Суд субъекта РФ

Сколько судей в конституционном суде?

Конституционный Суд РФ — самостоятельный и независимый орган судебной власти, осуществляющий судебные полномочия путем конституционного судопроизводства. В Российской Федерации это единственный орган конституционного контроля федерального уровня. Статьей 125 Конституции РФ определены порядок образования, полномочия и сколько судей входят в состав Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Регламентом Конституционного Суда РФ, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Ответ на вопрос сколько судей в Конституционном Суде Российской Федерации дает часть 1 статьи 125 Конституции РФ, а именно 19 судей. Назначаются судьи Конституционного Суда Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Возглавляет Конституционный Суд председатель, назначаемый Советом Федерации на срок шесть лет по представлению Президента РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, дает официальное толкование Конституции Российской Федерации, изучает вопросы и принимает решения о соответствии Конституции Российской Федерации:

  1. федеральных законов;
  2. нормативных актов Президента Российской Федерации;
  3. нормативных актов Совета Федерации;
  4. нормативных актов Государственной Думы;
  5. нормативных актов Правительства Российской Федерации;
  6. конституций республик;
  7. определенной категории уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
  8. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  9. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Также к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации относится оценка соблюдения установленной процедуры выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в совершении тяжкого преступления, в том числе и в государственной измене.
В Конституционный Суд Российской Федерации с запросом могут обратиться:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Совет Федерации;Государственная Дума;
  3. Правительство Российской Федерации;
  4. Верховный Суд Российской Федерации;
  5. Пятая часть от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  6. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять конституционное судопроизводство в случае, если в его составе есть не менее трех четвертей от общего состава судей.
Полномочия Конституционного Суда не ограничены четко определенным сроком.

Сколько стоит решение суда?
Сколько стоит решение суда. Очень интересный, а главное скользкий вопрос в наше время, задаваемый все чаще и чаще в сфере коррупционной деятельности. Двадцать первый век принес в…

Сколько ждать решения суда?
Сколько ждать решения суда? Вопрос в наше время довольно таки актуальный и немаловажный, особенно учитывая в какое время мы живем. Существует великое множество причин для того,…

Кто подает в суд?
Кто подает иск в суд? Довольно таки простой вопрос, на который, наверно с горем пополам сможет ответить даже ребенок. Демократия подарила нам возможность свободно и напрямую…

Сколько инстанций в суде?
В современной судебной системе четко отлажен механизм решения разнообразных социальных и несоциальных факторов. В соответствии с действующей конституции Российской Федерации суды…

Определение 1

Субъектом государства является республика, край, область, город, автономная область, округ.

В статье 5 Конституции РФ указано, что все субъекты равноправны. Суды субъектов РФ образованы и функционируют во всех субъектах. Их название происходит от вида субъекта РФ, где он действует (верховный, областной, краевой). Необходимо отметить, что на функции судов разных по наименованию субъектов РФ не влияет вид субъекта, количество проживающих на данной территории людей, число судей и прочие факторы.

Пример 1

У Брянского областного суда те же самые организационно-правовые полномочия, что и у Верховного суда Татарстана.

Определение 2

Суды субъектов РФ – это федеральные суды общей юрисдикции, функционирующие на территории определенного государственного субъекта, а также вышестоящие судебные инстанции по отношению к судам районов, действующих на территории конкретного административного образования.

Но подобные взаимоотношения не похожи на отношения начальства и подчиненных. Районный суд, осуществляя правосудие, действует самостоятельно. При этом у суда субъекта РФ нет права вмешиваться в процесс, раздавать указания, предлагать те или иные решения и еще каким-либо образом влиять на судейство. Под инстанционностью процесса понимается возможность суда субъекта РФ отменять/изменять решения районного суда, обжалованные сторонами, их представителями или те, по которым внес представления прокурор. Решения суд субъекта РФ выносит от собственного имени и несет за это ответственность.

Полномочия суда субъекта РФ реализуются посредством подразделений. Этот суд функционирует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Помимо этого, с целью приближения правосудия к месту расположения либо месту жительства участников дела, которые находятся или живут в отдаленных краях, в состав суда субъекта РФ может быть включено постоянное судебное присутствие (по статусу оно выступает обособленным подразделением суда и осуществляет его функции).

Главой суда субъекта РФ является председатель соответствующего суда. Кроме того, в состав судебного органа входят заместители председателя суда. Судебная коллегия содержит в своем составе должности председателей конкретных коллегий. У всех перечисленных должностных лиц есть общий статус федерального судейства.

Деятельность суда субъекта РФ выполняется посредством аппарата соответствующего суда (помощник председателя суда, помощники заместителей председателя суда, помощники судей, сотрудники отделов). В структуру аппарата суда государственного субъекта входят следующие отделы:

  • кодификации и систематизирования законодательства, обобщения судебной практики;
  • судебной статистики и правовой информатизации;
  • делопроизводства;
  • обеспечения судопроизводства гражданских дел;
  • обеспечения судопроизводства уголовных дел;
  • обеспечения деятельности президиума суда.

Замечание 1

Порядок работы аппарата суда регламентируется в Инструкции по судебному делопроизводству в республиканских Верховных Судах, краевых, областных, судах автономных округов и областей.

Полномочия суда субъектов РФ

В компетенцию суда государственного субъекта входит:

  • рассмотрение согласно подсудности дел в виде суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  • обращение в российский Конституционный Суд с запросом о конституционности закона, который подлежит использованию в определённом деле;
  • исследование и обобщение судебной практики, анализирование судебной статистики;
  • выполнение прочих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.

Обозначенные функции суд государственного субъекта выполняет посредством собственных структурных подразделений.

Коллегия судей субъекта РФ по гражданским делам и коллегия по уголовным делам составляется из количества судей этого суда. В каждую из них входит председатель и его члены.

Коллегии судей субъекта РФ в пределах собственной компетенции рассматривают:

  • в виде суда 1-й инстанции дела, относящиеся федеральным законодательством к подсудности этого суда;
  • в виде суда апелляционной инстанции дела с жалобами, представлениями на решения районных судов, принятые ими судом 1-й инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные постановления суда государственного субъекта, принятые при производстве по делу в качестве суда 1-й инстанции;
  • в виде суда кассационной инстанции с жалобами, представлениями на промежуточные судебные решения суда государственного субъекта, вынесенные при производстве по уголовным делам в качестве суда 1-й инстанции;
  • дела по новым либо только что возникшим обстоятельствам по отношению к вступившим в законную силу решений.

На специфику полномочий судебных коллегий влияет то, какие именно дела (гражданские/правовые) они рассматривают. В особенности эти различия заметны, когда судебная коллегия действует, как суд 1-й инстанции.

По гражданским отношениям судебная коллегия рассматривает дела о(об) :

  • государственной тайне;
  • приостановлении работы либо ликвидации регионального отделения, иного структурного подразделения политпартии, межрегиональных и региональных общественных организаций;
  • ликвидации местных религиозных компаний, централизованных религиозных объединений, состоящих из местных религиозных организаций, которые находятся в пределах 1-го государственного субъекта;
  • запрете работы не являющихся юридическими компаниями межрегиональных и региональных сообществ и местных религиозных организаций, централизованных религиозных объединений, включающих местные религиозные организации, находящиеся в пределах 1-го государственного субъекта;
  • приостановке либо прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых в основном на территории 1-го государственного субъекта;
  • оспаривании решений избирательных комиссий государственных субъектов, избирательных комиссий округа;
  • присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки либо права на выполнение судебного акта в разумные сроки по делам, подсудным мировым и районным судам;
  • оспаривании решений экзаменационных комиссий государственных субъектов по приёму квалификационного экзамена на судейскую должность и об оспаривании действий/бездействия экзаменационных комиссий, вследствие чего кандидата на должность судьи не допустили к сдаче квалификационного экзамена.

Как апелляционная инстанция, коллегия судей по гражданским делам выступает, когда апелляционные жалобы заинтересованных личностей либо апелляционное прокурорское представление поданы на решения районных судов по гражданским вопросам, не ставших законными.

Коллегии суда по уголовным вопросам суда согласно УПК РФ подсудны следующие уголовные дела:

  • о самых тяжких преступлениях и дела о некоторых правонарушениях против правосудия;
  • переданные в суд государственного субъекта согласно с правилам о подсудности;
  • в материалах которых имеются информация, составляющая государственную тайну.

Помимо этого, в Судебную коллегию по уголовным вопросам суда государственного субъекта РФ передаются дела, по общему правилу рассматриваемые судебным органом с участием присяжных заседателей. Причем председательствующим выступает 1 из судей, входящий в состав этого суда.

