Структура федеральных судов общей юрисдикции

Содержание

Система и структура судов общей юрисдикции

Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации является ст.118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

История развития судебной власти в России показала нецелесообразность и невозможность слепого копирования зарубежного опыта в этой части государственного строительства. Особо тщательно приходится примерять «чужие одежды» судам общей юрисдикции как наиболее преобладающему подразделению судов. Они ближе всего стоят к населению и на них особенно влияют политические, экономические и правовые условия, в которых им приходится функционировать. Очень важно учесть исторические условия формирования системы судов общей юрисдикции, сложившиеся веками традиции, правовую культуру.

В Российской Федерации система судов общей юрисдикции построена с учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления.

С распадом СССР Россия стала самостоятельным независимым государством, которая могла теперь формировать свое федеративное устройство, исходя из внутренних обстоятельств, сложившихся внутрироссийских экономических, этнических, социальных и других связей. Конституция 1993 года, принятая путем всенародного референдума, закрепила состояние Российской Федерации из 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.

При закреплении в Конституции наличия в России судебной власти (глава VII) и построения ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти — защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение число звеньев судебной системы.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из шести звеньев:

  • — Верховный Суд РФ;
  • — Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;
  • — районные суды;
  • — военные суды;
  • — специализированные федеральные суды;
  • — мировые судьи.

В ныне действующей системе судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ с нижестоящими судами связан только процессуально правовыми отношениями. Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент, созданный на основе Федерального закона «О Судебном департамент при Верховном Суде Российской Федерации», вступивший в силу 14 января 1998 года.

Полномочия мировых судей определены Законом РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура ныне действующего Верховного Суда: пленум, президиум, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, кассационная палата.

Председатель Верховного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному в свою очередь на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.102,128 Конституции РФ и ст.13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Пленум Верховного суда действует в составе председателя, заместителей председателя и в него входят все судьи этого суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда входят председатель, заместитель председателя и несколько судей, а всего Президиум действует в составе 13 судей.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Они вправе также рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу.

Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей.

Решения, принятые Верховным судом РФ по первой инстанции могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и в надзорном порядке.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6 тысяч дел по первой инстанции и в кассационном порядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в порядке надзора. Кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. 1

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ.2 В настоящее время идет активная реализация судебной реформы, формируется законодательная база, вносятся существенные изменения в законодательство, поэтому Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции РФ Верховный Суд РФ 16 раз использовал свое право законодательной инициативы, которая была с предложениями о рассмотрении законодательной властью ряда проектов федеральных.

Описывая судебную систему РФ, мы исследуем ее по уровням, начав с Верховного Суда РФ, находящегося на высшей ступени судебной иерархической лестницы.

Третий уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов.

Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел. Они выступают в качестве второй инстанции при проверке дел по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов. Надо полагать, коль скоро для решений мировых судей не предусмотрено кассационного обжалования, то проверка решений, выносимых апелляционной инстанцией будет производиться судами третьего уровня в качестве третьей инстанции. Пересмотр судебных решений указанными судами производится в кассационном и надзорном порядке.

Кассационный пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам. Пересмотр дел в надзорном порядке производится Президиумом. В состав Президиума входят председатель суда, заместители председателя и ряд наиболее опытных судей. Президиум имеет нечетное количество членов в своем составе. В кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном порядке — вступившие в законную силу.

Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время объем работы районных судов можно определить через подсудность дел. Подсудность дел районным судам можно определить, исключив дела подсудности вышестоящим судам, а также мировым судьям и военным судам. Появление мировых судей и внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы федеральными законами от 7 августа 2000 года произвели наделение районных судов полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке.

Специфика апелляционного пересмотра состоит в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке он представляет возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения. Согласно дополнениям в процессуальное законодательство районный суд, либо утверждает тот приговор (решение), который вынес мировой судья, либо выносит новый.

В порядке реализации Концепции судебной реформы в декабре 1998 года принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статья 1 указанного закона говорит, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек. Количество судебных участков и соответственно число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов РФ, согласованной с Верховным Судом РФ и устанавливается федеральным законом (ст.4).

Поскольку мировые судьи являются судьями субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка назначения на должность федеральных судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем избрания представительным органом или населением.

Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25 летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, несовершение порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом федерации, но не более, чем на 5 лет. Повторно на ту же должность мировой судья также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом федерации, но не менее, чем на 5 лет.

