Статья 39 зк РФ

Содержание

Статья 39 ЗК РФ. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения

Новая редакция Ст. 39 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 39 ЗК РФ

Комментируемая статья регулирует правоотношения, в которых собственник объекта недвижимости обладает отличным от права собственности правовым титулом на земельный участок. При этом ст. 39 ЗК не регулирует отношения при отсутствии какого-либо правового титула.

По смыслу ст. 39 ЗК вытекает, что право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок сохраняется при разрушении здания, строения, сооружения либо вследствие форс-мажорных обстоятельств, либо временного фактора, то есть обстоятельств, не связанных с противоправными действиями. Причем закон не устанавливает, так сказать, нижний предел сохранности объекта ни в процентах, ни по другим критериям. Как показывает судебная практика, этот вопрос решается в каждом случае индивидуально. Так, например, в одном деле ФАС СЗО установил, что, во-первых, на земельном участке сохранился только фундамент и, во-вторых, износ фундамента составил 60 процентов. Доказательств невозможности использования спорного объекта отсутствуют. Право пользования частью земельного участка принадлежит заявителю в силу прямого указания закона <422>.
———————————
<422> Постановление ФАС СЗО от 24 января 2011 г. по делу N А42-165/2010 // .

Также исходя из смысла ст. 39 ЗК можно заключить, что она распространятся не только на граждан (право пожизненного наследуемого владения согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ может принадлежать только физическим лицам, а право постоянного (бессрочного) пользования могло возникнуть до введения в действие ЗК), но и на юридических лиц. Причем в последнем случае речь должна идти также о государственных и муниципальных учреждениях, казенных предприятиях и других юридических лицах, которые указаны в п. 1 ст. 20 ЗК России, а не только о частных юридических лицах.

Вопрос о сохранении титула на земельный участок в связи с пропуском трехлетнего срока, в течение которого необходимо начать восстановление объекта недвижимости, изучался арбитражными судами всех уровней. На него дан однозначный ответ: пропуск срока на восстановление влечет прекращение этого права, за исключением случаев, когда уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления продлил указанный срок или когда этот срок продлен судом, если доказано, что восстановлению здания препятствовали третьи лица. Кроме того, право на восстановление признается прекращенным, если установлена невозможность восстановления объекта.

При применении комментируемой статьи также необходимо иметь в виду то обстоятельство, что судебная практика иногда рассматривает конструкцию ст. 39 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 36 ЗК. Абзац 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники объектов завершенного строительства. Еще в 2005 г. Пленумом ВАС РФ было дано толкование понятия «исключительное право»: «то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением…» <424>. В одном из Постановлений ФАС СЗО в 2011 г., которым был разрешен спор между собственником фундамента и Министерством имущественных отношений Мурманской области, суд сформулировал следующую позицию. По смыслу статей 36 и 39 ЗК при разрушении объекта недвижимости его собственник сохраняет за собой в целях восстановления этого объекта ранее предоставленный правовой титул на земельный участок, на котором расположен этот объект. Однако данные выводы не означают, что собственник разрушенного объекта не вправе обратиться в надлежащие органы за предоставлением в аренду земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект, в целях восстановления этого объекта.
———————————
<424> Абзац 2 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // .

Кроме того, в соответствии со ст. 51 ГрК для получения разрешения на строительство, восстановление или реконструкцию объекта общество должно представить правоустанавливающие документы на земельный участок.

Другой комментарий к Ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья определяет условие, при соблюдении которого лица, использующие земельный участок на титулах постоянного (бессрочного) или пожизненного наследуемого владения, сохраняют свои права на земельный участок в тех случаях, когда здание, строение или сооружение было разрушено в результате пожара, стихийного бедствия или от ветхости. Таким условием ЗК РФ признает начало восстановления такого объекта недвижимости в установленном порядке в течение трех лет с момента его разрушения. Причем этот срок может быть продлен органом исполнительной власти или местного самоуправления.

Если объект недвижимости был разрушен на участке, который используется на основании договора аренды земельного участка, то данный вопрос разрешается на основании договора аренды или субаренды, в который следует включить соответствующие условия.

Часть 6 ст. 36 ЖК РФ предусматривает, что в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

Новая Конституция РФ 2020, суть, новые изменения, поправки в Конституцию, что изменится в Конституции России

Сегодня, 11 марта 2020 года депутаты Государственной Думы приняли в окончательном чтении изменения и поправки к Конституции РФ. Их инициатором выступил Президент России Владимир Путин. По реакции общества на инициативу главы государства стало очевидно, что новые изменения и поправки в Конституции Российской Федерации давно назрели. От россиян поступили тысячи предложений о введении новых статей и расширенном изложении старых в Основанном законе. И вот свершилось. Дума одобрила новую редакцию Конституции. Так что изменится в Конституции России? Многое. По сути, это новая Конституция РФ 2020. Это Конституция нового государства, возрождающегося для человека и во имя всего человечества.

Суть новой Конституции России

В ходе обсуждения новых изменений в Конституции РФ, в её текст было внесено 206 поправок. Больше всего они затронули третью главу, закрепляющие положения федеративного устройства России. Существенно изменили четвёртую главу «Президент РФ» и пятую «Федеральное Собрание РФ». Новая редакция Конституции скорректировала функции и полномочия правительства, судебной власти, прокуратуры.

Новая Конституция РФ 2020 существенно изменила структуру власти в стране. Больше прав и полномочий получили депутаты, как выразители дум и чаяний народа. Не забывайте об этом, когда придёт время выборов нового состава Госдумы. За кого проголосуем, то и получим, в результате.

Но главное, если говорить в чём суть новой Конституции Российской Федерации, на мой взгляд, не это. Основной закон декларирует приоритет российских внутренних законов над международным правом. Это главное для дальнейшего развития и становления новой России. Она стряхнула с плеч своё недавнее колониальное прошлое. Полную зависимость от того, что подумает и скажет дядюшка Сэм из-за бугра. Конечно, одной поправкой в Конституции не переделать нашу, в основном, прозападную элиту. Но заслонка открыта. Свежая вода потекла по стране, чтобы очистить авгиевы конюшни.

Новая Конституция РФ не будет принята 22 апреля

Суть новой редакции Конституции РФ 2020 ещё в её социальной ориентированности. Старые и новые статьи наполнены конкретным содержанием. В них зафиксированы конкретные обязательства власти перед народом. Только ради одной новой статьи в Конституции, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, стоило ратовать за изменения в Основном законе.

Датой общероссийского голосования за новые изменения в Конституции России выбран день 22 апреля 2020 года. Это среда, она объявлена нерабочим днём. Голосование будет организовано с 8 до 20 часов по местному времени.

Из-за пандемии коронавируса президент России Владимир Путин принял решение о переносе сроков всенародного референдума по изменениям в Конституции Российской Федерации. Новая дата голосования за и или против поправок не определена. Она будет объявлена президентом, когда схлынет эпидемия ковод-19 в России. Скорее всего, референдум по изменениям в Основном законе страны состоится ближе к осени.

Народное одобрение или неодобрение принятых поправок новой Конституции РФ станет решающим. Это принципиальный момент, на что многократно указывал Владимир Путин.

Обзор изменений и поправок в новую Конституцию РФ 2020

Для меня отношение к новой редакции Конституции Российской Федерации стало своего рода лакмусовой бумажкой или опознавательным сигналом «свой» или «чужой». В любом благом деле можно наковырять чего позапашистее. А скрытых смыслов сколько разглядеть. Но за деревьями, наступивших в стране перемен, не видеть леса может только человек недалёкий или не наш человек.

Изменения будут внесены в 22 статьи с третьей по восьмую главы Конституции России. Поправки не затрагивают фундаментальных основ Закона. Они не предусматривают изменения преамбулы, первой главы – об основах конституционного строя и второй – о правах и свободах человека.

Конституционная поправка о незыблемости границ России

В статье 67 Конституции России прописано новое правило, которое не допускает призывы и действия по отчуждению территорий России. Исключение сделано для уточнения границы со странами-соседями. Изложить это предполагается в следующей редакции:

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Новая Конституция РФ о Боге, исторической преемственности и правде

В новой редакции Конституции России предлагается новая статья 671. В неё будет содержаться упоминание о Боге и зафиксирована историческая преемственность РФ:

  1. «1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
  2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
  3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

Новая Конституция России о защите детства

«4. Дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Возможно, в окончательную формулировку этой новой статьи Конституции внесены изменения. Она вызвала критику у общественности и даже конспирологические умозаключения.

Текст новой редакции Конституции о государственном языке

Новое положение о государственном языке России изложено в статье 68:

  1. «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
  2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
  3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Положения новой Конституции о культуре и национальной политике

«4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

Закреплено оно четвёртым пунктом в той же новой 68 статье Конституции Российской Федерации. Стать 69 содержит существенные дополнения организации национальной и культурной политике в стране:

  1. «1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
  2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
  3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».

Что изменится в Конституции 2020 для чиновников, влюблённых в запад

В статью 71 новой Конституции России решено перенести ограничения для чиновников, прежде прописанные только в федеральных законах. Российской Федерации будет вменено конституционное право на:

«установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

То есть чиновники не смогут иметь гражданство иностранного государства и хранить там свои денежки. А вот об имуществе чиновников за рубежом в новых изменениях Конституции решили умолчать. Ой, как жалко расставаться в виллами на Канарах…

Новая Конституция РФ 2020 о браке и семье, здравоохранении

Новая редакция Конституции России в статье 72 уточняет, что брак – это союз мужчины и женщины, а не нечто иное.

Государство берёт на себя обязательство по обеспечению качественного медицинского обслуживания россиян. За ним в Основном законе закреплены:

«координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;

защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».

Положение новой редакции Конституции о МРОТ и индексации пенсий

Новое положение о МРОТ, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, закреплён в новой статье 75 Конституции РФ 2020. Плюс здесь же оговаривается регулярная индексация пенсий.

К четырём существующим частям статьи 75 планируется добавить ещё две:

  1. «5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
  2. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

До Центробанка РФ у России пока руки не дотянулись

Не многим, наверное, ведомо, что Центробанк РФ у нас только номинально российский. Фактически он независим от власти страны и проводит политику международного финансового консорциума. И рубли наши – это не российские ценные бумаги. А долговые расписки Центробанка, то бишь того же международного консорциума.

Увы, здесь пока без перемен. Вот что будет записано в новой Конституции:

  1. «1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
  2. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Когда ранее утверждал, что Россия освободилась от колониальной зависимости, то выдавал желаемое за действительное. Реально сделан только первый шаг на этом тернистом пути. Вы же понимаете, что пока ваши деньги принадлежат чужому дяде, независимым себя трудно чувствовать.

Текст поправки новой Конституции РФ о человек труда

Статья 751 новой Конституции РФ 2020 дополнена важной поправкой об обязанностях государства обеспечить своим гражданам достойную жизнь. И оказывать человеку достойное его вкладу уважение и честь:

«В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

Новая Конституция РФ 2020 о гражданстве президента и должностных лиц России

Статья 77 новой редакции Конституции Российской Федерации дополнена требованием о постоянном проживании в России для кандидатов на пост главы региона:

«Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Быть губернатором хорошо, а членом правительства лучше

Статья 78 распространяет похожее требование на руководителей федеральных государственных органов:

«Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Статья 110 новой Конституции России зафиксирует действующую норму о запрете иностранного гражданства для премьер-министра и членов правительства. Однако для членов правительства не действует требование о постоянном проживании в России (в отличие от глав регионов, депутатов, сенаторов и судей).

Положение новой Конституции РФ о международном праве

Поправка в статье 79 новой редакции Конституции России вводится ограничения на приоритет международного права над федеральным в стране. Российские власти отныне смогут игнорировать решения межгосударственных органов, которые Конституционный суд признает противоречащими Конституции РФ. При этом остаётся в силе приоритет международных договоров над российскими законами. Чьи денежки, тот и впредь будет заказывать музыку в правительстве РФ. Вот текст изменений в Конституции:

«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Третью главу новой Конституции предлагается дополнить новой статьёй 791:

«Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

Новая Конституция о президентской власти в России

Статья 80 новой Конституции РФ 2020 вводит понятие публичной власти:

«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, входящих в единую систему публичной власти.

Статья 81 обнуляет президентский срок. Такую поправку в новую Конституцию внесла депутат Валентина Терешкова уже в ходе обсуждения изменений Основного закона. 380 депутатов проголосовали за её предложение, 43 – против, один воздержался.

В поправке говорится, что ограничение для одного и того же лица в виде двух президентских сроков «не препятствует лицу, занимавшему и (или) занимающему должность президента Российской Федерации на момент вступления данной поправки в силу, участвовать в качестве кандидата на выборах президента Российской Федерации после включения указанной редакции в текст Конституции РФ на установленное поправкой допустимое число сроков, вне зависимости от числа сроков, в течение которых указанное лицо занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления данной поправки в силу».

Президентом России можно стать только на 12 лет

Путин неоднократно высказывался против предложения продлить срок нахождения действующего президента у власти. Однако, выступая перед депутатами, допустил такую возможность. С оговоркой, что согласится с обнуление президентских сроков, если такую поправку одобрит Конституционный суд.

В статье 81 новой Конституции Российской Федерации изменение убирает ставшее предметом острых дискуссий слово «подряд». Это касается числа сроков президентства. Такая поправка новой Конституции означает, что один и тот же человек в течение жизни сможет только два раза занимать пост президента РФ. То есть не более 12 лет, это два срока по шесть лет.

Ужесточается ценз оседлости для кандидата на пост президента России. Президентом РФ сможет стать только человек, который никогда ранее не имел гражданства другой страны. Это положение не действует для граждан «государства или территории, принятой в Российскую Федерацию».

Новая Конституция о социальных обязательствах государства

Социальные обязательства государства перед гражданами страны зафиксированы в изменениях статья 114 нового варианта Конституции РФ:

«1. в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

в1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

в2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

е4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

е5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Про новую Конституцию РФ 2020

Долго ещё можно говорить про новую Конституцию России. Но о главном, на мой взгляд, уже сказано. Новая Конституция РФ 2020 – это глоток свежего воздуха в современной царстве барыг в стране. Одним глотком, само собой, не надышимся. Но лиха беда начало. Перед Россией открываются новые перспективы. В этом и кроется суть новой Конституции РФ.

Иван Иванович А.

Какие поправки в Конституцию РФ предложил Путин

Доллару конец, закат империи доллара США и конец Pax americana

Размер административного штрафа

От чего зависит размер административного штрафа? Самый очевидный ответ – от совершенного административного правонарушения. Действительно, минимальный и максимальные размеры административного штрафа устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. Но и есть и иной способ выбора размера административного штрафа, который связан с особенностями состава административного правонарушения и его субъекта.

Минимальный и максимальный размер административного штрафа

Минимальный размер административного штрафа КоАП РФ устанавливает в размере 100 рублей. А в области дорожного движения – 500 рублей. Это правило имеет значение при снижении суммы штрафа ниже низшего предела. При исключительных обстоятельствах (характер правонарушения, последствия, имущественное и финансовое положение) уполномоченный орган может назначить наказание ниже низшего предела. Но не путайте с малозначительностью административного правонарушения. При малозначительности выносится постановление о прекращении административного производства.

КоАП РФ устанавливает разные размеры штрафов. Но:

  • физические лица в большинстве случаев выплатят не более 5 тыс. рублей. За исключением ряда статей. Перечень которых устанавливает ст. 3.5. КоАП РФ. Размер штрафа может быть от 7 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 17.15)
  • должностное лица выплатит от 50 000 руб. и до 1 000 000 руб.
  • юридическое лицо – от 1 000 000 руб. и до 60 000 руб.

В подавляющем большинстве случаев минимальный и максимальный размер штрафа за конкретное правонарушение устанавливает санкция статьи Особенной части КоАП РФ. Однако размер штрафа может назначаться и по-другому.

Иные способы определить величину штрафа

Административный штраф может выражаться:

  • в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин (ст. 9.17. КоАП РФ)
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора,
  • сумме излишнего дохода, или незадекларированной сумме наличных денежных средств или сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ,
  • разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа (ст. 19.8. КоАП РФ),
  • кадастровой стоимости земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка) и т.д..

Эти специальные правила расчета размера штрафа также устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении уполномоченный орган обязательно указывает статью КоАП РФ. А конкретный размер наказания избирает орган (суд) при рассмотрении дела в постановлении об административном правонарушении.

От чего зависит размер административного штрафа

Выбором размера административного штрафа занимается орган власти или суд, которые рассматривают дело согласно правилам подведомственности административных дел. При этом обязательно учитываются смягчающие ответственность обстоятельства. Равно как и отягчающие ее.

Перечень обстоятельства, смягчающих ответственность, КоАП РФ закрепил в ст. 4.2. Но при этом этот перечень открытый. То есть суд или уполномоченный орган вправе признать то или иное обстоятельство достаточным поводом для снижения размера штрафа. Статья 4.2. КоАП РФ указывает на:

  • раскаяние правонарушителя;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение правонарушителем в уполномоченный орган о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия в установлении обстоятельств дела
  • предотвращение вредных последствий правонарушения
  • добровольное возмещение ущерба и вреда
  • исполнение в добровольном порядке предписания об устранении нарушения
  • совершение нарушения в состоянии аффекта (сильного душевного волнения)
  • правонарушение совершено при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
  • правонарушение совершило несовершеннолетнее лицо, беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.

На практике суды учитывают совершение правонарушения впервые, небольшой вред от нарушения. Отягчающие обстоятельств закрепляет статья 4.3. КоАП РФ. Это и повторное совершение однородного правонарушения, совершенное группой лиц, в состоянии опьянения и т.п.

Назначение административного штрафа ниже низшего предела

КоАП РФ позволяет уполномоченному органу назначить размер административного штрафа ниже минимального предела, который устанавливает санкция статьи Особенной части КоАП РФ. При этом статья 4.1. приводит перечень обстоятельств, которые учитываются. Это исключительный характер обстоятельств, связанных с:

  • характером совершенного нарушения
  • последствиями нарушения
  • личностью правонарушителя
  • имущественным положением правонарушителя

Для юридического лица это те же обстоятельства, кроме личности. Учитывается имущественное и финансовое положение организации. Итак, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административных правонарушениях либо жалобу (при обжаловании постановления по делу), могут назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа. Но только в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее 10 000 руб. для граждан. Не менее 50 000 руб. – для должностных лиц. Для юридических лиц – от 100 000 руб. Однако в этих случаях размер административного штрафа не может составлять меньше половины, установленной санкцией статьи Особенной части КоАП РФ.