Стратегия национальной политики РФ

Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. 2. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; в) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять ежегодные доклады Президенту Российской Федерации. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере. 4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3010). 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 19 декабря 2012 года N 1666 ____________________ УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 С Т Р А Т Е Г И Я государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) I. Общие положения 1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 2. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее также — государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 4. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 4-1. Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию.(Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 4-2. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: а) государственная национальная политика Российской Федерации — система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве; б) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) — сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием; в) гражданское единство — основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества; г) общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) — осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества; д) межнациональные (межэтнические) отношения взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство; е) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) — потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка; ж) народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации — национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность; з) этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации — совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации. (Дополнена пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 5. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются: а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации; в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве; д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации; е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации; ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию. (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 6. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 7. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 8. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 9. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 10. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 — в качестве языка обучения, 81 — в качестве учебного предмета. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 11. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 11-1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру. (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 12. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 13. За период реализации настоящей Стратегии с 2012 по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84 процента. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 13-1. Важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по выработке и реализации государственной национальной политики, принятие законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. В рамках Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» учреждена номинация «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Проводится ежегодная Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант». В целях кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих государственную национальную политику Российской Федерации, был разработан и утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений». (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 13-2. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов. (Дополнена — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 14. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. К таким проблемам относятся: а) распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности; б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов; в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности; г) незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов; д) социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация; е) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации; ж) непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации; з) отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 15. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 16. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) III. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) 17. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: а) укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; б) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); в) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; г) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; д) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

Понятие воинского учета и бронирования в организации

Понятие воинского учета

Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  • потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
  • потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
  • документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
  • анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно — обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно — правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Понятие бронирования

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

На территории муниципального образования «Город Калуга» организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает Комиссия Городской Управы города Калуги по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Документы по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ в организациях

ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):

  1. Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе».
  2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
  3. Картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
  4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
  5. Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них.
  6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
  7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
  8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

БРОНИРОВАНИЕ ГПЗ

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно к этим документам разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время.

  1. Список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в ВС РФ (Форма № 2, приложение № 1).
  2. Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (Форма 6, приложение № 6).
  3. Список граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (Форма № 8, приложение № 8).
  4. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (Форма № 9, приложение № 9).
  5. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (Форма № 10).
  6. Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (Форма № 11, приложение № 10).
  7. Книга по учету бланков специального воинского учета (Форма № 13, приложение № 11).
  8. Карточка учета организации (Форма 18, приложение № 13).
  9. Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ, на период мобилизации и на военное время (Форма 19, приложение № 18).
  10. Приказ о порядке выдачи удостоверений форма № 4 на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам.
  11. План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
  12. План замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время

Руководители организаций обязаны выделить для работников военно-учетных подразделений специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов воинского учета и бронирования ГПЗ.

Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе

Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа:

  • федеральными органами государственной государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • военными комиссариатами с привлечением (по согласованию) территориальных и районных комиссий — во всех организациях.

Контроль осуществляется согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.

Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководителей организаций.

Перечень основных вопросов, рассматриваемых при контроле состояния работы по бронированию граждан, пребывающихв запасе, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях приведен в приложении № 17.

Отчетность о состоянии работы по бронированию

Организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности ежегодно представляют доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее — доклад).

  • в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в военные комиссариаты по месту нахождения (юридический адрес) организации.

Основными ежегодными отчетными документами к докладу о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, являются:

  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6 (приложение № 6);
  • сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме 19 (приложение № 18);
  • карточка учета организации (форма № 18) (приложение № 13).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, и о проделанной работе по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, в тех органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, за которые они представляются.

Организации, где ведется только воинский учет, представляют в качестве отчета карточку учета организаций (приложение № 13 ,форма18).

Мобилизационные органы и мобилизационные работники в организациях, выполняющие работу по бронированию:

  • ведут бронирование граждан, пребывающих в запасе;
  • направляют в вышестоящие органы по подчиненности ходатайства о предоставлении персональных отсрочек (приложение № 1, формы 2);
  • выдают удостоверения;

представляют:

  1. в военные комиссариаты документы для предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время;
  2. в городскую комиссию карточку учета организации (приложение № 13, форма 18) для регистрации и постановки на учет;
  3. в вышестоящие органы по подчиненности предложения о внесении изменений в Перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ;

совместно с кадровым органом организации:

  1. проводят анализ обеспеченности трудовыми ресурсами;
  2. представляют в городскую комиссию по бронированию ГПЗ необходимую информациию и отчетность о численности работающих и забронированных граждан, а также о состоянии работы по бронированию ГПЗ.

Чтобы исключить авральную работу, отчеты по воинскому учету и бронированию представлять до 1 декабря отчетного года.

Бланки отчетных документов доклада о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, Вы можете найти в подразделе «Формы отчетных документов».

Руководящие документы в области воинского учета и бронирования
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
  3. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  5. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
  6. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
  7. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
  8. Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденная постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования ГПЗ от 03.02.2015 № 664.
  9. Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.

Конституция Российской Федерации (РФ)

  • Раздел первый.
  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Статья 1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное…
  • Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью….
  • Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в…
  • Статья 4. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее…
  • Статья 5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей,…
  • Статья 6. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в…
  • Статья 7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого…
  • Статья 8. В Российской Федерации гарантируются единство экономического…
  • Статья 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в…
  • Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на…
  • Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют…
  • Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное…
  • Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое…
  • Статья 14. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не…
  • Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,…
  • Статья 16. Положения настоящей главы Конституции составляют основы…
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и…
  • Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно…
  • Статья 19. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует…
  • Статья 20. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее…
  • Статья 21. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может…
  • Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2….
  • Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и…
  • Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о…
  • Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище…
  • Статья 26. Каждый вправе определять и указывать свою национальную…
  • Статья 27. Каждый, кто законно находится на территории Российской…
  • Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,…
  • Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются…
  • Статья 30. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать…
  • Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без…
  • Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в…
  • Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а…
  • Статья 34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей…
  • Статья 35. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе…
  • Статья 36. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности…
  • Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими…
  • Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой…
  • Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в…
  • Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно…
  • Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь….
  • Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,…
  • Статья 43. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются…
  • Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного,…
  • Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в…
  • Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2….
  • Статья 47. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том…
  • Статья 48. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной…
  • Статья 49. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается…
  • Статья 50. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же…
  • Статья 51. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего…
  • Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью…
  • Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда,…
  • Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной…
  • Статья 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и…
  • Статья 56. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности…
  • Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы….
  • Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно…
  • Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина…
  • Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять…
  • Статья 61. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы…
  • Статья 62. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство…
  • Статья 63. Российская Федерация предоставляет политическое убежище…
  • Статья 64. Положения настоящей главы составляют основы правового статуса…
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Статья 65. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской…
  • Статья 66. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации…
  • Статья 67. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее…
  • Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее…
  • Статья 69. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных…
  • Статья 70. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их…
  • Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и…
  • Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской…
  • Статья 73. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий…
  • Статья 74. На территории Российской Федерации не допускается установление…
  • Статья 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль….
  • Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются…
  • Статья 77. Система органов государственной власти республик, краев,…
  • Статья 78. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих…
  • Статья 79. Российская Федерация может участвовать в межгосударственных…
  • Глава 4. Президент российской федерации
  • Статья 80. Президент Российской Федерации является главой государства. 2….
  • Статья 81. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет…
  • Статья 82. При вступлении в должность Президент Российской Федерации…
  • Статья 83. Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия…
  • Статья 84. Президент Российской Федерации: а) назначает выборы…
  • Статья 85. Президент Российской Федерации может использовать согласительные…
  • Статья 86. Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство…
  • Статья 87. Президент Российской Федерации является Верховным…
  • Статья 88. Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,…
  • Статья 89. Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства…
  • Статья 90. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. 2….
  • Статья 91. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
  • Статья 92. Президент Российской Федерации приступает к исполнению…
  • Статья 93. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности…
  • Глава 5. Федеральное собрание
  • Статья 94. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является…
  • Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и…
  • Статья 96. Государственная Дума избирается сроком на пять лет*(19). 2….
  • Статья 97. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин…
  • Статья 98. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают…
  • Статья 99. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. 2….
  • Статья 100. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. 2….
  • Статья 101. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета…
  • Статья 102. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения…
  • Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия…
  • Статья 104. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту…
  • Статья 105. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. 2….
  • Статья 106. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые…
  • Статья 107. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется…
  • Статья 108. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,…
  • Статья 109. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской…
  • Глава 6. Правительство российской федерации
  • Статья 110. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет…
  • Статья 111. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…
  • Статья 112. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее…
  • Статья 113. Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с…
  • Статья 114. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и…
  • Статья 115. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,…
  • Статья 116. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации…
  • Статья 117. Правительство Российской Федерации может подать в отставку,…
  • Глава 7. Судебная власть и прокуратура
  • Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только…
  • Статья 119. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25…
  • Статья 120. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской…
  • Статья 121. Судьи несменяемы. 2. Полномочия судьи могут быть прекращены или…
  • Статья 122. Судьи неприкосновенны. 2. Судья не может быть привлечен к…
  • Статья 123. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в…
  • Статья 124. Финансирование судов производится только из федерального бюджета…
  • Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 2….
  • Статья 126. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным…
  • Статья 127. Исключена
  • Статья 128. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного…
  • Статья 129. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры…
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Статья 130. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает…
  • Статья 131. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских…
  • Статья 132. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют…
  • Статья 133. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется…
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции
  • Статья 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции…
  • Статья 135. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не…
  • Статья 136. Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации…
  • Статья 137. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации,…
  • Раздел ВТОРОЙ.
  • Заключительные и переходные положения
  • *Примечания