Ст 716 ГК

Статья 53. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к статье 53 АПК РФ

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд ограничено указанием на защищаемые таким способом публичные интересы и случаи, предусмотренные федеральным законом. Такие полномочия имеют своим следствием еще один случай (помимо прокурора) появления в арбитражном процессе так называемого процессуального истца, поскольку такие органы в этом случае пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

К примеру, за органами местного самоуправления в практике арбитражных судов признавалось право предъявлять требования о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, заявления о признании незаконными действий государственных органов, нарушающих имущественные права и интересы муниципального образования, в том числе его экономические интересы.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 6870/08, от 23.11.2010 N 10062/10, от 05.04.2006 N 12747/05.

Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

См.: п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, за налоговыми органами в определенный период признавалось право на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 N 2748/05, N 924/05, от 11.05.2005 N 16221/04, от 15.03.2005 N 13885/04.

При этом необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

См.: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Положение ч. 2 комментируемой статьи о праве граждан и организаций обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц подлежит применению с учетом положений гл. 28.2 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 53 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Наименование статьи претерпело изменение. ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ из названия было исключено упоминание об участии в деле государственных органов, иных органов и должностных лиц. Новое наименование более точно отражает современное содержание измененной ст. 53 АПК.

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов на обращение с исками и заявлениями в арбитражный суд закон связывает с прямым указанием на это право в ФЗ, а также с защитой публичных интересов.

Понятие публичного интереса в АПК не дано. По аналогии с ранее действовавшим законодательством можно сказать, что под таковым понимается, в частности, государственный интерес и общественный интерес. Государственный интерес, который может пониматься как публичный, возникает в том случае, когда в соответствующих правоотношениях государство выступает как публично-правовое образование, а также когда частноправовые отношения государства существенно затрагивают осуществление им своих публично-правовых функций. Государственный интерес только тогда может быть признан публичным, когда он связан с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (не являющихся участниками спорного правоотношения), обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой перечень публичных интересов установлен ч. 3 ст. 55 Конституции и ст. 2 ГК, а толкование ст. 55 Конституции как устанавливающей перечень публичных интересов дано КС РФ <1>. То есть государственный интерес становится публичным, когда он совпадает с общественным интересом.

Представляя собой известное ограничение принципа диспозитивности и связанной с ним свободы в осуществлении своих прав и обязанностей, ст. 53 АПК, безусловно, не может толковаться в отрыве от ст. 55 Конституции. По этой причине перечень публичных интересов, приведенный в ст. 55 Конституции и ст. 2 ГК, подлежит безоговорочному применению при определении публичных интересов, дающих право государственным и иным органам обращаться в арбитражный суд на основании ст. 53 АПК.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 304 АПК под публичным интересом понимаются и интересы неопределенного круга лиц. Следовательно, при нарушении интересов неопределенного круга лиц всегда имеет место нарушение публичного интереса, поскольку понятие публичного интереса выступает как категория более высокой степени обобщения. Следует отнести к публичному интересу и защиту интересов не только неопределенного, но и широкого круга лиц.

КС РФ суд признает публичным интерес, возникающий при осуществлении предпринимательской деятельности в форме акционерного общества <1>. Из текста Постановления КС РФ можно сделать вывод, что публичный интерес возникает в случае, если затрагиваются интересы значительного количества акционеров, кредиторов и инвесторов акционерного общества. Публичный интерес признается КС РФ и в размещении вкладчиками своих средств в банках, поскольку сбережения населения являются источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования <2>.

К нарушениям публичных интересов также можно отнести принятие нормативного правового акта, затрагивающего права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Государственные органы, органы местного самоуправления наделены правом на обращение с требованием о признании недействующими этих актов, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 192 АПК). Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы также обращаются в суд в защиту публичных интересов с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 198 АПК).

Сам по себе факт совпадения публичных интересов с коммерческими интересами конкретных субъектов не лишает государственные органы и органы местного самоуправления возможности предъявить иск <1>.

———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.1996 N 2093/96.

От исков, предъявляемых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами в защиту публичных интересов, следует отграничивать иски, предъявляемые указанными лицами как субъектами спорных материальных правоотношений. В последнем случае государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы будут являться истцами. В частности, органы исполнительной власти субъекта РФ, являющиеся государственными учреждениями, имеют право предъявлять иски в защиту своих имущественных интересов <1>.

———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2001 N 4723/00.

2. Новая редакция ст. 53 АПК, введенная ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ, установила право организаций и граждан обращаться в арбитражные суды в защиту прав и законных интересов других лиц.

