Субординированный кредит в капитале банка

Страховые актуарии

Главная — Статьи

Комментарий к статье 8.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Страховые актуарии

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи страховые актуарии — физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Страховые актуарии — граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора.

2. Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует порядок проведения актуарной оценки страховых обязательств. По этой причине страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, по согласованию с органом страхового надзора.

К примеру, актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Страховщики обязаны соблюдать установленные комментируемым Законом и нормативными правовыми актами органа страхового надзора требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 N 100н.

3. Положения п. 3 комментируемой статьи предусматривают особые требования в отношении деятельности страховых актуариев, которая, в отличие от деятельности других субъектов страхового дела, не подлежит лицензированию. Страховой актуарий должен иметь квалификационный аттестат, который выдается по результатам проведения соответствующих квалификационных экзаменов, требования к порядку которых, а также к выдаче и аннулированию квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора.

Мы уже упоминали в комментарии к ст. 4.1 настоящего Закона о «неработоспособности» данной законодательной нормы. Здесь мы отметим, что и остальные нормы комментируемой статьи фактически неработоспособны, поскольку отсутствует специальный нормативный правовой акт, регламентирующий более детально условия и порядок осуществления деятельности страховыми актуариями (речь не идет о деятельности независимых актуариев и актуарных организаций при негосударственных пенсионных фондах).

За последние 6 лет попытка принятия отдельного федерального закона об актуарной деятельности реализовывалась дважды. 25 сентября 2006 г. членом Совета Федерации С.А. Васильевым СФ и депутатом ГД В.С. Плескачевским был внесен на рассмотрение ГД проект Федерального закона N 379572-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Однако в марте 2007 г. было принято решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы (см. протокол заседания Совета ГД от 20 марта 2007 г. N 228). Буквально через два месяца с момента снятия указанного законопроекта с рассмотрения в ГД депутатом В.С. Плескачевским был внесен (20 марта 2007 г.) законопроект N 445108-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», судьба которого оказалась более удачной, нежели предыдущего законопроекта.

Законопроект N 445108-4 был принят ГД в первом чтении с условием о предоставлении поправок к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия Постановления (см. Постановление ГД РФ от 15 января 2010 г. N 3092-5 ГД). В октябре 2011 г. было принято решение о передаче проекта федерального закона N 445108-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» из Комитета Государственной Думы по собственности в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (см. протокол заседания Совета ГД от 6 октября 2011 г. N 303). И уже в марте 2012 г. было принято решение об изменении срока предоставления поправок к данному законопроекту (см. протокол заседания Совета ГД от 12 марта 2012 г. N 15). Срок продлили до 12 апреля 2012 г., однако дальнейших действий по состоянию на июнь 2012 г. принято не было.

Целями разработки законопроекта N 445108-4 явились установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуария, введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии и гармонизация нашего законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством.

Разработанный проект закона направлен на регулирование отношений, связанных с получением статуса актуарием и саморегулируемой организацией актуариев, а также лишением такого статуса, разработкой стандартов и правил осуществления актуарной деятельности, осуществлением актуарной деятельности и контролем за ее осуществлением, страхованием профессиональной ответственности актуария и иными формами обеспечения его ответственности.

Одной из задач закона об актуарной деятельности является нормативное регулирование условий получения статуса саморегулируемой организации актуариев. Законопроект содержит квалифицирующие признаки лица, имеющего право осуществлять актуарную деятельность на территории Российской Федерации, основными признаками такого лица являются членство в саморегулируемой организации актуариев и наличие договора страхования профессиональной ответственности актуария.

Законопроект предполагает следующие основные функции саморегулируемой организации актуариев:

  • разработка и утверждение стандартов и правил актуарной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
  • разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации актуариев (т.е. допуска к профессии актуария), дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении актуарной деятельности;
  • представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями актуариев;
  • прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации актуариев по основаниям, предусмотренным федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации актуариев;
  • контроль за осуществлением своими членами актуарной деятельности в части соблюдения ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов актуарной деятельности, стандартов и правил актуарной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
  • ведение реестра членов саморегулируемой организации актуариев и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию актуарной деятельности;
  • организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Также в законопроекте определены функции и полномочия государства (федеральных органов исполнительной власти) по регулированию актуарной деятельности. Такими полномочиями являются:

  • выработка государственной политики в области актуарной деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование в области актуарной деятельности, утверждение федеральных стандартов актуарной деятельности;
  • ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев;
  • осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями актуариев требований федерального законодательства;
  • обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации актуариев из единого государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев.

В проекте федерального закона предусматривается регламентация страхования актуарной деятельности, в частности определены риски деятельности актуария и условия для осуществления выплат по договору страхования.

Согласно законопроекту N 445108-4 под актуарной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов актуарной деятельности, направленная на проведение актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки. В качестве объектов оценки выступают:

1) страховые вероятности наступления страховых рисков;

2) страховые тарифы страховщика;

3) страховые резервы страховщика;

4) инвестиционные проекты страховщика;

5) деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

6) иные объекты, определенные федеральными законами.

Субъектами актуарной деятельности признаны физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций актуариев, застраховавшие свою ответственность и уплатившие взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации актуариев (далее — актуарии).

Актуарий осуществляет актуарную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой (независимый актуарий). В случаях, установленных федеральными законами, актуарные расчеты могут осуществляться актуарием, заключившим трудовой договор с юридическим лицом, которое в соответствии с требованием федерального законодательства обязано проводить актуарные расчеты в своей деятельности.

Законопроект дает понятие актуарного заключения, понимая под ним документ, содержащий результаты актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, проведенных независимым актуарием и предназначенных для использования заказчиком, а также иными заинтересованными лицами. Актуарное заключение должно содержать:

  • данные о заказчике;
  • данные об актуарии и саморегулируемой организации, членом которой он является;
  • объект или объекты актуарной оценки;
  • указание на методику актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, использованную независимым актуарием;
  • результаты актуарных расчетов в отношении объекта (объектов) актуарной оценки.

Законопроект предусматривает, что государственное регулирование актуарной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций актуариев в части надзора за деятельностью саморегулируемых организаций актуариев и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Регулирование актуарной деятельности осуществляется Национальным советом по актуарной деятельности в части разработки федеральных стандартов актуарной деятельности и саморегулируемыми организациями актуариев в части разработки и утверждения стандартов и правил актуарной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации актуариев актуарной деятельности осуществляется этими организациями.

Субординированный заем

Это может быть кредит, депозит, облигационный заем, удовлетворяющий нескольким условиям. Во-первых, он предоставляется на срок не менее пяти лет. Если речь идет о субординированном облигационном займе, то срок погашения облигаций должен быть не менее пяти лет. Во-вторых, кредит и даже его часть нельзя вернуть досрочно (если это облигации, то досрочно погасить выпуск) без согласования с ЦБ. Нельзя также без согласия регулятора расторгнуть или внести изменения в договор этого кредита (депозита, займа). В случае банкротства организации, получившей субординированный заем, требования по этому кредиту или облигациям удовлетворяются в последнюю очередь. Субординированный заем при определенных условиях включается в расчет капитала получившего его банка.

Во время острой фазы кризиса в 2008-2009 годах в рамках поддержки финансовой системы России государство в лице Внешэкономбанка предоставляло суборды некоторым банкам. Первыми их получили ВТБ (200 млн рублей) и Россельхозбанк (25 млн). Остальные кредитные организации, соответствующие минимальным рейтинговым требованиям и увеличившие капитал за счет взносов акционеров или третьих лиц после 1 октября 2008 года, имели возможность получить субординированные кредиты от ВЭБа по двум схемам. В народе эти схемы прозвали как «один к одному» и «три к одному». Кроме того, субординированный заем от Центрального банка в размере 500 млн рублей получил Сбербанк — правда, 300 млн он досрочно вернул в мае 2010 года.

Субординированные кредиты от ВЭБа привлекли 17 банков, из них четыре — дважды: второй раз по схеме «три к одному».

ОТСТАВКА СУДЬИ

Смотреть что такое «ОТСТАВКА СУДЬИ» в других словарях:

  • ОТСТАВКА СУДЬИ — почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в О., сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на О. по собственному желанию… … Юридический словарь

  • отставка судьи — почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в О., сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на О. по собственному желанию… … Большой юридический словарь

  • Бразилия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Южной Америке. Территория 8,5 млн. кв.км. Столица… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

  • Стецура, Татьяна Сергеевна — Татьяна Стецура Имя при рождении: Татьяна Сергеевна Стецура Дата рождения: 2 ноября 1984(1984 11 02) (28 лет) Место рождения: п. Нижнегорский Крымская область, УССР Гражданство … Википедия

  • СУДЬЯ — должностное лицо, олицетворяющее судебную власть. С. наделен законом полномочиями по осуществлению правосудия и исполняет свои обязанности на профессиональной основе. Закон устанавливает порядок наделения судейскими полномочиями, максимально… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • КОРПУС СУДЕЙСКИЙ — государственные служащие, занимающие должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей, начиная от Председателя и членов Конституционного Суда РФ, председателей и членов Верховного Суда РФ и… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

  • Хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011—2012) — В данной статье описывается хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011 2012) многочисленных политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и… … Википедия

  • Жиль де Рэ — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Рец (значения) … Википедия

  • Жиль Де рэ — Жиль де Монморанси Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриеннь Gilles de Montmorency Laval, baron de Rais, comte de Brienne осень 1404 года 26 октября 1440 Принад … Википедия