется в определенных процессуальных и организационных формах специально уполномоченными субъектами права. Специфической особенностью судебного правоприменения по этому признаку является его направленность на осуществление правосудия.

Понятие правосудия может быть определено по-разному. В соответствии с узким подходом деятельность по осуществлению правосудия сводится к судебной системе. В соответствии же с широким подходом в систему правосудия входит не только судебная система, но и другие органы, которые сами не судят, но вовлечены в сферу правосудия.

В правосудии следует различать функциональный и институциональный аспекты. С функциональной точки зрения правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленный на разрешение определенных ситуаций. Здесь понятия «судебное правоприменение» и «правосудие», по сути, обозначают одно и то же. С институциональной же точки зрения правосудие — это своеобразный институт, включающий в себя, с одной стороны, нормативно-правовую базу, а с другой — систему специальных органов и средств, направленных на реализацию соответствующих функций, способствующих осуществлению правосудия судом.

Правосудие характеризуется целым рядом особенностей, важнейшие из которых: 1) осуществление правосудия от имени государства; 2) особый процессуальный порядок разрешения юридических дел; 3) осуществление необходимых и достаточных действий в установленной легитимным законом процессуальной форме в соответствии с определенными принципами.

В ходе судебного правоприменения суд, и только суд, осуществляет властную (и общеобязательную) юридическую квалификацию соответствующего факта (действия, поведения, отношения, ситуации и т.д.).

В специально-юридическом отношении в судебном типе правоприменения можно различить следующие функции: основные — арбитражная, защиты прав и свобод человека и гражданина, правоохранительная и карательная; и факультативные: правоконкретизационная (индивидуального правового регулирования), правовосполнительная, праворазъяснительная.

По мнению Рафикова Р.Р. есть смысл различать еще и подфункции судебного правоприменения.

Несовершенство действующего законодательства (дефектность норм права) прежде всего замечает тот, кто осуществляет судебное правоприменение, т.е. суд (судья). Сложным, но достаточно очевидным путем судебная практика по тем или иным категориям дел становится достоянием общества и, соответственно, законодателя, что служит для последнего или иной нормотворческой инстанции серьезным информационным началом. Более того, законодатель использует принципы и нормы (правовые идеи), сформированные именно в процессе судебного правоприменения, а не где-то еще.

Сказанное выше выводит на тему о дисфункциях судебного правоприменения. В принципе, дисфункции в области судебного правоприменения — это не что иное, как изменение судами в процессе судебной правоприменительной деятельности содержания сформулированных законодателем юридических норм. Конечно, суд как орган, применяющий право, не законодатель. Однако его толкование юридической нормы может в определенных случаях сопровождаться изменением того смысла, который вкладывал в нее законодатель. То есть суд, не являясь официально законодателем, тем не менее, оказывается в его роли. Однако к дисфункциям судебного правоприменения могут быть отнесены и случаи, когда суд, не вникая в современное содержание социально-правовой ситуации, применяет норму права, придерживаясь только ее буквального смысла. Дисфункция судебного правоприменения, таким образом, может проявляться по-разному, но едва ли правильно воспринимать ее лишь как отрицательное явление.

Анализ судебной правоприменительной практики позволяет заключить: сегодня судебное правоприменение развивается таким образом, что в теоретическом плане можно вести речь о его двух принципиально различных моделях: первая может быть обозначена как типичная (классическая), вторая — как атипичная (неклассическая).

Типичная модель судебного правоприменения хорошо известна и сводится

а) к установлению фактических обстоятельств дела (фактов), отвечающих требованиям относимости, полноты и доказанности;

б) установлению нормативной основы судебного решения,

в) вынесению судебного решения.

Структура атипичной модели судебного правоприменения сложнее и, в зависимости от конкретной ситуации, может быть различной. Во многом солидаризируясь с О.П. Сауляном, диссертант выделяет следующие их основные разновидности:

а) правоприменение при одновременной конкретизации правовых норм;

б) применение юридических норм при пробелах в праве;

в) применение права при значительном допущении усмотрения правоприменителя;

г) правоприменение в условиях коллизии юридических норм;

д) применение права в условиях действия международно-правовых актов;

е) применение права в условиях государственно-правового эксперимента.

Существует классификация видов судебного правоприменения, построенная по различным основаниям.

Так, в зависимости от отраслей системы законодательства можно вести речь о разновидностях судебного правоприменения по отраслевому признаку: о судебном применении норм административного, гражданского, трудового права и т.д. Судебное правоприменение по отраслевому признаку осуществляется четырьмя видами судопроизводства: конституционным, гражданским, административным и уголовным.

В юридической литературе высказана мысль, что система постсоветского права делится не на две, а на четыре подсистемы: конституционное право, частное право, публичное право и социальное право. В основе такого деления, лежит тип правового регулирования общественных отношений. Если следовать этой логике, то в общетеоретическом плане можно вести речь о конституционно-правовом, частно-правовом, публично-правовом и социально-правовом судебном правоприменении.

Субъектом судебного правоприменения является суд, который может осуществлять правосудие единолично и коллегиально. Значит, можно вести речь о единоличном и коллегиальном судебном правоприменении.

В зависимости от структуры (технологии) судебного правоприменения различаются две принципиальные модели судебного правоприменения: типичная (классическая) и атипичная (неклассическая).

Наконец, судебное правоприменение может быть публичным и непубличным, открытым и закрытым, прозрачным и непрозрачным, по степени соответствия праву и закону надлежащим и деформированным.

В правоведении обычно различаются три принципа судебного правоприменения: законность, обоснованность и целесообразность.

Критический анализ этой классификации позволяет уточнить некоторые из них и предложить свою. С точки зрения Рафикова Р.Р., современное судебное правоприменение должно подчиняться следующим принципам:

недопустимости бессмысленного правоприменения, объективности, правозаконности, целесообразности, справедливости, оперативности, состязательности.

Особенное значение диссертант придает принципу правозаконности и обоснованию его принципиального отличия от традиционного принципа законности. Вслед за С. С. Алексеевым, Рафиков Р.Р. считает, что «…как таковой термин «законность» мало что говорит. Сам по себе он характеризует всего лишь одно из имманентных свойств любого права, его общеобязательность

— категоричность, непременность строжайшего, неукоснительного соблюдения, претворения в жизнь действующих юридических норм — неважно каких, в том числе «революционных» и самих что ни есть реакционных». Правозаконность же — это тоже строгое и неукоснительное проведение в жизнь юридических норм, но не любых, а, прежде всего и главным образом, начал гуманистического права, основных неотъемлемых прав человека, других связанных с ними правовых институтов и принципов.

Большинство дел о взыскании долгов в экономических судах Республики Беларусь рассматриваются в приказном производстве. Можно смело сказать, что это самый популярный вид судебного производства, через который осуществляется возврат дебиторской задолженности. В нижеприведенном мануале мы расскажем о всех тонкостях и нюансах приказного производства в сравнении с исковым производством в Беларуси. Данный обзор предложен формате «вопрос-ответ». Поехали.

С чего начать взыскание долга через приказное производство?

Во-первых, необходимо определить платежеспособность должника. В случае, если у должника отсутствуют активы, за счет которых может быть покрыта задолженность, то все последующие действия по взысканию долга повлекут финансовые и организационные потери, однако не принесут желаемого результата. Во-вторых, необходимо отталкиваться от субъектного состава. В спорах между гражданами взыскание долга можно начать либо с предварительного направления претензии, либо с прямого обращения в суд. Взыскание дебиторской задолженности с юридического лица начинается с обязательного направления досудебного письма (претензии) о добровольном урегулировании спора.

НУЖНО ПОДАТЬ В СУД НА ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО?

Свяжитесь с нашими юристами для первичной консультации

Моб. тел.: +37533 600 50 30 (WhatsApp, Viber, Telegram)

E-mail: info@LSL.by

Что такое приказное и исковое производство в экономическом суде?

Приказное производство – это упрощенный порядок рассмотрения споров в экономическом суде. В приказном производстве разбирательство происходит без вызова взыскателя и должника и осуществляется на основании предоставленных документов. Очевидным плюсом приказного производства является небольшая госпошлина и скорость рассмотрения споров (максимальный срок рассмотрения – 20 рабочих дней). Исковое производство – это классическая процедура разрешения конфликтов с обязательным присутствием сторон в суде.

Как составить иск и заявление о приказном производство? В какой суд их направлять? Какой срок рассмотрения?

Иск и заявление о возбуждении приказного производства составляются в виде письменного документа с приложением определенного перечня документов. В иске обязательно должны быть указаны сведения, содержащиеся в статье 159 ХПК РБ и приложены документы, перечень которых указан в статье 160 ХПК РБ. Заявление о возбуждении приказного производства должно соответствовать требованиям статьи 221 ХПК РБ. Иск и заявление о возбуждении приказного производства направляются по месту нахождения должника, если иная подсудность не указана в договоре, на основании которого возник спор.

Максимальный срок рассмотрения спора в приказном производстве – 20 рабочих дней. Срок искового производства – до 2 месяцев (может быть продлен до 4 месяцев). Если в споре участвует иностранная организация, то срок его рассмотрения составляет до 1 года.

Какие требования рассматриваются в приказном производстве, а какие в исковом?

В приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денег, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника. Данные требования могут быть заявлены в том случае, если они носят бесспорный характер, либо признаются (не оспариваются) должником, но не исполняются. Не могут быть рассмотрены в приказном производстве требования, указанные в статье 220 ХПК РБ. В исковом производстве рассматриваются любые требования, связанные с деятельностью юридических лиц и ИП. Споры, в которых в качестве должника выступает иностранная компания, рассматриваются только в исковом производстве.

Можно ли заключить мировое соглашение в приказном производстве?

ХПК РБ не предусматривает возможности заключения мирового соглашения либо соглашения о примирении в рамках приказного производства.

Можно ли взыскать пеню и проценты за пользование чужими денежными средствами в приказном и исковом производстве?

Да. Штрафные санкции в виде пени, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа можно взыскать как в приказном, так и в исковом производствах.

Какой размер госпошлины за обращение в суд? Можно ли госпошлину и оплату услуг юриста возложить на должника?

В приказном производстве размер госпошлины составляет: по требованиям до 100 базовых величин – 2 базовые величины; по требованиям от 100 до 300 б.в. – 5 б.в.; по требованиям от 300 б.в. и более – 7 б.в. При предъявлении иска уплачивается госпошлина в следующих размерах: требования до 100 б.в. – 25 б.в.; требования от 100 до 1000 б.в. – 5 % от цены иска, но не менее 25 б.в.; требования от 1000 до 10 000 б.в. – 5 % от 1000 б.в. + 3 % от суммы, превышающей 1000 б.в.; требования от 10 000 и более – 1 % от цены иска, но не менее суммы, указанной в предыдущем пункте. Госпошлину и прочие судебные (например, оплата услуг юриста) расходы можно возложить на должника.

Как отменить решение суда?

Определение о судебном приказе можно отменить в порядке, установленном статьей 226 ХПК РБ. Решение суда, вынесенное в исковом производстве, можно обжаловать в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Что делать с решением экономического суда о взыскании задолженности?

Если после вынесения решения и вступления его в законную силу должник добровольно не платит сумму долга, то необходимо выставить платежное требование к расчетному счету для бесспорного списания денежных средств в пользу взыскателя. Если выдан исполнительный документ по спору между физическими лицами, взыскателю необходимо обратиться в отдел принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.

Как возбудить исполнительное производство?

Для этого необходимо подать заявление о возбуждении исполнительного производства, отвечающее требованиям статьи 43 Закона «Об исполнительном производстве» с приложением оригинала исполнительного документа и иных документов.

Возбуждено исполнительное производство: что дальше?

Во-первых, необходимо быть постоянно на связи с судебным исполнителем и интересоваться ходом исполнительного производства. На практике на каждого судебного исполнителя приходится в среднем более 2 000 производств, что не позволяет уделять достаточного внимания каждому из этих производств. Во-вторых, активно пользоваться тем комплексом прав, который предоставлен взыскателю в соответствии со статьей 18 Закона «Об исполнительном производстве». В-третьих, самостоятельно выявлять имущество должника, а также неизвестные расчетные счета, и предоставлять эту информацию судебному исполнителю.

Тэги: взыскание дебиторской задолженности,Консультация юриста,Минск,Приказное производство,РБ,Экономический суд,Юрист

Категории: Вопрос-ответ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема 1

Судебная система России — это предусмотренная законом и дейст­вующая на территории всей России совокупность судов.

*»В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, состав­ляющие судебную систему Российской Федерации».

Ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»

Федеральные суды* — это действующая на территории России совокупность предусмотренных федераль­ным конституционным законом судов, осуществляющих от имени РФ правосудие и финансируемых из федераль­ного бюджета.

Федеральные арбитражные суды округов Арбитражные апелляционные суды Арбитражные суды субъектов РФ

Пояснения к схеме 2

*К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализи­рованные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» Ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Городской суд (Москвы и Санкт-Петербурга)

Ст.ст. 19-21 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»

*В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов.

Ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» **Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов. Ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ***Арбитражных апелляционных судов предусмотрено на территории России 20.

Схема 5

**Арбитражные суды субъектов РФ

ст. 25 ФКЗ «О судебной системе РФ» ст.ст. 34—43 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Ст. 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Схема 7

^Конституционные суды республик, входящих в состав РФ.

Уставные суды иных субъектов РФ.

Гарнизонные военные суды

В судебной системе Российской Федерации принята трехзвенная или однозвенная системы федеральных су­дов и однозвенная система судов субъектов РФ.

Трехзвенная система существует у федеральных судов общей юрисдикции, кроме специализированных. В трехзвенную систему федеральных арбитражных судов предусмотрено включение дополнительного звена — создаваемых федеральных апелляционных судов.

Однозвенная система: федеральных судов — Конституционный Суд Российской Федерации;

судов субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды;

— мировые судьи.

Трехзвенная система судов включает высшее, среднее и низшее звено соответствующей судебной системы. В систему арбитражных судов добавится дополнительное звено.

Схема 8

Судебная инстанция при осуществлении правосудия

Судебная инстанция — это вид судебной деятельно­сти при осуществлении правосудия, выполняемый опреде­ленным судом или его структурным подразделением.

Рассмотрение дела по существу (или первая инстанция) Апелляционная инстанция Кассационная (или вторая инстанция) Надзорная инстанция Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам

Мировые судьи Конституционные (уставные) суды

Рассмотрение дела по существу (или первую инстанцию) осуществляют

1 1
В федеральных судах В судах субъектов РФ

У судов обшей юрисдикции

Районный (городской) суд Гарнизонный военный суд Судебные коллегии федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ Судебные коллегии окружного (флотского) военного суда Судебные коллегии Верховного Суда РФ, кроме Кассационной

У арбитражных судов

Арбитражные апелляционные суды

ст. 3, 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» ст.ст. 257-272 АПК РФ

Районный (городской) суд

ст.ст. 354-372 УПК РФ, ст.ст. 320-335 ГПК РФ ст. 21 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»

Апелляционная инстанция — вид деятельности суда (судьи) по проверке и пересмотру приговоров, постанов­лений или решений суда, не вступивших в законную силу, по правилам производства в суде первой инстанции (по существу).

Судебные коллегии окружного (флотского) военного суда Судебные коллегии федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ Судебные коллегии Верховного Суда РФ, в том числе Кассационная коллегия Верховного Суда РФ

Кассационная (вторая) инстанция — это вид деятельности суда, осуществляемый в порядке, установленном за­коном, по проверке законности и обоснованности не вступивших в законную силу приговоров или решений (по­становлений) суда (судьи) первой инстанции в судах общей юрисдикции или решений арбитражного суда субъекта РФ, вступивших в законную силу решений суда апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам.

Суды общей юрисдикции

Ст.ст. 273-291 АПК РФ Ст.ст. 336-375 ГПК РФ Ст.ст. 354-360,373-389 УПК РФ

Схема 12

НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ

Арбитражные суды

Высший Арбитражный Суд РФ

Президиум федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ Президиум окружного (флотского) военного суда Судебные коллегии Верховного Суда РФ, кроме Кассационной Президиум Верховного Суда РФ

Надзорная инстанция — это вид деятельности суда, осуществляемый в порядке, установленном законом, по проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров, решений (постановлений) суда (судьи) первой инстанции в судах общей юрисдикции или решений арбитражного суда субъекта РФ, а также опре­делений суда кассационной инстанции.

Ст.ст. 292-308 АПК РФ Ст.ст. 376-391 ГПК РФ Ст.ст. 402-412 УПК РФ

ФКЗ РФ «О мировых судьях в РФ»; ст. 3 Ст.ст. 413-419 УПК РФ

Ст. 393 ГПК РФ Ст. 310 АПК РФ

Схема 14

Структура судов высшего звена судебной системы

Верховный Суд РФ
1 Председатель \ ^^ Пленум ^ Президиум Судебные коллегии Верховного Суда РФ
/ 1™ Кассационная коллегия / 4г Военная коллегия Г Судебная коллегия по гражданским делам Судебная коллегия по уголовным делам Аппарат Верховного Суда РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Д^Ч^-^ГТ^ Председатель / \ ^^ Пленум / ^ Президиум Судебньде коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ

воз / Судебная коллегия по рассмотрению споров, иикаюших из гражданских и иных правоотношений
В О Судебная коллегия по рассмотрению споров, зникающих из административных правоотношений

Аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ

Совет председателей арбитражных судов при ВАС РФ

Научно-консультативный совет при ВАС РФ

Научно-консультативный совет при ВС РФ

«Бюллетень Верховного Суда РФ» — печатный орган ВС РФ «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» — печатный орган ВАС РФ

Правовая основа

Структура высшего звена системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов — это предусмотрен­ные законом председатель и совокупность взаимосвязанных между собой организационно-функциональных под­разделений суда, являющегося высшим звеном системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Схема 15

Аппарат Верховного Суда РФ: Отдел обобщения судебной практики; Отдел работы с законодательством; Отдел проверки судебных решений в порядке надзора;

Отдел контроля и исполнения решений Отдел кадров; Отдел приема граждан; Управление делами; Объединенный отдел правовой инфор­матизации; Общий отдел;

Отдел хранения судебных документов; Первый отдел;

Планово-финансовое управление; Хозяйственное управление

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ
Военная коллегия Верховного Суда РФ Судебные составы

Структура Верховного Суда РФ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

Судебные составы

Судебная коллег ия но уголовным делам Кас. палата
Верховного Суда РФ Суд. составы

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Научно-консультативный совет при ВС РФ

«Бюллетень Верховного Суда РФ» — печатный орган ВС РФ

Правовая основа

Ст.ст. 54, 57, 61, 62.1, 63, 65, 68 Закона «О судоустройстве РСФСР»; Ст.ст. 10 ФКЗ «О военных судах РФ».

Структура Верховного Суда РФ — это предусмотренные законом председатель и совокупность взаимосвязан­ных между собой организационно-функциональных подразделений Верховного Суда РФ.

Схе

КОМПЕТЕНЦИЯ КАССАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Схема 18

КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

гп -1 т х с з а

ПІ

о

т х х о

З’ ^

о

із Ь гл

-в р

03 о О ? н ~

я З

с ^ Є з п в З и

§ з

■п &

И

а п х

Ц

м

я о

із ^

ге -і

а

И

п 43 X о в X

1 о

О

її »

О

я и

-а Я

п п

Й 2

й З

СІ

з №

п н

Із

ПІ

із »

з о Є з

її

§ І

§ І

о . -н О І»! ю тз

з

•І

» О о -О

з о

® к

я «З

о В

й з о І

‘ і

в І

2 »

Гї із

к

£ о

О ?

яі У

§ І

§ і

О З ї1

00 т -о х о ш

О

-а з з з

с о Є -а

•З

о

х ги 2 и

о

ч: ТЗ

Є

Структура Высшего Арбитражного Суда РФ

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возни­кающих из гражданских и иных правоотношений

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возни­кающих из административных правоотношений

Схема 20

Судебные составы

Судебные составы

Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбитражном Суде РФ

Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде^Ф

«Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» — печатный орган ВАС РФ

Аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ:

— секретариат; приемная;

— Управление анализа и обобщения судебной практики;

— Управление совершенствования законодательства;

— Организационно-контрольное управление;

— Управление кадров и государственной службы;

— Финансово-экономическое управление;

— Управление делопроизводства;

Группа автоматизированной подготовки документов;

— Международно-правовой отдел;

— Отдел информатизации;

— Хозяйственное управление

Правовая основа

Ст.ст. 11, 12, 15, 18, 19, 20, 22, 23, 49 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

Структура Высшего Арбитражного Суда РФ — это предусмотренные законом председатель и совокупность взаимосвязанных между собой организационно-функциональных подразделений Высшего Арбитражного Суда РФ.

т

Структура

судов общей юрисдикции и арбитражных судов среднего звена

Аппарат суда

Пояснения к схеме 22

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ на территории субъекта РФ. Правовая основа

Ст.ст. 25, 27, 30-32 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; Ст.ст. 13, 16, 18, 19 ФКЗ «О военных судах РФ»;

Структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов среднего звена — это предусмотренные законом председатель и совокупность взаимосвязанных между собой организационно-функциональных подразделений су­да, являющегося средним звеном системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Пояснения к схеме 23

Правовая основа

Ст.ст. 30, 32, 35, 37, 42, 44, 47, 49 Закона «О судоустройстве РСФСР».

Структура федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ (среднее звено) — это предусмотренные законом председатель и совокупность взаимосвязанных между собой организационно-функциональных подразде­лений федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ.

Правовая основа

Ст.ст. 13, 16, 18, 19 ФКЗ «О военных судах РФ».

Структура окружных (флотских) военных судов (среднее звено) — это

Схема 24

предусмотренные законом председатель н совокупность взаимосвязанных меж­ду собой организационно-функциональных подразделений окружных (флот­ских) военных судов.

е м ы 2 6

Правовая основа

Ст.ст. 23, 26 Закона «О судоустройстве РСФСР»;

Ст.ст. 23, 24, 34 ФКЗ «О военных судах РФ»;

Ст. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»;

Ст.ст. 35, 37, 40-42 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

Схема 2 7

Состав судов высшего звена

Верховный Суд РФ

—► Председатель

—^ Первый заместитель председателя

Заместители председателя

-► Председатели Судебных коллегий

Заместитель председателя Военной коллегии,

Председатели судебных составов Военной коллегии -► Секретарь Пленума Судьи

^ Работники аппарата Верховного Суда РФ

Генеральный директор и работники Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Председатель —► Первый заместитель председателя —► Заместители председателя —► Председатели Судебных коллегий

—► Председатели судебных составов

-► Судьи

^ Работники аппарата

Высшего Арбитражного Суда РФ

Правовая основа

Ст.ст. 65-67, 78 Закона «О судоустройстве РСФСР»; Ст.ст. 33, 34 ФКЗ «О военных судах РФ»;

Ст.ст. 8, 9, 12 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»; Ст.ст. 20, 21, 45, 47 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

Состав судов, составляющих звено судебной системы, — это предусмотренный законом или иным норматив­ным актом перечень (совокупность) штатно-должностных лиц, выполняющих организационно-функциональные обязанности, осуществляющих правосудие или работающих в суде определенного звена судебной системы.

Схема 28

Состав судов среднего звена судебной системы

Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ

(Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономных округов и автономных областей)

Окружные (флотские) военные суды

Федеральные арбитражные суды округов

————————————- ► Председатель

————————————- ► Первый заместитель председателя

————————————- ► Заместители председателя

————————————- ► Председатели судебных коллегий или (и) судебных составов

————————————- ► Судьи

————————————- ► Работники аппарата суда (и администратор суда)

Народные и присяжные заседатели

Правовая основа

Ст.ст. 37-39, 49-51, 78, 80-82 Закона «О судоустройстве РСФСР»;

Ст.ст. 19, 20, 33-35 ФКЗ «О военных судах РФ»;

Ст. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»;

Ст.ст. 32, 33 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»;

Ст.ст.З, 6 ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ».

Арбитражные суды субъектов РФ

Председатель

^ Заместитель председателя

Судьи

Работники аппарата суда (и администратор суда)

Председатели судебных коллегий, судебных составов

Присяжные и арбитражные заседатели

Состав суда среднего звена судов обшей юрисдикции и арбитражных судов — это предусмотренный зако­ном или иным нормативным актом перечень (совокупность) штатно-должностных лиц, выполняющих организаци­онно-функциональные обязанности, осуществляющих правосудие или работающих в суде среднего звена: феде­ральных судах общей юрисдикции субъектов РФ, окружных (флотских) военных судах, федеральных арбитражных судах округов.

Схема 29

Состав федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена

Районные (городские) суды

Гарнизонные военные с

Правовая основа

Ст.ст. 23, 26, 78 Закона «О судоустройстве РСФСР»;

Ст.ст. 24, 25, 33-35 ФКЗ «О военных судах РФ»;

Ст. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»

Ст.ст. 42, 43 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»;

Состав суда низшего звена судов общей юрисдикции и арбитражных судов — это предусмотренный зако­ном или иным нормативным актом перечень (совокупность) штатно-должностных лиц, выполняющих организаци­онно-функциональные обязанности, осуществляющих правосудие или работающих в суде низшего звена: район­ном (городском) суде, гарнизонном военном суде, арбитражном суде субъекта РФ.

Схема 30

Состав структурного подразделения суда определенного звена судебной системы — это

предусмотренный законом или иным нормативным актом штатно-должностной перечень сотрудников и судей структур­ного подразделения суда определенного звена судебной системы.

Структурные подразделения судов
Пленум Президиум Судсбнь іе коллегии Судебные составы Аппарат

Ст. 57 Закона «О судоустройстве РСФСР» Ст. 12 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Ст. 20 ФКЗ «О Конститу ционном Суде РФ»

Верховный Суд РФ

13 членов

Председатель

Заместители председателя

Председатели судебных составов

Ст. 61 Закона «О судоустройстве РСФСР»

Состав Президиума арбитражных судов и судов высшего и среднего звена общей юрис­дикции — это предусмотренный законом или иным нормативным актом штатно-должностной перечень сотрудников и судей Президиума арбитражных судов и судов высшего и среднего звена общей юрисдикции.

Президиум

Высший Арбитражный Суд РФ

-► Председатель

Заместители председателя

-► Судьи Верховного Суда РФ

Ст. 15 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Продолжение схемы 3 1

Президиумы судов среднего звена

Окружных (флотских) военных судов

Федеральных арбитражных судов округов

Федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ

(Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судор^удов/ґородов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономных округов и автошлйных об^яастей)

Председатель

Заместители председателя

Председатели Судебных коллегий или (и) судебных составов Судьи

Количественный состав президиумов ограничен должностными лицами суда или утверждается Президентом РФ или Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ

Ст. 27 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Ст. 32 Закона «О судоустройстве РСФСР» Ст. 16 ФКЗ «О военных судах РФ»

Продолжение схемы 31

Президиум арбитражного апелляционного суда

Председатель Заместители Председатели судебных составов Судьи

Ст.ст. 33.4, 33.5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Президиум арбитражного суда субъекта РФ

Председатель Заместители Председатели судебных составов Судьи

Ст. 37 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Схема 3 2

Судебные коллегии

Судебные коллегии Верховного Суда РФ

Председатель Судебной коллегии, в Военной коллегии заместители пред­седателя — председатели судебных составов, судьи Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ

Председатель, председатели судебных составов и судьи Высшего Арбит­ражного Суда РФ.

Судебные коллегии судов среднего звена

системы арбитражных судов и системы судов общей юрисдикции

Председатель, председатели судебных составов и судьи Федерального ар­битражного суда округа.

Председатель и судьи соответствующего суда общей юрисдикции. Председатель, председатели судебных составов и судьи окружных (флот­ских) военных судов.

Судебные составы

Судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ.

Ст. 19 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Судебные составы Федерального арбитражного суда округа.

Ст. 31 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Судебные составы Арбитражного апелляционного суда.

Ст. 33.8 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Судебные составы Арбитражного суда субъекта РФ.

Ст. 41 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Судебные составы Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Ст. 12 ФКЗ «О военных судах РФ»

Судебные составы окружных (флотских) военных судов.

Ст. 18 ФКЗ «О военных судах РФ»

Аппарат

Аппарат Верховного Суда РФ

Работники аппарата: начальники отделов и других структурных подразде­лений, старшие помощники и помощники Председателя Верховного Суда РФ, главные и старшие консультанты, консультанты, инспектора, служащие и младший обслуживающий персонал.

Ст. 78 Закона «О судоустройстве РСФСР»

Аппарат судебных коллегий Верховного Суда РФ Аппарат Военной коллегии Верховного Суда РФ

Должности: помощник председателя суда, помощник судьи, начальник от­дела, заместители начальника отдела, советники, консультанты, главные спе­циалисты, ведущие специалисты, специалисты первой категории, специалисты второй категории, специалисты.

Ст. 33 ФКЗ «О военных судах РФ»

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Генеральный директор Заместители

Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов

Главное управление обеспечения деятельности военных судов Главное финансово-экономическое управление Управление государственной службы и кадрового обеспечения Контрольно-ревизионное управление Управление делами

Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и соору­жений

Отдел учебных и образовательных учреждений Отдел международно-правового сотрудничества Коллегия Работники

Ст.ст. 7-9, 11, 12 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»

Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ Председатель, его заместители, консультанты Верховного Суда РФ

«Бюллетень Верховного Суда РФ» — печатный орган Верховного Суда РФ

Аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбитражном Суде РФ

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели арбитраж­ных судов.

Ст. 22 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Схема 33

СТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Я 1

«3 п О Я

Я ■п
из п
— »

о Ь

в

»

я

«О ? си
е =