Ст 218 кас РФ судебная практика

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

документа: Кодекс административного судопроизводства РФ

Комментарии к статье 218 КАС РФ, судебная практика применения:

Оспоривание решений, действий (бездействия) органа публичной власти, связанных с проведением публичного мероприятия

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Оспорить решение, действие (бездействие) органа публичной власти, связанные с согласительными процедурами или отказом в проведении публичного мероприятия, вправе его организатор, лицо, уполномоченное организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (далее — лицо, уполномоченное организатором), а также прокурор (часть 1 статьи 39, части 1, 2 и 4 статьи 218 КАС РФ).

Оспорить действия и решения по приостановлению, прекращению публичного мероприятия вправе его организатор, лицо, уполномоченное организатором, прокурор, участники данного мероприятия, чьи права на проведение публичного мероприятия нарушены, в том числе путем предъявления коллективного административного иска (статьи 15 — 17, 19 Закона о публичных мероприятиях, статьи 42, 218 КАС РФ).

Иные действия (бездействие), решения уполномоченного представителя органа публичной власти, уполномоченного представителя органа внутренних дел, сотрудника полиции, военнослужащего и (или) сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органа федеральной службы безопасности, органа государственной охраны могут быть оспорены организатором публичного мероприятия, лицом, уполномоченным организатором, а также любым участником публичного мероприятия, чьи права нарушены этими действиями (бездействием), решениями, в том числе путем предъявления коллективного административного иска (статьи 13 — 17 Закона о публичных мероприятиях, статьи 42, 218 КАС РФ).

Оспаривание решений, действий органа, осуществляющего кадастровый учет недвижимости по правилам КАС РФ

В п. 36 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017)» содержится следующее разъяснение:

Правоотношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер, в связи этим дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.

Указано, в частности, что «поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов в сфере кадастрового учета, где отношения не основаны на равенстве сторон, требования об оспаривании решения названного органа об изменении сведений кадастрового учета в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства».

* См. подробнее обстоятельства дела и мотивировку в извлечении из Обзора практики ВС РФ во вложении ниже

Обжалование решения (заключения) призывной комиссии по правилам КАС РФ

В п. 4 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016)» содержится следующее разъяснение:

В порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат обжалованию решения (заключения) призывной комиссии, принятые в отношении лиц, для которых такие решения (заключения) являются обязательными.

При этом, суд указал, что отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

** См. подробнее обстоятельства дела и мотивировку в извлечении из Обзора практики ВС РФ во вложении ниже

Решения Уполномоченного по правам человека в РФ не могут быть оспорены по правилам КАС РФ

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016)» содержатся следующие разъяснения в ответе на вопрос № 5:

«Подлежат ли рассмотрению в порядке административного судопроизводства заявления об оспаривании решения руководителя структурного подразделения рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, принятого по результатам рассмотрения жалобы, адресованной Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации?»

В ответе, в частности указано, что решения Уполномоченного по правам человека по результатам рассмотрения адресованных ему жалоб, в том числе отказ в принятии жалоб, не могут нарушать какие-либо права обратившихся к нему лиц, поскольку не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов, включая право на судебную защиту, а также не возлагают на них какие-либо обязанности. Учитывая это, такие решения Уполномоченного не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 218 КАС РФ… Соответственно не подлежат оспариванию в указанном порядке и принятые по результатам рассмотрения адресованных Уполномоченному жалоб решения должностных лиц рабочего аппарата Уполномоченного…

*** См. подробнее обстоятельства дела и мотивировку в извлечении из Обзора практики ВС РФ во вложении ниже

Федеральные законы от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ и от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ взбудоражили собственников бизнеса, директоров, финансовых директоров и главных бухгалтеров. Ответственность всем своим личным имуществом по налоговым нарушениям даже после исключения организации из ЕГРЮЛ – серьезная угроза. Если собственник бизнеса и директор осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, то бухгалтеры и финансовые директора за зарплату. Возник насущный вопрос: «Кто за что и в каком размере отвечает и как избежать ответственности?»

Ответственность директора

Наиболее всего очевидна ответственность генерального директора, который одновременно является единственным учредителем и главным бухгалтером. В случае возникновения налоговых претензий и невозможности удовлетворить их денежными средствами или имуществом организации, субсидиарная ответственность в размере недоимки ляжет на плечи бизнесмена. 📌 Реклама Отключить

Один из способов избежать ответственности – переложить ее на других лиц. Но в случае совмещения основных ролей в бизнесе это сделать сложно. Можно попробовать следующее: назначить одного из сотрудников организации ответственным за проверку контрагентов, максимально прописав его должностные обязанности и даже проведя специальное обучение.

В случае заключения договора с фирмой-однодневкой, который по мнению налоговиков привел к незаконной налоговой оптимизации и дальнейшим доначислениям, которые организация оплатить не может, возникновению вопроса о субсидиарной ответственности, можно будет пробовать доказать, что возникновение необоснованной налоговой выгоды произошло вследствие виновных действий ответственного сотрудника компании (контролирующего лица), а не генерального директора.

На сегодняшний день судебной практики по 401-ФЗ и 488-ФЗ нет, и именно директор отвечает за управление юридическим лицом, а признание наемного сотрудника организации контролирующим лицом крайне сложно. И тем не менее, именно размытие ответственности – один из немногих способов избежать или снизить размер ответственности.

📌 Реклама Отключить

Ответственность главбуха и финансового директора

Субсидиарная ответственность главных бухгалтеров и финансовых директоров вероятна только в случае участия в выводе активов компании, имеющей налоговые претензии или участия в качестве контролирующих лиц (в том числе учредителей, директоров) при дроблении бизнеса.

Перед выездной налоговой проверкой налоговики проводят предпроверочный анализ не только юридического лица, но и оценку имущественного положения учредителей, директоров, главного бухгалтера, топ-менеджеров. Если будет выявлено существенное повышение дохода, происходящего параллельно применению оптимизационных схем компании-работодателя, вывод на этих лиц денежных средств и имущества, с дальнейшим переходам бенефициарам, они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

Дробление бизнеса как способ оптимизации и повышения безопасности активов компании имеет побочный эффект: необходимость в учредителях и директорах, не совпадающих с бенефициаром. И вот тут помимо родственников и друзей, собственники бизнеса начинают привлекать доверенных лиц на зарплате, которые к тому же под боком и кому можно относительно доверять – бухгалтеров и финансовых директоров, регистрируя на них компании, дробящие большой бизнес.

📌 Реклама Отключить

Так вот, при признании такого дробления необоснованной налоговой выгодой – такие новые собственники и могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

Ответственность учредителей

А что с субсидиарной ответственностью учредителей, не совпадающих с генеральным директором? Вот им, чтобы обезопасить свои активы, лучше с ликвидацией своих организаций не торопиться, чтобы не подписывать протоколы или решения о ликвидации компании и назначении ликвидатора. Чем меньше доказанного участия учредителей в управлении обществом, тем лучше.

Если будет установлено, что контролирующих лиц у организации, имеющей претензии налоговиков, несколько, то они будут нести солидарную ответственность, проще говоря платить будут совместно, без учета их роли, размера долей в уставном капитале и т.д.

Налоговики готовы к работе

Очевидно, что на практике субсидиарная ответственность будет применяться все чаще. Из центрального аппарата ФНС в районные налоговые уже направлены соответствующие рекомендации, а значит, вопрос обеспечения безопасности активов компании и личного имущества собственников бизнеса актуален, как никогда. 📌 Реклама Отключить

Проблема в том, что даже если начать обелять бизнес с завтрашнего дня, пройдет еще не менее трех лет, чтобы сказать, что он относительно безопасен, а это значит, что действовать необходимо как можно быстрее, и как можно более вдумчиво.

Одним из способов оформления денежных обязательств является составление долговой расписки. Такой документ составляется в упрощенном порядке, не требует регистрации, оформляется в сокращенной форме по согласованию сторон. В каких случаях расписка имеет юридическую силу, какие основные реквизиты она должна содержать, в отношении исполнения каких требований составляться, подробно в этом материале.

