Сроки апелляции по уголовным делам

Апелляционная жалоба по уголовному делу выступает средством защиты интересов граждан, которые не согласны с решением суда, выносимым в ходе уголовного судопроизводства. Возможность направить обращение в соответствующий уполномоченный орган для оспаривания и повторного рассмотрения конкретного дела предоставляется каждому осуждённому по уголовному закону, независимо от того, какой характер преступного посягательства и вид назначенного наказания.

Что это такое

Понятие апелляции применяется во многих странах мира. Такая инстанция предполагает пересмотреть ранее вынесенный вердикт суда и изменить наказание, назначенное виновному лицу. В первую очередь формирования и обеспечения данного рабочего процессуального средства направлено на защиту прав и интересов граждан, в том числе осуждённых за преступление.

Международное право также предусматривает возможности, когда необходимо применить обжалование приговора суда по уголовному делу. Именно на европейские принципы, принимаемые международными организациями (ЕСПЧ), опирается отечественная система права. Согласно её положениям предусматривается четыре инстанции судебного делопроизводства: первая, апелляционная, кассационная и надзорная.

Для направления заявления всегда обязательно прохождение предыдущей инстанции. То есть, например, обращаться к последнему этапу – надзору – можно только после прохождения кассации и так далее.

Апелляционная жалоба в УПК РФ рассматривается как вариант обжалования, который направлен на пересмотр дела. Дополнительно исследуются доказательства, возможно предъявление новых сведений, дело рассматривается по существу. Такой порядок, поскольку последующие инстанции устанавливают, законный приговор или нет, без всестороннего исследования материалов дела.

Следует помнить о том, что Уголовно-процессуальный кодекс для такого варианта предполагает отдельные условия подачи, которые также будут принципиально отличаться от вариантов, применяемых с целью оспорить решение суда.

Относят к таким особенностям следующее:

  • определяется ограничение по сроку направления;
  • орган, реализующий апелляцию, самостоятельно не принимает заявления граждан, работает система через суд, осуществивший вынесение приговора;
  • необходимо предоставление всех материалов по делу, а также дополнительных сведений;
  • разбирательство по рассмотрению носит полноценный характер судебного процесса.

Рассматриваемый вид обращений также требует отдельного подхода к их составлению и содержанию. Процессуальные ошибки приводят к тому, что срок обжалования приговора по уголовному делу истекает и процедура становится невозможна.

Апелляция в уголовном процессе может быть направлена не только на приговор, который ещё не получил своей юридической силы, но и на определения, постановления, промежуточные решения суда. Более того, практика допускает рассмотрение одного обращения, которое будет оспаривать сразу два судебных акта, чего последующие инстанции не предусматривают.

Отдельно следует сказать о положении осуждённого, который решил направить апелляцию. Поскольку установлено ограничение по сроку подачи, в отведённый на это период времени обвиняемый помещён в СИЗО или же используется иная мера пресечения. Лицо не могут отправить в исправительное учреждение или реализовать в его отношении иные мероприятия по исполнению наказания, если было получено заявление на обжалование.

Основания подачи

Несмотря на то, что обжалование приговора по уголовному делу – конституционное право любого осуждённого, реализация данного института допустима с ограничениями. Для направления апелляционного заявления потребуется установление оснований, подтверждающих подобное право и возможность его реализации.

К указанным выше основаниям направления обращения законодатель условно относит следующие ситуации:

  1. Неправильное определение обстоятельства на этапе возбуждения дела и его дальнейшего раскрытия. Ошибка допущена изначально. Не соответствующие действительности факты приводят к несправедливому наказанию.
  2. Недоказанность фактов. Нередко материалы дела изучают не всестороннее, что приводит к неточности установления истины. Кроме того, отсутствует факт установления относимости и допустимости доказательств.
  3. Выводы суда не соответствуют материалам дела. Подобные недочеты обнаруживаются чаще всего именно в конце судебного разбирательства, после вынесения приговора.
  4. Нарушение закона. Речь идёт о процессуальных положениях, которые регламентируют каждый шаг предварительного расследования. Также сюда можно отнести неправильность применения тех или иных норм.
  5. Несправедливость вердикта. Самая оценочная причина. Справедливость в деле предполагает соразмерность содеянного с избранной мерой наказания.

