Статья 32 налогового кодекса РФ

НК РФ Статья 32 Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Понятие, структура и значение состава преступления

В действующем УК РФ 1996 г. понятию состава преступления придается принципиальное значение, заключающееся в том, что в соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности признается лишь то деяние, которое содержит «все признаки состава преступления, предусмотренные настоящим Кодексом».

Состав преступления – это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Следует различать понятие преступления и состава преступления, которые соотносятся между собой как явление и юридическое понятие о нем.

Понятие состава преступления образуют четыре группы признаков (объективные и субъективные), именуемых в теории уголовного права элементами состава преступления. Под элементом состава преступления следует понимать однородную группу юридических признаков, характеризующих одну из сторон преступления. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления.

Объект преступления – охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые осуществлено преступное посягательство.

Объект преступления следует отличать от предмета преступления, иод которым понимается физический предмет материального мира или интеллектуальная ценность, на которые оказывается непосредственное воздействие при совершении преступления.

Объективная сторона преступления – это внешняя характеристика преступления, то, как преступление проявляется в реальной действительности.

Субъект преступления – это физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом во вменяемом состоянии.

Субъективная сторона преступления – психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления.

По содержанию признаков, составляющих данные элементы и в целом составы, одно преступление, например, мошенничество, будет отличаться от другого, скажем, клеветы, или кража от убийства.

Все признаки состава преступления делятся на обязательные и факультативные. Критерий, положенный в основу такой классификации, – степень влияния на квалификацию содеянного.

Обязательными называются признаки, входящие в составы абсолютно всех преступлений, без них невозможно наличие никакого состава. Отсутствие такого признака означает отсутствие состава любого преступления. К их числу относятся: объект преступления, общественно опасное деяние (действие или бездействие), вина в форме умысла или неосторожности, вменяемость лица и достижение им возраста, с которого по закону наступает ответственность за данный вид преступления.

Факультативные признаки – это признаки, присущие некоторым составам преступления. К ним относятся: предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, способ, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цель преступления, специальные признаки субъекта преступления. Факультативные признаки имеют троякое значение: 1) если законодатель вводит факультативный признак в основной состав преступления, он становится обязательным признаком этого состава; 2) законодатель предусмотрел факультативный признак в качестве квалифицирующего, т.е. признака, повышающего общественную опасность преступления и изменяющего его квалификацию; 3) если признак не входит в основной состав и не предусмотрен в качестве квалифицирующего, он может выступать в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание.

Значение состава преступления состоит, прежде всего, в том, что в соответствии со ст. 8 УК РФ, он является единственным и достаточным основанием того, что содеянное является преступлением.

Никакое деяние, даже общественно опасное, не может повлечь за собой уголовной ответственности, если в нем нет признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления.

Кроме того, состав преступления служит решению вопроса об отграничении смежных преступлений (например, простого убийства – ч. 1 ст. 105 УК РФ и убийства матерью новорожденного ребенка – ч. 1 ст. 106 УК РФ), а также предопределяет характер и пределы его уголовной наказуемости.

Виды составов преступлений

С учетом степени общественной опасности соответствующих преступных деяний все составы преступлений в теории уголовного права подразделяются на три вида: основной, привилегированный (со смягчающими обстоятельствами) и квалифицированный (с отягчающими обстоятельствами).

Основной состав преступления содержит совокупность признаков, которые всегда имеют место при совершении преступлений определенного вида без указания признаков понижающих или повышающих уровень общественной опасности содеянного.

Привилегированный состав содержит помимо признаков основного состава еще и обстоятельства, являющиеся основанием для законодательного снижения размера наказания по сравнению с наказанием, установленным за совершение преступления, образующего основной состав.

Квалифицированный состав – это состав преступления с отягчающими обстоятельствами, наличие которых влечет повышенное наказание по сравнению с преступлением, образующим основной состав (например, ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Также, по степени тяжести совершаемого преступления, выделяют состав преступления при особо отягчающих обстоятельствах.

По конструкции объективной стороны, т.е. по способу ее законодательного описания, составы преступлений подразделяются на формальные, материальные и усеченные.

Формальными являются составы преступлений, объективная сторона которых в законе состоит только из одного обязательного признака – деяния (действия или бездействия). Формальным является состав, в котором для признания преступления оконченным требуется лишь совершенное указанное законодателем деяние, вне зависимости от наступления преступных последствий (например, ст. 117 УК РФ).

Материальные составы – это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных признаков не только деянии, но и его преступные последствия. В материальных составах наличие оконченного состава преступления законодатель связывает лишь с наступлением определенных, указанных в законе последствий (например, ст. 105 УК РФ).

Усеченный состав – это состав, для признания которого оконченным не требуется не только преступного результата, но и доведения до конца тех действий, которые могут вызвать указанные последствия (например, разбой).

По структуре, т.е. по способу описания в законе их признаков, составы подразделяются на простые и сложные.

В простых составах все признаки состава характеризуются одномерно. Простой состав преступления – это состав, образующий описание одного деяния, составляющие части которого не являются самостоятельным преступлением, т.е. предусмотрены один объект, одна форма вины, одно деяние, одно последствие.

Сложный состав преступления – это состав, в законодательной конструкции которого заложено усложнение какого-либо элемента или признака состава (например, ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Разновидностью сложного состава преступления выступает альтернативный состав. Это состав, в котором для признания его оконченным требуется наличие одного из нескольких указанных законодателем признаков (например, ст. 222 УК РФ).