Ст 39 12 земельного кодекса РФ

Содержание

Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс с комментариями. Действующая редакция 2020 года. Поиск по статьям.

Глава I. Общие положения

  • Статья 1 — Основные принципы земельного законодательства
  • Статья 2 — Земельное законодательство
  • Статья 3 — Отношения, регулируемые земельным законодательством
  • Статья 4 — Применение международных договоров Российской Федерации
  • Статья 5 — Участники земельных отношений
  • Статья 6 — Объекты земельных отношений
  • Статья 7 — Состав земель в Российской Федерации
  • Статья 8 — Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
  • Статья 9 — Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
  • Статья 10 — Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
  • Статья 10.1 — Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Статья 11 — Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Глава I.1. Образование земельных участков

  • Статья 11.1 — Утратила силу
  • Статья 11.10 — Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
  • Статья 11.2 — Образование земельных участков
  • Статья 11.3 — Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 11.4 — Раздел земельного участка
  • Статья 11.5 — Выдел земельного участка
  • Статья 11.6 — Объединение земельных участков
  • Статья 11.7 — Перераспределение земельных участков
  • Статья 11.8 — Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
  • Статья 11.9 — Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Глава II. Охрана земель

  • Статья 12 — Цели охраны земель
  • Статья 13 — Содержание охраны земель
  • Статья 14 — Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Глава III. Собственность на землю

  • Статья 15 — Собственность на землю граждан и юридических лиц
  • Статья 16 — Государственная собственность на землю
  • Статья 17 — Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
  • Статья 18 — Собственность на землю субъектов Российской Федерации
  • Статья 19 — Муниципальная собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

  • Статья 20-21 — Утратили силу
  • Статья 22 — Аренда земельных участков
  • Статья 23 — Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • Статья 24 — Безвозмездное пользование земельными участками

Глава V. Возникновение прав на землю

  • Статья 25 — Основания возникновения прав на землю
  • Статья 26 — Документы о правах на земельные участки
  • Статья 27 — Ограничения оборотоспособности земельных участков
  • Статья 28-34 — Утратили силу
  • Статья 35 — Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
  • Статья 36 — Утратила силу
  • Статья 37 — Особенности купли-продажи земельных участков
  • Статья 38-39 — Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • Статья 39.1 — Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.10 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
  • Статья 39.11 — Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.12 — Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.13 — Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
  • Статья 39.14 — Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.15 — Предварительное согласование предоставления земельного участка
  • Статья 39.16 — Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.17 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.18 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
  • Статья 39.19 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
  • Статья 39.2 — Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
  • Статья 39.20 — Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
  • Статья 39.3 — Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.4 — Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.5 — Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
  • Статья 39.6 — Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.7 — Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.8 — Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.9 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

  • Статья 39.21 — Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
  • Статья 39.22 — Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

  • Статья 39.23 — Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.24 — Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.25 — Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.26 — Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

  • Статья 39.27 — Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
  • Статья 39.28 — Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
  • Статья 39.29 — Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов российской федерации

  • Статья 39.30 — Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
  • Статья 39.31 — Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
  • Статья 39.32 — Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

  • Статья 39.33 — Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
  • Статья 39.34 — Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.35 — Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
  • Статья 39.36 — Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

  • Статья 40 — Права собственников земельных участков на использование земельных участков
  • Статья 41 — Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
  • Статья 42 — Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
  • Статья 43 — Осуществление прав на земельный участок

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

  • Статья 44 — Основания прекращения права собственности на земельный участок
  • Статья 45 — Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
  • Статья 46 — Основания прекращения аренды земельного участка
  • Статья 47 — Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
  • Статья 48 — Основания прекращения сервитута
  • Статья 49 — Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 50 — Конфискация земельного участка
  • Статья 51 — Реквизиция земельного участка
  • Статья 52 — Условия и порядок отчуждения земельного участка
  • Статья 53 — Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
  • Статья 54 — Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
  • Статья 55 — Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56 — Ограничение прав на землю
  • Статья 56.1 — Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Глава VIII. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

  • Статья 57 — Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
  • Статья 58 — Утратила силу

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

  • Статья 59 — Признание права на земельный участок
  • Статья 60 — Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
  • Статья 61 — Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  • Статья 62 — Возмещение убытков
  • Статья 63 — Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 64 — Рассмотрение земельных споров

Глава X. Плата за землю и оценка земли

  • Статья 65 — Платность использования земли
  • Статья 66 — Оценка земли

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

  • Статья 67 — Государственный мониторинг земель
  • Статья 68 — Землеустройство
  • Статья 69 — Организация и порядок проведения землеустройства
  • Статья 70 — Государственный кадастровый учет земельных участков
  • Статья 70.1 — Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль

  • Статья 71 — Государственный земельный надзор
  • Статья 71.1 — Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
  • Статья 71.2 — Административное обследование объектов земельных отношений
  • Статья 72 — Муниципальный земельный контроль
  • Статья 72.1 — Общественный земельный контроль
  • Статья 73 — Утратила силу

Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

  • Статья 74 — Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
  • Статья 75 — Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  • Статья 76 — Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения

  • Статья 77 — Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 78 — Использование земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 79 — Особенности использования сельскохозяйственных угодий
  • Статья 80 — Фонд перераспределения земель
  • Статья 81-82 — Утратили силу

Глава XV. Земли населенных пунктов

  • Статья 83 — Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
  • Статья 84 — Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
  • Статья 85 — Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
  • Статья 86 — Утратила силу

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

  • Статья 87 — Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
  • Статья 88 — Земли промышленности
  • Статья 89 — Земли энергетики
  • Статья 90 — Земли транспорта
  • Статья 91 — Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
  • Статья 92 — Земли для обеспечения космической деятельности
  • Статья 93 — Земли обороны и безопасности

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

  • Статья 94 — Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
  • Статья 95 — Земли особо охраняемых природных территорий
  • Статья 96 — Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
  • Статья 97 — Земли природоохранного назначения
  • Статья 98 — Земли рекреационного назначения
  • Статья 99 — Земли историко-культурного назначения
  • Статья 100 — Особо ценные земли

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

  • Статья 101 — Земли лесного фонда
  • Статья 102 — Земли водного фонда
  • Статья 103 — Земли запаса

Учебный центр ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» создан в 2010 году с целью реализации программ дополнительного профессионального образования – повышения квалификации руководителей и специалистов различного уровня и сфер деятельности. В 2013 году ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» получил лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Среди обучающихся в ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» — сотрудники компаний нефтегазовой, металлургической, медицинской, фармацевтической и других отраслей, сферы услуг, государственные и муниципальные служащие. Занятия ведут квалифицированные преподаватели – эксперты в своей области, а также специалисты-практики и бизнес-консультанты.

К настоящему времени расширенное портфолио учебного центра составляет более 600 образовательных программ.

Учебный центр располагает всем необходимым для организации занятий – просторными аудиториями, оснащёнными мультимедийным оборудованием, методическими материалами. В течение обучения слушателям предоставляется административная поддержка, чтобы учесть все их пожелания в части учебного процесса.

Мы стремимся учитывать в разработке новых программ и направлений все изменения в социально-экономической политике и законодательстве, чтобы представить нашим слушателям только актуальный и качественный образовательный продукт.

Контакты

Адрес: г. Санкт-Петербург, В.О., Средний пр-т, д. 36/40
Телефон: +7 (800) 333-88-44
(бесплатно по России)

Посмотреть увеличенную карту

Как известно принципы уголовного процесса России составляют наиболее общие начала, на которых основывается уголовное судопроизводство в современной России. Среди принципов уголовного процесса есть ряд принципов, которые наиболее ярко раскрывают и позволяют изменить демократичность и гуманизм системы уголовного судопроизводства, к данным принципам, прежде всего, относится принцип презумпции невиновности.

Особое место принципа презумпции невиновности заключается в том, что он служит гарантией от необоснованного осуждения лица. Согласно этому принципу обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении конкретного преступления не будет доказана в предусмотренном действующим Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК РФ). Именно суду и только суду, как независимому и самостоятельному органу судебной власти государство доверяет полномочие признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию не иначе как своим приговором, вынесенным в порядке, установленном УПК РФ. Это признание осуществляется в результате совершения правосудия в условиях гласности, устности, состязательности.

Таким образом, исследование места и роли, а также содержания принципа презумпции невиновности является актуальным для исследования в рамках учебных работ.

Принцип презумпции невиновности основан на уважении неприкосновенности личности. Он означает, что обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ). Это положение Конституции РФ является процессуальной основой права обвиняемого на защиту и определяет начала его участия в процессе доказывания.

Нарушение права подозреваемого на защиту всегда связано с нарушением принципа презумпции невиновности, с отождествлением обвиняемого с виновным. Мы солидарны с утверждением о том, что «право обвиняемого на защиту реально лишь в условиях такой уголовно-процессуальной системы, которая признает презумпцию невиновности, и наоборот, исторически доказано, что непризнание презумпции невиновности неизбежно связано с отрицанием права на защиту».

Признание социальной ценности презумпции невиновности должно быть естественным для правосознания профессиональных участников процесса. Обвиняемый имеет право на объективное и гуманное отношение к себе, и отношение к нему судей, прокурора, следователя, адвоката должно быть в высшей степени тактичным, исключающим какое-либо высокомерие, раздражение и озлобление.

Значение данного принципа особо было отмечено в Заключительном акте Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе закреплением обязательства выполнять международные пакты о правах человека и действовать в соответствии с целями и принципами Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая в ст. 11 провозглашает: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

В российской юридической науке условно можно выделить две точки зрения на презумпцию невиновности. Сторонники одной из них (С.А. Голунский, М.А. Чельцов, К.А. Мокичев, Е.Г. Мартынчик и др.) отрицали само существование презумпции невиновности, а их противники справедливо отмечали, что никогда нельзя считать установленным то, что еще не доказано. Но и в рядах последних не было единства. Споры вызывали вопросы признания презумпции невиновности общим или отраслевым (уголовно-процессуальным) принципом, действия презумпции на различных стадиях процесса. Дискуссионными являются и вопросы пределов действия презумпции невиновности и соотношения презумпции невиновности с гарантиями прав участников уголовного судопроизводства. Тем не менее не вызывает сомнения, что презумпция невиновности распространяется на все виды ответственности, в силу общеправового характера этого принципа.

Общеправовой характер принципа презумпции невиновности объясняет ее распространение на все «процессуальные отношения, будь то дисциплинарное или административное расследование, ведь по существу она означает, что прежде чем налагать какое-либо взыскание за правонарушение, надо доказать, что оно совершено именно этим лицом».

Решения о невиновности лица и его уголовном наказании, хотя и принимаются исключительно в сфере уголовного судопроизводства, но вопросы о виновности, как уже было отмечено, возникают и имеют существенное значение при рассмотрении не только уголовных, но гражданских и других категорий дел. Подчеркнем, что ограничение действия конституционного принципа презумпции невиновности и распространение его содержания лишь на уголовный процесс, а в самом процессе — только на судебные стадии, вряд ли соответствуют задаче защиты прав и охраняемых законом интересов личности в демократическом обществе.

В досудебных стадиях уголовного судопроизводства и на судебном следствии виновность обвиняемого подлежит доказыванию. Обязанность по выявлению оправдывающих обвиняемого обстоятельств, разрешению ходатайств и жалоб призвана подчеркнуть тот факт, что истина еще не установлена судом, а виновность обвиняемого не доказана. Перспектива исследования судом всех материалов дела должна повышать эффективность работы органов следствия и дознания, качество работы судей, которое соответственно проверяется наличием в законе процедур обжалования принятых судебных актов в вышестоящих судебных инстанциях.

Принимая решение о привлечении лица в качестве обвиняемого, решая вопрос о применении меры пресечения, составляя обвинительное заключение, следователь выражает свое мнение о виновности обвиняемого. Такой же вывод делает прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении дела в суд. Но мнение следователя и прокурора, хотя и выраженное в процессуальных документах официально, все же носит субъективный характер. С точки зрения закона, установившего судебный порядок проверки обвинительных выводов, обвиняемый еще не есть виновный.

Предположение о виновности — всего лишь версия, подлежащая проверке на определенной стадии процесса. При рассмотрении обвинительной версии суды как первой, так и второй инстанций обязаны руководствоваться презумпцией невиновности.

Положения об осуществлении правосудия только судом и о недопустимости признания человека виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда имеют самостоятельное значение и содержатся в ст. 49 и 118 Конституции PФ.

Проверка компетентным должностным лицом обоснованности приговора, приостановление его исполнения, подача представления в порядке надзора и рассмотрение его судом ставят истинность приговора под сомнение. Во всех случаях обжалования приговора (переквалификация или снижение наказания, обжалование приговора не в пользу обвиняемого и др.) надзорная инстанция обязана проверить производство по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных. Представление может быть отозвано или отклонено, и факт его принесения не делает приговор ошибочным, но невозможно объяснить, каким образом лицо, подавшее представление, и суд, считающий осуждение ошибочным, будут исходить из факта виновности осужденного, установленного приговором. Причем при рассмотрении представления, а в ряде случаев и при решении вопроса о его подаче, действие презумпции невиновности с юридической точки зрения неоспоримо. Данные обстоятельства не позволяют согласиться с мнением о необязательности требований презумпции невиновности в стадии надзорного производства.

Конституционное положение о возможности признания лица виновным только по приговору суда связано с вопросом о применении уголовного закона. Причем важно заметить, что применение уголовного закона и квалификация деяния — понятия близкие, но не тождественные. Квалификация деяния относится к ведению органов дознания, следователя, прокурора, суда. Но только суд применяет уголовный закон (если дело не прекращается) и решает вопрос об уголовной ответственности, вынося обвинительный приговор. До этого момента возможно не применение уголовного закона, а лишь обвинение в его нарушении. Безусловно, ссылка на уголовный закон в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении влечет существенные процессуальные последствия. Но общеобязательным будет вывод суда, а не следователя, так как органом, применяющим уголовный закон, является именно суд. Только в обвинительном приговоре суда находит конкретное отражение право государства на признание лица виновным и назначение ему наказания. Иной подход ведет к отрицанию принципа презумпции невиновности.

Гуманность правовой системы страны в значительной степени определяется масштабами и характером применяемых мер процессуального принуждения. В этой связи возникает вопрос: как уголовно-процессуальное принуждение согласуется с презумпцией невиновности? Во многом этот вопрос относится к такой мере процессуального принуждения, как заключение под стражу, так как она сопряжена со значительным и труднокомпенсируемым ограничением прав для обвиняемого, которого закон (до вынесения судом приговора) считает невиновным. Вряд ли можно прибегать к такой мере пресечения лишь по мотиву исключения побега подозреваемого, совершения им преступления и устранения препятствий для установления истины. Необходимо законодательное урегулирование оптимальности мер принуждения, которое определяло бы необходимость избрания именно этой меры пресечения. Опыт подтверждает весьма высокую степень эффективности подписки о невыезде и других мер процессуального принуждения, не связанных с предварительным заключением. Как правило, эти меры обеспечивают надлежащее поведение обвиняемого и в то же время гораздо меньше, чем заключение под стражу, ограничивают права человека.

Принцип презумпции (предположения о) невиновности, закрепленный в ст. 49 Конституции РФ и впервые воспроизводимый в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, является одним из основополагающих принципов правосудия.

Сущность принципа презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут быть признаны государством виновными в совершении преступления только при наличии установленных законом условий и в результате применения строго определенной процедуры. Следование принципу презумпции невиновности призвано служить гарантией от необоснованного осуждения лица. Согласно этому принципу обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении конкретного преступления не будет доказана в предусмотренном действующим Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК РФ).

Именно суду и только суду как независимому и самостоятельному органу судебной власти государство доверяет полномочие признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию не иначе как своим приговором, вынесенным в порядке, установленном УПК РФ. Это признание осуществляется в результате совершения правосудия в условиях гласности, устности, состязательности. До вступления приговора в законную силу суждения о виновности лица не имеют окончательного юридического значения.

Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена виновность лица в совершении преступления.

В итоге можно сказать, что презумпция невиновности вовсе не является выражением субъективного мнения того или другого субъекта уголовно-процессуальной деятельности, она является выраженным в законе объективным правовым положением. Она не запрещает дознавателю, следователю, прокурору изобличать обвиняемого, доказывать его виновность. Но этот общепризнанный принцип запрещает объявлять обвиняемого, каждое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, виновным, поступать с ним как с преступником. Так, Европейский суд по делу Минелли против Швейцарии постановил: «Презумпция невиновности нарушается, если ранее виновность обвиняемого не была доказана по закону и, прежде всего, если он не имел возможности осуществить свои права на защиту…». Этот суд также часто заявлял, что предварительное содержание под стражей не должно использоваться в качестве предварительного наказания (решение по делу Летелье от 26 июня 1991 года, решение по делу Томази от 27 августа 1992 года).

Презумпция невиновности как объективное правовое положение означает, что закон считает лицо, привлеченное к уголовной ответственности, невиновным, пока те, кто считает его виновным, не докажут, что он действительно виновен, и его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Анализ ч.1 ст.14 УПК РФ позволяет выделить два неразрывно связанных между собой признака:

1) признак доказанности виновности в предусмотренном УПК РФ порядке и;

2) признак установления виновности вступившим в законную силу приговором суда.

Принцип презумпции невиновности определяет правовой статус лица, привлеченного к уголовной ответственности, не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве субъекта. При отсутствии вступившего в законную силу обвинительного приговора суда за лицом, даже если он содержится под стражей, сохраняются трудовые, семейные и иные права и свободы человека и гражданина. Но из этого признания не вытекает, что лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, до вступления судебного решения в законную силу, в уголовно-процессуальном смысле считается невиновным.

Стецовский Ю.И., Ларин А.М. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. М., 1988. С. 45.

Быков В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Казань, 2008. С. 73- 74

Реализация принципа презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве России (Н.И. Газетдинов, «Журнал российского права», N 1, январь 2005 г.)

Там же

Россинский С. Б. Уголовный процесс: Учебник. М.:Эксмо, 2009. c. 37

Статья 122. Требования, по которым выдается судебный приказ

Информация об изменениях:

Статья 122 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 122. Требования, по которым выдается судебный приказ

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 122 ГПК РФ

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

абзац шестой утратил силу с 15 сентября 2015 г.;

См. текст абзаца шестого статьи 122

заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, расходов на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также услуг связи;

заявлено требование о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива.