Статья 61 2 закона о банкротстве

Юридические связи и отношения в правовой системе общества: понятия и соотношение

В отечественной и зарубежной науке одни авторы отождествляют понятия «отношение» («общественное отношение», «правовое отношение») и «связь» («социальная связь», «юридическая связь»); другие полагают, что первое («отношение» и т.п.) понятие является более широким по объему, чем второе; некоторые ученые считают, что к «общественным отношениям» можно относить лишь те связи, которые возникают в процессе и результате деятельности людей (см., например, ).

Не вдаваясь в суть дискуссии по данному вопросу, хотелось бы обратить внимание на то, что при рассмотрении места и роли юридических связей и отношений в ЮП и ПСО, на наш взгляд, достаточно четко можно увидеть разницу между понятиями «юридическая связь» и «правовое отношение». Правоотношение (далее – ПО) всегда выступает в виде юридической связи (связей), но не всякая юридическая связь является ПО. Рассмотрим этот аспект проблемы несколько подробнее.

Юридические связи, по нашему мнению, представляют собой определенные зависимости, обусловливающие взаимное существование и функционирование относительно самостоятельных, разделенных во времени и пространстве правовых явлений. Данное положение ни в коей мере не противоречит философскому и социологическому истолкованию термина «связь» и «социальная связь» (см. ).

ПСО, как известно, тесно связана и взаимодействует с экономической и политической системами общества, его социальной и духовной средой. Это, во-первых. Во-вторых, для самой ПСО характерны не только внешние, но и внутренние (необходимые и случайные, существенные и несущественные, горизонтальные и вертикальные, прямые и обратные, жесткие и т.п.) связи, которые раскрывают взаимодействие права и правосознания, права и ЮП, правосознания и ЮП, ЮП и ПО, правосознания и ПО, а также других элементов ПСО. В-третьих, каждый компонент ПСО (право, ЮП, правосознание и т.п.) необходимо рассматривать в качестве относительно самостоятельной подсистемы, которой присущи свой состав элементов и способы взаимодействия, связи их (элементов) между собой. Например, для системы позитивного правалюбого общества характерны связи между: его содержанием и формой; нормами права и нестандартными нормативно-правовыми предписаниями (легальными дефинициями, юридическими рисунками и т.п.); гипотезой, диспозицией и санкцией нормы права; разными видами норм права (регулятивными и охранительными, императивными и т.п.); институтами, отраслями и другими общностями права (см. п. 10.2.4).

В правовом сознании существуют связи между юридической психологией и идеологией, правовыми чувствами и эмоциями, восприятиями и представлениями, мотивами и установками, целями и волей, вниманием и знанием, интересами и т.д. (см. ).

В каждой разновидности ЮП (правотворческой, судебной и др.) имеются юридические связи между: субъектами и участниками, действиями и операциями, средствами и способами их осуществления, процессуальными и документальными формами, задачами и функциями и т.д.

ПО, являясь важнейшей частью ЮП и ПСО, также можно рассматривать в качестве определенной подсистемы, где существуют соответствующие элементы (объекты, участники с их интересами, правомочиями и т.п.), внутренние и внешние связи между этими элементами и иными явлениями. Однако сущность любого ПО выражается в том, что это юридическая связь прежде всего между людьми, их коллективами и организациями, специфическая форма социально-правового взаимодействия (коммуникации) управомоченных и обязанных субъектов права. Еще римские юристы регулируемые общественные отношения обозначали термином «juris vinculum», что означало юридические узы, связи.

Многие выдающиеся дореволюционные юристы также указывали, что ПО – это прежде всего юридическая связь между его субъектами. Например, Л. Петражицкий писал: «Те отношения между двумя сторонами или связи между ними, которые состоят в лежащих на одних и закрепленных за другими долгах, мы будем называть правоотношениями или правовыми связями…» .

Известный советский юрист Н.Г. Александров отмечал, что «специфика правоотношения … проявляется в особой форме связи его участников» .

Без субъектов и участников ЮП, их взаимодействия между собой, нет и не может быть ПО. Мы согласны с Ю.И. Гревцовым в том, что отечественная юридическая наука весьма усложнила и запутала представление о ПО, сделала понятие о нем абстрактным, поскольку оно отрывалось от интересов и устремлений участников этих отношений – живых людей. «Место и роль последних в самом возникновении правовых отношений подменялись то материальными отношениями, то нормой права, то юридическими фактами. Само же правовое отношение оставалось и, увы, продолжает оставаться во многом непонятным и необъясненным. Особенно обойдена вниманием роль субъектов таких отношений в самом возникновении правового отношения и его надлежащем осуществлении…» .

Какими же признаками обладают ПО? Каковы их место и роль в ЮП и ПСО, основные внутренние и внешние связи? Ответы на эти и другие вопросы имеют не только чисто теоретическое, но и большое практически-прикладное значение.

Не имея возможности достаточно подробно исследовать все вопросы этой актуальной проблемы, рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, и спорные положения. Прежде всего кратко остановимся на основных признаках,которые раскрывают природу ПО.

1. ПО является разновидностью общественных отношений (см., например, ). В литературе данный тезис вызывает возражение со стороны ряда авторов. Так, Р.О. Халфина пишет, что «при таком подходе формы реального отношения отделяются от его содержания и превращаются в самостоятельные отношения. Но тогда, – по ее мнению, – теряется важнейший момент непосредственной связи прав и обязанностей с реальным поведением участников» . Ю.Г. Ткаченко считает, что вообще «не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лишь правовой способ регулирования общественных отношений» .

Опасения Р.О. Халфиной нам кажутся напрасными, а вывод Ю.Г. Ткаченко недостаточно аргументированным и обоснованным. Рассматривая ПО как особый вид общественных отношений, мы лишь акцентируем внимание, с одной стороны, на те общие свойства, закономерности развития, существования и функционирования, которые присущи многообразным связям субъектов права в процессе их экономической, политической, социальной, духовной, трудовой, семейной и т.п. жизнедеятельности, а с другой – раскрываем специфическую природу ПО, их взаимодей­ствие с иными общественными отношениями, показываем место и роль ПО в конкретных разновидностях ЮП и ПСО в целом.

Нормативный признак считается одним из существенных, и, как правило, многие ученые берут его за основу при определении ПО. Однако в литературе существует и другая точка зрения, высказанная Е.Б. Пашуканисом, С.Ф. Кечекьяном, А.П. Дудиным, Ю.И. Гревцовым и иными авторами, которые полагают, что возникновение ПО как на ранних стадиях развития ПСО, так и в современных условиях не всегда связано с нормами права (см., например, ).

Действительно, даже в романо-германской правовой семье, не говоря уже о ЮП в международной, англосаксонской и иных правовых системах, ПО могут возникать и на основе принципов права, судебных и иных индивидуальных решений (см. ст. 6, 8 ГК РФ, 5 СК РФ).

Таким образом, к правовым относятся такие общественные отношения, которые могут быть опосредованы нормами и принципами права, правоприменительными актами, договорами и иными индивидуальными юридическими актами.

3. Как мы уже отмечали, ПО – это социально-правовая связь между людьми. Мы согласны с Г.Ф. Шершеневичем в том, что «юридическими можно называть только отношения человека к человеку. Следовательно, – продолжает он, – приходится признать неправильным мнение тех, которые готовы признавать юридическими отношениями отношение человека к вещи, как, например, в праве собственности, отношение человека к объективному праву, отношение человека к субъективному праву, как, например, при закладе прав требования, отношения вещи к вещи, как, например, главной вещи к принадлежности» .

Государство, государственные и негосударственные учреждения, другие организации, выступающие в качестве субъектов ПО, всегда представляют конкретные люди (должностные лица, их представители и т.п.).

4. Правоотношение, по мнению подавляющего большинства авторов, – это конкретная, индивидуализированная юридическая связь между персонально определенными (Иванов, ООО «Бис» и т.п.) субъектами права. Данный признак является одним из принципиально существенных признаков ПО, отличающий его от других видов общественных отношений.

Однако в литературе рядом авторов (С.С. Алексеевым, Н.И. Матузовым, В.С. Основиным, А.В. Поляковым и др.) выдвинута идея о существовании так называемых «общих» («общерегулятивных», «общеохранительных» и т.п.) ПО (см., например, ). Общие ПО означают «всеобщие связи каждого со всеми и всех с каждым», – отмечает Н.И. Матузов . Таковыми, по его мнению, являются «отношения типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель. Сюда же можно отнести все формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти, реализацию ими своих функций, статуса, полномочий, работу систем издержек и противовесов или, скажем, отношения, связанные с соблюдением членами общества законов, правопорядка, уголовных, административных и иных запретов, конституционных норм, прав человека. «Все эти отношения, – делает вывод Н.И. Матузов, – выступают как правовые, поскольку регулируются правом, возникают на основе соответствующих юридических установлений» .

Действительно, какой смысл в конструировании ПО, где конкретно не определены участники, их субъективные права и обязанности, объекты, юридические факты, не установлена четкая юридическая зависимость между целями и интересами сторон и наступившим результатом. Главный недостаток конструкции общерегулятивных ПО, по мнению Ю.И. Гревцова, состоит в том, что «такая интерпретация правового отношения может дезориентировать исследователя в понимании назначения и роли в механизме осуществления права его основного звена – субъектов общественных правовых отношений, особенно правоприменяющей стороны» .

Как верно замечает Ю.Г. Ткаченко, в общих правоотношениях мы не видим ни совместной деятельности, ни обмена деятельностью, ни взаимной информации, ни конкретизации и индивидуализации правовых норм (см. ).

К этим и иным соображениям против выделения общих ПО нужно добавить следующие. Авторы, разрабатывающие концепцию общих ПО, отождествляют, на наш взгляд, во-первых, любые юридические связи, существующие в ПСО, с ПО; во-вторых, не учитывают тот важнейший момент, что ПО является элементом (частью, формой и т.п.) той или иной ЮП (правотворческой, судебной и т.п.), где персонально определенные субъекты и участники в конкретной социально-правовой ситуации должны быть связаны друг с другом четкими, индивидуализированными правами и обязанностями. Как верно отмечал К. Маркс, «уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу» . М. Вебер считал, что в основе «социального отношения» лежит «взаимная соотнесенность поведения сторон» .

В-третьих, ученые, выделяющие общие ПО, в большинстве своем либо отождествляют абстрактные права и обязанности, закрепленные в конституциях и других источниках позитивного права, с субъективными правами и обязанностями, либо полагают, что конкретно определенные субъективные права и обязанности могут возникать прямо из закона и других форм права. Следует иметь в виду, однако, что субъективные права и обязанности возникают на основе конкретных юридических фактов (составов) и в силу этого являются средством конкретизации и индивидуализации общих (абстрактных) конституционных и иных прав и обязанностей. Так, в соответствии с п. 5 ст. 32 Конституции РФ российские граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это ни в коей мере не означает, что все граждане находятся в каких-либо ПО с государством, конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции и т.д.

В-четвертых, некоторые авторы, видимо, полагают, что все юридические предписания (нормативные, праворазъяснительные и т.п.) реализуются только в ПО. Однако в отечественной и зарубежной науке, на наш взгляд, достаточно убедительно доказано, что осуществление правовых предписаний в ПО является лишь одной из важнейших, но не единственной формой воздействия права на общественные отношения (см., например, ). Так, многие нестандартные предписания (например, легальные юридические дефиниции) осуществляются вне ПО. Запрещающие правовые предписания, оказывая превентивное воздействие на поведение людей, вообще направлены на то, чтобы препятствовать возникновению ПО (охранительное ПО в данном случае возникает, как правило, при нарушении юридических запретов). Вне ПО реализуется большинство предписаний, содержащихся в актах толкования и применения права. Нужно также заметить, что многие связи между субъектами и участниками правотворческой, интерпретационной и даже правореализационной практики никак нельзя признать ПО. Например, при разработке отечественными учеными-юристами инициативных проектов уголовного, трудового и других кодексов никакими правотворческими отношениями эти ученые с Государственной Думой РФ связаны не были.

Это положение верно, но лишь отчасти. Государственные средства и формы защиты не исключают того, что каждый вправе защищать свои юридические интересы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Участники ПО могут обращаться за защитой своих субъективных прав не только в государственные учреждения, но и в органы местного самоуправления, общественные объединения (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, правозащитные организации и т.п.) и другие негосударственные организации (объединения адвокатов, средства массовой информации и т.п.), которые в рамках своей компетенции обеспечивают интересы сторон в ПО и способствуют разрешению юридического дела. Нужно заметить также, что российское законодательство допускает самозащиту своих прав и законных интересов (см., например, ст. 12 и 14 ГК РФ).

Поэтому точнее рассматриваемый признак ПО будет звучать следующим образом. Субъективные права и обязанности участников ПО в конкретных разновидностях ЮП могут обеспечиваться мерами государственного и иного (негосударственного) воздействия.

6. ПО являются одной из важнейших форм «жизнедеятельности» права. Как верно отмечал еще Б. Кистяковский, «правовые отношения и индивидуальные права и обязанности представляют наиболее непосредственную и бесспорную реальность права» .

7. Очень часто в отечественной и зарубежной науке отмечается тот факт, что ПО – это волевые общественные отношения. В ХIХ веке в немецкой юриспруденции сложилась даже целая концепция, «волевая теория ПО», яркими представителями которой были Савиньи, Гельдер и Виндшейд. Особенность их (ПО) волевой природы, по мнению большинства ученых-юристов, заключена в том, что, во-первых, через соответствующие нормативно-правовые предписания в них выражена воля субъектов правотворчества (государственная воля и т.д.); во-вторых, право регулирует общественные отношения путем воздействия на сознание людей, которые должны обладать определенной свободой воли; в-третьих, в большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение ПО связаны с волей их участников; в-четвертых, реализация субъективных прав и обязанностей предполагает обычно сознательно-волевые действия сторон; в-пятых, защита субъективных прав и обеспечение исполнения субъективных обязанностей осуществляется, как правило, при помощи волевых актов (решений) компетентных органов и т.д. (подробнее см. ).

При характеристике волевой природы ПО важно подчеркнуть три существенных момента. ПО могут возникать, существовать и прекращаться вообще без участия воли одной (обеих) сторон либо вопреки желанию их участников. Кроме того, воля субъектов ПО может не совпадать, а порой и противоречить воле субъектов правотворческой практики, закрепленной в нормативно-правовых предписаниях, и, наконец, самый главный момент – в конкретных разновидностях ЮП очень важно установить, насколько участники ПО осознают соответствующие нормативно-правовые предписания, юридические факты, моменты возникновения, прекращения и т.п. ПО, свои субъективные права и обязанности, необходимость их реализации и т.д. То есть в данном случае анализом только воли субъектов ПО не обойтись, требуется всестороннее изучение целей, мотивов, интересов, знаний и других элементов социально-психического механизма поведения сторон (о его природе см. ). К сожалению, данный аспект проблемы еще мало привлекает внимание ученых-юристов, занимающихся формированием общетеоретической и отраслевых концепций ПО.

8. ПО обусловлены не только правом, индивидуально-конкретными и иными юридическими предписаниями, «потоком сознания», но и экономическими, политическими, нравственными и другими обстоятельствами. Вместе с тем сами ПО с помощью их участников активно воздействуют на все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда возникновение и осуществление ПО отвечает назревшим потребностям, либо негативным (например, при совершении их участниками правонарушений).

9. ПО занимает одно из центральных мест в структуре любой ЮП. Возникновение и реализация субъективных прав и обязанностей происходит в конкретных типах (видах, подвидах) юридической деятельности, т.е. с помощью конкретных действий и операций, способов и средств, которые ведут к определенным результатам и последствиям. Наряду с другими юридическими и иными социальными связями ПО обеспечивают взаимодействие между различными элементами ЮП, сохранение ее необходимых свойств и функций при воздействии на нее (практику) разнообразных факторов реальной действительности. Действующие субъекты и участники ЮП, вступая в разнообразные ПО, вносят динамизм в ПСО.

10. Социальное назначение ПО в ЮП заключается в том, что через реализацию субъективных прав и обязанностей их участники удовлетворяют свои потребности и интересы. В связи с этим следует согласиться с Ю.И. Гревцовым в том, что юридическая наука мало обращает внимания на такое полезное свойство ПО, как их способность обозначать, «высвечивать» уровень и степень реального пользования правами и свободами в обществе, а также указывать на декоративность и недостаточную гарантированность закрепленных в действующем законодательстве прав и обязанностей, когда последнее носит не реальный характер, а представлено лишь на бумаге (см. ).

11. Наряду с правовыми состояниями, разнообразными юридическими связями и системой органов, обеспечивающих реализацию и охрану прав, свобод и законных интересов людей, их коллективов и организаций, ПО составляет важнейший элемент правопорядка в обществе. Так, еще Г. Радбрух писал, что «никакой правопорядок немыслим, если он не выражается в правоотношениях, в субъективных правах и обязанностях» (цит. по ).

Мы рассмотрели лишь самые основные, общие признаки, позволяющие отграничить ПО от иных общественных отношений, более четко определить их место и роль в ЮП и ПСО. При этом следует иметь в виду, что существуют разнообразные типы (виды, подвиды) ПО, каждый из которых обладает не только общими, но и специфическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д. Поэтому исследование разнообразных типов, видов и подвидов ПО, с одной стороны, конкретизирует, а с другой – обогащает общую теорию ПО. Однако этот аспект проблемы логичнее рассмотреть в конце данной главы, когда будут исследованы основания ПО, их структуры, субъекты, объекты, субъективные права, обязанности и другие элементы.

Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1884;

Статья 61.2. Оспаривание подозрительных сделок должника

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в пункт 2 статьи 61.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

Положения пункта 2 статьи 61.2 (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ) применяются к поданным после 1 сентября 2016 г. заявлениям о признании сделки недействительной по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона

2. Сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.

Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал или в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника, либо совершена при наличии одного из следующих условий:

стоимость переданного в результате совершения сделки или нескольких взаимосвязанных сделок имущества либо принятых обязательства и (или) обязанности составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов должника, а для кредитной организации — десять и более процентов балансовой стоимости активов должника, определенной по данным бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату перед совершением указанных сделки или сделок;

должник изменил свое место жительства или место нахождения без уведомления кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения, либо скрыл свое имущество, либо уничтожил или исказил правоустанавливающие документы, документы бухгалтерской и (или) иной отчетности или учетные документы, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в результате ненадлежащего исполнения должником обязанностей по хранению и ведению бухгалтерской отчетности были уничтожены или искажены указанные документы;

после совершения сделки по передаче имущества должник продолжал осуществлять пользование и (или) владение данным имуществом либо давать указания его собственнику об определении судьбы данного имущества.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ ст 61.2 (ред. от 24.04.2020)

Разработка проекта Санитарно-защитных зон

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, она устанавливается вокруг производственных объектов, чтобы исключить их вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека. Территория санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предназначена для:

  • обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений;
  • создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
  • организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Цена проекта СЗЗ

Цена проекта зависит от количества источников выбросов и количества источников шума. Минимальная цена 49 000 рублей.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (с изменениями от 09.09.2010г.) должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны (СЗЗ). В проекте выполняется расчет ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, подтвержденных результатами натурных исследований и измерений.

Проекты организации СЗЗ разрабатываются для всех предприятий, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в первую очередь для тех, где в пределы нормативных СЗЗ попадают жилая застройка, детские дошкольные, средние и высшие учебные заведения, спортивные сооружения, зоны отдыха и другие объекты, при размещении которых должно обеспечиваться соблюдение требований к качеству окружающей среды.

Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) выполняется с целью:

  • предотвращения или ослабления негативного воздействия производственных объектов на комфортность проживания и здоровье населения,
  • определения возможности сохранения предприятия, применяемой технологии и объемов производства продукции в условиях города,
  • принятия экономически и технически обоснованных, социально и экологически целесообразных проектных и строительных решений.

В проекте организации санитарно-защитной зоны:

  • обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ;
  • определяется достаточность ранее разработанных мероприятий и в случае необходимости разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, благоустройству территории СЗЗ;
  • разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.

Подготовка документации осуществляется в отношении проектируемых, реконструируемых объектов.

Этапы разработки:

  1. составление и согласование задания на разработку проекта;
  2. разработку проекта организации СЗЗ;
  3. согласование проекта организации СЗЗ.

Задание на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны должно содержать:

  1. отраслевую специфику и технологическую характеристику производств, санитарную классификацию объекта, для которого разрабатывается проект организации СЗЗ;
  2. описание градостроительной ситуации территории в пределах нормативной (по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и фактической СЗЗ;
  3. перечень и порядок сбора исходных данных;
  4. градостроительные требования к организации СЗЗ, установленные в соответствии с документацией о градостроительном зонировании территории.

Исходные данные для разработки проекта СЗЗ

Для разработки проекта организации санитарно-защитной зоны используются и затем включаются в состав проекта следующие исходные данные:

  1. Топографический план с линиями градостроительного регулирования в М 1:2000.
  2. Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500 (представляется предприятием).
  3. Правоудостоверяющий документ на землепользование (представляется предприятием).
  4. Реквизиты предприятия (представляются предприятием).
  • Полное наименование предприятия;
  • административную подчиненность;
  • наименование и адрес организации — генпроектировщика;
  • стоимость основных промышленных фондов, в том числе зданий и сооружений (млн. руб.) на дату последней переоценки;
  • мощность предприятия в год — проектная/фактическая;
  • численность кадров (чел.) (всего, в том числе в наибольшую смену), количество смен.
  1. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и результаты последнего ведомственного контроля соблюдения нормативов; в случае отсутствия проекта — данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (предоставляются предприятием). При отсутствии воздухоохранной документации представляются паспорта на вентиляционные системы и газоочистные установки, на генплан предприятия наносятся точки расположения выхлопов вентиляционных систем.
  2. Проект нормативов допустимых сбросов (НДС); в случае отсутствия проектов — копии договоров с водоснабжающими организациями и соответствующие декларации; разрешение на спецводопользование (представляются предприятием).
  3. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования (представляются предприятием).
  4. Гигиенические паспорта источников ионизирующего излучения, электромагнитного излучения и т.п. (представляются предприятием).
  5. Характеристика разрешенного и намечаемого строительства (представляется предприятием).
  6. Показатели теплоснабжения — существующее положение и на расчетный срок (представляются предприятием), в том числе:
  • Максимально-часовой расход тепла: на цели отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (Гкал/ч); на технологические нужды; в паре давлением P = атм (т/ч); в воде.
  • Источники теплоснабжения: ТЭЦ; котельная; другие предприятия.
  • Оборудование котельной: количество и тип котлов, их теплопроизводительность.
  • Топливо, на котором работает котельная. Расход топлива на котельную (т/ч; т/год).
  • Возможность развития и расширения котельной.
  1. Данные по транспорту предприятия (представляются предприятием) в том числе:
  1. Характеристика источников сточных вод (представляется предприятием), в том числе:
  • Наименование источника сточных вод, режим сброса, контрольно-измерительные приборы.
  • Городской водосток (по каждому выпуску): N, дата договора; перечень показателей состава и свойств сточной воды; фактический сброс (г/ч, т/год); утвержденный ПДС, г/ч (для спецводопользователей).
  1. Количество воды, забранной из водных объектов (водопроводных систем других предприятий), использованной и переданной другим организациям, с указанием на соответствующий договор с Водоканалом (представляется предприятием).
  2. Характеристика отходов, образующихся на предприятии (представляется предприятием), в том числе:
  • Наименование отходов, единицы измерения.
  • Технологический процесс или производство, в котором образуются отходы.
  • Наличие отходов в местах складирования.
  • Образование отходов (всего; передано другим предприятиям).
  • Наименование организации — приемника отходов или наименование полигона для захоронения отходов.
  • Номер и дата договора на вывоз отходов.
  1. Справка о фоновых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха (представляется Гидромет).

За полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки проекта, а также за своевременное представление специализированной (проектной) организации изменений (дополнений) к исходным данным (техническому заданию), несет ответственность Заказчик.

Содержание проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

ЧАСТЬ 1: Обоснование размера санитарно-защитной зоны СЗЗ

Введение

  1. Общая характеристика промышленной площадки.
  2. Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов (влияние на атмосферный воздух, влияние на окружающую среду звуковых колебаний, влияние на поверхностные и подземные воды).
  3. Обоснование размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленной площадки (определение размера СЗЗ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочная СЗЗ; уточнение размера СЗЗ с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферу и фактического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке – расчетная СЗЗ; уточнение размера санитарно-защитной зоны по шумовым характеристикам – окончательная СЗЗ).
  4. Организация производственного контроля.

ЧАСТЬ 2: Мероприятия по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны СЗЗ

  1. Архитектурно-планировочные решения санитарно-защитной зоны СЗЗ (освещение промышленной площадки и СЗЗ; связь; сигнализация; озеленение СЗЗ; зонирование СЗЗ).
  2. Выводы.
  3. Чертежи.
  4. Смета по озеленению санитарно-защитной зоны.
  5. Приложения (копии документов).

Согласование проекта санитарно-защитной зоны СЗЗ

  1. Экспертиза проекта в полномочных экспертных институтах (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»). В процессе экспертизы проекта санитарно-защитной зоны проверяется обоснованность заявленных границ СЗЗ и подлинность всей документации.

В зависимости от профиля размещаемого объекта для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы необходимо произвести следующие лабораторные исследования и инструментальные замеры:

  • Радиационный контроль;
  • Фоновые уровни электромагнитных полей (в случае если строительство предполагается в зоне расположения источников электромагнитных полей);
  • Качество почвы;
  • Фоновые уровни шума;
  • Фоновые уровни загрязнения атмосферного воздуха;

  1. Согласование проекта в Роспотребнадзоре. На основании данных экспертизы рассматривается возможность установления СЗЗ в определенных условиях для определенного предприятия.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Управление Роспотребнадзора (п. 18 Административного регламента):

— заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (форма в разделе «бланки заявлений по предоставлению государственной услуги по выдаче СЭЗ»).

— результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке*.

*- Требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз изложены в Порядке организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утв. Утвержден Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок».

Проект СЗЗ может быть утвержден только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. При этом проект санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности должен получить заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения. Проект СЗЗ для предприятий III, IV и V классов опасности должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.

После прохождения всех этапов предприятие получает лишь временно установленную СЗЗ, и только через год с учетом соблюдения всех норм и требований будет установлена окончательная граница санитарно-защитной зоны СЗЗ предприятия.

Срок действия проекта санитарно-защитной зоны СЗЗ

Срок действия проекта СЗЗ законодательно не регламентирован. Если в санитарно-эпидемиологическом заключении не указывается срок действия проекта, то проект СЗЗ не будет иметь ограничения по времени.

Проект СЗЗ подлежит пересмотру, если меняются технологические процессы предприятия, происходит застройка приграничных территорий, изменяются планы смежных землепользователей.

Какие предприятия не должны разрабатывать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

Проект СЗЗ не разрабатывается если:

  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (то есть уровень загрязнения, создаваемого предприятием за пределами промышленной площадки не выше 0,1 ПДК и/или ПДУ);
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и при этом главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер СЗЗ;
  • предприятие принадлежит к объектам малого бизнеса и относится к V классу опасности;
  • численность предприятия не превышает 15 человек (микропредприятие малого бизнеса).

Ответственность

Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), либо его несоответствие установленным требованиям, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Для производства обязательно наличие территории, имеющей границы, определяющие сокращение и отделение от источников негативного воздействия. Это называется санитарно-защитной зоной. Проект организации санитарно защитной зоны регламентирован Федеральным законом и требованиями СанПин. Для того, чтобы помочь вам решить эти проблемы, и работают специалисты «Стандарта охраны труда и экологии». Города работы: Москва, Челябинск, Екатеринбург, Сургут.

Профессиональная поддержка на всех уровнях

Наша компания составит обоснование, подберет окончательный пакет документов, подготовит согласование. Проект СЗЗ, цена которого оговаривается индивидуально, будет разработан опытными специалистами. Стоимость зависит от объема работ.

Вопросы экологии в современной промышленности

Организации, чья деятельность может стать рассадником загрязнения, должны соблюдать нормы защиты. Разработка проекта сзз – это определение данного порядка. По санитарным правилам, разработка проекта обязательна для производств и промышленных объектов, как действующих, так и реконструируемых, строящихся.

Энциклопедия решений. Реквизиты сторон в гражданско-правовом договоре

Реквизиты сторон в гражданско-правовом договоре. Документы и сведения, которые предоставляются при заключении договора

В любом гражданско-правовом договоре указываются сведения о его сторонах (реквизиты сторон договора). Состав таких сведений законом не регламентирован. Вместе с тем очевидно, что в договоре в числе реквизитов сторон как минимум должно содержаться наименование юридического лица (для коммерческой организации — фирменное наименование), фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, поскольку юридическое лицо выступает в гражданском обороте под своим наименованием, равно как и гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также, как правило, отчество (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ).

Однако не исключена ситуация, когда несколько физических лиц имеют одну и ту же фамилию, имя и отчество. Наименование юридических лиц также может совпадать при условии, если они не осуществляют аналогичную деятельность (см. п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Поэтому в договоре обычно указываются и иные признаки, идентифицирующие сторону договора, — основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес места нахождения (места жительства), паспортные данные физического лица. Наличие в договоре сведений об адресах сторон целесообразно и постольку, поскольку это необходимо стороне для связи с контрагентом при исполнении договора. В тексте договора, как правило, также указываются банковские реквизиты сторон. Реквизиты сторон в договоре могут потребоваться также для составления платежных документов при осуществлении расчетов по договору.

На практике при заключении договора в качестве документа, содержащего реквизиты стороны договора, которым обмениваются деловые партнеры, нередко используется учетная карточка организации. Наличие такого документа законодательством не предусмотрено, необходимость его предоставления контрагенту (запроса от контрагента) каждый участник гражданского оборота определяет самостоятельно. Учетная карточка удобна для заполнения реквизитов стороны при составлении текста договора.

Для заключения договора сторонам необходимо достигнуть соглашения по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Сведения о наименовании и прочие реквизиты стороны договора не являются условиями, относительно которых должно быть достигнуто соглашение, поскольку они имеют исключительно информационный характер и сами по себе не влияют на права и обязанности сторон (см. например, постановление Девятого ААС от 10.02.2014 N 09АП-46620/13). На практике при изменении тех или иных реквизитов, которые содержатся в тексте договора, стороны нередко заключают дополнительное соглашение к договору. Такое оформление возможно, однако оно не является обязательным, поскольку изменение реквизитов сторон по смыслу п. 1 ст. 450 ГК РФ не является изменением договора, которое по общему правилу возможно только по соглашению сторон. При смене тех или иных реквизитов, например, фирменного наименования юридического лица, адреса места нахождения или реквизитов банковского счета, достаточно уведомить об этом контрагента по договору. Если сторона договора не направит такое уведомление, это может повлечь для нее неблагоприятные последствия в связи с исполнением договорных обязательств. Например, должник, не уведомленный об изменении реквизитов банковского счета, будет вносить платежи по договору лицу, не имеющему права на их получение, в связи с чем кредитор не сможет истребовать с него эти платежи и будет вынужден обратиться к их фактическому получателю с требованием о возврате неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ, см. также постановление АС Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11538/14). Порядок уведомления каждой из сторон об изменении реквизитов другой стороны целесообразно предусмотреть в договоре.

Для большинства случаев заключения договора законодательство не указывает на необходимость для физического или юридического лица, намеревающегося заключить договор, предоставлять другой стороне те или иные сведения о себе. Состав реквизитов, которыми обмениваются стороны при заключении и исполнении договора, они определяют по своему усмотрению. Вместе с тем необходимость указывать в договоре определенные реквизиты сторон может быть предусмотрена законодательством. Приведем несколько примеров. Так, договор об осуществлении присоединения к электрическим сетям оформляется в соответствии с типовым договором, в котором указываются реквизиты сетевой организации — п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) и приложение N 8 к этим Правилам.

Согласно п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, договор об оказании платных медицинских услуг должен содержать перечисленные в данном пункте сведения об исполнителе, потребителе, заказчике.

Сведения о сторонах, подлежащие обязательному включению в договор о реализации туристского продукта, указаны в ст.ст. 10, 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», п. 14.1 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.

Общего требования предъявлять при заключении договора другой его стороне какие-либо документы, содержащие сведения о данном лице (подтверждающие его статус), гражданское законодательство также не устанавливает. В частности, в отличие от трудового договора (ст. 65 ТК РФ), гражданин не обязан предоставлять организации или индивидуальному предпринимателю, с которыми он заключает гражданско-правовой договор, паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и другие документы. Однако на практике предоставление таких документов (или содержащихся в них сведений) может оказаться необходимым. Так, если гражданин на основании гражданско-правового договора получает доход от организации или физического лица, которые признаются налоговыми агентами в отношениях по уплате налога на доходы физических лиц и вследствие этого по общему правилу обязаны удержать из доходов гражданина и уплатить в бюджет сумму НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Следует учитывать, что налоговый агент обязан ежегодно предоставлять в налоговый орган сведения о доходах физического лица и удержанных суммах НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Соответствующие сведения подаются по форме 2-НДФЛ, в которой указываются, в частности, ИНН гражданина, дата его рождения, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.

Доход, полученный гражданином от выполнения работ или оказания услуг по гражданско-правовому договору или причитающийся ему по ряду договоров, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, если такой доход выплачивает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, облагается страховыми взносами, в частности, на обязательное пенсионное страхование. В этом случае в расчете по страховым взносам, который плательщики страховых взносов обязаны представлять в налоговый орган, в числе прочих сведений должен указываться страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) (п. 7 ст. 431 НК РФ, п. 22.10 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@).

Поэтому при заключении с физическим лицом гражданско-правового договора в тех случаях, когда сумма дохода по такому договору облагается НДФЛ (если его удерживает налоговый агент) и страховыми взносами, целесообразно предложить гражданину предоставить паспорт, свидетельство о постановке на налоговый учет, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или копии этих документов. Сведения, содержащиеся в этих документах, могут быть включены в договор, хотя в большинстве случаев это не обязательно: при заполнении необходимых справок и расчетов организация (предприниматель) может использовать сведения из оставшихся у нее копий документов.

Предъявление паспорта может оказаться необходимым и в ряде других случаев. Так, согласно п. 18 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342) гражданин при заключении договора на оказание услуг телефонной связи предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Счета юридическим и физическим лицам открываются на основании заключения договоров банковского вклада (ст. 834 ГК РФ) или банковского счета (ст. 845 ГК РФ) и при условии предоставления в банк полного перечня запрашиваемых банком документов и информации (п. 1.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И). Для физических лиц обязательным, в частности, является предоставление документа, удостоверяющего личность (п. 3.1, 5.1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И).

Билет по договору воздушной перевозки пассажира оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира (п. 51 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82). Аналогичное правило установлено и для оформления проездного документа (билета) на поезд дальнего следования (п. 7 Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473).

В сфере предпринимательской деятельности просьба к потенциальным контрагентам о предоставлении определенной документации (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и др.) может быть продиктована необходимостью проявить так называемую «должную осмотрительность» и осторожность при выборе контрагента для избежания осуществления сделок с контрагентом, который нарушает свои налоговые обязательства.