Судебная практика ФАС по 44 ФЗ

Содержание

Учимся на чужих ошибках: судебная практика по 44-ФЗ за 4 квартал 2019 года

Статья подготовлена экспертами учебного центра «Финконт»

Скачать постановление 9 арбитражного апелляционного суда по делу № А40-48371/19 от 29.10.2019

Скачать решение арбитражного суда города Москвы по делу № A40-188750/19 от 02.12.2019

Скачать решение арбитражного суда города Москвы по делу № А40-146460/19 от 06.11.2019

Скачать решение арбитражного суда города Москвы по делу № А40-250900/19 от 16.12.2019

Систематические нарушения в требованиях к ТРУ

В правовом отделе ФАС особо заострили внимание на систематических нарушениях, с которыми в ведомстве сталкиваются каждый день при рассмотрении жалоб. В частности, они касаются п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Заказчики указывают завышенные требования к товарам, работам или услугам вплоть до физико-химических свойств, требований к результатам испытаний, что, с точки зрения закона, неправомерно.

Яркий пример — дело № А40-48371/19 от 29.10.2019. В первой части заявки заказчик установил требования к товару — асфальтобетонной смеси, которую было необходимо приобрести исполнителю. В списке требований фигурировал диаметр отдельных компонентов смеси — минеральных зерен, еще требовалось провести определенные испытания. Поскольку закон не обязывает участников иметь товар в наличии для подачи заявки на участие в закупке, ФАС обратилась в суд с требованием признать условия заказчика неправомерными.

Нарушения в ценах контрактов

Противоречия в отношении цены контракта также нередко фигурируют среди нарушений 44-ФЗ. Одна из жалоб со стороны участника закупок на подобное нарушение вылилась в дело A40-188750/19.

В документации заказчик указал условия для исполнителей, не являющихся плательщиками налога на добавочную стоимость (НДС), в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН). Для них расчетные работы предлагалось провести с учетом коэффициента перерасчета цены контракта, рассчитанной, как соотношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком без учета суммы НДС.

В ФАС усмотрели нарушение п. 2 ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ и сочли, что она ущемляет права участников закупок, в роли которых выступают любые юридические лица, вне зависимости от системы налогообложения. Суд позицию антимонопольного ведомства поддержал.

Еще одно нарушение, связанное с НДС, выявили на стадии заключения контракта (дело № А40-146460/19). Победитель закупок не являлся плательщиком налога на добавочную стоимость и попросил исключить из проекта контракта фразу «включая НДС», но получил отказ.

В типовых контрактах, разработанных органами исполнительной власти, предусмотрена вариативность цены: включая НДС (для плательщиков НДС) и без учета НДС (для тех, кто его не платит). Сумма контракта от вида налогообложения участника не меняется. Следовательно, отказ заказчика — нарушение закона. На это обстоятельство обратила внимание ФАС, суд позицию антимонопольщиков поддержал и обязал заказчика изменить проект контракта.

Нарушения при выборе способов проведения закупок

Процедуру закупок проводят несколькими способами. Наиболее популярны запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, закупки у единственного поставщика.

Но отдельные товары, входящие в так называемый аукционный перечень, можно закупать только путем проведения аукциона. В него, в частности, входят закупки на проведение работ по капитальному ремонту. Один из заказчиков не заострил внимания на такой детали и выбрал исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Итог — дело № А40-250900/19.

Это не единственное допущенное заказчиком нарушение. ФАС установила, что в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) нет ни проектной документации, ни сметы, а есть только акт, содержащий перечень дефектов по объекту, на котором предполагалось выполнение работ.

В суде пришли к выводу, что поскольку указанных документов нет и отсутствует информация о технических характеристиках, требованиях к безопасности, к результатам работ, определить потребности заказчика невозможно, а значит, нельзя и сформировать предложение по выполнению госконтракта. В итоге ФАС выдала заказчику предписание о необходимости аннулировать закупку.

Перед участием в госзакупках и решении спорных вопросов не забудьте изучить все нюансы Федерального закона № 44-ФЗ, а при необходимости получить необходимую юридическую консультацию. Напомним, что с 01.01.2020 вступил в силу ряд изменений. Теперь участникам закупок нужно обязательно регистрироваться в ЕИС, указывать страну происхождения товара, пользоваться новым перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов при закупке лекарственных средств.

