Срок договора больше года

Разработка и согласование проекта санитарной защитной зоны (СЗЗ)

Данную услугу не оказываем. Информация представлена в справочных целях.

Продается рекламное место.

Проект санитарной защитной зоны (далее — проект СЗЗ) — проектная документация, разрабатываемая в целях создания специальной территории с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Под воздействием понимается не только выбросы загрязняющих веществ, но также шум, вибрация, электромагнитное изучение и иное.

НОВОЕ. 07 марта 2018 было опубликовано Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Основное нововведение заключается в том, что по новым правилам сначала установление СЗЗ, а потом подтверждение ее. Ранее для установления СЗЗ необходимо было разработать расчетный проект СЗЗ, в течение года проводить замеры, потом утвердить окончательный проект СЗЗ.

2. Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ

Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют данный вопрос, является «Об охране атмосферного воздуха» и .

Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999, статья 16, пункт 3:

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999, статья 30, пункт 1:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 3.1:

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I — III класса опасности является обязательной.

Вкратце, разработка проекта СЗЗ нужна всем промышленным объектам, в процессе деятельности которой происходит воздействие на окружающую среду, включая человека. В качестве воздействия может выступать звук, электромагнитное излучение или выбросы загрязняющих веществ в воздух. В данном случае будет проще отразить объекты, которым не требуется разработка проекта.

Проект СЗЗ не разрабатывается, если:

1. Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (то есть уровень загрязнения, создаваемого предприятием за пределами промышленной площадки не выше 0,1 ПДК и/или ПДУ).

Предельно-допустимый уровень (ПДУ) — законодательно утверждённая верхняя граница величины некого воздействующего фактора (шум, радиоактивность, напряжённость электромагнитного поля, концентрация веществ и т. д.), которая допускается при той или иной человеческой деятельности, как не приводящая к травмам или другим повреждениям организма.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Если нет возможности идентифицировать ваш объект в соответствии СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 , то в данном случае вне зависимости от класса опасности вам необходимо разработать проект СЗЗ, Также может возникнуть ситуация, что в условиях сложившейся градостроительной ситуации нет невозможности соблюдать размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны. В таком случае обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух.

3. Предприятие принадлежит к объектам малого бизнеса и относится к V классу опасности (одновременно).

4. Численность предприятия не превышает 15 человек.

Перечень необходимых документов для разработки смотреть во вкладке «примечание» в начале страницы.

В каких случаях необходима актуализация проекта СЗЗ

Актуализация (переоформление) проекта СЗЗ необходима в следующих случаях:

1. Изменения вида деятельности;

2. Изменения технологии и объема производства;

3. Застройки приграничных территорий;

4. Изменения плана смежных землепользователей.

В случае изменения собственника объекта и наличия согласованного проекта СЗЗ необходимо написать заявление в территориальное управление Роспотребнадзора, что произошло соответствующее изменение.

Этапы составления и согласования проекта СЗЗ

1. Бесплатная первичная консультация, в процессе которой мы устанавливаем наличие проекта СЗЗ, количество источников воздействия (выбросы в воздух, шум, вибрация, электромагнитное изучение) и иную информацию.

Расчетный проект СЗЗ

2. Заключение договора.

3. Составление перечня источников выбросов (организованных и неорганизованных) и источников шума, их режим работы и местоположение, и вещества, выбрасываемые всеми источниками выбросов на данном предприятии.

4. Проведение расчета выбросов всех веществ со всех источников, расчет шума и электромагнитного излучения. Получение справки о фоновой концентрации веществ в воздухе.

5. Составление расчетного (предварительного) проекта СЗЗ и программы проведения лабораторных и инструментальных исследований окружающей среды в зоне влияния организации для подтверждения установленного размера СЗЗ.

6. Проведение санитарной экспертизы проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности на соответствие санитарным правилам. Устранение замечаний в случае их возникновения.

7. Подача экспертного заключения на согласование в территориальное управление Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Окончательный проект СЗЗ

8. Проведение натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и физического воздействия по специально разработанной программе и (или) в рамках программы производственного контроля в течение одного года.

9. Составление установленного (окончательного) проекта СЗЗ и пояснительной записки.

10. Проведение санитарной экспертизы проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности на соответствие санитарным правилам. Устранение замечаний в случае их возникновения.

11. Подача экспертного заключения на согласование в территориальное управление Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Разработка и согласование окончательных и расчетных проектов СЗЗ. Ждем вашего звонка.

Энциклопедия решений. Срок действия гражданско-правового договора

Срок действия гражданско-правового договора

Помимо срока исполнения обязательства, договором может быть, а в предусмотренных законом случаях должен быть определен срок действия самого договора. Законодательство не дает определения срока действия договора, однако из п. 1 ст. 425 ГК РФ можно сделать вывод, что таким сроком является период времени, в течение которого договор обязателен для сторон*(1).

По общему правилу стороны не обязаны включать в любой договор условие о сроке его действия. При отсутствии в договоре такого условия временные рамки отношений сторон определяются сроками исполнения предусмотренных договором обязательств (см. ст. 314 и п. 1 ст. 408 ГК РФ) либо, с учетом содержания обязательства, договор может считаться заключенным на неопределенный срок (см., например, абзац второй п. 1 ст. 540, п. 2 ст. 610, п. 2 ст. 621 ГК РФ)*(2).

С практической точки зрения согласование срока действия договора, отличного от срока исполнения предусмотренных этим договором обязательств, может оказаться целесообразным, например, в тех случаях, когда предметом договора является не поставка определенных товаров (выполнение работ, оказание услуг), а пользование тем или иным имуществом; если договор предполагает систематическое осуществление стороной деятельности, точные количественные параметры которой заранее определить затруднительно (в частности, оказание некоторых видов услуг), в других случаях, в зависимости от характера обязательства и намерений сторон. Стороны могут использовать срок действия договора также для того, чтобы связать с ним прекращение не исполненных надлежащим образом на определенную дату обязательств (см. п. 3 ст. 425 ГК РФ).

В некоторых видах договоров срок действия в силу закона является существенным условием, то есть обязательно должен быть согласован в договоре (см., например, пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 2 ст. 942, абзац пятый п. 1 ст. 1016 ГК РФ). В таких случаях отсутствие в договоре указания на определенный срок его действия приводит к тому, что договор считается незаключенным (см. п. 1 ст. 432 ГК РФ). Следует также учитывать, что для ряда договоров законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки действия (см., например, п. 3 ст. 610, п. 1 и 2 ст. 627 ГК РФ).

Срок действия договора может быть согласован путем указания календарной даты, периода времени или события, которое неизбежно должно наступить (см. ст. 190 ГК РФ). В практике договорной работы широко используется формулировка, в соответствии с которой договор действует до полного исполнения сторонами обязательств. Подобная формулировка как таковая не противоречит закону. Однако с формальной точки зрения она не может рассматриваться как согласование сторонами определенного срока действия договора, поскольку, во-первых, не отвечает требованиям о способе определения срока (ст. 190 ГК РФ), а во-вторых, — представляет собой констатацию того факта, что обязательства должны исполняться надлежащим образом и не прекращаются в случае их нарушения (см. ст. 309 ГК РФ). Это обстоятельство нужно учитывать в тех случаях, когда закон требует указания конкретного срока действия договора.

Не вполне ясным является вопрос о том, применяется ли к сроку действия договора норма ст. 193 ГК РФ, в соответствии с которой в тех случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.01.2014 N Ф02-6480/13, ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2013 N Ф07-4139/13). Во избежание споров целесообразно уточнить этот вопрос в договоре.

В тех случаях, когда стороны на основании п. 2 ст. 425 ГК РФ достигают соглашения о применении условий заключенного ими договора к отношениям, имевшим место ранее, период, предшествовавший дате заключения договора, не включается в срок его действия в целях государственной регистрации сделок на недвижимость (см. п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

Согласованный сторонами срок действия договора по общему правилу может быть продлен (пролонгирован).

В части второй ГК РФ и в иных федеральных законах сосредоточены специальные нормы о сроках действия отдельных видов договоров:

агентского договора;

аренды;

кредитного договора;

лицензионного договора;

комиссии;

поручения;

страхования;

контрактов (договоров), заключаемых госучреждениями

и других.

______________________________

*(1) Если законом или договором не предусмотрено иное, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств до окончания срока действия договора такие нарушенные обязательства не прекращаются и договор продолжает применяться к ним до их фактического исполнения (или прекращения по иным основаниям). Окончание срока действия договора по общему правилу также не освобождает стороны от ответственности за нарушения, допущенные в период его действия (см. п. 3 и 4 ст. 425 ГК РФ).

Однако и в таких случаях окончание срока действия договора имеет юридическое значение, которое заключается в том, что по истечении этого срока договор перестает быть основанием для возникновения новых прав и обязанностей сторон (так, например, страховщик не обязан производить страховую выплату по случаям, имевшим место за пределами срока действия договора страхования).

Применение по окончании срока действия договора его условий к ранее возникшим и не исполненным надлежащим образом обязательствам не является с юридической точки зрения изменением срока действия договора или срока исполнения обязательств, а представляет собой последствие нарушения согласованных сроков.

*(2) Отметим, что характерной особенностью договоров, заключенных на неопределенный срок, по общему правилу является право каждой из сторон или одной из них на односторонний отказ от такого договора (см., например, п. 1 ст. 546, п. 3 ст. 592, п. 2 ст. 610, ст. 1051 ГК РФ). Эти правила направлены на предотвращение существования бесконечных юридических обязательств.

Срок действия договора

Срок действия договора (ст.425 ГК) — это предельная продолжительность существования договорных обязательств во времени от момента их возникновения до момента прекращения. Срок действия договора определяется соглашением сторон, а в определенных случаях — законом. Обычно, по сроку действия договоры принято делить на:
1) долгосрочные — более 1 года;
2) годовые;
3) краткосрочные (обычно на несколько месяцев);
4) на неопределенные срок;
5) разовые — по которым осуществляется разовое исполнение.
Обычно договоры, заключенные на неопределенный срок, не принято соотносить со срочными договорами. Так, если законом установлены определенные требования к договору в зависимости от его срока, то такие требования, как правило, не распространяются на договоры, заключенные на неопределенный срок. Так согласно п. 11. Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: «договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно п.2 ст.651 ГК государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года».
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны могут своим соглашением установить, что условия заключенного договора применяются и к их отношениям, возникшим до заключения этого договора. Обычно такое соглашение включается в договор в
качестве его условия.
Гарантией соблюдения договорных обязательств является то, что истечение срока договора не влечет прекращение обязательств, если только законом или самим договором не установлено, что истечение срока договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до исполнения сторонами всех предусмотренных в нем условий.
Еще более сильной гарантией является императивная но своему характеру норма, содержащаяся в п.4 ст.425 ГК: окончание срока договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Т.е., даже если условия договора и допускают прекращение неисполненных обязательств с истечением срока, то прекращение таких обязательств не освобождает от ответственности за их неисполнение.
Можно выделить два специфических с точки зрения заключения договора:
1) публичный договор;
2) договор присоединения;
Публичным договором (п.1 ст.426 ГК) признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Смысл публичного договора заключается в ограничении свободы договора для стороны, которая продает товары, оказывает услуги или выполняет работы, поскольку она является профессионалом — предпринимателем, поскольку на другой стороне, как правило, находится, непрофессионал — потребитель, который.
По этой причине коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение кому-либо при заключении публичного договора, кроме случаев, прямо предусмотренных законом и иными правовыми актами. Фактически, предприниматель ограничен в свободе заключать договор потому, что он предлагает публичную оферту (т.е. по сути, ограничение свободы договора отсутствует, поскольку определяющим является именно характер деятельности, предполагающей публичное предложение).
Сказанное распространяется на ограничение договора, связанное с его содержанием, поскольку цена и иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Так, существуют льготы для пенсионеров, школьников, сгудентов, касающиеся проезда на транспорте. Важно помнить,
что, во-первых, такие льготы могут предоставляться только на основании законов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и, во-вторых, предприниматель может, но не обязан предоставлять такие льготы.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Если такая возможность у коммерческой организации имеется, но она все же уклоняется от заключения договора, то применяются положения п.4 ст.445 ГК: лицо, которому было отказано в заключение публичного договора, может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки, вызванные необоснованным уклонением от заключения договора.
Пункт 55 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1.07.96 г. № 6/8, дает некоторые разъяснения, касающиеся публичного договора. Так, при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, лежит на коммерческой организации. Т.е. отказ от заключения публичного договора коммерческой организацией возможен, но при этом она должна доказать не имела возможности его исполнить.
Кроме того, в указанном постановлении учтены положения ст.446 ГК, согласно которым разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда, причем независимо от согласия на это коммерческой организации. При этом, безусловно, наличие разногласий не повлияет на условия, установленные императивными нормами закона и иных правовых актов.
Поскольку публичные договоры в значительном объеме заключаются и исполняются одновременно (без отсрочки), то и совершаются, в основном, устно. Поэтому в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Такие правила и определяют условия публичного договора. Издание таких правил продиктовано и необходимостью защиты так называемой слабой стороны в договоре — непрофессионала, который не только основывает свой выбор на информации продавца (исполнителя), но и заключает договор на предлагаемых предпринимателем условиях, который и подходит к их формированию профессионально, с учетом своего опыта. Т.е. такие правила устраняют перекос условий в пользу одной из сторон, тем самым, способствуя стабильности оборота, защищая того, на ком собственно и держится этот оборот — потребителя товаров, работ и услуг. Поэтому такие правила и распространены в сфере потребительского рынка. Издание правил санкционировано Законом РФ «О защите прав потребителей», стать-
ями 26 и 38 которого предусмотрено утверждение Правительством РФ правил отдельных видов договоров купли — продажи, а также правил продажи отдельных видов товаров, правил бытового и иных видов обслуживания потребителей. Речь идет о многочисленных правилах торговли и продажи (комиссионная торговля, продажа алкогольной и иной продукции, торговли и продовольственными и не продовольственными товарами), правилах вьтолнения работ и оказания услуг (перевозка, медицинские, образовательные услуги, услуги технического обслуживания и ремонта автотранспорта, услуг связи, бытовой подряд и т.п.)
Условия договора, не соответствующие требованиям установленным ст.426 ГК и обязательным для сторон правилам, утвержденным Правительством РФ в соответствии с федеральными законами, являются ничтожными.
Статья 428 ГК определяет договором присоединения как договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Это означает, что сторона может заключить такой договор только, если согласится на все предложенные условия, а вовсе не то, что новая сторона может присоединиться к уже существующему договору с участием других лиц (как это встречается в международной практике, где договора открыты для подписания новыми государствами, т.е. принятия ими международных правил поведения) — речь идет об особенностях заключения и специфике подобного рода договора. Его особенности, определяются порядком заключения:
• во-первых, условия договора определяет только одна сторона, и,следовательно, она предлагает заключить договор на этих условиях, другая- в выработке условий не участвует;
• во-вторых, другая сторона может либо полностью согласится, иподписать предложенную ей стандартную форму, либо не заключать договор вообще — не допускается каких-либо дополнений или обсуждения любого из предложенных условий.
И поскольку вторая сторона в таком договоре защищена в меньшей степени и возможно ущемление ее интересов, смысл регулирования сводится к тому, что присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но:
• лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорамтакого вида;
• исключает или ограничивает ответственность другой стороны занарушение обязательств;
• содержит другие явно обременительные для присоединившейсястороны условия, которые она, руководствуясь своими разумно понимаемыми интересами, не приняла бы при наличии у нее возможности участво-
вать в определении условий договора.
При этом для предъявления подобного иска достаточно любого из приведенного выше основания. Т.е. сторона, которой заключение договора присоединением в целом выгодно, может в последствии требовать изменить его условия.
Эти основания изменения или расторжения договора применяются, только если заключение договора присоединившейся стороной не связано с осуществлением ею предпринимательской деятельности. Для стороны, присоединившейся к договору в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (сфера гражданского оборота, в которой действуют два профессионала), требование об изменении или расторжении договора по вышеназванным основаниям не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
Договоры присоединения распространены в банковских, биржевых операциях, бытовом подряде и других видах деятельности, где существует организованный рынок, однородная деятельность. Конструкция договора присоединения воссоздается и в примерных условиях договора (ст.427 ГК), когда стороны принимают и руководствуются такого рода выработанными и опубликованными условиями для договоров определенного вида.
Договоры присоединения могут часто существовать как публичные договоры. Купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, страхование по страховому полису. Не обязательно, что каждый публичный договор является договором присоединения, поскольку для публичного договора характерно, не совершенно идентичные условия, а единые критерии, по которым формируются условия — можно купить один батон хлеба, а можно — два, соответственно и условие о цене будет другим, в то время как условия договора, например, банковского вклада не зависят от первоначального взноса (речь идет о конкретном договоре присоединения, а не о выборе вида вклада).

Что такое судебный или юридический/правовой прецедент?

Правовой прецедент: общее понятие

Судебный прецедент как источник права: значение, функции

Судебный прецедент является источником права в…

Юридический прецедент как источник права РФ: спорный вопрос

Юридический прецедент, прецедент толкования, судебная практика

Судебный прецедент — примеры по теме

Правовой прецедент: общее понятие

Правовой (юридический) прецедент – более широкое понятие, чем судебный прецедент, поскольку охватывает решения любых государственных органов, приобретающие обязательное значение.

Правовые прецеденты подразделяют на:

  • судебные прецеденты – решения юрисдикционных органов (судов);
  • административные прецеденты – решения государственных и муниципальных органов, вынесенные при рассмотрении категорий дел, относящихся к их компетенции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

К административным прецедентам в России можно отнести решения ФАС, вынесенные по ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О естественных монополиях», решения органов, уполномоченных выносить постановления по административным делам согласно КоАП РФ (гл. 23). Это отнесение будет условным, поскольку на законодательном уровне юридическая сила административного прецедента не закреплена. Однако каждый орган, рассматривающий административные дела, обязан поддерживать единообразие своей практики по однотипным делам, а следовательно, учитывает свою собственную практику и свои прецеденты. Суд не связан административным прецедентом.

Многие высшие административные органы издают разъяснения, выработанные ими по результатам анализа собственной правоприменительной практики при рассмотрении административных дел в пределах компетенции (Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС). Суды зачастую принимают во внимание эти разъяснения, хотя официального статуса они не имеют и не должны применяться в случае противоречия законодательству.

Судебный прецедент как источник права: значение, функции

Судебный прецедент – одна из древнейших форм права, исторически предшествующая кодифицированному праву. Эволюция значения судебного решения шла по пути от признания юридической силы локального акта по конкретному случаю к распространению выработанного правила на группу отношений.

Такое судебное решение выполняет двоякую функцию: с одной стороны, это акт индивидуального регулирования, относящийся к правоотношениям сторон по делу, с другой стороны, судебный прецедент как источник права:

  • создает норму права;
  • упраздняет норму права;
  • изменяет норму права.

Следует отметить, что даже в странах общего права нормы, которые создают, изменяют или отменяют судебные прецеденты, как правило, установлены также судебными прецедентами (ранее принятыми).

Во многих странах конституционные суды уполномочены отменять нормы законов. Но такие судебные акты всё же нельзя назвать судебными прецедентами, поскольку они не создают нормы, а лишь поддерживают единство правовой системы, восходящей к применяемому высшему кодифицированному источнику (конституции).

Единые нормы и единое правоприменение должны снижать долю судебного произвола. Но есть склонность к вынесению решений «по образцу» даже при наличии других доказательств. Это в большей степени проявляется в уголовном судопроизводстве. При высокой нагрузке судей вдумчивое рассмотрение дела, индивидуальный подход не всегда возможны (и не всегда приветствуются).

Судебный прецедент является источником права в…

Главенство судебного прецедента в странах общего права обусловлено особенностями развития. Если в странах кодифицированного права (романо-германская правовая семья – Германия, Франция и др.) судебные решения дали толчок к появлению и развитию нормативно-правовых актов, содержащих абстрактные нормы, то в странах англо-американской правовой семьи кодифицируются, то есть собираются в сборники акты судов. Здесь судебный прецедент является источником права в правоприменительной деятельности в качестве общего правила.

Преимущества системы судебного прецедента:

  • Гибкость. Судья обосновывает решение обстоятельствами дела, аргументирует свою позицию, учитывая не только ratio decidendi (собственно применяемый вывод) судебных прецедентов, но и obiter dictum – иные обстоятельства, под влиянием которых может возникнуть и новое правило, новый судебный прецедент.
  • Конкретность (то есть отнесение к данной ситуации): верность решения в применении к данному делу.

При применении кодифицированного права вероятно вынесение решения, не учитывающего конкретные обстоятельства по делу, несмотря на оговорки в законе (смягчающие и отягчающие обстоятельства, к примеру). Судебный прецедент можно назвать правилом «индивидуального подхода», судебное решение в системе континентального права – более «массовый подход».

Однако массив судебных прецедентов со временем становится настолько велик, что качественная подготовка к рассмотрению дела становится сложной в исполнении. Появляются противоречивые судебные прецеденты, что затрудняет правоприменение.

Юридический прецедент как источник права РФ: спорный вопрос

Возрастающая роль судебных актов высших инстанций в последние десятилетия стала поводом для утверждений о становлении судебного прецедента в качестве формы права в нашей стране. К этому есть основания:

  • Нормативные: закрепление обязательной юридической силы судебных актов Европейского суда по правам человека, Конституционного суда РФ, Верховного суда (см. ст. 15 Конституции РФ, ст. 126 ФКЗ «О Конституционном суде», ст. 377 ГПК РФ), возросшая роль судебной системы.
  • Фактические. Конституционный суд за годы своей работы отменил множество норм законов и подзаконных актов. Колоссальное значение имеет работа по укреплению единства судебной практики, проведенная Высшим арбитражным судом РФ. Постановления Президиума, обзоры судебной практики использовались и используются по многим делам, в условиях не всегда ясного, а иногда противоречивого законодательства.

Однако в литературе судебному прецеденту не придается значение формы права в РФ, поскольку:

  • суды не уполномочены создавать, изменять или упразднять нормы права;
  • система построена таким образом, что суд является органом применения нормативно-правовых актов разного уровня, начиная с Конституции РФ.

В отечественной науке для обозначения обобщенных положений, выработанных в ходе рассмотрения конкретного дела, предложен термин «правоположение». Правоположения следует искать скорее в обзорах судебной практики, нежели в решениях высших инстанций по конкретным делам.

Юридический прецедент, прецедент толкования, судебная практика

Для обозначения различных актов используется терминология, позволяющая проводить их подразделение с точки зрения правоприменительной значимости:

  • юридический прецедент – акт, разрешающий индивидуальное дело, содержащий правило, выработанное применительно к обстоятельствам этого дела (административный прецедент, судебный прецедент);
  • прецедент толкования – акт, содержащий абстрактное общее толкование нормы права, которое является обязательным для нижестоящих органов;
  • судебная практика – свод обобщенных предписаний, иногда в виде примеров решений по конкретным делам, предпосылаемый вышестоящим судом нижестоящим в качестве руководства к применению.

При рассмотрении конкретного дела:

  • при использовании юридического прецедента отделение правила от конкретных обстоятельств (отнесение фактов к обстоятельствам или к правилу) оставляется на субъективное усмотрение органа, рассматривающего конкретное дело;
  • при использовании прецедента толкования судебной практики используется предписанное толкование нормы.

Как видно, значение прецедента толкования и судебной практики близко, однако всегда нужно учитывать, что прецедент толкования остается решением по конкретному делу. Уровень абстрактности толкования в судебном прецеденте не предписан. Это можно увидеть на примерах из отечественной судебной практики.

Судебный прецедент — примеры по теме

Ограниченность значения судебного прецедента можно увидеть на следующем примере.

Многими налогоплательщиками было расценено в качестве прецедента толкования постановление Президиума ВАС РФ 09.04.2013 № 15570/12. В спорной ситуации ВАС встал на сторону налогоплательщика, обосновав свою позицию тем, что осуществляемые основным и дочерним обществами виды деятельности не являются элементами единого экономического процесса, поэтому нет признаков «дробления» бизнеса.

Однако, как оказалось, в этом судебном акте не имеется общего правила, применимого во всех случаях. В определении судьи Верховного суда РФ от 23.01.2015 № 304-КГ14-7139 указано, что по вышеприведенному делу Президиум просто пришел к выводу об отсутствии доказательств, тогда как по рассматриваемому делу такие обстоятельства установлены судами. Отличие, как следует из судебного акта, состояло в том, что было создано не одно, а несколько взаимозависимых юридических лиц.

В то же время, согласно п. 46 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17, штраф по ч. 6 ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей» взыскивается в пользу потребителя. Судебная практика изменилась, так как ранее суды взыскивали этот штраф в пользу государства. Норма закона не менялась с 2004 года.

Очевидно, что юридическая сила судебного разъяснения общего характера для нижестоящих судов равна силе закона.

***

Применение судебного акта в качестве судебного прецедента представляет сложность, поскольку содержащийся в нем вывод обоснован обстоятельствами конкретного дела. В качестве общего руководства большее значение могут иметь обзоры судебной практики. В любом случае в России решение должно соответствовать в первую очередь законодательству, во вторую очередь – судебной практике (правоположениям, содержащимся в обзорах, информационных письмах, принятых пленумами высшей судебной инстанции). Судебный прецедент к числу источников права в РФ не относится.