Соответственно, причины для направления апелляционной жалобы на приговор суда по уголовному делу от адвоката или осуждённого всегда касаются процессуальной работы суда и стороны обвинения (прокурора). При этом любые выдвигаемые факты и обстоятельства должны подтверждаться.

Важное условие для подачи такого заявления – срок обжалования приговора по уголовному делу. На реализацию рассматриваемого процессуального действия выделяется десять дней, после чего апелляция не может быть осуществлена.

Отдельно следует отметить ситуации пропуска сроков направления апелляции. По общему правилу процессуальное законодательство допускает восстановление пропущенных периодов, однако для этого требуется установление уважительных причин. В случае с уголовным судопроизводством всё сложнее, здесь скорее допустимо обратиться в вышестоящую инстанцию (кассацию), несмотря на необходимость проходить все стадии обжалования последовательно.

Структура и содержание

Процессуальные документы, независимо от того, кто их оформляет, требуют соблюдения требований, предъявляемых к их содержанию и форме. Апелляционное обращение не исключение. Указанный документ по своей сути очень схож с исковым заявлением, то есть требует письменного оформления, указания конкретных сведений и соблюдения последовательности изложения информации.

Если осуждённый или его защитник не будут соблюдать порядок подачи апелляции, не предоставив необходимые сведения и нарушая структуру документа, то заявление останется без рассмотрения.

Итак, первый момент, на который следует обратить внимание, это характер сведений, которые обязательно должны присутствовать в апелляционной бумаге. Относят к ним следующее:

  • указание органа, принимающего заявление о рассмотрении апелляции;
  • адрес уполномоченного органа (индекс, край, город и т.п.);
  • полное имя лица, которое направляет документ, его адрес, контактные данные;
  • при участии представителя (защитника) требуется указание сведений и о нём;
  • обозначение номера уголовного дело, которое должно быть пересмотрено, и даты вынесение обвинительного приговора;
  • отсылка к судебному разбирательству и итоговому решению суда первой инстанции;
  • подробное разъяснение обстоятельств дела (излагать информацию кратко не допускается, сведения должна полностью отражать ситуацию);
  • указание на доказательства, которые использовал судья при вынесении обвинительного вердикта (фото, видео, презентации, предметы и так далее);
  • информация, отражающая факты, установленные судом;
  • окончательный вердикт, а именно наказание и его размер;
  • дата (день, месяц, год) и подпись.

Также обязательно дать отсылку к нормам процессуального уголовного закона, которые предусматривают рассматриваемое средство защиты (статья 389.1 УПК РФ)

Перечисленные выше сведения должны быть представлены в соответствующей последовательности, что также может повлиять на факт принятия или непринятия документа к рассмотрению. Включает документ следующие элементы:

  1. Шапка. Здесь обозначаются сведения о суде и осуждённом. Размещается данная часть документа в верхнем правом углу.
  2. Заглавие. Обязательно следует обозначить, что это за документ и какая у него цель. Соответственно, указывается, что это апелляционная жалоба на решение определённого суда по номеру конкретного уголовного дела.
  3. Основная часть. Здесь должны быть все сведения, касающиеся материалов дела и вынесенного ранее решения. По порядку заявитель излагает информацию о преступлении, по которому осуществлялось обвинение, далее обозначает позицию суда, доказательства с подробным их пояснением, после чего приводит собственные аргументы, вызывающие сомнения в законности и справедливости обвинительного вердикта. Также здесь делается отсылка к норме закона, дающей право на подобное процессуальное действие.
  4. Заключительная или резолютивная часть. Данный элемент содержит в себе требование пересмотреть приговор суда и изменить наказание (полностью оправдать обвиняемого гражданина).
  5. Дата и подпись. Заверить документ должен либо сам осуждённый, который самостоятельно направляет обращение, либо его адвокат.

Соответственно, должны прилагаться документы и доказательства, которые должны быть перечислены в конце заявления под заголовком «Приложение».

Говоря о формате, следует помнить, что обращение направляется на листе формата А4 и допускает либо рукописный текст, либо машинописный. На сегодняшний день все документы носят печатный характер. Образец документа можно найти в любой из правовых систем (Гарант или Консультант Плюс). Кроме того, Пленум Верховного суда также даёт свои разъяснения насчёт правильного составления и направления рассматриваемого вида обращения.

Порядок подачи

Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела во многом схож с работой первой инстанции. Начинать следует с направления заявления и принятия его к рассмотрению. Осуждённому необходимо пройти этапы, чтобы обращение не оказалось отклонённым и появилась возможность пересмотреть дело и даже изменить вердикт.

Направление рассматриваемого варианта жалобы допускается до момента, когда приговор будет вступать в силу. После этого работа апелляционной инстанции невозможна.

Как указывалось выше, срок подачи заявления особенно важен и составляет всего десять дней. Следует помнить, что такое временное ограничение распространяется только на сам факт направления жалобы, рассмотрение обращения может занять гораздо больше времени. Нередко срок рассмотрения апелляционной жалобы по уголовному делу может варьироваться от пятнадцати до сорока пяти дней.

Ещё один существенный момент – субъект, подающий такое заявление. Законодатель определяет исчерпывающий перечень таких лиц:

  • осуждённый или оправданный;
  • адвокат, либо иной представитель обвиняемого без адвокатского статуса;
  • прокуратура, другой представитель обвинения;
  • потерпевший (частный обвинитель);
  • участники процесса, которые по итогам вердикта несут убытки.

То есть фактически апелляция доступна для любой стороны разбирательства, а также иных привлечённых к нему лиц.

Если лицо убедилось в том, что может претендовать на подачу жалобы, необходимо осуществить проверку приговора. Фактически такой шаг можно считать полноценным этапом обжалования. Проверка проводится на соответствие вердикта закону и наличие в нём правовых ошибок. Для самостоятельной реализации таких действий следует использовать методички и научные работы, но лучше обращаться к квалифицированным юристам.

Далее составляется жалоба. Требования, предъявляемые к ней, изложены выше. Соответствие указанным положениям обязательно, поскольку грамотно составленный процессуальный документ гарантирует не только принятие его к рассмотрению, но и возможность всестороннего изучения материалов дела судом. Подача документа осуществляется лично или по почте. Срок направления обращения рассчитывается без учёта выходных и праздничных дней.

Отдельно следует сказать о том, куда подаётся такая жалоба. Судебная система предполагает наличие Апелляционного суда в каждом регионе. Однако заявление следует направлять непосредственно в тот орган, который вынес вердикт, то есть районный (городской) суд. После получения жалобы она будет направлена по подсудности в соответствующую структуру. Рассматривать дело будут в единоличном порядке, если это районный суд, путём привлечения коллегии – если вышестоящий (например, Мособлсуд).

Также необходимо помнить об уплате государственной пошлины. В случае с обжалованием госпошлина определяется фиксированным размером. Граждане должны заплатить сто пятьдесят рублей, если инициатор апелляции – организация, то три тысячи рублей (участие юридического лица возможно только в случае, когда оно признаётся потерпевшим или лицом, несущим убытки).

Если заявление было принято и зарегистрировано, то судья должен назначить дату разбирательства, поскольку апелляционная инстанция предполагает полноценное исследование материалов дела, изучение доказательств, привлечение свидетелей и даже предъявление новых сведений. В процессе также участвуют все ранее присутствовавшие стороны.

