Ст 5 п 4 УПК РФ

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ действующего в 2019 г проект планировки территории состоит из:

  • основной части, которая подлежит утверждению
  • материалов по ее обоснованию.

1. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1.1. Чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

  • красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
  • границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
  • границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

1.2. Положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения.

1.3. Положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры

2. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя:

1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации;

3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

5) схему границ территорий объектов культурного наследия;

6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;

7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;

11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

12) обоснование очередности планируемого развития территории;

13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

3. В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения.

Данный проект разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 УПК РФ

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:

1) алиби — нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) апелляционная инстанция — суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда;

3) близкие лица — иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;

5) вердикт — решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;

6) государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры;

7) дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

8) дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

9) досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу;

10) жилище — индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;

11) задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;

11.1) заключение суда — вывод о наличии или об отсутствии в действиях лица, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовному делу, признаков преступления;

12) законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;

13) избрание меры пресечения — принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 13.1, вступающим в силу с 15 сентября 2015 г.

13.1) имущество — любые вещи, включая наличные денежные средства и документарные ценные бумаги; безналичные денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях; бездокументарные ценные бумаги, права на которые учитываются в реестре владельцев бездокументарных ценных бумаг или депозитарии; имущественные права, включая права требования и исключительные права;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ пункт 14 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

14) кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;

14.1) контроль телефонных и иных переговоров — прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм;

15) момент фактического задержания — момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ пункт 16 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

16) надзорная инстанция — Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ пункт 17 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

17) начальник органа дознания — должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;

17.1) начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;

18) утратил силу;

См. текст пункта 18

19) неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;

20) непричастность — неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления;

21) ночное время — промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени;

22) обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ пункт 23 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

23) определение — любое решение, вынесенное коллегиально судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, за исключением приговора и кассационного определения;

24) органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 143-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 24.1

24.1) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами — получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ пункт 25 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

25) постановление — любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;

26) председательствующий — судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично;

27) представление — акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном настоящим Кодексом;

28) приговор — решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции;

29) применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения;

30) присяжный заседатель — лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта;

31) прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

32) процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в пункт 33 статьи 5 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

33) процессуальное решение — решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем в порядке, установленном настоящим Кодексом;

34) реабилитация — порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда;

35) реабилитированный — лицо, имеющее в соответствии с настоящим Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием;

36) реплика — замечание участника прений сторон относительно сказанного в речах других участников;

36.1) результаты оперативно-розыскной деятельности — сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

37) родственники — все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;

38) розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;

38.1) руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;

39) утратил силу;

См. текст пункта 39

40) свидетельский иммунитет — право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 40.1

40.1) следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству;

41) следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в пункт 41.1 статьи 5 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

41.1) согласие — разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или разрешение прокурора, начальника органа дознания на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений;

42) содержание под стражей — пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом;

Пункт 43 изменен с 8 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 499-ФЗ

См. предыдущую редакцию

43) сообщение о преступлении — заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

44) специализированное учреждение для несовершеннолетних — специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетних и созданный в соответствии с федеральным законом;

45) стороны — участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;

46) сторона защиты — обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в пункт 47 статьи 5 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

47) сторона обвинения — прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;

48) суд — любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом;

49) судебная экспертиза — экспертиза, производимая в порядке, установленном настоящим Кодексом;

50) судебное заседание — процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ пункт 51 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

51) судебное разбирательство — судебное заседание судов первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;

52) суд первой инстанции — суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ пункт 53 статьи 5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

53) суд второй инстанции — суд апелляционной инстанции;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 53.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

53.1) судебное решение — приговор, определение, постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в судах первой и второй инстанций; определение и постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в суде кассационной инстанции; постановление, вынесенное при производстве по уголовному делу в суде надзорной инстанции;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 53.2, вступающим в силу с 1 мая 2011 г.

53.2) итоговое судебное решение — приговор, иное решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым уголовное дело разрешается по существу;

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 53.3, вступающим в силу с 1 мая 2011 г.

53.3) промежуточное судебное решение — все определения и постановления суда, за исключением итогового судебного решения;

54) судья — должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие;

55) уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

56) уголовное судопроизводство — досудебное и судебное производство по уголовному делу;

57) уголовный закон — Уголовный кодекс Российской Федерации;

58) участники уголовного судопроизводства — лица, принимающие участие в уголовном процессе;

59) частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения;

60) экспертное учреждение — государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном настоящим Кодексом;

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ статья 5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 61

61) досудебное соглашение о сотрудничестве — соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ статья 5 дополнена пунктом 62, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

62) педагог — педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

Уходящий год принес рекомендации для новых глав сразу в несколько ключевых судов. Кресло председателя АСГМ занял Николай Новиков, который переехал из Татарстана. На пост председателя АС Московской области ВККС еще в сентябре одобрила Вячеслава Кресса, но президентского назначения он пока не получил. Также ряд судей лишились своих полномочий. Судья 9-го ААС осталась без работы из-за того, что опубликовала особое мнение до изготовления мотивированного акта. Судья из Владивостока поплатился за нарушение тайны совещательной комнаты. А судей из Новосибирской и Ростовской областей сгубила неаккуратная езда.

Рекомендации на должность

Глава Высшей квалифколлегии Николай Тимошин отмечал, что в 2013–2016 годах число заявлений от претендентов на судейские должности почти не изменилось по сравнению с 2009–2012 годами, при этом примерно три четверти кандидатов получили положительную рекомендацию. «Однако оценивать надо конечный результат. Фильтр ККС – не единственный, председатель суда имеет право не согласиться с заключением и вернуть его в ККС», – рассказал Тимошин, добавив, что за четыре предыдущих года было возвращено 53 заключения. Еще часть претендентов отсеивается при прохождении президентской комиссии по кадрам: некоторые отзывают свои заявления сами, а некоторые отклоняются президентом. Чаще всего, по словам Тимошина, это происходит из-за того, что претенденты представляют неполные сведения о себе (см. «Глава ВККС: за четыре года судей 896 раз привлекали к дисциплинарной ответственности»).

Из значимых назначений можно отметить пополнение Коллегии ВС по административным делам предсостава Ульяновского областного суда Олегом Нефедовым. При прохождении ВККС члены комиссии поинтересовались работой супруги Нефедова, которая занимает должность заместителя начальника Управления массовых коммуникаций в правительстве Ульяновской области. Нефедов пояснил, что супруга работает с прессой и к судам никакого отношения не имеет. ВС и Совет судей кандидатуру Нефедова поддержали, что после недолгого совещания сделала и ВККС (см. «ВККС рекомендовала судью в административную коллегию Верховного суда»).

Сменилось руководство в ряде верховных судов республик. Так, Владимир Путин назначил на пост главы Верховного суда Чеченской Республики, пустующий с сентября прошлого года, председателя Гудермесского городского суда Алавдина Гардалоева (см. «Президент выбрал кандидата на пост председателя ВС Чечни»). Его зампредом стал Асламбек Висаитов, который получил рекомендацию ВККС в январе 2017 года (см. «Президент назначил судей и председателей судов»). Место председателя в Верховном суде Коми занял Александр Хамицевич, на аналогичную должность в ВС Татарстана назначен Ильгиз Гилазов. Переизбраться в качестве зампреда ВС Татарстана удалось Максиму Беляеву, которого назначили на этот пост в 2012 году (см. «ВККС рекомендовала кандидатов в начальники девяти облсудов»). ВККС также одобрила кандидатуру Александра Полушкина в качестве зампреда Верховного суда Удмуртии. За кресло главы Верховного суда Чувашской республики боролись сразу четыре кандидата, но одобрение ВС, ВККС и Совета судей получил Анатолий Петров.

В Мосгорсуде появился новый зампред: им стала Наталья Афанасьева, которая до этого занимала кресло председателя Савеловского районного суда Москвы. Афанасьева, согласно информации на сайте Мосгорсуда, входит в состав членов Совета судей Москвы (см. «Президент назначил зампреда в Мосгорсуд»). Еще в Мосгорсуд перешла из Перовского районного суда судья Наталья Никишина.

Кресло председателя Арбитражного суда Москвы на 6 лет занял Николай Новиков, ранее занимавший пост главы АС Республики Татарстан. Он сменил Сергея Чучу, чьи полномочия истекли в апреле 2017 года (см. «Путин назначил нового председателя АСГМ»). Заместителем Новикова стал председатель состава Арбитражного суда Татарстана Дмитрий Крылов. Кандидат продемонстировал отличную производительность труда – он разрешал много дел, имел низкий процент отмен и практически не нарушал сроки (см. «ВККС рекомендовала кандидата в зампреды АСГМ»). Кроме того, в АСГМ назначены Евгения Ваганова, Владимир Регнацкий и некоторые другие судьи.

За пост председателя Арбитражного суда Московской области боролись двое: председатель Арбитражного суда Дальневосточного округа Вячеслав Кресс и зампред АСГМ Андрей Бондарь. Интересно, что оба – дети известных родителей. Кресс – сын члена Совета Федерации от Томской области, экс-губернатора региона Виктора Кресса. Бондарь по некоторым источникам является сыном судьи Конституционного суда Николая Бондаря. Перед ВККС Бондарь отозвал свою кандидатуру, а Кресс получил одобрение. Комиссию очень интересовали его поездки зарубеж. «Вы отдыхаете только за границей, а решения выносите именем Российской Федерации, как так?» – спросили там. «В прошлый раз отдыхал в Сочи. В России отдыхаю не меньше, чем заграницей. А выезды за рубеж связаны не только с отдыхом, но и с лечением членов семьи», – объяснил Кресс (см. «ВККС одобрила кандидата на пост председателя АС Московской области»). Кроме того, в Арбитражный суд Московской области пришло восемь новых судей.

За год сильно сменился состав АС Московского округа: квалифколлегия рекомендовала принять туда Оксану Суставову, Юлию Холодкову, Александра Кочеткова, Ольгу Каменскую, Николая Тарасова, Ольгу Анциферову, Светлану Закутскую, Андрея Гречишкина, Евгения Шевченко и других. Пятеро из них уже приступили к новой работе, другие ждут назначений.

Целый ряд судей арбитражей первой инстанции были одобрены в апелляции. Марию Козлову из АСГМ рекомендовали в 10-й ААС, правда, ей пришлось объяснять большой процент отмен за определенный период. Юлию Пряхину и Ирину Бармину из АС Санкт-Петербурга и Ленобласти одобрили в 13-й ААС. Показатели Барминой оказались ниже, чем в среднем по суду, но объяснить такую статистику она затруднилась. Судья Арбитражного суда Владимирской области Оксана Волгина получила рекомендацию в 1-й ААС. Наталье Кормщиковой из Арбитражного суда Кировской области дали шанс перейти во 2-й ААС. Наталья Ломако и Надежда Корзова из АС Забайкальского края смогут претендовать на должности судей в 4-м ААС. Петр Шапкиниз АС Ростовской области был одобрен в 15-й ААС. Нина Юшкова из АС Вологодской области претендовала в 14-й ААС и получила одобрение. Удача улыбнулась и представителю системы общей юрисдикции: судья Челябинского областного суда Даниил Дерхо получил рекомендацию в 8-й ААС (см. «ВККС рекомендовала 22 судьи в арбитражные суды»).

В 2017 году судьи часто становились зампредами в «своих» же судах. В качестве примера – судья Московского областного суда Олег Гаценко, судья ВС республики Алтай Алексей Кокорин, судья ВС Татарстана Айдар Галиакберов, судья Забайкальского краевого суда Инга Литвинцева, судья Белгородского областного судаСергей Коцюмбас, председатель коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда Алла Русинова, судья суда Ханты-Мансийского автономного округа Югры Денис Бушуев (см. «Путин назначил 11 зампредов в региональные суды»).