В компетенцию мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих применения суровых наказаний. Мировые судьи будут рассматривать также все дела об административных правонарушениях.

Дела, которые предстоит рассматривать мировым судьям, несложны только с точки зрения профессиональных судей и квалифицированных юристов. Для населения же и для каждого конкретного гражданина все дела, разрешение которых входит в компетенцию мировых судей, будут ощущаться как важные, ибо за ними, кто бы из судей их не слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в судьбе. Это подтверждает даже краткое перечисление дел, отнесенных к компетенции мировых судей.

Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, это дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы: гражданские дела, связанные с выдачей судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда и некоторые другие категории дел.

Уже названные категории дел свидетельствуют о том, какую важную роль в жизни общества будет играть мировой судья, поэтому он должен быть доступен и понятен людям (миру), предполагается, что он будет доступным, поскольку ближе из всех судов находится к населению, чтобы скорее «гасить» конфликтную ситуацию, возникшую между отдельными членами общества и «умиротворять»людей, способствуя обретению или сохранению состояния социальной стабильности праведным решением (и поэтому судья — мировой).

Делопроизводство мирового судьи должно отличаться четкостью, простотой и понятностью для любого гражданина.

Предполагается, что аппарат мирового судьи, обеспечивающий его работу, будет немногочисленным: помощник мирового судьи, как занимающий должность государственного служащего категории «Б», должен иметь высшее юридическое образование, и секретарь как служащий государственной категории «В» должен иметь средне-специальное образование. 1

Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу — по месту дислокации войск и флотов.

Как органы правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных сил проявляются как поддержание законности и установленного порядка несения воинской службы.

Военные суды под таким названием стали действовать с 21 апреля 1992 года после упразднения военных трибуналов, дислоцированных на территории РСФСР. Они включены в судебную систему РФ. Новый закон «О военных судах Российской Федерации» был принят 20 мая 1999 года Госдумой и 9 июня одобрен Советом Федерации.

Военные суды не являются судами чрезвычайными, создание которых запрещено ч.3 ст.118 Конституции РФ.

Систему военных судов образуют: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и военная коллегия Верховного Суда РФ.

Всего в РФ имеется 9 окружных военных судов, 3 флотских военных суда и действующий на правах Военного суда округа военный суд Ракетных войск стратегического назначения.

Военные суды рассматривают:

  • — уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;
  • — дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
  • — гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Решения Военной коллегии могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке коллегиями Верховного Суда по гражданским и по уголовным делам, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. Если в 1993 году с такими жалобами в военные суды обратилось около 3 тысяч военнослужащих, то в 1998 году — свыше 42 тысяч. В военные суды обращаются все категории военнослужащих.

Изложенная тема с указанием различных особенностей отдельных судов предоставляет возможность дать определение судебной системы в Российской федерации: Авторы, исследующие проблемы судебной власти и судебной системы, дают разные определения последней.

Судебная система — это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти.

На взгляд автора, судебную систему Российской Федерации следует определять, учитывая, что независимая судебная власть, которую представляют суды, это одна из самых основных, даже ни с чем не сравнимых ценностей, необходимых каждому и всему нашему обществу в целом. Ценность еще не осознаваемая большинством населения из-за отсутствия разъяснения значения права, значимости полноценной независимой судебной власти.

Россия практически весь период своего исторического развития, рождаясь в неописуемых и до конца не описанных муках, выстрадала право иметь судебную власть. И вот в главе 7 Конституции России было обозначено и закреплено ее рождение.

Россия сейчас больше, чем другие страны, нуждается в постижении сути и смысла доктрины разделения властей и независимости суда. Крупная российская конституционная инициатива, возможно, является первой в истории нашей страны.

Независимая судебная власть должна иметь и органы реализующие ее функции, также независимые друг от друга внутри своей системы и это важно подчеркнуть. Не будет суд и судьи независимыми, если они будут оглядываться на то, как оценят их деятельность вышестоящие суды. Процессуальная связь между судами по конкретным делам — это обязательная, предусмотренная законом процедурность, обеспечивающая в конечном счете получение решения, характерной особенностью которого будет истинность, т.е. установление несомненного, непререкаемого положения, закрепленного в акте судебной власти. Да, разделение властей предполагает независимость и самостоятельность каждой ветви государственной власти друг от друга. Но судебная власть не сможет быть уравновешивающим началом, если она не будет действовать уверенно на основе внутреннего разумения, на основе высоконравственного профессионализма, скрепленного Законом. И каждый судья, каждый судебный орган должен вершить суд так, чтобы было ясно: он является законодателем по конкретному делу. Ведь решение суда — это закон по конкретному делу, спору, ситуации. Как показывает практика, более 95 % судебных актов (решений, приговоров, судебных приказов, постановлений) не обжалуются сторонами и участниками процесса. Это означает, что на каждом конкретном участке перед лицом населения судебная власть в подавляющем большинстве выносит непререкаемые решения. Мировой судья — являющийся первым звеном в судебной иерархии, тем более должен иметь, проявлять и демонстрировать свою независимость, что утверждает авторитет судебной власти. Подавляющее число населения России должно находить правду, и познать полноту справедливости не на верхней иерархической ступени судов, а внизу — на самой первой ее ступени.

Всякий суд, предусмотренный Конституцией РФ и действующий на основе Конституции, конституционных федеральных и федеральных законов, является государственным органом судебной власти и существляет ее от имени государства. Судебная власть проявляется также в обязательности исполнения судебных актов.

Судебная власть занимается правоприменительной деятельностью не только в форме правосудия. Реализуя предусмотренную Конституцией РФ функцию судебного контроля, судебная власть обладает реальной возможностью не применять юридические акты, которые носят не правовой характер и из правового явления (формы выражения права) превращаются в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.

С учетом изложенного, предлагается следующее определение судебной системы в Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации — это совокупность независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации и деятельности, применяющих одни и те же материальные законы и подчиняющиеся инстанционному согласованному законодательству.

Определение об отказе в возбуждении административного правонарушения

Статья 28. 1 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень причин, по которым возможно возбуждение административного производства. Но не всегда такие нарушения заканчиваются вынесением постановления о привлечении к ответственности нарушителя. Иногда, изучив доказательства, уполномоченное лицо приходит к выводу, что состава административного правонарушения в деянии гражданина не просматривается. В этом случае выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

Общее понятие административных нарушений

Данное определение юридически закреплено в Кодексе об Административных правонарушениях РФ. Статья 2.1 КоАП РФ относит к данному понятию виновные действия и бездействия физического или юридического лица, которые нарушают положения кодекса.

КоАП РФ

Выделяют две формы вины, признаваемые КоАП за правонарушения:

  • умышленное противоправное действие (виновник осознавал, что нарушает закон);
  • действие по неосторожности.

Обратите внимание! За эти нарушения граждан привлекают с 16 лет. В кодексе содержатся нормы, регулирующие правовое поведение личности в обществе. В отношении несовершеннолетних чаще применяют меры воздействия, административную ответственность к юным нарушителям на практике стараются не применять.

Также освобождаются от ответственности граждане и должностные лица, которые совершили мелкие и незначительные проступки. Уполномоченные органы в этом случае обходятся устным замечанием.

Воспитательная беседа с подростками

Помимо этого, в КоАП РФ закреплены обстоятельства, в связи с которыми не может быть начато административное дело; а если производство находится на стадии рассмотрения, то оно подлежит немедленному прекращению.

Отказ в возбуждении административного дела

Статья 24. 5 КоАП поясняет уполномоченным органам и гражданам, при наличии каких обстоятельств необходимо прекратить производство или вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Причины отказа:

  • Главное и бесспорное основание — это несовершенное нарушение. Только после установки фактического события нарушения закона можно вынести постановление о начале производства, об обязанности понести ответственность или отказать возбудить дело.
  • В действиях гражданина отсутствует состав правонарушения.
  • Лицо нарушило нормы в состоянии крайней необходимости. Согласно ст. 2.7 КоАП такое деяние не признается нарушением.
  • Подписание законодательного акта, который устраняет последствия ответственности.
  • Признание закона, на основании которого привлечено лицо, недействующим актом.
  • Истек срок давности — 2 месяца со дня проступка (если дело находится на рассмотрении судьи, срок увеличивается до 3 месяцев).
  • Наличие уже выписанного постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемому делу. Ст. 4.1 КоАП в пункте 5 говорит о том, что никто не может нести дважды ответственность по одному и тому же правонарушению.
  • Смерть лица, в отношении которого выписано постановление. Например, если в результате ДТП погибает и виновник аварии, то возбуждать административное или уголовное дело нет смысла, так как наказывать уже некого.
  • Прекращение деятельности юрлица по причине банкротства (только при наличии соответствующей записи в едином государственном реестре юрлиц, произведенной на основании решения арбитражного суда).
  • Другие обстоятельства, на основании которых правомерно отказывать в возбуждении производства.

Если незаконное происшествие совершенно военнослужащим, гражданином, который призван на военные сборы или имеет специальное звание, то после выяснения обстоятельств содеянного уполномоченный орган выносит определение о прекращении производства. Гражданин подлежит дисциплинарной ответственности по месту несения службы.

Если правонарушение, связанное с управлением транспортным средством, совершил несовершеннолетний, то производство будет возбуждаться, но после применения обеспечительных мер для пресечения дальнейших нарушений оно подлежит прекращению. Правонарушитель подвергается строгому предупреждению сотрудниками ГИБДД.

Вышеперечисленные обстоятельства и являются причиной отказа, которая указывается при вынесении мотивированного определения.
Для вынесения данного решения предусмотрен специальный бланк. Образец заполненного документа приведен ниже.

Воспитательная беседа с подростками

Документ оформляет должностное лицо, которое приняло решение об отказе начать производство. Определение содержит следующие сведения:

  • дата вынесения решения;
  • адрес места рассмотрения дела и вынесения определения;
  • Ф. И. О., должность лица, принявшего решение об отказе;
  • Ф. И. О., должность лица, передавшего сведения о правонарушении;
  • краткий обзор обстоятельств, установленных в ходе проверки, а также имеющихся сведений и материалов по заявлению, которые исключают начало производства;
  • основания для отказа в возбуждении со ссылкой на законодательную норму;
  • текст мотивированного решения;
  • подпись должностного лица, вынесшего определение;
  • подписи сторон, получивших копии оформленного бланка.

Важно! Наличие собственноручной или электронной подписи должностного лица — обязательное условие оформления юридических документов. Без нее определение недействительно.

Определение об отказе выносит должностное лицо, которое рассматривает дело. Если данный сотрудник отсутствует долгое время, например, по причине болезни, то руководство ведомства принимает решение о передаче дела другому должностному лицу, о чем также выносится определение.

Обжалование определения

Обжаловать определение имеет право несогласное или потерпевшее лицо, в отношении которого оно выписано, или законный представитель этого гражданина. Также жалобу могут подать органы, которые передали сведения о правонарушении.

Для административных дел, рассматриваемых в государственных ведомствах, жалоба на несогласие с отказом в возбуждении производства подается вышестоящему лицу или непосредственно руководителю ведомства. Если отказ вынес суд первой инстанции, то подавать апелляционное обжалование необходимо в этот же суд. В течение трех дней суд, вынесший обжалуемое определение, должен передать дело в вышестоящую судебную инстанцию.

Для обжалования решения законом установлен срок в 10 дней. Поэтому в случае несогласия нужно как можно скорее получить копию определения. Если последний 10 день выпадает на выходной, то он переносится на следующий рабочий день.

Важно! В случае пропуска срока обжалования при наличии уважительных причин (например, нахождение в стационаре медицинского учреждения) его можно восстановить по решению суда.

Рассмотрев заявление потерпевшей стороны и изучив материалы дела, суд принимает решение:

  • оставить решение суда первой инстанции или должностного лица без изменений;
  • изменить решение и удовлетворить жалобу потерпевшей стороны;
  • отменить решения и отправить дело на новое рассмотрение;
  • отменить решение и прекратить производство.

Если принято последнее решение, то гражданину не запрещено при этом подать жалобу в высшую судебную инстанцию.

Заседание суда

При несогласии с решением об отказе в возбуждении производства есть возможность восстановить справедливость через высшие органы руководства или суд. Если дело «замято», а права гражданина при этом ущемлены, то он может смело обращаться в высшие судебные инстанции и наказывать взяточников по всем статьям закона.

Конечно, практика последних лет показывает, что должностные лица могут неоднократно и безнаказанно нарушать административные нормы, но в этих случаях помогает внимание общественности, а честные и добросовестные сотрудники государственных ведомств всеми силами содействую пресечению «насмешек» над законом.

Рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется по нормам ГПК РФ и АПК РФ. Для уголовных и административных дел, применяются правила УК РФ и КоАП РФ, соответственно. Несмотря значительное сходство между порядком разбирательства в первой инстанции по указанным категориям дел, нужно учитывать и специальные особенности. О них расскажем в представленном материале.

Первая инстанция в гражданском процессе

Читайте: Как правильно подать апелляцию на решение суда? Что это такое?

Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются мировыми и районными (городскими) судами. Предметом таких дел являются споры между гражданами, а, в отдельных случаях, с участием юридических лиц, государственных и муниципальных ведомств. Разграничение компетенции мировых и районных судей происходит по правилам, регламентированным в ГПК РФ:

  • по имущественным спорам, подлежащим оценке, разграничение связано с суммой исковых требований – при цене иска до 50 тыс. руб., дело будет рассматривать мировой судья;
  • законом выделены и отдельные категории дел, которые вправе разбирать по первой инстанции мировые судьи – выдача судебных приказов, бракоразводные процессы (при отсутствии спора о детях), определение порядка пользования имущественными активами и т.д.;
  • дела, прямо не отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными (городскими) судами.

Ключевой особенность судопроизводства в первой инстанции является возможность оспаривания судебного акта до вступления его в законную силу. Это позволяет исправить судебную ошибку, представить новые доводы и доказательства, если ранее такая возможность отсутствовала.

Основанием для начала судебного процесса является подача иска. Закон не содержит ограничений для предъявления исковых заявлений, даже если истек срок давности. Однако при рассмотрении иска может предъявляться ходатайство о пропуске срока давности, что повлечет прекращение дела.

Разбирательство в судах первой инстанции по ГПК РФ происходит по следующим правилам:

  • в зависимости от обстоятельств спора, участниками процесса будут являться истец, ответчик, третьи лица, свидетели, специалисты, эксперты и т.д.;
  • для первой инстанции предусмотрено единоличное рассмотрение дел, тогда как в последующих инстанциях жалобу будет рассматривать коллегия судей (кроме случаев, когда подается апелляционная жалоба на решение мировых судей);
  • процесс проводится в открытом режиме, хотя закрытые заседания могут вестись по отдельным категориям дел (например, при усыновлении несовершеннолетних детей).

В первой инстанции происходит полное изучение всех обстоятельств спора, доводов и мнений сторон, представленных доказательств. В вышестоящих судебных ведомствах рассмотрение дел будет проходить уже в ограниченном режиме – по материалам дела с первой инстанции, без вызова свидетелей, без обязательной явки истца и ответчика.

Основными принципами судопроизводства являются открытость и гласность, равенство прав участников процесса. Итогом рассмотрения по первой инстанции может быть:

  • прекращение дела – при отказе от исковых требований, при пропуске срока давности, при нарушении правил подсудности и подведомственности;
  • оставление иска без рассмотрения и возвращение документов заявителю (например, если истец не оплатил пошлину);
  • вынесение положительного или отрицательного решения – полное или частичное удовлетворение иска, полный или частичный отказ.

Возможен и вариант прекращения дела, при котором стороны заключают мировое соглашение. В этом случае суд обязан проверить, соответствует ли соглашение требованиям закона, не нарушает ли оно права и интересы участников процесса. При выявлении таких фактов, мировое соглашение не утверждается судом, а дело будет рассматриваться по общим правилам.

Обжаловать судебный акт по первой инстанции можно в течение 30 дней. Этот срок исчисляется с момента изготовления акта в окончательной форме, что занимает обычное более 5 дней.

Акты мировых судей обжалуются по второй инстанции в районный суд. Если решение было вынесено по первой инстанции районным (городским) судом, подать жалобу нужно в областную или краевую судебную инстанцию.

Первая инстанция в арбитражном процессе

Арбитраж разбирает экономические споры, участниками которых могут являться предприниматели и юридические лица, налоговые органы, иные субъекты. При подаче иска нужно учитывать только правила территориальной подсудности, поскольку в АПК РФ отсутствует такое разграничение, как у мировых и районных судов. Судопроизводство в арбитраже первой инстанции осуществляется следующим образом:

  • исковые заявления подаются в арбитражные суды, которые функционируют в каждом субъекте РФ;
  • дела рассматриваются по месту нахождения ответчика, однако допускается и изменение этого правила – при договорной подсудности, при разбирательстве дела по месту нахождения имущества и т.д.;
  • до обращения в суд, истец должен направить копии всех документов ответчику и иным участникам процесса – это правило кардинальным образом отличается от гражданских процессов, где все документы направляются непосредственно в суд, а затем рассылаются участникам.

Поскольку арбитраж специализируется на рассмотрении экономических споров, ключевыми доказательствами в процессе будут документы (договоры, претензии, переписка между контрагентами и т.д.). Несмотря на соблюдение базовых принципов судопроизводства, вызов свидетелей осуществляется только в редких случаях.

Первая инстанция арбитража может разбирать дело в упрощенном или специальном режиме. При этом стороны должны сами заявить о желании разбирать спор не по упрощенным, а по стандартным правилам. В противном случае, суд рассмотрит дело даже без участия сторон и вынесет решение на основании поступивших доказательств.

Неявка в арбитраж не является основанием для отложения или прекращения дела. Подразумевается принцип добросовестности прав каждого участника процесса, при котором истец и ответчик сами решают, какими способами осуществлять свою защиту.

Более того, истец и ответчик несут риск несвоевременного уведомления о заседании, если представили недостоверные адресные данные или отказываются от получения извещений. Узнать о текущем состоянии дела и датах предстоящих заседаний можно через онлайн-картотеку арбитражных дел.

Первая инстанция арбитража заканчивает разбирательство следующими способами:

  • прекращение дела – при отказе от иска, при пропуске срока исковой давности и т.д.;
  • оставление иска без рассмотрения – при нарушении правил подсудности и подведомственности, при неоплате госпошлины и т.д.;
  • вынесение решения – о полном или частичном удовлетворении иска, либо об отказе в предъявленных требованиях.

Срок на подачу жалобы во вторую арбитражную инстанцию также составляет 30 дней. Однако считает он не с момента изготовления решения в окончательной форме, а с момента провозглашения акта.

Соответственно, даже если участник процесса не прибыл на заседание, срок на подачу жалобы все равно начнет течь, как только суд огласит резолютивную часть решения.

По второй инстанции жалобы будут рассматривать апелляционные арбитражные суды, которые сформированы сразу для нескольких субъектов РФ.

Подведомственность гражданских дел и отличия от подсудности

Подведомственность гражданских дел – это совокупность факторов, позволяющих определить организацию, в которую следует обращаться для разрешения споров и проблемных вопросов. Рассмотрим, что такое подведомственность, чем отличается от подсудности, какие бывают виды и как понять, куда подавать заявления и жалобы по разным категориям дел.

Что такое подведомственность?

Подведомственность в гражданском процессе – это понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата, и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров.

Простыми словами: подведомственность предполагает, что спор можно разрешить не только в суде, но и через другие учреждения. Однако есть исключительная подведомственность, когда конфликты разрешаются только в судах. Рассмотрим все виды более подробно.

Виды подведомственности в гражданских делах

В гражданском законодательстве подведомственность делится на несколько видов:

  • альтернативную;
  • исключительную;
  • условную;
  • императивную.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность подразумевает возможность обращения заинтересованного лица не только в суд, но и в другое учреждение для мирного урегулирования конфликта.

Право выбора остается исключительно за гражданином. Стороны могут заключить мирный договор или обратиться в Третейский суд, предварительно заключив соглашение.

Пример альтернативной подведомственности:

Супруги развелись, с женщиной остался ребенок. Она хотела обратиться в суд для взыскания алиментов с бывшего мужа, но тот предложил заключить соглашение, т.к. такая возможность предоставляется ст. 99 СК РФ. Стороны выбрали альтернативный вариант, и вместо суда обратились к нотариусу для заверения договора.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора сторонам не нужно соблюдать досудебный порядок урегулирования, и проблема решается только в суде – другие госорганы заниматься этим не вправе.

Примеры исключительной подведомственности:

  • признание недействительным договора купли-продажи недвижимости;
  • оспаривание незаконного увольнения с последующим восстановлением на рабочем месте;
  • признание авторства;
  • лишение родительских прав;
  • признание гражданина недееспособным или пропавшим безвестно, умершим.

Как видно из представленного выше, исключительная подведомственность подразумевает рассмотрение довольно серьезных проблем и вопросов, которые другие госорганы разрешить не смогут.

Условная подведомственность

Условная подведомственность означает, что перед обращением в суд граждане и организации должны соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта.

Такой порядок устанавливается для следующих видов споров:

  • индивидуальные трудовые споры;
  • взыскание обязательных платежей, недоимки;
  • расторжение договора банковского счета;
  • расторжение договора аренды, найма;
  • выплаты по договору ОСАГО;
  • споры по грузо-, ЖД-, авиаперевозкам, переводкам морским транспортом, и пр.;
  • разногласия по договорам поставки.

Пример условной подведомственности:

У гражданина открыт накопительный счет в банке. После снятия суммы он захотел его закрыть, для этого написал заявление и представил его в банковском отделении. Согласно условиям финансового учреждения, закрытие счета происходит в течение 30 дней после обращения клиентов. Однако по истечении указанного срока ответа не последовало, счет не закрыт.

Гражданин повторно обратился в банк за получением объяснений, но вразумительного ответа не последовало. Он отправил письменную претензию с требованием закрыть счет и дать письменный ответ в течение 30 дней. Требования не выполнены, и тогда мужчина подал заявление о выдаче судебного приказа. Документ был готов через 5 дней и направлен на адрес банка, договор расторгли в принудительном порядке.

Императивная подведомственность

Под императивной подведомственностью подразумевается обязательное объединение в одно дело нескольких требований, подлежащих рассмотрению в разных судах: например, в суде общей юрисдикции и арбитражном.

Важно! Если часть требований рассматривается районным, и еще одна часть – арбитражным судом, — разбирательство должно проходить в суде общей юрисдикции, если разделение невозможно (ст. 22 ГПК РФ).

Если требования разделяются, судья выносит определение об отказе в принятии иска, который должен рассматриваться арбитражным судом, и принимает требования, относящиеся к компетенции суда общей юрисдикции.

Кратко: понятие подведомственности актуально, если нужно определить, куда именно обращаться для решения проблемы.

Виды подсудности

Многие люди часто путают понятия «подведомственность» и «подсудность», в то время как между ними есть колоссальные отличия. Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.

Например, арбитражный суд не может рассматривать дела о взыскании алиментов, а районный – экономические споры юридических лиц.

Подсудность определяется гл. 3 ГПК РФ, где дела распределяются между разными судами:

  • мировыми;
  • районными;
  • военными или специализированными;
  • краевыми, областными, верховными судами республик;
  • верховным судом РФ.

Подсудность бывает родовой и территориальной, последняя делится на несколько подвидов. Рассмотрим все нюансы подробно.

Родовая подсудность

Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами:

  • характером дела, предметом спора;
  • исковыми требованиями.

С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ.

Здесь происходит разграничение компетенций судов: например, мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.

Территориальная подсудность

При территориальной подсудности гражданские дела, подсудные судам одного уровня, разграничиваются в пространстве (по территории).

Простыми словами: в данном случае подразумевается выбор конкретного суда для подачи заявления в зависимости от места жительства истца или ответчика.

По отдельным категориям дел истец может делать выбор самостоятельно, но есть споры, где применяется исключительная подсудность, определяемая ГПК РФ.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность устанавливается ст. 30 ГПК РФ.

По отдельным категориям дел иски могут подаваться только в конкретные суды в зависимости от установленной территории:

  • оспаривание, установление прав на земельные участки, недра, здания, строения, нежилые и жилые помещения, снятие ареста с имущества – по адресу расположения объектов;
  • взыскание кредитной задолженности кредиторами после смерти заемщиков при вступлении правопреемников в наследство – по месту открытия наследственного дела;
  • споры по договорам перевозки – по месту расположения компаний-перевозчиков;
  • защита интересов группы лиц, в том числе по потребительским спорам – по адресу проживания или регистрации ответчика.

Пример исключительной подсудности:

Мужчина при жизни взял кредит на сумму 2 000 000 руб., через несколько месяцев умер. Остаток задолженности составил 1 700 000 руб. По закону долги наследуются в пределах стоимости наследуемого имущества. Наследственное дело открыто в другом городе, поэтому представителям банка для взыскания денег с правопреемников придется ехать туда согласно правилам исключительной подсудности.

Альтернативная подсудность

Альтернативная подсудность регламентируется ст. 29 ГПК РФ и предоставляет истцам право обращаться в любые суды: как по своему месту жительства, так и по адресу проживания ответчика.

По каким делам истец может подать заявление в судебный орган по адресу своего проживания:

  • расторжение брака, если с истцом проживает ребенок или поездка в суд по адресу проживания ответчика затруднительна из-за плохого состояния здоровья;
  • определение отцовства, взыскание алиментов;
  • возмещение вреда жизни и здоровью по вине ответчика;
  • пенсионные, жилищные споры о правах;
  • возмещение морального вреда за нарушение закона о персональных данных;
  • восстановление трудовых прав.

Обратите внимание! В исковом заявлении истец обязан указать адрес проживания ответчика. Если он неизвестен, иск подается по последнему известному адресу или в суд по местонахождению его имущества.