При рассмотрении жалобы суд может по итогу вынести конкретное решение из возможных вариантов:

  1. Отказ. Пересмотр дела может привести к положительному исходу для заявителя. Практика демонстрирует около половины случаев апелляции, когда вердикт первой инстанции остаётся без изменений.
  2. Удовлетворение жалобы. Судья может прийти к выводу, что требования заявителя обоснованные, и отменить ранее вынесенный приговор, оправдав осуждённого или, наоборот, обвинив оправданного.
  3. Изменить приговор частично. Вердикт может не полностью нарушать интересы гражданина. Поэтому апелляция допускает изменение вида наказания по мягкости или жёсткости, отмену меры пресечения (арест, залог), оправдание одного осуждённого, когда их двое и так далее.

На начальном этапе суд также может принять решение о приостановление (прекращении) процедуры рассмотрения жалобы или вовсе отказать в её принятии на основании первичного исследования материалов, представленных заявителем.

Таким образом, рассматриваемая жалоба направлена на реализацию права апелляции и представляет собой официальный процессуальный документ. Соответственно, обязательно соблюдение требования по составлению и подаче заявления. Главное условие – направить обращение не позднее десяти дней. Пропущенный срок приведёт к торможению процедуры апелляции, а при отсутствии уважительных причин исключит возможность оспорить решение.

Правовая культура

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на «макроуровне», то есть сквозь призму общества в целом, и на «микроуровне» как отражение культурной организации общества в со­знании человека.

Правовая культура «в целом» есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, «что движет правовым процессом». Он сравнивает ее с «общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют».

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

1) доктринально-философский — идеи, концепции, теории права;

2) нормативный — совокупность действующих в обществе правовых норм;

3) институционный — совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

4) социологический — правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода «общий знаменатель» всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу­ра — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

· степень развитости правосознания населения;

· уровень развития правовой деятельности;

· степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она «заставляет» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности — это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

? реальной потребностью в праве;

? состоянием законности и правопорядка в стране;

? степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры — это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях — в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологический элемент (правовая психология);

* идеологический элемент (правовая идеология);

* поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

· уровень правосознания и правовой активности общества;

· уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

· культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности.

Правовая культура на «микроуровне» отражает со­стояние правосознания индивида, то есть степень зна­ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура «в целом», понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия «правовая система». Здесь термин «система» применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить «многомерное» представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в «связке» и во взаимодействии с «внеш­ней» средой. Если «внутриправовые» системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с «внешней» средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) «сигналит» о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система «выдает» соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое — через, правотворчество — материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права — и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный «круговорот» в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового — в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому — современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

В общем плане под термином «культура» принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры — главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура(в узком смысле этого слова)-это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев «… главное в правовой культуре — высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)».

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура — это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура — это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности — это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры — правовая актив­ность. Она проявляется:

· в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

· в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активностьследует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической — формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы — качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром — человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

3. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность го­сударственных органов и общественности по формированию у граж­дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль­туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб­ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо­вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны­ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право­вое воспитание — сложный процесс, включающий в себя следую­щие составные части:

a.субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b.объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c.содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d.методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e.формы воспитания:

= профессиональное юридическое образование;

= правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

= правовое воспитание правонарушителей правоприменительны­ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель­ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока­туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор­ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан — это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

a.Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

b.Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

c.Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

d.Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

e.Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания: убежде­ние; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм представляет собой на­правление общественно-политической мысли, отрицающей со­циальную и личностную ценность права и считающей его наиме­нее совершенным способом регулирования общественных от­ношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име­ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич­ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз­ма относят:

1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3. правовую систему, в которой господствовали админист­ративно-командные методы, секретные и полусекретные под­ законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного­ численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима­емых законов, длительность процесса осуществления всех ре­форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру­гой — стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз­ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

= ряд положений марксистско-ленинского учения, куль­тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска­жающих роль и значение права;

= отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

= новейшие и старые правовые учения, разделяющие «писаное» и «неписаное» право;

= ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Юридический фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм — глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия — это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, представления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом «пользы народа» и «благосостояния государства»

В современном обществе формы правового нигилизма находят свое выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон­ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «це­лесообразности»

» Массовое нарушение прав и свобод человека

» Низкий авторитет суда и иных правоохранительных ор­ганов.

В качестве специальных средств сведения к минимуму право­вого нигилизма следует назвать: обеспечение должного качест­ва принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведе­ние в соответствие с потребностями времени правового воспита­ния населения, профессионального обучения и воспитания юри­стов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право­вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право­вого нигилизма являются:

♦ широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп — чиновни­ков, бизнесменов и др.);

♦ многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

♦ высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

♦ соединение правового нигилизма с формами социаль­ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст­венные выступления, перекрытие железных дорог);

♦ усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

♦ эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

a) юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия — один шаг до отрицания ценности права);

b) правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);

c) перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

— укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица­ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

— реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

— гарантированность прав и свобод человека;

— совершенствование правовой системы;

— повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им боль­шей эффективности;

— обеспечение в стране правопорядка;

— правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм- это переоценка права и его возможностей.

Основнымиформами проявления правового идеа­лизмаявляются:

÷нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни (в том числе противопоставление «писано­го» и «неписаного» права);

÷слепая вера граждан в «хорошие законы», которые спо­собны быстро изменить жизнь;

÷буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше­ния регулируются не только правом;

÷идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

÷неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общественные отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся «в поле зрения» правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав­каза и т. д.);

÷увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеа­лизма в российском обществеотносятся:

♦ особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де­мократических традиций;

♦историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) — запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла­шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще­ствление многих государственных замыслов — строитель­ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от­мена социализма сверху;

♦ культивируемый десятилетиями и столетиями «право­вой голод»;

♦ идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

♦ неразвитое и деформированное правосознание;

♦ юридическое невежество;

♦ дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа­лизмомявляются:

? укрепление режима законности в стране;

? гарантированность прав и свобод граждан;

? уменьшение частоты принятия и количества норматив­но-правовых актов, улучшение их качества;

? уделение законодателем внимания реальности, близо­сти к жизни принимаемых, им актов;

? усиление реалистичности юридический науки;

? создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

? правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм — родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра­вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра­вовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра­вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

  • Профилактика коронавирусной инфекции
  • О Роскомнадзоре
    • Положение о Роскомнадзоре
    • Полномочия Роскомнадзора
    • Руководство
      • Руководитель Роскомнадзора Андрей Юрьевич Липов
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Владимир Викторович Логунов
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Алексеевич Субботин
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Александрович Терляков
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Александр Львович Чечин
    • Структура
      • Положения об Управлениях Роскомнадзора
    • Территориальные органы
    • Коллегия
      • Состав Коллегии
      • Положение о Коллегии
      • Регламент Коллегии
      • Годовое расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 28 апреля 2014 г.
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 23 декабря 2013 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 14 мая 2013 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 21 декабря 2012 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 15 май 2012 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 14 декабря 2011 года
        • Протокол заседания
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 15 ноября 2011 года
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 12 мая 2011 года
        • Тезисы доклада Заместителя руководителя Роскомнадзора А.И. Катулевского на расширенном заседании Коллегии Роскомнадзора на тему: «О задачах Роскомнадзора по организации работы в сфере связи на 2011 год и среднесрочную перспективу». ( Москва, 12 мая 2011 года)
        • Протокол заседания Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 16 декабря 2010 года
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 30 марта 2010 года
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 15 декабря 2009 года
      • Заседание коллегии Роскомнадзора 20.04.2015
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 21 декабря 2015 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 19 апреля 2016 года
      • Итоговое совещание с руководителями территориальных органов Роскомнадзора за 2016
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 19 апреля 2017 года
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 11 декабря 2017 года
      • Итоговое заседание коллегии Роскомнадзора 20 февраля 2018 года
    • Координационные и совещательные органы
      • Экспертный совет по массовым коммуникациям при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Консультативный совет при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных
        • Сообщения о заседаниях Консультативного совета
        • Планы работы Консультативного совета
        • Правовые основания деятельности Консультативного совета при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных
        • Молодежная палата Консультативного совета при Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных
      • Научно-технический совет Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
        • Приказ от 04.10.2011 № 878 «О создании Научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»
        • Протокол заседания Научно-технического совета Роскомнадзора от 27.10.2011
      • О положениях Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»
    • Смежные по компетенции органы госвласти
    • Информация для заявителей
      • Единый портал государственных услуг: оказание услуг в электронном виде
      • График выдачи лицензий, иных разрешительных документов, консультирования по вопросам оформления документов
    • Реквизиты
    • Международное сотрудничество
    • Эмблема и флаг
    • Историческая справка
    • Мероприятия при чрезвычайных ситуациях
    • Информация о проверках, проведенных в Роскомнадзоре
    • Открытая Служба
      • Бюджет для граждан
      • Референтные группы Роскомнадзора
      • Опрос об удовлетворенности качеством поиска и получения требуемой информации посредством сайта Роскомнадзора
      • Рейтинг публикации органами государственной власти информации в формате открытых данных
      • План по реализации Концепции открытости
        • Архив
      • Планы и отчеты по расходованию средств на информационное сопровождение деятельности Роскомнадзора
      • Публичная декларация целей и задач Роскомнадзора
    • Общественный совет
      • Положение, регламент, кодекс этики
      • Состав Общественного совета при Роскомнадзоре
      • Протоколы заседаний
        • за 2017 год
        • за 2018 год
      • План работы
      • Объявлен конкурс в общественный совет при Роскомнадзоре
    • Обеспечение доступности объектов для инвалидов
  • Новости
    • Новости Роскомнадзора
    • Региональные новости
    • Подписка на новости
  • Пресс-служба
    • О пресс-службе (контакты)
    • Публикации
    • Интервью
    • ТВ и радио
    • Онлайн-конференции
    • Еженедельная статистика
    • События
      • Фото
        • Фотоархив
      • Видео
      • Инфографика
      • Календарь событий
    • Публичные доклады
    • Выходные данные
  • Государственная служба
    • Нормативные документы
      • Ведомственные нормативные правовые акты Роскомнадзора по вопросам государственной гражданской службы
    • Порядок поступления на государственную службу
    • Объявления о конкурсе
      • Архив
    • Результаты конкурсов
    • Порядок обжалования результатов конкурса на замещение вакантных должностей
    • Порядок работы комиссии Роскомнадзора по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2015 год
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2014 год
      • Центральный аппарат
      • Руководители ТУ
      • Заместители ТУ
      • ФГУПы
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2013 год
      • Уточненные сведения о доходах государственных служащих за 2013 год
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2011 год
      • Центральный аппарат
      • Руководители территориальных органов
      • Заместители руководителей территориальных органов
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2012 год
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2010 год
      • Центральный аппарат
      • Руководители территориальных органов
      • Заместители руководителей территориальных органов
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2009 год
    • Квалификационные требования
    • Порядок обращения граждан об участии в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
    • Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы
    • Перечень вакантных должностей
    • Кадровый резерв
    • Сведения о планах проведения обучения, подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих
  • Планирование, отчеты о деятельности
    • Планы проверок
    • План и показатели деятельности
      • Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
      • План снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства
    • Отчеты о деятельности
      • Результаты деятельности Роскомнадзора
      • Отчет об исполнении федерального бюджета
      • Результаты проверок
      • Мониторинг качества финансового менеджмента территориальных органов Роскомнадзора
      • Рассмотрение жалоб на предоставление государственных услуг
      • Отчёты о реализации федеральных целевых программ
      • Планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции
    • Публичные доклады
    • План информатизации Роскомнадзора
    • Учетная политика Роскомнадзора
  • Конкурсы и тендеры
    • Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию
      • Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию
      • О Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию
      • Конкурсы на получение права осуществлять наземное эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот
      • О проведении процедуры выбора обязательных общедоступных телеканалов субъектов Российской Федерации
      • О проведении процедуры выбора муниципального обязательного общедоступного телеканала
    • Конкурсы на право получения лицензий в области оказания услуг связи
      • Принято решение о проведении открытых торгов в форме аукциона на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг передачи данных и на оказание телематических услуг связи с использованием радиоэлектронных средств сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосах радиочастот 453-457,4 МГц и 463-467,4 МГц
      • Аукцион № 2/2015 на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг передачи данных и на оказание телематических услуг связи с использованием радиоэлектронных средств сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосах радиочастот 2570-2595 МГц, 2595-2620 МГц
      • Аукцион на право получения лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра в полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц
      • Конкурс на право получения лицензий на оказание на территории Российской Федерации услуг связи с использованием РЭС в сетях связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосе радиочастот 791-862 МГц
      • Конкурсы на право оказания услуг фиксированного беспроводного широкополосного доступа в диапазоне 3400-3450 МГц и 3500-3550 МГц
        • Конкурсы на право оказания услуг фиксированного беспроводного широкополосного доступа в диапазоне 3400-3450 МГц и 3500-3550 МГц
      • Конкурсы на право оказания услуг связи стандарта GSM
        • Распоряжение от 25.11.2010 № 039 о создании рабочей группы для подготовки условий конкурсов на право оказания услуг связи стандарта GSM
      • Конкурсы на право оказания услуг связи в сетях мобильного беспроводного доступа в диапазоне 2300-2400 МГц. (февраль-март 2010 г.)
      • Конкурсы на право оказания услуг связи стандарта GSM (октябрь-ноябрь 2007 г.)
    • Конкурсы по закупкам для государственных нужд
      • Информация о ходе размещения заказов Роскомнадзора в 2010 году на 2010 год
      • Статистическая информация
    • Перечень заключённых договоров
    • Комиссия по отбору уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
      • О проведении отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
    • Информационное сообщение о проведение конкурса на замещение должности генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр
  • Правовая информация
    • Положение о Роскомнадзоре
    • Административные регламенты
    • Федеральные законы
    • Подзаконные и ведомственные нормативные акты
      • Организация деятельности
        • Указы Президента Российской Федерации
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Связь
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Информационные технологии
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Массовые коммуникации
        • Акты Президента Российской Федерации
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Защита прав субъектов персональных данных
        • Акты Президента Российской Федерации
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Проекты нормативных правовых актов
      • Проекты регламентов
      • Проекты нормативных правовых актов Роскомнадзора
      • Законопроекты
    • Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Роскомнадзором или его территориальными органами
    • Судебная практика
      • Судебная практика за 2017 год
      • Судебная практика за 2016 год
      • Судебная практика за 2015 год
      • Судебная практика за 2014 год
      • Судебная практика за 2013 год
      • Судебная практика за 2012 год
      • Обзор судебной практики
      • Судебная практика за 2018 год
      • Судебная практика за 2019 год
      • Судебная практика за 2020 год
    • Соглашения о взаимодействии
    • Мониторинг законодательства
      • за 2013 год
      • за 2014 год
      • за 2015 год
      • за 2016 год
      • за 2017 год
      • за 2018 год
      • за 2019 год
    • Положение об обработке персональных данных
    • Информационные сообщения
  • Профилактика нарушений обязательных требований
    • Перечень в сфере связи
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
      • Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере связи
      • Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    • Перечень в сфере СМИ
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере телевизионного вещания и радиовещания
    • Перечень в сфере защиты прав субъектов персональных данных
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
      • Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных
    • Перечень в сфере информационных технологий
      • Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, в сфере информационных технологий
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
    • Профилактика в сфере связи
    • Анализ правоприменительной практики
    • Перечень обязательных требований
  • Противодействие коррупции
    • Сообщения на антикоррупционную тематику
      • Сотрудники Роскомнадзора прошли обучение в Высшей школе управления РАГС при Президенте РФ по программе профилактики коррупционных и иных правонарушений
      • 9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
      • Методические рекомендации
        • Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции
      • Архив
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные правовые акты
      • Ведомственные нормативные правовые акты Роскомнадзора в сфере противодействия коррупции
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Архив
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2017 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2016 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2015 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2014 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2013 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2012 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2011 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2011 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2010 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2009 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2018 год
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Сведения о планируемом проведении заседания комиссии
      • Заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, и о принятых комиссией решениях
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2013 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2014 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2015 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2016 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2017 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции Роскомнадзора в 2018 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции Роскомнадзора в 2019 году?
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Обращения граждан и юридических лиц
    • Общественная электронная приемная Роскомнадзора
    • Обзор обращений граждан
    • Часто задаваемые вопросы
      • Контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций
      • Защита прав субъектов персональных данных
      • Контроль и надзор в сфере связи
        • Порядок подачи жалобы на оказание услуги связи
        • Подключение платных контентных (дополнительных) услуг
        • Скорость доступа к сети Интернет
        • Установка РЭС на жилых зданиях
        • Установка усилителей сигналов сотовой связи
        • Влияние РЭС на здоровье людей
        • Услуги почтовой связи
      • Надзор в сфере информационных технологий
      • Блокировка интернет-страниц
    • Оцените нашу работу
    • Статус обращения
    • Уважаемые посетители!
  • Сведения о приеме граждан
  • Подведомственные предприятия
    • Отчеты руководителей федеральных государственных унитарных предприятий
    • Сообщения о реорганизации предприятий РЧС
    • Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров
  • График выдачи лицензий, иных разрешительных документов, консультирования по вопросам оформления документов
  • Открытые данные
    • Cтатистическая информация
    • Другие сведения
    • Опрос общественного мнения
  • Контакты

В течение какого срока заказчик должен рассчитаться с подрядчиком за выполненные работы?

Добрый день

Согласно положениям ст. 711 Гражданского кодекса РФ «1. Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. 2. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.»

Это может быть прописано в договоре. Например, в течение трех дней Заказчик обязан подписать акты. Если акты в течение трех дней не подписаны, и не предоставлен мотивированный отказ от их подписания, то работы считаются выполненными качественно и в срок.

Соответственно, в случае подписания Акта о приёмке выполненных работ и отсутствии со стороны заказчика претензий к качеству выполненных подрядчиком работ работы должны быть оплачены.

Поскольку в договоре Не указан пункт с указание срока оплаты за выполненные работы, то срок оплаты в таком случае определяется по правилам п. 2 ст. 314 ГК РФ и поэтому просрочка наступает по истечении семи дней после получения заказчиком счета-фактуры, выставленного подрядчиком.

Ст. 314 ГК РФ «1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. 2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.»

Вам как подрядчику необходимо в самое ближайшее время направить заказчику требование об оплате за выполненные работы и выставить счёт-фактуру. По истечении семи дней с даты направления счёта-фактуры и требования об оплате за выполненные работы заказчику при отсутствии оплаты заказчиком направляйте претензию с требованием оплаты за выполненные работы в течение 10-ти дней с момента получения этого документа заказчиком. В том случае, когда заказчик отказывается принять претензию и поставить на ней отметку о получении направляйте претензию ценным письмом с описью вложения и ценным уведомлением. В этом случае срок исполнения требования об оплате укажите 10 дней с даты отправления претензии.

Удачи.