Правила оформления долговой расписки

Расписка приравнивается к документам, которые могут приниматься в качестве официального подтверждения долговых обязательств. Для придания ему юридической силы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  1. В отношении суммы долга, которая закрепляется на основании такого документа, ограничений в законодательстве не содержится. Это может быть как несколько тысяч, так и миллионы. Требований к валюте также не установлено. В случае судебного разбирательства в отношении задолженности пересчет производится в российских рублях на действующий в момент решения спора курс ЦБ РФ.
  2. Не имеет значения, для каких целей заняты средства, — личных для приобретения потребительских товаров, либо коммерческих, если нужно увеличение оборотных средств для развития производства. Также расписка может оформляться в сфере семейных отношений, к примеру, для закрепления обязанности по выплате алиментов в будущем.
  3. Расписка должна иметь письменную форму, нотариальной регистрации не требуется, если сумма долга составляет более 1 000 руб. Такое требование установлено ч.1 ст.808 ГК РФ, в норме указано, что такому оформлению подлежат сделки оценкой более 10 минимальных размеров оплаты труда. Следует также отметить, что ссылаться на свидетельские показания в силу ч.1 ст.162 ГК РФ при несоблюдении письменной формы даже в судебном порядке не представляется возможным.
  4. Составляется расписка при передаче денежных средств при совершении сделки как гражданами, так и между представителями юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.

Ошибки при составлении долговой расписки

Не всегда составление письменного документа в простой форме даёт возможность осуществить гарантированное взыскание. Причиной этого могут стать ошибки при его составлении, среди которых чаще всего выделяются:

  • Отсутствие информации о лице, получившем денежные средства. Примером может служить указание на получение средств гражданином с указанием ФИО, при его не будут указаны его паспортные данные или другие идентифицирующие признаки. В отношении организаций требуется не только указание наименование, но и ИНН и номер регистрации в госреестре, что позволит установить должника. Такие расписки оформляют зачастую родственники или лица в дружественных отношениях, которые придают документу формальный характер. На практике впоследствии приходится проводить почерковедческую экспертизу для установления личности или представителя организации — должника
  • Иногда в расписке отсутствуют данные о кредиторе. В суде такое доказательство может не приниматься в связи с риском подмены сторон обязательства, предоставления документа, к примеру, от родственника или в рамках другого договора займа с аналогичными условиями.
  • При отсутствии информации о факте получения средств кредитором. Такое доказательство подтверждает достижение договоренности по займу, но не само обстоятельство передачи денег. Согласно ст.812 ГК у заёмщика есть право на оспаривание соглашения о займе в связи с отсутствием аргументов по передаче денежной суммы.
  • Если нет данных о сроке возврата денег потребуется совершить дополнительные действия по их возврату. В частности, составляется уведомление о необходимости закрыть долг к определенной дате. Оно отправляется по адресу проживания заёмщика или вручается ему лично. Таким образом можно восполнить недочет с недостаточным оформлением долгового обязательства.
  • Если не указана цель получения средств в последующем кредитор лишается возможности доказать, что деньги предоставлялись для оплаты по договору купли — продажи или исполнения иных обязательств. В суде такой факт может привести к успешному доказательству передачи средств в связи с совершением покупки или заказом услуг.
  • Когда была достигнута договоренность о предоставлении займа под процент, то его размер должен в обязательном порядке оговариваться в расписке. Иначе доказать его будет крайне сложно и будет осуществлен пересчёт по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день пользования средствами. Это может создать проблему при доказывании. В частности, сделки между юридическими лицами невозможны на беспроцентной основе, так как целью их деятельности является получение прибыли. Таким образом, при судебном разрешении спора могут возникнуть сложности с доказыванием факта установления определенной процентной ставки. Согласно ст.809 ГК РФ, при отсутствии сведений о платности пользования денежными средствами в сумме до 50 МРОТ (на 2018 год — 5 000 руб.), заём предполагается беспроцентным, если деньги не предоставлялись с целью увеличения доходов субъектом предпринимательской деятельности.

Если в расписке не установлена обязанность по выплате неустойке за неисполнение обязанности, то требовать платежа на основании ст.331 ГК РФ невозможно. Норма содержит условие о платеже только в случае прямого указания в договоре.

Как правильно составить долговую расписку

Для того чтобы процесс доказывания был лёгким при судебном рассмотрении спора, необходимо принять во внимание следующие условия. Во — первых, документ следует писать собственноручно, делает это заёмщик. Если расписка будет напечатана на компьютере, а на ней будет проставлена только подпись или содержаться мало собственноручного текста, процесс доказывания будет проходить очень сложно. Потребуется проведение экспертизы.

Во — вторых, следует не допускать исправлений и зачёркиваний. Это может лишить документ юридической силы в качестве доказательства при взыскании долга. Любая пометка должна содержать подпись заемщика и дату внесения изменений, но лучше их не делать во избежание оценки сделки как ничтожной и возникновения споров в отношении доказательств.

Образец долговой расписки

Специальной формы для расписки не установлено законом. Составляется она произвольно при определении юридически — важных моментов, к которым относятся:

  • Идентификация сторон договора — ФИО, наименование организации, адрес проживания или регистрации, документы, удостоверяющие личность и полномочия по действиям от имени компании.
  • Сумма долга в валюте займа — иностранных или российских денежных знаках.
  • Процент за пользование денежными средствами, порядок оплаты.
  • Назначение — на оплату товара по договору купли-продажи, возврату задолженности третьи лицам и др.

Пример долговой расписки:

Нотариальное заверение документа не требуется, однако на практике стороны прибегают такой услуге. Это позволяет избежать негативных последствий в будущем. При обращении в контору должностное лицо проводит идентификацию сторон соглашения, фиксирует факт передачи денег и дату возврата средств, вознаграждение за их пользование, осуществляет юридическую проверку оснований для заключения такой сделки.

Автор публикации

не в сети 3 дня

Виктория

Современное российское право

Вы уже знаете, что право – это система норм и правил, которые являются обязательными для соблюдения людьми и гарантированы государством.

А что же представляет собой современное российское право?

Его становление происходило не в простых условиях 90-х годов 20 века. После распада Советского Союза, молодому Российскому государству пришлось столкнуться не только с серьёзными экономическими проблемами, (один только внешний долг СССР, обязательство по погашению которого взяла на себя Россия составил почти 68 миллиардов долларов США), но и с проблемами, связанными с реформированием и становлением новых институтов государственной власти. Так как старые законодательные, исполнительные и судебные органы оказались не приспособлены к новым условиям.

Это время также принято ещё называть «Лихие девяностые», эта фраза должна быть вам хорошо знакома из разговоров родителей или по современным сериалам и фильмам. В это время обыденностью стала криминализация общественной жизни, коррупция, политическая и социальная нестабильность.

Например, по данным Министерства внутренних дел в 1991-1999 годах в результате совершения различного рода преступлений погибло семьсот сорок тысяч человек. Это даже больше чем нынешнее население такой страны как Черногория.

Именно в такой атмосфере делало свои первые шаги современное российское право. Самым крупным шагом в процессе становления правовой системы нашей страны стало принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Она заложила не только фундамент новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократии. Но и послужила основой для разработки множества кодексов, федеральных законов, актов и системы права в целом.

Что же представляет собой современная система российского права?

Российская система права складывается из правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Давайте познакомимся с ними более подробно.

Правовые нормы – это принятые нормы поведения людей в обществе, которые установлены и охраняются государством.

Правовые институты – это несколько правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения внутри одной отрасли права или на стыке нескольких отраслей. Например, институт гражданства или институт прав человека.

Отрасль права – это совокупность правовых норм и институтов в определённой сфере, объединённых общностью отношений, которые они регулируют.

Принято выделять следующие основные отрасли системы российского права:

· Конституционное (государственное) право. Нормы конституционного права регулируют взаимоотношения личности и государства.

· Административное право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения в сфере в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц в ходе исполнения ими их непосредственных функций.

· Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные сними не имущественные отношения.

· Финансовое право. Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с расходованием денежных средств.

· Экологическое право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством, обществом и природой, включая вопросы природоохранной деятельности.

· Процессуальное право. Регулирует отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел.

· Международное право. Это регулируемая система прав и обязанностей, которые приняли на себя государства в отношениях друг с другом.

· Налоговое право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

· Трудовое право. Отрасль права, регулирующая отношения в сфере наёмного труда.

· Семейное право. Регулирует отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления и так далее.

· Уголовное право. Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказания за данные действия.

О конкретных нормах гражданского, конституционного, семейного и других отраслей права вы сможете узнать позднее.

Как же норма, институт и отрасль права связаны между собой?

Представьте, что вы строите дом. Так вот норма права это будут кирпичи, из которых вы возводите стены и крышу вашего дома, построенные вами стены, уже станут правовыми институтами, ну а дом в целом можно назвать отраслью права. А город, построенный из таких домов образует целую правовую систему.

Наверное, вам будет интересно узнать о том, что правовые системы различных государств относят к так называемым правовым семьям.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Такое деление, прежде всего, связано правовыми традициями этих стран.

Например, правовые системы Англии, Соединённых штатов Америки, Канады и Австралии принято относить к так называемой англосаксонской правовой семье. В этих странах главную роль в формировании новых норм права играет суд, а если говорить точнее то судебный прецедент.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы.

То есть если судья вынес решение по делу, то все последующие решения по аналогичным делам должны быть такие же.

Правовые системы таких стран как Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан принято относить к так называемой религиозной семье. В этих государствах, как правило, религия главенствует над светскими нормами права. А религиозные нормы и ценности выступают в качестве критерия оценки совершённых человеком противоправных действий.

Участниками третьей правовой семьи, являются некоторые страны Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Здесь основу правовых норм составляют обычаи и традиции. Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

Поэтому данную семью принято называть – традиционной.

А к какой же правовой семье можно отнести правовую систему российской федерации?

Правовую систему нашей страны относят к четвертой правовой семье романо-германской.

Романо-германская правовая семья – это совокупность правовых систем созданных на основе римского права. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы в том числе и России.

Подождите, скажите вы причём здесь Россия и Рим? Мы же никогда не были частью Римской империи, да и римские законы у нас не действовали? Так почему мы относимся к этой семье.

Дело в том, что римляне были очень плодовитыми авторами в законодательном плане. За свою историю они придумали множество законов, норм, правил, принципов, которыми современное человечество пользуется до сих пор. Например, возьмём хотя бы уголовный или гражданский кодекс? Вы никогда не задумывались о том, а откуда появилось слово кодекс?

Так вот именно римляне и придумали собирать общие по смыслу законы в отдельные книги, которые и называли кодексами. Так что, у нас с римлянами намного больше общего, чем вы думаете. Постепенно римские нормы права распространились далеко за границы Римской империи.

Попробуйте узнать об этом более подробно на досуге. А пока что вернёмся к нашей семье.

Для Романо-германской правовой семьи характерны следующие особенности:

· единая иерархически построенная система источников права;

· главную роль в формировании права играет законодатель;

· наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

· важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

· деление системы права на отрасли.

Эти особенности как вы уже догадались также характерны и для российской правовой системы. Надеемся, что сейчас всё окончательно стало на свои места, и у вас больше не возникнет вопросов.

Основным источником права у нас в стране являются законы и другие нормативные правовые акты.

В России законодательство делится на: федеральное и законодательство субъектов федерации. Такое разграничение установлено Конституцией Российской Федерации.

Так, в исключительном ведении федеральных властей находятся:

· регулирование прав и свобод человека и гражданина;

· формирование федеральных органов государственной власти;

· установление правовых основ единого рынка;

· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

· федеральные налоги и сборы;

· внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению федеральных властей и субъектов отнесены:

· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

· координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Ну а в остальном субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти.

Более подробно с различными законами российской федерации вы познакомитесь позднее.

В конце нашего урока давайте вспомним с вами основные моменты.

1. К какой правовой семье относят правовую систему нашей страны?

2. Что такое правовые нормы?

3. Что такое правовые институты?

4. Что такое отрасль права?

5. Назовите основные отрасли системы российского права?