Суд по прописке или по месту жительства?

Содержание

(ст. 28 ГПК РФ с комментариями, действующая редакция статьи)

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.

Комментарий к статье 28 ГПК РФ в действующей редакции

В статье 28 ГПК РФ в действующей редакции определено общее правило территориальной подсудности гражданских дел. Для физических лиц – это их место жительства, для юридических лиц – это адрес организации.

Местом жительства гражданина признается то место, где он постоянно проживает, где находятся его вещи, которое он считает своим домом. Местом жительства может быть квартира, дом, комната, служебное жилое помещение, специализированное жилое помещение (такое как дом-интернат, общежитие, приют и другие). В судебной практике местом жительства гражданина в основном признается место регистрации по месту жительства. Однако суд может установить, что ответчик проживает по другому адресу, если будут представлены подтверждающие это доказательства.

Место жительства ответчика в исковом заявлении должен указать истец, суд розыском ответчиков не занимается, за исключением случаев предусмотренных статьей 120 ГПК РФ. Если место жительства ответчика не известно истцу, то исковое заявление можно подать по последнему известному месту жительству или месту нахождению имущества ответчика (статья 29 ГПК РФ).

Место нахождение юридического лица определяется местом нахождения его исполнительных органов. Эта информация закрепляется в учредительных документах. Следует отметить, что государственная регистрация юридических лиц происходит по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого лица. Фактически выяснить адрес юридического лица можно запросив сведения о его регистрации в ЕГРЮЛ. Аналогичная информация в отношении индивидуального предпринимателя содержится в ЕГРИП. Получить информацию можно запросив справку в налоговом органе.

При определении подсудности следует учитывать, что правила установленные статьей 28 ГПК РФ в действующей редакции не применяются для случаев установленных:

  • статьей 29 ГПК РФ которая определяет подсудность по выбору истца;
  • статьей 30 ГПК РФ при наличии исключительной подсудности;
  • статьей 31 ГПК РФ при наличии договорной подсудности.

Не соблюдение установленного правила подсудности влечет отмену судебного постановления и передачу дела на рассмотрение в суд, полномочный рассматривать это дело.

Дополнительный комментарий к ст. 28 ГПК РФ в новой редакции

Статья 28 ГПК РФ в новой редакции устанавливает общее правило территориальной подсудности: истец подает исковое заявление тому мировому судье, или в тот районный суд, или в тот верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа (в зависимости от того, к какому уровню судебной системы отнесено данное дело правилами родовой подсудности), на территории юрисдикции которого находится ответчик — физическое лицо, т.е. гражданин, или юридическое лицо.

В ст. ст. 29 — 32 ГПК РФ установлены исключения из общего правила территориальной подсудности.

Если ответчиком является гражданин, то иск по общему правилу предъявляется по месту его жительства.

Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Место жительства необходимо отличать от места пребывания гражданина, т.е. от того места, в котором он находится временно.

Не является местом жительства гражданина место, в котором он находится под стражей в виде меры пресечения, место, в котором он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда, место, в котором он находится на стационарном лечении. Иски к таким лицам предъявляются по последнему месту жительства до заключения под стражу или до помещения в медицинское учреждение.

В связи с тем, что в настоящее время количество квартир или домов, которые гражданин может иметь в собственности, не ограничивается, возникают сложности в определении места жительства ответчиков, имеющих несколько квартир в разных городах или районах.

Судебная практика, как правило, исходит из того, что иск в таких случаях предъявляется в суде, на территории юрисдикции которого ответчик зарегистрировал свое место жительства.

Определить место жительства ответчика и указать его в исковом заявлении обязан истец (см. комментарии к ст. 131 ГПК), за исключением случаев, когда в соответствии с законом при неизвестности места жительства ответчика производится его розыск (см. комментарии к ст. 120 ГПК).

Если место жительства ответчика неизвестно или ответчик не имеет места жительства в Российской Федерации, иск может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 119 ГПК).

Если ответчик — юридическое лицо, то по общему правилу иск предъявляется по месту его нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место нахождения юридического лица должно быть указано в его учредительных документах.

Если ответчик — организация, которая в соответствии с законом действует без регистрации в качестве юридического лица, то иск предъявляется по месту нахождения ее органа. Возможность предъявления иска по месту нахождения имущества ответчика — юридического лица сохраняется в виде специального правила альтернативной подсудности.

Судебная практика по ст. 28 ГПК

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 23.04.2019) «О судебной практике по делам о наследовании»

3. Согласно статье 28 ГПК РФ иски с требованиями, возникшими из наследственных правоотношений, подаются в суд по месту жительства ответчика-гражданина или по месту нахождения ответчика-организации.

6. Иски работников, работающих у работодателей — физических лиц (являющихся индивидуальными предпринимателями, не являющихся индивидуальными предпринимателями) и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту его жительства или по месту жительства, нахождения работодателя (статья 28 и часть 6.3 статьи 29 ГПК РФ). Иски, вытекающие из трудовых договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения таких договоров (часть 9 статьи 29 ГПК РФ).

Правило об альтернативной подсудности исков применяется также к искам о признании трудовыми отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

Иски лиц, с которых взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей или других членов семьи (например, об изменении установленного судом размера алиментов или об освобождении от уплаты алиментов, об освобождении от уплаты задолженности по алиментам), в соответствии со статьей 28 ГПК РФ подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

90. Дела по спорам, связанным с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассматриваются по общему правилу территориальной подсудности по месту нахождения ответчика (статья 28 ГПК РФ, статья 35 АПК РФ).

2. Дела об ограничении или о лишении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, а также о признании недействительным акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью подлежат разрешению районным судом по месту жительства (нахождения) ответчика (статьи 24 и 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ). Если одновременно с иском об ограничении или о лишении родительских прав заявлено требование о взыскании алиментов на ребенка (например, родителем, с которым проживает ребенок), то такой иск исходя из положений части 3 статьи 29 ГПК РФ может быть предъявлен истцом в суд по месту его жительства.

Решая вопрос о принятии к производству суда искового заявления по этим делам, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

7. По общему правилу, требования о взыскании задолженности по оплате нанимателями (собственниками) жилого помещения и коммунальных услуг рассматриваются по месту жительства ответчика (статья 28 ГПК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

3. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), пункта 15 статьи 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 28 ГПК РФ, часть 2 статьи 24 КАС РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

25. Заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются судом с соблюдением общих правил подсудности, предусмотренных статьей 28 ГПК РФ, — по месту нахождения ответчика.

Заявления указанных лиц, поданные в защиту конкретного потребителя или группы потребителей, предъявляются в суд по правилам об альтернативной подсудности (часть 7 статьи 29 ГПК РФ, пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей).

Что такое проект СЗЗ

Основанием для разработки проекта СЗЗ являются следующие нормативные документы:

Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

При оформлении проекта СЗЗ и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и документации (материалов) по установлению размеров санитарно-защитных зон предприятий, промышленных объектов и производств, групп промышленных объектов и производств, сооружений используются понятия, установленные федеральным законодательством и санитарными нормами и правилами:

  • СЗЗ — территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении. Граница санитарно-защитной зоны предприятия на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и другие) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками. Размеры и границы санитарно-защитной зоны предприятия определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
  • Санитарный разрыв — расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия (загрязнения), уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов и/или величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Источники воздействия (загрязнения) на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) — объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
  • Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны — размер СЗЗ установленный для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов.
  • Разработка санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов — осуществляется последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
  • Проект СЗЗ реализуется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта, производства и сооружения и/или группы промышленных объектов и производств.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает полный перечень услуг при разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия и документации (материалов) по установлению размеров СЗЗ и выполняет следующие работы:

1-й этап: Разработка проекта СЗЗ и его согласование в территориальном Управлении Роспотребнадзора

  • Выявление источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, организация проведения натурных измерений, необходимых для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ и расчетов уровней шума;
  • Получение необходимой справочной информации по фоновым загрязнениям территории, ситуационного плана расположения объекта, перспективе развития прилегающей территории; изучение тома ПДВ (при наличии);
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха с использованием программных расчетов;
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору акустического воздействия и другим видам неионизирующих излучений;
  • Оформление графических материалов с нанесением интегральных границ СЗЗ по всем факторам неблагоприятного воздействия с учетом перспективного развития прилегающей территории;
  • Разработка раздела «Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны»;
  • Разработка необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий для достижения уровней химического, биологического физических воздействий до ПДК и ПДУ;
  • Разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ и режиму ее использования.

Обращаем Ваше внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ (Раздел 4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

2-й этап: Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора

Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.

  • Консультации при проведении санитарно-технических мероприятий по снижению техногенного воздействия предприятия на среду обитания (оборудование газоочистных установок, шумозащитных экранов, реконструкция вентиляционных систем и т.д.), если необходимость таковых определена на 1-м этапе;
  • Составление технического отчета по результатам проведенных исследований и санитарно-технических мероприятий;
  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению границ СЗЗ в территориальном отделе Управления Роспотребназдора.

После утверждения расчетных границ СЗЗ проектные материалы представляются в муниципальные и территориальные управления архитектуры для утверждения границ санитарно-защитной зоны в качестве линий градостроительного регулирования (генплан, схемы районной планировки и др.).

Для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров СЗЗ осуществляется постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации на основании:

  • Предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
  • Оценки риска здоровью населения, проживающего в зоне влияния предприятия.

При выполнении проектов санитарно-защитных зон следует также руководствоваться следующими терминами и установленными требованиями разработки.

Производственная зона (промузел) – специально выделенная в градостроительной документации или исторически сложившаяся территория размещения промышленных предприятий и иных объектов.

Группа предприятий — несколько близко расположенных промышленных предприятий, не имеющих объектов общего пользования, ориентировочные санитарно-защитные зоны которых накладываются друг на друга.

Единая санитарно защитная зона — санитарно защитная зона производственной зоны или группы промышленных предприятий, обоснованная с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Оценка риска для здоровья – это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.

Санитарно защитная зона устанавливается для объектов, являющихся источниками физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания.

Санитарно защитная зона не разрабатывается для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) , для данных объектов устанавливаются санитарные разрывы.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, наземных гаражей-стоянок и паркингов закрытого типа санитарный разрыв устанавливается расчетным путем. Не требуется разработка проектов санитарно защитных зон для открытых автостоянок и паркингов, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ.

Проекты санитарно защитных зон разрабатываются для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию. Санитарно защитная зона устанавливается как для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении и закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию, так и для арендных предприятий, оформленных в соответствии с установленными требованиями.

Граница санитарного разрыва подтверждается данными натурных исследований и измерений в том случае, если размеры санитарных разрывов от объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, не включены в санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Новая редакция») и обосновываются расчетным путем.

Границы ориентировочных и расчетных санитарно защитных зон каждого объекта и единая граница санитарно защитных зон группы предприятий (единые санитарно защитные зоны), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

В случае отсутствия применяемой технологии (производства) в действующей классификации, размер санитарно защитной зоны устанавливается на основе результатов сводного расчета прогнозируемого уровня загрязнения атмосферного воздуха, расчета уровней физических воздействий расчетов риска для здоровья населения (для объектов, для которых в ходе расчетов загрязнения атмосферного воздуха и расчета уровней физических воздействий обоснована возможность отнесения объекта к I-II классу и данных натурных наблюдений.

Для действующих промышленных и иных объектов и производств (которые необходимо обустраивать санитарно защитными зонами) в ходе согласования и утверждения границ санитарно защитных зон в учреждения Роспотребнадзора представляются: проектные материалы обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта с пояснительной запиской, расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, акустическими расчетами, расчетами риска для здоровья населения (для объектов I-II класса опасности), программой мониторинга, планом предлагаемых мероприятий (при необходимости), а также отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта.

Отчет для установления окончательных размеров санитарно защитной зоны должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных в проекте, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе и др. материалы.

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера санитарно защитной зоны возможно только после корректировки расчетных границ и ее размеров.

Разработку проектов санитарно защитных зон для действующих и проектируемых объектов, являющихся источником вредного воздействия на среду обитания, а также для вновь строящихся, реконструируемых объектов осуществляют в следующей последовательности:

  • разработка предпроектных предложений (включая этап инвестиционных предложений) и проектной документации на реконструкцию и новое строительство с обоснованием расчетной санитарно защитной зоны;
  • подтверждение проектных (расчетных) размеров данными натурных наблюдений;
  • утверждение расчетных границ для отдельного проекта или группы предприятий.

Документация по организации санитарно защитных зон для проектируемых объектов представляется самостоятельным разделом в составе проектной документации об использовании земельного участка под новое строительство и реконструкцию, а для действующих объектов – отдельным проектом. При разработке градостроительной документации (генеральный план, проект планировки территории и др.) должны быть учтены границы СЗЗ предприятий и иных объектов в соответствии с классификацией и Решением главного государственного санитарного врача РФ для предприятий I–II класса, главного государственного санитарного врача субъекта РФ – для предприятий III-IV-V классов.

Предпроектные материалы должны содержать сведения о характеристике объекта как источнике загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу СЗЗ), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах нормативной и предлагаемой расчетной границы с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.

На этом этапе допускается выполнение прогнозных расчетов с обобщением источников выбросов, что на следующих этапах требует уточнения.

Проектная документация должна содержать сведения о характеристике объекта как источника загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу санитарно защитной зоны), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах ориентировочной и предлагаемой расчетной СЗЗ с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.

При проведении санэпидэкспертизы проектной документации в первую очередь оценивается:

  • функциональное назначение территории или объекта;
  • наличие ПДК (ОБУВ) для всех выбрасываемых веществ;
  • полнота выполнения прогнозных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ с учетом эффекта суммации и фонового загрязнения;
  • расчеты уровней физических воздействий (шум), ЭМП (для передающих радиотехнических объектов);
  • при наличии источников вибрации – на основании натурных измерений вибрации, т.к.методик расчета уровней вибрации не существует.

В составе проекта обоснования санитарно защитной зоны представляются следующие материалы:

  • характеристика прилегающей территории, анализ ее функционального использования на существующее положение и перспективу, наличие и функциональное назначение соседствующих объектов;
  • описание технологического процесса с определением гигиенически значимых: источников шума с указанием их характеристик (мощность, частота оборотов, уровни создаваемого шума, его характеристика и т.д.); источников выбросов ЗВ, с указанием их характеристик. (мощность, объем и перечень ЗВ и т.д.) на существующее положение и перспективу, заверенный подписью руководителя предприятия;
  • описание особенностей основных технологических процессов и установленного оборудования (в том числе пылегазоочистного оборудования); качественного и количественного состава исходных сырья, материалов, готовой продукции, соединений и полупродуктов, образующихся в производстве;
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и уровней физических воздействий с обоснованием их эффективности, сроки их реализации, заверенный подписью руководителя предприятия;
  • обоснование класса по санитарной классификации, санитарно защитная зона предприятия и ее величина в соответствии с действующей классификацией с нанесением границ санитарно защитных зон, существующей и перспективной застройки на картографические материалы, выполненных в масштабе 1:2000;
  • данные об источниках выбросов загрязняющих веществ, источниках шума, ЭМИ, вибрации;
  • значения расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ в зоне влияния выбросов объекта на существующее положение и перспективу с учетом выбросов соседствующих объектов или фоновых концентраций, выданных в установленном порядке;
  • результаты оценки уровней физических воздействий (расчетные- для фактора шума и электромагнитных излучений радиочастотного диапазона и данные натурных измерений вибрации, инфразвука и электромагнитных излучений — физических факторов, на которые отсутствуют согласованные методики расчета);
  • результаты имеющихся натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, уровней физических факторов воздействия (предоставление не является обязательным) и оценки риска здоровью населения для предприятий I — II класса;
  • определение единой санитарно-защитной зоны;
  • санитарно защитная зона и обоснование ее достаточности;
  • описание предлагаемых границ или единая санитарно защитная зона по румбам;
  • перечень и описание объектов, расположенных в предлагаемых границах и тех, которые подлежат выводу за пределы санитарно-защитной зоны;
  • санитарно защитная зона и мероприятия по ее организации;
  • программа натурных наблюдений за качеством атмосферного воздуха и уровней воздействия физических факторов на границе предлагаемой СЗЗ или за ее пределами.

В составе проекта наряду с пояснительной запиской представляются графические материалы в следующем объеме:

  • ситуационный план в масштабе 1:2000 с описанием функционального назначения объектов, прилегающих к территории, с нанесенными границами ориентировочной и расчетной санитарно защитной зоны по румбам;
  • генеральный план объекта с нанесением источников выбросов загрязняющих веществ (со спецификацией); номера источников на схеме должны совпадать с нумерацией на листинге расчетов;
  • схема размещения источников шума, вибрации, ЭМП, зоны их воздействия, спецификация;
  • схема планировочной организации санитарно защитной зоны;
  • схема размещения точек контроля при проведении натурных наблюдений.

Графические материалы следует представлять в масштабе 1: 2 000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштабов М 1: 5 000, М 1: 10 000).

При экспертизе проектных материалов оценивается:

  • перспективное использование прилегающей к объекту территории в соответствии с утвержденной градостроительной документацией для оценки возможности и контроля организации предлагаемой санитарно защитной зоны и выбора критериев оценки качества среды обитания;
  • необходимость и обоснованность разработки проекта для отдельного объекта или единого проекта при наличии соседствующих предприятий . Оценка перечня объектов, включаемых в проект санитарно защитной зоны и перечня приоритетных загрязняющих веществ, определяющих внешнюю границу этой зоны, целесообразно проводить на основании идентификации опасности загрязняющих веществ. В качестве исходной информации используется утвержденный проект нормативов ПДВ (ВСВ) и/или разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  • соответствие выполненных прогнозных расчетов (полнота учета и достоверность параметров источников выбросов на основании материалов инвентаризации источников выбросов, включая те, для которых на начальном этапе не были разработаны нормативные показатели; учет эффекта суммирования и потенцирования биологического действия, фонового загрязнения и др.) требованиям нормативных документов. В проекте обоснования СЗЗ должны быть представлены детальные расчеты прогнозируемых уровней загрязнения атмосферного воздуха с учетом размещения источников выбросов на промышленной площадке объекта;
  • соответствие выполненных прогнозных расчетов шума (полнота учета и достоверность параметров источников шума на основании материалов инвентаризации источников требованиям нормативных документов). В проектных материалах должны быть представлены детальные расчеты прогнозируемых уровней шума с учетом размещения источников на промышленной площадке объекта;
  • прогнозируемые уровни загрязнения атмосферного воздуха на границе зоны и за ее пределами, которые должны быть не выше 1 ПДК; — уровни загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий по данным имеющихся натурных наблюдений;
  • планировочная структура СЗЗ (перечень объектов и возможность их сохранения в расчетных границах), сроки подлежащих выводу по проекту объектов, которые не должны превышать сроки окончания строительства или реконструкции промышленного предприятия или объекта;
  • утвержденная руководителем предприятия программа (план-график) мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и уровней воздействия физических факторов с указанием срока их реализации и эффективности. При невозможности обеспечить нормативные уровни загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на границе санитарно защитной зоны и за ее пределами необходимо предусматривать вывод, перепрофилирование, сокращение объемов производства, вывод из эксплуатации отдельных производств и др. мероприятия;
  • сроки вывода населения и объектов (при необходимости);
  • результаты исследований неблагоприятного влияния хозяйственной деятельности на здоровье населения (материалы по оценке риска, эпидемиологические наблюдения), выполненные аккредитованной для этого вида работ организацией.

Утверждение расчетных границ проводится на основании результатов натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, уровнем физических воздействий объекта на среду обитания, а для предприятий I-II классов опасности и материалов изучения влияния указанных факторов на здоровье населения (материалов по оценке риска здоровью населения).

Проведение натурных исследований и измерений

Проведение натурных исследований и измерений осуществляется в соответствии с планом-графиком, который подлежит согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе проекта обоснования СЗЗ. Измерения шума и атмосферного воздуха осуществляют организации , аккредитованные в системе Росаккредитации.

Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.

Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:

  • на границе нормативной СЗЗ (для объектов, указанных в действующей классификации);
  • на границах предлагаемой СЗЗ и за ее пределами — в зонах, максимально приближенных к местам проживания населения;
  • для уточнения пространственного распространения загрязняющих веществ могут быть использованы результаты исследований снежного покрова.

Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.

Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:

  • на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений и участках школ, территориях больниц и санаториев – не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхностей площадок;
  • на территории, прилегающей непосредственно к жилым домам и зданиям больниц, санаториев, детских дошкольных учреждений и школ – не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхности территории и при, необходимости, на уровне середины окон. Окна зданий в этом случае должны быть закрыты.

Для высотных источников шума (ТЭЦ, РТС, КТС и др.) расчетные и натурные измерения уровней шума проводятся с учетом высоты жилых и общественных зданий на прилегающих к источнику шума территориях.

На жилой территории точки для проведения натурных измерений выбирают в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (нормируемые показатели).

Измерение шума на жилой территории не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты измерительного микрофона от ветра.Изменение относительной влажности воздуха в процессе измерений не должно изменяться более чем на 10%.

Установление величин санитарно защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов (ПРТО) осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчета интенсивности электромагнитного излучения.

При определении границ в санитарно защитной зоне необходимо учитывать распространение вибрационных низкочастотных горизонтальных колебаний и виброускорения, создаваемых компрессорным оборудованием и различными испытательными стендами.

Параметры вибрации в жилой застройке регламентируются и корректируются в соответствии с характером вибрации (постоянная, непостоянная) и временем воздействия (ночное, дневное).

Оценка риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния предприятий, сооружений и иных объектов.

При обосновании размеров единой санитарно защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или производственной зоны (промышленного узла), оценка риска для здоровья населения проводится с учетом выбросов всех предприятий расположенных на территории производственной зоны (промышленного узла) вне зависимости от класса опасности объекта.

Оценка риска для здоровья населения проводится на основе международно признанных и официально утвержденных в РФ критериев.

В случае, если размеры расчетных границ, полученные методом оценки риска превышают размеры, обоснованные гигиеническими нормативами, но не выходит за пределы ориентировочной СЗЗ, расчетную санитарно защитную зону корректируют с учетом результатов оценки риска для здоровья населения.

Во времена диктатуры генерала Франко (1939-1975 гг.) семья в Испании подразумевалась как совершенно четкое разделение мужской и женской роли. Женщина на законодательном уровне были привязана к домашнему очагу, ей была определена роль женщины, жены и матери. В культурном и юридическом плане в государстве того времени были очень сильны католические традиции. Главная женская роль понималась как обеспечение домашнего уюта и воспроизводство населения. Выйдя замуж, женщина обязана была покинуть работу. Если же она настаивала на том, чтобы сохранить за собой рабочее место, то ее семья лишалась всех льгот и социальных выплат. На законодательном уровне женщинам была запрещена работа в юридической сфере: судьями, нотариусами и юристами. Государство, преследовавшее цель увеличение населения, категорически запрещало аборты и контрацептивы. В семьях Испании того времени также были запрещены разводы. Все важные жизненные вопросы женщина обязана была согласовывать с мужем, и не только такие как, например, распоряжение собственным имуществом, но и даже возможность поехать в путешествие.

Статус женщины существенно изменился с приходом демократии. С 1985 г. были разрешены аборты, но только в определенных случаях: если беременность наступила в результате изнасилования, при явной патологии плода, а также если беременность угрожает жизни матери. В 2009 г. были полностью легализованы аборты, однако в декабре 2013 г. вновь были введены ограничения, разрешающие аборты только по медицинским показаниям.

Тем не менее, численность средней семьи в Испании на настоящий момент является одной из самых низких показателей Европы (по статистике с 1970 г. этот показатель упал с 3,8 до 1,36 человека; для нормального воспроизводства населения необходимо хотя бы 2,1). Вне брака рождается мало детей, а количество браков в Испании на данный момент также самое низкое среди стран Европейского союза.

После режима Франко, к 1984 г. по социологическим данным 33% взрослых женщин работали, и около 46% испанок обучались в высших учебных заведениях, однако десятилетиями сложившийся порядок все же дает о себе знать и по сей день. До сих пор большинство женщин в Испании посвящают себя дому и домашнему хозяйству. Как правило, испанская женщина, уходя в декретный отпуск, уже не возвращается на работу.

Интересной особенностью в данном контексте является то, что при официальном оформлении брака не принято, чтобы женщина меняла фамилию. У всех жителей Испании двойные фамилии (первая часть фамилии — от отца, вторая от матери). Поэтому, к примеру, если Мария Фернандес Гонсалес выйдет замуж за Карлоса Гарсия Лопеса, то официально она не поменяет свою фамилию, хотя и станет известной как сеньора Лопес. А их сын Хулио, получив первую фамилию отца и первую фамилию матери, станет Хулио Гарсия Фернандес.

Детей в испанских семьях обожают, родители очень любят показывать своего ребенка знакомым и родственникам, детьми в испанском обществе принято гордиться. Родители уделяют им много внимая. Детей принято больше баловать, чем воспитывать. Дети живут с родителями, как правило, до вступления в брак. В редких случаях дети покидают родительский дом сразу после школы и веским основанием для этого служит, как высокая стоимость съемного жилья, так и то, что избалованные молодые испанцы ленятся слишком рано начинать взрослую, полную ответственности жизнь.

Как и во многих развитых европейских странах, семьи в Испании в большинстве своем создаются уже зрелыми людьми. Жениться и выходить замуж в раннем возрасте уже давно не принято. Испанцы, как и все среднестатистические европейцы, сначала стремятся встать на ноги, сделать карьеру, как-то состояться в жизни, а потом уже заводить семью и детей. Для женщины это еще и актуально потому, что после рождения ребенка она скорее всего оставит работу. Средний возраст вступления в брак — это 35-40 лет. Во многом этим и продиктовано снижение рождаемости: при рождении первенца в 35 лет, уже не остается времени на большее количество детей. Отношение общества к поздним бракам вполне лояльное, одобрительное. Скорее осудят тех, кто заключает официальный брак в раннем возрасте. В европейском обществе пользуются уважением те пары, которые достигнут финансового благополучия прежде чем обзаведутся детьми, чтобы дети ни в чем не нуждались, а не те, кто рожают рано и в спешке.

Детских садов в Испании практически нет, есть частные пансионы, они круглосуточные, содержание и обучение там очень дорого, поэтому их себе могут позволить только очень богатые семьи. Есть категория социальных детских домов, однако чтобы туда попасть родители должны предоставить несколько справок о низком доходе семьи и о том, что мать работает не менее четырех часов в день. Именно по этой причине в семьях Испании женщины остаются дома с детьми. В Испании, в отличие, например, от Англии и Германии, бабушки помогают присматривать за внуками, это не считается чем-то обременительным.

В испанских семьях очень ценят чистоту в доме, поэтому испанские женщины просто помешаны на уборке. Они целыми днями стирают, убирают, вытирают пыль, гладят и моют окна. Мытье окон, кстати, является основным показателем домовитой хозяйки, окна принято мыть раз в неделю, независимо от времени года. Есть интересная традиция, еще не совсем ушедшая в прошлое: испанки каждое утро вытряхивают дорожки и коврики из окна — прямо на головы зазевавшихся прохожих. По утрам также независимо от времени года принято проветривать дом, поэтому до обеда в испанских домах гуляют сквозняки. Что интересно, зная эту привычку, в домах с центральным отоплением, начинают топить после обеда. Если отопление индивидуальное, его включают по своему усмотрению.

Разводы в Испании — дело сложное и долгое. По причине того, что многие годы в стране разводы были вообще категорически запрещены, и в настоящие дни развестись тоже не так-то просто. Решение о разводе в обязательном порядке принимает судья, изучая немалое количество документов, предоставленных обеими сторонами. Развод по обоюдному согласию может затянуться на два года, а развод по инициативе одного из супругов занимает обычно не менее пяти лет.

1. Лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца (статьи 1381 и 1382) добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от автора тождественное решение или решение, отличающееся от изобретения только эквивалентными признаками (пункт 3 статьи 1358), либо сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования (право преждепользования).

2. Право преждепользования может быть передано другому лицу только вместе с предприятием, на котором имело место использование тождественного решения или были сделаны необходимые к этому приготовления.

Комментарий к Ст. 1361 ГК РФ

1. Исторически, когда еще не были изжиты аналогии с правом собственности, право преждепользования даже могло именоваться в законодательстве «правом сервитута в патенте» . С точки зрения современного законодательства, как сказано в комментируемой статье, право преждепользования — это право лица, не являющегося патентообладателем, на безвозмездное использование решения, тождественного запатентованному. Право преждепользования к интеллектуальным правам не относится, напротив, оно выступает ограничением чужого исключительного патентного права . Соответственно действия преждепользователя не являются нарушением прав патентообладателя, поскольку «право преждепользования относится к условиям, исключающим ответственность за использование объектов патентного права» . Выделение норм о преждепользовании в отдельную статью вызвано некоторыми особенностями данной конструкции в сравнении со случаями свободного использования объекта патентных прав (см. ст. 1359 ГК). Право преждепользования является не столько случаем свободного использования, сколько вариантом противопоставлений патенту. Не зря Конституционный Суд РФ поставил право преждепользования в один ряд с возможностью признания патента недействительным в качестве сдерживания беспрецедентной монополии патентообладателя «в целях обеспечения баланса интересов всех участников технического и научного творчества» . Но в отличие от случаев признания патента недействительным, которые имеют публичное значение (свободное использование решения становится свободным для всех), право преждепользования защищает только его носителя, на третьих лиц не распространяется, само по себе патента не порочит. Поэтому преждепользование, действительно, является правом — субъективным гражданским правом, принадлежащим конкретному лицу.

———————————
Канторович Я.А. Указ. соч. С. 237.

Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 966-О-П.

2. Преждепользование известно только патентному праву, поскольку только в патентном праве признается, что охраняемое решение не является уникальным (неповторимым), — оно может быть разработано одновременно несколькими лицами при параллельном творчестве . Слова комментируемой статьи о тождественном решении, созданном независимо от автора запатентованного решения, указывают как раз на случай параллельного творчества, при котором защищаются интересы творца, пренебрегшего процедурой официального признания результатов своего творчества. В то же время право преждепользования не ставит под сомнение принцип государственной регистрации охраняемых решений — параллельное творчество принимается во внимание только «до даты приоритета».

———————————
См.: Сергеев А.П. Указ. соч. 2007. С. 25, 528.

В соответствии со ст. 1406 ГК РФ споры о праве преждепользования рассматриваются в судебном порядке. Преждепользователь может обратиться в суд с требованием об установлении права преждепользования. Однако подавляющее число случаев признания права преждепользования в судебном порядке связано с рассмотрением возражений против иска патентообладателя к преждепользователю о пресечении нарушения исключительного права. Но в любом случае право преждепользования возникает не по решению суда, а в силу самого факта создания и использования объекта . Право преждепользования не подлежит государственной регистрации, соответственно «не предусматривается выдача патентным ведомством пользователю публичного документа, подтверждающего наличие у него этого субъективного права» . Судебное решение выступает актом, лишь подтверждающим наличие права преждепользования в определенном объеме.

———————————
Пункт 8 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122.

3. При установлении права преждепользования в судебном процессе установлению и доказыванию подлежат следующие обстоятельства:

а) использование преждепользователем решения, тождественного запатентованному решению (см. п. 3 ст. 1358 ГК). Сама тождественность решения, использованного преждепользователем, доказывается судебной экспертизой;

б) независимость создания тождественного решения. Независимость проявляется в самостоятельном характере творчества преждепользователя: это означает, что решение «не было разработано на основе описаний, чертежей, моделей лица, получившего патент на полезную модель» . Судебная практика подтверждает данное положение. Так, например, несамостоятельной была признана разработка, в которой непосредственно принимал участие автор запатентованного решения . В целом же самостоятельность преждепользователя в разработке предполагается; несамостоятельность — это факт, который доказывается патентообладателем ;

———————————
Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2004 // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2001 г. по делу N Ф08-2449/2001.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2006 г. по делу N А56-35601/04.

в) добросовестность использования решения. Можно смотреть на добросовестность преждепользователя как на общегражданскую категорию. Тогда следует учитывать, что, по распространенному мнению, в п. 3 ст. 10 ГК РФ закреплена презумпция добросовестности. Но в литературе высказано и такое мнение: добросовестность в нашем случае означает как раз независимость в создании решения , и, следовательно, она (добросовестность) поглощается условием независимости создания тождественного решения;

———————————
См.: Сергеев А.П. Указ. соч. 2007. С. 528; Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учеб. пособие.

г) использование или приготовление к использованию тождественного решения на территории России до даты приоритета запатентованного объекта. Данное обстоятельство, имеющее особое значение в признании права преждепользования, доказывает преждепользователь. К моменту, в котором было зафиксировано использование, предъявляется только одно требование: «до даты приоритета», указанной в патенте. Длительность использования (один день или несколько лет) роли не играет. В судебно-арбитражной практике содержатся примеры того, как устанавливается использование тождественного патенту решения на определенную дату или промежуток времени: поставка товара, содержащего запатентованное решение ; реализация изготовленной продукции ; акт ввода в эксплуатацию оборудования по производству продукции, товарные накладные, акт сдачи-приемки оказанных услуг по изготовлению рекламных листовок на производимую продукцию . Особую роль в доказательстве существования права преждепользования играет техническая документация, по которой производилась продукция, содержащая запатентованное решение, исследованию подлежат чертежи, сертификаты соответствия и протоколы испытаний . Наличие утвержденных в установленном порядке технических условий (ТУ), технического описания (ТО) на производство продукции также рассматривается как доказательство изготовления продукции либо приготовления к ее изготовлению . В качестве подтверждения даты приготовления к использованию выступает, например, приобретение комплекса оборудования для производства продукции ;

———————————
Постановления ФАС Московского округа от 18 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/5718-00, ФАС Северо-Западного округа от 9 октября 2001 г. по делу N А56-8882/01.

Постановление ФАС Поволжского округа от 9 сентября 1999 г. по делу N А55-2249/99-15.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2009 г. по делу N А74-595/08-Ф02-268/09.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2009 г. по делу N А56-10043/2005.

Постановления ФАС Уральского округа от 12 июля 2004 г. по делу N Ф09-2083/04-ГК, от 9 января 2004 г. по делу N А62-4090/01; ФАС Московского округа от 18 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/5718-00; ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2006 г. по делу N А56-35601/04.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2008 г. по делу N А56-45085/2007.

д) объем преждепользования. Установление более ранней даты использования тождественного решения, чем дата приоритета изобретения, еще не является достаточным условием для возникновения права преждепользования , все-таки право преждепользования — это право не просто использовать тождественное решение, но использовать его в определенном объеме (без расширения объема использования, достигнутого или намеченного к использованию до даты приоритета). Соответственно ответчик при ссылке на свое право преждепользования должен указать на объем использования и представить доказательства этого объема . В материалах судебной практики указывается, что «под объемом использования понимается количество продукта, изделий, производимых с использованием запатентованного объекта или в отношении которых сделаны необходимые приготовления для их производства» . Подчеркивается, что «при определении таких объемов следует принимать во внимание не только количество фактически изготовленных до даты приоритета изделий, но и количество изделий, для выпуска которых были сделаны необходимые приготовления» . Практически установление объема производства должно выражаться формулой «изготовление (продажа, иное использование) стольких-то единиц изделия в день (или в месяц, в год и т.п.)». В литературе отмечается, что «по смыслу закона не существует максимального или минимального периода использования аналогичного запатентованного решения с точки зрения нижнего предела. Он может составлять месяц, шесть месяцев, год, два, десять лет и т.п.» . Поскольку законодатель предъявляет требования только по последней дате, на которую можно ссылаться по объему использования (день, непосредственно предшествующий дате приоритета заявки), обоснованным выглядит вывод, что «фактический или предполагаемый объем использования определяется на ту дату (период времени), которая будет выбрана преждепользователем» .

———————————
Постановления ФАС Московского округа от 21 февраля 2005 г. по делу N КГ-А40/180-05; ФАС Северо-Западного округа от 15 марта 2005 г. по делу N А56-10204/04.

Постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2002 г. по делу N КГ-А40/4806-02.

Постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2005 г. по делу N КГ-А40/180-05.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2006 г. по делу N А56-35601/04.

Бриксов В.В. Указ. соч. С. 134.

Гаврилов Э.П. Преждепользование и послепользование в патентном праве (работа подготовлена для СПС «КонсультантПлюс»).

4. В комментируемой статье определены субъекты права преждепользования. Устанавливая наличие права преждепользования, суд указывает и на тот способ, которым преждепользователь использует запатентованное решение (т.е. производит продукцию, продает ее и т.д.). Бесспорно, преждепользователем является изготовитель продукта. Судебная практика считает, что признание преждепользователем производителя продукции автоматически означает освобождение от ответственности за нарушение исключительного права и тех лиц, которые приобретали продукцию у производителя для последующей перепродажи или иного использования, «поскольку такие действия преждепользователя и третьих лиц защищаются в тех случаях, когда не нарушается объем использования» . Преждепользователем может быть признано лицо, всего лишь ввозящее запатентованную полезную модель из-за рубежа, поскольку импорт продукции, содержащей запатентованное решение, является использованием объекта патентных прав .

———————————
Бриксов В.В. Указ. соч. С. 132.

Постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2005 г. по делу N КГ-А40/180-05. См. также: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 октября 2001 г. по делу N А56-8882/01; Определение ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2003 г. по делу N А56-8882/01.

5. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен передаче (точнее было бы сказать, передаче и переходу) права преждепользования. В этой части наблюдается единственное расхождение между Патентным законом РФ и частью четвертой ГК РФ. Если по ст. 12 Патентного закона РФ допускалась передача права преждепользования «только совместно с производством, на котором имело место использование», то п. 2 комментируемой статьи говорит: «…только вместе с предприятием, на котором имело место использование тождественного решения…». В принципе, эта терминология для российского законодателя традиционна: в законодательстве 20-х гг. XX в. было установлено, что переуступить право преждепользования можно не иначе как вместе с предприятием . Но содержание термина «предприятие» изменилось. В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие признается самостоятельным объектом недвижимости, соответственно права на него возникают в случае государственной регистрации предприятия (не совокупности недвижимых вещей, входящих в имущественный комплекс!). Таких предприятий в России почти нет. Следовательно, после 1 января 2008 г. передача права преждепользования в составе предприятия означает, что отчуждается недвижимость, а форма договора купли-продажи предприятия и требования к государственной регистрации договора определяются в соответствии со ст. 560 ГК РФ. Наличие предприятия требуется только в случае перехода права преждепользования — закон не выдвигает наличие регистрации прав на предприятие условием признания права преждепользования.

———————————
См.: Канторович Я.А. Указ. соч. С. 237.