Отказы в рекомендации на должность

Если кандидат уже работает судьей, члены квалифколлегии точно не оставят без внимания его нагрузку. Так, заместитель Кировского райсуда Саратова Вадим Бондаренко не получил от ВККС рекомендаций в судьи 14-го ААС, поскольку в 2016 году у него было 46% отмен и четыре частных определения (см. «ВККС рекомендовала 22 судьи в арбитражные суды»). ВККС также не одобрила на пост председателя АС Челябинской областидействующего главу Андрея Орлова, у которого истекает срок полномочий. За первую половину 2017 года нагрузка его подчиненных была по 102 дела в месяц, а Орлов в 2012–2014 году вообще не рассматривал споров, в 2015 году разрешил 6 дел, в 2016-м – 17, в 2017-м – 50. Судья оправдывал такие показатели большим количеством административной работы, но ВККС это не устроило (см. «ВККС рекомендовала 22 судьи в арбитражные суды»).

Привлечение к дисциплинарной ответственности помешало мировой судье судебного участка № 2 Верещагинского района Пермского края Ольге Тиуновой получить рекомендации на очередной срок. Судья рассказала: муж шел встречать ее с работы и по пути был избит. В протоколе изначально не было указано место происшествия, и руководство суда решило, что инцидент произошел прямо на судебном участке. Судью же, по ее словам, наказали за то, что она не сообщила об этом начальству. Позже выяснилось, что драка произошла по дороге на участок, но обжаловать вынесенное ей предупреждение Тиунова не стала, поскольку председатель райсуда посоветовала «оставить все как есть» (см. «ВККС дала второй шанс четырем претендентам на судейские должности»).

Отдельное внимание при даче рекомендации ККС уделяет возможным конфликтам интересов. Из-за этого судья АС Марий Эл Владимир Лежнин с 10-летним стажем не смог стать зампредом в Арбитражном суде Марий Эл. Выяснилось, что Лежнин рассмотрел два дела с участием компании, где работает бухгалтером его сестра. Кандидат пояснил, что рассмотрел их в порядке упрощенного производства без вызова сторон и даже не обратил внимания на название компании. Но получить рекомендацию эти объяснения не помогли (см. «ВККС рекомендовала 22 судьи в арбитражные суды»). Аналогичная ситуация произошла у судьи 3-го ААС Ирины Бутиной, которая просила о рекомендации зампредом в тот же суд. Супруг судьи до ухода в отставку в мае этого года работал во владимирском арбитраже, а Бутина в составе апелляционной коллегии рассмотрела порядка 27 дел, по которым тот выносил решения в первой инстанции. Она тут же пояснила, что участвовала в заседаниях по таким делам только до возникновения «личных обстоятельств» в апреле 2014 года, поэтому заподозрить ее в предвзятости нельзя. Совет судей ее кандидатуру поддержал, ВС оставил решение на усмотрение коллегии, которая, посовещавшись, Бутиной отказала (см. «ВККС рекомендовала десять председателей и зампредов в арбитражи»).

У зампреда ВС Карачаево-Черкессии Аслана Асланукова тоже был конфликт интересов: Президиум республиканского суда утвердил обвинительное заключение, подписанное прокурором-братом Асланукова. Еще у него обнаружились значительные расхождения в сведениях анкеты. Выяснилось, что Аслануков не указал там дом («Он родительский», –пояснил Аслануков) и некий земельный участок. От последнего судья открестился: в Регпалате землю на него зарегистрировали по ошибке. Но ВС кандидатуру Асланукова все равно не поддержал (см. «ВККС рекомендовала зампредов в пять областных судов»). Помощник судьи Хамовнического районного суда Татьяна Зальцман, которая претендовала на должность мирового судьи судебного участка № 216 Гагаринского района, тоже получила отказ из-за расхождений в декларации. Квалифколлегия указала, что в 2013 году претендент продала квартиру и две машины, но в документах полученный доход не отразила. Зальцман, возражая, говорила, что так как о рекомендации она просила в 2016 году, то к заявлению нужно было приложить лишь справку о доходах за 2015 год (см. «ВККС дала второй шанс четырем претендентам на судейские должности»).

Почти всегда судьи квалифколлегий интересуются членами семьи кандидата, наличием у них судимостей и административок. Так, недавно ВККС не одобрила на пост председателя АС Ингушетии исполняющего обязанности главы суда Магомета Мержоева, у родственников которого оказались проблемы с уголовным законом. Его брат привлекался к уголовной ответственности в 1993 году, но дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Брат жены объявлялся в розыск, но его прекратили. Обвинение в мошенничестве предъявляли сестре судьи, и дело тоже было прекращено. А сын Мержоева 27 раз привлекался к административной ответственности из-за превышения скорости. Похожая ситуация сложилась у судьи Кировского областного суда Владимира Стексова, который метил на должность зампреда, но не получил рекомендацию. Его брат в 1993 году привлекался к уголовной ответственности за мошенничество и имеет многочисленные административки. У отца Стексова тоже много административных нарушений (см. «ВККС рекомендовала кандидатов в начальники девяти облсудов»). Предсостава АС Амурской области Ивану Москаленко не удалось занять пост зампреда в АС Хабаровского края. Во-первых, брат претендента за последние 10 лет привлекался к административной ответственности 67 раз, в том числе на два года был лишен водительских прав. Во-вторых, его спросили о «слишком частых» поездках в Китай и на Тайвань, едва ли не в каждые выходные. Судья пояснил, что ехать недалеко – «через речку на пароходе переплыть», отдых в соседней стране до кризиса был дешевле, к тому же нередко и он, и его родственники ездили туда лечиться. Верховный суд и Совет судей оставили решение вопроса на усмотрение ВККС, которая претенденту отказала (см. «ВККС рекомендовала десять председателей и зампредов в арбитражи»).

Иногда судьи позволяют себе весьма необычные поступки, которые мешают им переизбраться на новый срок. Так, ККС Краснодарского края отказала в рекомендации на переназначение мировой судье из Армавира Елене Никулиной из-за обнародованной фотографии, на которой судья вместе с коллегами празднует 8 марта в зале заседаний на фоне символов государственной власти (см. «ВККС отказала в переназначении судье, устроившей застолье в своем кабинете»).

Лишение полномочий

Среди наиболее популярных причин лишения судей полномочий – волокита и низкие показатели работы. Но иногда судьи прощаются с мантией из-за других серьезных проступков. Так, судья Елена Левашова назначила наказание по уголовному делу выше, чем предусмотрено санкцией статьи. Когда ей указали на ошибку, она объяснила, что в деле неправильный черновик, а в оригинале все указано верно. Как выяснилось, она лишь пыталась изменить приговор задним числом. Кемеровская ККС и ВККС были единодушны, что это подрывает авторитет судебной власти, а дисциплинарная коллегия ВС их поддержала (см. «ВС оставил без мантии судью, которая сфальсифицировала приговор»). За похожую ошибку, но менее сурово была наказана и зампред Мариинского городского суда Кемеровской области Светлана Зайцева. Она безосновательно назначила наказание ниже нижнего предела, за что получила от ККС предупреждение. Зайцева пыталась оспорить взыскание в ВККС, но ничего не вышло (см. «Судье, наказанной за необоснованное смягчение приговора, не удалось отменить взыскание в ВККС»). Судья Тобольского районного суда Елена Зульбугарова не только приняла к производству корпоративный спор на 80 млн руб., но и удовлетворила ходатайство истца о наложении обеспечительных мер на компанию-ответчика. Региональная квалифколлегия сочла нарушение правил подведомственности слишком грубым и лишила свою коллегу полномочий, с чем согласилась Дисциплинарная коллегия ВС (см. «Ошибка в подведомственности стоила судье карьеры»). Судья из Смоленска Ирина Цуцкова тоже нарушила правила подведомственности, за что была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения. Она взыскала с ИКЕА в пользу бизнесмена Константина Пономарева 507 млн руб. по спору об аренде дизельных генераторов. Апелляция оставила это решение без изменений, но ВС отменил акты смоленских судов и передал дело на новое рассмотрение в Химкинский городской суд, а также вынес судье частное определение. Ранее Цуцкова удовлетворила иск Пономарева к компании «Кубаньэнерго» на 7,7 млрд руб. Сразу несколько источников «Право.ru» говорили о том, что возможная отмена решений смоленских судов по делу «Кубаньэнерго» может стоить Цуцковой лишения полномочий. Однако судья не стала дожидаться пересмотра этих дел и подала в отставку (см. «ККС отложила рассмотрение вопроса об отставке судьи Ирины Цуцковой из-за ее болезни»).

Иногда служителей Фемиды ловят на прогулах. Так произошло с судьей АСГМ Еленой Семеновой, которая отсутствовала на работе несколько дней. Семенова пояснила, что болела и исправно носила больничные листы, но один из них взяла на день позже, чем следовало. А однажды Семенова взяла отпуск за свой счет на один день, чтобы поехать по семейным обстоятельствам за границу, но задержалась там подольше. Столичная ККС досрочно лишила ее мантии, а ВККС оставила жалобу Семеновой без удовлетворения (см. «ВККС рекомендовала кандидатов в начальники 19 арбитражных судов»).

Сразу несколько судей в 2017 году остались без мантий из-за происшествий на дороге. ККС Новосибирской области прекратила полномочия судьи Искитимского районного суда Новосибирской области Александра Березикова за вождение в пьяном виде, во время которого судья сбил собаку. Березиков пытался вернуть свой статус в ВККС, но там его жалобу оставили без удовлетворения (см. «Судьи-юрисконсульты и процессуальное хамство: как прошел день жалоб в ВККС»). Судья Александр Гудкин, будучи за рулем BMW X3, выехал на встречную полосу и столкнулся с Kia Sportage. Ребенок, сидевший на пассажирском сидении Kia, получил травмы. Позже Гудкин пытался выдвинуть версию, что за рулем был сосед, но ККС Ростовской области все же лишила его полномочий (см. «Судью в Ростовской области лишили мантии за ДТП»).

В прессе также широко обсуждались дела Елены Солоповой, Дениса Игнатьичева и Веры Черпухиной. Судья 9-го Арбитражного апелляционного суда Солопова вынесла и опубликовала особое мнение до того, как был изготовлен мотивированный акт. ВККС сочла это достаточным для лишения ее полномочий (см. «»Особое мнение», сформировавшееся у судьи еще до рассмотрения спора, стоило мантии»). Судья Ленинского районного суда Владивостока Денис Игнатьичев затянул рассмотрение дела, а также нарушил тайну совещательной комнаты (якобы во время нахождения там изготовил два акта по гражданскому и административному спорам). По мнению Игнатьичева, он волен делать перерывы на другие дела в совещательной комнате, а ее тайна не нарушается, ведь на судью никто не влияет. Однако местная ККС не прислушалась к этим доводам и лишила его полномочий. ВККС и Дисциплинарная коллегия ВС с ней согласились (см. «ВС не вернул мантию судье, который нарушил тайну совещательной комнаты»). Судья АС МО Вера Черпухина рассмотрела два налоговых спора и приняла по ним постановления не в пользу ИФНС, которые в дальнейшем отменил ВС. Тогда Черпухина обратилась к адвокату Сергею Пепеляеву и через него заручилась поддержкой уполномоченного по защите прав бизнесменов Бориса Титова. «Что предосудительного в моем звонке Пепеляеву? Ни он, ни его компания не участвовали в обсуждаемых спорах», – защищалась Черпухина. Дисциплинарная коллегия ВС согласилась с тем, что эпизод с адвокатом не является нарушением, но все равно отказалась возвращать экс-судье полномочия (см. «Экс-судья АС МО Вера Черпухина не смогла вернуть себе мантию в апелляции ВС»).

Источник: ПРАВО РУ

Что за комиссия по назначению судей, Создатель?

Казалось бы, чего еще надо? Уже и эпидемия в разгаре, и отечество в опасности, и экономический кризис на пороге, а Биньямин Нетаниягу и Бени Ганц все никак не подпишут соглашение.

На этот раз камнем преткновения на пути к соглашению стало вброшенное в последний момент требование «Ликуда» получить комиссию по назначению судей. Даже не камнем, а камешком – не министерство обороны или иностранных дел, а заурядная парламентская комиссия. Чем же так важен для национального единства и борьбы с коронавирусом этот крошечный форум, собирающийся раз или два в году для решения кадровых вопросов? Из-за чего в последней схватке сцепились два будущих главы правительства, договорившиеся уже, казалось бы, по всем жизненно важным вопросам? Что за комиссия?

В переводе на человеческий язык, речь идет о попытке взять под контроль судебную систему Израиля – последнюю силу, сопротивляющуюся финансовому, правовому и религиозному беспределу правящей коалиции.

Как и в любой развитой западной демократии, политическая система в Израиле построена на трех независимых ветвях власти: законодательной (кнессет), исполнительной (правительство) и судебной (высший суд). Если две из трех почему-либо действуют не в соответствии с национальными интересами, третья может заблокировать процесс принятия разрушительных решений.

Мы видим, как отсутствие этого, столетиями наработанного разделения властей сегодня функционирует в России: послушные законодатели (Госдума) единогласно одобряют подмену Конституции, которую под предлогом ее усовершенствования продвигает исполнительная власть (Президент). Отсутствие в России независимой судебной власти делают этот процесс практически неотвратимым. Добиваясь контроля над комиссией по назначению судей и изменения процесса этих назначений, правое крыло парламента ведет Израиль к российской государственной модели.

В такой системе, особенно в отсутствии дееспособной оппозиции, законодательная и исполнительная власть, сговорившись между собой, начинает принимать решения не в интересах страны, но в интересах отдельной партии, отдельного сословия, отдельной группы лиц, а в нашем случае еще и отдельного премьер-министра, к которому, впрочем, по убеждению многих, включая автора этих строк, юридическая система неоправданно пристрастна.

Мы видим, как в условиях жесточайшего дефицита правительство Нетаниягу налево и направо раздает министерские кресла, выделяет сотни миллионов шекелей на содержание религиозного сектора, отдает жизненно важное в условиях мировой пандемии министерство здравоохранения под начало отрешенного от мира священослужителя. Мы видим, как спикер Кнессета в интересах своей партии и ее лидера, отменяет заседание парламента, созванное большинством депутатов для решения жизненно важной проблемы.

Речь идет не только о право-религиозной коалиции, правившей в Израиле в последние десятилетия. Если допустить фантастическое предположение, что к власти в стране придут ультралевые и проголосуют за коллективное самоубийство, воспрепятствовать бескорыстному и высоконравственному решению парламентариев смогут только эти 15 профессиональных юристов международного класса – Верховный суд Израиля. Суд, назначаемый Президентом по представлению комиссии из трех судей, двух министров, двух депутатов Кнессета и двух адвокатов. Эту систему, надежно защищенную от идеологических и тем более от коррупционных влияний, и пытаются разрушить политические интересанты, оперируя популистскими лозунгами о «левизне» Верховного суда.

Видимо, это не только израильская болезнь – нечто похожее мы наблюдаем в разных странах. Легкая заменяемость «правого дела» на «левое», скорость перемещения с одной идейной платформы на другую, примерное равенство противостоящих друг другу лагерей свидетельствует не столько о преимуществах одной политической позиции над другой, сколько об измельчении масштаба политиков. В Израиле и правые, и левые, и религиозные уже не раз продемонстрировали, что готовы пренебречь национальными интересами ради корпоративных, на момент принятия решений объявленных «высшими».

Потому-то попытка наложить лапу на Высший суд, контролирующий этих народных избранников и казнокрадов, крайне опасна для Израиля. Разумеется, контроль над комиссией по назначению судей, это еще не «смерть демократии», как утверждают диагносты с черными флагами, но широкий шаг к этому эпикризу. Следующие, идейно оправданные, обусловленные народным благом шаги в этом направлении уверенно приведут Израиль в разряд государств, где народ уповает на «доброго царя» и его всенародно избранный хурал.

Плавали, знаем.

Подписаться на «Бесэдер?»