Судебное разбирательство в арбитражном процессе

Содержание

Особенности судебного разбирательства в арбитражном процессе. Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда.

Судебное разбирательство в арбитражном процессе

Судебное разбирательство – стадия процессуальной деятельности арбитражного суда, а также лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, которая имеет целью всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, определение прав и обязанностей сторон.

Рассмотрение и разрешение дела по существу является основной стадией арбитражного процесса.

Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если АПК не установлено иное (ст. 152 АПК).

Разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (ч. 1 ст. 153 АПК).

Судебное заседание в арбитражном процессе

Судебное заседание – основная организационная форма проведения судебного разбирательства по арбитражному делу, посредством которой осуществляется правосудие, разрешается спор по существу.

При неявке в судебное заседание сторон и других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (ст. 156 АПК).

Суд рассматривает дело, как правило, в открытом судебном заседании, в устной форме, с ведением протокола судебного заседания и при неизменном составе. Закрытое судебное заседание возможно, когда требуется охрана государственной или коммерческой тайны (ст. 11 АПК).

При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Решение арбитражного суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя. К арбитражному суду обращаются со словами «Уважаемый суд». Свои объяснения и показания суду, вопросы другим лицам, участвующим в деле, ответы на вопросы они дают стоя (ч. ч. 1, 2 ст. 154 АПК).

Судебное заседание проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенную судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени.

Лица, присутствующие в зале судебного заседания, обязаны соблюдать установленный порядок. Лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала судебного заседания. Арбитражный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, судебному штрафу (ч. ч. 3, 5 ст. 154 АПК).

Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в арбитражных судах или судах общей юрисдикции технической возможности осуществления видеоконференц-связи.

В случае удовлетворения ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи арбитражный суд, рассматривающий дело, поручает соответствующему арбитражному суду, при содействии которого заявитель сможет участвовать в таком судебном заседании, организацию видеоконференц-связи в целях участия заявителя в судебном заседании, о чем выносится определение в соответствии со ст. 73 АПК РФ.

В случае, если судом, при содействии которого лицо, участвующее в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, является суд общей юрисдикции, арбитражный суд, рассматривающий дело, выносит определение о проведении такого судебного заседания в соответствии со ст. 184 и 185 АПК РФ. Копия определения арбитражного суда направляется в суд общей юрисдикции, который обеспечивает проведение судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ.

Арбитражный суд, осуществляющий организацию видеоконференц-связи, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности их участия в судебном заседании в соответствии с правилами, установленными частью 2 ст. 153 АПК РФ.

При использовании систем видеоконференц-связи в арбитражном суде, рассматривающем дело, а также в арбитражном суде, осуществляющем организацию видеоконференц-связи, составляется протокол и ведется видеозапись судебного заседания. Материальный носитель видеозаписи судебного заседания направляется в пятидневный срок в суд, рассматривающий дело, и приобщается к протоколу судебного заседания.

Арбитражный суд, рассматривающий дело, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в случаях, если:

1) отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи;

2) разбирательство дела осуществляется в закрытом судебном заседании.

Этапы судебного заседания в арбитражном процессе

Судебное заседание можно разделить на несколько частей :

1) подготовительная часть;

2) рассмотрение дела по существу;

3) судебные прения;

4) постановление и оглашение решения.

В подготовительной части заседания судья или председательствующий при коллегиальном рассмотрении дела объявляет об открытии судебного заседания, о составе суда, какое дело подлежит рассмотрению, кто ведет протокол; проверяет явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, проверяет их полномочия; устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, участвующие в деле, и причины их неявки; выясняет вопрос о возможности слушания дела; разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права, в том числе их право заявлять отводы, и обязанности; удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса; определяет с учетом мнений лиц, участвующих в деле, последовательность проведения процессуальных действий; выясняет, поддерживает ли истец иск, признает ли иск ответчик, не хотят ли стороны закончить дело мировым соглашением; принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка (ч. 2 ст. 153 АПК).

Заявленные ходатайства подаются в письменном виде или заносятся в протокол судебного заседания и разрешаются с учетом мнения всех сторон. По результатам рассмотрения заявлений и ходатайств арбитражный суд выносит определения (ст. 159 АПК).

