Срок исковой давности в налоговом кодексе

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили. Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика), которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Федеральным законом № 248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013). Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/2/26263). Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве.

📌 Реклама Отключить

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части – значения не имеет), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Недоимка образована или выявлена?

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки (п. 8 ст. 101 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

📌 Реклама Отключить

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ). Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:

– день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;

– день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

📌 Реклама Отключить

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010).

📌 Реклама Отключить

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Считаем процессуальные сроки

Определение даты начала периода жизни недоимки – это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания. Этот срок действительно нужно исчислять, поскольку в Налоговом кодексе он прямо не установлен, там прописаны только конкретные процессуальные сроки для отдельных процедур, например:

– для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70);

– для исполнения такого требования (ст. 69);

– для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46, 47).

📌 Реклама Отключить

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ. Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

– 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

– менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

📌 Реклама Отключить

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

📌 Реклама Отключить

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета –

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

📌 Реклама Отключить

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009).

Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УОот 15.05.2013 № Ф09-3617/13).

📌 Реклама Отключить

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

📌 Реклама Отключить

– если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

– в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст. 45, п. 3 ст. 46, ст. 69, 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см. также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 № А40-145221/10-13-878).

📌 Реклама Отключить

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192).

* * *

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ, установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

  • См. статью О. П. Гришиной «Как избавиться от старой недоимки?», № 1, 2014.
  • В справке отражается информация о суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, которые возникают только из правоотношений, регулируемых налоговым законодательством. Административный штраф не приравнивается к обязательным платежам, уплачиваемым в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, поэтому задолженность по уплате административных штрафов в справку о состоянии расчетов с бюджетом не включается (Постановление ФАС ВСО от 22.01.2014 № А33-8422/2013).
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  • Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для организаций размер указанных требований составляет
  • 100 тыс. руб., а для предпринимателей – 10 тыс. руб.
  • Это следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, определяющего перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
  • Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 248-ФЗ и действуют с 24.08.2013.
  • Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ); ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • По мнению ФАС ЦО, зачет является формой взыскания налога в принудительном порядке. Следовательно, если на момент проведения налоговым органом зачета совокупные пресекательные сроки на бесспорное взыскание недоимки истекли, то произведенный им зачет не может быть признан законным (Постановление от 01.03.2010 № А64-6478/08-27).

Дополнительное соглашение об изменении НДС

С начала 2019 года начала действовать увеличенная ставка НДС. Теперь она составляет 20%. В связи с этим предприниматели должны были подготовиться к изменениям. У компании может быть договор, который был заключен до нового года, но продолжил действовать после наступления 2019 года. Предполагается, что цены в нем указаны с учетом прежнего НДС в 18%. Требуется ли в этом случае составлять дополнительное соглашение? Все зависит от конкретного случая.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк дополнительного соглашения об изменении НДС .docСкачать образец дополнительного соглашения об изменении НДС .doc

Требуется ли создавать допсоглашение?

Пересмотр договора необходим для урегулирования разницы цен, возникшей в связи с изменением размера НДС. Для пересмотра составляется дополнительное соглашение. Но не всегда нужно корректировать договор. Соответствующие разъяснения содержатся в письме инспекции ФНС №СД-4-3/20667@ от 23 октября 2018 года. Представители налоговой указали, что новая ставка будет применена автоматически. Актуально это даже тогда, когда в договоре прописана ставка 18%.

Не нужно составлять дополнительное соглашение при наличии этих условий:

  • В договоре есть положение, позволяющее увеличивать стоимость в одностороннем порядке при увеличении ставки НДС.
  • В договоре есть положение о согласовании цен в дополнительных документах.
  • Цена указана без учета НДС. При этом в документе должна содержаться соответствующая формулировка.

Если же договор не соответствует данным условиям, рекомендуется составить допсоглашение. Законом это не предусмотрено, но подобная мера поможет предпринимателям избежать конфликтов.

ВАЖНО! Если в договоре нет никаких формулировок, касающихся НДС, то по умолчанию будет считаться, что он включен в стоимость.

Когда нужно заключать допсоглашение

Пример. Компания «Квадрат» в 2018 году заключила договор с компанией «Строитель» на поставку строительного материала. Фирма «Квадрат» внесла предоплату в 2018 году, но детали она получила только в 2019 году. Если не будет заключено допсоглашение, одна из компаний понесет убытки вследствие увеличения НДС.

Зафиксировать увеличение НДС можно такими способами, как:

  • Корректировка цены с учетом изменившейся ставки НДС. Можно указать, с какой именно даты будет применяться новая стоимость.
  • Указание стоимости без указания точной ставки НДС, со ссылкой на пункт 3 статьи 164 НК.
  • Фиксация стоимости с учетом нового НДС с учетом пункта 3 статьи 164 НК.

Рекомендуется сделать ссылку на статью 164 НК, на основании которой меняется ставка НДС.

Образец допсоглашения

Дополнительное соглашение

к договору поставки оборудования №55 от 22.06.18 г.

г. Москва

28 декабря 2018 года

ООО «Квадрат» и ООО «Строитель» заключили допсоглашение к №55 от 22.06.2018 о следующем:

  1. Увеличить стоимость поставляемого оборудования в соответствии с увеличением ставки НДС на основании пункта 3 статьи 164 НК.
  2. Поменять формулировку, содержащуюся в пункте 4.1 договора №55: «цена 1 штуки газосварочного оборудования составляет 1 180 рублей с учетом НДС 18%» на «цена 1 штуки газосварочного оборудования составляет 1 200 рублей с учетом НДС 20%.
  3. Настоящее допсоглашение вступает в силу с 1 января 2019 года.
  4. Настоящее допсоглашение считать частью договора №55 от 22.06.18 г.

Поставщик:

ООО «Квадрат»
Адрес: 143500, г. Москва, ул. Бабушкина, д. 90
ИНН 907656788
КПП: 907756788
Р/с 4076976566788888
БИК: 7777789999000000

Генеральный директор А.Д. Вихров (подпись)

Покупатель:

ООО «Строитель»
Адрес: 145500, г. Москва, ул. Ленина, д. 80.
ИНН: 000876777
КПП: 000887777
р/с 74079988778888888
БИК: 8889999998

Генеральный директор Л.Д. Никитин (подпись)

Отзыв на исковое заявление в 2020

Закон устанавливает обязанность ответчика, участвующего в арбитражном процессе, ответить на предъявленный ему иск.

Остальные участники процесса тоже могут подать аналогичное обращение, но для них это не обязанность, а право. Отзыв на исковое заявление — это письменный документ, в котором указываются возражения по каждому пункту исковых требований. Естественно, они должны быть аргументированы.

Как написать этот документ?

Если вы собираетесь составить какой-либо письменный документ, прежде всего следует собраться с мыслями и определить цель его создания.

При написании судебного отзыва целью является минимизация ущерба от удовлетворения иска либо полное освобождение от ответственности.

Это важно в случае, если вы не виноваты, или в других обстоятельствах, например, может истечь срок исковой давности. Именно на достижение этой задачи и должен быть направлен текст данного документа.

По каждому пункту выдвинутых требований и обвинений следует выразить свое несогласие и подкрепить его ссылками на законодательные акты и другие документы, например, договор. Также можно мотивировать возражения обстоятельствами дела и другой касающейся его информацией.

Ваша цель — привлечь внимание суда к любым обстоятельствам, которые могут быть истолкованы в вашу пользу.

Обратите внимание!

Большая часть граждан не имеет необходимых знаний и опыта для качественной защиты своих интересов в ходе судебного разбирательства. Мы рекомендуем вам привлечь к составлению необходимых документов для суда квалифицированного юриста.

В гражданском процессе

Ст. 35 ГПК РФ позволяет подавать возражения на ходатайства и доводы других лиц. При всей своей схожести эти два типа документов имеют принципиальное отличие.

Отзыв — это не всегда возражение, часто это сообщение дополнительных сведений, помогающих суду лучше понять причины, по которым в реальной ситуации ответчик действовал именно так, а не иначе.

Гражданин дает пояснение о том, на какие нормы права он опирался в действиях, какие имеет основания считать, что не является нарушителем прав истца, либо нарушил их в меньшей мере, чем та, на которой настаивает потерпевший. Соответственно, ответчик может не возражать прямо против аргументов, приводимых истцом в заявлении.

Возражение предполагает противоположность позиций. В тексте обязательно указывается, что гражданин не признает законности требований заявителя.

Эта позиция подтверждается ссылками на законы, правила и факты. Выдвигается требование об отказе в исполнении требований истца.

С логической точки зрения, возражение — это частная форма отзыва на исковые требования. Однако юриспруденция не терпит приблизительности. Следует понимать, что в разных судебных процессах используются разные названия схожих по существу бумаг.

Обратите внимание!

Оба вида документов всегда следует подавать в письменном виде.

Причина в том, что судебный процесс часто не заканчивается в первой инстанции, а передается в суды высших инстанций. Такие судебные органы рассматривают только те документы, которые имеются в деле.

Если вы подавали свои возражения в устной форме, в протоколе заседания судебного органа будет запись о том, что возражение подано, но использованные аргументы там приведены не будут. Соответственно, органы высших инстанций изучить эту аргументацию не могут. В итоге у вас будет меньше возможностей убедить их в своей правоте.

В арбитражный суд

В АПК РФ есть понятие отзыва на исковое заявление. Более того, там предусмотрена обязанность ответчика в письменном виде составить этот документ.

Иные участники процесса имеют право на составление аналогичной бумаги, если у них есть возражения против искового заявления. Обязанность составить этот документ лежит только на ответчике, остальные подают его по желанию.

Обратите внимание!

Срок на составление и подачу отзыва устанавливает суд. Если гражданин не уложится в этот период, суд может провести заседание без учета мнения ответчика.

Если судья решит, что имеющихся сведений недостаточно, а отзыв не подан, дату судебного заседания перенесут. В этом случае на ответчика имеют право возложить судебные расходы. В этой части они не будут зависеть от решения суда по существу дела.

Возражения могут быть двух типов:

  1. Материально-правовые

    Ответчик высказывает несогласие с предъявленными в иске требованиями и, опираясь на законодательную базу, предъявляет доказательства правильности своей точки зрения.

  2. Процессуальные

    В таких возражениях не опровергаются сами исковые требования, а подвергается сомнению правомерность самого возбуждения дела и ведения процесса в суде.

При процессуальных возражениях чаще всего указывают причины:

  • нарушена подсудность или подведомственность дела;
  • истекли сроки исковой давности;
  • существуют сомнения в дееспособности истца;
  • необходимо изменить ответчика.

Структура и содержание отзыва

Структура определяется общими правилами делопроизводства. Слева оставляют поле шириной 2 см для подшивки. Адресная часть с указанием сведений о суде, истце и ответчике размещается в верхнем правом углу документа. Ниже посередине строки пишется наименование: «Отзыв ответчика на иск… «. Ниже с красной строки излагается основная часть.

В основной части указывается дата подачи истцом иска, факт несогласия с требованиями и объяснение оснований, по которым гражданин считает их неправомерными.

После этого посередине строки пишут «Прошу:» и ниже с красной строки излагают свою просьбу отказать в исковых требования частично или полностью. Ниже составляется список приложений.

Если от имени ответчика действует представитель, в этом списке обязательно указывается его доверенность. В конце документа ставится подпись ответчика и дата составления бумаги.

Образец

Какие пункты должен содержать этот документ:

  • наименование суда, истца и ответчика с указанием их почтовых адресов, номеров телефонов и факсов, адресов электронной почты;
  • возражения по каждому пункту выдвинутых истцом исковых требований;
  • список прилагаемых документов.

Образец отзыва в суд Otzyv-v-sud.docx ≈ 24 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Правила подачи возражения в суд

Отзыв ответчика подается в арбитражный суд в установленные судом сроки. Возражения в гражданских процессах могут подаваться как во время подготовки к судебным заседаниям, так и в процессе разбирательства.

АПК РФ устанавливает возможность подачи документа через интернет — на сайте соответствующего суда. Следует зайти на ресурс и заполнить там специальную форму. Однако далеко не все суды нашей страны предоставляют такую возможность.

Если по каким-либо иным причинам подать отзыв через интернет невозможно, документ должен быть отправлен в суд и всем остальным сторонам процесса по почте.

Обязательным требованием является отправка заказным письмом с уведомлением о вручении.

Полученные вами извещения подтвердят выполнение требований, изложенных в законе. За нарушение правил ответчик может быть наказан материально.

Остальные участники процесса имеют право направить собственные отзывы в суд и другим задействованным в процессе лицам по собственному желанию, руководствуясь требованиями и основаниями для этого изложенными в АПК РФ.

Резюме

Отзыв на исковое заявление является инструментом защиты ответчика. Этот документ позволяет гражданину наиболее подробно и обоснованно представить суду свою правовую позицию по данному делу.

Составление грамотной бумаги требует наличия серьезных познаний в юриспруденции и опыта участия в судебных делах. Если вы не обладаете такими навыками, лучше доверить эту работу профессиональным юристам нашей компании.

Текст Ст. 44 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к Ст. 44 Конституции Российской Федерации

1. Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Слово «каждый» подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут быть субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических лиц в законодательстве Российской Федерации отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не дается понятия «творчество». С точки зрения анализа содержания конституционного права оно может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности. Творение есть процесс и результат духовно-волевой и разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее потребности.

Творчество непосредственно связано со способностями. В статье 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.*(214) определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: +7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

Свобода творчества гарантируется и тем, что на такой вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление этой свободой. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения этой свободы.

2. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности в сфере культуры. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней. Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью.

Предоставляемое Конституцией РФ право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующих обязанностей у субъектов, обеспечивающих приобщение к культуре. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть пользователем культурных ценностей: читателем, зрителем, критиком, посетителем институтов и учреждений культуры, хранителем материальных культурных ценностей. В статье 3 Основ законодательства РФ о культуре дан перечень культурных ценностей: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяются как право на приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Понятие «памятники истории и культуры» впервые было раскрыто в ст. 1 и 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»*(215). Понятие культурного наследия было дано в ст. 3 Основ законодательства о культуре.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в пределах данных, содержащихся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание информационных услуг, определяется Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации»).

3. Государство и общество, отдельные организации и учреждения должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Отношения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ, Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» и другими федеральными законами, а в пределах компетенции субъектов РФ — законами субъектов РФ.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам правоотношений. Она распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 1999 г. «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»*(216) указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате второй мировой войны, относятся только те, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и распоряжениями других компетентных органов.

В статье 62 Основ законодательства о культуре предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре. Так, в ст. 240 ГК РФ говорится об изъятии у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Уголовный кодекс РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.