Срок привлечения к административному правонарушению

Список литературы по Банкротству 2017, 2018

8. Вдовченко, Н.А., Скачкова, О.С. Банкротство как форма реструктуризации: актуальные проблемы банкротства / Н.А. Вдовенко, О.С. Скачкова // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 1-1. С. 72-74.
9. Дюсенов, Д.С. Банкротство и несостоятельность в РФ / Д.С. Дюсенов // Отечественная юриспруденция. 2016. № 8 (10). С. 19-22.
10. Ефремова, А.А., Юсковец, Т.В. Методология анализа вероятности банкротства предприятия / А.А. Ефремова, Т.В. Юсковец // Современные научные исследования и разработки. 2017. Т. 2. № 1 (9). С. 72-75.
11. Жукова, Т.М. Современные особенности применения экономических моделей диагностики вероятности наступления банкротства юридических лиц / Т.М. Жукова, К.С. Кондратьева // Вестник Пермского университета: Юридические науки. – 2015. – №1. – С. 197–205.
12. Зинченко, Я.В., Орехова, Л.Л. Причины банкротства предприятий в РФ / Я.В. Зинченко, Л.Л. Орехова / Молодой исследователь Дон. 2017. № 1 (4). С. 110-114.
13. Кобозева, Н. В. Банкротство: учет, анализ, аудит: Практическое пособие / Н.В. Кобозева. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 208 с.

14. Кован, С. Е. Предупреждение банкротства организаций: монография / С.Е. Кован. — М. : ИНФРА-М, 2017. – 219 с.
15. Кривошапкина, А.Э. Банкротство в условиях кризиса / А.Э. Кривошапкина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5-1. С. 111-113.
16. Куликова, И.А. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в Российском законодательстве / И.А. Куликова // Научный поиск. 2016. № 2.1. С. 58-59.
17. Курносова, М.В. Банкротство и его признаки / М.В. Курсносова // Наука, технологии и инновации в современном мире. 2016. № 1 (3). С. 60-62.
18. Львова, О.А. Факторы и причины банкротства компаний в условиях современной экономики / О.А. Львова, О.М. Пеганова // Государственное управление: Электронный вестник. – 2014. – №44. – С.64–82.
19. Мазурова, И.И., Белозерова, Н.П., Леонова, Т.М., Подшивалова М.М. Методы оценки вероятности банкротства предприятия: учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2017. – С. 39.
20. Мочалина, А.А. Выявление признаков банкротства предприятия на ранних этапах и методы, используемые при диагностике вероятности банкротства / А.А. Мочалина // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 216-219.
21. Никонова, Н.В., Гамулинская, Н.В. Реалистичность методов оценки диагностики вероятности банкротства / Н.В. Никонова, Н.В. Гумулинская // Успехи современной науки. 2017. Т. 3. № 1. С. 104-106

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 5 мая 2020 г. — Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 132-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Что представляет собой упрощенное производство? В чем преимущество рассмотрения споров в упрощенном производстве? В каких случаях можно применить данный порядок?

Процедура упрощенного судопроизводства в арбитражном процессе введена с 1 сентября 2002 года. «Упрощенка» (не путать со специальным режимом налогообложения!) дает возможность участникам процесса не тратить время на судебные заседания, сэкономить деньги на услугах юриста, представляющих интересы в суде. Да и суду не нужно затрачивать время на многочасовые судебные слушания (особенно когда одна из сторон затягивает судебный процесс), ускоряются сроки рассмотрения дела. Поэтому статистика показывает неуклонный рост рассмотрения споров по «упрощенке».

Посмотрите наше видео о преимуществах упрощенного производства в арбитражном суде:

Какие дела можно рассмотреть по «упрощенке»?

Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства регламентировано главой 29 АПК РФ. Однако не все споры можно разрешить по «упрощенке». В АПК РФ перечень дел, рассматриваемых по «упрощенке», группируется по сумме иска и по видам дел (т.е. независимо от суммы требований).

Перечень дел, рассматриваемых в порядке «упрощенке», определен в ст.227 АПК РФ.

Так, требования, по которым установлен лимит, подлежат рассмотрению по «упрощенке» в одном из следующих случаев:

1) по иску о взыскании денег, если цена иска не превышает определенную величину;

С 1 октября 2019 г. увеличен предельный размер иска для «упрощенки» — с 500 тыс. до 800 тыс. рублей для компаний и с 250 тыс. до 400 тыс. рублей для ИП (ст.6 пп.40 Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ, далее по тексту — Закон № 451-ФЗ).

Пленум ВС РФ разъяснил как применять «переходный» период. Так, если указанная в иске о взыскании денежных средств цена иска составляет для компаний от 500 тыс. до 800 тыс. рублей, а для ИП от 250 тыс. до 400 тыс. рублей и иск был подан до 1 октября 2019 г., то арбитражный суд продолжает рассмотрение дела в общем порядке (абз.2 п.10 Постановления от 09.07.2019 г. № 26 «О некоторых вопросах применения ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ в связи с введением в действие Закона № 451-ФЗ»).

Важно! Под денежными средствами, которые подлежат взысканию в порядке «упрощенки», понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), общая сумма которых не должна превышать 800 тыс. рублей для компаний и 400 тыс. рублей для ИП (п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве», далее по тексту — Постановление № 10).

2) при оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, должностных лиц, если:

  • в акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя;
  • акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя;
  • оспариваемая сумма не превышает 100 тыс. рублей;

3) привлечения к административной ответственности, если установлено наказание в виде предупреждения или административного штрафа не более 100 тыс. рублей;

4) оспаривания решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если назначено наказание в виде предупреждения или административного штрафа не более 100 тыс. рублей;

5) взыскания обязательных платежей и санкций (например, в ФНС РФ, во внебюджетные фонды), если общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 200 тыс. рублей (за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства).

По «упрощенке» независимо от цены иска рассматриваются дела:

1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору. Например, просрочка за оплату поставленного товара, при этом покупатель не оспаривает само обязательство, имеются акты сверки и иные документы, подтверждающие долг (Постановление Девятого ААС от 25.07.2019 г. №А40-41316/2019);

2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта (за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства);

3) по ходатайству истца (при согласии ответчика) или по инициативе суда (при согласии сторон) могут быть рассмотрены также иные дела (за исключением дел, которые в принципе не могут быть рассмотрены по «упрощенке»).

Важно! При принятии искового заявления (заявления) к производству суд решает вопрос о том, относится ли дело к категориям дел, указанным в ч.1 и 2 ст.227 АПК РФ. Если по формальным признакам дело относится к этим категориям дел, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется (п.18 Постановления № 10).

Зачастую ответчик не согласен с рассмотрением дела в порядке «упрощенки» и, соответственно, с вердиктом суда.

Например, в одном из споров по поводу ненадлежащего исполнения обязанности по оплате отпущенной электрической энергии в срок, компания-ответчик обратилась с жалобой по поводу неправомерного рассмотрения дела по «упрощенке». Как считал ответчик, в силу ч.3 ст.135 АПК РФ, он не давал своего согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства.

Суды двух инстанций не установили оснований, предусмотренных ч.5 ст.227 АПК РФ, для рассмотрения дела по общим правилам искового производства. А возражения стороны относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и несогласие ответчика с иском не являются основаниями для рассмотрения дела по общим правилам.

Как отметили судьи, ссылка ответчика на нарушение судом ч.3 ст. 135 АПК РФ несостоятельна, поскольку данная часть регламентирует ситуацию, при которой в ходе подготовки к рассмотрению дела в общем порядке истец заявляет ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, а ответчик представляет свое согласие на это.

Однако в рассматриваемом случае дело с самого начала было назначено к рассмотрению в порядке «упрощенки» в силу требований ст.227 АПК РФ, поэтому ч.3 ст.135 АПК РФ не подлежит применению (Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.08.2018 г. №А11-11630/2017).

Когда нельзя применять «упрощенку»?

Нельзя рассматривать по «упрощенке» дела (п.4 и п.5 ст.227 АПК РФ):

  • рассмотрение которых может привести к разглашению государственной тайны;
  • по которым необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

Например, в одном из споров судьи пришли к выводу, что рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства не позволит установить обстоятельства дела, способные повлиять на принимаемое решение.

То есть без выяснения всех обстоятельств спорных правоотношений сторон, представления сторонами дополнительных доказательств, проверить правильность расчета исковых требований и правомерность исковых требований невозможно, в связи с чем рассмотрение спора по «упрощенке» не способствовало полному и всестороннему рассмотрению дела (Постановление Тринадцатого ААС от 23.09.2019 г. №А56-164832/2018);

  • заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов, дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции;
  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по корпоративным спорам;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • связанные с обращением взыскания на средства бюджетов.

В каком порядке рассматриваются дела по «упрощенке»?

Необходимые документы в суд можно подать как на «бумаге», так и электронно, то есть через Картотеку арбитражных дел. «Упрощенные» дела рассматриваются судьей единолично. Впоследствии «упрощенное» решение выкладывается также в системе «Картотека арбитражных дел» на сайте соответствующего арбитражного суда в виде резолютивной части решения. Мотивированное решение суда можно получить по запросу (путем подачи заявления) в течении 5 дней с момента подачи заявления (п.2 ст.229 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда — со дня принятия решения в полном объеме (п.4 ст.229 АПК РФ).

ГАС «Правосудие»

Информационные системы судов общей юрисдикции представлены в ГАС «Правосудие» и информационной системой Верховного Суда РФ.

ГАС «Правосудие» — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

При этом иод единым информационным пространством федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей понимается совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Работы по созданию ГАС «Правосудие» начались в июле 2004 г. в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002—2006 годы». Совет судей РФ 30 ноября 2006 г. утвердил Акт Государственной комиссии о приемке работ по созданию ГАС «Правосудие». В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007—2011 годы», начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, поставке современного оборудования.

ГАС «Правосудие» имеет многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент). Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, республиканские, краевые, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды. Верховный Суд РФ и Российская академия правосудия, являясь объектами системы, оснащаются средствами ГАС «Правосудие» по отдельному соглашению.

В ГАС «Правосудие» созданы три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что обеспечивает баланс требований открытости информации и ее защиты.

Защищенный контур предназначен для выполнения следующих функций:

  • • защита электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа;
  • • защита электронного документооборота при обмене данными между объектами ГАС «Правосудие» в субъектах РФ;
  • • официальное оперативное информирование судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов;
  • • официальное оперативное информирование судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти;
  • • информационно-аналитическая поддержка судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента из источников соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме on-line и off-line и предоставляющих информацию в виде электронных документов.

Ведомственный контур должен обеспечиваться ведомственной системой связи, которая совместно с сетью Интернет представлена в технических требованиях на эксплуатацию ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных.

Публичный контур обеспечивается сетью Интернет и электронной почтой.

Завершено формирование верхнего уровня ведомственного контура связи, объединяющего суды областного звена и территориальные органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Производится подключение к ведомственному информационному контуру районных судов и гарнизонных военных судов. Осуществляется техническая поддержка ГАС «Правосудие» на местах.

По состоянию на 2012 г. решения ГАС «Правосудие» использовалось во всех федеральных судах общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента.

ГАС «Правосудие» обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, создает широкие возможности для повышения ее эффективности.

В единое информационное пространство объединено более 85 тыс. автоматизированных рабочих мест на более чем трех тысячах объектов на всей территории России.

С началом применения специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» были автоматизированы процессы:

  • • судебного делопроизводства;
  • • отображения информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов;
  • • подготовки текстов судебных актов к публикации и размещения их на сайтах судов;
  • • обращения в суд неограниченного круга лиц в электронном виде;
  • • обеспечения технической возможности оповещения участников процесса о рассмотрении дел путем направления СМС-извещений.
  • 1756 залов судебных заседаний оснащены комплексами аудио-, видеофиксации и протоколирования хода судебного заседания. Верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды обеспечены средствами видеоконференцсвязи для проведения процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами.

В связи принятием Федерального закона от 26.04.2013 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» наличие в суде систем видеоконференц-связи приобретает новое значение. Если суд располагает технической возможностью осуществления видеоконференц-связи, то при условии заявления лицами, участвующими в деле, их представителями, а также свидетелями, экспертами, специалистами, переводчиками соответствующего ходатайства либо по инициативе суда указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

Создан единый портал ГАС «Правосудие», на котором размещены WEB-сайты всех судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Работа по совершенствованию ГАС «Правосудие» ведется постоянно.

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 01.02.2012 № 290 Судебному департаменту при Верховном Суде РФ совместно с главным конструктором ГАС «Правосудие» поручено обеспечить разработку опытного образца комплекса программ ГАС «Правосудие» для использования электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, в деятельности органов судебной власти.