Суд 2 инстанции по гражданским делам

Суд второй инстанции

Если при рассмотрении дела обнаружены мелкие процессуальные нарушения, которые не оказывают существенного влияния на корректность выводов суда, то кассация может указать на них в специальном определении, не отменяя принятого в первой инстанции решения.

Модификации существующего решения или вынесение нового акта — достаточно редкое явление в судебной практике. Новое решение по своему содержанию должно качественно отличаться от предыдущего. Как правило, оно содержит опровержение изложенных ранее доводов. Принятие такого решения может повлечь за собой улучшение или ухудшение положения истца. Для того чтобы решение суда первой инстанции было изменено или отменено в порядке кассации, жалоба должна быть обоснована. Составление кассационной жалобы профессиональным юристом и участие его в процессе увеличит шансы на благоприятный исход дела.

Результаты работы суда второй инстанции

Итогом рассмотрения дела в суде второй инстанции может быть:

1. Сохранение решения судебного органа первой инстанции без изменения.

2. Частичная или полная отмена судебного акта первой инстанции с возможностью возврата дела в суд для повторного рассмотрения.

3. Частичная или полная отмена судебного акта первой инстанции с одновременным вынесением нового решения.

4. Оставление судебного решения без рассмотрения.

Постановление суда второй инстанции издается в форме определения, состоящего из четырех частей:

  • Вводная часть — содержит общие сведения о работе судебной инстанции;
  • Описательная часть – содержит информацию о принятых решениях или иных судебных актах;
  • Мотивировочная часть — включает в себя ссылки на законодательные нормы;
  • Резолютивная часть — информирует о принятом решении. Содержит конкретные указания и выводы о правомерности решений или постановлений суда низшей инстанции.

Документ вступает в силу с момента его принятия и не предполагает обжалования. Копии постановления рассылаются всем заинтересованным в исходе процесса лицам.

Особенности судебного производства

Производство в суде второй инстанции предполагает рассмотрение судебных дел в апелляционной и кассационной инстанции. Апелляционная инстанция создана для исследования материалов дел, рассматриваемых мировыми судьями.

Кассационная инстанция анализирует судебные дела, рассматриваемые в первой инстанции, также не вступившие в законную силу. Вторая инстанция предназначена для контроля над деятельностью низших звеньев судебной системы. Она является своеобразной защитой от неправильного применения правовых норм и вынесения незаконных приговоров.

Некоторые вопросы регистрации прав на недвижимое имущество

Настоящая статья посвящена особенностям регистрации прав на недвижимое имущество. В настоящее время в Казахстане расширилась сфера имущественных отношений, особенно в части перехода прав на недвижимое имущество. Одним из способов защиты прав собственников недвижимости признается государственная регистрация. Государственная регистрация является элементом частно-правового регулирования отношений, связанных с недвижимостью. Основным новшеством в сфере регистрации прав на недвижимое имущество явилось установление порядка регистрации в электронном виде.

Одним из способов защиты прав собственников (владельцев) недвижимости, а также лиц, имеющих намерение заключить какие-либо сделки с недвижимым имуществом, признается государственная регистрация, являющаяся элементом частно-правового регулирования отношений, связанных с недвижимостью . В настоящее время в Казахстане связи с проведением преобразований, направленных на становление рыночной экономики, значительно расширилась сфера имущественных отношений, и особенно в части перехода прав на недвижимое имущество. Происходящие в социально-экономической сфере изменения обусловили необходимость совершенствования механизма, обеспечивающего соблюдение, прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Учитывая большое значение объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а также в гражданском обороте, закон закрепил ее специальный правовой режим. Он заключается в том, что право собственности, другие вещные права на недвижимость, их ограничения, возникновение, переход и прекращение подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Должны быть зарегистрированы: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты .

Согласно ГК РК, сделки, подлежащие в соответствии с законодательными актами государственной или иной регистрации, считаются совершенными после их регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами . Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют Министерство юстиции Республики Казахстан и подведомственные органам юстиции государственные предприятия.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество ‒ юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским законодательством. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится по установленной Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также ‒ Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд.

Согласно Закону РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты . Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства.

К объектам недвижимости относятся земельные участки, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Объектом недвижимости признается также предприятие как имущественный комплекс со всеми входящими в его состав видами имущества, предназначенными для его деятельности.

Формирование объектов недвижимости для осуществления учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в порядке, установленном законодательством. Объекты недвижимости идентифицируются путем присвоения им в установленном законодательством порядке кадастровых номеров, которые используются для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательской давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательской давности в предусмотренном законом порядке.

Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя) .

Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются в установленном законом порядке только: самим правообладателям, физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права. Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РК.

Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества организации, ответственной за учет указанного объекта, в том объеме, который необходим для работы. В соответствии с законами РК, учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам: правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления; налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции, государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов; органов государственной статистики; организаций, определенных законами РК.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в срок не более чем 10 дней с даты обращения обязаны предоставлять такие сведения правообладателям и учреждениям юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно или за плату, согласованную с органами государственной власти.

Система государственной регистрации прав создается за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников.

Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество взимается в размерах, установленных законом. Средства, получаемые в виде платы за регистрацию и предоставление указанной информации, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов, в которых содержатся данные о: принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества. Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав. Если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта. Единый государственный реестр прав, правоустанавливающих документов и книги учета документов являются вечными.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях. При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе .

При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и в правоустанавливающем документе приоритет имеет правоустанавливающий документ. В случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к ранее существовавшим объектам.

В соответствии со ст. 20 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

  • прием документов, необходимых для государственной регистрации прав с обязательным приложением документа об оплате регистрации;
  • правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
  • установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Регистрация и оценка недвижимости являются важными составными в процессе законодательного регулирования. Оценка необходима уже тогда, когда собственники недвижимости захотят заложить ее для получения кредита, при разделе имущества и во многих других случаях .

В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» значение государственной регистрации прав на недвижимость состоит в том, что она: представляет собой акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущества в соответствии с ГК РК: является единственным доказательством существования зарегистрированного права; проводится на всей территории Казахстана по установленной Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дату государственной регистрации прав относит на день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав; осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Основным новшеством в сфере регистрации прав на недвижимое имущество явилось установление порядка регистрации в электронном виде, который был введен в действие с 2013 года. Электронная регистрация ‒ это государственная регистрация прав на недвижимое имущество, осуществляемая на основании электронной копии правоустанавливающего документа, поступающего в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки.

Каков же порядке и для чего необходима электронная регистрация прав на недвижимое имущество?

Нотариус после удостоверения сделки:

  • с письменного согласия правообладателя направляет электронную копию правоустанавливающего документа, заверенную его электронной цифровой подписью, посредством единой нотариальной информационной системы в информационную систему правового кадастра;
  • информирует приобретателя недвижимого имущества:
  • об уникальном номере правоустанавливающего документа, присвоенном единой нотариальной информационной системой;
  • o сумме сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, подлежащей уплате, или об освобождении от уплаты сбора в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
  • в случае освобождения приобретателя недвижимого имущества от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сканирует документ, подтверждающий право на льготу;

направляет в информационную систему правового кадастра:

  • электронные адреса в сети Интернет участников сделки при их наличии;
  • электронную копию документа, подтверждающего освобождение лица от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Правообладатель или его уполномоченный представитель оплачивает сбор за государственную регистрацию через платежный шлюз «электронного правительства» (далее ‒ ПШЭП) любым способом, предусмотренным уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере информатизации, с обязательным указанием данных плательщика сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и уникального номера правоустанавливающего документа.

После произведения уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество реквизиты чека (уникальный код платежа, наименование получателя платежа, код бюджетной классификации, наименование банка второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, данные плательщика платежа, в том числе его идентификационный номер, сумма сбора, дата и время оплаты, уникальный номер правоустанавливающего документа) сохраняются на ПШЭП в виде электронного чека и направляются в информационную систему правового кадастра.

Необходимо отметить, что для электронной регистрации наличие электронной цифровой подписи гражданина не требуется, главными условиями для такой регистрации являются:

  • наличие ИИН;
  • доступ в интернет;
  • наличие платёжной карты банка.

Преимущество подобной процедуры для юридических и физических лиц ‒ сокращение временных и материальных затрат.

Регистрирующий орган, в свою очередь: проверяет в информационной системе правового кадастра, а при необходимости на ПШЭП наличие электронного чека, подтверждающего уплату сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, полноту уплаченного сбора и соответствие уникального номера правоустанавливающего документа, указанного на электронном чеке и на электронной копии правоустанавливающего документа; направляет уведомление о произведенной регистрации либо об отказе или приостановлении государственной регистрации по основаниям, в единую нотариальную информационную систему, а также при наличии на электронные адреса участников сделки;

распечатывает на бумажном носителе правоустанавливающий документ, уведомление о произведенной регистрации либо об отказе или приостановлении государственной регистрации и первый электронный чек, подтверждающий оплату сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для хранения в регистрационном деле.

Как мы видим, при заверении у нотариуса договора об отчуждении имущества недвижимости электронное извещение о совершенной сделке через «Е-нотариат» будет автоматически поступать в орган юстиции, и с этого момента право собственника будет зарегистрировано. Покупатель недвижимости после подписания договора оплачивает сумму государственной пошлины платежной карточкой банка через платежный шлюз «Электронного правительства».

После заключения договора у нотариуса теперь гражданам не обязательно сдавать документы в ЦОН и ожидать решения органов юстиции. Вся необходимая информация автоматически поступает от нотариуса в регистрирующий орган. Правообладателю или его уполномоченному представителю необходимо лишь оплатить сбор за государственную регистрацию через платежный шлюз «Электронного правительства».

Таким образом, электронная форма регистрации прав на недвижимое имущество должна кардинально упростить процедуру оформления, исключить барьеры и создать благоприятную среду для граждан, и в будущем количество желающих воспользоваться таким видом ускоренной помощи и государственной услуги будет только расти.

Литература

  1. Романкова И.В. Некоторые проблемы заключения и оформления гражданско-правовых сделок // Вестник КазГУ. – 1997. – №4.
  2. Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.04.2013 г.
  3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 12.1994 г.// Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. – 1994. – № 23-24.
  4. Чубаров. В. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Закон. – 1999. – №
  5. Адлингтон. Г. Регистрация недвижимости и прав собственности. – Алматы: Жетi-Жаргы,
  6. Ильясова К. Регистрация прав на недвижимость в РК. – Алматы: Адiлет,
  7. Ким Е.П. Техническая инвентаризация и оценка недвижимости. – М.: Экспертное Бюро,

Постановление Пленума ВАС РФ от 19.06.1997 N 11 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в апелляционной инстанции

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 1997 г. N 11
О ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ
В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
В целях единообразного применения арбитражными судами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК) при рассмотрении дел в апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации“, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения.
1. В соответствии со статьей 145 АПК право на подачу апелляционной жалобы в арбитражный суд имеют лица, участвующие в деле. Такое же право имеют, как это предусмотрено в пункте 4 части 3 статьи 158 АПК, лица, не привлеченные к участию в деле, если арбитражный суд принял решение об их правах и обязанностях. В этом случае указанные лица пользуются правами лиц, участвующих в деле, в том числе они вправе принимать участие в рассмотрении дела в апелляционной инстанции, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства.
2. В соответствии с частью 1 статьи 151 АПК возвращение апелляционной жалобы производит судья апелляционной инстанции единолично по основаниям, предусмотренным в этой статье.
Согласно части 2 статьи 151 АПК о возвращении апелляционной жалобы выносится определение. Судья апелляционной инстанции не вправе возвратить апелляционную жалобу сопроводительным письмом, резолюцией на жалобе или другим, не предусмотренным законом способом. Несоблюдение судьей указанного в статье 151 АПК порядка возвращения апелляционной жалобы не исключает возможности обжалования возврата в порядке, установленном для обжалования определения о возвращении апелляционной жалобы.
После устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения жалобы в соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 151 АПК, она может быть подана вновь в общем порядке.
Подача апелляционной жалобы с нарушением требований, установленных АПК, не прерывает течение месячного срока на ее подачу. Возвращение апелляционной жалобы само по себе не является уважительной причиной пропуска срока на подачу повторной жалобы. При подаче жалобы после устранения недостатков время нахождения ее в арбитражном суде до возвращения не включается в срок, установленный на обжалование.
3. При подаче апелляционной жалобы лицом, не имеющим в силу закона права на обжалование решения, в частности лицом, не участвующим в деле, о правах и обязанностях которого суд первой инстанции не принимал решения, или на решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), либо на определение, которое в соответствии с АПК не подлежит обжалованию, судья отказывает в принятии апелляционной жалобы применительно к пункту 1 части 1 статьи 107 АПК.
Если указанные обстоятельства будут установлены после принятия жалобы к производству, то производство по жалобе прекращается применительно к пункту 1 статьи 85 АПК. Определение арбитражного суда апелляционной инстанции о прекращении производства по жалобе может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с частью 4 статьи 86 АПК.
4. В АПК не установлен срок для обращения в арбитражный суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы. Если жалоба возвращена ввиду пропуска срока при отсутствии ходатайства о его восстановлении, она может быть подана повторно с ходатайством о восстановлении срока.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока в арбитражный суд могут обратиться только лица, имеющие право на подачу апелляционной жалобы. Ходатайство может быть изложено в письменном заявлении или в жалобе и заявляется одновременно с их подачей. В ходатайстве должны быть указаны причины пропуска срока на подачу апелляционной жалобы.
Ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле, до решения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы выносится определение. При восстановлении пропущенного срока в этом определении может быть указано о принятии жалобы к производству.
Определение о восстановлении пропущенного срока обжалованию не подлежит.
Об отказе в восстановлении срока выносится определение в соответствии со статьей 99 АПК. В определении об отказе в восстановлении пропущенного срока указывается о возвращении апелляционной жалобы.
Определение об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с частью 3 статьи 99 АПК.
5. Если после принятия апелляционной жалобы к производству возникнут сомнения в наличии у лица, подписавшего жалобу, права на ее подписание, заявителю предлагается представить соответствующие доказательства, подтверждающие полномочия на подписание жалобы. В случае непредставления таких доказательств жалоба оставляется без рассмотрения применительно к пункту 3 статьи 87 АПК.
В случаях, когда предусмотренные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 151 АПК основания возвращения апелляционной жалобы выявлены арбитражным судом апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы к производству, дело подлежит рассмотрению в апелляционной инстанции по существу. При этом арбитражный суд истребует от лица, подавшего жалобу, подтверждения направления копий жалобы другим лицам, участвующим в деле, а сумма государственной пошлины подлежит взысканию с соответствующей стороны при принятии постановления по результатам рассмотрения дела.
Если при разбирательстве дела в апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционная жалоба подана с пропуском установленного срока, не содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока и в процессе разбирательства дела такое ходатайство не заявлено, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по жалобе применительно к пункту 1 статьи 85 АПК. Это определение может быть обжаловано в кассационном порядке.
6. В соответствии со статьей 153 АПК в апелляционной инстанции дело рассматривается по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 20 АПК. При этом правила, установленные в разделе II АПК только для первой инстанции, не применяются.
В апелляционной инстанции не применяются, в частности, правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований (статья 105 АПК), о предъявлении встречного иска (статья 110 АПК). Не применяется также правило о недопустимости разрешения спора в отсутствие истца, не заявившего о рассмотрении дела без его участия (часть 3 статьи 119 АПК). Из этого следует, что в случае неявки в судебное заседание апелляционной инстанции истца, ответчика, других лиц, участвующих в деле, дело может быть рассмотрено в их отсутствие, если они надлежащим образом извещены о времени и месте разбирательства дела.
