Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть

Статья 156 ЖК РФ. Размер платы за жилое помещение

Новая редакция Ст. 156 ЖК РФ

1. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

5. Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

6. Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

8.1. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

9. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9.2. Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

10. Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 156 ЖК РФ

1. Статья посвящена детальному регулированию размера платы за жилое помещение. В ней определены условия установления и изменения каждой составной части структуры платы за жилое помещение для всех категорий плательщиков.

Часть 1 ст. 156 Кодекса вводит одно из основных условий для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Этот размер должен обеспечивать содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме см. ст. ст. 36 — 48 Кодекса и комментарии к ней; о расходах собственников помещений в многоквартирном доме см. комментарий к ст. 158 Кодекса.

2. В ч. 2 ст. 156 законодатель ставит размер платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения (включающей плату за услуги и работы по содержанию и ремонту жилого помещения, по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) в зависимость от общей площади жилого помещения в отдельных квартирах и в зависимость от площади комнат в отдельных комнатах в общежитиях.

Определение размера платы в зависимости от площади комнат в общежитиях в кодифицированном виде закреплено впервые.

Общая площадь жилого помещения определяется Кодексом (ч. 5 ст. 15) как сумма площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Таким образом, в общую площадь жилого помещения в качестве составных частей включаются площадь жилых комнат, кухни, внутриквартирного коридора, прихожей, санитарно-гигиенических помещений, а также площадь иных помещений вспомогательного использования.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 682 ГК РФ размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения (имеется в виду договор коммерческого найма). В случае если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.

3. Часть 3 комментируемой статьи относит к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга установление размера платы:

1) за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и

2) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (напомним, что выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).

Таким образом, ч. 3 ст. 156 дополняет перечень вопросов, отнесенных ст. 14 Кодекса к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Прежде данные отношения регулировались ст. 15 Основ, в соответствии с которой названные органы устанавливали цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.

При установлении размера платы названными в ч. 3 ст. 156 органами следует учитывать федеральные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья.

До утверждения местных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга на очередной год устанавливаются цены и тарифы и утверждаются производственные и инвестиционные программы организаций. Изменение этих цен и тарифов в течение года осуществляется с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах и бюджетах городов Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Часть 4 ст. 156 Кодекса устанавливает три условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда: качество жилого помещения, благоустройство жилого помещения, месторасположение жилого дома.

Возможность установления других условий определения размера платы для некоторых категорий граждан предусмотрена ч. 5 данной статьи.

Ранее Основы определяли, что размер платы за наем жилого помещения должен быть дифференцирован в зависимости от качества жилого помещения (ст. 15.1). Благоустройство жилого помещения и месторасположение жилого дома не рассматривались как необходимые критерии для определения размера платы за наем.

Изменение платы за наем является основным инструментом политики ценообразования с учетом качества и месторасположения жилья, поскольку только этот вид платежа может быть дифференцирован в зависимости от параметров благоустройства, качества жилого помещения и месторасположения жилого дома. Для определения соответствующих условиям конкретного населенного пункта размеров платы за пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов могут использоваться наиболее характерные для этого населенного пункта тип дома и его месторасположение, принятые за базисный уровень.

Следование обозначенному принципу должно содействовать изменению ситуации, когда худшее жилье оплачивается так же, как и жилье, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого существенно выше, а также значительно лучше содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищный комплекс, где находится жилой дом.

5. Комментируемая норма вводит еще одно условие (помимо установленных в ч. 4 ст. 156 Кодекса) определения размера платы за пользование жилым помещением.

Наниматель жилого помещения вправе рассчитывать на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, если его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из установленного размера нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и нормативов потребления коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Таким образом, размер платы за наем в совокупности с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения и размером платы за коммунальные услуги, чтобы не привести к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию, не должен превышать величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (см. подробно ст. 159 Кодекса и комментарий к ней).

ЖК 1983 г. и Основы не содержали прямого требования об установлении размера платы за наем, который не приводил бы к возникновению у нанимателя права на субсидию. Тем не менее ст. 15.2 Основ определяла, что сумма превышения максимально допустимых размеров расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна компенсироваться предоставлением гражданину субсидии в установленном ст. 15.4 Основ порядке.

Во втором предложении ч. 5 ст. 156 Кодекса имеются в виду категории граждан, не признанные в установленном Кодексом порядке малоимущими, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма (см. подробнее комментарий к ст. 49 Кодекса).

6. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Собственниками названных жилых помещений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, которые устанавливают порядок определения размера платы за такие помещения.

Специализированному жилищному фонду посвящены статьи раздела IV Жилищного кодекса России (см. о назначении и предоставлении жилых помещений: в домах системы социального обслуживания населения — ст. ст. 96, 107, в общежитиях — ст. ст. 94, 105, фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами — ст. ст. 97, 108 ЖК).

7. Часть 7 комментируемой статьи относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив, либо иной специализированный потребительский кооператив) определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком доме, тем самым конкретизируя перечень вопросов, входящих в компетенцию высшего органа управления многоквартирным домом. Данный перечень установлен ч. 2 ст. 44 ЖК (см. комментарий к указанной статье).

Статьи 45 — 48 Кодекса определяют порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия решений общим собранием (в том числе проводимым в форме заочного голосования), голосования на таком собрании (см. также комментарии к названным статьям).

Формулировка, в соответствии с которой определение размера платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме производится «с учетом предложений управляющей организации», сужает сферу отношений, урегулированных данной нормой. Следует полагать, что на случай, когда способом управления многоквартирным домом собственники помещений избрали непосредственное управление самими собственниками помещений, действие данной нормы не распространяется.

При непосредственном управлении собственники самостоятельно вправе решать вопросы технического обслуживания и эксплуатации своей собственности (о непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме см. ст. 164 Кодекса и комментарий к ней).

Таким образом, ч. 7 ст. 156 Кодекса регулирует отношения по поводу определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором:

отсутствуют товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, созданный для удовлетворения потребностей граждан в жилье;

собственниками помещений принято решение о выборе способа управления таким домом, при котором управление осуществляется управляющей организацией.

В ч. 7 ст. 156 Кодекса установлен минимальный срок, на который может быть введен соответствующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Данная норма корреспондирует с нормой ч. 5 ст. 162 Жилищного кодекса России, в соответствии с которой договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем на пять лет.

8. Порядок внесения обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, согласно ч. 5 ст. 155 Кодекса, устанавливается органами управления этих юридических лиц. Норма ч. 8 ст. 156 дополняет данное положение и относит к компетенции органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива также определение размера обязательных платежей и взносов на указанные цели.

Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья отнесено законом к компетенции общего собрания членов товарищества (ст. 145 Кодекса), контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов осуществляет правление товарищества (ст. 148 Кодекса).

Об органах управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива см. подробнее комментарий к ч. 5 ст. 155 Кодекса.

9. Положения ч. 9 ст. 156 Кодекса направлены на социальную защиту граждан, доходы которых не позволяют без серьезного ущерба для качества их жизни производить оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме. Прежде федеральное законодательство не предусматривало освобождение граждан, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Освобождение граждан, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, от платы за наем не снимает с них обязанности по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг (о структуре платы за содержание и ремонт жилого помещения см. ч. 1 ст. 154 Кодекса и комментарий к ней). Вместе с тем Кодексом, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации определяются социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими на эти цели затрат (см., например, ст. 160 Кодекса и комментарий к ней).

Напомним, что малоимущие граждане — это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Кодекса).

<3> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264; 2004. N 35. Ст. 3607.

О договоре социального найма см. раздел III Кодекса и комментарии к статьям указанного раздела.

10. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, является еще одной гарантией в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Норма ч. 10 ст. 156 Кодекса не является новой для российского жилищного законодательства. Утверждение методики перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества было отнесено к сфере деятельности Правительства РФ (см. ст. 15 Основ).

Качество и продолжительность (периодичность) названных услуг и работ учитываются при установлении цен и тарифов на услуги и работы по содержанию и ремонту жилого помещения. В связи с этим при нарушении сроков предоставления (исполнения) названных услуг (работ) или при оказании таких услуг (выполнения работ) ненадлежащего качества производится перерасчет размера подлежащей внесению платы в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

Система договорных отношений по предоставлению услуг жилищно-коммунального назначения предусматривает защиту прав потребителей путем:

включения в договор условий, гарантирующих возможность получения потребителем услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов, стандартов, санитарных правил и норм;

повышения ответственности исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.

Собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда при некачественном оказании услуг и выполнении работ вправе рассчитывать не только на изменение размера платы за жилое помещение, но также и размера платы за коммунальные услуги (см. комментарий к ч. 4 ст. 157 Кодекса).

Следует отметить, что предоставление гражданам по их запросам информации об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ входит в обязанности органов местного самоуправления и управляющих организаций.

Другой комментарий к Ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации

Необходимый объем услуг и работ, обеспечивающий надлежащее содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме, определен Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (РГ. N 214. 2003. (доп. выпуск)).

Правила и нормы позволяют обеспечить: сохранность жилищного фонда всех форм собственности; единую техническую политику в жилищной сфере, что гарантирует надлежащее содержание и ремонт жилых домов; выполнение установленных нормативов по содержанию и ремонту как собственниками жилищного фонда, так и организациями, обслуживающими жилищный фонд.

2. Следует отметить, что в комментируемой статье (наряду с прочими статьями — ст. 37, 42, 50 ЖК РФ) подтверждается правовое значение общей площади жилого помещения. В определенных ч. 2 данной статьи позициях основа расчета размера платы — общая площадь квартиры, комнаты (а не жилая, как это было ранее), в отдельных комнатах в общежитиях — площадь этих комнат.

В связи с положениями ч. 2 комментируемой статьи следует обратиться к ст. 682 ГК РФ. Согласно этой статье размер платы за жилое помещение по договору «коммерческого» найма устанавливается по соглашению сторон в договоре. Если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна его превышать. Таким образом, устанавливаемая в соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за жилое помещение по договору найма может рассматриваться в качестве предельной.

3. Комментируемая статья предусматривает требования к установлению платежей в зависимости от способа управления многоквартирным домом, а также определяет, кем устанавливаются платежи. Это:

орган местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге — орган государственной власти) для нанимателей жилого помещения и для собственников, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом (ч. 3);

общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, где не созданы товарищество собственников жилья, жилищный или иной потребительский кооператив (ч. 7);

органы управления товарищества собственников жилья либо органы управления кооператива (где таковые созданы) в соответствии с их уставами (ч. 8).

Часть 6 ст. 156 касается жилья специализированного жилищного фонда — общежитий, жилых помещений для беженцев и вынужденных переселенцев, домов системы социального обслуживания. Размер оплаты этих помещений устанавливают их собственники.

4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (учитываются: этажность, степень износа дома, степень благоустройства (лифт, инженерные системы), удаленность от центра, транспортная доступность и проч.).

Малоимущие граждане, проживающие по договору социального найма, от внесения платы за наем освобождаются.

Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, которые согласно ч. 3 ст. 49 ЖК устанавливают порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, могут быть установлены иные (по сравнению с ч. 4 и 5 ст. 156) условия определения размера платы за наем.

Установление размера платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилья права на субсидию (ч. 5).

5. Часть 10 комментируемой статьи предоставляет Правительству РФ право устанавливать порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами сверх установленной продолжительности (см. также ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

1. В комментируемой статье сформулировано определение договора коммерческой концессии — сравнительно нового для российского законодательства гражданско-правового института, заимствованного из договорного права Запада (там данный вид обязательств известен как франчайзинг).

Экономической целью данного договора является оптимизация развития бизнеса правообладателя, а также снижение предпринимательского риска пользователя. Что касается юридической цели, то по договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить контрагенту (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав. Законодатель приводит примерный перечень этих прав в тексте статьи:

— право на товарный знак, знак обслуживания;

— права на другие объекты исключительных прав, в частности, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Товарным знаком согласно ст. 1477 ГК РФ признается зарегистрированное в установленном порядке графическое, буквенное или комбинированное обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которое включено в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. При этом ст. 1510 ГК РФ допускает регистрацию коллективного товарного знака, обозначающего объединение юридических лиц и предназначенного для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих единственными качественными или иными общими характеристиками.

Под знаком обслуживания согласно ст. 1477 ГК РФ понимается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Под коммерческим обозначением понимается средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий как имущественных комплексов (ст. 1538 ГК РФ). При этом не следует путать коммерческое обозначение с фирменным наименованием правообладателя. Коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Секрет производства (ноу-хау) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).

Как предусмотрено ст. 1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Коммерческая концессия представляет собой один из таких способов. По данному договору могут быть переданы также права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.п.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, по договору коммерческой концессии передается комплекс прав, а также возможность использовать деловую репутацию правообладателя и его коммерческий опыт. В связи с этим законодатель предусматривает, что договором должен быть определен минимальный или (и) максимальный объем такого использования с указанием или без указания территории использования. Следует обратить внимание на то, что правило о территории использования имеет диспозитивный характер, в то время как необходимость оговаривать в тексте договора объем использования прав сформулирована императивно.

Сфера предпринимательской деятельности, в которой будет осуществляться использование исключительных прав и иных переданных по договору объектов, может быть указана в договоре, если это имеет значение для сторон.

Относительно деловой репутации следует заметить, что, будучи отнесена законом к числу личных неимущественных благ, она является неотчуждаемой и не может быть самостоятельным предметом договора коммерческой концессии.

3. Поскольку коммерческая концессия имеет место только в предпринимательской деятельности, следовательно, сторонами договора могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законом порядке (п. 3 комментируемой статьи).

Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (ст. 50 ГК РФ). К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

4. Как установлено в п. 4 комментируемой статьи, к договору коммерческой концессии применимы положения ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит существу договора коммерческой концессии. Это означает, например, необходимость наличия в договоре коммерческой концессии указания на способы использования прав на охраняемые объекты, недопустимость включения условий об использовании объектов на исключительных условиях, если такие способы использования уже были предметом аналогичных лицензионных договоров.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— ФЗ от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 29.12.2009 N 186;

— Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 321;

+Читать далее…

— письмо Федеральной налоговой службы от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@;

— письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 06.05.2013 N 03-03-06/1/15655;

— письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 04.09.2008 N 03-03-06/1/509.

6. Судебная практика:

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2014 N Ф03-665/2014 по делу N А51-11068/2012;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 N 08АП-447/2014 по делу N А75-8205/2013;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 09АП-36786/2013 по делу N А40-79104/12-139-753;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 N 18АП-10589/2013 по делу N А76-9921/2013.

В чем разница между оспоримыми и ничтожными сделками

Недействительность сделок по ГК РФ — это…

Отличие недействительной сделки от ничтожной в гражданском праве

Ничтожность сделки: признаки, понятие и виды

Признание сделки ничтожной: какие последствия ничтожности сделки устанавливает ГК РФ

Чем отличается оспоримая сделка от ничтожной (основные различия)

Ничтожность сделки поглощает оспоримость: пример

Недействительность сделок по ГК РФ — это…

Недействительные сделки согласно положениям Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) не отвечают предписаниям законодательства и, как следствие, не порождают никаких правовых итогов, помимо тех, которые имеют связь с их недействительностью, например реституции, возмещения убытков и т. д. (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

Они дифференцируются на 2 категории:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • ничтожные, т. е. являющиеся недействительными вне зависимости от квалификации их как таковых в судебном порядке;
  • оспоримые, противоправность которых подлежит доказыванию в судебном порядке.

Иск о недействительности сделки и требование о применении соответствующих последствий этого, представленные стороной, ведущей себя недобросовестно, не будут удовлетворены полностью или в части (п. 70 постановления пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25, далее — ППВС № 25).

Например, когда обстоятельства, на которые делает ссылку требующая квалифицировать сделку как недействительную сторона, были известны ей еще при заключении договора (постановление 17-го ААС от 07.09.2016 по делу № А60-1906/2016) и т. д.

Отличие недействительной сделки от ничтожной в гражданском праве

Разница между ничтожной и недействительной сделкой состоит в том, что второе понятие гораздо шире первого: всякая ничтожная сделка недействительна (ст. 167 ГК РФ), в то время как не всякая недействительная сделка является ничтожной, т. е. изначально противоправной.

Важность разграничения оспоримых и ничтожных сделок прежде всего связана с возможностью применения тех или иных юридических последствий, необходимостью заинтересованной стороне представлять определенные доказательства, позволяющие сделать заключение, что такая сделка недействительна (см. постановление АС Московского окр. от 16.09.2015 по делу № А40-186017/2014).

Кроме того, срок исковой давности для представления названных требований и назначения соответствующих итоговых мер для ничтожной и оспоримой сделки ГК РФ установлен разный (ст. 181): 3 и 1 год соответственно.

Подробнее о сроках исковой давности по недействительным (ничтожным) сделкам читайте в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Ничтожность сделки: признаки, понятие и виды

Основополагающим признаком ничтожной сделки ГК РФ называет ее несоответствие закону. Вместе с тем такая сделка одновременно должна нарушать интересы третьих лиц, в противном случае ее относят к оспоримым (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Можно выделить следующие виды ничтожных сделок в зависимости от специальных признаков, регламентированных законом:

  • По виду регулируемых правоотношений — являющиеся таковыми в силу прямого указания в законе. Например, кредитный договор, форма заключения которого не соблюдена, и т. д. (см. п. 73 ППВС № 25).
  • По отношению к публичным интересам — заведомо противоречащие интересам правопорядка и нравственности (п. 74 ППВС № 25).
  • По конструкции — мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ). Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей Что такое притворная сделка по ГК РФ — примеры?.
  • По субъектному составу — осуществленные лицами, чья недееспособность по причине заболеваний психического характера установлена судебным органом (ст. 171 ГК РФ), или малолетними лицами (ст. 172 ГК РФ).
  • По характеристике объекта сделки — произведенные в отношении имущества, распоряжение которым находится под запретом или ограничением (ст. 174.1 ГК РФ).

Признание сделки ничтожной: какие последствия ничтожности сделки устанавливает ГК РФ

Основные итоги квалификации сделки как ничтожной описаны в ст. 167 ГК РФ. Так, к ним относится прежде всего реституция, т. е. возвращение положения сторон, существовавшего до заключения ими не соответствующей закону сделки.

Взаимные предоставления по такой сделке, которые были осуществлены обеими сторонами, по умолчанию считаются равнозначными, если не установлено другое (п. 80 ППВС № 25).

Также суд может обязать соответствующую сторону возместить убытки (например, абз. 3 п. 6 ст. 178 ГК РФ) или реальный ущерб (например, п. 1 ст. 171 ГК РФ), причиненные другой стороне.

Надо отметить, что судебный орган может применять последствия ничтожности сделки по собственной инициативе в 2 случаях:

  • когда без этого не обойтись для произведения защиты публичных интересов;
  • когда на необходимость этого прямо указывается законодательством.

Последствия оспоримой сделки определяются уже исходя из того, была ли такая сделка или ее часть признана недействительной.

Чем отличается оспоримая сделка от ничтожной (основные различия)

Ничтожная сделка по своей правовой природе изначально, с самого момента совершения, является противоправной. Несоответствие же нормам законодательства оспоримой должно быть доказано в судебном органе. Говоря простым языком, против ничтожной сделки аргументов быть не может (конечно, если доказано, что она именно ничтожная), а вот при установлении недействительности сделки, относимой к оспоримым, суд оценивает фактические обстоятельства дела и с их учетом устанавливает, можно ли считать сделку недействительной.

Сделка, исполненная с нарушением требований закона или иного правового акта, по общему принципу считается оспоримой (абз. 1 п. 73 ППВС № 25). Из числа спорных сделок следует сразу исключить те, которые признаются ничтожными (в силу прямого указания в законе или при наличии признаков, закрепленных в п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Важным признаком оспоримых сделок является указание в законе на необходимость направления иска одной из сторон о признании сделки недействительной (например, решение АС Московской области от 11.04.2014 по делу № А41-13915/13, решение АС Пермского края от 01.06.2016 по делу № А50-5861/16). Хотя нужно учитывать и то, что не все ничтожные сделки можно распознать с первого взгляда и без судебных разбирательств.

Ничтожность сделки поглощает оспоримость: пример

Случаются ситуации, когда сделка отвечает признакам оспоримых и ничтожных сделок одновременно. В таких случаях считается, что признаки ничтожности сделки поглощают собой признаки оспоримости ее же. Проще говоря, такая сделка является ничтожной.

Это связывается с тем, что в силу существенного нарушения норм действующего законодательства при ее совершении она является недействительной без признания ее таковой судом, вне зависимости от сопутствующих обстоятельств ее совершения.

Например, суд признал сделки купли-продажи имущества, заключенные между ООО и физлицом, ничтожными, хотя они одновременно носили признаки как оспоримых (произведены без надлежащего одобрения со стороны органов управления ООО), так и ничтожных (притворные). См. об этом постановление 15-го ААС от 05.05.2015 по делу № А53-24601/2012.

***

Таким образом, разница в недействительных и ничтожных сделках состоит в том, что первое понятие шире и включает второе (т. е. всякая ничтожная сделка будет недействительной, но недействительной может быть и оспоримая сделка). Оспоримая и ничтожная сделка — разница в этом случае заключается в том, что первая будет считаться недействительной, только если таковой ее признает суд, вторая же недействительна изначально и не требует, чтобы суд установил данный факт.

Нормы права. Тест 2

Проверь себя, пройди другие тесты онлайн
  • Познание. III вариант. 10 — 11 классы По заданию учителя химии ученица К. выполняла домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволи…
  • Информационное право. Тест 1 Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в … Коллегиальным органом, координирующим деятельность органо…
  • Гражданское право. Тест 2 В состав финансовой системы РФ не входит… Признание гражданина недееспособным производится… Дееспособность юридического …
  • Правописание корней. Тест 2. 11 класс В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
  • Информационное право. Тест 2 Под неправомерным доступом к информации в законодательстве понимают… В соответствии с Законом «О безопасности» основными…
  • Авторское право. Тест 1 Авторское право не распространяется на… Распространяется ли авторское право на необнародованные произведения?
  • Правовые отношения. Тест 1 Предприниматель отвечает перед кредиторами… Признак имущественной обособленности юридического лица означает, что…
  • Формы права. Тест 2 Гражданами РФ могут быть лица… Одной из обязанностей гражданина РФ является… В РФ ограничение прав человека и гражданина…
  • Правовые отношения. Тест 5 В триаду правомочий собственника не включаются… По генеральной доверенности к поверенному… Земельный участок может быть …
  • Основы экологического права. Тест 5 Роль права природопользования состоит в том, что посредством его… __________ рассматривают требования об ограничении, пр…
  • Судебное право. Тест 3 При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение де…
  • Физическая культура. Тест 11. 11 класс Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке: