Ст 26 ФЗ об акционерных обществах

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

26 декабря 1995 года N 208-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 31.10.2002 N 134-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 24.02.2004 N 5-ФЗ, от 06.04.2004 N 17-ФЗ, от 02.12.2004 N 153-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ, от 31.12.2005 N 208-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 27.07.2006 N 146-ФЗ, от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 03.06.2009 N 115-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 04.10.2010 N 264-ФЗ, от 03.11.2010 N 292-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ, от 28.12.2010 N 409-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ (ред. 30.11.2011), от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 14.06.2012 N 77-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 05.04.2013 N 47-ФЗ, от 23.07.2013 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 06.11.2013 N 308-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 03.07.2016 N 338-ФЗ, от 03.07.2016 N 339-ФЗ, от 03.07.2016 N 340-ФЗ, от 03.07.2016 N 343-ФЗ, от 29.07.2017 N 233-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 19.07.2018 N 209-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 15.04.2019 N 55-ФЗ, от 04.11.2019 N 356-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 21.07.2014), от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ (ред. 27.07.2010), от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 29.12.2014 N 451-ФЗ, от 07.04.2020 N 115-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные положения об акционерных обществах
    • Статья 3. Ответственность общества
    • Статья 4. Фирменное наименование и место нахождения общества
    • Статья 5. Филиалы и представительства общества
    • Статья 6. Дочерние и зависимые общества
    • Статья 7. Публичные и непубличные общества
    • Статья 7.1. Приобретение непубличным обществом публичного статуса
    • Статья 7.2. Прекращение публичного статуса общества
  • Глава II. Учреждение, реорганизация и ликвидация общества
    • Статья 8. Создание общества
    • Статья 9. Учреждение общества
    • Статья 10. Учредители общества
    • Статья 11. Устав общества
    • Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции
    • Статья 13. Государственная регистрация общества
    • Статья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции
    • Статья 15. Реорганизация общества
    • Статья 16. Слияние обществ
    • Статья 17. Присоединение общества
    • Статья 18. Разделение общества
    • Статья 19. Выделение общества
    • Статья 19.1. Особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением
    • Статья 20. Преобразование общества
    • Статья 21. Ликвидация общества
    • Статья 22. Порядок ликвидации общества
    • Статья 23. Распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами
    • Статья 24. Завершение ликвидации общества
  • Глава III. Уставный капитал общества. Акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы общества
    • Статья 25. Уставный капитал и акции общества
    • Статья 26. Минимальный уставный капитал общества
    • Статья 27. Размещенные и объявленные акции общества
    • Статья 28. Увеличение уставного капитала общества
    • Статья 29. Уменьшение уставного капитала общества
    • Статья 30. Защита прав кредиторов при уменьшении уставного капитала общества
    • Статья 31. Права акционеров — владельцев обыкновенных акций общества
    • Статья 32. Права акционеров — владельцев привилегированных акций общества
    • Статья 32.1. Акционерное соглашение
    • Статья 32.2. Вклады в имущество общества, не увеличивающие уставный капитал общества
    • Статья 33. Облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества
    • Статья 34. Оплата акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при их размещении
    • Статья 35. Фонды и чистые активы общества
  • Глава IV. Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг
    • Статья 36. Цена размещения акций общества
    • Статья 37. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг общества
    • Статья 38. Цена размещения эмиссионных ценных бумаг
    • Статья 39. Способы размещения обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества
    • Статья 40. Обеспечение прав акционеров при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции
    • Статья 41. Порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции
  • Глава V. Дивиденды общества
    • Статья 42. Порядок выплаты обществом дивидендов
    • Статья 43. Ограничения на выплату дивидендов
  • Глава VI. Реестр акционеров общества
    • Статья 44. Реестр акционеров общества
    • Статья 45. Утратила силу
    • Статья 46. Выписка из реестра акционеров общества
  • Глава VII. Общее собрание акционеров
    • Статья 47. Общее собрание акционеров
    • Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров
    • Статья 49. Решение общего собрания акционеров
    • Статья 50. Общее собрание акционеров в форме заочного голосования
    • Статья 51. Право на участие в общем собрании акционеров
    • Статья 52. Информация о проведении общего собрания акционеров
    • Статья 53. Предложения в повестку дня общего собрания акционеров
    • Статья 54. Подготовка к проведению общего собрания акционеров
    • Статья 55. Внеочередное общее собрание акционеров
    • Статья 56. Счетная комиссия
    • Статья 57. Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров
    • Статья 58. Кворум общего собрания акционеров
    • Статья 59. Голосование на общем собрании акционеров
    • Статья 60. Бюллетень для голосования
    • Статья 61. Подсчет голосов при голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования
    • Статья 62. Протокол и отчет об итогах голосования
    • Статья 63. Протокол общего собрания акционеров
  • Глава VIII. Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества
    • Статья 64. Совет директоров (наблюдательный совет) общества
    • Статья 65. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества
    • Статья 66. Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества
    • Статья 67. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества
    • Статья 68. Заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества
    • Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)
    • Статья 70. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция)
    • Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего
  • Глава IX. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
    • Статья 72. Приобретение обществом размещенных акций
    • Статья 73. Ограничения на приобретение обществом размещенных акций
    • Статья 74. Консолидация и дробление акций общества
    • Статья 75. Выкуп акций обществом по требованию акционеров
    • Статья 76. Порядок осуществления акционерами права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций
    • Статья 77. Определение цены (денежной оценки) имущества
  • Глава X. Крупные сделки
    • Статья 78. Крупная сделка
    • Статья 79. Порядок получения согласия на совершение или последующего одобрения крупной сделки
    • Статья 80. Утратила силу
  • Глава XI. Заинтересованность в совершении обществом сделки
    • Статья 81. Заинтересованность в совершении обществом сделки
    • Статья 82. Информация о заинтересованности в совершении обществом сделки
    • Статья 83. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
    • Статья 84. Порядок оспаривания сделки, на совершение которой не было получено согласие
  • Глава XI.1. Приобретение более 30 процентов акций публичного общества
    • Статья 84.1. Добровольное предложение о приобретении более 30 процентов акций публичного общества
    • Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества
    • Статья 84.3. Обязанности публичного общества после получения добровольного или обязательного предложения. Порядок принятия добровольного или обязательного предложения
    • Статья 84.4. Изменение добровольного или обязательного предложения
    • Статья 84.5. Конкурирующее предложение
    • Статья 84.6. Порядок принятия решений органами управления публичного общества после получения добровольного или обязательного предложения
    • Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества, ценных бумаг публичного общества по требованию их владельцев
    • Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества
    • Статья 84.9. Государственный контроль за приобретением акций публичного общества
    • Статья 84.10. Утратила силу
  • Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества
    • Статья 85. Ревизионная комиссия общества
    • Статья 86. Аудитор общества
    • Статья 87. Заключение ревизионной комиссии общества или аудитора общества
    • Статья 87.1. Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе
  • Глава XIII. Учет и отчетность, документы общества. Информация об обществе
    • Статья 88. Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность общества
    • Статья 89. Хранение документов общества
    • Статья 90. Предоставление обществом информации
    • Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
    • Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации
    • Статья 92.1. Освобождение от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
    • Статья 92.2. Освобождение от обязанности раскрывать и (или) предоставлять отдельную информацию
    • Статья 93. Информация об аффилированных лицах общества
    • Статья 93.1. Уведомление общества о намерении обратиться в суд с требованиями к обществу или иным лицам
  • Глава XIV. Заключительные положения
    • Статья 94. Введение в действие настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