Договорная подсудность

Согласно ст. 32 ГПК РФ, стороны по конкретному делу могут самостоятельно изменить территориальную подсудность по предварительной договоренности.

Это возможно только до принятия иска к производству. Исключение – родовая и исключительные подсудности: они определяются ГПК РФ, поэтому по согласованию меняться не могут.

Подсудность связанных дел

Здесь подразумевается возможность предъявления иска по месту жительства одного ответчика, если их несколько и все проживают в разных местах. При объединении требований истец вправе выбрать конкретный суд самостоятельно.

Пример подсудности связанных дел:

Группа людей из хулиганских побуждений повредила автомобиль гражданина. Он обратился в полицию, их привлекли к уголовной ответственности. Собственник машины решил взыскать компенсацию за причиненный имуществу вред. Для этого он подал в суд заявление по месту проживания одного из виновников, т.к. все зарегистрированы в разных субъектах РФ.

Кратко: в отличие от подведомственности, подсудность затрагивает исключительно суды. Понятие используется для определения компетенции судов по конкретным делам.

Подведомственность и подсудность: отличия

Эти два понятия отличаются по критериям:

Понятие Смысл Порядок определения Последствия нарушения
Подсудность Используется только по отношению к судам, разграничивает их компетенцию Определяется после уточнения подведомственности Если человек обратился не в тот суд, материалы дела передаются в соответствующий судебный орган
Подведомственность Применяется к судам, муниципальным и государственным учреждениям, иным организациям При возникновении проблемы гражданином определяется сначала подведомственность, т.е. госорган, куда следует обращаться При нарушении подведомственности делу по заявлению гражданина ход не дается

Как определить подведомственность?

Чтобы определить, куда обращаться, достаточно сделать несколько простых шагов:

  1. Определить характер проблемы. Например, споры с работодателями зачастую решаются через Государственную трудовую инспекцию, по ЖКХ – через Жилищную инспекцию.
  2. Посмотреть, есть ли основания для обращения в суд и обязателен ли досудебный порядок урегулирования.

Если основания для подачи иска есть, устанавливается предмет спора, а затем уточняется родовая подсудность. После этого нужно определиться с территориальной и узнать, куда направлять заявление – по месту жительства истца, ответчика, или расположению имущества.

Пример:

Мужчина работает в организации, за мелкое нарушение работодатель делает ему замечание с занесением в личное дело. Гражданин посчитал, что это негативно отразится на его карьере, и пожаловался в Государственную инспекцию по охране труда, т.к. с учетом правил подведомственности такие дела разрешает именно эта организация. Однако для отмены приказа мужчине пришлось обратиться в суд, т.к. инспекция нарушений со стороны руководителя не выявила.

Согласно правилам подсудности, дело рассматривалось районным судом по месту нахождения предприятия. Решение вынесено в пользу истца, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен.

Заключение Эксперта

Подведомственность гражданских дел делится на несколько категорий: альтернативную, условную, императивную, исключительную.

При определении суда, в котором будут проходить разбирательства, большое значение имеет подсудность – именно от нее зависит, куда истец будет обращаться.

Если у вас остались вопросы или вам требуется помощь в судебных разбирательствах, оставьте сообщение нашим юристам. Вам ответят в короткие сроки и сделают все для быстрого решения вашей проблемы с правовой точки зрения.

Задать вопрос

Ответы юриста на популярные вопросы

Хочу развестись с мужем, взыскать с него алименты на себя и ребенка. Куда мне обращаться?

Дело подлежит рассмотрению в мировом суде, если нет спора о ребенке. Заявление можно подать по своему адресу или месту регистрации ответчика – выбор предоставляется истцу.

Мы с мужем хотим развестись, но не можем согласовать, с кем останется общий сын. В какой суд подавать заявление?

Если нужно определение места жительства ребенка, иск подается в районный суд.

Мне нужно взыскать с магазина компенсацию вреда здоровью, причиненного мне при употреблении некачественных продуктов, купленных в нем. В какой суд обращаться?

Вы можете подать иск в районный суд по своему адресу или адресу ответчику – на ваш выбор.

Что делать, если я не знаю, где зарегистрирован ответчик?

В таком случае иск подается по последнему известному адресу регистрации ответчика, либо по месту расположения его имущества.

Хочу оспорить увольнение и восстановиться на рабочем месте. Куда мне обращаться?

Иски по таким делам подаются в районные суды по адресу регистрации организации-работодателя.