Возбуждение уголовного дела – это первоначальный этап досудебного производства, характеризующийся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, соответственно, процессуальными средствами, сроками и решениями.

Прежде чем начать расследование по факту преступления, исходя из требований уголовно-процессуального закона, необходимо принять решение о возбуждении уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела как процессуальное правовое явление может быть рассмотрено в ряде аспектов. Прежде всего возбуждение уголовного дела рассматривается как начальный этап уголовного судопроизводства, связанные с получением первичной информации о совершенном или готовящимся преступлении.

Далее, возбуждение уголовного дела исследуется как институт уголовно-процессуального права, представляющий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении (глава 19 и 20 УПК).

Наконец, возбуждение уголовного дела – это акт правоприменения, решение компетентного должностного лица о начале производства по делу. Этот акт обладает властным велением, а потому его надлежит рассматривать одновременно как юридический факт, влекущий возникновение уголовно-0процессуальных отношений. Кроме того данное правовое явление может рассматриваться как вид деятельности компетентных органов и должностных лиц, призванных осуществлять производство по уголовному делу.

Рассмотрим характерные признаки этого досудебного этапа производства.

1. Он имеет свои временные границы со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный законом срок, не более 3 суток (ст. 144 УПК). Срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 133 УПК);

2. Задачей этого этапа является прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятия мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;

3. Содержанием этого этапа является деятельность по рассмотрению сообщения преступлением и принятием соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии;

4. Назначением данного этапа является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, что включает в себя установление повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела;

5. На данном этапе возникают, развиваются и завершаются те правоотношения, которые появляются у субъектов правоотношений, лицо официально заявившее заявление – заявитель и дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор, которые обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящимся преступлении (ст. 144 УПК);

6. Юридическим фактов вызывающим правоотношения здесь, является повод, указанный в законе.

Возбуждение уголовного дела – это кратковременный и независимый этап судопроизводства. Его независимость от иных этапов движения дела обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности, здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и проверяются полученные сведения, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, с другой – ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов: а) которых в реальности не было; б) безусловно, не являющихся преступными, то есть в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).

На этом этапе действуют специфические уголовно – процессуальные отношения, отличающиеся от существующих в стадии предварительного расследования. Они носят многосубъектный и зачастую властный характер: между следователем и прокурором, осуществляющим надзорные полномочия за законностью возбуждения уголовного дела, следователем и заявителем о совершенном преступлении, при обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела (отказе в возбуждении) – между заявителем, следователем, прокурором, судом.

Самостоятельный характер этого этапа производства проявляется и в том, что он представляет собой этап уголовно – процессуальной деятельности, причем ни одно уголовное дело не может возникнуть вне него. Без надлежащего возбуждения уголовного дела совершение каких либо действий и принятие каких-либо решений по делу не могут иметь правового основания, да и самого уголовного дела быть не может, а если все-таки какие-то действия процессуального характера были совершены и их результаты облечены в процессуальную форму решений, то все они должны быть признаны не имеющими юридической силы и, соответственно, не могут быть положены в основу приговора.

Таким образом, основным содержанием этапа возбуждения производства по делу является принятие постановления о возбуждении уголовного дела либо отказ в его принятии.

Но этим не ограничивается содержание рассматриваемой стадии. Она включает в себя также деятельность дознавателя, следователя, прокурора по рассмотрению, разрешению и исследованию комплекса вопросов, а именно:

— является ли поступившее сообщение поводом к возбуждению уголовного дела;

— есть ли в сообщении данные, указывающие на признаки преступления;

— подпадают ли признаки преступления под действие определенной статьи Уголовного Кодекса РФ;

— нет ли обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;

— подследственно ли данное преступление, признаки которого обнаружены, тому органу, который принял сообщение;

— какие процессуальные и следственные действия необходимо произвести до возбуждения уголовного дела (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, получение объяснений и др.). Круг разрешаемых вопросов не может на этом исчерпываться, поскольку зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления.

Согласно ч. 4 ст. 20 УПК прокурор, а также следователь или дознаватель, с согласия прокурора, вправе возбуждать уголовное дело о любом преступлении частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае названные уголовные дела становятся делами публичного обвинения и так же по всем остальным делам публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ) уголовное преследование будет иметь место именно с момента возбуждения уголовного дела и на всем протяжении производства по нему при условии, если обвинение по нему по указанным в ст. 27 и 28 УПК РФоснованиям не будет прекращено.

Возбуждение уголовного дела не предрешает последующие процессуальные решения на стадии предварительного расследования, которое может быть закончено составлением обвинительного заключения (акта), прекращением производства по делу или уголовного преследования по основаниям, указанным в УПК РФ, несмотря на законное и обоснованное возбуждение уголовного дела.

Итак, сущность стадии возбуждения уголовного дела, заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дел. Применение мер процессуального принуждения и производства следственных действий могут проводиться тогда когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Вот почему этот этап судопроизводства выступает одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц (физических и юридических). От своевременного возбуждения уголовного дела зависит деятельность по успешному расследованию преступления, поскольку «по горячим» следам преступнику не будет возможности скрыться от органов расследования.

Период охлаждения в страховании

Отказ от страховки после получения кредита в течении 14 дней — это законная возможность граждан, воспользоваться своим правом и вернуть уплаченную страховую премию.

Навязывание дополнительных услуг, в особенности страховок при выдаче кредитов в последние годы стало распространенной практикой в большинстве банков. Обычно сумма страхового взноса прибавляется к сумме самого займа, делая погашение задолженности еще более обременительным. В связи с этим многие заемщики интересуются, можно ли отказаться от страховки по кредиту, и в какой срок это следует сделать. В этой статье мы расскажем о «периоде охлаждения» в страховании, в течение которого можно расторгнуть договор страхования с минимальными усилиями.

Зачем банки навязывают страховку?

Основной целью работы коммерческих банков является получение прибыли, поэтому активная продажа банковскими сотрудниками страховых полисов при выдаче займов направлена на выполнение этой же задачи. Во-первых, за каждую оформленную страховку банк получает от страховщика комиссионное вознаграждение, размер которого может составлять 50-80% от стоимости самого полиса. Во-вторых, наличие страховки снижает риски банка по возможному непогашению заемщиком долга в случае возникновения у него проблем с работой или со здоровьем. Таким образом, для банка очень выгодно, чтобы, оформляя кредит, заемщик согласился заключить договор страхования.

Обязательно ли оформлять страховку при получении кредита?

Правоотношения банков и их клиентов регулируются законодательством РФ. Так, согласно Закону «О защите прав потребителей» «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме». Иными словами, кредитный договор и договор страхования являются различными продуктами, поэтому заемщик на законных основаниях вправе отказаться от заключения договора страхования при оформлении кредита.

Со своей стороны, банки тоже прекрасно понимают, что не имеют права принуждать заемщиков к покупке страховых полисов, поэтому нередко прибегают к различным хитростям, чтобы «впарить» клиенту страховку вопреки его желанию. Чаще всего для этого применяются следующие схемы:

  1. При оформлении кредитной документации сотрудник просто умалчивает о наличии страховки, передавая клиенту документы на подпись без соответствующих разъяснений. Проставляя свою подпись в поле «Согласие на заключение договора страхования», заемщик автоматически соглашается застраховаться в предложенной банком компании зачастую на невыгодных для себя условиях. Чтобы не попасть в эту ловушку, есть только один выход – не стесняться задавать вопросы и внимательно читать все документы до того, как их подписать.
  2. Условия предоставления займа без страховой защиты заведомо менее привлекательные, чем со страховкой. Чаще всего за отказ от страхования предусмотрено повышение процентной ставки по кредиту на несколько пунктов. Вместе с тем, если сравнить графики погашения задолженности по обоим вариантам кредитования, может оказаться, что переплата по займу, полученному под большую ставку, но без дополнительных трат в виде страховой премии, даже меньше, чем по ссуде, выданной по сниженной ставке, но со страховкой.
  3. Банки могут использовать непонятные для многих клиентов договоры коллективного страхования, в которых страховщиком выступает не страховая компания, а сам банк, а заемщику предлагается войти в число застрахованных лиц за дополнительную плату, которая обычно составляет 1,5-2% от суммы займа в год, умноженная на срок кредита.

Какой бы способ заставить вас оплатить страховку не выбрал кредитор, помните, что заключение договора страхования является добровольным, и отказ заемщика оформить страховой полис не может являться причиной отказа в выдаче кредита. Конечно, банки вправе отказать в предоставлении ссуды без объяснения причин принятого решения, но в этом случае задумайтесь, стоит ли связываться с организацией, изначально предлагающей непрозрачные условия кредитования.

Как отказаться от страховки в период охлаждения?

Если по какой-то причине вы все-таки оформили договор страхования, но затем решили его расторгнуть, постарайтесь успеть сделать это в «период охлаждения», в течение которого можно без фактических потерь аннулировать страховой полис и возвратить потраченные деньги. С января 2018 года период охлаждения в страховании – 14 дней. Закон в данном случае встает на сторону потребителя, поскольку зачастую бывает сложно отличить навязывание страховки от обычной продажи банком дополнительных продуктов.

«Период охлаждения» действителен в отношении всех популярных видов добровольного страхования:


Важно! Расторгнуть договор страхования можно только в случае, если страховой риск не наступил, и страховые выплаты не производились.

Кроме того, не все договоры можно расторгнуть. Так, нельзя отказаться от страховки для выезда за рубеж, от медицинской страховки иностранным гражданам для разрешения на работу и от ряда других программ.

Кроме того, банки вправе настаивать на страховании жизни заемщика при выдаче ипотеки с господдержкой или на страховании имущества при получении кредита, по которому данное имущество выступает в качестве залога.

Чтобы отказаться от страховки в «период охлаждения», надо направить страховщику соответствующее заявление в письменном виде, после чего в течение 10 дней с момента получения данного заявления сумма страховой премии должна быть перечислена по указанным в нем реквизитам.

Если заявление на отказ от страховки было подано по истечении «периода охлаждения» и/или сроков установленных договором страхования, а договор уже вступил в силу, то также есть шанс на возврат уплаченной страховой премии, но из уплаченной суммы вычитается часть средств пропорционально количеству дней пользования страховкой. В данном случае, следует отметить, что большинство договоров страхования, оформляемых при выдаче кредита, не предусматривают возможности частичного возврата уплаченной страховой премии, если заявление на отказ от страховки было подано по истечении 14 календарных дней.

Как вернуть деньги по истечении «периода охлаждения»?

Если вы не воспользовались своим правом отказаться от страховки в «период охлаждения», по закону страховщик может отказать возвращать страховую премию. Конечно, в разных компаниях могут действовать собственные правила расторжения договоров, поэтому следует внимательно изучать документы.

Кроме того, можно пойти на хитрость и попробовать договориться с какой-либо почтовой службой зарегистрировать ваше письмо с заявлением об отказе от договора задним числом. Если дата принятия письма к отправке будет попадать в срок действия «периода охлаждения», страховая компания будет обязана принять его к исполнению даже по прошествии большего времени.

Как избежать повышения ставки при отказе от страховки?

В кредитной документации большинства банков зафиксировано право кредитора повысить процентную ставку по займу в случае неисполнения заемщиком обязанностей по ряду страховых рисков (утрата жизни или здоровья, потеря работы и т.п.). При этом банк по умолчанию предлагает оформить страховой полис в определенной компании-партнере, однако в документах обычно не содержится прямого запрета застраховать требуемые риски в иной компании. Таким образом, заемщик может сравнить тарифы на услуги других страховых компаний из числа аккредитованных банком и застраховаться в любой из них, сэкономив значительную сумму. После этого нужно будет лишь предоставить новый страховой полис в банк, в результате чего у кредитора не будет оснований для повышения ставки.

Дополнительная информация по данному вопросу .

Судебная практика по возврату страховки

Если вы направили заявление на отказ от страховки в течение «периода охлаждения», проблем с возвратом средств быть не должно. Определенные трудности могут возникнуть только в случае, если вы оформили страховку не напрямую в страховой компании, а присоединились к действующей в банке программе коллективного страхования.

Обычно в рамках такой программы заемщик не просто уплачивает страховой взнос, но и платит комиссию банку за подключение к программе. Это комиссия может составлять половину от суммы всего взноса по страховке и по условиям договора не подлежать возврату.

Вместе с тем, современная судебная практика содержит немало примеров, когда иски заемщиков на расторжение договоров коллективного страхования были удовлетворены (например, решение Верховного Суда РФ по делу № 49-КГ17-24 от 31.10.2017 г.). После рассмотрения материалов дела суд признал, что условия соглашения, не позволяющие заемщику в предусмотренный законодательством срок вернуть деньги, уплаченные за участие в страховой программе, ущемляют его потребительские права и не соответствуют требованиям, обязательным для соблюдения сторонами при заключении публичных договоров.

Если вы решили выйти из программы коллективного страхования, в течение 14 дней с момента подписания документов направьте в банк и страховщику соответствующий запрос, упомянув в нем о положительных решениях по данному вопросу из судебной практики. Письмо лучше отправить по почте, зарегистрировав как ценную корреспонденцию с описью вложений. Если страховщик откажет вам в возврате средств, ему придется дать на ваш запрос письменный ответ, с которым вы сможете обратиться в суд.

Подробно вопрос о возврате страховой премии по договорам коллективного страхования .

Прокурор — это законный представитель обвинения в судебном процессе. Функции и полномочия

Прокуратура Российской Федерации — это объединенная иерархическая государственная структура, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и предписаний Конституции РФ. Существует федеральный закон № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», в котором ясно и четко изложены функции, полномочия, специфика и порядок проведения определенных действий. Прокуратура не зависит ни от какой-либо организации.

Кто такой прокурор

Прокурор — это представитель обвиняемой стороны во время судебного разбирательства. Он занимается сбором сведений, которые бы указывали на виновность подсудимого, собирает непосредственные улики, опрашивает свидетелей, разрабатывает логические цепочки случившихся правонарушений.

Граждане нашей страны и всего мира обязаны жить, соблюдая законы, так как социализированное общество должно каким-то образом контролироваться, чтобы не нанести вреда окружающим. Но законодательство, к сожалению, знают далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость в такой должности, которая поможет соблюдать законопослушание и добропорядочность населения. В противном случае в ход идет прокурорская работа.

Его легко узнать среди участников судебного процесса — форма прокурора синего цвета.

Зачем нужен прокурор

Судебный процесс устроен таким образом, что судья должен вынести объективный приговор обвиняемому, которого защищает адвокат, приводящий доводы в пользу невиновности своего клиента. Соответственно, должен быть и противовес, иначе решение судьи будет субъективным и основанным только на аргументах адвоката. Таким человеком и является прокурор. Он представляет в суде всю накопленную базу информации по рассматриваемому делу. А судья уже, взвесив все «за» и «против», выносит беспристрастный вердикт.

Какие навыки и образование необходимы прокурору

Для того чтобы работать на этой должности, необходимо высшее юридическое образование. Обязателен опыт работы в данной сфере.

Прокурор — это человек с грамотно выстроенной речью, умением мыслить логически, смелостью брать на себя ответственность, знанием орфографии, способностью убеждать людей своими аргументами и четко отстаивать свою точку зрения. Эрудиция — прекрасное качество, которое очень поможет в такой работе.

Прокурор — это показатель неподкупности и справедливости, так как все его действия несут за собой определенные последствия как для протекания всего судебного процесса, так и для самого подсудимого.

Человеку с излишней самокритичностью и сильно развитым чувством вины будет очень сложно справляться с подобного рода работой. Данная профессия подразумевает под собой определенное «бессердечие» и отсутствие жалости и сострадания.

Форма прокурора обязывает к выполнению четких правил, постоянному логическому мыслительному процессу, хладнокровности в принятии решений и усердному труду, поэтому далеко не каждый человек смог бы справиться с подобной работой.

Функции прокурора

Действия прокурора в момент судебного разбирательства — это выполнение функции обвинителя. Ему необходимо:

  1. Принимать участие в судебных делах как уголовных, так и гражданских.
  2. Опровергать и добиваться пересмотра дел, по которым приговоры и решения преступают законодательство.
  3. Проявлять инициативу в правотворческой деятельности.
  4. Заниматься административными нарушениями.
  5. Контролировать соблюдение законов и Конституции РФ.
  6. Изучать ходатайства граждан России.

Каждое действие прокурора ведет к определенным последствиям, поэтому все его шаги должны быть тщательно выверены и обдуманы, дабы собрать всю достоверную информацию и не упустить ключевые моменты.

Полномочия прокурора, первая категория

Надзор прокурора заключается в соблюдении законов Российской Федерации и ее Конституции. Для результативного выполнения поставленных задач прокурор наделен определенными полномочиями, которые условно делятся на две категории.

