Ст 291 АПК РФ с комментариями

Статья 291. Жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции

СТ 291 АПК РФ

1. Жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции о возвращении кассационной жалобы, поданные в арбитражный суд кассационной инстанции, вынесший такое определение, рассматриваются коллегиальным составом судей этого же суда в десятидневный срок со дня поступления жалобы в суд без извещения сторон.

2. Жалобы на другие определения арбитражного суда кассационной инстанции, обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом, рассматриваются тем же арбитражным судом кассационной инстанции в ином судебном составе в порядке, предусмотренном настоящей главой.

3. По результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции выносится определение.

Комментарий к Ст. 291 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Законодатель в интересах лиц, участвующих в деле, предусмотрел процедуру проверки определений, принятых кассационной инстанцией. АПК 1995 г. не содержит такой нормы. Поводом для проверки в соответствии с комментируемой статьей является жалоба заявителя кассационной жалобы или лица, участвующего в деле, в зависимости от того, какое определение суда кассационной инстанции обжалуется.

По своему характеру жалоба на определения кассационной инстанции отличается от кассационной жалобы, подаваемой для проверки судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

2. Для проверки законности определения арбитражного суда кассационной инстанции в настоящей статье установлены дифференцированные сроки рассмотрения жалобы.

Необходимо учитывать, что не все требования ст. 277 АПК РФ о форме и содержании кассационной жалобы могут быть применены к форме и содержанию жалобы на определение суда кассационной инстанции.

В частности, не могут быть применены правила о направлении копии жалобы лицам, участвующим в деле, а также норма о представлении документов, подтверждающих уплату госпошлины по жалобам на определения о возвращении кассационной жалобы.

3. Жалоба на определение арбитражного суда кассационной инстанции должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления. Если жалоба поступила непосредственно в арбитражный суд кассационной инстанции, то срок следует исчислять с момента поступления дела в суд кассационной инстанции.

Жалобы на определения суда кассационной инстанции о возвращении кассационной жалобы рассматриваются коллегиальным составом суда кассационной инстанции. Судья, принявший обжалуемое определение, не может участвовать в рассмотрении жалобы. Стороны по делу не извещаются о рассмотрении жалобы на определения о возвращении кассационной жалобы.

4. Жалобы на определения арбитражного суда кассационной инстанции, за исключением жалоб на определения о возвращении кассационной жалобы, рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения кассационных жалоб на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций. Это означает, что такие жалобы рассматриваются в месячный срок, в коллегиальном составе судей. Судьи, принимавшие обжалуемые определения, не могут входить в состав судей, рассматривающих жалобу. Жалоба должна рассматриваться в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

5. В отличие от АПК 1995 г. настоящая статья предусмотрела принятие определения по результатам рассмотрения жалобы. Раньше в таких случаях судом кассационной инстанции принималось постановление.

Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков. Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу (ч. 2, 7 ст. 36 АПК РФ). В то же время исковое заявление или заявление по спору, указанному в ст. 225.1 АПК РФ, подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, указанного в ст. 225.1 АПК РФ «Дела по корпоративным спорам» (ч. 4.1 ст. 38 АПК РФ). Определяем, выбирает ли арбитражный суд истец, или спор рассматривается по правилам об исключительной подсудности.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). По общему правилу, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закона № 205) дела, находящиеся в производстве арбитражных судов и не рассмотренные до дня вступления в силу Закона № 205, со дня вступления в силу Закона № 205, подлежат рассмотрению в соответствии с положениями, установленными АПК РФ (в редакции Закона № 205).
Как указано в ч. 8 ст. 15 Закона № 205, дела, находящиеся в производстве арбитражных судов и согласно ст. 38 АПК РФ отнесенные к исключительной подсудности арбитражного суда по месту нахождения соответствующего юрлица, подлежат передаче в арбитражные суды. Передаются они в соответствии с правилами об исключительной подсудности, установленными ст. 38 АПК РФ, в течение 30 дней со дня вступления в силу Закона № 205.
Исходя из ст. 15 Закона № 205 данный Закон вступил в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением п. 1–6 и абзаца второго подп. «б» п. 7 ст. 6, ст. 8 и 13, вступивших в силу со дня официального опубликования, а также ст. 7, вступившей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» — 20.07.2009, в «Российской газете» – 22.07.2009).
В соответствии с правилами об исключительной подсудности, установленными ст. 38 АПК РФ (в редакции Закона № 205), исковое заявление или заявление по спору, указанному в ст. 225.1 АПК РФ, подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, указанного в статье 225.1 АПК РФ (ч. 4.1 ст. 38 АПК РФ).
Место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации (ч. 2 ст. 54 ГК РФ).
В главе 28.1 АПК РФ содержится ряд специальных норм, которые применяются наряду с общими правилами рассмотрения дел. По корпоративным спорам: это вопросы подведомственности и подсудности, особенности искового заявления, учет множества субъектов корпоративных споров.
Поэтому квалификацию спора как корпоративного следует производить на основании ст. 225.1 АПК РФ, которая относится к специальной подведомственности арбитражных судов и развивает правила ст. 33 АПК РФ.
Согласно п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, вытекающим из деятельности:
— депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
— госкорпораций и связанным с их правовым положением порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы.
Указанные в ч. 1 ст. 33 АПК РФ дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юрлица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (ч. 2 ст. 33 АПК РФ).
В ст. 225.1 АПК РФ определяется подсудность данной категории дел арбитражным судам и дается перечень дел, относящихся к категории корпоративных споров:
1) споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юрлица;
2) споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;
3) споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юрлицу, признании недействительными сделок, совершенных юрлицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
4) споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юрлица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юрлицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц;
5) споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
6) споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

7) споры о созыве общего собрания участников юрлица;
8) споры об обжаловании решений органов управления юрлица;
9) споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.
Поэтому если исковые требования по своей сути подпадают под понятие корпоративного спора, такой спор должен рассматриваться по месту нахождения эмитента по правилам об исключительной подсудности.
Итак, вернемся к судебной практике, но с учетом положений Закона № 205.
В Постановлении ФАС ЦО от 01.07.2010 № А08-3210/2009-29 указано, что поскольку предметом спора является требование о принадлежности истцам или иным лицам (ответчикам) акций эмитента, то подсудность данного спора определяется по месту нахождения указанного юрлица. Установив, что местом нахождения эмитента является Алтайский край, г. Барнаул, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что данное дело подлежит передаче в АС Алтайского края в силу прямого указания закона и в соответствии с правилами об исключительной подсудности (ст. 225.1 АПК РФ). Доводы истцов о том, что исковые требования не подпадают под категорию корпоративных споров, указанных в ст. 225.1 АПК РФ, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего процессуального законодательства.
Определение исключительной подсудности сформулировано как изъятие из общего правила территориальной подсудности (Постановление ФАС ЦО от 09.11.2007 № А35-944/07-С19).
Статьей 38 АПК РФ установлена исключительная подсудность для некоторых категорий дел. Особенность названной нормы АПК РФ заключается в отсутствии возможности для определенной категории дел применять иные правила подсудности, чем те, которые установлены данной нормой. Выбор того или иного арбитражного суда не зависит от воли истца. Не допускается также изменение исключительной подсудности соглашением сторон (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 N 14307/06 № А55-12796/2005).
Коллеги! Чтобы правильно определить подсудность дела, лицам, участвующим в деле, следует разобраться, не подпадают ли исковые требования под определение корпоративного спора, данного в ст. 225.1 АПК РФ, исходя из субъектного состава и характера отношений.
Если содержание искового заявления свидетельствует о том, что спор вытекает из корпоративных отношений, иск должен быть подан, а дело рассмотрено в арбитражном суде по месту нахождения юридического лица (эмитента), указанного в ст. 225.1 АПК РФ.
Р.S. Картинка вверху: Доминик Донкр (Dominique Doncre, 1743-1820). «Портрет судьи Лекока с семьей». 1791 год.

Что такое исполнительский сбор?

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

— документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона;

— требования исполнительного документа должником не исполнены;

— должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Перечень случаев, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:

— по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона, когда судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство на основании постановления другого судебного пристава-исполнителя, вынесенного в связи с необходимостью совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия;

— при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

— по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

— по исполнительным документам, выданным на основании судебных актов об обеспечении иска.

Данный перечень является исчерпывающим.

Время создания/изменения документа: 30 ноября 2012 04:48 / 30 ноября 2012 04:53

Версия для печати

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином.

После провозглашения в 1990-1992 гг. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство – малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Фермерское хозяйство – это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование.

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом.

Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована преимущественно на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Перечисленные выше особенности фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта создания и функционирования таких хозяйств и дали повод говорить о необходимости уточнения правовой организации крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму от других форм сельскохозяйственного производства.

Государство оказывает различные виды поддержки агропромышленному комплексу, фермерским хозяйствам, способствует их образованию и осуществлению своей деятельности. Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянские (фермерские) хозяйства появились в период перестройки и, по существу, заменили собой колхозные дворы. Крестьянское (фермерское) хозяйство является относительно новой организационно-правовой формой аграрного предпринимательства, которая возникла в связи с осуществлением аграрной реформы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ.

Фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица. До вступления в силу ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» правовые основы создания КФК устанавливались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица.

Однако с вступлением в силу ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положения Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратили силу, и теперь крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

При этом п. 3 ст. 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.».

Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства в соответствие с частью первой ГК РФ на основании ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Следует отметить, что процедура приведения правового статуса КФК в соответствие с действующим законодательством (ГК РФ) заключается в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на физическое, т. е. последнему следует стать предпринимателем без образования юридического лица. Для такого перехода фермеру необходимо подать заявление по форме № Р27002 в инспекцию по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с отметкой о месте регистрации.

Исходя из этих сведений представители налоговых органов вносят сведения о фермерском хозяйстве в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и одновременно исключат их из государственного реестра юридических лиц. Однако смена правового статуса не освобождает от налоговых долгов, если они имеются.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых Государственных Реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и № 439» установлено, что государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.

Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства.

Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.