Рассмотрение дела по существу начинается, как правило, с заслушивания объяснений истца, позиции прокурора, если он участвует в процессе, и объяснений участвующего на стороне истца третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, а также третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, если оно участвует в деле. Затем заслушиваются объяснения ответчика и участвующего на его стороне третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Судебные прения состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле, и их представителей. В этих выступлениях они обосновывают свою позицию по делу.

В судебных прениях первыми выступают истец и (или) его представитель, затем третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ответчик и (или) его представитель. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает после истца или после ответчика, на стороне которого оно участвует в деле. Прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа выступают в судебных прениях первыми (ч. ч. 2, 3 ст. 164 АПК).

В судебных прениях позиция по делу обосновывается лицами, участвующими в деле, уже с учетом известных им доказательств, представленных в материалы дела и исследованных непосредственно судом, а также с учетом известных им доводов другой стороны.

Участники судебных прений не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, и на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми. После выступления всех участников судебных прений каждый из них вправе выступить с репликами. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику (ч. ч. 4, 5 ст. 164 АПК).

Постановление и оглашение решения. После исследования доказательств по делу и судебных прений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и арбитражный суд удаляется для принятия решения, о чем объявляется присутствующим в зале судебного заседания (ст. 166 АПК).

Решение принимается судьями, участвующими в судебном заседании, в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей. Во время принятия решения в помещении могут находиться лишь лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Решение принимается именем Российской Федерации (ст. 167 АПК).

Решение арбитражного суда излагается в виде отдельного документа, должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств и подписывается всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение (ст. 169 АПК).

Решение арбитражного суда объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после его принятия судом. В судебном заседании может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме. Изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий 5 дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения. Председательствующий после объявления решения разъясняет порядок его обжалования (ст. 176 АПК).

Копии решения рассылаются лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением или вручаются под расписку в 5-дневный срок со дня их принятия (ст. 177 АПК).

Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда

В случае, если в одном заявлении соединены требование об установлении оснований ответственности ответчика и связанное с ним требование о применении мер ответственности, арбитражный суд вправе с согласия сторон рассмотреть такие требования в раздельных судебных заседаниях (ст. 160 АПК).

О рассмотрении дела в раздельных судебных заседаниях выносится определение.

При отказе в удовлетворении требования об установлении оснований ответственности ответчика арбитражный суд не рассматривает связанное с ним требование о применении мер ответственности и второе судебное заседание не проводит.

В случае удовлетворения требования об установлении оснований ответственности ответчика арбитражный суд сразу же или после перерыва, срок которого не может превышать пять дней, вправе провести второе судебное заседание и в этом судебном заседании рассмотреть требование о применении мер ответственности, в том числе определить размер взыскиваемой суммы. По результатам рассмотрения арбитражный суд принимает решение по всем заявленным требованиям.

В случае, если в судебном заседании объявлялся перерыв, во время которого стороны достигли договоренности или урегулировали спор в части требований о применении мер ответственности, арбитражный суд не рассматривает эти требования и прекращает производство по делу в части требований о применении мер ответственности при условии, что истец обратился с отказом в письменной форме от иска или стороны заключили мировое соглашение в этой части требований и отказ принят либо мировое соглашение утверждено судом, на что указывается в судебном акте арбитражного суда.

Является ли распоряжение нормативным правовым актом. Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Является ли распоряжение нормативным правовым актом?

Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на всех распространяется единый локальный акт. Рассмотрим особенности создания некоторых таких документов.

Локальные акты: общие положения

В соответствии со ст.

5 ТК РФ регулирование трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с ними, осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, все локальные нормативные акты организации являются частью системы трудового законодательства.

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты) для своей деятельности, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями .

Статья 8 ТК РФ.

Примечание. Обратите внимание, что работодатели — юридические лица должны утверждать локальные нормативные акты с учетом мнения представительного органа работников, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия (ст. 8 ТК РФ).