Институт присяжных заседателей

Впервые такой институт ввели в процессе судебной реформы 60-х годов XIX века. По Уставу уголовного судопроизводства присяжные заседатели принимали участие в рассмотрении только уголовных дел, когда законодательством за совершение преступлений полагалось наказание, связанное с ограничением/лишением нравственного состояния.

Учреждением судебных установлений 1864 года предусматривалось избрание присяжных заседателей для участия в разбирательстве дел. Особенные временные комиссии, которые каждый год назначали уездные земские собрания, формировали по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. В городах-столицах общие списки составляли соединенные заседания общих городских дум, а также местных уездных земских собраний.

Замечание 2

Условия для кандидата, который стремился попасть в списки присяжных заседателей:

  • наличие российского подданства;
  • возраст – 25-70 лет;
  • проживание в уезде, в котором происходило избрание;
  • наличие определённого имущественного ценза (например, владение землёй площадью не менее ста десятин либо иным недвижимым имуществом ценой: в городах-столицах – от 2 000 руб., в губернских городах и градоначальствах – от 1 000 руб., в прочих местах –- не меньше 500 руб., либо выплата жалованья или дохода от собственного капитала, занятия, ремесла, промысла: в столицах – не меньше 500 руб., в других местах – не меньше 200 руб. ежегодно).

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Многие дела рассматривали при участии присяжных заседателей в окружных судах. В определённых случаях законом предусматривалось участие присяжных заседателей в работе судебных палат и сената (при изучении материалов о должностных преступлениях чиновников выше 13 класса по Табелю о рангах, городских голов, членов городских земских и городских управ и пр.).

По Уставу уголовного судопроизводства за 3 недели до начала работы судебных заседаний из очередного списка назначали путем жеребьевки 30 заседателей для исполнения собственных обязанностей на протяжении целого периода заседаний. Параллельно из запасного списка назначали 6 запасных заседателей. Избранных заседателей извещали об этом в повестках.

В судебном заседании перечень предоставляли сторонам, чтобы они могли заявить отводы. Из количества неотведенных присяжных заседателей выбирали 12 главных (комплектных) и 2-х запасных заседателей. Все заседатели принимали присягу согласно их вероисповеданию. После присяги заседатели выбирали из окружающей среды старшину.

Потом велось судебное следствие. После того как прокурор произносил обвинительную речь старшине присяжных вручали вопросный лист, в котором указывалось обвинение подсудимого, и спрашивалось, виновен он или нет. Прежде чем присяжные заседатели отправлялись в совещательную комнату, председательствующий озвучивал напутственные слова.

Решение присяжных заседателей выносилось большинством голосов (в случае равенства решение принимали в пользу подсудимого). Старшина присяжных заседателей собственное мнение говорил последним, подсчитывал голоса и после каждого вопроса записывал решение.

Если по вердикту присяжных заседателей подсудимый оказывался невиновным, то его тут же освобождали от суда и содержания под стражей. В случае признания виновности подсудимого прокурор выносил заключение о наказании, а суд озвучивал приговор.

Замечание 3

Институт присяжных заседателей в советские времена ликвидировали, и стал он возрождаться только в конце 80-х годов XX века.

В основах законодательства СССР о судоустройстве (от 1989 года) упоминалось: по делам о преступлениях, за совершение коих законодательством предусматривалась смертная казнь или лишение свободы на более 10 лет, виновность подсудимого может решать суд при участии присяжных заседателей. Но конкретные законодательные меры по воплощению этого положения не были предприняты.

Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года была принята Концепция судебной реформы, где указывалось: важнейшим направлением судебной реформы в РФ рассматривается признание права любого лица на разбирательство его дела судебным органом присяжных по установленному законодательству.

Законом РФ от 16.07.1993 года был возобновлен в России суд с участием присяжных заседателей. При творении закона достигнут компромисс: рассмотрение уголовных материалов судами при участии присяжных заседателей проводилось только для областных судов, к подсудности которых по 1-й инстанции относились материалы о самых тяжких преступлениях, и только в краях, выражающих согласие на введение новой формы судопроизводства. В областях, в которых суд присяжных не был введен, судебные органы рассматривали уголовные материалы о тяжких и особо тяжких преступлениях в прежнем составе.

На сегодняшний день суд с участием присяжных заседателей рассматривает уголовные материалы о преступлениях, которые в общем порядке разбирает суд субъекта РФ. В частности, рассматриваются наиболее тяжкие преступления, действия против правосудия и те, что связаны со сведениями, составляющими гостайну.

Замечание 4

Главная разница между судом с участием присяжных заседателей и обычным судом состоит в том, что судебное рассмотрение уголовных дел разделяется на 2 этапа. На 1-м этапе ведущую роль играют присяжные заседатели, активно участвующие в изучении доказательств.

Присяжные заседатели после опроса вызванных лиц сторонами имеют право через председателя обращаться к ним с вопросами. Кроме того, присяжные заседатели изучают прочие доказательства (те которые содержатся в материалах уголовного дела и те, которые непосредственно представлены в суд сторонами).

После завершения судебного следствия присяжные заседатели задаются вопросами, подлежащими выяснению в случае постановления вердикта. Для каждого из преступлений, в совершении которого обвиняют подсудимого, ставят 3 ключевых вопроса:

  • есть ли доказательство, что деяние имело место;
  • есть ли доказательство, что данное деяние совершено подсудимым;
  • есть ли вина подсудимого в совершении преступления.

Замечание 5

После формулировки вопросов председатель обращается к присяжным с напутственной речью.

Присяжные заседатели все обсуждения ведут в совещательной комнате и принимают решения посредством голосования. В ходе обсуждения поставленных вопросов присяжные должны стремиться принимать единодушные решения. Если мнения разделились, тогда решение принимается в ходе голосования. Обвинительный вердикт принимается в случае, когда за утвердительные ответы проголосовала большая часть присяжных заседателей. Оправдательный вердикт принимается также, если за отрицательный ответ на какой-либо вопрос проголосовало не менее 6 присяжных.

При вынесении вердикта о невиновности подсудимого председатель объявляет его оправданным. В случае вынесения обвинительного вердиктам председатель изучает информацию о личности подсудимого, после этого ставит обвинительный приговор и определяет вид и степень наказания.

Коллегия по уголовным вопросам суда субъекта России рассматривает уголовные материалы, по которым на приговор либо другое решение районного суда, не имеющие законную силу, была подана апелляционная жалоба либо представление. Еще к апелляционному рассмотрению допускаются промежуточные решения суда, выносимые при разбирательстве уголовных дел.

По новым либо только что возникшим обстоятельствам судебные коллегии рассматривают материалы в тех случаях, когда раньше они разбирали их в качестве суда 1-й инстанции, а в дальнейшем решения отменил вышестоящий суд.

Президиум суда субъекта РФ

В президиум суда субъекта РФ входит председатель суда, заместитель председателя суда, а также другие судьи. Состав утверждает Президент России по представлению Председателя Верховного Суда и в случае наличия положительного заключения квалификационной судейской коллегии.

Президиумом суда государственного субъекта рассматриваются гражданские и уголовные дела (при равных полномочиях). Кроме того, в его ведении находятся иные вопросы.

Президиум суда субъекта РФ:

  • рассматривает вопросы по кассационным жалобам на законные решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда государственного субъекта и вопросам по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  • утверждает составы судебной коллегии по уголовным/гражданским вопросам из количества судей данного суда;
  • изучает материалы по судебной практике и статистике;
  • заслушивает отчёты председателей коллегий суда об их деятельности, разбирает вопросы деятельности аппарата суда;
  • выполняет другие полномочия согласно федеральному законодательству.

Заседания президиума происходят не реже 2-х раз за месяц. Постановления президиума принимаются в виде открытого голосования его членами, участвовавшими в голосовании, затем они идут на подпись председателю.

Определенные полномочия имеют должностные лица суда государственного субъекта.

Председатель суда субъекта России обладает всеми компетенциями этого судебного органа. Вместе с тем он:

  • выполняет деятельность по организации суда и работе коллегий;
  • утверждает правила внутреннего распорядка судебного органа;
  • собирает президиум суда и выполняет роль председателя на заседаниях;
  • распределяет функции между заместителями и судьями;
  • организует деятельность по повышению квалификации членов судейства и сотрудников аппарата суда;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления об аттестации судей и о приостановлении/прекращении их полномочий;
  • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления о дисциплинарном взыскании с судей;
  • организует деятельность судебного органа по приёму граждан и разбору предложений, заявлений, жалоб;
  • руководит работой аппарата суда;
  • выполняет другие функции по организации работы судебного органа.

Заместители председателя суда государственного субъекта параллельно с реализацией полномочий судей:

  • руководят деятельностью судебных коллегий и аппарата суда согласно распределению обязанностей;
  • могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
  • при отсутствии председателей коллегий суда по гражданским/уголовным вопросам выполняют ряд их функций.

При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

  • главенствуют на заседаниях определенных судебных коллегий либо назначают председателей из имеющихся членов коллегий;
  • руководят деятельностью конкретных коллегий суда;
  • определяют судебные составы, занимающиеся рассмотрением дел на коллегиальных заседаниях;
  • предоставляют в президиум суда отчёты о работе конкретных судебных коллегий;
  • по праву могут требовать из районных судов дела с целью исследования и обобщения судебных практик.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Состав преступления большинством учёных понимается как юридическое описание преступления в законе или, иными словами, как совокупность признаков, указанных в законе и характеризующих конкретный вид преступного деяния.

Определяя в законодательной форме содержание сформулированного в каждой статье Особенной части преступления, УК РФ конкретизирует его путём описания составных частей и элементов. Тем самым, в законе раскрываются все необходимые признаки преступления, указывающие на направленность и способ действий виновного, его психическое отношение к совершённому и его последствиям. По существу, описание этих признаков является законодательным закреплением степени и характера общественной опасности преступления и его противоправности. Сущность состава преступления раскрывается через его элементы и признаки.

Таким образом, состав преступления – это система обязательных объективных и субъективных элементов и признаков, описанных в диспозициях уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК РФ, характеризующих конкретное деяние как преступление.

Состав преступления называется именно «составом» потому, что состоит из составных частей, которые именуются элементами. В составе преступления четыре элемента. В совокупности они представляют собой взаимосвязанную систему и располагаются в составе преступления в точно определённой последовательности, то есть каждый элемент занимает заранее отведённой ему место. Строго определённая последовательность обусловлена спецификой каждого элемента и связи между ними.

Элементами состава преступления являются:

1) объект преступления;

2) объективная сторона преступления;

3) субъект преступления;

4) субъективная сторона преступления.

В любом составе преступления должны быть все четыре элемента. Отсутствие какого-либо из них означает отсутствие и состава преступления в целом.

В социально-правовой действительности – уголовном законе и его применении в следственной и судебной практике – каждый состав преступления конкретен. Это выражается в том, что в составе преступления содержится совокупность признаков, характеризующих его элементы и состав в целом, присущих, согласно уголовному закону, конкретному виду преступлений. Это, например, состав убийства, состав кражи, состав разбоя, состав бандитизма и т. д.

Поскольку состав преступления состоит из признаков, следует определить характер и значение этих признаков. В русском языке слово «признак» означает «показатель, пример, знак, по которому можно узнать, определить что-либо». Следовательно, признаки состава преступления должны быть такими, которые позволяют определить сущность и степень опасности преступного деяния.

Признаки состава преступления должны быть, во-первых, существенными для того, чтобы признать то или иное деяние преступлением. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков означает отсутствие состава преступления в целом.

Во-вторых, эти признаки должны быть достаточными. Это означает, что для признания деяния преступлением нет необходимости устанавливать ещё какие-либо дополнительные признаки.

Признаки состава преступления закреплены в УК РФ, главным образом в диспозициях уголовно-правовых норм Особенной части, что ещё раз подтверждает тезис о том, что состав преступления – это законодательное описание, модель преступления. Совокупность данных признаков образует состав именно данного конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Признаки состава преступления могут быть как объективными, характеризующими внешнюю сторону преступления, так и субъективными, характеризующими его внутреннюю сторону. Объективные признаки состава преступления относятся к первым двум элементам: объекту и объективной стороне преступления. Субъективные признаки характеризуют другие два элемента: субъекта и субъективную сторону преступления.

Кроме этого, по своему значению все признаки состава преступления делятся на основные (обязательные) и факультативные (дополнительные). Основные признаки состава преступления содержатся во всех без исключения составах, даже если они прямо не указаны в статье Особенной части УК РФ. В таких случаях эти признаки описаны в Общей части УК РФ. Факультативные признаки состава преступления содержатся только в диспозициях норм Особенной части УК РФ и приобретают своё значение для квалификации не всех, а только конкретно определённых преступлений.

Рассмотрим обязательные и факультативные признаки состава преступления, которые характеризуют каждый элемент состава преступления.

Объект преступления – это охраняемые уголовным законом социальные ценности, на которые посягает конкретное преступление. Обязательным признаком объекта выступают социальные ценности (общественные отношения, социальные блага и интересы). Факультативным признаком объекта преступления является предмет преступления – то, в отношении чего совершается это преступление. Например, объектом преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ – кража, являются отношения собственности, предметом этого преступления является имущество, которое было похищено в результате совершения этого преступления.

Объективная сторона – это внешняя сторона общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект. Основным признаком объективной стороны преступления является общественно опасное деяние в форме действия или бездействия – оно всегда указывается в диспозиции Особенной части УК РФ и выражается в определённых формулировках, описывающих сущность преступления. Например, ст. 228 УК РФ так определяет преступные действия: «незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере».

Факультативными признаками объективной стороны преступления, которые могут быть указаны в статьях Особенной части УК РФ, являются:

а) преступные последствия совершения общественно опасного деяния. Например, в ч. 1 ст. 254 УК РФ – «Порча земли» указаны такие последствия: причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

б) причинная связь между общественно опасным деянием и наступившими преступными последствиями – она не описана в уголовном законе, однако её всегда необходимо устанавливать в процессе квалификации преступления, если оно повлекло наступление определённых последствий;

в) орудие совершения преступления – предметы, с помощью которых совершается преступление. Например, ч. 2 ст. 162 УК РФ предусматривает совершение разбойного нападения «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия»;

г) средства совершения преступления – то, что облегчает совершение преступления. Например, в п. «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ предусматривается ответственность за незаконную охоту «с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов» и др.;

д) способ совершения преступления – например, в ст. 159 УК РФ предусмотрены такие способы совершения мошенничества, как обман или злоупотребление доверием;

е) время совершения преступления – этот признак имеет значение для состава преступления, только если он прямо указан в диспозиции статьи. Например, в ст. 106 УК РФ определяется: убийство матерью новорожденного ребёнка во время или сразу же после родов;

ж) место совершения преступления – например, ст. 256 УК РФ в ч. 1 п. «г» предусматривает: незаконная добыча водных животных и растений, совершённая «на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации»;

з) обстановка совершения преступления – это обстоятельства, в которых совершается преступление. Например, по ч. 1 ст. 108 УК РФ предусмотрена ответственность за убийство, совершённое в обстановке необходимой обороны.

Субъект преступления – это лицо, совершившее преступление. Обязательные признаки субъекта указаны в Общей части УК РФ в ст. 19.

К ним относятся:

а) физическое лицо – уголовной ответственности не могут подлежать юридические лица, а только физические (человек);

б) вменяемость лица – то есть возможность лица во время совершения преступления полностью осознавать значимость своих действий и руководить ими;

в) возраст, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности – по общему правилу он составляет 16 лет; в определённых случаях уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Что касается факультативных признаков субъекта преступления, то они должны указываться в диспозициях норм Особенной части УК РФ, и чаще они называются признаками специального субъекта. К ним относятся: должностное положение лица, его пол, семейно-родственное положение, определённые профессиональные обязанности лица и др.

Субъективная сторона преступления – это психическое отношение лица к совершённому им деянию и наступившим в результате этого последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны, свойственным всем составам преступления, является вина в форме умысла и неосторожности. Конкретные формы вины иногда указываются в статьях Особенной части УК РФ. Например, умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ) и уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ). Но в некоторых случаях указание на форму вины в статьях Особенной части УК РФ отсутствует, однако она, безусловно, подразумевается.

Факультативные признаки субъективной стороны преступления:

а) мотив преступления – внутренние побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении преступления;

б) цель преступления – мысленный ориентир, предполагаемый результат, к достижению которого стремилось лицо в процессе совершения преступления;

в) эмоциональное состояние лица, совершившего преступление.

Например, ст. 277 УК РФ предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (указаны цель и мотив преступления).

Эмоции как признак состава преступления в Уголовном кодексе России предусмотрены только в двух случаях: ст. 107 – убийство в состоянии аффекта и ст. 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.

Таким образом, в случае если факультативные признаки указаны в диспозиции нормы УК РФ, то для данного состава преступления они становятся обязательными. Кроме этого, признаки состава преступления позволяют отличить одно преступление от другого, а отсутствие одного из признаков состава преступления означает, что совершённое деяние не является преступным. Некоторые признаки состава преступления могут быть смягчающими или отягчающими обстоятельствами, влияющими на ответственность виновного лица.

Таким образом, можно прийти к выводу, что состав преступления – это совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление с четырёх сторон: объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны преступления.