Первая — это оперативное реагирование на нарушения ФЗ РФ и уточнение обстоятельств, при которых произошли данные действия, а также определение самих нарушителей.

В таком случае прокурору предоставлены следующие полномочия:

  1. Беспрепятственно присутствовать на подконтрольных территориях, кроме особо секретных, для входа на которые необходим особый допуск.
  2. Обладать доступом ко всей документации, которая каким-либо образом может помочь в его работе. При этом прокурору запрещено разглашать секретную информацию. В противном случае он понесет наказание, согласно законам Российской Федерации
  3. Запрашивать у руководства тех структур, деятельность которых контролируется органами прокуратуры, любые сведения: проекты, материалы, документацию, отчеты и прочие данные, соблюдая при этом субординацию.
  4. Через руководство подконтрольных структур требовать необходимых сотрудников-экспертов (инженеров, врачей, финансистов, бухгалтеров, техников и специалистов других областей) для помощи в выяснении обстоятельств, которые с профессиональной точки зрения смогут провести оценку и дать исчерпывающий ответ прокурору по интересующим его вопросам.
  5. Назначать проверки подведомственных органов с полным отчетом их проведения.
  6. Допрос государственных служащих и населения о сделанных преступлениях, требование письменных объяснений причин и обстоятельств при нарушении закона.
  7. Осуществлять прокурорскую проверку и устанавливать законность правовых актов.

Вторая категория полномочий

Вторая категория полномочий позволяет прокурору ликвидировать установленные правонарушения и привлекать замешанных в этом людей к ответственности перед судом, а именно:

  1. Оспаривать те нормативно-правовые акты, которые противоречат законодательству Российской Федерации, подавать обращение в суд, чтобы аннулировать их.
  2. Выявлять нарушения в подведомственных учреждениях.
  3. Выявлять административные правонарушения.
  4. При необходимости возбуждать или возобновлять уголовное дело.
  5. Привлекать нарушителей к дисциплинарной или уголовной ответственности согласно решению суда.
  6. Высвобождать лиц, находящихся в задержании незаконно.
  7. Предупреждать госслужащих о последствиях несоблюдения законов, тем самым государственный прокурор предостерегает чиновников от возможных последствий. В современных реалиях это крайне важно.

Прокурор в гражданском процессе

Этот вопрос требует внимательного рассмотрения. В основном, прокурор в гражданском процессе участвует тогда, когда это несет общественную значимость или же касается интересов государства и его граждан.

Одной из самых значимых функций, которые исполняет прокурор, является участие в судебных разбирательствах, касающихся жалоб чиновников, которые, в свою очередь, каким-либо образом ущемили права населения.

Помимо этого, он должен защищать интересы несовершеннолетних в суде.

С одной стороны, прокурор обязан пресекать и ликвидировать последствия правонарушений, с другой — осуществлять контроль с целью их установления и предостережения.

Прокурор в арбитражном процессе

Первостепенная задача прокурора в арбитражном процессе — отстаивание государственных и социальных интересов в экономической сфере.

В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации представлен перечень дел, по которым он может обращаться с исками в арбитражный суд.

Прокурор обращается в арбитражный суд только при нарушении законодательства таким образом, что ущемлены права и интересы государства и его граждан (как физ., так и юр.лиц) и когда эти нарушения ликвидировать неисковым путем нельзя.

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор — это человек, который производит от лица государства контроль за уголовной деятельностью, работой органов дознания и досудебного следствия.

В судебном процессе могут участвовать:

  • Генеральный прокурор Российской Федерации.
  • Прокуроры, находящиеся в его подчинении.
  • Заместители прокуроров.
  • Должностные лица учреждений прокуратуры, которые наделены предусмотренными для этого (закон о прокуратуре пункт 31 статьи 5 УПК России) полномочиями.

Прокурор в суде участвует на всех ступенях уголовного процесса, однако полномочия в зависимости от стадии процесса разнятся.

Самым большим влиянием прокурор наделен в момент возбуждения уголовного дела и начального разбирательства. Он контролирует предписания законов теми структурами, которые занимаются оперативной розыскной деятельностью, дознанием и преследованием.

В самом судебном уголовном процессе прокурор играет роль государственного обвинителя, который поддерживает предъявляемое обвинение от лица Российской Федерации, либо должностного лица, принимающего меры для ликвидации преступлений.