Исходя из положений ТК РФ различают два вида локальных нормативных актов:

  • акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса);
  • акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Разновидности локальных актов

Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ — локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач.

Решение — локальный акт, применяемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера.

Положение — локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция — локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.

Правила — локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

Перечень локальных нормативных актов

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:

  • штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1)). Обязательно для составления в организации;
  • должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием (Единый тарифно-квалификационный справочник). Обязательны для составления, если должностные обязанности не урегулированы в трудовых договорах;
  • приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;
  • положение о персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ). Обязательно для составления;
  • положение о коммерческой тайне . Обязательно, если в трудовом договоре указано, что работник должен сохранять коммерческую тайну;
  • положение о порядке ведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ);
  • положение о комиссии по трудовым спорам. Должно быть принято по согласованию с представительным органом работников в установленном порядке (ст. 372 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ). Обязательны для составления;
  • графики сменности (ст. 103 ТК РФ). Обязательны при наличии сменной работы;
  • положение об оплате труда и стимулирующих выплатах (разд. VI ТК РФ). Обязательно, если вопросы оплаты труда не урегулированы в трудовых договорах;
  • график очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление N 1).Обязателен для составления;
  • инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Обязательны для составления.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Подзаконный нормативный акт

Подзаконный нормативный акт — это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона и во исполнение его.

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты занимают существенное место в правовой системе. Через эти акты осуществляется управленческая деятельность.

К подзаконным нормативным актам относятся акты высших представительных органов Российской Федерации (постановления, заявления, декларации), акты Президента (указы и распоряжения), акты Правительства (постановления и распоряжения), акты министерств и ведомств (приказы, письма, инструкции, распоряжения), нормативные акты органов государственной власти субъектов (законы, постановления, распоряжения, положения, приказы и др.), акты муниципалитетов (решения, распоряжения, регламенты и постановления) и акты предприятий, организаций и учреждений (уставы, нормативные договоры, распоряжения и приказы). нормативный акт закон указ

К подзаконным актам Президента относятся, как уже говорилось выше, указы и распоряжения.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

  • — указы в границах собственных полномочий;
  • — указы на основе полномочий делегированных парламентом;
  • — указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (например, о введении военного или чрезвычайного положения, представления о назначении на должность Судей Конституционного суда, Верховного Судьи, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости указы Президента могут быть нормативными, то есть содержащими правила поведения общего характера (нормы права) и, правоприменительными, которые не являются нормативно-правовыми актами, они носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления. Например, указ о помиловании конкретного лица или указ о назначении на должность не являются нормативными, так как не содержат норм права.

Распоряжения Президента (например, создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда) также не нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления. Их отличие от ненормативных указов, несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.

На основании и во исполнение законов, а также нормативных указов Президента принимаются подзаконные акты Правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и, реализуя свои полномочия, может принимать постановления и издавать распоряжения для управления обществом.

Принимаемые Правительством акты служат основой для издания других правовых актов и «устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений».

Актами Правительства являются постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства.

Распоряжения же правительства являются разновидностью правительственных актов и поэтому носят зачастую индивидуальный характер, принимаются и подписываются они Председателем или Заместителем Председателя Правительства.

В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства Конституции РФ, Федеральным Законам, Указам Президента России они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 п.З Конституции РФ).

Примером нормативного постановления Правительства может быть Постановление Правительства РФ от 10. 02.

94 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами Федеральной собственности».

Подзаконные акты министерств и ведомств очень многочисленны и многообразны (приказы, инструкции, постановления, письма, уставы и т.д. ).

Спецификой их является то, что их действие распространяется на ограниченную специальную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и другие).

Ведомственные подзаконные акты могут издаваться всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры.

К ним относятся министерства, государственные комитеты и Федеральные службы (ФСБ, МПС, ФПС), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (инспекции и т.п. ). В подзаконных актах данных органов обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, инструкции Министерства Финансов, Министерства труда, Министерства транспорта и т.д.

Нормативно правовой акт

Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.

Пытикова Т.А., специалист Фонда “Консалтинга и правовой защиты населения”.

Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г.

тенденция роста продолжается.

Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.

Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов.

В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом.

Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.

Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях .

Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. Ст. 7 — 8.

Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.

В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием “подзаконные нормативные правовые акты”.

В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.

Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.

Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.

Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым “К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов”, А.А.

Федосеевым “Нормативные акты советского государства и формы их выражения”, а также современными российскими правоведами. Это, например, работы В.И. Сенчищева “Виды нормативных актов”, В.А. Толстика “Иерархия источников российского права”, Р.Ф. Васильева “О понятии правового акта”, Н.В. Сильченко “Научные основы типологии нормативно-правовых актов” и некоторые другие .

Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты. Например, работы А.В. Мицкевича “Акты высших органов Советского государства”, Р.Ф. Васильева “Акты управления”, С. Жевакина “Ведомственные правовые акты”, С.А. Иванова “Соотношение закона и подзаконного акта”, И.В. Котелевской “Закон и подзаконный акт” и другие.

В юридической литературе отсутствуют специализированные работы о приказах как особой разновидности нормативных правовых актов.

Смотри подробнее: Бошно С.В. Нормативные правовые акты.

Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.

Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.

Приказ представляет собой “официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным” или “официальное распоряжение того, кто облечен властью” . В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости.

Приказ — это “правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия” .

Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.

Российская юридическая энциклопедия. С. 513. Словарь русского языка. С. 512.

Российская юридическая энциклопедия. С. 811.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий.

Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом “приказываю”.

Приказ это нормативный акт

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Являются ли приказ и распоряжение руководителя распорядительными документами или ЛНА?

Здравствуйте.

Приказ и распоряжение руководителя является ли локально-нормативным актом или нет?

Наталья

нет, не является. Очень хорошо это проанализировал один из судов:

Локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, тремя признаками.

Во-первых, отсутствием персонально определенного или конкретного адресата и распространением сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации.

Во-вторых, локальный нормативный акт характеризуется многократностью своей реализации, предполагающей применение содержащихся в нем правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в данном акте.

В-третьих, в ряде случаев для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя, по общему правилу, осуществляется в одностороннем порядке.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 N 07АП-2847/08 по делу N А45-2016/2008

ПРИКАЗ: НОРМАТИВНЫЙ ИЛИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ?

Локальный нормативный акт

Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на всех распространяется единый локальный акт. Рассмотрим особенности создания некоторых таких документов.

Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок

Остановимся подробнее на некоторых локальных нормативных актах, разрабатываемых в организации, а именно на штатном расписании, правилах внутреннего трудового распорядка и положении об оплате труда.

Прежде чем принять работника, организация должна составить и утвердить штатное расписание. Оно применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением).

Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, в котором оформляются структура, штатный состав и численность организации, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и окладов, а также возможных надбавок для каждой из должности.

Штатное расписание составляется по форме N Т-3 в соответствии с Постановлением N 1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Данная форма не является обязательной для применения, а носит лишь рекомендательный характер, но, несмотря на это, желательно применять ее в работе, поскольку она содержит все необходимые реквизиты.

В форме N Т-3 предусмотрен реквизит “Личная подпись главного бухгалтера”.

Исходя из Закона о бухгалтерском учете в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации. Руководитель несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций .

Нормативно – правовой акт: понятие и классификация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Законодательный акт

Законодательный акт

Правовой акт — это акт, документ, несущий в себе указания, обязательства юридического характера.

Виды

Нормативно-правовые акты

Основная статья: Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (нормативный акт) — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

В России установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Федеральные конституционные законы,
  • Федеральные законы,
  • Нормативно-правовые акты министерств и федеральных агентств.

Законодательный акт

Разновидность нормативно-правового акта. Принимается представительными органами государства — парламентом, представительными органами административно-территориальных образований и т. п. либо на референдуме: кодекс, закон, статут и т. д. В Российской Федерации к законодательным актам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Индивидуально-правовой акт

Устанавливает, изменяет или отменяет конкретные права и обязанности определённого в акте круга лиц (пример: приказ о приёме на работу).

Акты применения права

Основная статья: Акт применения права

Правоприменительный акт — правовой акт, выражающий официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определённой форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

В отличие от нормативных правовых актов:

  • его действие распространяется на конкретный случай: регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам и имеет индивидуальное значение;
  • реализует общие предписания нормативного акта, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права.

Структура

Структурная единица — логический элемент правового акта, объединяющий сходные в той или иной степени нормы права.

Официально установленных требований по вопросу структурирования нормативных актов не существует. Согласно сложившейся практике, основной структурной единицей нормативно-правовых актов является статья, индивидуальных правовых актов — пункт. Статьи (пункты) при необходимости группируются в более и (или) делятся на менее крупные элементы.

Для идентификации участка текста также иногда прибегают к указанию на абзац, являющийся, строго говоря, структурной единицей документа, а не правового акта.

Примечания

  1. Элементы статей Гражданского кодекса РФ принято именовать пунктами, а не частями статьи.

См. также

  • Систематизация нормативных актов
  • Законы и Кодексы РФ
Право
Теория права Правопонимание · Правосознание · Правотворчество · Правореализация · Правоотношение
Правовое государство · Правопорядок · Законность · Правонарушение · Юридическая ответственность
Юридический факт · Юридические права и обязанности · Права и свободы человека и гражданина
Учения о праве Теория государства и права · Энциклопедия права
История государства и права · История правовых и политических учений · Философия права · Социология права
Система права Правовая норма · Источники права · Договор · Закон
Материальное право и процессуальное право · Частное и публичное право
Отрасли права Конституционное право · Административное право · Муниципальное право
Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражно-процессуальное право
Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право
Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Экологическое право
Правовые дисциплины Налоговое право · Банковское право · Предпринимательское право · Коммерческое право
Юридическая этика · Юридическая психология
Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия
Правовые системы Сравнительное правоведение · Римское право · Обычное право
Романо-германская правовая семья · Англо-саксонская правовая семья · Скандинавская правовая система
Религиозная правовая семья: исламское право и иудейское право
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Наднациональное право
Юриспруденция Законодательство · Юридическая техника · Толкование права · Правосудие · Правоохранительные органы
Адвокатура · Юридическая профессия · Известные юристы · Правовая культура
Категория · Портал · Проект

РАМОЧНЫЙ ЗАКОН

Смотреть что такое «РАМОЧНЫЙ ЗАКОН» в других словарях:

  • РАМОЧНЫЙ ЗАКОН — РАМОЧНЫЙ ЗАКОН, (закон рамка) в ряде государств (см. ГОСУДАРСТВО), придерживающихся традиционной французской правовой системы, форма законодательных актов, принимаемых парламентом, который устанавливает общие принципы регулирования правовых в… … Энциклопедический словарь

  • РАМОЧНЫЙ ЗАКОН — по Франции и ряде государств бывших французских колоний особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом, устанавливающих лишь общие принципы регулирования к. л. сферы. Более подробное регулирование осуществляется актами регламентарной … Юридическая энциклопедия

  • рамочный закон — (закон рамка) во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты… … Большой юридический словарь

  • РАМОЧНЫЙ ЗАКОН — по Франции и в ряде государств бывших французских колоний особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом, устанавливающих лишь общие принципы регулирования к. л. сферы. Более подробное регулирование осуществляется актами… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ЗАКОН-РАМКА (рамочный закон) — во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты регламентарной… … Юридический словарь

  • ЗАКОН-РАМКА РАМОЧНЫЙ — ЗАКОН РАМКА, РАМОЧНЫЙ РАМОЧНЫЙ ЗАКОН … Юридическая энциклопедия

  • ЗАКОН РАМОЧНЫЙ — ЗАКОН РАМКА … Юридическая энциклопедия

  • ЗАКОН-РАМКА — (рамочный закон) во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты … Юридический словарь

  • ЗАКОН-РАМКА — (рамочный закон) во Франции и ряде государств бывших французских колоний особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом, устанавливающих лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. Более подробное регулирование осуществляется … Энциклопедия юриста

  • закон-рамка — (рамочный закон) во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты … Большой юридический словарь