Ст 10 закона о несостоятельности банкротстве

Содержание

Долговая расписка

Представляет собой расписку о займе денежных средств, представляет собой юридический документ сферы гражданско-правовых отношений между физическими лицами, подтверждающий факт передачи конкретной денежной суммы, передаваемой стороной, как в добровольном порядке, так и в силу выполнения договорных обязательств.

Что такое долговая расписка

Долговая расписка как долговое обязательство заключается между физическими лицами, а организации и ИП оформляют договора займа (см. договорные споры), при этом физ. лица также могут заключить договор займа.

Чтобы в правовом ключе отдалживать деньги или брать взаймы существует специальный документ – долговая расписка, имеющая определенные законодательные аспекты составления и использования.

Существует мнение, что отдалживать деньги нужно в том количестве, с какой суммой Вы готовы расстаться навсегда.

Только наличие правильно оформленной расписки позволяет отстоять свои интересы в законном порядке и взыскать долг через суд.

Долговая расписка в получении денежных средств

Законно составить и, в случае необходимости, предъявить в суде долговую расписку, существуют правовые требования и нормы к оформлению такого рода документов, статья №807 ГК РФ указывает, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Как правило, долговую расписку выдает заемщик кредитору при получении денежных средств.

С 2018 года к составлению такого рода документа ОБЯЗАНЫ обращаются, в случае если займ превышает 10000 (десять тысяч) рублей. Если же сделка все же была заключена в устной форме, то стороны должны подтвердить ее, например, выпиской из банка.

К слову, в действующем законодательстве оговорено, что в случае, если сумма отдалживаемых средств в десять раз превышает установленный государством минимум заработной платы, долговую расписку необходимо составлять в обязательном порядке. В настоящий момент этот показатель равен 100 рублей, сумма займа, требующая оформления долговой расписки, составляет от 1000 рублей.

Справочно: Минимальный размер оплаты труда в РФ (смотрите пункт 2).

При этом если оба участника сделки по займу являются физическими лицами, а общая сумма займа не превышает 100 тыс. рублей, то он будет считаться беспроцентным, если в договоре не указано иное.

Скачать образцы:

  • Образец долговой расписки в получении денег.
  • Образец расписке о возврате долга.

Особенности долговой расписки между физическими лицами

Для того, чтобы долговая расписка считалась грамотно составленной, необходимо учитывать обязательное наличие в ней следующих реквизитов, в частности,

  1. максимально полные паспортные данные сторон договора, включая место регистрации, контактный телефон;
  2. сумма займа, обозначенная прописью и в цифровом эквиваленте. Если так получилось, что прописью нет, то главное, чтобы однозначно читалась сумма;
  3. предназначение кредитных средств (на личные нужды или бизнес (на бизнес не указывать, так как есть ограничения и нюансы));
  4. срок погашения задолженности, процентная ставка за пользование денежными средствами либо беспроцентность займа;
  5. Способы погашения, к примеру обязательно указать счет банковской карты;
  6. Требование о понимании заемщиком правовых последствий выдачи долговой расписки. Данное условие должно быть прописано собственноручно заемщиком, и в случае возникновения спора, займодавец имеет право сослаться на то, что заемщик, при получении денежных средств, полностью осознавал последствия своих действий.

К обязательным пунктам относится также указание срока вступления договора в силу, обязательства возврата заемных средств, цель использование средств, дата подписания документа и подписи сторон.

К общим требованиям относится также рукописная форма документа, которую, при желании сторон или, как вариант, по требованию одной из сторон, можно заверить у нотариуса.

Следует отметить, что желательным, но не обязательным, условием содержания документа является указание места заключения договорных отношений

Форма и вид долговой расписки

Важно учитывать, что четко установленной формы для долговых расписок в законодательстве РФ нет. По факту – это может быть как нотариально заверенный документ, так и документ свободной формы.

Юридическая сила таких долговых расписок одинаковая (если не учитывать безоговорочное принятие судом нотариально заверенной расписки и возможность сомнений о достоверности расписки, оформленной в свободной форме).

Оформления расписки у нотариуса

Необходимо обратиться к нотариусу, он удостоверит дееспособность обратившихся, предупредит об ответственности, подготовит договор займа и заверит должным образом.

Статья №808 Гражданского кодекса гласит

  1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.
  2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Справочно: Статья 808 ГК РФ.

Не путайте понятия вексель и долговая расписка

Распространены случаи, когда физические лица по причине отсутствия юридического образования или знаний относительно ключевых отличий похожих между собой юридических документов, путают понятия, внося, тем самым, «неразбериху» в суть договорных отношений. Речь идет о неправильном толковании сути и предназначения таких документов, как «долговая расписка» и «вексель».

Расставим точки над «i». Вексель является строгим формальным документом, который используется исключительно в коммерческой деятельности как факт подтверждения перечисления больших денежных сумм. Долговая расписка сродни векселю только лишь как факт передачи денег. Однако содержательная сторона и форма составления такого документа существенно отличаются от векселя.

Как написать и составить долговую расписку

Это официальный документ, которым подтверждается факт получения в долг определенной денежной суммы. Расписка собственноручно передается заемщиком займодавцу в момент передачи денег, либо оформляется через нотариуса.

Содержательная сторона долговой расписки четко определена в законодательстве. В таком документе в обязательном порядке должны быть указаны основные личные данные сторон, включая паспортные данные, адрес регистрации и места фактического проживания. В обязательном порядке прописью и цифрами прописывается сумма заменых средств с указанием конкретной даты их возврата. Если предметом займа являются вещи, – в документе указывается их стоимость и описание. Составленная долговая расписка собственноручно подписывается сторонами сделки при участии минимум двух свидетелей.

Важно учитывать, что при своевременном выполнении заемщиком долговых обязательств, он получает расписку обратно. Как вариант, кредитор может написать ответный документ о получении денег. В случае возникновения спорных вопросов относительно сроков возврата и суммы долговых средств резоннее всего обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

Нужны ли свидетели при составлении долговой расписки?

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не содержит условий, подтверждающих необходимость свидетелей при заключении договора займа, присутствие последних при передаче денег и получении долговой расписки не запрещается.

В случаях возникновения судебных разбирательств, наличие свидетелей, подтверждающих факт передачи денег, а также условиях их возврата, может сыграть важную роль. Исходя из вышеизложенного, займодавец вправе потребовать от заемщика включения в текст долговой расписки информации о свидетелях, присутствующих в момент передачи денег.

Срок давности расписки для взыскания через суд и как восстановить права

Как гласит закон, заемщик должен вернуть всю сумму долга не позднее тридцати дней с того дня, как давший в долг потребовал вернуть свои финансы. Это правило действует также в случае, если в договоре о предоставлении займа дата возврата не указывалась или такой датой считался момент востребования (пункт 1 статьи 810 Гражданского кодекса РФ).

По закону, срок исковой давности по расписке равняется 3-м годам (это указано в 196-й статье Гражданского Кодекса РФ). Если же стороны по каким-то причинам заключили договор об изменении этого срока, то они нарушили закон, который запрещает такого рода соглашения.

Что может приостановить течение срока исковой давности

На практике встречаются следующие случаи, когда течение срока исковой давности приостанавливается.

  1. Форс-мажорные обстоятельства (чрезвычайные обстоятельства, которые сочтены непреодолимыми ).
  2. Мораторий, который наложило Правительство России на выполнение данных обязательств.
  3. Служба участников договора займа в Вооруженных Силах (в случае их перевода на военное положение).
  4. Принятие закона, приостанавливающего действие нормативно-правового акта, которым регулируются отношения сторон по расписке.
  5. Процедура медиации, если стороны заключили такое соглашение.

Как можно продать долговую расписку

Даже в сложной ситуации, не нужно падать духом. В РФ действует коллекторское сообщество, которые имеют огромный опыт поиска и взыскания с нерадивых заемщиков денежных средств. Обратившись к ним, вы вполне можете продать долг. Сумма торга начинается от 10% от суммы долга, как правило коллекторы выкупают долг за сумму не превышающую 50% суммы долга.

Что делать если заемщик скоропостижно скончался (умер)

Необходимо выяснить наличия имущества, проследить кто принял данное имуществе, — вступил в наследство, и подавать претензию о возврате долга правопреемнику умершего заемщика. Помните, имущество как и долги наследуемы!

Правильное погашение долга

Погашение долговых обязательств заемщика перед кредитором осуществляется в соответствии с прописанными в договоре условиями и в срок, обозначенный в расписке. Если условия договора займа полностью выполняются и заемные средства вовремя возвращены владельцу, долговая расписка возвращается заемщику.

В случае нарушения условий договора – в установленный срок деньги не возвращены кредитору, последний имеет законное право обратиться с исковым заявлением в суд в течение трех лет, начиная от срока возврата денег, оговоренного в расписке.

В случае если, Заемщик не может определить местонахождение заимодавца, а телефон не отвечает, необходимо обратиться к нотариусу и через него оформить возврат долг.

Процентные «нюансы»

  1. Если деньги отдалживаются на условиях выплаты процентов, такие «кредитные нюансы» в расписке оговариваются в обязательном порядке в виде четко прописанной процентной ставки и денежной суммы. В случае отсутствия в документе указанной процентной ставки, кредитор имеет полное право взыскать проценты в соответствии с текущей ключевой ставкой на момент возврата долга.
    Справочно: Ключевая ставка в РФ.
    К слову, в законодательной системе страны предусмотрены случаи, когда взыскание процентов с заемщика невозможно. Во-первых, если сумма кредитных средств меньше, чем пятидесятикратный размер минимальной заработной платы. Во-вторых, в долговой расписке обозначено беспроцентное условие займа.
  2. Если стороны не определили срок выплаты процентов, они должны выплачиваться ежемесячно до дня возврата займа. Когда обязанность по уплате процентов одновременно с возвратом суммы долга прямо не предусмотрена договором займа, заимодавец может требовать уплаты таких процентов вне зависимости от того, предъявляются им требования о взыскании основного долга или нет.

Судебная практика взыскания задолженности по договору займа

Не так давно в практике гражданского судопроизводства был зафиксирован факт неверного толкования законодательных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся доказательств невыполнения долговых обязательств заёмщика.

Поводом для резонансного делопроизводства послужил факт взыскания долга по договору денежного займа на основе долговой расписки.

Поскольку стандартный договор займа сторонами заключен не был, суд отказал истцу в удовлетворении требований.

Правовое обоснование неисполнение долговой расписки

По утверждению Верховного Суда, наличие долговой расписки у заимодавца полностью подтверждает несоблюдение заемщиком долговых обязательств. Данная законодательная норма закреплена в пункте первом статьи сто шестидесятой Гражданского кодекса. К тому же в этом нормативно-правовом акте оговорено, что любая сделка заключается в письменной форме посредством составления документа с четким описанием его содержательной стороны, наличием подписей сторон или уполномоченных ими лиц. Неправомерными доказательствами подтверждения какой-либо сделки являются только показания свидетелей.

Напомним, что суд первой инстанции и апелляции посчитали, что долговая расписка не может считаться подтверждающим документом, поскольку не отражает полную информацию о заимодавце и обязательствах заемщика относительно возврата денежных средств.

Услуги профессионалов – гарантия возврата денег

Чтобы правильно составить и оформить долговую расписку с учетом законодательных нюансов и требований можно обратиться за помощью к профессиональным юристам. Специалисты предоставляют грамотные консультации относительно составления договоров займа, оказывают содействие в вопросах быстрого оформления и нотариальной заверки долговых расписок.

В случае возникновения споров по займу смогут представить и защитить интересы клиента в суде до момента благоприятного решения вопроса.

Поделиться с друзьями

Статья 10 закона о банкротстве

Статья 10. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

1. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

2. Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. В случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.

4. Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.

5. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, также может быть подано конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом.

Заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), может быть подано в ходе конкурсного производства, внешнего управления конкурсным управляющим, внешним управляющим, учредителем (участником) должника, а в ходе конкурсного производства также конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не может быть подано после завершения конкурсного производства.

Если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности. Арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счет средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено в соответствии с настоящей статьей.

6. Лица, в отношении которых поданы заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве.

7. По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение, которое может быть обжаловано. В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причиненных должнику убытков — размер взыскиваемых убытков. На основании определения о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности (о взыскании убытков) выдается исполнительный лист.

8. Денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также взысканные убытки включаются в конкурсную массу.

Требование о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после вступления определения в законную силу подлежит реализации по правилам статьи 140 настоящего Федерального закона.

9. Привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований учредителями (участниками) должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.

10. Сведения о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков, о судебных актах, вынесенных по таким заявлениям, и судебных актах об их пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В сообщениях, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом, должны быть указаны:

  • наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) контролирующего должника лица, в отношении которого подано заявление (для иностранных лиц указывается с использованием кириллических и латинских букв);
  • гражданство контролирующего лица (страна регистрации);
  • идентифицирующие контролирующее лицо данные (индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер — для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования — для физических лиц), а для иностранных лиц — их аналоги в соответствии со страной гражданства (регистрации);
  • размер ответственности в соответствии с заявлением (кроме случаев невозможности определения размера ответственности на дату подачи заявления) или судебным актом.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция)

11 июня 2003 года N 74-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
  • Глава 2. Создание фермерского хозяйства
    • Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
    • Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
    • Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
  • Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
    • Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
    • Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
    • Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
  • Глава 5. Члены фермерского хозяйства
    • Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
    • Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
    • Статья 16. Глава фермерского хозяйства
    • Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
    • Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
  • Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства
    • Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
  • Глава 7. Объединения фермерских хозяйств
    • Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
  • Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства
    • Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
    • Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
  • Глава 9. Заключительные и переходные положения
    • Статья 23. Заключительные и переходные положения

Открыть полный текст документа

Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

Глава 4. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 № 175-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ)

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ)

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

3. Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

4. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

5. Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

2) в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника помещения в многоквартирном доме, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения таких помещений в прежнее состояние. Если такие помещения не будут приведены в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такие помещения подлежат продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

7. Положения частей 2 — 6 настоящей статьи не применяются в отношении помещений, расположенных в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме.
(часть 7 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)