О понятии организаций и граждан см. комментарий к ст. 44 АПК.

Организации и граждане наделены правом обращения в арбитражные суды в защиту прав и законных интересов других лиц, только если такое право предусмотрено АПК или другими ФЗ. Право на обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц не может быть предусмотрено иными актами, в том числе законами субъектов РФ.

Главой 28.2 АПК предусмотрено право на обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц по делам о защите прав и законных интересов группы лиц.

ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» установлено право лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда (ст. 23). Указанные лица могут обратиться в арбитражный суд, например, с иском о возмещении вреда, причинного имуществу ребенка, депозитарием, в связи с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных ФЗ иных прав и обязанностей (п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК).

Процессуальное положение организаций и граждан, обращающихся в арбитражные суды в защиту прав и законных интересов других лиц, аналогично положению государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обращающихся в арбитражный суд в защиту публичных интересов в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

3. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 125 АПК в исковом заявлении должны содержаться обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. В том числе в заявлении должны быть указаны обстоятельства, которыми государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган подтверждает нарушение публичных интересов, а граждане и организации, обращающиеся в арбитражный суд за защитой чужих прав и законных интересов других лиц, должны подтвердить обстоятельства, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд, поскольку это прямо предусмотрено ч. 3 ст. 53 АПК.

Отсутствие указания в обращении на то, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и законных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд, и (или) отсутствие подтверждающих эти обстоятельства доказательств влечет оставление поданного заявления без движения на основании ст. 128 АПК, а в случае неустранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, исковое заявление возвращается лицу, его подавшему (ст. 129 АПК). Такие же последствия должны возникать и в случае неуказания в обращении граждан и организаций, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, на то, нарушение каких прав и законных интересов других лиц послужило основанием для обращения в арбитражный суд, а также непредставление подтверждающих эти обстоятельства доказательств.

Из текста комментируемой статьи вытекает, что государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган обязан представить доказательства нарушения публичных интересов, а граждане и организации, обращающиеся в арбитражный суд за защитой чужих прав и законных интересов других лиц, должны представить доказательства в подтверждение нарушения чужих прав и законных интересов, дающего им право на обращение в арбитражный суд. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган не обязаны подтверждать обстоятельства нарушения чужих прав и законных интересов, а граждане и организации, указанные в ч. 2 ст. 53, не обязаны подтверждать нарушение публичных интересов, поскольку с этими обстоятельствами не связывается их право на обращение в арбитражный суд.

4. Пленум ВАС РФ разъяснил, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией <1>.

———————————
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2009 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ».

В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в ст. 59 АПК РФ, представительство от имени указанных органов могут осуществлять и иные лица, указанные в ст. 59 АПК (см. комментарий к ст. 59 АПК).

Правовая культура

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом, вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Под правовой культурой понимается также обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Понятно, что правовая культура — это один из элементов общечеловеческой культуры и, подобно тому как национальная духовная культура придает целостность и интегрированность обществу в целом, правовая культура определяет принципы правового поведения личности, систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Правовая культура — емкое общественно-политическое и правовое явление, характеризующее всю структуру политической системы государства и его жизнь с точки зрения роли права в общественно-политических процессах. Цементирующим и основополагающим началом правовой культуры выступает принцип юридической справедливости. Подлинная правовая культура и юридическая справедливость гармонически взаимосвязаны.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура социальных групп и правовая культура общества в целом.

Правовая культура личности — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, его поведение в соответствии с требованиями норм права.

Правовая культура социальных групп — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания той или иной социальной группы, общественного слоя, особых социальных групп. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводятся ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры. Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т.д.).

Высокий уровень правовой культуры — важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависят степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в деятельности государства, контроль за его деятельностью, высокая гражданская ответственность за происходящее в государстве, формирование институтов гражданского общества.

Правовая культура оптимизирует систему правовой охраны и защиты прав личности, упреждает недоверие между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения.

Явление правовой культуры так же объективно, как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. По это — особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. Правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание — определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. В реальной жизни культура правосудия не находится еще на достаточно высоком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. Когда совершено преступление и преступник понес наказание, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы виновный был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала.

Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура является непременным элементом правового государства, без последней любая форма правления может переродиться в антидемократическую, что чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой культуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативных правовых актах международного характера.

Статья 719 ГК РФ. Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда

Новая редакция Ст. 719 ГК РФ

1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

2. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Комментарий к Статье 719 ГК РФ

1. В статьях 718, 719 ГК описаны исключительные для подрядных отношений случаи, когда у заказчика в целом имеются обязанности содействовать подрядчику (ст. 718 ГК РФ) и в частности обязанности, исполнение которых обусловливает встречное исполнение обязанностей подрядчика (ст. 719 ГК РФ).

Наличие данных обязанностей заказчика не предусмотрено и не может быть предусмотрено законом в общих положениях в связи с принципом выполнения работ иждивением подрядчика (см. ст. 704 ГК РФ). Поэтому в ч. 1 ст. 718 ГК подчеркивается, что обязанности заказчика оказывать подрядчику содействие могут быть установлены только договором. Наличие обязанностей заказчика может привести к перераспределению договорных рисков, на что указывает норма п. 2 ст. 718 ГК о праве подрядчика на вознаграждение в связи с недостижением результата работы по обстоятельствам, не зависящим от подрядчика.

2. В п. 1 ст. 719 ГК приводится примерный перечень обязанностей заказчика, от исполнения которых зависит встречное исполнение обязанностей подрядчика. Статья 719 ГК не содержит специальных норм, отменяющих действие общих норм о встречном исполнении (см. ст. 328 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 ст. 328 ГК встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной. Встречным обязательством заказчика в договоре подряда может быть предоставление материала, оборудования, технической документации и другие действия, необходимые для исполнения договора подрядчиком. Как и конкретные формы содействия, встречные обязанности предусматриваются договором (в отличие от двух основных обязанностей, отраженных в легальном определении договора подряда).

2. Последствия нарушения заказчиком встречных обязанностей иные, чем при неоказании содействия: подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить, если нарушение заказчиком встречных обязанностей препятствует исполнению договора. Подрядчик может воспользоваться превентивной мерой — приостановить (или не начинать) работу при обстоятельствах, очевидно свидетельствующих о том, что обязанности заказчика не будут исполнены в срок. Такая мера не специфична для подряда. Она предусмотрена общей нормой, регулирующей встречное исполнение любого обязательства (ст. 328 ГК РФ).

Помимо названного последствия при неисполнении заказчиком встречных обязанностей подрядчик, если иное не предусмотрено договором, вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 719 ГК РФ). В части, не урегулированной ст. 719 ГК, к встречному исполнению обязательства по договору подряда применяются положения ст. 328 ГК.

Понятие, сущность и исторические типы права.

Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.

Право — это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкциони­рованных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права:

1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательнадля всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс­лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, вдеталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей.

3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.).

4. Многократность применения. Применение юридических норм рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. «Jus est ars boni et aequi» «Право есть искусство добра и справедли­вости» — гласит известное римское изречение.

Понятие «право» может быть использовано в несколь­ких значениях.

В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право — это мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Если объективное право — это юридические нормы, вы­раженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Сущность права — это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

— для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

— для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

— для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

— для Р. Иеринга — защищенный интерес,

— для Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

— для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон волю экономически господствую­щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право — интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Типология права — это его специфическая клас­сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под­ходов: формационного и цивилизационного, подход на основе конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных, специально-юридичес­ких и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ­водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов — государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В рамках цивилизационного подхода выделяют следу­ющие типы прав:

— право древних государств;

— право средневековых государств;

— право современных государств.

В зависимости от конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

1. Национально-правовая система (конкретного госу­дарства). Национально-правовая система — это конкретно-исто­рическая совокупность прав, юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельного государства.

2. Правовая семья — это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:

— романо-германская (континентальное право);

— англо-американская (общее права);

— традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от­ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Теории права. Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не­которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.

Все про коэффициент балкона и лоджии в квартире

Покупая квартиру, или ожидая ее получение в новостроях, многие сталкиваются с техническими несоответствиями. Выражается это разницей между фактической площадью, и указанной в документах по БТИ. Как ни странно, происходит это в тех случаях, когда в квартирной планировке есть лоджия или балкон.

Что такое коэффициент балкона?

Для многих так и осталось загадкой, на которой как профессиональные фокусники подвизаются застройщики, входит ли метраж этих секций в оплату при покупке квартир. На самом деле, существует много нормативных противоречивых актов и законодательных уложений. Попробуем разобраться, что является правдой и как можно защитить свое право собственности на помещение.

Что и как называется

Пока люди не сталкиваются с такого рода проблемой, они не всегда могут дать внятное и четкое определение двум этим понятиям. Поэтому обратим внимание на то, что:

  1. Балконная конструкция, или балкон – это помещение, которое не отапливается, и выступает из фасада дома или здания. Стеной ограничено только с одной стороны, может быть покрыто крышей и остеклено, его глубина взаимосвязана с комнатой, которая находится внутри общего строения;
  2. Лоджия – огражденная площадь, которая находится внутри общего здания и имеет три стены. Иногда, при угловом расположении, стены две. Она также может быть остеклена и имеет потолочное покрытие.

Если выразиться не казенным языком, то балкон всегда выступает из фасада, лоджия – нет. Кстати существуют комбинированные варианты, но речь сейчас не о них. На фото вы видите те принципиальные различия, которые озвучены.

Формы

Можно отметить, что разнообразие форм присуще только балконам. Они могут быть прямоугольные, скошенные, круглые, удлиненные. Это можно видеть на фото. Все зависит от проекта застройщика. В нынешних новостроях обычно ширина вынесенной за фасад конструкции около 80 см, а длина – 3,3 м.

Есть и другие различия, например, чтобы произвести утепление или остекление балкона, надо высчитывать вес всех используемых материалов. Плита, которая служит его основанием – выносная. Использование кирпича, тяжелых стеклопакетов или иных облицовочных тяжелых материалов может плохо закончится. Так что техника безопасности должна соблюдаться строго.

Также стоит знать, что на лоджию можно вывести трубы центрального отопления. Это делается с разрешения соответствующих инстанций, и тогда эту площадь можно внести в общее жилое помещение, увеличивая его стоимость при продаже. Для балкона подобные манипуляции категорически запрещены. Как выглядит утепленная трубами конструкция видно на фото.

Единственное, что можно назвать общим для этих конструкций – это высота парапета. По закону она должна быть не менее 1 метра.

Как считать

На самом деле, «летние помещения» и их площадь не считаются пригодными для проживания. Это указано в ЖК, который является главным законом в этой юридической области. Помогает правильным расчетам такое понятие коэффициент балкона и лоджии. На доступном для простых смертных языке, это установленные законодательным путем цифры, которые позволяют снижать общую стоимость площади квартиры. Коэффициент площади балкона к площади жилья – 0,3. для оппонента – 0,5. Что это значит? Разберемся на наглядных примерах:

  1. Ранее в общую площадь квартиры не входили указания о «летних помещениях»;
  2. Сейчас, понижающий коэффициент балкона 0,3, поэтому квадратные метры вынесенной за фасад площади нужно будет умножить на 0,3 и добавить к общей квадратуре квартиры. Так же в бумагах по БТИ производят расчеты для встроенного не отапливаемого помещения, только с коэффициентом 0,5;
  3. Сответственно понижающий коэффициент для балконов и лоджий позволяет снизить стоимость помещения.

То есть, если в договоре купли-продажи жилья, на прилагающемся плане помещения будет указан метраж «летних не отапливаемых секций», тогда при расчетах общей стоимости к ним должны применяться указанные выше коэффициенты.

Не забывайте, что один вид «летнего помещения» можно утеплить, и тогда документы по БТИ будут включать этот метраж в общую стоимость.

Что является нашей собственностью

Коэффициент площади балконов и лоджий хоть и закреплен в нормативных актах, но указывает на нестыковки в законодательстве. Покупатели считают, что они оплатили все квадратные метры в своей квартире, но при этом, законодательно, именно балконы считаются общедомовой собственностью. Из этого следует, что к личному владению или частной собственности относится только метраж между стенами. Общая собственность всего многоквартирного дома это:

  • стены;
  • пол;
  • потолок;
  • коммуникации;
  • фасадная стена;
  • плита основания;
  • парапет.

Только на то, что находится в этих пределах, распространяется право частной собственности. Но ведь в таком случае неправомерно требование об оплате лишних метров, которые к тому же не отапливаются. Естественно, что к владельцам квартир не будет предъявлено никаких претензий по использованию пространства, но теоретически, если они будут мешать или портить общественное имущество, их могут оштрафовать.

Коэффициент предоставляет широкую возможность, для того чтобы в суде оспорить и указанный застройщиком метраж, и сумму, которая должна быть уплачена за квартиру. Документы, подтверждающие право собственности, обязательно должны содержать все сведения о помещениях, называемых вспомогательными. Иначе можно потратить много времени на судебные разбирательства, доказывая свои права.

Итог

Возможно, придет о время, когда законы будут отточены. На сегодняшний день – это нагромождение взаимоисключающих актов и поправок, в том числе и в области приобретения недвижимости. Учитывая общую малограмотность в юридических вопросах, часто мы не отстаиваем законные права. В сегодняшнем конкретном случае, это навряд ли сможет сделать и дипломированный юрист.