1. Из комментируемой статьи следует, что:

— уменьшение размера неустойки по основаниям, указанным в комментируемой статье, возможно только на основании решения суда;

— положения комментируемой статьи применимы как в отношении договорной, так и законной неустойки;

— положения комментируемой статьи не распространяются на случаи уменьшения ответственности должника в соответствии со ст. 404 ГК РФ;

— положения комментируемой статьи также не распространяются на права кредиторов на возмещение убытков в силу ст. 394 ГК РФ.

2. Неустойка может быть снижена судом на основании комментируемой статьи только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. В частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.

Поскольку в силу п. 1 ст. 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).

Условия договора о неприменении или ограничении применения комментируемой статьи, а также установление в договоре верхнего или нижнего предела размера неустойки не являются препятствием для рассмотрения судом вопроса о снижении неустойки.

Если кредитором заявлены требования о взыскании неустойки, установленной договором в виде сочетания штрафа и пеней за одно нарушение, а должник просит снизить ее размер на основании комментируемой статьи, то суд рассматривает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, исходя из общей суммы штрафа и пеней.

3. Согласно ст. 364 ГК РФ поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы заявить против требования кредитора должник. К таким возражениям относится, в частности, возражение о снижении суммы неустойки, подлежащей уплате должником на основании комментируемой статьи.

4. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81;

— Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция Российской Федерации. Ст. 1

В результате освоения данной темы студент должен: знать

  • • государственно-территориальное устройство России;
  • • состав и особенности федеральных округов России;В уметь
  • • проводить анализ социально-экономического положения федеральных округо России;
  • • применять знания о федеральных округах к разработке стратегий их развития;В владеть
  • • навыками системного анализа федеральных округов России;
  • • методами оценки развития федеральных округов.

Содержание государственно-территориального устройства России

Основой государственного управления является территориальное устройство государства. Территориальное деление (установление военных, горных, энергетических и других округов) обеспечивает функционирование различных сфер деятельности и отраслей хозяйства. Ключевы его элементом является административно-территориальное устройство с помощью которого осуществляется управление экономической, социальной, культурной, общественной и иными сферами жизни страны.

Помимо административно-территориального устройства государственное устройство содержит также характеристики организационно-правового типа государства, статуса его территориальных образований, особенност политико-территориальной организации власти. В последней центрально место отводится правовому положению региональных частей государств и их взаимоотношениям с центром. При этом единое государство с административно-территориальными единицами, не имеющими политическо самостоятельности, называется унитарным. Государство, опирающеес на объединение относительно самостоятельных государственных образований с равным статусом, является федеративным.

Следовательно, административно-территориальное устройство представляет собой распределение территории страны по составляющим, на основе которых формируется структура и реализуется деятельност органов государственного или муниципального управления для достижения их задач и функций.

Государственно-территориальное устройство — это совокупность подсистем территориального деления и государственного управления (например, федеральные округа или субъекты федерации) и местное территориальное устройство.

Административно-территориальное устройство обусловливается целями и особенностями типа государства. Оно включено в постоянно взаимодействие с управленческой структурой государства и выстраивается на протяжении истории под влиянием выполняемых государство функций, реализуемой политики, возможностей участия граждан в государственном управлении, предоставления национальным меньшинства определенного государственно-правового положения.

Территориальное устройство определяется организационно-правовой формой государства, ее спецификой. Административные единицы федеративных государств создаются исходя из национальной, территориально или и той, и другой вместе.

Изменения и увеличение аппарата государственного управления привели к формированию многоуровневого и разветвленного деления на специальные округа для достижения административных целей центральных органов власти. Специальные округа (районы) являются территориями в которых функционирует подразделение центрального органа власти, реализующее полномочия, установленные для данного органа власти. Специальных округов множество, их границы часто не согласуются с границам административно-территориального деления. Среди специальных округов выделяют военные, военно-воздушные, лесные, налоговые, почтовые судебные, топливные, транспортные, финансовые и другие округа. Некоторые из них делятся на меньшие части.

В Конституции Российской Федерации закреплены термины «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Российской Федерации». Последний термин является составляющим элементом первого. При этом территория охватывает еушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территорией государства. В Конституции Российской Федерации в сг. 65 закреплена федеративная природ государства, в состав которого входят субъекты Федерации — республики края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа (табл. 5.1). Здесь же установлено разделение предмето ведения Федерации, ее субъектов и совместного ведения.

Один из ключевых принципов федеративного государственного устройства заключается в равноправии субъектов Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.

Субъекты Российской Федерации

Таблица 5.1

Тип субъектов РФ

Субъект РФ

Республики

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республик Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика Чувашская Республика — Чувашия

Края

Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский

Области

Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская

Города федерального значения

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Автономная

область

Еврейская автономная область

Автономные

округа

Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО — Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО

Ученые и специалисты отмечают, что федеративное устройство нашего государства характеризуется асимметричностью, которая проявляется прежде всего в разнородности российского государственно-территориального устройства.

Республики РФ выделяются среди других субъектов Федерации тем, что каждая из них имеет свою конституцию, некоторые возглавляются президентами, законодательный орган именуется парламентом и т.д. Наблюдается значительный разрыв в социально-экономическом положении субъектов Федерации. Среднедушевые доходы населения самого богатого регион в 6 раз превышают аналогичный показатель самого бедного, число высших образовательных учреждений отличается в 268 раз, объем произведенной продукции — в 1000 раз и более (по данным 2013 г.).

Административно-территориальное устройство России представляет собой основу для формирования системы региональных и местных законодательных и исполнительных органов власти. Административные и экономические регионы являются точками отсчета для сбора, учета и обобщени политической, экономической, социальной и иной информации для государственной статистики и прогнозирования. Благодаря административно-территориальному устройству обеспечивается реализация правовых нор на соответствующей территории, в том числе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.

При этом понятие «территориальная организация государства» более широкое, чем «административно-территориальное устройство». Последне заключается в построенной по территориальному принципу государственной организации общества, в то время как территориальная организаци государства охватывает порядок устройства элементов, составляющи государственную территорию, формирование экономических районов, планирование и прогнозирование их развития, регулирование хозяйственно деятельности административно-государственных территорий, отношени между ними, участие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества.

На основе экономического районирования в России сформированы и функционируют федеральные округа, основное предназначение которы заключается в регулировании и контроле центральными органами власт развития субъектов Федерации.

Выделяются уровни подчиненности административно-территориальных единиц: административно-территориальные единицы федерального подчинения — это республики, края, области и города федерального значения; административно-территориальные единицы, подчиненные субъекта Федерации, — города республиканского, краевого и областного подчинения, сельские районы; низовые административно-территориальные единицы местного уровня — городские и сельские поселения, а также сельски советы.

Таким образом, экономическое районирование, национально-государственное и административно-территориальное устройство взаимосвязаны и взаимообусловлены.