Положения раздела I АПК носят общий характер и могут применяться в апелляционной инстанции с учетом конкретных обстоятельств, поскольку при рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд в соответствии со статьей 155 АПК повторно рассматривает дело, проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме, согласно статье 157 АПК вправе изменить или отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение.
В связи с этим судам следует иметь в виду, что установленные в АПК правила о совершении определенных процессуальных действий до принятия решения арбитражным судом — о передаче споров на разрешение третейского суда (статья 23 АПК), о привлечении к участию в деле другого ответчика (статья 35 АПК), об отказе от иска (статья 37 АПК), о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора (статья 38 АПК), о вступлении в дело (привлечении к участию в деле) третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора (статья 39 АПК), — не исключают возможности их совершения при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, если суд признает это необходимым для полного и всестороннего исследования обстоятельств дела при его повторном рассмотрении, для исправления или устранения судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции.
7. Арбитражный суд апелляционной инстанции применяет правила АПК о приостановлении производства по делу. При этом необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных в статье 81 АПК, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу; при наличии же оснований, перечисленных в статье 82 АПК, вопрос о приостановлении производства по делу решается арбитражным судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применяя пункт 1 части 1 статьи 81 АПК, следует иметь в виду, что под уголовным судопроизводством понимаются все стадии уголовного процесса, определенные в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, т.е. с момента возбуждения уголовного дела.
8. В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания составляется протокол. К содержанию протокола, порядку его ведения и подписания, а также порядку представления и рассмотрения замечаний на протокол применяются правила, содержащиеся в статье 123 АПК.
Отсутствие в деле протокола заседания арбитражного суда апелляционной инстанции или неподписание его лицами, указанными в статье 123 АПК, является безусловным основанием к отмене постановления апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 176 АПК.
9. В соответствии с частью 1 статьи 155 АПК в апелляционной инстанции арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
При решении вопроса о принятии дополнительных доказательств принимаются во внимание объяснения заявителя о причинах непредставления этих доказательств в суде первой инстанции, о необходимости их представления в суд апелляционной инстанции, а также относимость доказательств к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Дополнительные доказательства могут быть не приняты судом апелляционной инстанции, если будет установлено, что заинтересованное лицо в суде первой инстанции вело себя недобросовестно и не представило эти доказательства с целью затянуть процесс.
Дополнительные доказательства, представленные в обоснование отзыва на апелляционную жалобу, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
10. Арбитражный суд апелляционной инстанции вправе принять дополнительное постановление по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе в случае, если он отменил решение первой инстанции полностью или в части и принял новое решение (пункт 2 статьи 157 АПК). Дополнительное постановление может быть принято в апелляционной инстанции по основаниям, указанным в части 1 статьи 138 АПК, и в порядке, установленном частью 3 статьи 138 АПК. В случае отказа в принятии дополнительного постановления выносится определение, которое может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с частью 4 статьи 138 АПК.
Апелляционная жалоба возвращается, если недостатки решения могут быть устранены путем принятия дополнительного решения арбитражным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в статье 138 АПК, или разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок в соответствии со статьей 139 АПК.
11. Постановление апелляционной инстанции может быть разъяснено, исправлены допущенные в нем описки, опечатки и арифметические ошибки в порядке, предусмотренном в статье 139 АПК.
12. Вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения постановления апелляционной инстанции, об изменении способа и порядка его исполнения (статья 205 АПК) рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции, если эти вопросы разрешаются одновременно с принятием названного постановления.
В иных случаях вопросы отсрочки или рассрочки исполнения постановления, изменения способа и порядка его исполнения рассматриваются судом первой инстанции.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума, судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА

22 февраля около 14:30 в дежурную часть Госавтоинспекции позвонил омич, заметивший, как нетрезвый водитель, выйдя из магазина, сел за руль автомобиля «ВАЗ-2106» и начал движение по улице Омской. В данном направлении незамедлительно был направлен экипаж ДПС, ориентировки на автомобиль переданы всем экипажам ГИБДД, находящимся в линии.

Двигаясь по улицам Омской, Богдана Хмельницкого, через Фрунзенский мост водитель автомашины «ВАЗ» неоднократно создавал на проезжей части аварийно-опасную обстановку и допустил столкновения с 4-мя автомобилями. В результате преследования в Советском округе нарушитель был остановлен и задержан полицейскими. Водитель оказал активное неповиновение законным действиям сотрудников полиции и неоднократно пытался скрыться с места задержания, в связи с чем в отношении него были применены средства ограничения подвижности – наручники.

В отношении 29-летнего нарушителя возбуждены административные делопроизводства за управление транспортным средством будучи лишенным этого права, управление автомобилем без государственных регистрационных знаков, повторное управление не зарегистрированным транспортным средством, и за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции.

Кроме этого, данный гражданин будет привлечен к уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения.