Структурирование сделок

Порядок отзыва согласия на обработку персональных данных

Люди часто дают официальное согласие на использование личных данных: при устройстве на работу, заключении договоров в банках, салонах сотовой связи, при регистрации в социальных сетях, на интернет-порталах и т. д. Но потом они могут передумать или просто прекратить трудовую деятельность в конкретной организации, и тогда у них может появиться желание отозвать разрешение на обработку персональных данных. Как быть в этом случае? Когда отзыв не будет удовлетворен? Читайте в статье.

Порядок отзыва определен пунктом 2 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Например, это может быть обоснованно, если у сотрудника есть факты, что его информацию используют не по назначению, разглашают третьим лицам, работодатель не соблюдает режим конфиденциальности. Также отзыв разрешения на обработку персональных данных работник может оформить при увольнении. Для этого владельцу персональных данных нужно написать заявление тому оператору, которому он давал согласие на их хранение и использование (например, работодателю).

Образец отзыва согласия на обработку персональных данных

После принятия такого заявления оператор обязан прекратить работу с конфиденциальной информацией и уничтожить персональные данные, если их сохранение больше не требуется для целей их обработки. Производится данная процедура в течение 30 дней после того, как вы получили заявление о запрете использования информации.

Законные случаи, когда обработка личных данных не может быть прекращена

Оператор имеет полное право продолжить работу с личными данными даже после предоставления ему соответствующего отзыва, если:

  • информация значима для достижения целей международного договора;
  • субъект участвует в судопроизводстве и исполнительном производстве;
  • субъект оказывает госуслуги и размещает свои данные на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
  • субъект является стороной при заключении договоров;
  • речь идет о защите жизненно важных интересов субъекта;
  • человек является должником и идет процедура возврата просроченной задолженности (при этом его права и свободы не должны нарушаться);
  • владелец персданных является журналистом, автором или другим творческим работником и осуществляет профессиональную деятельность;
  • данные используются в статистических или иных исследовательских целях при их обязательном обезличивании;
  • они сделаны общедоступными самим субъектом (например, в соцсетях).

Таким образом, следует помнить о том, что конфиденциальные данные могут быть использованы и истребованы и без согласия владельца в законном порядке.

Последствия отзыва согласия на обработку персональных данных

В большинстве случаев до момента получения отзыва вся информация уже бывает разослана третьим лицам. Поэтому дальше оператор, как сказано выше, должен будет уничтожить все данные, которые хранились у него, а также обеспечить прекращение их использования во всех инстанциях.

Серьезными будут последствия отказа от предоставления личной информации или изъятия согласия для их владельца: банк не выдаст кредит, учебное заведение не допустит к экзаменам или не выдаст диплом, работодатель не разрешит приступить к работе, а медицинское учреждение откажет в помощи. Государственные услуги вообще не будут предоставлены, а заявления — не приняты к рассмотрению.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.15, является порядок управления транспортным средством. Виновный нарушает не только нормы Закона о безопасности дорожного движения, но и пунктов 9.1-9.11; 11.1-11.7 ПДД, иных правил в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1). Законом N 210 от 24.07.07 данная статья изложена в новой редакции (она вступила в силу с 11.08.07).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 2 ст. 12.15 состоит в том, что виновный двигается на транспортном средстве по:

а) пешеходным дорожкам, т.е. участкам дороги, предназначенным для движения пешеходов (их следует отличать от «пешеходных переходов», т.е. участков проезжей части дороги, отмеченных знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенных для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1, 5.16.2);

б) велосипедным дорожкам, т.е. участкам дороги, обозначенным дорожной разметкой или соответствующими знаками;

в) тротуарам (т.е. участкам улиц в населенном пункте, предназначенном для прохода пешеходов);

2) ч. 1 ст. 12.15 состоит в том, что виновный нарушает правила:

а) расположения транспортного средства на проезжей части дороги (например, о том, что они должны по возможности вести транспортное средство ближе к правому краю проезжей части, о том, чтобы не наезжать на прерывистые линии разметки, если не совершается перестроение, п. 9.4, 9.7 ПДД), а также совершает движение по обочинам (т.е. участкам дороги справа и слева от проезжей части: обочины; они должны использоваться только для стоянки или остановки ТС, но не предназначены для движения: оно допускается только в случаях предусмотренных в ПДД);

б) встречного разъезда (например, если виновный слишком сократил боковую дистанцию, не уступил дорогу встречному транспортному средству, хотя на его стороне было препятствие, т.е. нарушил п. 11.7 ПДД);

в) обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Примером подобного рода нарушений может служить перестроение (после обгона) в прежнюю полосу движения слишком близко от транспортного средства, которое водитель обогнал, т.е. нарушил п. 11.1 ПДД. В практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 2 ст. 12.15, с одной стороны, и п. 1.2 ПДД (о том, что «обгон — это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы») и п. 9.4 ПДД (о том, что движение транспортного средства по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном) — с другой? Нет, в данном случае противоречия отсутствуют. Обгоном и в ч. 2 ст. 12.15, и в ПДД считается опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом (обгоняющего транспортного средства) из ранее занимаемой (сзади обгоняемого транспортного средства) полосы движения; и в п. 9.4 ПДД имеется в виду ситуация, когда такого предварительного выезда из занимаемой полосы движения не было.

Кроме того, виновный пересекает организованную группу, колонну, не пропустив ее, либо занимает место в этой колонне;

3) ч. 3 ст. 12.15 состоит в том, что виновный въезжает:

а) на трамвайные пути встречного направления (по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью движение разрешается в случаях предусмотренных в п. 9.6 ПДД). Нужно также учесть, что если перед перекрестом установлены дорожные знаки 5.15.1 и 5.15.2 — движение по трамвайным путям через перекресток — запрещается (п. 9.6 ПДД);

б) на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Однако в данном случае такой выезд связан («соединен» т.е. совершается в этих целях и одновременно с этим маневром) с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия (например, стоящего ТС, кучи щебня и т.д.). При этом объективная сторона правонарушения предусмотренного в части 3 не охватывает случаи, когда выезд на встречную полосу связан с обгоном либо совершается в целях продолжения движения навстречу транспортному потоку, движущемуся по встречной полосе (впрочем движение по последней, даже в случаях, кода на ней нет других ТС — тоже не подпадает под признаки правонарушения предусмотренного в ч. 3 ст. 12.15, а охватывается объективной стороной правонарушения предусмотренного в ч. 4 ст. 12.15);

4) ч. 4 ст. 12.15 состоит в том, что виновный выезжает на полосу встречного движения в случае, когда это запрещено ПДД, например, если при обгоне виновный создает помехи движущимся по своей полосе транспортным средствам, т.е. едущим во встречном направлении (п. 11.1 ПДД), едет по дороге, предназначенной для встречного движения, хотя его полоса свободна (п. 9.3 ПДД); пересекает двойную разделительную полосу (в случаях указанных в п. 9.2 ПДД). Данное правонарушение налицо во всех случаях (помимо тех, что исчерпывающим образом указаны в ч. 3 ст. 12.15) выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Верховный Суд РФ (в п. 12 Пост N 18) разъяснил, что:

а) непосредственно в ПДД выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения запрещен в следующих случаях:

— на дорогах с двусторонним движением, имеющим четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

— на дорогах с двусторонним движением, имеющим три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);

— запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных ТС без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абз. 2 п. 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью С выездом на полосу встречного движения (абз. 6 п. 11.5 ПДД);

— запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом ТС (абз. 8 п. 15.3 ПДД);

— запрещается выезжать на трамвайные пути встречного. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю;

б) нарушение требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по ст. 12.15, поскольку эта норма является специальной по отношению к ст. 12.16. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен»; 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»; 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных ТС», а также дорожной разметки 1.1;

в) нарушение требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.15.

См. также комментарий к ст. 12.5.

Оконченными все упомянутые правонарушения считаются с момента совершения. Они совершаются в форме действий.

3. Для правильного применения ст. 12.15 нужно также учитывать следующие разъяснения ВС:

— если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющей единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица и не меняет подведомственности рассмотрения дела. При этом судья вправе переквалифицировать действия лица привлекаемого к административной ответственности с ч. 4 ст. 12.15 на ч. 3 ст. 12.15, с назначением наказания в виде штрафа (п. 13 Обзора от 25.03.09);

— поскольку санкция, установленная ч. 3 ст. 12.15 содержит более строгую меру ответственности по сравнению с административным наказанием предусмотренным ч. 2 ст. 12.15 переквалификация с ч. 2 ст. 12.15 на ч. 3 указанной статьи — невозможна (п. 8 Обзора от 30.05.07).

— протокол о совершении нескольких административных правонарушений должен быть возвращен судьей в орган или ДЛ его составившему, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются правонарушения, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании п. 4 части 1 ст. 29.4, следует указать на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях (п. 6 Пост. N 18).

4. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.15, являются только водители транспортных средств.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется или умышленной, реже неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

5. За совершение административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1-3 ст. 12.15 допускается назначение лишь административного штрафа;

2) ч. 4 ст. 12.15 — только лишение права управления транспортным средством;

3) административный штраф может налагать и судья, и органы внутренних дел, а лишение права управления транспортным средством назначает только судья.

СПИСОК САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ 2017 и возможно 2018

В соответствии с пунктом 7 Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года N 774 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 31, ст.4702; N 33, ст.4856; 2016, N 33, ст.5201; N 50, ст.7110; 2017, N 41, ст.5977)

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции (Приложение N 1);

1.2. Форму акта о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (Приложение N 2)

1.3. Порядок заполнения, учета и хранения актов о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (Приложение N 3);

1.4. Форму акта об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (Приложение N 4);

1.5. Порядок заполнения, учета и хранения актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (Приложение N 5);

1.6. Форму журнала регистрации актов о факте изъятия и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (Приложение N 6).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 апреля 2018 года,

регистрационный N 50934

Приложение N 1. Порядок действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции

Приложение N 1

к приказу Роспотребнадзора

от 19 февраля 2018 года N 90

1. Порядок действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции определяет процедуры осуществления должностными лицами Роспотребнадзора изъятия и уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 (далее – запрещенная к ввозу продукция), независимо от того, установлено или не установлено лицо (лица), осуществившее внешнеэкономическую операцию, предусматривающую ввоз на территорию Российской Федерации запрещенной к ввозу продукции.

2. Решения об изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции принимаются должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными на принятие решений об изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции согласно приказу Роспотребнадзора от 05.08.2015 N 636 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 774” (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2015 г., регистрационный N 38488) (далее соответственно – уполномоченные должностные лица, Приказ Роспотребнадзора N 636), с оформлением актов о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (далее – акт об изъятии) и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (далее – акт об уничтожении) (формы актов приведены в приложениях N 2 и N 4 к приказу).

3. Изъятие запрещенной к ввозу продукции осуществляется в присутствии не менее двух должностных лиц Роспотребнадзора, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, и лица, осуществляющего перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лица, которому на праве собственности или на ином законном основании принадлежит запрещенная к ввозу продукция.

Изъятие запрещенной к ввозу продукции фиксируется с использованием видеозаписи, фото- и киносъемки с указанием даты и времени их проведения.

4. О факте изъятия запрещенной к ввозу продукции составляется акт в 2-х экземплярах с приложением материалов, полученных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий и свидетельствующих факт выявления запрещенной к ввозу продукции.

5. Акт об изъятии подписывается присутствующими при изъятии лицами, перечисленными в пункте 3 настоящего Порядка. В случае отказа лица (лиц), осуществляющего(-их) перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лица, которому принадлежит на праве собственности или на ином законном основании запрещенная к ввозу продукция, от подписания акта об изъятии, в акте об изъятии производится запись о таком отказе.

6. Один экземпляр акта об изъятии остается у должностного лица Роспотребнадзора, второй – передается лицу, осуществляющему перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лицу, которому на праве собственности или на ином законном основании принадлежит запрещенная к ввозу продукция.

В случае отказа лица (лиц), осуществляющего(-их) перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лица, которому принадлежит на праве собственности или на ином законном основании запрещенная к ввозу продукция, от получения акта об изъятии, в акте об изъятии производится запись о таком отказе.

7. Запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному уничтожению после оформления акта об изъятии.

8. Уничтожение запрещенной к ввозу продукции осуществляется в присутствии не менее двух должностных лиц Роспотребнадзора, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, и не менее двух, привлеченных указанными должностными лицами Роспотребнадзора на добровольной основе для засвидетельствования процесса уничтожения запрещенной к ввозу продукции и не заинтересованных в сохранности либо уничтожении запрещенной к ввозу продукции лиц.

Должностные лица Роспотребнадзора или лица, которым принадлежит на праве собственности или на ином законном основании запрещенная к ввозу продукция (их родственники, работники) для засвидетельствования процесса уничтожения запрещенной к ввозу продукции привлекаться не могут.

Лицо, осуществляющее перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лицо, которому принадлежит на праве собственности или на ином законном основании запрещенная к ввозу продукции, вправе присутствовать при уничтожении такой продукции.

9. Уничтожение запрещенной к ввозу продукции осуществляется должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, любым доступным способом с соблюдением обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

10. Уничтожение запрещенной к ввозу продукции фиксируется с использованием видеозаписи, фото- и киносъемки с указанием даты и времени их проведения.

11. Об уничтожении запрещенной к ввозу продукции составляется акт в двух экземплярах с приложением материалов, полученных в результате видеозаписи, фото- и киносъемки.

12. Акт об уничтожении подписывается присутствующими при уничтожении лицами, перечисленными в пункте 8 настоящего Порядка.

13. Один экземпляр акта об уничтожении остается у должностного лица Роспотребнадзора, второй – у лица, осуществляющего перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лица, которому на праве собственности или на ином законном основании принадлежит запрещенная к ввозу продукция, о чем производится соответствующая запись в акте об уничтожении с указанием способа его вручения.

При отсутствии возможности вручить акт об уничтожении лицу, осуществляющему перевозку, сопровождение либо хранение запрещенной к ввозу продукции, или лицу, которому на праве собственности или на ином законном основании принадлежит запрещенная к ввозу продукция, указанный акт направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

14. Во время проведения видеозаписи, фото- и киносъемки процесса уничтожения запрещенной к ввозу продукции, в обязательном порядке производится фиксация:

уполномоченных должностных лиц, которые должны сообщить свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, место, дату и время уничтожения запрещенной к ввозу продукции, наименование, количество (объем), причину изъятия и уничтожения запрещенной к ввозу продукции и способ ее уничтожения;

незаинтересованных лиц, привлеченных к участию в уничтожении, которые должны произнести свои фамилию, имя и отчество (при наличии);

акта об изъятии, товаросопроводительных документов, относящихся к запрещенной к ввозу продукции;

запрещенной к ввозу продукции, которая изъята, до начала ее уничтожения;

процесса уничтожения запрещенной к ввозу продукции.

Видеозапись, фото- и киносъемка должны содержать весь процесс уничтожения запрещенной к ввозу продукции от начала до его завершения с подписанием акта об уничтожении.

Приложения 2-6

Руководитель

А.Ю.Попова

ФТС России. Приказ от 08 декабря 2017 N 1943

В целях реализации пункта 7 Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 774 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 31, ст. 4702; N 33, ст. 4856; 2016, N 33, ст. 5201; N 50, ст. 7110; 2017, N 41, ст. 5977), приказываю:

1. Утвердить:

Порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов при изъятии и уничтожении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 “О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305 и от 30 июня 2017 г. N 293” (далее – запрещенная к ввозу продукция) (приложение N 1);

форму и порядок заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (приложение N 2);

форму журнала регистрации актов (протоколов) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (приложение N 3);

форму и порядок заполнения, учета и хранения актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (приложение N 4);

форму журнала регистрации актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (приложение N 5).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.И. Максимова.

Приложение

И.о. руководителя

генерал-полковник

таможенной службы

Р.В.ДАВЫДОВ

Статья 307 УК РФ. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

Новая редакция Ст. 307 УК РФ

1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо в ходе досудебного производства —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Свидетель, потерпевший, эксперт, специалист или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе досудебного производства или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

Комментарий к Статье 307 УК РФ

1. На основании ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ в коммент. статью внесены следующие изменения: а) дополнен перечень субъектов преступного посягательства новым лицом — специалистом; б) установлена УО эксперта не только при даче заведомо ложного заключения, но и в случае его ложного показания; в) примечание дополнено термином «специалист» и устанавливает возможность освобождения этого участника процесса при наличии к тому необходимых условий.

2. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие авторитет судебной власти, интересы правосудия в области расследования, рассмотрения и разрешения дел в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции). Факультативный объект может выражаться в причинении вреда чести, достоинству и свободе личности в случаях, когда заведомо ложная информация относится к конкретному лицу (ч. 1 коммент. статьи). Дополнительный объект (интересы личности) необходимо устанавливать во всех случаях при квалифицированном составе (ч. 2 коммент. статьи).

3. Качественная сторона сведений, передаваемых свидетелем, потерпевшим, экспертом, специалистом и переводчиком, характеризуется заведомой ложностью, т.е. несоответствием фактическим, действительным обстоятельствам. При квалифицированном составе (ч. 2 коммент. статьи) заведомо ложные сведения должны относиться к конкретному лицу с обвинением его в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 15 УК).

4. Адресатами получения ложных сведений могут быть только должностные лица и государственные органы, полномочные осуществлять производство по делу (судья, дознаватель, прокурор, следователь и т.п.). Не образуют состава преступления ложные показания в третейском и других общественных судах; показания, данные до возбуждения уголовного дела или лицу, не правомочному осуществлять допрос.

5. Общественная опасность преступления состоит в том, что ложные показания, заключения и переводы препятствуют осуществлению правосудия, способствуют безнаказанности преступников или, наоборот, приводят к наказанию невиновных.

6. Объективная сторона составов преступления (общественно опасное действие) выражается в заведомо: а) ложном показании свидетеля, потерпевшего; б) ложном заключении или показании эксперта; в) ложном показании специалиста; г) неправильном переводе.

7. Особое значение имеет временной фактор — указанные действия должны быть совершены в период судебного рассмотрения или производства предварительного расследования (дознания и предварительного следствия).

8. Место совершения данного преступления — место рассмотрения дела судом или место проведения дознания или предварительного следствия.

9. Заблаговременно, до начала дачи сведений (показаний, заключения, перевода), субъекту посягательства со стороны суда, дознавателя или следователя разъясняется обязанность дать правдивые сведения, он предупреждается об УО за дачу заведомо ложных сведений.

10. По конструкции коммент. составы преступления формальные. Преступление окончено (составами) в момент выполнения указанных в диспозиции статьи действий. Преступление считается совершенным в момент окончания дачи ложного показания, заключения или перевода и их фиксации в протоколе судебного заседания. Ложное показание, заключение эксперта или неправильный перевод, даваемые в письменной форме, окончены в момент подписания протокола допроса. Какие-либо общественно опасные последствия на квалификацию не влияют, выходят за рамки состава преступления, однако должны учитываться судом при назначении наказания.

11. Под дачей заведомо ложных показаний (свидетеля, потерпевшего и специалиста) понимается сообщение полностью или частично сведений, которые искажают действительные факты, имеющие значение для дела и допускаемые по закону в качестве доказательств. Ложные оценки фактов не образуют преступления.

12. Заведомо ложное заключение эксперта выражается в неправильных ответах на поставленные вопросы по обстоятельствам, имеющим значение для дела.

13. Неправильный перевод означает ложное изложение показаний или документов, имеющих доказательственное значение, которое может нанести вред интересам правосудия.

14. Процедура предупреждения об УО за дачу ложного показания, заключения или неправильного перевода не является обязательным признаком коммент. составов преступлений, однако ее отсутствие влечет признание доказательств недопустимыми в соответствующем производстве по УД, что исключает объективную сторону составов преступления.

15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется только прямым умыслом. Субъект отчетливо осознает разъясненную ему обязанность давать правдивые показания, заключение или перевод, однако, зная о заведомой ложности (несоответствии действительности) сообщаемых им сведений, желает их сообщить суду или органам предварительного расследования.

При квалифицированном составе виновный, кроме этого, осознает, что, давая заведомо ложные сведения, заключение или перевод, он обвиняет лицо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Осознанность включает в себя и факт передачи ложных сведений должностному лицу или государственному органу, полномочным вести производство по делу.

15.1. Термин «заведомо» использован законодателем для установления четкой убежденности субъекта посягательства в несоответствии действительности сообщаемых им сведений. Какое-либо добросовестное заблуждение, извинительная или неизвинительная ошибка исключают УО.

16. Субъект преступного посягательства имеет наряду с общими (вменяемость, физическая природа и достижение 16-летнего возраста) и специальные признаки: только свидетель, потерпевший, эксперт, специалист и переводчик, наделенные соответствующим процессуальным статусом как участники процесса.

17. Свидетели — лица, не причастные к совершению расследуемого или рассматриваемого преступления, не являющиеся потерпевшими или стороной в гражданском, арбитражном или административном процессе. Это лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу, если они допрошены органами предварительного расследования или судом.

17.1. Не подлежат УО в силу свидетельского иммунитета (статья 51 Конституции России) за дачу заведомо ложных показаний сами лица, совершившие преступления в качестве исполнителей, иных соучастников или причастные к преступлению в качестве укрывателей, попустителей. Это относится и к лицам, ранее осужденным, отбывшим наказания или освобожденным от УО по нереабилитирующим основаниям в случае их допроса по выделенным делам соучастников преступления.

17.2. В ч. 3 ст. 56 УПК указаны лица, не подлежащие допросу в качестве свидетелей.

18. О потерпевшем см. ч. 1 ст. 42 УПК.

19. Об эксперте см. ч. 1 ст. 57 УПК. При производстве экспертизы несколькими экспертами УО несет тот эксперт, который дал заведомо ложное заключение.

20. О специалисте см. ч. 1 ст. 58 УПК.

21. О переводчике см. ч. 1 ст. 59 УПК.

22. Примечание к коммент. статье предусматривает освобождение субъектов лжесвидетельства от УО при наличии следующих условий: а) добровольное заявление о ложности показаний, заключения или неправильности перевода, что является разновидностью явки с повинной; б) добровольное заявление должно быть сделано в органах предварительного расследования, проводящего дознание или следствие, или в суде, рассматривающем дело; в) добровольное заявление может иметь место только до вынесения приговора или решения суда.

23. Лицо, виновное в заведомо ложном доносе и продолжающее свое преступление в форме ложных показаний, не может быть субъектом лжесвидетельства в силу ст. 51 Конституции.

24. Не может квалифицироваться по ст. 307 самооговор. В УК РФ самооговор не признается преступлением.

25. Простое лжесвидетельство относится к категории преступлений небольшой тяжести, квалифицированное — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состоит в даче ложных показаний, ложного экспертного заключения, неправильном переводе. Ложность означает, что предоставляемое сообщение полностью или в части не соответствует действительности, неправильный перевод отличается по смыслу от исходного текста.

Деяние, образующее состав преступления налицо, когда виновный искажает, утаивает или придумывает сведения о фактах, имеющих значение по делу.

Недостоверная информация сообщается в процессе предварительного расследования или судебного заседания лицам, уполномоченным на ее получение (дознаватель, следователь, прокурор, судья).

Преступление окончено в момент приобщения к делу соответствующего процессуального документа (протокола допроса, заключения эксперта, перевода) либо во время оглашения ложных сведений (перевода) в суде.

2. Субъект преступления — специальный: свидетель, потерпевший, эксперт, специалист, переводчик.

3. Квалифицирующим признаком служит соединенность деяния с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В отличие от ч. 2 ст. 306 УК РФ в рассматриваемом случае ложное обвинение не инициирует, а поддерживает уголовное преследование в отношении потерпевшего. При оценке действий виновного по ч. 2 ст. 307 УК РФ дополнительная квалификация по ст. 306 УК РФ не требуется.

4. Специальным основанием освобождения от уголовной ответственности за анализируемое преступление является добровольное заявление свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста или переводчика о ложности данных ими показаний, заключения, неправильности перевода. Сообщение является добровольным, когда у виновного существует возможность выбора варианта поведения.