Ст 51 КоАП РФ

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства и его органов.

Существуют две формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное внимание уделяется рассмотрению различных видов объединений государств: конфедерация, содружество, сообщество и т.д.

Унитарное государство– это простое по строению государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы и имеющее одноуровневую систему органов государственной власти и одноуровневую систему законодательства.

Признаки унитарного государства:

– оно подразделяется на административно-территориальные единицы;

– у него одноуровневая система органов государственной власти;

– одноуровневая система законодательства.

Это признаки классической формы унитарного государства. В современных условиях принцип унитаризма в построении государства претерпевает существенную модификацию: в составе унитарных государств создаются административно-территориальные единицы, обладающие некоторой автономией.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов государственной власти все унитарные государства можно разделить на два вида:

– централизованные унитарные государства (в них отсутствуют автономные образования, все административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус);

– децентрализованные унитарные государства (в них имеются автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других административно-территориальных единиц).

Обычно автономные образования в унитарных государствах отражают специфику национального состава населения. Автономия представляет собой форму децентрализации в осуществлении государственной власти.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство– это сложное по строению государство, состоящее из субъектов федерации и имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и двухуровневую систему законодательства.

Федерация как форма территориального устройства государства появилась в индустриальную эпоху. Однако она менее распространена, чем унитарное государство. В современном мире 24 государства являются федеративными: США, Канада, Мексика, Бразилия, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Российская Федерация, Австралия, Индия, Пакистан, Танзания, Малайзия, Нигерия и некоторые другие.

После Второй мировой войны число федеративных государств значительно возросло. В последние десятилетия происходили процессы как ликвидации (стали унитарными Индонезия, Ливия, Уганда, распались СССР, Чехословакия, Югославия), так и возникновения новых федеративных государств (Бельгия, Эфиопия).

Признаки федерации:

– федерация состоит из субъектов федерации (некоторые федеративные государства, кроме субъектов федерации, включают в свой состав административно-территориальные единицы, которые субъектами федерации не являются, например, в США – федеральный округ Колумбия, заморские территории);

– субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом свободного выхода из состава федерации);

– субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова (даже если нормативно установлено, что они являются государствами), так как они не обладают таким важнейшим признаком государства, как государственный суверенитет;

– существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации;

– существует двухуровневая система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

– предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничиваются федеральной конституцией.

Виды федераций:

1. По правовым основаниям образования:

– договорные (правовым основанием их образования является заключение несколькими суверенными государствами договора об образовании нового государства в форме федерации; например, СССР с 30 декабря 1922 г. по 1924 г., когда была принята Конституция СССР);

– конституционные (правовым основанием их образования является провозглашение в Конституции федеративного устройства государства: США, Мексика, Бразилия, ФРГ и др.);

– конституционно-договорные (правовыми основаниями их образования являются заключение несколькими суверенными государствами договора об образовании федеративного государства и последующее принятие Конституции, закрепляющей федеративное устройство государства; например, СССР с 1924 г. по декабрь 1991 г.);

2. По принципу образования субъектов федерации:

– территориальные (субъекты федерации созданы по территориальному принципу: США, Мексика, Бразилия, ФРГ);

– национальные (субъекты федерации созданы по национальному признаку: СССР, Чехословакия, Югославия);

– национально-территориальные (субъекты федерации созданы на основе сочетания национального и территориального принципов: Российская Федерация, Канада, Индия).

3. По правовому положению субъектов федерации:

– симметричные (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус: США, Мексика, ФРГ);

– асимметричные (субъекты федерации имеют неодинаковый правовой статус: Российская Федерация – особенно в 1990-е годы и до 2002 г.)

Конфедерация (следует отличать от федерации) – это союз суверенных государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов; достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической науке. Существуют три основных подхода к определению политико-правовой природы конфедерации:

1. Конфедерация – форма государственного устройства.

2. Конфедерация – промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

3. Конфедерация не является формой государственного устройства, а представляет собой межгосударственное объединение.

Наиболее убедительным представляется третий подход. Конфедерацию нельзя считать формой государственного устройства, так как последняя характеризует внутреннее территориальное устройство государства, а конфедерация – не государство, а союз суверенных государств. Следовательно, она не может быть формой государственного устройства. Конфедерация не обладает ни одним из признаков государства. Она – межгосударственное объединение.

Признаки конфедерации:

– государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют суверенитет в полном объеме (некоторые самоограничения прав государств-членов конфедерации касаются только тех сторон их деятельности, которые повлекли добровольное объединение этих государств в конфедерацию, однако это не означает ограничения их суверенитета);

– будучи суверенными государствами, государства-члены конфедерации обладают правом сецессии, т.е. правом свободного выхода из состава конфедерации;

– конфедерация создается на договорной основе, т.е. путем заключения суверенными государствами международного договора об объединении в конфедерацию;

– конфедерация не имеет единой территории (государства-члены конфедерации имеют свою территорию и государственные границы; оборона конфедерации осуществляется союзной армией, но она состоит из воинских формирований государств-членов конфедерации);

– конфедерация не имеет государственного аппарата, т.е. единой системы органов государственной власти (конфедерация создается для достижения конкретных целей, для чего создаются органы конфедерации, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией; эти органы немногочисленны, они формируются, как правило, высшими органами государственной власти государств-членов конфедерации; эти органы, как правило, не имеют прямых властных полномочий, а осуществляют в основном координационные функции);

– конфедерация не имеет конституции и законодательства (конфедерация создается на основе договора; правовые акты, принимаемые органами конфедерации, не имеют прямого действия, т.е. они вступают в действие на территории государств-членов конфедерации только после их ратификации органом законодательной власти государств-членов конфедерации; государства-члены конфедерации обладают правом нуллификации, т.е. органы законодательной власти государств-членов конфедерации имеют право принять решение о прекращении действия на своей территории акта, принятого органом конфедерации и ранее ратифицированного);

– конфедерация не имеет государственной казны (бюджет конфедерации формируется не путем прямых налоговых отчислений, а путем добровольных взносов государств-членов конфедерации).

Конфедерация – достаточно редкое и недолговременное образование (США с 1781 г. по 1787 г.; Швейцария до 1848 г.; Сенегамбия с 1982 г. по 1987 г.). Конфедерация, как и государство, создается для управления обществом, для осуществления тех функций, реализация которых отдельными государствами недостаточно эффективна. Однако ограниченные полномочия органов конфедерации делают это управление затруднительным и не всегда эффективным, а порой и невозможным.

Конфедерация может эволюционировать в двух направлениях:

1. Если возникает необходимость в более эффективной организации управления и в более тесной интеграции, то конфедерация может перерасти в федеративное государство (например, США в 1787 г., Швейцария в 1848 г.).

2. Конфедерация может прекратить свое существование, если ее задачи выполнены или если возникли серьезные внутренние противоречия между государствами – членами конфедерации, либо под воздействием внешних факторов (например, войн): распад Австро-Венгрии в 1918 г., Объединенной Арабской Республики в 1961 г., Сенегамбии в 1988 г.)

В современном мире все большее распространение получают новые формы объединения государств – межгосударственные союзы, которые могут существовать в форме сообщества, содружества и др. Это обусловлено двумя процессами: 1) процессами дезинтеграции, распада государств; 2) стремлением государств к их экономической и политической интеграции.

Межгосударственное объединение – союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической и политической интеграции государств-участников. Государства – участники межгосударственного объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгосударственным органам, которые координируют деятельность государств-участников.

Правовой основой образования межгосударственного объединения являются конституции государств-участников. Например, ст. 79 Конституции РФ устанавливает: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы. В этих документах определяется порядок вступления в межгосударственное объединение и выхода из него. Примеры межгосударственных объединений: Британское содружество наций, Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств.

Систему органов межгосударственного объединения образуют Высший орган (как правило, совет глав государств), исполнительный орган, административный орган (секретариат), комитеты и комиссии по специальным вопросам. Иногда создаются специальные органы, например в составе Совета Европы созданы Европейский Суд и Европейская комиссия по правам человека.

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы государств-участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач. Данные объединения имеют в основном переходный характер. В зависимости от исторических тенденций их развития они могут выступать в качестве этапа окончательной дезинтеграции или этапа на пути движения к созданию единого государства.

Применяется ли 51 статья Конституции РФ к статье за административное правонарушение.

Конечно распространяется Конституция на все законы. Статья 51 Конституции РФ Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 25.1 КоАП. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Классификация нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.) Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2007, № 4, с. 79..

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Теория государства и права. Учебник/Под ред. Матузава Н.И., Малько А.В. М., 2007, с. 326.

Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1147. развивает конституционные нормы и устанавливает соблюдение принципа верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Статья 4 этого Закона обязывает организовать исполнение правовых актов вышестоящего уровня и осуществлять контроль их исполнения, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 21.

Конституция России 1993 г. является юридической базой проводимых в стране различных реформ (налоговой, административной, пенсионной, военной и др.), в ходе которых происходит эволюция и самой Конституции. Этот двуединый процесс прямых и обратных связей в сфере конституционной материи особенно отчетливо виден на примере развития российского федерализма. Хабриева Т.Я. Российская конституция и эволюция федеративных отношений // Государства и право, 2004, № 8, с. 5.

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право, 2004, № 4, с. 13. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 221.

Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Под ред. Иванова С.А. М., 2000, с. 20.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ, 2006, № 1, с. 29..

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества, 2006, № 6, с. 14..

Федеральные конституционные законы — это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2007, № 7, ст. 829. ; «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 3921; 2007, № 1 (часть I), ст. 2; «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147.

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке — для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2007, с. 339.

Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 50, ст. 6248., Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч.1, ст.1; 2007, № 16, ст. 1824., Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Федеральный закон «Об альтернативной граж-данской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 332.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов Федерации а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134) Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность. 2007, № 6, с. 13..

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция, 2003, №12, с. 4. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80—89). Ермилова Н.П. Право на защиту — очередная декларированная норма Конституции РФ // Юридический мир, 2002, № 7, с. 63.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации — это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Любашица В.Я., Мордовцева А.Ю., Тимошенко И.В. М., 2002, с. 235.

Итак, нормативно-правовые акты по их юридической силе могут быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

Унитарное государство — это… Страна Z — унитарное государство. Что это значит?

Что такое унитарное государство

Унитарное государство — это государство, где у регионов нет политической самостоятельности. Страна делится на административные единицы, но центральная власть не отдает часть полномочий этим территориям.

В составе унитарного государстве нет шатов или республик, обладающих частичным суверенитетом. Области, края или губернии подчиняются центральному правительству, которое решает вопросы внутренней, внешней и социальной политики, экономики и культуры.

Большинство стран мира имеют унитарную форму государственного устройства.

Примеры стран с унитарным устройством: Алжир, Болгария, Великобритания, Италия, Нидерланды, Китай, Польша, Франция, Южная Корея, Япония.

На территории унитарного государства действует единая конституция и законы, единая судебная, денежная и налоговая система.

Иногда в состав унитарного государства могут входить одна или несколько автономий. Такие автономные районы есть, например, в Дании, в Испании, в Китае.

Унитарное государство — один из видов государственно-территориального устройства наряду с федерацией и конфедерацией. В федеративных государствах полномочия разделены между центром и регионами, а конфедерация — это объединение независимых государств.

Подробнее о государственном устройстве читайте в статье: Что такое государство. Признаки, функции и виды государства

Признаки унитарного государства

  • Единая конституция

  • Единое гражданство

  • Единая система органов государственной власти

  • Один высший представительный орган — парламент

  • Один высший орган исполнительной власти — правительство

  • Единые законы

  • Единая система управления

  • Единая судебная система

«Страна Z — унитарное государство». Что это значит?

В заданиях ЕГЭ и ГИА по обществознанию нередко требуется по описанию определить территориально-государственное устройство. Например, ответить, является ли страна Z унитарным государством или нет.

Чтобы ответить, вспомните признаки унитарного государства: отсутствие политической самостоятельности регионов, единая система управления, единые законы и так далее.

Если говорится, что «государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью» — это унитарное государство.

Если в задании говорится «государство Z включает в себя территориальные единицы, обладающие политической самостоятельностью» — это уже не унитарное государство.

Политическая самостоятельность регионов, наличие у них автономии, собственных законов или конституций указывает, что перед нами федерация.

Страна Z — унитарное государство. Пример задания

В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство
6) демократическое государство

Правильный ответ — 146

1) конституционная монархия — верно, в стране есть монарх, но власть принадлежит парламенту.
2) президентская республика — неверно.
3) абсолютная монархия — неверно.
4) унитарное государство — верно, тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не обладают по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.
5) федеративное государство — неверно.
6) демократическое государство — верно, граж­да­не об­ла­да­ют реальными правами и сво­бодами, развито гражданское общество.

Унитарное государство, федерация и конфедерация. Пример задания

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФОРМА ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВА

А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го населения

Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный суверенитет

В) еди­ная си­сте­ма законодательства

Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го образования

Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента

1) уни­тар­ное государство

2) федерация

3) конфедерация

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Правильный ответ 23112

Унитарному государству свойственны единая система законодательства, территориальные единицы при унитаризме не имеют статус государственного образования.